-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_research_lj

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




ЖЖ исследований о ЖЖ - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://research-lj.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://research-lj.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Блогосфера российского Интернета

Вторник, 29 Мая 2007 г. 19:23 + в цитатник
Сегодня можно говорить о полноценном участии русскоязычных пользователей в формировании общей карты мировой блогосферы.

Несмотря на данные исследования Technorati, согласно которому в марте 2006 года доля русскоязычных блогов составляла 2% против занимающих лидирующие позиции блогов на японском языке (37%) и англоязычных блогов (31%), русскоговорящие пользователи все активнее пользуются возможностями личных дневников, все чаще рассматривают блоги как активную медийную коммуникационную площадку для выражения социальной, политической позиции, и в среднем русскоязычный блоггер пишет в три раза чаще, чем западный.

А начиналось все так.

Еще в период становления Рунет-культуры основные ее участники пытались решить потребность в постоянном обмене информацией при помощи конференций и чатов. Эта технология общения не давала приемлемых средств для трансляции за пределы того узкого круга, к которому и принадлежали «пионеры» российского Интернета (сетевые конференции relcom.infomarket.talk и Fidonet 1 не решали этого вопроса).

В 1996 году стали появляться проекты, основанные на постоянно обновляющемся контенте, который публиковался автором (авторами) регулярно и для публичного просмотра. Появился проект Ромы Воронежского — первый персональный сайт в Рунете:

Сайт жил по адресу www.elektra.ru/~rv, а было на нем то, что сейчас назвали бы «блогом». Некие периодичные записки от имени лирического героя — это мой формат <…> Сайт этот был первым шагом по той неровной дорожке, которая вывела меня бог знает куда (Лесной, Горный, ZR, Житинский, Лебедев) и еще куда-то выведет. Потом сайт переехал на www.karabistr.ru/rv, потом - на www.napisal.ru, где и живет до сих пор.


Появились «Паравозов-News» Александра Гагина, «Вечерний Интернет» Антона Носика, «Наблюдения КаДеткиной» Артемия Лебедева, «Сеновал» Сергея Кузнецова, «Бессрочная ссылка» Романа Лейбова, «Невод» Насти Грызуновой и др.

Все эти проекты, благодаря оригинальному авторскому стилю, а также актуальности регулярно подаваемого материала, становилась все более популярными и обсуждаемыми как в сети Интернет, так и вне ее.Читать далее

http://research-lj.livejournal.com/1389.html


Мировая карта блогосферы

Вторник, 29 Мая 2007 г. 19:23 + в цитатник
В 2004 году самый полный англоязычный словарь Merriam-Webster назвал «блог» словом года и включил его в новую печатную версию словаря. К этому моменту мировая блогосфера достигла уже нешуточных размеров. По данным одного из ведущих англоязычных блог-поисковиков Technorati.com на сентябрь 2006 года в мире было более чем 54 миллиона блогов.

Специалисты Technorati проследили, что количество блогов в мире удваивается каждые полгода. При этом 55% блоггеров продолжают вести блоги спустя три месяца после того, как завели его; 11% блоггеров обновляют свои дневники не реже, чем раз в неделю; 1,2 млн постов (примерно 50 000 в час) появляются ежедневно.

Согласно данным другого источника — исследовательского проекта Pew Internet & American Life — 12 млн взрослых граждан занимаются блоггингом, 57 млн Интернет-пользователей (39% от общего числа) читают блоги.

Почему блоггинг приобретает все большие масштабы и становится все популярнее?
Человек по своей природе эгоцентричен и всегда стремится к тому, чтобы определить и отделить свою территорию. В этом контексте мне кажется очевидным, что именно Интернет-среда как нельзя лучше соответствует стремлению создавать, строить self-пространство, позволяя при этом формировать любой образ и сохранять анонимность.

Такое Интернет-явление как блоггинг стало своего рода логичным результатом растущей потребности людей в общении и соучастии, потому что форма сетевого дневника, или блога, давала возможность фиксировать события и мысль, комментировать, становиться частью любого сообщества и фактически оставить собственный след в постоянно меняющейся истории развития Интернета, а значит и влиять на нее. По сути, появилась целая виртуальная субкультура, личность в которой хоть и бестелесна, анонимна и множественна, но при этом автономна в своем действии.

Сегодня наличие или отсутствие у человека сетевого журнала может способствовать определению его социального статуса. Быть блоггером теперь модно и выгодно, причем важно не только иметь личный авторский сетевой дневник, который открыт для всеобщего обозрения или для друзей, но и быть активным посетителем других журналов.

Нередко можно услышать такое мнение, что блоггинг — самая новая и самая неизлечимая болезнь человечества. Число блоггеров стремительно растет (о чем свидетельствуют постоянные отчеты мировых исследовательских центров), а вслед за ним и число сервисов для ведения самих блогов.

Принято считать, что идея публичных авторских дневников принадлежит англичанину Тиму Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), который изобрел «всемирную паутину» и создал первый в истории Интернета вебсайт. Эту гипотезу выдвинул Дейв Вайнер (Dave Winer), один из первых западных блоггеров и Интернет-исследователь. Тогда, в далеком 1993 году, Бернерс-Ли разместил на своем первом сайте info.cern.ch список новых сайтов и ссылок на обновления браузеров.

Вайнер утверждает, что этот первый вебсайт и является первым блогом:

The first weblog was the first website, http://info.cern.ch/, the site built by Tim Berners-Lee at CERN. From this page TBL pointed to all the new sites as they came online1.

В 1994 году Джастин Хэлл (Justin Hall) запускает Links.net, в 1997 Дейв Вайнер запускает Scripting News — ресурсы-предшественники современных блогов. Ресурсы быстро завоевали популярность, во многом за счет системы выборки той информации, которую получал читатель: авторы сервисов не просто информировали пользователей о различных изменениях, происходящих с немногочисленными на тот момент ресурсами, но предлагали нечто вроде авторских «вебозрений», пропуская информацию через собственные фильтр и выделяя наиболее важные и интересные события. Разумеется, подход был субъективным, однако именно это всех и устраивало: это было «нечто вроде тура по Сети с известным человеком в роли гида».

Шаг был сделан, остановиться было невозможно.Читать далее

http://research-lj.livejournal.com/1060.html


Блог как понятие

Вторник, 29 Мая 2007 г. 19:23 + в цитатник
Однако прежде чем углубляться в историю мировой блогосферы в целом и российской в частности, нам следует определиться с понятием «блог». Об этом написано достаточно статей и исследований, в которых все чаще можно встретить мнение о том, что четкого и точного определения этого слова нет и быть не может. По той простой причине, что содержание понятия менялось и меняется с течением времени, как функции, задачи и наполнение тех ресурсов, которые этим понятием обозначают.

Достаточно набрать в поисковой строке Yahoo, Rambler, Google, Yandex это слово, чтобы получить представление о том, насколько неоднозначно определяет это понятие сам Интернет. Наиболее емким, однако, будет следующее определение: «блог — сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке»1. То есть блог — это сетевой дневник, сайт, организованный определенным образом.

В равной степени можно считать справедливым и определение блога как сервиса. Так, Джон М. Грохол (John M. Grohol), бостонский исследователь Интернет-среды, определил понятие «блог» следующим образом:

At this point in blogging’s development, there is little to differentiate it in terms of reasons for doing it or how it’s done from Web sites and Web development in general. Any generalization would be as useless as trying to characterize why a person would want to put up a personal Web site in the first place 2

Дмитрий Смирнов, Интернет-обозреватель, определяет для себя понятие этого слова в контексте определения Грохола: «Блог — это специальное программное обеспечение, которое позволяет осуществлять быструю и «неквалифицированную» публикацию на «домашней страничке» заметок».3

В любом случае, для нас очевидным остается тот факт, что блог — это сайт, который имеет наиболее удобную форму хранения информации — хронологические записи и категории, и ведется автором или группой авторов. Настоящий блог, как правило, — это не просто «поток сознания» автора, а обоснованная публикация полезных для читателей записей, содержащих интересные тексты, фотографии и ссылки с комментариями.

Блоги на первый взгляд напоминают форумы, однако в последних авторы, часто анонимные и случайные, объединяются для общения по конкретным темам, а блоги ведут как личные дневники, достаточно продолжительное время и в более свободном стиле (что позволяет получить о виртуальном собеседнике достаточно четкое представление). Впрочем, обычный дневник мало кому показывают, но специфика блогов такова, что записи открыты для чтения, более того, читатели могут оставлять к записям свои комментарии. Это отличие принципиальное и приближает подобную форму взаимодействия к естественному общению. Читать далее

http://research-lj.livejournal.com/1023.html


"Первичный бульон"

Вторник, 29 Мая 2007 г. 19:23 + в цитатник
Средства коммуникаций, эволюционируя, постепенно сокращали время, разделяющее момент восприятия информации от момента вовлечения и сопричастности. В эпоху телевидения информация изливалась на потребителя мгновенно, сократив таким образом мир до пределов «глобальной деревни»1. Однако для того чтобы стать участником события или донести собственную реакцию до других, человеку следовало потратить какое-то время на совершения действий: дозвониться в студию, прислать по почте письмо с отзывом, воспользоваться газетой и опубликовать свои мысли, выступить по радио с заявлением и т.д. Скорость обратной связи в процессе взаимодействия такого средства массовой информации, как телевидение, с поглотителем информации — зрителем, не могла быть реактивной по определению: в этом процессе всегда были задействованы иные средства связи, будь-то телефон, печатные издания, почта или собственные голосовые связки. То же самое касалось и радио.

Человек, получавший информацию, которая тут же замещалась более свежей, стал нуждаться в новых инструментах связи для активного взаимодействия, отвечающих потребности оперативного получения информации и выражения собственного мнения. Таким образом, появление и последующее распространение сети Интернет как инструмента связи выглядит в этом контексте логичным воплощением этого желания. С течением времени сеть становилась все более доступной, и сейчас мы можем рассматривать Интернет не просто как одно из электронных средств связи, но как социально значимую электронную систему, сформировавшую коллективный разум.

Благодаря упрощенной со временем схеме доступа к ресурсам глобального пространства, оно становилось более населенным и информативно наполненным, пока в конечном итоге не превратилось в единый развитый организм, ставший продолжением человеческого организма и состоящий из отдельных клеток информации, которые подобно ороговевшим клеткам человека, постоянно замещаются и дополняются свежими молодыми клетками. И этот процесс ни на секунду не прекращается.
Читать далее

http://research-lj.livejournal.com/558.html


Блогосфера российского Интернета

Среда, 02 Мая 2007 г. 22:02 + в цитатник
Сегодня можно говорить о полноценном участии русскоязычных пользователей в формировании общей карты мировой блогосферы.

Несмотря на данные исследования Technorati, согласно которому в марте 2006 года доля русскоязычных блогов составляла 2% против занимающих лидирующие позиции блогов на японском языке (37%) и англоязычных блогов (31%), русскоговорящие пользователи все активнее пользуются возможностями личных дневников, все чаще рассматривают блоги как активную медийную коммуникационную площадку для выражения социальной, политической позиции, и в среднем русскоязычный блоггер пишет в три раза чаще, чем западный.

А начиналось все так.

Еще в период становления Рунет-культуры основные ее участники пытались решить потребность в постоянном обмене информацией при помощи конференций и чатов. Эта технология общения не давала приемлемых средств для трансляции за пределы того узкого круга, к которому и принадлежали «пионеры» российского Интернета (сетевые конференции relcom.infomarket.talk и Fidonet 1 не решали этого вопроса).

