-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ivanov_p

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 0

ivanov_p





ivanov_p - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://ivanov-p.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Взгляд из будущего

Вторник, 31 Января 2023 г. 10:10 + в цитатник
От кунсткамеры к травопознанию. Развитие ботаники в России в первой половине XVIII в. 2022. сост. А.К. Сытин, Д.Д. Сластунов

Собрание историй жизни и деятельности первых российских ботаников. Это преимущественно немцы, и жизнь их часто весьма коротка - умер в 34 года, умер в 37... Путешествия, болезни, смерть жены, склоки, наветы, гербарии, издание работ, критика коллег, новые работы, возвращение в Германию и смерть в нужде...

Таксономия отличается от прочих наук тем, что первоописания сохраняют важность всегда. Поэтому работы предшественников перечитывают век за веком. История науки впаяна в современную науку, и потому отношение с прошлым представляет очень отчетливо.

Составители, авторы этих историй рассказывают не только биографические сведения, но разбирают и научный аспект работ ученых XVIII в. Кто был прав и кто ошибся, кто халтурил, кто вскрыл ошибки, кто пользовался недоброй славой, но все же многое сделал, у кого был несносный характер, но...

Читать эти историко-научные заметки можно вот еще с какой точки зрения. Пройдет 200-300 лет, и - если все будет хорошо - о нас напишут примерно то же самое. Так что сожаления о краткости жизни этих немцев, о бедности, о жалких их подарках и жалком наследстве, об отношениях с государством и начальством, о вечном вкладе в науку, который различить могут лишь немногие профессиональные ученые, к тому же одаренные интересом к прошлому - всё это и будет сказано.

tempFileForShare_20230130-231645
tempFileForShare_20230130-231734
tempFileForShare_20230131-003844
tempFileForShare_20230131-004213
tempFileForShare_20230131-004619
tempFileForShare_20230131-004800
tempFileForShare_20230131-082340
tempFileForShare_20230131-083438
tempFileForShare_20230131-083521
tempFileForShare_20230131-083730
tempFileForShare_20230131-083906
tempFileForShare_20230131-084056
tempFileForShare_20230131-084444
tempFileForShare_20230131-090741
tempFileForShare_20230131-091343
tempFileForShare_20230131-091420
tempFileForShare_20230131-091451
tempFileForShare_20230131-091529
tempFileForShare_20230131-091605

https://ivanov-p.livejournal.com/331243.html


Красивая...

Понедельник, 30 Января 2023 г. 09:44 + в цитатник
Гербарий Роберта Арескина, лейб-медика Петра Великого, архиатра. 2022. сост. А.К. Сытин, Д.Д. Сластунов

Можно видеть, как выплеталась культурная жизнь России - из культуры Европы. Обычно об этом говорят в очень общих словах, а настоящий образ можно получить, вглядываясь в детали - сделав увеличение истории соразмерным человеческой жизни. Шотландский граф на русской службе, полковой лекарь на Украине, лейб-медик Петра, один из основателей российской ботаники - как он делал аптеку и аптекарский огород, как работал над основанием медицинской службы в войсках империи, как всё еще соотносился с шотландской родней (мятежники...), как служил, как воровал, как создавал. Жизнь XVIII в. в России - вторы рассказывают и о усадьбах, рощах, травах, гербарии, строительстве зданий, чинах, уложениях...

tempFileForShare_20230129-234448
tempFileForShare_20230129-234551
tempFileForShare_20230129-234706
tempFileForShare_20230129-234750
tempFileForShare_20230129-234922
tempFileForShare_20230129-235557
tempFileForShare_20230130-001951
tempFileForShare_20230130-002132
tempFileForShare_20230130-002315
tempFileForShare_20230130-075627
tempFileForShare_20230130-080045
tempFileForShare_20230130-080317
tempFileForShare_20230130-080422
tempFileForShare_20230130-080740

https://ivanov-p.livejournal.com/330811.html


Красивая книга

Пятница, 27 Января 2023 г. 10:40 + в цитатник
сост. А.К. Сытин, Д.Д. Сластунов. Травопознание Абрахама Энса, доктора медицины. 2020

Книга особенной традиции - общего описания мира. Сейчас культура специализированная, и люди, дыша воздухом этой культуры, не замечают, насколько привычно всё выстроено по специальному методу, относящемуся к особенному предмету. Даже сложилось убеждение: человек должен говорить в рамках своей специализации. если ты высказываешься о том, что вне узкой профессии - ты скорее всего говоришь глупости, это возможно только в шутку. Вокруг мир специалистов, которые уверены, что вне узкой специализации никто ничего не знает.

Только сталкиваясь с продуктом другой культуры, можно почувствовать ограниченность собственной. Это как монолингвальность: пока человек не сталкивался с областью сплошного использования незнакомого чуждого языка, он даже не понимает, что такое воздух его собственного языка и культуры. Он кажется терпимым и добродушным по отношению к появляющимся в его круге инородцам, которые коряво выговаривают слова его языка. И только попадая в ситуацию такого инородца, оказываясь среди чужих - человек выявляет, как он может взаимодействовать с чужой культурой, и часто может о себе узнать: ксенофоб.

Так и культура специализации, такая привычная, при столкновении с другой культурой знаний может дать человеку почувствовать: вот граница, тут дышат другим воздухом.

Книга посвящена описанию гербария ботаника XVIII в. Составители рассказывают и показывают сам гербарий. Конечно, разговор идет о видах растений, вошедших в гербарий. Затрагиваются вопросы истории ареалов - как изменились области распространения с XVIII в. История названий - растений назывались иначе. Биография собирателя этой коллекции. Его семьи. Где они жили, как жили. Где он учился, у кого. Кратко - личности учителей и друзей. Как работал. Гербарий иллюстрирован - что за картинки. Можно восстановить точки сбора образцов - а где это? Каков был маршрут поездок...

И так - глава за главой. Всестороннее описание вещей, имеющих отношение к предмету книги - этому гербарию. Доктор Энс работал на Украине, полковой врач в Полтаве. И вот там есть кусочек про службу в армии и культуру Украины XVIII в. Роль русского дворянства. Семья Энсов сдавала дом, публиковала в газетах объявления - просмотрены газеты за многие годы, восстановлена история семьи и дома. Картины, где изображены места, где стоял тот дом...

Общая история всего, весь мир, как его можно разглядеть чрез предмет изложения - гербарий доктора Энса

tempFileForShare_20230127-092141
tempFileForShare_20230127-092304
tempFileForShare_20230127-092434
tempFileForShare_20230127-092604
tempFileForShare_20230127-092824
tempFileForShare_20230127-092948
tempFileForShare_20230127-093527
tempFileForShare_20230127-093639
tempFileForShare_20230127-093732
tempFileForShare_20230127-094115
tempFileForShare_20230127-094602
tempFileForShare_20230127-094913
tempFileForShare_20230127-095006
tempFileForShare_20230127-095324
tempFileForShare_20230127-100306
tempFileForShare_20230127-100523
tempFileForShare_20230127-100614
tempFileForShare_20230127-100715
tempFileForShare_20230127-100854
tempFileForShare_20230127-101133
tempFileForShare_20230127-101350
tempFileForShare_20230127-101657
tempFileForShare_20230127-101808
tempFileForShare_20230127-101906
tempFileForShare_20230127-101940
tempFileForShare_20230127-102026

https://ivanov-p.livejournal.com/330637.html


Философский камень

Пятница, 20 Января 2023 г. 09:11 + в цитатник
Авторы всерьез пытаются на примере конкретной научной задачи разобрать вопрос о критерии науки, об отличении хорошей науки от плохой. Типа критерий Поппера наивный, ну да, а критерий Лакатоша - годный. Вопрос, который разбирается - относятся ли птицы к динозаврам.
Авторы наивны и серьезны, это позволяет читать... Помнится, я говорил, отчего по сю пору жив этот старый постмодернизм. Причина его существования - потому что всё еще находятся наивные позитивисты. Сотни лет, а они всё находятся. И потому существует уже изношенный и исшутившийся постмодернизм.
Ну вот, и критерий научности все еще ищут.

tempFileForShare_20230120-063215
tempFileForShare_20230120-063323
tempFileForShare_20230120-063403
tempFileForShare_20230120-063502
tempFileForShare_20230120-063653
tempFileForShare_20230120-063937
tempFileForShare_20230120-065214
tempFileForShare_20230120-065556
tempFileForShare_20230120-065852
tempFileForShare_20230120-070017
tempFileForShare_20230120-070142
tempFileForShare_20230120-070348
tempFileForShare_20230120-070602

https://ivanov-p.livejournal.com/330312.html


Как белье на веревке

Суббота, 14 Января 2023 г. 13:44 + в цитатник
Полина Лосева. 2020. Против часовой стрелки. Что такое старение и как с ним бороться.

