Интересная статья про фетиш-готов. В частности, откуда вообще пошел готический стиль.
О чём речь.
Последнее время очень модной стала так называемая готика,
иными словами - готическая субкультура. Лично я в процессе своих перемещений по
Москве почти каждый день наблюдаю какую-нибудь загадочную личность в чёрном и с
анхом на шее, глубоко, судя по всему, убеждённую в собственной готичности.
Устраиваются разнообразные готик-пати (готические вечеринки), на которые
собираются индивидуумы столь живописные и в таких количествах, что упаси Господь
увидеть это какой-нибудь бабульке - креститься и рассказывать про ведьминский
шабаш старушка будет ещё долго.
Так вот. Среди этих самобытных личностей
попадаются так называемые фетиш-готы, активно использующие в своём имидже
всевозможный фетишный и Тематический антураж, а также атрибутику; порой
встречается поведение а-ля Д/с. Возникает вполне логичный вопрос: что из себя
представляют эти фетиш-готы, и каким вообще образом БДСМ пересёкся с
новоявленной готикой? Вот об этом-то и пойдёт речь.
Эксгумация, или откуда это всё взялось.
Изначально
термин "готика" (от фр. gothique) произошёл от названия германских племён готов,
и когда-то был синонимом слову "варварский", означало грубое смешение стилей.
Сейчас под готикой понимают художественный, преимущественно архитектурный, стиль
- помимо указанной субкультуры. Своим происхождением готика как архитектурный
стиль обязана, пожалуй, прежде всего культурному импорту - крестовые походы
привнесли в Европу множество элементов византийской и арабской архитектуры,
которые, причудливо смешавшись с романским стилем, и породили готику. Подобное
смешение далеко не всем сразу пришлось по вкусу - вот и назвали новый стиль
таким нелицеприятным, по сути, словом - готика. Современная готическая
субкультура, кстати, по части эклектичности ничуть не отстаёт от "той самой"
готики.
Теперь ближе к современности. Сразу оговорюсь, что современная
готика, по крайне мере на ранних этапах своего развития, - это прежде всего
музыкальная субкультура. Рубеж 70-х и 80-х годов ХХ века. Агония панка, потому
что, как оказалось, на нём можно было делать деньги, очень хорошие деньги. И
панк стал видоизменяться. Появился так называемый пост-панк, в дальнейшем и
вылившийся в готику, сменившую панковский нигилизм на глухую депрессию, и имидж
более опрятный и мрачный, но не менее эксцентричный.
Первым слово
"готика" в качестве названия музыкального стиля употребил Энтони Уилсон (Anthony
Wilson), в дальнейшем директор известного манчестерского лэйбла Factory,
применительно к Joy Division (кстати, являясь их менеджером по
совместительству). В 1978 году во время одного из телеэфиров ВВС он думал с
помощью этого термина создать противопоставление музыки своих подопечных
существующему поп-мэйнстриму. Joy Division были названы gothic группой. Хотя Joy
Division и не являлись тем, что сейчас называют goth, но вполне возможно, что
именно они ближе всего находятся к истокам этого направления. В дальнейшем это
подхватили журналисты, или сначала подзабыли, а потом кто-то резко вспомнил -
эффектная подача материала, как-никак. В общем, как уж там всё было "на самом
деле", я сказать затрудняюсь, но факт налицо: кто бы не придумал обозвать музыку
готикой, это прижилось и здравствует по сей день. Таких ранних представителей
сейчас готик-сцены называют и dark punks, и post-punks, и proto-goth.
Готик-волна - что-то вроде ответного удара по радостному мэйнстриму и
рутине конца 70-х и противопоставление не оправдавшему ожиданий скоропостижно
скончавшемуся панку (на фоне прямого наследования многих элементов последнего,
вместе с тем).
Точкой отсчета истории готической субкультуры можно
считать 1979 год, а точнее выход в этом году сингла Bauhaus "Bela Lugosi's
Dead". В композиции поется про Bela Lugosi, культового актера венгерского
происхождения, самой знаменитой ролью которого стал небезызвестный Дракула 1931
года (этот момент прочно связал готов с вампирами). В припеве песни есть слова
"Undead, undead, undead" (именно благодаря этому припеву и появился "девиз"
готов "Goth's Undead", напрямую, впрочем, перекликающийся с панковским "Punk's
not dead", однако уже с уклоном не в сторону жизни, а в сторону нежити).
