-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LoraYuzha

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2011
Записей: 972
Комментариев: 49
Написано: 1102


С праздником! 14 октября Покров Пресвятой Богородицы

Понедельник, 15 Октября 2012 г. 09:20 + в цитатник
Цитата сообщения wolfleo

3640123_127227 (550x413, 90Kb)

Покро́в день (Покро́в, Покрова́) — день народного календаря у восточных славян, отмечаемый 14 октября. Связан с началом осенних традиций, вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона — первый по настоящему осенний праздник. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме.
Православные христиане отмечают в этот день: Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
  


В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи..
В этот день домовой спать укладывается и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Протапливали избу, Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.

С Покрова, — говорят в народе, — перестают бродить и колобродить по лесам лесные хозяева, лешие. При расставанье со своею полной волею, они ломают немало деревьев, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверье по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны зелёной, растопляющей своим теплом снега-льды.

Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зи-мой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: "Какова погода на Покров - такова и зима"; "Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы" (воронежск.); "Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме"; "Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму"; "Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша" (пермск.); "Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная"; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: "Покров - первое зазимье"; "На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима"; "С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы"; "Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима"; "Покров кроет землю, то листом, то снегом".

Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: "На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается". Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: "Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же"; "Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе"; "От первого снега до санного пути шесть не-дель" (Пинежье). Поэтому именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы

Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался "покровителем свадеб" и девичьим праздником: "Придет Покров, девке голову покроет"; "Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест"; "Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб"; "Если снег выпа-дет на Покров - счастье молодым"; "Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)"; "Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)".

В книге “Народная Русь” Коринфского написано: Ложась спать перед днем Покрова, девушки произносили молитву, обращенную к Богородице: "Ты, Покров - Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей - идти на чужую сторону! Введенье - Мать - Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье - Мать - Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!", а утром вставали рано и шли в церковь - поставить свечу перед иконою Покрова Богородицы, при этом просили: "Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком"; "Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!". Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет.
Из этой же книги: "В некоторых других губерниях крестьянские девушки, мечтающие о женихах, ткали ко дню Покрова "обыденную пелену". Собравшись вместе, исполняя подходящие для этого случая песни, девушки теребили, пряли и ткали "пелену" (холстину), стараясь закончить работу в один день, "обыденкой". Приготовленную таким образом "пелену" перед обедней в Покров несли в церковь и вешали к иконе Покрова, молясь при этом о замужестве: "Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея! Покрой ты, батюшко-Покров Христов, мою победную голову жемчужным кокошником, золотым назатыльником!"
Начинаются регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло — засидки привело».
В день Покрова старались совершить ряд охранительных действий. Так, молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели, таким образом молодухи старались уберечь себя от "призора недоброго глаза". Для предохранения от зимней про-студы маленьких детей обливали на пороге дома водою сквозь решето. Старухи сжигали изношенные за лето лапти, считая, что исполнив это, они "прибавят себе ходу на зиму".

Покров день являлся определяющим для начала и конца различных работ и промыслов. В Покров день принято было ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьева дня. При этом совершались определенные обрядовые действия: чтобы уберечь скотину от бескормицы и болезней ее закармливали "пожинальником" - последним сжатым снопом; чтобы хватило корма на весь год, в ночь на Покров день скотине клали столько сена, сколько она не могла съесть. В день Покрова над воротами вешали ведро без дна, чтобы отел у коров прошел благополучно; а для защиты скотины от болезней ее поили в этот день водой, пролитой сквозь решето.

С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: утеплять и конопатить их, - как говорили, "ухитить", "захватить тепла до Покрова", т.е. починить из-бу, иначе: "Не ухитишь (избу) до Покрова - не будет такова".

В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи и приговаривали : "Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом и добром", "Покров, натопи избу без дров". Пекли "блинцы", что называлось "запекать углы". Или хозяйки брали небольшую красную тряпицу, зажимали в руке, проходили вокруг дома с заговором: "Покров, Покров, покрой наш дом теплом и добром" , затем затыкали в передний угол с наружной стороны.. Верили, что "если на Покров истопить печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло"…  

 

Рубрики:  Вера. Религия.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку