Поиск сообщений в lj_zamki_mira

Создан: 18.12.2008

Замок Хейльсберг. г. Лидзбарк-Варминьский, Польша

Четверг, 05 Декабря 2013 г. 14:07 + в цитатник
Недавно я вам рассказывал про поездку на заброшенный немецкий аэродром Йесау (нем. Jesau), а также в поселок Южный, Багратионовского района Калининградской области. Состоялась эта поездка в рамках пребывания в нашем регионе путешественника Александра Лапшина (puerrtto). После этого наш дальнейший маршрут предполагал посещение городов: Багратионовск (бывш. Прейсиш-Эйлау, нем. Preussisch Eylau) и Правдинск (бывш. Фридланд, нем. Friedland). А также поселка Железнодорожный (бывш. Гердауэн, нем. Gerdauen), где сохранилась немецкая застройка и настоящие фахверковые дома. Поездки в Польшу в этот день не предполагалось, и все решил "Его Величество Случай". И, как выяснилось позже – к лучшему. Сейчас объясню почему.

Lidzbark Warmi'nski

Поселок Железнодорожный, который предполагался конечным пунктом нашего маршрута, мог стать и в самом деле конечным. Дело в том, что поселок находится всего в пяти километрах от госграницы и является приграничной зоной с особым режимом посещения. Находиться там можно либо лицам с местной пропиской, при предъявлении паспорта, либо имея специальное разрешение. Нахождение остальных лиц там жестко пресекается пограничниками.

И доберись, в тот день, мы туда, еще неизвестно чем бы все закончилось для нас и двоих иностранцев: Саши puerrtto и его спутницы Юли yuliya_roza. Насколько там все серьезно, вы можете судить по "увлекательной поездке" туда моего друга Алексея ren_ar. Ощущение такое, что там находится не иначе, как сверхсекретная военная база…

Однако добраться туда нам было, видимо, не суждено. По пути в Багратионовск нашу машину тормозит доблестный инспектор и начинается самый настоящий цирк. Рассказывать про него я не буду, так как эту сверх резонансную историю можно почитать в отдельном посте Александра. Скажу лишь, что эта история определила наш дальнейший маршрут.

Вспомнив, что совсем рядом Европа, где и дороги получше, и полицейские адекватнее, и люди добрее, мы решили попробовать съездить в какой-нибудь польский городок, а заодно и перекусить там. Почему попробовать? А потому, что у нас не было страховки на машину (благо заграничные паспорта были у всех на руках) и не известно – пустили бы нас в Польшу или нет. А еще могла бы быть большая очередь на границе.

Проехав Багратионовск, мы свернули в сторону погранперехода с Польшей. Нам повезло – на границе почти не было машин, а вот все конторы, оформляющие страховки были почему-то закрыты. Оставался еще шанс – попробовать оформить страховку на польской стороне, но не известно, пропустили бы нас пограничники или нет…

И тут нам снова везет. Милая улыбчивая девушка-пограничник на КПП "Багратионовск – Безледы", которой мы объяснили ситуацию, без проблем поставила в паспорта заветные штампики, поинтересовавшись лишь, с какой целью мы направляемся в Польшу? Мы же не нашли ничего лучше, чем банальный ответ – "покушать"… Её это вполне устроило.

Пройдя границу, у нас появился новый вопрос… А стоит ли оформлять страховку или все же рискнуть поехать без нее, но если нас тормознут на дороге, то придется платить огромный штраф. Мы решили все же не рисковать, а просто скинуться и оформить страховку.

Зайдя в приграничную польскую контору по оформлению страховок (к слову здесь все работало, в отличие от российской стороны), мы были удивлены тем, что на небольшой площади располагалось несколько страховых фирмочек, но цены за их услуги значительно разнились. Как им удается уживаться вместе – непонятно…

03. Алексей ren_ar и Саша puerrtto

Выбрав самую дешевую, мы были приятно удивлены сервису. Кроме уважительного отношения к клиентам, нам было предложено выпить горячего кофе или чая. Что и говорить – приятно!

04. Алексей: "Саш, спасибо, конечно, за кофе, но я хотел вообще-то чай..."