Помню, читал большие книги по современной физике - чаще по теории струн - и обратил внимание: в силу популярного формата авторы не используют родную математику, и остается - вода из плохо оформленных впечатлений ("захожу я в паб, и думаю...") и неудачных метафор. Метафоры плохие: хорошая метафора верно служит пониманию, показывая самую суть того, о чем метафора. А плохая - работает в узких рамках, только для какого-то одного аспекта, а во всех прочих отношениях просто мешает пониманию, оказывается неверной. Поэтому делать метафору - это серьезная работа, кто делает - за жизнь успевает всего ничего. А просто ими мусорить - дело нехитрое, всё на всё похоже.

И вот тексты по биологии стали всё быстрее зарастать метафорами. Понятно, почему. Они перешли на молекулярный уровень, там невозможно сказать на "простом языке" - нет языка для этой реальности. И приходится, особенно в популярных книгах, все время говорить метафорами - и потому их придумывают во множестве.

Есть в биологии область хорошо финансируемая и очень важная: биология старения. Изучают бессмертие, вечную молодость и здоровье - самые важные проблемы. Интересно, что именно там в качестве побочного продукта производятся ответы на детские вопросы, которые можно увидеть и в ЖЖ: что такое жизнь? что такое здоровье? не относительно болезни, а само по себе? Биология старения - крайне разнородная область задач, там множество не сводимых друг к другу подходов, и между прочим там получают кусочки ответов на эти старые вопросы. Потому что ищут жизнь, здоровье и молодость - естественно, приходится как-то это понимать, причем конструктивно.

Книга составлена на основании множества современных недавних статей. Такие обычно выглядят как рвакля - перепутанное изложение, без четкого плана. Здесь сделано всё очень хорошо: четкая структура книги, хорошее изложение, так что оставшейся (и непревозмогаемой) трудностью остается множество непривычных названий всяких действующих веществ - генов и белков. Но это - сам материал работы, без этого никуда. Так что - современная популярная книга, с четкой структурой и хорошо продуманным порядком изложения, на основе самых последних данных, посвящена вопросам биологии старения и попутно проясняющая самые неотвечаемые вопросы: что такое старость? что такое молодость? что такое жизнь? возможно ли бессмертие? возможна ли долгая молодость?

Ответов, разумеется, нет - но по прочтении книги становится как-то понятнее, как на это смотреть и как с этими вопросами работает современная наука

tempFileForShare_20230113-181616
tempFileForShare_20230113-181713
tempFileForShare_20230113-181747
tempFileForShare_20230113-181853
tempFileForShare_20230113-181940
tempFileForShare_20230113-195909
tempFileForShare_20230113-215244
tempFileForShare_20230113-221851
tempFileForShare_20230113-222047
tempFileForShare_20230113-222215
tempFileForShare_20230113-222315
tempFileForShare_20230114-002410
tempFileForShare_20230114-004140
tempFileForShare_20230114-005005
tempFileForShare_20230114-090951
tempFileForShare_20230114-091131
tempFileForShare_20230114-091234
tempFileForShare_20230114-091329
tempFileForShare_20230114-091415
tempFileForShare_20230114-091633
tempFileForShare_20230114-091915
tempFileForShare_20230114-092016
tempFileForShare_20230114-094554
tempFileForShare_20230114-094900
tempFileForShare_20230114-094953
tempFileForShare_20230114-095952
tempFileForShare_20230114-101054
tempFileForShare_20230114-101253
tempFileForShare_20230114-110208
tempFileForShare_20230114-110836
tempFileForShare_20230114-114305
tempFileForShare_20230114-114428
tempFileForShare_20230114-114709
tempFileForShare_20230114-120610
tempFileForShare_20230114-120713
tempFileForShare_20230114-132133
tempFileForShare_20230114-132226
tempFileForShare_20230114-132440
tempFileForShare_20230114-132532
tempFileForShare_20230114-132620