В 1996 году стали появляться проекты, основанные на постоянно обновляющемся контенте, который публиковался автором (авторами) регулярно и для публичного просмотра. Появился проект Ромы Воронежского — первый персональный сайт в Рунете:

Сайт жил по адресу www.elektra.ru/~rv, а было на нем то, что сейчас назвали бы «блогом». Некие периодичные записки от имени лирического героя — это мой формат <…> Сайт этот был первым шагом по той неровной дорожке, которая вывела меня бог знает куда (Лесной, Горный, ZR, Житинский, Лебедев) и еще куда-то выведет. Потом сайт переехал на www.karabistr.ru/rv, потом - на www.napisal.ru, где и живет до сих пор.


Появились «Паравозов-News» Александра Гагина, «Вечерний Интернет» Антона Носика, «Наблюдения КаДеткиной» Артемия Лебедева, «Сеновал» Сергея Кузнецова, «Бессрочная ссылка» Романа Лейбова, «Невод» Насти Грызуновой и др.

Все эти проекты, благодаря оригинальному авторскому стилю, а также актуальности регулярно подаваемого материала, становилась все более популярными и обсуждаемыми как в сети Интернет, так и вне ее.


К концу 1997 года русскоязычных веб-обозревателей было уже несколько десятков2, формировалась новая среда сетевого общения, требовались инструменты для ведения бесед в дистанционном режиме и в реальном времени.

Такой инструмент был найден. Роман Лейбов увидел ссылку на незнакомый ему LiveJournal.com в гостевой книге сайта Михаила Вербицкого. Попробовал открыть журнал в ЖЖ (аббревиатура от Живой Журнал — дословный перевод английского названия сервиса LiveJournal) и ему понравилось. Именно Лейбова считают Колумбом, открывшем материк российского блоггинга. В интервью изданию «Компьюлента» один из «старожилов» Рунета Анатолий Воробей рассказал:

До Лейбова было несколько случаев, когда кто-то приходил на сервис LiveJournal.com, открывал журнал, игрался с ним немного, и в том числе оставлял запись по-русски. Мне известны два таких случая (юзеры linker и at). Но это всегда было изолированным одиночным инцидентом, который не влёк за собой создание какого-либо сообщества. Эти юзеры не продолжали писать по-русски в течение долгого промежутка времени, они не приводили вслед за собой других энтузиастов, они просто побаловались немного на незнакомом сайте, а потом забросили его до лучших времён. По всем этим причинам они никак не повлияли на создание коммуникационной среды, которой является «русский ЖЖ». История создания и формирования этой коммуникационной среды однозначно восходит именно к миссионерским усилиям РЛ.


31 января 2001 года в российском интернете Лейбов зарегистрировал «аккаунт» (от англ. account — отчет, сообщение) первого русскоязычного сетевого дневника, а уже на следующий день появилась и первая запись, сделанная автором: «Проба пера. Попробуем по-русски... Смешная штука».


Исторически сложилось так, что долгое время первым русскоязычным пользователем считался ЖЖ-юзер linker, чей дневник был открыт 27 ноября 1999 года в 03:08:20 и имеет номер 666 в базе данных, а самую первую запись на русском языке в Живом Журнале оставил пользователь at — она датируется 30 ноября 1999 годом. Тем не менее именно Романа Лейбова считают «первооткрывателем», потому что он был первым, кто популяризировал этот сервис.


Лейбов потянул за собой своих сетевых знакомых и друзей, а те — своих знакомых и друзей, и из всего этого постепенно стала формироваться российская блогосфера.

Живой Журнал у меня существует… я, вернее, как юзер, существую два с небольшим года, но знал я о нем и прежде, просто потому что хорошо и давно знаю Романа Лейбова, ну, как бы живую легенду русского интернета, такую же живую легенду, как Евгений Горный и другие персонажи. Он автор самого первого поста, насколько я помню, самой первой записи в русском Живом Журнале <…> Первоначальные впечатления от Живого Журнала – удивление и желание туда писать, потому что на год раньше, чем я, стал пользователем мой сын, человек медийный, он журналист, и я за какое-то время понял, что очень большую долю информации он черпает именно оттуда. Вот это меня во многом убедило .
Сам Роман Лейбов был абсолютно уверен в том, что нашел «правильную форму сетевой графомании и инструмент, прямо заточенный под эту задачу»3.




Уже во втором своем посте Лейбов высказал одобрение такому явлению как блоггинг и благодарность за совет воспользоваться услугами сервиса от Михаила Вербицкого, которого тоже можно смело причислить к отцам русской блог-культуры. Позже Роман Лейбовнапишет:

В пятницу 22 декабря 2000 года в гостевой книге своего «антикультурологического еженедельника» М. Вербицкий, сообщив о создании списка рассылки, посвященного творчеству и жизни П.Г. Короленко, неожиданно присовокупил к этой информации следующее: «blog http://www.livejournal.com/. Ради таких сайтов и существует Интернет, да. Там типа люди круглосуточно сидят и про себя рассказывают, сотнями». Намерения М. Вербицкого были, смеем предположить, самыми благими. Но уже примерно год спустя он ругался на помянутый сервис последними словами (впрочем, используя этот самый сервис). Легче всего было бы списать эту перемену на известную ветренность математиков вообще и тов. Вербицкого — в особенности. Однако дело тут, думается, вовсе не в переменчивости настроений Михаила Сергеевича. Вместо дневника мы довольно скоро получили именно журнал, некоторое дополнительное (но не альтернативное) СМИ, со всеми его преимуществами и недостатками.


Итак, «проба пера» удалась.

Русские заявили о своем праве присоединиться к мировому блог-безумству и стали активно публиковать тексты, писать комментарии, вступать в диалоги, формировать «ленты друзей» («френдов») и создавать «коммьюнити» (калька с англ. слова community — сообщество), то есть формировать собственный многопользовательский журнал по интересам, записи в котором делаются всеми членами сообщества.