Когда все формальности были улажены, мы стали думать куда поехать, чтобы было и не далеко (предстоял же еще обратный путь) и интересно. Наш выбор остановился на исторической столице Вармии – городке Лидзбарк-Варминьский (польск. Lidzbark Warmi'nski), находящийся в 38 километрах от границы.

Не имея под рукой карты, мы выставили маршрут на GPS-навигаторе и отправились в путь. И тут случился еще один интересный момент… До города можно было добраться по хорошим скоростным дорогам, однако так было длиннее. Хитрый навигатор решил сократить путь и указал нам короткий маршрут по проселочным дорогам… Поняли мы это несколько позже, но да ладно… Проехав польский город Бартошице (польск. Bartoszyce), мы вскоре добрались до конечной точки нашего маршрута.

Было еще не слишком поздно, но народу на городских улочках Лидзбарка почему-то было крайне мало, а точнее людей практически не было. Было закрыто и большинство магазинов, и кафе… Оставив машину на стоянке, мы отправились знакомиться с исторической частью города, а заодно и поискать уютный ресторанчик.

07. Православный храм св. апостолов Петра и Павла (польск. Cerkiew 'Swietych Apostol'ow Piotra i Pawla). Храм был возведен еще в начале XIX века известным архитектором Шинклем. До 1945 года это была евангелическо-лютеранская кирха, затем передана православным. Настоятелем храма был иерей Ростислав Солопенко – клирик Феодоровского Государева собора Царского Села. 17 ноября 2013 года на 40-м году жизни Ростислав Солопенко трагически погиб в автокатастрофе…

Лидзбарк-Варминьский был основан Тевтонским Орденом в 1240 году на территории Восточной Пруссии, как Хейльсберг (нем. Heilsberg). Спустя три года, город на реке Алле (польск. Лына, рус. Лава) стал резиденцией епископа, который управлял определенным районом и подчинялся Великому Магистру Ордена.

В 1306 году Хейльсберг стал полноправной резиденцией епископа Вармии и оставался главным городом Варминских епископов в течение последующих 500 лет. Лидзбарк стал религиозным, политическим, экономическим и культурным центром Вармии.

Переломный момент в истории города произошел после битвы при Грюнвальде в 1410 году, когда епископ Вармийский признал сюзеренитет короля Польши, а по Торунскому миру 1466 года Вармия вместе с территорией Западной Пруссии вошла в состав Речи Посполитой на правах автономного княжества.

В 1503—1510 годах у своего дяди, епископа варминского Лукаша Ванценроде (польск. Luke Watzenrode), в замке проживал знаменитый астроном Николай Коперник, будущий создатель гелиоцентрической системы мира. Здесь учёный написал "Комментарии о гипотезах…" и, как считается, начал первоначальные работы над своим знаменитым трактатом "О вращении небесных сфер" (лат. "De revolutionibus orbium coelestium").

В 1772 г. в результате Первого раздела Польши, территория Варминского княжества присоединена к Пруссии, а его автономия ликвидирована.

10 июня (29 мая по старому стилю) 1807 г. рядом с городом произошла знаменитая Гейлсбергская битва, между французской армией императора Наполеона I и русской армией генерала Л. Л. Беннигсена. Наполеон планировал отрезать русские войска от базы снабжения в Кёнигсберге, а затем раздавить численным превосходством, однако Беннигсену удалось отбить все атаки и остаться на позициях.

В ходе Второй мировой войны город был сильно разрушен, по окончании войны Вармия была передана Польше, а город сменил название на Лидзбарк-Варминьский.

Наш путь в Старый город пролегал через красивые старинные городские ворота Wysoka Brama.

За ними оказалась симпатичная широкая пешеходная улочка с обилием зелени и ухоженных цветников. Информационный центр, расположенный в воротах, был уже закрыт, однако вокруг было довольно много информационных щитов для туристов, благодаря которым можно было спланировать свой маршрут.

12. Магазин Тролля )))

Впереди виднелись башни Лидзбарского замка, а справа возвышалась громада Кафедрального собора. Мы решили сначала дойти до замка, а на обратном пути к машине осмотреть собор.