https://ivanov-p.livejournal.com/330182.html


Заключительный том Манна

Четверг, 12 Января 2023 г. 15:32 + в цитатник
Увы - не взлетел. Мое мнение - у автора не хватило сил на создание понятийной системы. Почти все его объяснения строятся по типу: вот 4 главных сети, в силу внешних причин такие-то слабеют, такая-то сильнее, потому она на данном этапе определяет, усиливая свои эффекты. А слабеющие сети ослабляют свои эффекты. Эти примитивные зависимости - едва не максимум того, что автор может создать. Огромная работа и эрудиция - в трубу. Зато всё очень привычно и в мейнстриме. Автор - левый, сочувствует (очень ограниченно) социализму, демократ (не любит республиканцев), за снижение неравенства и права трудящихся, очень внимателен к зеленой повестке и полагает, что дальнейшая история будет происходить, - как хорошо! - без войн, потому что не ядерные же, потому что США сильные, и дальше будет, конечно, концерт мировых держав и корзина валют, и все вместе они займутся зеленой проблематикой. Это - то, что он смог увидеть со своим бедным набором понятий. Нелюбовь к системном мировоззрению не дала возможности строить хоть сколько-то интересные эффекты. Причем системы он не любит совершенно по детской причине. Он думает. что система - это когда есть один фактор, который всё и определяет. А раз факторов несколько, это не система. Очень жаль. Книга создавалась двадцать лет и погибла из-за недостаточности мышления.

tempFileForShare_20230112-001607
tempFileForShare_20230112-001746
tempFileForShare_20230112-060813
tempFileForShare_20230112-104457
tempFileForShare_20230112-104540
tempFileForShare_20230112-104642
tempFileForShare_20230112-104730
tempFileForShare_20230112-114018
tempFileForShare_20230112-115551
tempFileForShare_20230112-124236
tempFileForShare_20230112-124704
tempFileForShare_20230112-133650
tempFileForShare_20230112-141520
tempFileForShare_20230112-145128
tempFileForShare_20230112-145335
tempFileForShare_20230112-152131
tempFileForShare_20230112-152412

https://ivanov-p.livejournal.com/329843.html


Третий том Манна: о крахе Европы

Среда, 11 Января 2023 г. 23:51 + в цитатник
Изложение: от наивысшего расцвета Европейской цивилизации до ее падения. Соответственно - от периода перед Первой мировой и до окончания Второй мировой. Без Первой мировой не было бы коммунизма, фашизма и доминирования США - то есть, конечно, само содержание ХХ века было бы совершенно иным. Разбор Второй промышленной революции, подробное изложение истории США - крупнейшей и победившей империи. Автор считает США не уникальными - единственная почти уникальная черта - расизм на своей территории (другие проявляли его в заморских колониях), а так - одна из обычных промышленных империй. С теми же интересами и грехами, одно из милитаристских государств, похожее на другие государства Европы. Верховенство права - но чье право? Право господ против слуг. Войны - Первая, Вторая - автор уделяет много внимания альтернативным сценариям. Что было бы, если б. Разрушенные империи - Австро-Венгрия, Россия - могли б существовать. Много внимания трудовым отношениям. Специальное внимание фашизму: это не безумие, а вполне рациональная идеология. Милитаристская. "Я определяю фашизм как стремление к трансцендентному и очищающему национал-этатизму через милитаризм". Кратко говоря - милитаризованный национализм. Разбор Советская строя. Автор нигде не путает его с фашизмом, не считает тоталитаризмом. Считает. что сталинизм несколько (немного) лучше фашизма. Не считает голодомор организованным против Украины - это вымысел, пострадали и другие регионы, неурожай был реальным, вина Сталина и его партии - в параноидальном поиске врагов и принудительных реквизициях: деревня была назначена в жертву индустриализации, и полумер не признавали. Достижение социализма - предотвращение взрывного роста населения, на чем захлебывались подобные революции в странах третьего мира, причина - образование женщин и развитие здравоохранения. То есть падение рождаемости - что привело к раннему демографическому переходу и снизило рост населения, в чем и состояла победа: иначе бы рост населения съел достигнутое. Три великих зверства: депортации и голод, концлагеря, большой террор. Однако, считает автор, это не грехи лично Сталина - такие же вещи в Корее, Китае, Камбодже, Вьетнаме и пр. Это - характерные черты построения социализма путем ускоренной индустриализации в аграрной стране. Плюсы - Кубе и Вьетнаму, где обошлись меньшей кровью. Индустриализация в этих странах не могла не быть насильственной, с извращением социалистических идеалов демократии. Советское и японское чудо - общая причина: центральное планирование в условиях догоняющей модернизации. Планирование работает при догоняющем развитии (когда понятно, куда рулить) и перестает работать при достижении общего фронта технического развития. Коррупция и воровство в СССР, как неоднократно подчеркивает автор. были сравнительно невелики - в странах третьего мира воровали намного больше. Идеологический настрой общества и сравнительно не жадная верхушка (и чистки...) способствовали меньшему развитию воровства. Сталинизм - ограниченный экономический успех при политическом и идеологическом кошмаре. Социализм погубило то, что его начали делать в огромной отсталой стране. Разбор Японии - ошибки японского милитаризма. Переоценка сил... Эмбарго со стороны США - и вынужденный блицкриг, почти обреченный на неудачу, при этом японские активы были заморожены в США (а говорят - никогда не было, и вот опять). Причины победы капитализма. Итак, крах Европы - ее съел обычный для нее милитаризм. Причина успеха Европы (начиная с XVIII примерно века) - воинственность, милитаризм, другие общества были в упадке и менее воинственны, и европейцы захватили мир. Затем этот же милитаризм и империализм привел Европу к краху.

