Сегодня можно говорить о полноценном участии русскоязычных пользователей в формировании общей карты мировой блогосферы.
Несмотря на
данные исследования Technorati, согласно которому в марте 2006 года доля русскоязычных блогов составляла 2% против занимающих лидирующие позиции блогов на японском языке (37%) и англоязычных блогов (31%), русскоговорящие пользователи все активнее пользуются возможностями личных дневников, все чаще рассматривают блоги как активную медийную коммуникационную площадку для выражения социальной, политической позиции, и в среднем русскоязычный блоггер пишет в три раза чаще, чем западный.
А начиналось все так.
Еще в период становления Рунет-культуры основные ее участники пытались решить потребность в постоянном обмене информацией при помощи конференций и чатов. Эта технология общения не давала приемлемых средств для трансляции за пределы того узкого круга, к которому и принадлежали «пионеры» российского Интернета (сетевые конференции relcom.infomarket.talk и Fidonet
1 не решали этого вопроса).
В 1996 году стали появляться проекты, основанные на постоянно обновляющемся контенте, который публиковался автором (авторами) регулярно и для публичного просмотра. Появился проект Ромы Воронежского — первый персональный сайт в Рунете:
Сайт жил по адресу www.elektra.ru/~rv, а было на нем то, что сейчас назвали бы «блогом». Некие периодичные записки от имени лирического героя — это мой формат <…> Сайт этот был первым шагом по той неровной дорожке, которая вывела меня бог знает куда (Лесной, Горный, ZR, Житинский, Лебедев) и еще куда-то выведет. Потом сайт переехал на www.karabistr.ru/rv, потом - на www.napisal.ru, где и живет до сих пор. Появились
«Паравозов-News» Александра Гагина,
«Вечерний Интернет» Антона Носика,
«Наблюдения КаДеткиной» Артемия Лебедева,
«Сеновал» Сергея Кузнецова,
«Бессрочная ссылка» Романа Лейбова,
«Невод» Насти Грызуновой и др.
Все эти проекты, благодаря оригинальному авторскому стилю, а также актуальности регулярно подаваемого материала, становилась все более популярными и обсуждаемыми как в сети Интернет, так и вне ее.
К концу 1997 года русскоязычных веб-обозревателей было уже несколько десятков
2, формировалась новая среда сетевого общения, требовались инструменты для ведения бесед в дистанционном режиме и в реальном времени.
Такой инструмент был найден. Роман Лейбов увидел ссылку на незнакомый ему LiveJournal.com в гостевой книге сайта Михаила Вербицкого. Попробовал открыть журнал в ЖЖ (аббревиатура от Живой Журнал — дословный перевод английского названия сервиса LiveJournal) и ему понравилось. Именно Лейбова считают Колумбом, открывшем материк российского блоггинга. В
интервью изданию «Компьюлента» один из «старожилов» Рунета Анатолий Воробей рассказал:
До Лейбова было несколько случаев, когда кто-то приходил на сервис LiveJournal.com, открывал журнал, игрался с ним немного, и в том числе оставлял запись по-русски. Мне известны два таких случая (юзеры linker и at). Но это всегда было изолированным одиночным инцидентом, который не влёк за собой создание какого-либо сообщества. Эти юзеры не продолжали писать по-русски в течение долгого промежутка времени, они не приводили вслед за собой других энтузиастов, они просто побаловались немного на незнакомом сайте, а потом забросили его до лучших времён. По всем этим причинам они никак не повлияли на создание коммуникационной среды, которой является «русский ЖЖ». История создания и формирования этой коммуникационной среды однозначно восходит именно к миссионерским усилиям РЛ. 31 января 2001 года в российском интернете Лейбов зарегистрировал «аккаунт» (от англ. account — отчет, сообщение) первого русскоязычного сетевого дневника, а уже на следующий день появилась и первая запись, сделанная автором:
«Проба пера. Попробуем по-русски... Смешная штука». Исторически сложилось так, что долгое время первым русскоязычным пользователем считался ЖЖ-юзер
linker, чей дневник был открыт 27 ноября 1999 года в 03:08:20 и имеет номер 666 в базе данных, а самую первую запись на русском языке в Живом Журнале оставил пользователь
at — она датируется 30 ноября 1999 годом. Тем не менее именно Романа Лейбова считают «первооткрывателем», потому что он был первым, кто популяризировал этот сервис.
Лейбов потянул за собой своих сетевых знакомых и друзей, а те — своих знакомых и друзей, и из всего этого постепенно стала формироваться российская блогосфера.