Поначалу это были блоги людей, имеющих отношение к Интернету самое непосредственное: просто потому, что они имели доступ к «всемирной паутине». Именно по этой причине Живой Журнал отличался от LiveJournal: подавляющее большинство дневников в LiveJournal содержат очень личные записи, посвященные событиям в личной жизни автора дневника, перечислению событий прошедшего дня, общению с друзьями и родными в реальной жизни. В русском ЖЖ поначалу таких блогов было совсем мало: большинство дневников использовалось их авторами для общения на культурные, политические, профессиональные темы с множеством людей, в том числе совершенно незнакомых.

Сегодня дневники ведут студенты, менеджеры, космонавты, певцы, боксеры, домработницы и даже дочки президента В.В.Путина (http://katya-and-masha.livejournal.com/). В последнее, конечно, верится с трудом, несмотря на достаточно занятные по своей информационной составляющей тексты и редкие семейные фотографии: не стоит забывать об элементе «маскарадности», присущем мировой (в общем) и российской (в частности) блог-культуре.

На сегодняшний момент в русскоязычной блогосфере (согласно данным службы Яндекса «Поиск по блогам») насчитывается более 1 150 000 блогов, а записей (постов) — больше 80 миллионов. Каждую секунду появляется в среднем три новых записи, а за первые девять месяцев 2006 года русскоговорящие Интернет-пользователи зарегистрировали в два раза больше новых дневников, чем за весь предыдущий год.

Русскоязычные блоги ведутся сегодня в основном на 14 блог-хостингах (службы размещения дневников, в которых больше двухсот блогов). Так называемую «большую четверку» составляют сервисы, насчитывающие от 50 до 350 тысяч блогов (Livejournal.com, Liveinternet.ru, Blogs.mail.ru, Diary.ru).


При этом в исследовании подчеркивается, что вышеприведенные цифры касаются общего количества зарегистрированных блогов. Рейтинг блог-хостингов по доле активных дневников (т.е. обновлявшихся за последний квартал) выглядит несколько иначе. Если на Livejournal.com и Diary.ru доля активных блогов — около 40%, то на Liveinternet.ru и Blogs.mail.ru — 21% и 18% соответственно.

В январе 2007 года MASMI Research Group провела по заказу компании «Суп» исследование российской Интернет-аудитории. Согласно полученным результатам, наиболее популярной площадкой для хостинга блогов был и остается LiveJournal. Именно этому сервису отдают предпочтение более 45% имеющих личный сетевой дневник пользователей (6,5% от общего числа опрошенных) Рунета. На втором месте – блог-сервис Mail.Ru, однако его показатели могут быть несколько завышены (как и в случае с Rambler Планета) в силу известности бренда портала. 13% пользователей размещают свои блоги на
LiveInternet, более 7% пользуются Diary.ru.

Вместе с дневниками на массовых блог-площадках растет и количество «автономных» (standalone) блогов — к сентябрю 2006 года их стало четыре с половиной тысячи. Большинство автономных блоггеров (67%) используют «движок» Word Press. Еще около 1% используют Movable Type, а другие «движки» занимают долю менее 1%.

В результате, можно заметить, что самой популярной в России блог-площадкой является именно Живой Журнал, проект, который приобрел в российском Интернете феноменальную популярность: в качественном плане современный состав аудитории русского ЖЖ необычайно разнообразен, свои дневники есть у многих известных в России людей — и известных, прежде всего, за пределами ЖЖ-сферы — а также у партий, общественных движений и организаций.


Именно блоги Живого Журнала составляют костяк российской блогосферы и кардинально отличаются от остальной ее части.

Живой Журнал, по сути, муравейник. Не открою ничего нового. Тут и говорящие табуретки, и негодующий планктон, и томящиеся в любви к миру тостеры. Муравейник устрашающих размеров, но небесполезный. Во-первых, он подарил мне пару десятков по-настоящему ценных знакомств. Во-вторых, это одна из самых насыщенных информационных лент. Ну и в моем случае — это аудитория. В хорошем смысле слова. Аудитория, к которой можно обратиться и за советом, и за помощью. Вплоть до помощи материальной, как было в случаях, когда мы с моими читателями собирали деньги для нуждающихся. И продолжаем собирать. Для чего я веду блог? Наверное, по большому счету для этого. Собственно, ради увеличения этой аудитории я и стараюсь. Да. Вот так вот корыстно4.


Сегодня, безусловно, существует достаточно аналогов этого проекта, работающих практически по тому же принципу сетевых дневников (часть из них упоминается выше, к ним можно добавить НГС Дневники , Dirty.ru , Blogonline ). Принципом «кто первый встал, того и тапочки» можно объяснить популярность LiveJournal в Рунете. Ну и, разумеется, благодаря тому, что первыми пользователями проекта стали «лидеры мнений», которые быстро определили преимущества удобной формы для коммуникации: простая и понятная технология превратила процесс обновления ресурса в набор из двух операций — набрал текст, нажал на кнопку и стал частью «всемирной паутины».

К тому же, возможность добавлять других пользователей ЖЖ в свой список чтения (так называемую «френдленту» — об этом ниже) благоприятствовало образованию социальных связей, которые впоследствии и образовали основной – авторитетный – костяк аудитории российской блогосферы. Это принципиальное отличие Живого Журнала от многих других блог-сервисов во многом способствовало успеху проекта: возможность поиска социально, профессионально, культурно близких людей отвечала потребности формировать определенную реноме-среду вокруг ЖЖ-пользователя, и количественный и качественный составы френдленты создавали репутацию ее владельцу, вес.

Со временем процесс работы в Живом Журнале еще более упростился: 2 августа 2004 года запустился единственный даже на сегодняшний момент крупный сервисный проект, предназначенный специально для пользователей Живого Журнала, — LJplus.ru. Среди услуг, которые предоставляет проект, — специализированный хостинг для размещения файлов в ЖЖ, галерея публикуемых пользователями картинок и фотографий, специализированный ЖЖ-счетчик, разнообразные рейтинги на основе получаемых данных, поиск по Живому Журналу (совместно с «Яндекс»), сервис постинга на сайт и в ЖЖ посредством СМС и ММС и др.