tempFileForShare_20230110-131831
tempFileForShare_20230110-132640
tempFileForShare_20230110-133702
tempFileForShare_20230110-133810
tempFileForShare_20230110-133917
tempFileForShare_20230110-134607
tempFileForShare_20230110-142150
tempFileForShare_20230110-143138
tempFileForShare_20230110-155647
tempFileForShare_20230110-155801
tempFileForShare_20230110-174811
tempFileForShare_20230110-182549
tempFileForShare_20230110-183004
tempFileForShare_20230111-084447
tempFileForShare_20230111-101118
tempFileForShare_20230111-101716
tempFileForShare_20230111-101830
tempFileForShare_20230111-101949
tempFileForShare_20230111-102043
tempFileForShare_20230111-120134
tempFileForShare_20230111-120239
tempFileForShare_20230111-145434
tempFileForShare_20230111-145810
tempFileForShare_20230111-145922
tempFileForShare_20230111-150044
tempFileForShare_20230111-154048
tempFileForShare_20230111-154159
tempFileForShare_20230111-154321
tempFileForShare_20230111-154646
tempFileForShare_20230111-170434
tempFileForShare_20230111-172917
tempFileForShare_20230111-173108
tempFileForShare_20230111-173326
tempFileForShare_20230111-200617
tempFileForShare_20230111-200755
tempFileForShare_20230111-213818
tempFileForShare_20230111-225115
tempFileForShare_20230111-225209
tempFileForShare_20230111-225258
tempFileForShare_20230111-225330
tempFileForShare_20230111-231027
tempFileForShare_20230111-232235

https://ivanov-p.livejournal.com/329519.html


Второй том Манна

Вторник, 10 Января 2023 г. 21:38 + в цитатник
О начале империи США, развитии бюрократии, политической власти, которая смогла примирить трудовые противоречия, о роли военной власти в становлении режимов современности. Показано, как весь XIX век росла сила бюрократии - то, что сегодня нам кажется нормальным, представлялось бы в том веке деспотией невиданной жестокости. О первой мировой войне, возникшей вне рациональности - ее причина: неуправляемость государств, там не было центра, принимающего решения на основе знаний о состоянии дел в государстве, была бюрократическая склока разных ведомств, которые не разрешались никем.

tempFileForShare_20230109-153724
tempFileForShare_20230109-162617
tempFileForShare_20230109-205140
tempFileForShare_20230109-205419
tempFileForShare_20230109-234926
tempFileForShare_20230110-082533
tempFileForShare_20230110-083200
tempFileForShare_20230110-083436
tempFileForShare_20230110-105953
tempFileForShare_20230110-111553
tempFileForShare_20230110-111940
tempFileForShare_20230110-113024
tempFileForShare_20230110-113655
tempFileForShare_20230110-125037
tempFileForShare_20230110-125144

https://ivanov-p.livejournal.com/329400.html


Динамика общества, состоящего из относительно независимых аспектов: история

Понедельник, 09 Января 2023 г. 18:11 + в цитатник
Манн. 2018. Источники социальной власти. 4 тт.