Множество ранних готов впервые услышали Bauhaus в фильме "The Hunger" ("Голод")
и уж точно его посмотрели все фанаты Bauhaus. Фильм начинается с выступления
Bauhuas в каком-то клубе, где они исполняют эту композицию. Фильм "The Hunger" -
о двух современных вампирах (еще одна связь с вампирами) в исполнении Дэвида
Боуи и Катрин Денев, которые пьют кровь не прокусывая горло жертвы, а делая
надрез маленьким ножиком в форме анха - египетского символа вечной жизни и ключа
к загробному миру, именно благодаря использованию в фильме "The Hunger" анх стал
символом готов используемым и поныне.
Следует отметить, впрочем, что по
крайней мере, на ранних этапах становления готики в большей степени повлияла не
музыка средневековья как таковая (в гораздо большей степени это влияние
сказалось на другом музыкальном направлении - блэк метал / black metal, о
котором ещё будет говориться), а, скорее, готический ("черный") роман эпохи
романтизма со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара.
Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых
особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к символам образам
религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших
отражение в песенных текстах и сценическом действе.
Кроме того, огромное
количество людей сам термин "готика" несколько сбил с толку, однозначно вызывая
ассоциации со всякими готическими ужасами, вампирами и Святой Инквизицией. Это
тоже не могло не повлиять - и повлияло - на формирование современной готической
эстетики.
Есть, конечно, вопрос о том, что же именно первично послужило
причиной формирования этой готической эстетики во всей её
мрачно-депрессивно-смертельной красе, но отвечать на него - уже не моя задача.
Готика продолжает развиваться. The Southern Death Cult были первыми в
числе тех групп, кто носил много черного, много серебра (кстати говоря, готы
признают только белые металлы); жгучие черные волосы, как у Banshees,
контрастно-холодный макияж - так на сцене постепенно формируется имидж
современного гота.
Также существует информация, что многие из
пост-панков, ну или представителей прото-готической волны были вхожи в БДСМ
сообщество, особенно - в СМ клубы, что также повлияло на готический имидж и,
вероятно, обусловило то, что многие из готических групп используют Тематический
антураж (например, группы Die Form, Umbra Et Emago, Genitiortures (одно название
чего стОит...)), а всё вместе это заложило основы появлению тех самых
фетиш-готов.
Постепенно изменялась и идеологическая составляющая
готической музыки. Ярость и ненависть, наполнявшие музыку Joy Division, Sisters
of Mercy, Bauhaus, отнюдь не всегда направленные вовнутрь себя, потихоньку
притупляются. Готика постепенно становится символом и квинтэссенцией некоей
утраты, утраты мечты, идеала, осознания неидеальности этого мира, горького
разочарования, доводящего до отчаянья. На современной сцене злобствующих готов
почти не осталось.
По ходу развития готики (как музыки), в ней
образовывались всё новые и новые стили, возникали причудливые слияния с уже
существующими. Так, в частности, появился готик-метал. К слову сказать, что
металлисты тоже уже были "офетишены". Кожа, металл, цепи, заклёпки, напульсники
и иже с ними - всё пошло от БДСМ и фетиша. Дело в том, что в своё время в
термоядерной металлической группе Judas Priest вокалистом был некий и
небезызвестный Роб Халфорд (Rob Halford). И был он вхож в гейские и БДСМ-ные
круги. На концертах он частенько появлялся в Тематическом прикиде. Вероятно,
таким образом он пытался неким образом дистанцироваться от других представителей
хэви-метал. На некоторое время он, конечно, дистанцировался, однако народу это
так понравилось, что среди металлистов просто-напросто возникла новая повальная
мода, здравствующая и поныне, причём без серьёзных изменений.
К 90-м
годам готика уже серьёзно набрала обороты. В это же время пошла вторая волна
блэк-метала, возникшего почти в то же время, что и готика. Пару слов о блэке.