В результате, мы можем с уверенностью констатировать, что сообщество русскоязычных пользователей Живого Журнала — самое большое из всех, имеющихся на данный момент в российской блогосфере.

Очевидно, что феноменальная рецепция Живого Журнала в России оказала серьезное влияние на развитие Рунета и на русскую культуру в целом. Докторант Лондонского университета Евгений Горный — один из «первопроходцев» русского Интернета, создатель ряда сетевых проектов, автор исследований по филологии, истории искусства, теории сознания и киберкультуре — не редко подчеркивает в своих интервью и статьях, что выражение «живой журнал» имеет тенденцию к превращению в синоним блога как такового.
Феноменальный успех русского сообщества Живого Журнала (по отношению к другим российским блог-площадкам и к сервису LiveJournal) удивителен. В контексте исторической динамики ЖЖ достаточно быстро трансформировался из простого сервиса для хранения личных записей в медийную площадку с собственной, ни на кого не похожей культурой, традициями, языком, правилами и законами. Для многих пользователей ЖЖ не только дополнительная аудитория, зрители и читатели, но круг общения, зачастую гораздо более широкий, чем в оффлайне, возможность получить новые творческие и коммерческие предложения, протестировать собственные творческие возможности (журналисты и писатели пробуют на публике свои тексты до «официальной публикации»; фотографы демонстрируют свои фотографии и обсуждают работы друг друга).


Основное различие между Живым Журналом и его аналогами — очень высокая связность, коммуникативность: несмотря на большое количество все возникающих личных и, скажем так, неавторитетных дневников, в русском ЖЖ сохранилось коммуникативное ядро из нескольких тысяч блогов, тесно связанных между собой, которые в какой-то степени задают тон, становятся основными источниками новостей, в обсуждение которых вовлекаются потом десятки, сотни и тысячи заинтересованных пользователей.
Несомненно, русский LiveJournal — мощнейший инструмент с универсальными свойствами (от поиска работы и нового круга общения до возможности дистанционного обучения), уникальное медийное пространство в рамках «мейнстримного» СМИ.
Достаточно странно, что этот феномен изучен слабо: несмотря на большое количество статей в СМИ и высокую степень рефлексии заказчиков всевозможных опросов, академических — серьезных — исследований, посвященных ЖЖ, практически нет. Евгений Горный объясняет это так:

Причин малой исследованности ЖЖ несколько. Если говорить о западных исследователях, то здесь основным фактором является, несомненно, языковой и культурный барьер. Порою исследователи блогов честно оговаривают, что их обобщения строятся на анализе исключительно англоязычного материала, однако чаще другие языки исключаются по умолчанию, безо всяких оговорок. Что касается русской академии, то отсутствие интереса к «Живому Журналу» связано, с одной стороны, с относительной новизной этого явления, а с другой – с общей неразвитостью российских Internet Studies. Впрочем, ситуация меняется, и не за горами то время, когда про ЖЖ будут писать курсовые работы и диссертации


В процессе исследования субкультуры Живого Журнала я еще обращусь к научной работе Евгения Горного. Также я воспользуюсь следующей методологией: проанализирую статистические данные (основные источники — исследования МАСМИ и «Яндекс. Поиск по блогам», а также данные исследований Technorati и Perseus); изучу текстовые источники (публикации и эфиры в СМИ, интервью, записи ЖЖ-пользователей) и попробую подвести к общему знаменателю полученные выводы; проведу собственные исследования на базе архивов Живого Журнала.

Все это поможет нам изучить структурные компоненты ЖЖ (пользователи, их интересы и мотивы, механизмы формирования френдленты и сообществ, построение социальных связей и т.д.), выявить основные различия, выделить, наконец, те специфические особенности идеологии и архитектуры «Живого Журнала», которые привели к формированию субкультуры и к феноменальному успеху проекта.


1 Первые сетевые конференции, объединившие на некоммерческой основе несколько узлов для передачи данных и обсуждения всевозможных тем, были организованы Институтом коммерческой инженерии. Проект назывался «ИнфоРынок» и решал задачу информационной поддержки российского рынка ценных бумаг новейшими Интернет-технологиями. Телеконференции relcom.infomarket.talk и relcom.infomarket.quote (модератор - Анатолий Левенчук) - первые непрограммистские российские русскоязычные телеконференции в Интернете. Сеть Fidonet (Фидонет) появилась в России весной 1990 года. Это международная некоммерческая компьютерная сеть, созданная в 1984 году двумя американскими программистами — Томом Дженнингсом (Tom Jennings) и Джоном Мэдиллом (John Madill). Предназначение Фидонета состоит в обмене текстовыми сообщениями в пользовательских конференциях (называемых эхоконференциями или для краткости эхами), а также личными сообщениями (нетмейловыми письмами). Фидонет не является частью интернета. В частности, можно подключаться к Фидонету, не имея учётной записи в Интернете и не платя денег никому. Тем не менее, в Паутине немало ресурсов, посвящённых Фидонету; в частности, есть сайты, на которых можно читать пользовательские эхоконференции Фидонета (по данным материалов
«Свободной энциклопедии Wikipedia»
).