Пешеходная улица, закончившаяся у симпатичных цветных домиков, плавно перешла в, чуть заметную, узкую тропинку между двумя домами… Лестница убегала с холма вниз, куда-то вдаль к реке, где находился величественный замок.

В этом узком проходе уютно устроилось небольшое кафе, двери которого были открыты и зазывали припозднившихся гостей. Решив, что дальше будут еще какие-то подобные заведения, мы пробежали мимо.

Перейдя мост через Лыну, мы вышли непосредственно к красивейшему замку. Настало время немножко рассказать о нем…

С 1350 по 1401 года в центре поселения для епископа возводится великолепный замок Хейльсберг и городские укрепления. Внешне он представлял квадрат с внутренним двором и четырехгранными стрельчатыми башнями по углам. Замок был окружён глубоким рвом, наполненным водой из протекающей неподалёку речки Сымсарны. В начале XV века в замке находилась резиденция Великого Магистра Тевтонского Ордена – Хайнриха фон Плауена (нем. Heinrich von Plauen).

Постепенно замок расширяется, превращаясь в архитектурный ансамбль. В конце XVII века строится южное крыло замка в стиле барокко по проекту итальянского архитектора. Здесь же были конюшни и склады. Сегодня в историческом южном крыле расположен 4-звездочный отель Hotel Krasicki. В северной же части замка располагались промышленные объекты: мельница, мастерские, кузница и т.д.

В 1703 году замок захвачен шведскими войсками под предводительством Карла XII. Картинные галереи и библиотека замка — разграблены.

Последним епископом замка (с 1767 по 1795 годы) был Игнацы Красицки (польск. Ignacy Krasicki). Это был удивительный человек – великий поэт, писатель, автор комедий и энциклопедист, прозванный народом "Князем поэтов". После того, как Красицки покинул резиденцию, замок и город постепенно теряют своё политическое, и экономическое значение.

В XIX веке замок становится то казармой, то приютом. В годы Второй Мировой войны замок использовался, как тюрьма для русских военнопленных.

В замок можно попасть через сохранившийся мост надо рвом. Ведёт он на квадратный внутренний двор, окружённый красивейшими двухэтажными арочными готичными галереями. Сегодня здесь располагается Варминьский музей – отделение Музея Вармии и Мазур в Ольштыне. В прекрасных замковых залах мы можем познакомиться с постоянными и временными музейными выставками: "Искусство средневековья Вармии и Пруссии", "Знаменитые жители лидзбарского замка", "Православные иконы XVII - XX веков", " Военное замковое снаряжение". Ежегодно летом в призамковом амфитеатре проводятся "Лидзбарские вечера юмора и сатиры".

По причине позднего времени, внутрь замка мы не попали, ограничившись осмотром его внешней территории.

37. Греко-католическая церковь напротив замка.

Величественный собор Петра и Павла (польск. Parafia rzymskokatolicka 'sw. Piotra i Pawla), постройки середины XIV века также был уже закрыт.

Так и не найдя какого-либо еще ресторана, мы решили вернуться в то заведение на лестнице, а то и оно могло закрыться. Зашли внутрь и не пожалели… Приятная камерная обстановка, услужливый персонал и очень вкусная еда по приятным ценам, впрочем, как и везде в Польше.

46. Саша puerrtto, Алексей ren_ar и я blacktroll. Фотограф: Юля yuliya_roza

Покушав, мы поторопились отправиться в обратный путь в Калининград. Была высока вероятность попасть в серьезную многочасовую пробку на границе. Мы решили не рисковать возвращаться на небольшой пограничный переход "Багратионовск - Безледы", через который мы въехали, и добраться до другого погранперехода - "Бранёво – Мамоново", у которого пропускная способность была намного выше.

Весь обратный путь у нас прошел в ожесточенной дружеской математической головоломке. Четыре головы с кучей высших образований не могли разобраться, кто за кого и когда платил денег, и кто кому сколько был должен в результате. Выходило так, что больше всех своих денег выложил Алексей и он же остался больше всех всем должен… )))) Смех, да и только… Впрочем, это уже другая история, закончившаяся, конечно же, хорошо!..

Антонов_Николай   обратиться по имени Четверг, 05 Декабря 2013 г. 18:49 (ссылка)