Книга о всемирной истории, основные идеи созданы, пожалуй, в 60-70-е годы. Тут еще идет реакция на Парсонса, такая древность... И потому автор утверждает, что его воззрение исключает понимание общества как системы. Верить этому не надо, это отголоски старых споров. Книга написана в 1993, а в 2018 переведена на русский. Недавняя. Видимо, следует воспринимать как классику - уже устарела, но все знают, уже откритиковали, но повлияла.

По сути, это четырехтомник по теоретической истории. Штука очень редкая - теоретизировать историки не любят, совсем. Обычно теории истории делают, привнося в историю социологию или экономику. Ну, или политологию, но это уж... Автор - привнес социологию.

В центре его воззрений - деление общества на четыре аспекта, четыре типа социальных сетей. Или - пусть будут "сферы", сферы общественной жизни (автор в одном месте протестует против именования сферами, а в другом сам так говорит). Это: идеологическая (культурная), экономическая, военная и политическая сферы. Ему все подряд говорят, что военная и политическая - это одна сфера, но у него есть резоны их различать (там можно с тем же успехом выделять сферу права, а на мой взгляд - это одна, государственно-правовая сфера). ну вот, он смотрит всемирную историю примерно с Египта, делает попытку создать систему каузальных объяснений происходящего, основной его инструмент - эти самые четыре сферы, к которым он относит разные социальные институты. Древние общества, ясное дело, определяются идеологической сферой, потом - Рим - военной, капитализм - экономической...

На мой взгляд, автору очень не хватает... ммм... понятийной силы. Не в том дело, что где-то в огромном труде он ошибся и по фактам не прав - это пустяки. Но вот мыслительная работа не доделана - ему не удалось хорошо управиться с собственным понятийным аппаратом. Например - он вводит понятие интерстициальных сил, возникающих в зазорах между институтами, поскольку они относятся к разным сферам. Например, власть религиозных систем (христианских в Европе), которые держат общий миропорядок (по мнению автора, Европа очень сильно определяется тем, что она христианская, это определяет самый верх власти, межгосударственные силы), конфликтует с военной властью, и в промежутках появляются разные маргинальные социальные явления - секты, ереси, восстания и пр. отсюда очень хорошая дорога к объяснению социальной динамики - ответу на вопрос, как разрушается устойчивость общества под влиянием собственных его внутренних сил. Если присмотреться, автор почти всё сказал, что надо - но очень невнятно, думаю, что в четком и артикулированном виде он эту динамику социальных систем произнести бы не смог - а ведь это вытекает из его построений. Есть и еще примеры, он плохо продумал именно взаимодействие сфер в обществе, поскольку он не считал общество целостным, не считал системой - не был озабочен этой идеей, а она очень важна, и именно его понятийный аппарат дает возможность сказать об этом.

В общем, очень занятная работа по теоретической истории, таких мало. При этом - её уже проехали, вон уже четверть века прошгло. совсем о другом говорят - а выводы из этого огромного труда так и не извлечены.


tempFileForShare_20230108-145816
tempFileForShare_20230108-145943
tempFileForShare_20230108-150639
tempFileForShare_20230108-150911
tempFileForShare_20230108-151444
tempFileForShare_20230108-152812
tempFileForShare_20230108-153117
tempFileForShare_20230108-153851
tempFileForShare_20230108-154029
tempFileForShare_20230108-154610
tempFileForShare_20230108-155226
tempFileForShare_20230108-164808
tempFileForShare_20230108-181623
tempFileForShare_20230108-184528
tempFileForShare_20230108-210029
tempFileForShare_20230108-215330
tempFileForShare_20230108-220606
tempFileForShare_20230108-220720
tempFileForShare_20230109-001946
tempFileForShare_20230109-092740
tempFileForShare_20230109-093020
tempFileForShare_20230109-093306
tempFileForShare_20230109-094004
tempFileForShare_20230109-101054
tempFileForShare_20230109-101439
tempFileForShare_20230109-134743
tempFileForShare_20230109-134848
tempFileForShare_20230109-143841
tempFileForShare_20230109-143956
tempFileForShare_20230109-144148
tempFileForShare_20230109-152205
tempFileForShare_20230109-153343
tempFileForShare_20230109-153552

https://ivanov-p.livejournal.com/329007.html


Что говорят об упадке

Воскресенье, 08 Января 2023 г. 10:04 + в цитатник
Хёйзинга. Культура Нидерландов в XVII в.