3 Из интервью филолога, литературного критика Дмитрия Бака «Радио Свобода» (эфир от 16 апреля 2006 года). Цитируется по ссылке http://www.svobodanews.ru/Transcript/2006/04/16/20060416120032997.html
4 Ольга Гронина (ЖЖ-юзер olgatt: 3780 читателей на 23 февраля 2007 года), менеджер проектов в компьютерном холдинге. Комментарий журналу «Компьютерра», №14 от 12 апреля 2006 года. Цитируется по ссылке http://offline.computerra.ru/2006/634/263461/

https://research-lj.livejournal.com/1389.html


Метки:  

Мировая карта блогосферы

Среда, 02 Мая 2007 г. 21:47 + в цитатник
В 2004 году самый полный англоязычный словарь Merriam-Webster назвал «блог» словом года и включил его в новую печатную версию словаря. К этому моменту мировая блогосфера достигла уже нешуточных размеров. По данным одного из ведущих англоязычных блог-поисковиков Technorati.com на сентябрь 2006 года в мире было более чем 54 миллиона блогов.

Специалисты Technorati проследили, что количество блогов в мире удваивается каждые полгода. При этом 55% блоггеров продолжают вести блоги спустя три месяца после того, как завели его; 11% блоггеров обновляют свои дневники не реже, чем раз в неделю; 1,2 млн постов (примерно 50 000 в час) появляются ежедневно.

Согласно данным другого источника — исследовательского проекта Pew Internet & American Life — 12 млн взрослых граждан занимаются блоггингом, 57 млн Интернет-пользователей (39% от общего числа) читают блоги.

Почему блоггинг приобретает все большие масштабы и становится все популярнее?
Человек по своей природе эгоцентричен и всегда стремится к тому, чтобы определить и отделить свою территорию. В этом контексте мне кажется очевидным, что именно Интернет-среда как нельзя лучше соответствует стремлению создавать, строить self-пространство, позволяя при этом формировать любой образ и сохранять анонимность.

Такое Интернет-явление как блоггинг стало своего рода логичным результатом растущей потребности людей в общении и соучастии, потому что форма сетевого дневника, или блога, давала возможность фиксировать события и мысль, комментировать, становиться частью любого сообщества и фактически оставить собственный след в постоянно меняющейся истории развития Интернета, а значит и влиять на нее. По сути, появилась целая виртуальная субкультура, личность в которой хоть и бестелесна, анонимна и множественна, но при этом автономна в своем действии.

Сегодня наличие или отсутствие у человека сетевого журнала может способствовать определению его социального статуса. Быть блоггером теперь модно и выгодно, причем важно не только иметь личный авторский сетевой дневник, который открыт для всеобщего обозрения или для друзей, но и быть активным посетителем других журналов.

Нередко можно услышать такое мнение, что блоггинг — самая новая и самая неизлечимая болезнь человечества. Число блоггеров стремительно растет (о чем свидетельствуют постоянные отчеты мировых исследовательских центров), а вслед за ним и число сервисов для ведения самих блогов.

Принято считать, что идея публичных авторских дневников принадлежит англичанину Тиму Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), который изобрел «всемирную паутину» и создал первый в истории Интернета вебсайт. Эту гипотезу выдвинул Дейв Вайнер (Dave Winer), один из первых западных блоггеров и Интернет-исследователь. Тогда, в далеком 1993 году, Бернерс-Ли разместил на своем первом сайте info.cern.ch список новых сайтов и ссылок на обновления браузеров.

Вайнер утверждает, что этот первый вебсайт и является первым блогом:

The first weblog was the first website, http://info.cern.ch/, the site built by Tim Berners-Lee at CERN. From this page TBL pointed to all the new sites as they came online1.

В 1994 году Джастин Хэлл (Justin Hall) запускает Links.net, в 1997 Дейв Вайнер запускает Scripting News — ресурсы-предшественники современных блогов. Ресурсы быстро завоевали популярность, во многом за счет системы выборки той информации, которую получал читатель: авторы сервисов не просто информировали пользователей о различных изменениях, происходящих с немногочисленными на тот момент ресурсами, но предлагали нечто вроде авторских «вебозрений», пропуская информацию через собственные фильтр и выделяя наиболее важные и интересные события. Разумеется, подход был субъективным, однако именно это всех и устраивало: это было «нечто вроде тура по Сети с известным человеком в роли гида».

Шаг был сделан, остановиться было невозможно.

Уже к 1998 году был составлен первый список блогов, а через год был открыт первый портал portal.eatonweb.com, объединивший блоггеров. В этом же году разработчики из фирмы Pitas бесплатно предложили всем желающим собственную службу ведения блогов, а программисты Pyra выпустили схожий «движок» Blogger.com, первоначально ориентированный на представителей IT-среды.

Тогда же появилась блог-служба, чей российский аналог стал самым популярным среди сетевых графоманов и экспериментаторов, населяющих российский Интернет, — LiveJournal.com. Службу открыл 18 марта 1999 года американский программист Брэд Фитцпатрик 2
(Brad Fitzpatrick).

Наконец, один из активных сетевых персонажей — блоггер Петер Мерхольц (Peter Merholz ) — переделал термин «web log» в «we blog», в результате чего родилось современное понятие «блог».

Люди по всему миру стали создавать дневники и выкрашивать их во все цвета радуги, прикрываясь возможностью оставаться до конца неузнанными, получая все больше инструментов для создания своей виртуальной жизни, такой, какой ее никогда не сделать в реальности.



1 См. Winer D. The History of Weblogs. Либо по ссылке http://newhome.weblogs.com/historyOfWeblogs
2 Брэд до сих пор ведет свой блог под никнеймом brad. В последнее время — с тех пор, как право на обслуживание русскоязычных блогов LiveJournal выкупила российская компания «Суп», — в блоге Фитцпатрика стали появляться записи на русском языке, то есть с использованием кириллицы. Брэд решил изучать русский язык, потому что теперь ему часто приходится общаться с русскими коллегами. Посмотреть, удается ли Фитцпатрику освоение русского языка или нет, можно по ссылке http://brad.livejournal.com/

https://research-lj.livejournal.com/1060.html


Метки:  

Блог как понятие

Среда, 02 Мая 2007 г. 19:11 + в цитатник
Однако прежде чем углубляться в историю мировой блогосферы в целом и российской в частности, нам следует определиться с понятием «блог». Об этом написано достаточно статей и исследований, в которых все чаще можно встретить мнение о том, что четкого и точного определения этого слова нет и быть не может. По той простой причине, что содержание понятия менялось и меняется с течением времени, как функции, задачи и наполнение тех ресурсов, которые этим понятием обозначают.