Прежде всего блэк-метал характеризуется очень мощной идеологической
подоплёкой. Идеология блэк-метал может быть объединена одной краткой приставкой
"анти". Всё мрачное, яростно агрессивное, страшное, эстетика хаоса, войны и
разрушения до основания, смерть (не как таковая, а как убийство прежде всего),
сатанизм и различные древние верования - всё это блэк-метал. Особое внимание
уделяется и имиджу. В принципе, кожа, железо и черный цвет фигурируют во всех
металлических стилях (об этом уже говорилось), хотя блэк преподносит их под
своим углом зрения. Классический блэковый paint-corpse (раскраска "под труп"),
множество шипов и клёпок на напульсниках, ошейнике, ремне, сапогах;
"дьявольские" черные или арийские белые гривы; всевозможная колюще-режущая
утварь; одежда из черной кожи; торс либо в черном, либо обнажен (независимо от
того, что он демонстрирует - мужественную гиперборейскую грудь, высохший скелет
или нордическое пивное брюхо); балахоны и плащи с капюшоном; всевозможные
амулеты - всё это атрибуты большинства блэк-метал-исполнителей, придающие им вид
сборища благопристойных вурдалаков.
Как видно, что у блэка с готикой есть
некоторые если не точки соприкосновения, то более или менее схожие элементы.
Также блэк и готику роднит в какой-то степени и то, благодаря идеологии,
возведенной во главу угла, соответствующему ей имиджу, сознательному или
неосознанному обращению в музыке к интонациям далекого прошлого, восходящим еще
к ритуальной практике, самому оформлению концерта или видеоклипа, применению
различной символики, блэк-музыка приобретает культовые черты. Однако в блэке,
преломляясь через сатанизм и несравненно более высокую степень идеологизации,
культовость, пожалуй, отдавала чем-то вроде сектантства.
Итак, начало
90-ых. Готика, плодящая внутри себя всё новые стили и в лучших традициях
эклектичности своей архитектурной тёзки жадно впитывающая в себя из окружающей
среды то, что могла впитать, и блэк, также разветвляющийся на множество течений
и ищущий новые формы для подачи материала, - эти два гиганта схлестнулись,
переплелись и явили мру невообразимую химеру под названием готик-блэк. Dimmu
Borgir, Dismal Euphony, Evol, Angizia, Covenant, а также Cradle of Filth сильным
креном в сторону вампиризма - вот некоторые представители новоявленного стиля.
Обилие пирсинга, садо-мазо атрибутика, изломанность в духе декаданса,
вампирические клыки, "готический" грим, бондажная атрибутика, жёсткая садо-мазо
и бондажная эстетика в оформлении альбомов, шоу и в текстах - вот что такое
готик-блэк.
Лично у меня, однако, всё это ассоциируется не с БДСМ как
таковым, а с тем, о чём писал незабвенный маркиз де Сад.
Яростная
агрессия блэка, артистизм готики, обоюдный фетишизм - это всё слилось, и
получился готик-блэк.
Кстати, ещё одно. Тематический антураж порой
выглядит весьма агрессивно и даже злобно. Плюс он выглядит эффектно. Плюс уже
сложившиеся традиции. И получается очень хорошее и красивое средство
противопоставления себя обществу. В логике это называется "подмена тезиса". То
есть БДСМ используется для выражения антагонизма и агрессии по отношению к
обществу, несмотря на то, что ни малейшего отношения к этому не имеет. Напротив,
БДСМ-сообщество отличается очень высокой степенью толерантности.
На этом,
полагаю, можно закончить столь обширный музыкально-исторический экскурс,
необходимый, однако для общего понимания вопроса.
Акт о проведении вскрытия, или посмотрим изнутри.
Итак, кто такие готы, то есть что делает человека готом. С некоторой
долей условности можно выделить несколько критериев:
готическое мировоззрение + осознание человеком себя как гота. Имхо, самый
важный и единственно необходимый критерий. На вопрос, что именно есть готическое
мировоззрение, лично я не могу дать однозначный ответ. Тем более что сами готы
очень любят отвечать, что готика у каждого своя. Так что я набросаю лишь
несколько наиболее общих штрихов. Мрачное восприятие мира,
романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость,
склонность к депрессиям, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии
реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к
сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов
поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).