Там интересный кусок - про упадок в XVIII в. была замечательная культура - и рухнула. Об этом крайне редко пишут - то есть упадков в разных культурах считать jзябнешь, но это описывается как нечто нормальное - ну вот, было и сплыло, что тут говорить. Или добавляется какая-то глупость - типа, был экономический кризис, вот культура и упала. А в другой стране она в кризис расцвела - это ничаво, это такие особенности. То есть на эти темы почти не говорят - нет понятийного инструментария. А Хёйзинга сказал всё же несколько слов. Причин отыскать не смог - что-то про начало естествознания - но не добавил. как же следует выговорить, что с началом естествознания мертвеет культура. Или - о мирном времени, но тоже не сказал, отчего миролюбивые люди причиняют культуре упадок. Ничего, в общем, не сказал, но хотя бы пытался

tempFileForShare_20230107-230706
tempFileForShare_20230107-230939
tempFileForShare_20230107-231050
tempFileForShare_20230107-231305

https://ivanov-p.livejournal.com/328828.html


Франция и крах интеллектуалов

Воскресенье, 01 Января 2023 г. 16:57 + в цитатник
Франция в мировой интеллектуальной культуре. 2004
Сборник текстов. Ну, например - предложение читать французское литературоведение по-английски. Потому что в ХХ в. никто из слушателей уже не понимает языка XVIII в. Так что и ничего. Немцы же о своей литературе говорят на конференциях по-английски? ну и французам будет нормально.
Тогда еще это было шокирующим и спорным предложением.
Другая статья - об иностранных агентах в США. была введена такая категория, в ней были, скажем, Делез и Гваттари. И соотв. литература выпускалась в особенных книжных сериях, неброских таких... Иностранный агент - состоящий на службе другой державы, пропагандирующий ... должен на себя в 48 часов заявить в Вашингтон.
Виктор Гюго и рассуждения о компенсации величия Франции, о нависающей над Европой Россией, которая сменила Турцию - такой восточный деспот, нависающий над Европой "всегда", в XVII в. была Турция, потом Россия.
Об исчезающих во Франции интеллектуалах - они были-были, пользовались авторитетом, в к концу ХХ в. кончились. И что сей сон значит. Это к торжеству демократии, - думает автор-американец. А как же, думаю я. Последним таким интеллектуалом был Бурдье. Обсуждается, как это оно получилось в свободной Франции. Приходят к выводу - рынок сработал. До того была небольшая кучка, все в центре Парижа, все друг друга знают. А с интернетом - хоть откуда пиши, сразу множество мнений, а оценки мнений ведь нет, все в одну цену - ну и кончились интеллектуалы. Всё накрылось Тик-Током.
В общем, занятный сборник. И читается уже как давнопрошедшее - рассуждения прошлого века...

tempFileForShare_20221231-215346
tempFileForShare_20221231-215430
tempFileForShare_20221231-215531
tempFileForShare_20221231-215610
tempFileForShare_20221231-220019
tempFileForShare_20230101-093532
tempFileForShare_20230101-093825
tempFileForShare_20230101-094909
tempFileForShare_20230101-101214
tempFileForShare_20230101-101405
tempFileForShare_20230101-101654
tempFileForShare_20230101-101737
tempFileForShare_20230101-101837
tempFileForShare_20230101-113008
tempFileForShare_20230101-113051
tempFileForShare_20230101-113135
tempFileForShare_20230101-113245
tempFileForShare_20230101-113354
tempFileForShare_20230101-113830
tempFileForShare_20230101-114251
tempFileForShare_20230101-131150
tempFileForShare_20230101-131221
tempFileForShare_20230101-131254
tempFileForShare_20230101-131406
tempFileForShare_20230101-131512
tempFileForShare_20230101-131647
tempFileForShare_20230101-131810
tempFileForShare_20230101-131924

https://ivanov-p.livejournal.com/328607.html


Теория максимальной объяснительной силы, равной нулю

Воскресенье, 11 Декабря 2022 г. 13:14 + в цитатник
Заксер. 2020. Человек в животном.