Достаточно набрать в поисковой строке Yahoo, Rambler, Google, Yandex это слово, чтобы получить представление о том, насколько неоднозначно определяет это понятие сам Интернет. Наиболее емким, однако, будет следующее определение: «блог — сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке»1. То есть блог — это сетевой дневник, сайт, организованный определенным образом.

В равной степени можно считать справедливым и определение блога как сервиса. Так, Джон М. Грохол (John M. Grohol), бостонский исследователь Интернет-среды, определил понятие «блог» следующим образом:

At this point in blogging’s development, there is little to differentiate it in terms of reasons for doing it or how it’s done from Web sites and Web development in general. Any generalization would be as useless as trying to characterize why a person would want to put up a personal Web site in the first place 2

Дмитрий Смирнов, Интернет-обозреватель, определяет для себя понятие этого слова в контексте определения Грохола: «Блог — это специальное программное обеспечение, которое позволяет осуществлять быструю и «неквалифицированную» публикацию на «домашней страничке» заметок».3

В любом случае, для нас очевидным остается тот факт, что блог — это сайт, который имеет наиболее удобную форму хранения информации — хронологические записи и категории, и ведется автором или группой авторов. Настоящий блог, как правило, — это не просто «поток сознания» автора, а обоснованная публикация полезных для читателей записей, содержащих интересные тексты, фотографии и ссылки с комментариями.

Блоги на первый взгляд напоминают форумы, однако в последних авторы, часто анонимные и случайные, объединяются для общения по конкретным темам, а блоги ведут как личные дневники, достаточно продолжительное время и в более свободном стиле (что позволяет получить о виртуальном собеседнике достаточно четкое представление). Впрочем, обычный дневник мало кому показывают, но специфика блогов такова, что записи открыты для чтения, более того, читатели могут оставлять к записям свои комментарии. Это отличие принципиальное и приближает подобную форму взаимодействия к естественному общению.

Для большинства людей блог — наиболее естественный способ организации личного сайта. Именно личного: достаточно важным является такая особенность блога, как его личностность, у блога всегда есть автор — живой человек (или авторы, если это групповой блог). Более того, блог существует в контексте личности автора.
Вот как характеризует блоги в статье «Открывая будущее» Тим О’Рейлли:

Эти своеобразные дневники, состоящие из ссылок и обсуждений этих ссылок, являются новым средством коммуникации технической элиты. На место высокобюджетных, высокотехнологичных веб-сайтов встают сайты в высшей степени индивидуальные, построенные на взаимодействии людей и мыслей, создающие новую совокупность функциональных контактов для глобального разума. <…> Веблоги — это не просто новое поколение домашних страниц, олицетворяющих возврат к идее доминирования текста над дизайном и облегченные системы управления контентом. Они также являются платформой для экспериментирования над сетевыми технологиями: коллективными закладками, виртуальными сообществами и прочими веб-сервисами4

Блог может быть:
  • Личным (такой блог, как правило, называют онлайновым дневником): автор публикует свои мысли и мнения, личные фотографии, делится ссылками на интересные сетевые ресурсы;
  • Групповым: этот тип блога, как правило, посвящен определённой тематике или общей сфере интересов (клубные блоги, корпоративные блоги и т. п.);
  • Коллективным, открытым для общего редактирования.

Коллективные блоги достаточно популярны. Они, по сути, представляют собой помесь дайджеста с форумом. Регулярно, до 20 раз в сутки, посетители или владельцы блога публикуют короткие информационные материалы примерно такого содержания: «На сайте www.www.www написано, что…». Эти сообщения активно обсуждаются: иногда бывает так, что исходное сообщение занимает намного меньше места, чем последующие комментарии. В качестве примера коллективного блога можно привести достойный внимания ресурс Dirty.ru, созданный, конечно, по аналогии с Metafilter.com, одним из самых интеллигентных американских блогов, и зачастую представляющий сообщения-кальки с английского языка, но тем не менее достаточно популярный среди русскоязычной аудитории интернета. Является коллективным блогом и занятный и в меру абсурдистский проект Memepool.com, основанный на принципах гипертекста: каждое слово предложения в сообщении должно быть гиперссылкой. Именно своей бессмысленностью этот блог и привлекает пользователей. Известен многим и европейский проект Fistfulofeuros, где немало европейских политиков (в том числе и восточноевропейских) высказывают свои мысли и ведут обсуждения. Без сомнения, нечто подобное на политическую тему появится скоро и у нас, и, как обычно, существенное преимущество получит тот, кто первым запустит такой проект.

Технически блог существует благодаря программному обеспечению, которое позволяет автору публиковать на сайте записи, а читателям — оставлять к ним комментарии, а также все это выкладывать на сайте. Такое ПО называется «движком блога» и является подвидом систем управления содержанием. Оно может быть размещено на личном веб-пространстве автора или в одной из служб, предоставляющих место специально для блогов. Блоги также могут быть тесно интегрированы системой «трэкбэк» (trackback) (автоматическое добавление ссылки на «дочернюю» статью в комментарии «родительской» статьи. То есть, если автор дочерней статьи пишет о родительской статье и при этом ссылается на нее, то родительская статья автоматически уведомляется об этом, и в её комментариях появляется trackback — ссылка на дочернюю статью).

Популярными «движками» для ведения блогов являются:
  • WordPress;
  • Textpattern;
  • InTerra Blog Machine;
  • Movable Type.

Ведение онлайнового дневника или блога называется «блоггингом» (от англ. — blogging), а человек, ведущий блог — «блоггером» (от англ. — blogger).