Живой Журнал у меня существует… я, вернее, как юзер, существую два с небольшим года, но знал я о нем и прежде, просто потому что хорошо и давно знаю Романа Лейбова, ну, как бы живую легенду русского интернета, такую же живую легенду, как Евгений Горный и другие персонажи. Он автор самого первого поста, насколько я помню, самой первой записи в русском Живом Журнале <…> Первоначальные впечатления от Живого Журнала – удивление и желание туда писать, потому что на год раньше, чем я, стал пользователем мой сын, человек медийный, он журналист, и я за какое-то время понял, что очень большую долю информации он черпает именно оттуда. Вот это меня во многом убедило .
Сам Роман Лейбов был абсолютно уверен в том, что нашел «правильную форму сетевой графомании и инструмент, прямо заточенный под эту задачу»3. Уже во втором своем посте Лейбов высказал одобрение такому явлению как блоггинг и благодарность за совет воспользоваться услугами сервиса от Михаила Вербицкого, которого тоже можно смело причислить к отцам русской блог-культуры. Позже Роман Лейбов
напишет:
В пятницу 22 декабря 2000 года в гостевой книге своего «антикультурологического еженедельника» М. Вербицкий, сообщив о создании списка рассылки, посвященного творчеству и жизни П.Г. Короленко, неожиданно присовокупил к этой информации следующее: «blog http://www.livejournal.com/. Ради таких сайтов и существует Интернет, да. Там типа люди круглосуточно сидят и про себя рассказывают, сотнями». Намерения М. Вербицкого были, смеем предположить, самыми благими. Но уже примерно год спустя он ругался на помянутый сервис последними словами (впрочем, используя этот самый сервис). Легче всего было бы списать эту перемену на известную ветренность математиков вообще и тов. Вербицкого — в особенности. Однако дело тут, думается, вовсе не в переменчивости настроений Михаила Сергеевича. Вместо дневника мы довольно скоро получили именно журнал, некоторое дополнительное (но не альтернативное) СМИ, со всеми его преимуществами и недостатками. Итак, «проба пера» удалась.
Русские заявили о своем праве присоединиться к мировому блог-безумству и стали активно публиковать тексты, писать комментарии, вступать в диалоги, формировать «ленты друзей» («френдов») и создавать «коммьюнити» (калька с англ. слова community — сообщество), то есть формировать собственный многопользовательский журнал по интересам, записи в котором делаются всеми членами сообщества.
Поначалу это были блоги людей, имеющих отношение к Интернету самое непосредственное: просто потому, что они имели доступ к «всемирной паутине». Именно по этой причине Живой Журнал отличался от LiveJournal: подавляющее большинство дневников в LiveJournal содержат очень личные записи, посвященные событиям в личной жизни автора дневника, перечислению событий прошедшего дня, общению с друзьями и родными в реальной жизни. В русском ЖЖ поначалу таких блогов было совсем мало: большинство дневников использовалось их авторами для общения на культурные, политические, профессиональные темы с множеством людей, в том числе совершенно незнакомых.
Сегодня дневники ведут студенты, менеджеры, космонавты, певцы, боксеры, домработницы и даже дочки президента В.В.Путина (
http://katya-and-masha.livejournal.com/). В последнее, конечно, верится с трудом, несмотря на достаточно занятные по своей информационной составляющей тексты и редкие семейные фотографии: не стоит забывать об элементе «маскарадности», присущем мировой (в общем) и российской (в частности) блог-культуре.
На сегодняшний момент в русскоязычной блогосфере (согласно данным службы Яндекса
«Поиск по блогам») насчитывается более 1 150 000 блогов, а записей (постов) — больше 80 миллионов. Каждую секунду появляется в среднем три новых записи, а за первые девять месяцев 2006 года русскоговорящие Интернет-пользователи зарегистрировали в два раза больше новых дневников, чем за весь предыдущий год.
Русскоязычные блоги ведутся сегодня в основном на 14 блог-хостингах (службы размещения дневников, в которых больше двухсот блогов). Так называемую «большую четверку» составляют сервисы, насчитывающие от 50 до 350 тысяч блогов (
Livejournal.com,
Liveinternet.ru,
Blogs.mail.ru,
Diary.ru).
При этом в исследовании подчеркивается, что вышеприведенные цифры касаются общего количества зарегистрированных блогов. Рейтинг блог-хостингов по доле активных дневников (т.е. обновлявшихся за последний квартал) выглядит несколько иначе. Если на
Livejournal.com и
Diary.ru доля активных блогов — около 40%, то на Liveinternet.ru и Blogs.mail.ru — 21% и 18% соответственно.