Плюс, как правило, восприятие смерти как фетиша.
любовь к готической музыке. Не стоит забывать, что готика, по крайне мере
изначально, прежде всего музыкальная субкультура, поэтому это тоже довольно
важный критерий. Творчество готических групп, по идее, воплощает в себе
готическое мировоззрение и закладывало его основы.
готический имидж. Самый легко воспринимаемый критерий, позволяющий
моментально выделить "своего" в толпе. Готический имидж очень сложен и
разнообразен, поэтому я не вижу смысла детально его описывать - уж слишком
надолго это получится. Опять-таки несколько общих штрихов: преобладание чёрного
цвета, плюс тёмно-фиолетовая и красно-бордовая гамма, украшения из белых
металлов (в основном - из серебра), контрастный макияж, необычность и внешнего
вида в целом. К вопросу имиджа я ещё вернусь.
посещение мест сбора готов. Вполне логично, ибо одной из целью любой
субкультуры является регулярное общение её адептов, так сказать, с себе
подобными.
Вот, пожалуй, и все основные критерии. Теперь о видах готов.
Прежде всего, они делятся на мопи-готов (mopey goths) и перки-готов
(perky goths). Мопи-готы почти на 100% соответствуют критерию готического
мировоззрения. Свою субкультуру они воспринимают в высшей степени серьёзно, она
для них даже более чем фетиш, они ей живут. Есть небесспорное, как считают
многие, но в любом случае не лишённое разумности мнение (лично я абсолютно с ним
согласен), что именно мопи-готы представляют собой ядро и суть готической
субкультуры. Их меньшинство. Как и положено ядру, которое всегда меньше целого.
Перки-готы, грубо говоря, просто тусовщики. По крайней мере, большинство
из них. К готической субкультуре они относятся несравнимо менее серьёзно, чем
мопи-готы. Они любят собираться в клубах, депрессия, как правило, не для них.
Для большинства из них готика - это лишний повод потусоваться и самовыразиться,
а то и просто выпендриться. Рассуждать о том, насколько перки-готы настоящие
готы я не буду, тем более что рассуждай, не рассуждай, а они всё равно
неотъемлемая часть готической субкультуры.
Именно перки-готам мы обязаны
(хм) существованию огромного числа типов имиджевых готов, и фетиш-готов в
частности, так как имиджу они уделяют ещё более повышенное внимание, чем готы
вообще. Вот лишь некоторые из таких типов: cyber-goth, glitter-goth, fairy-goth,
romantic-goth, gypsy-goth, vampire-goth, те самые fetish-goth и прочая, и
прочая.
Заключение патологоанатомической экспертизы.
Приблизительно такую характеристику фетиш-готов можно найти на любом
сайте с описанием видов готов:
В одежде используются искусственные материалы - латекс,
винил, искусственная кожа, реже кожа натуральная, вся одежда плотно
обтягивающая, иногда используются кофты сетки, черный цвет, иногда в сочетании с
красным. Общий внешний вид характерен для посетителей фетиш клубов.
Одежда (м, ж): корсеты, виниловые/латексные топы, кофты-сетки, виниловые
юбки (часто короткие или длинные узкие), обтягивающие штаны, латексные или
виниловые комбинезоны.
Обувь: фетиш обувь, combat boots.
Прическа
(ж): прямые или собранные в хвост волосы, часто волосы собираются в хвост на
макушке, часто выбритые виски, черные или белые волосы, встречаются и красные.
Прическа (м): выбритые виски, иногда короткие волосы.
Украшения:
минимальные серебряные или металлические (кольца, браслеты, цепочки).
Аксессуары: Все из области фетиш эстетики, ошейники, бондажи, наручники,
цепи.
Макияж: черные / красные губы, подведенные глаза, черные / красные
ногти.
Итак. Фетиш-гот - прежде всего имиджевый и уже потом гот.
