
Есть версия, что эта Махавидья пришла из тантрического буддизма, так как там Богиня Тара играет значимую роль, без которой, наверное, был бы немыслим Тибетский буддизм. Есть масса буддийских легенд о том, что Тара появилась из слезы Бодхисаттвы Авалокитешвары (Локанатха), когда тот проникся состраданием к живым существам, и, соответственно, Тара — это Богиня сострадания и спасения от мук сансары.
Буддийская ТараДругая версия носит в большей мере индуистский характер, но тоже затрагивает буддизм. Она повествует о том, что Риши Васиштха поклонялся Богине Таре в Камакхья-питхе, но так и не достиг сиддх ее мантры, и тогда он обратился к Брахме. Брахма посоветовал ему отправиться в Тибет, где воплощение Вишну (Будда-аватар) откроет ему тайну практики Тары. Васиштха так и поступил, но, когда прибыл в Тибет, был крайне удивлен увиденным, так как Будда находился в компании женщин и пил вино.
Однако свыше Васиштхе проявились знаки о том, что это может иметь какой-то сакральный смысл, и Будда научил Васиштху каулическим ритуалам с использованием панчататтв. А также Будда посоветовал Васиштхе идти в Бенгалию и практиковать там в месте, которое известно как Тара-шакти питх. Считается, что в этом месте упал третий глаз Богини Сати, когда она покончила с собой, и именно в том месте появилась Йогини Тара. После того как Васиштха длительно практиковал мантру Тары и не получил сиддх, он пришел в гнев и проклял эту мантру. С тех пор на мантре Тары лежало заклятие, но позже Васиштха устранил его, добавив к биджа-мантре trim акшару sa, в результате чего получилась биджа strim. Эта биджа также может означать "стри" — благословение Богини. Хотя относительно проклятья и его снятия с мантры Тары существуют и другие версии.
Чандамахарошана. Образ Будды, в котором он проповедовал ВасиштхеСвязи Тары как с буддизмом, так и с индуизмом не приходится удивляться, ведь в том же Шривидья-культе одна из ее даршан называется "Баудха" (Буддизм). В этой даршане в емкой форме почитается буддизм посредством мантры Тары, и мантра там такая же, как и в тибетском буддизме. Некоторые тантрические тексты описывают фактически те же самые мантры Тары, которые используются в Ваджраяне, например "Тантра-раджа тантра", а также "Брахмасамхита", где дается следующая мантра: om
tare tutare ture svaha. В таком же виде она практикуется и в буддизме.
Есть другая, не менее интересная и значимая, история о Таре. Она о том, как Кали в своей разрушительной ипостаси уничтожала демонов и увлеклась так, что чуть не уничтожила всю вселенную. Тогда Шива, желая пробудить в Богине созидательные материнские качества, принял образ ребенка, и Богиня приняла благостный образ Матери. Она начала поить его молоком из своей груди, и этот образ стал одним из известных образов Тары и Шивы как ребенка.
Но есть и другая версия о том, как Шива, выпив океан яда, который мог убить живых существ во всей вселенной, стал слабеть от действия яда. Его горло посинело, и тогда проявилась Богиня в форме Тары, и, положив Шиву себе на колени, стала поить его молоком из своей груди, от чего яд нейтрализовался.
Имя "Тара" имеет несколько значений, одно из которых — спасительница, та, которая переносит на другой берег, из мира страданий к освобождению. Другое значение имени "Тара" — звезда, которая светит высоко в небе, что также может означать оставление земного. Считается, что в спутанных волосах Тары находится Акшобхья Шива, но иногда его изображают в ее третьем глазу. Тара имеет прямое отношение к Богине Сарасвати, но в тантризме она больше известна как Нила Сарасвати (Сарасвати, или Тара, синего цвета).
Нила СарасватиВ ваджраяне есть проявление Ваджра Сарасвати, её мантра звучит так:
ОМ ПИЧУ ПИЧУ ПРАДЖНЯ ВАРДХАНИ ДЖВАЛА ДЖВАЛА МЕДХА ВАРДХАНИ ДХИРИ ДХИРИ БУДДХИ ВАРДХАНИ СВАХА.
Ваджра СарасватиСловом "Тара" также обозначают самую известную мантру ОМ, фактически - это мантра, которая олицетворяет в латентном виде Гаятри, Веды и т. д. Звук ОМ состоит из пяти элементов: А-У-М, нада и бинду (вибрация), в "Мантра-маходадхи" даются три мантры — трем ее основным формам. Первая — Угра Тара, и ее мантра:
om hrim strim hum pha http://nandzed.livejournal.com/3918856.html