Такая небольшая справка поможет нам ориентироваться в теме и позволит избежать необходимости постоянно возвращаться к определению тех или иных понятий, которые мы употребляем в данной исследовательской работе.



1 См. http://blogs.yandex.ru/faq.xml
2 См. John M. Grohol, PSYCHOLOGY OF WEBLOGS: 2002. Либо по ссылке http://psychcentral.com/blogs/blog2002.htm
3 См. Смирнов Д. Что такое блог. Либо по ссылке http://spectator.ru/internet/content/blog_is
4 См. O’Reilly Network, «Inventing the Future». Либо по ссылке http://www.oreillynet.com/pub/a/network/2002/04/09/future.html

https://research-lj.livejournal.com/1023.html


Метки:  

"Первичный бульон"

Среда, 02 Мая 2007 г. 18:50 + в цитатник
Средства коммуникаций, эволюционируя, постепенно сокращали время, разделяющее момент восприятия информации от момента вовлечения и сопричастности. В эпоху телевидения информация изливалась на потребителя мгновенно, сократив таким образом мир до пределов «глобальной деревни»1. Однако для того чтобы стать участником события или донести собственную реакцию до других, человеку следовало потратить какое-то время на совершения действий: дозвониться в студию, прислать по почте письмо с отзывом, воспользоваться газетой и опубликовать свои мысли, выступить по радио с заявлением и т.д. Скорость обратной связи в процессе взаимодействия такого средства массовой информации, как телевидение, с поглотителем информации — зрителем, не могла быть реактивной по определению: в этом процессе всегда были задействованы иные средства связи, будь-то телефон, печатные издания, почта или собственные голосовые связки. То же самое касалось и радио.

Человек, получавший информацию, которая тут же замещалась более свежей, стал нуждаться в новых инструментах связи для активного взаимодействия, отвечающих потребности оперативного получения информации и выражения собственного мнения. Таким образом, появление и последующее распространение сети Интернет как инструмента связи выглядит в этом контексте логичным воплощением этого желания. С течением времени сеть становилась все более доступной, и сейчас мы можем рассматривать Интернет не просто как одно из электронных средств связи, но как социально значимую электронную систему, сформировавшую коллективный разум.

Благодаря упрощенной со временем схеме доступа к ресурсам глобального пространства, оно становилось более населенным и информативно наполненным, пока в конечном итоге не превратилось в единый развитый организм, ставший продолжением человеческого организма и состоящий из отдельных клеток информации, которые подобно ороговевшим клеткам человека, постоянно замещаются и дополняются свежими молодыми клетками. И этот процесс ни на секунду не прекращается.

Очевидным можно считать тот факт, что именно Интернет (как средство сообщения — благодаря техническим возможностям, как само сообщение — из-за всевозрастающей концентрации в едином пространстве всей информации, а значит, и возможности выбирать «тональность») обрел множество социальных и культурных граней и стал, по сути, универсальной средой для осуществления коммуникации, развлечения, обучения и прочих полезных и необходимых социально развитому человеку потребностей.
Эпоха информационного общества, определенно, диктует свои условия, и информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации. При всем этом именно коммуникация становится «ключевым элементом информационного общества»2, а взаимосвязи, накапливаемые в процессе коммуникации, преобразуются в социальные круги и сети, фрагментируя сетевое пространство на группы по интересам. Так, Интернет становился все больше похожим на совокупность математических графов, в которых вершины представляют собой объекты сети, а ребра — взаимоотношения и неявные связи, которые в свете концепции информационного общества являются значимым капиталом. Человек может сменить работу, место жительства, у него может измениться социальный статус, но связи останутся. В контексте концепции информационного общества перемещения как такового не происходит: вне зависимости от физической смены места положения человека, информация о нем, к нему или от него дойдет до адресата через сплетенные им виртуальные сети. В какой-то степени сетевое представительство человека можно назвать продолжением его физического состояния, а, как верно подметил Маклюэн, электронную систему — продолжением нервной системы человека.

В социологии такие связи, которые позволяют накапливать социальные объекты — людей или группы, обозначаются понятием «социальные сети» (social networks). В Интернете «социальной сетью» называют еще и сервисы, предоставляющие услуги, которые, в свою очередь, способствуют образованию и поддержанию социальных кругов.
Подобно молекулам, которые зарождались в «первичном бульоне» нашей цивилизации, в Интернет-среде образовывались, объединялись друг с другом первые ресурсы, построенные по принципу социальных связей (в 1994 году стали появляться списки ссылок, группы Usenet, e-mail рассылки, бюллетени и Интернет-форумы). Именно в контексте дисциплины социальных сетей в Интернете сформировалась блогосфера.Этим термином принято обозначать «совокупность всех блогов как сообщество или социальная сеть».
Связанные между собой, блоги формируют целостную систему, состоящую из элементов, взаимодействие которых вызывает «возникновение новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее компонентам», и создают всемирную динамичную информационную оболочку. В какой-то степени именно этот фактор определяет взаимный синергетический информационный обмен между медиасферой в целом и блогосферой в частности.

Автором термина blogosphere считают Брэда Грэхэма (Brad L. Graham), который 10 сентября 1999 года пошутил в своем личном блоге таким образом: «Goodbye, cyberspace! Hello, blogiverse! Blogosphere? Blogmos?». Термин приобрел новую жизнь в 2002 году благодаря Вильяму Квику (William Quick) и тут же получил свое активное распространение, в том числе и за пределами материка, — в том же 2002 году слово впервые появляется в личных дневниках российских пользователей LiveJournal.com.



1 См. Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. — М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле»/ Либо по ссылке http://www.krotov.info/lib_sec/13_m/mak/lyaen.htm
2 См. Мартин У. Дж. Информационное общество (Реферат) // Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; Редкол.: Виноградов В. А. (гл. ред.) и др. — М., 1990. — № 3. — С. 115—123.

https://research-lj.livejournal.com/558.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_research_lj
Страницы: [1] Календарь