Имидж для себя каждый выбирает сам, это понятно. Выбирает он его либо потому,
что такой имидж ему близок, ибо отвечает его вкусам, пристрастиям и т.п., либо
потому, что такой имидж ему просто нравится, либо потому, что это круто, модно и
т.п.
О том, что готика стала модной, я говорил в самом начале. Это
обеспечило мощный приток в неё личностей от 16-17 до 20 лет от роду. Именно эти
цифры называются как средний возраст теперешнего гота. Переходному этому
возрасты свойственны многие черты готического мировоззрения. И вот человек уже
искренне считает себя самым что ни на есть настоящим готом и рвётся в тусовку.
Стиль фетиш сейчас тоже довольно моден. Он красиво ("круто") выглядит, а эпатаж
свойственен готике вообще. Кроме того, использование этого стиля некоторыми
готическими группами хорошо разрекламировало его среди готов. Да и желание
подчеркнуть свою сексуальность тоже вполне понятно.
Абсолютное
большинство готов вообще и фетиш-готов в частности сейчас люди достаточно
молодые. Кто-то ищет способ самовыразиться, кто-то прячет свои комплексы, кто-то
просто выпендривается. И стиль фетиш-гота подходит для этого как нельзя лучше.
Но по крайней мере наивно ожидать найти под этим красивым фетишным фантиком
что-то большее. Эпатаж, пафос - вот и всё. И ни малейшего понимания вопроса.
Причём не только такими молодыми личностями. Вот наблюдения одного гота.
Некоторые дамочки из готик тусовки любят стиль а-ля Госпожа с похожей манерой
поведения. То, что видел лично я, было примерно так: "Ой, смотрите, он делает
все, что я прикажу!". Никакой ответственности за человека даже близко не было. А
ведь таким образом можно нанести сабу серьёзные душевные травмы. На моё
негодование: "Ты что вообще делаешь?" - дамочка только отмахивалась: "А пофиг,
их проблемы, мне-то прикольно". Комментарии излишни.
К счастью,
молодости ещё свойственны поиски себя. Это одна из причин - хоть и не
первоочерёдная - приводящая человека в готику. И БДСМ, безусловно, является для
таких готов интересным опытом. Такие люди могут достаточно серьёзно увлечься
БДСМ, и из них, вполне вероятно, получатся адекватные фетиш-готы. Такие есть,
только, по-моему, их очень мало.
Косвенные предпосылки пересечения готики
и БДСМ всё-таки существуют. БДСМ подразумевает боль, в какой-то мере страх и
атмосферу средневековых пыток. Готика, со своей стороны, эстетизирует "тёмную"
сторону мира, и такие вещи, как смерть, боль, страх, ту же средневековую
атмосферу - но более абстрактно, особенно касаемо смерти. Естественно, ни БДСМ,
ни готика этим не исчерпываются - это лишь то, что может служить точками их
соприкосновения. Кроме того, боль физическая хорошо отвлекает от душевной боли,
от депрессии. Способ необходимой разрядки.
На данном этапе БДСМ с готикой
в фетиш-готах соприкасаются не очень сильно, пожалуй, не так сильно, как могли
бы. Хотя пересекаются - это факт.
Абсолютному большинству фетиш-готов
близка только внешняя эстетика фетишизма. Для фетиш-гота это просто красивый и
яркий образ, которым можно щегольнуть на готической вечеринке. В БДСМ (равно как
и в фетише) для них ничего, кроме "понта" и эффектного внешнего вида нет. Это
считается крутым в тусовке, и этим все сказано.
Вот, пожалуй, и всё.
Возможно, в будущем положение дел изменится, и большинство фетиш-готов будут
иметь непосредственное отношению к БДСМ. А пока не стоит забывать (особенно
бдсмщикам, вдруг как-то попавшим на готик-пати), что форма далеко не всегда
соответствует содержанию, а целое также не всегда тождественно сумме его частей.
Обнаружил на винче, кто-то в довесок кинул :)
Оригинал нарыл в нете по адресу http://bondage.ru/music/000060.html
http://playnet.livejournal.com/25333.html