В январе 2007 года
MASMI Research Group провела по заказу компании
«Суп» исследование российской Интернет-аудитории. Согласно полученным результатам, наиболее популярной площадкой для хостинга блогов был и остается LiveJournal. Именно этому сервису отдают предпочтение более 45% имеющих личный сетевой дневник пользователей (6,5% от общего числа опрошенных) Рунета. На втором месте – блог-сервис Mail.Ru, однако его показатели могут быть несколько завышены (как и в случае с Rambler Планета) в силу известности бренда портала. 13% пользователей размещают свои блоги на
LiveInternet, более 7% пользуются Diary.ru.
Вместе с дневниками на массовых блог-площадках растет и количество «автономных» (standalone) блогов — к сентябрю 2006 года их стало четыре с половиной тысячи. Большинство автономных блоггеров (67%) используют «движок» Word Press. Еще около 1% используют Movable Type, а другие «движки» занимают долю менее 1%.
В результате, можно заметить, что самой популярной в России блог-площадкой является именно Живой Журнал, проект, который приобрел в российском Интернете феноменальную популярность: в качественном плане современный состав аудитории русского ЖЖ необычайно разнообразен, свои дневники есть у многих известных в России людей — и известных, прежде всего, за пределами ЖЖ-сферы — а также у партий, общественных движений и организаций.
Именно блоги Живого Журнала составляют костяк российской блогосферы и кардинально отличаются от остальной ее части.
Живой Журнал, по сути, муравейник. Не открою ничего нового. Тут и говорящие табуретки, и негодующий планктон, и томящиеся в любви к миру тостеры. Муравейник устрашающих размеров, но небесполезный. Во-первых, он подарил мне пару десятков по-настоящему ценных знакомств. Во-вторых, это одна из самых насыщенных информационных лент. Ну и в моем случае — это аудитория. В хорошем смысле слова. Аудитория, к которой можно обратиться и за советом, и за помощью. Вплоть до помощи материальной, как было в случаях, когда мы с моими читателями собирали деньги для нуждающихся. И продолжаем собирать. Для чего я веду блог? Наверное, по большому счету для этого. Собственно, ради увеличения этой аудитории я и стараюсь. Да. Вот так вот корыстно4. Сегодня, безусловно, существует достаточно аналогов этого проекта, работающих практически по тому же принципу сетевых дневников (часть из них упоминается выше, к ним можно добавить НГС Дневники , Dirty.ru , Blogonline ). Принципом «кто первый встал, того и тапочки» можно объяснить популярность LiveJournal в Рунете. Ну и, разумеется, благодаря тому, что первыми пользователями проекта стали «лидеры мнений», которые быстро определили преимущества удобной формы для коммуникации: простая и понятная технология превратила процесс обновления ресурса в набор из двух операций — набрал текст, нажал на кнопку и стал частью «всемирной паутины».
К тому же, возможность добавлять других пользователей ЖЖ в свой список чтения (так называемую «френдленту» — об этом ниже) благоприятствовало образованию социальных связей, которые впоследствии и образовали основной – авторитетный – костяк аудитории российской блогосферы. Это принципиальное отличие Живого Журнала от многих других блог-сервисов во многом способствовало успеху проекта: возможность поиска социально, профессионально, культурно близких людей отвечала потребности формировать определенную реноме-среду вокруг ЖЖ-пользователя, и количественный и качественный составы френдленты создавали репутацию ее владельцу, вес.
Со временем процесс работы в Живом Журнале еще более упростился: 2 августа 2004 года запустился единственный даже на сегодняшний момент крупный сервисный проект, предназначенный специально для пользователей Живого Журнала, —
LJplus.ru. Среди услуг, которые предоставляет проект, — специализированный хостинг для размещения файлов в ЖЖ, галерея публикуемых пользователями картинок и фотографий, специализированный ЖЖ-счетчик, разнообразные рейтинги на основе получаемых данных, поиск по Живому Журналу (совместно с «Яндекс»), сервис постинга на сайт и в ЖЖ посредством СМС и ММС и др.
В результате, мы можем с уверенностью констатировать, что сообщество русскоязычных пользователей Живого Журнала — самое большое из всех, имеющихся на данный момент в российской блогосфере.
Очевидно, что феноменальная рецепция Живого Журнала в России оказала серьезное влияние на развитие Рунета и на русскую культуру в целом. Докторант Лондонского университета Евгений Горный — один из «первопроходцев» русского Интернета, создатель ряда сетевых проектов, автор исследований по филологии, истории искусства, теории сознания и киберкультуре — не редко подчеркивает в своих интервью и статьях, что выражение «живой журнал» имеет тенденцию к превращению в синоним блога как такового.
Феноменальный успех русского сообщества Живого Журнала (по отношению к другим российским блог-площадкам и к сервису LiveJournal) удивителен. В контексте исторической динамики ЖЖ достаточно быстро трансформировался из простого сервиса для хранения личных записей в медийную площадку с собственной, ни на кого не похожей культурой, традициями, языком, правилами и законами. Для многих пользователей ЖЖ не только дополнительная аудитория, зрители и читатели, но круг общения, зачастую гораздо более широкий, чем в оффлайне, возможность получить новые творческие и коммерческие предложения, протестировать собственные творческие возможности (журналисты и писатели пробуют на публике свои тексты до «официальной публикации»; фотографы демонстрируют свои фотографии и обсуждают работы друг друга).
Основное различие между Живым Журналом и его аналогами — очень высокая связность, коммуникативность: несмотря на большое количество все возникающих личных и, скажем так, неавторитетных дневников, в русском ЖЖ сохранилось коммуникативное ядро из нескольких тысяч блогов, тесно связанных между собой, которые в какой-то степени задают тон, становятся основными источниками новостей, в обсуждение которых вовлекаются потом десятки, сотни и тысячи заинтересованных пользователей.
Несомненно, русский LiveJournal — мощнейший инструмент с универсальными свойствами (от поиска работы и нового круга общения до возможности дистанционного обучения), уникальное медийное пространство в рамках «мейнстримного» СМИ.
Достаточно странно, что этот феномен изучен слабо: несмотря на большое количество статей в СМИ и высокую степень рефлексии заказчиков всевозможных опросов, академических — серьезных — исследований, посвященных ЖЖ, практически нет. Евгений Горный объясняет это
так:
Причин малой исследованности ЖЖ несколько. Если говорить о западных исследователях, то здесь основным фактором является, несомненно, языковой и культурный барьер. Порою исследователи блогов честно оговаривают, что их обобщения строятся на анализе исключительно англоязычного материала, однако чаще другие языки исключаются по умолчанию, безо всяких оговорок. Что касается русской академии, то отсутствие интереса к «Живому Журналу» связано, с одной стороны, с относительной новизной этого явления, а с другой – с общей неразвитостью российских Internet Studies. Впрочем, ситуация меняется, и не за горами то время, когда про ЖЖ будут писать курсовые работы и диссертации В процессе исследования субкультуры Живого Журнала я еще обращусь к научной работе Евгения Горного. Также я воспользуюсь следующей методологией: проанализирую статистические данные (основные источники — исследования МАСМИ и «Яндекс. Поиск по блогам», а также данные исследований Technorati и Perseus); изучу текстовые источники (публикации и эфиры в СМИ, интервью, записи ЖЖ-пользователей) и попробую подвести к общему знаменателю полученные выводы; проведу собственные исследования на базе архивов Живого Журнала.
Все это поможет нам изучить структурные компоненты ЖЖ (пользователи, их интересы и мотивы, механизмы формирования френдленты и сообществ, построение социальных связей и т.д.), выявить основные различия, выделить, наконец, те специфические особенности идеологии и архитектуры «Живого Журнала», которые привели к формированию субкультуры и к феноменальному успеху проекта.
1 Первые сетевые конференции, объединившие на некоммерческой основе несколько узлов для передачи данных и обсуждения всевозможных тем, были организованы Институтом коммерческой инженерии. Проект назывался «ИнфоРынок» и решал задачу информационной поддержки российского рынка ценных бумаг новейшими Интернет-технологиями. Телеконференции relcom.infomarket.talk и relcom.infomarket.quote (модератор - Анатолий Левенчук) - первые непрограммистские российские русскоязычные телеконференции в Интернете. Сеть Fidonet (Фидонет) появилась в России весной 1990 года. Это международная некоммерческая компьютерная сеть, созданная в 1984 году двумя американскими программистами — Томом Дженнингсом (Tom Jennings) и Джоном Мэдиллом (John Madill). Предназначение Фидонета состоит в обмене текстовыми сообщениями в пользовательских конференциях (называемых эхоконференциями или для краткости эхами), а также личными сообщениями (нетмейловыми письмами). Фидонет не является частью интернета. В частности, можно подключаться к Фидонету, не имея учётной записи в Интернете и не платя денег никому. Тем не менее, в Паутине немало ресурсов, посвящённых Фидонету; в частности, есть сайты, на которых можно читать пользовательские эхоконференции Фидонета (по данным материалов
«Свободной энциклопедии Wikipedia»).3 Из интервью филолога, литературного критика Дмитрия Бака «Радио Свобода» (эфир от 16 апреля 2006 года). Цитируется по ссылке http://www.svobodanews.ru/Transcript/2006/04/16/20060416120032997.html 4 Ольга Гронина (ЖЖ-юзер olgatt: 3780 читателей на 23 февраля 2007 года), менеджер проектов в компьютерном холдинге. Комментарий журналу «Компьютерра», №14 от 12 апреля 2006 года. Цитируется по ссылке http://offline.computerra.ru/2006/634/263461/ https://research-lj.livejournal.com/1389.html