В ХХ в. конкурировали три больших теории, объясняющих поведение животных: бихевиоризм, этология и социобиология. Все три к концу века были опровергнуты (доказано, что отрицаемое ими существует), и поведение осталось без теорий, его объясняющих. Автор этой книги сообщает, что произошла научная революция и появилась новая теория, объясняющая поведение: биологическая теория поведения.

Книга хорошая, хотя у меня она оставила мерзкое послевкусие. То есть я думаю, что для других (наверное) она хороша, а по мне - гадость. Политкорректная. Сахарная и гладкая. Три теории ХХ века были зубастыми и перекошенными. Бихевиоризм сосредоточился на обучении, прочее его не интересовало. Этология разрабатывала теорию инстинктивных действий и стремилась всё под нее подмять. Социобиология сошла с ума на концепции родственного отбора и рассматривала всё поведение как максимизацию выживаемости генов, облаченных в особи как скафандры. Это были, на мой взгляд, теории узкие, но они обладали определенностью: можно было сказать, что вот это они объясняют хорошо, а вот то - совсем не объясняют. Собственно, потому они и потерпели поражение: очень выпукло торчали из каждой огромные поля необъяснимых фактов, противоречащих основам каждой из теорий. (Кситати, поражены они были не быстро: уж по полвека нацарствовала каждая; хотя очевидно же было, что в качестве общей теории - чушь).

И вот теперь новая теория. Революционная. Она устроена наподобие синтетической теории эволюции: разрешает буквально всё. Конечно, во главе угла - выживаемость генов, поведение, мол, объясняется через естественный отбор и передачу генов потомкам. Но - эпигенетика? да, конечно, радостно кивает новая теория, доказаны эпигенетические воздействия, и очень многое объясняется ими. То есть совсем не только гены. Ламарковское наследование поведения, выбранного папой или там мамой? Ради бога, конечно, мы это принимаем. Инстинкты? Конечно, разумеется. Как без них. Но только частично, потому что в них и вокруг них велика доля обучения. И социальной среды. И социализации.

Это всё совершенно верно. Но ведь теория должна что-то как-то объяснять? Она же для разных случаев использует противоположные объяснения. Она же подбирает объяснение под данный случай. По сути, основной тезис теории таков: для любого случая можно придумать объяснение, которое выглядело бы как объяснение через выживаемость генов, максимальную передачу собственных генов потомкам. Вроде бы так можно объяснить решительно всё, в том числе и альтруизм. И самоубийства неполовозрелого потомства. Как? Ну потому что тогда с помощью такого поведения максимизируют передачу своих генов родители или сиблинги. В общем, не бывает так, чтобы нельзя было что-то объяснить через чью-нибудь максимизацию прибыли.

В результате теории как таковой нет. Есть груда примеров, которая объясняется совершенно разными способами, о которых сказано: не пугайтесь, это всё наша теория, признающая всё. Специального объяснения нет ни для чего - на помощь приходит слово "вероятность". Скажем, утверждается, что некая форма поведения находится под влиянием двух факторов - и с определенной вероятностью больше сказывается один или другой. И дальше можно противоположные примеры сваливать в кучу - видите? мы правы, вот один, вот другой.

Объяснить эта теория готова всё, что угодно. Объяснительная сила ее равна нулю. На мой взгляд, поведение животных как не имело никакой объясняющей теории, так и не имеет. А с точки зрения автора - представлена новая революционная концепция поведения. Книжка милая, с примерчиками (и состоящая, по сути, только из примерчиков).

tempFileForShare_20221211-072350
tempFileForShare_20221211-072515
tempFileForShare_20221211-072609
tempFileForShare_20221211-072739
tempFileForShare_20221211-080639
tempFileForShare_20221211-083444
tempFileForShare_20221211-103159
tempFileForShare_20221211-103626
tempFileForShare_20221211-104015
tempFileForShare_20221211-105041
tempFileForShare_20221211-110508
tempFileForShare_20221211-111129
tempFileForShare_20221211-111304
tempFileForShare_20221211-111456
tempFileForShare_20221211-111540
tempFileForShare_20221211-111736
tempFileForShare_20221211-112729
tempFileForShare_20221211-112821
tempFileForShare_20221211-113153
tempFileForShare_20221211-113706
tempFileForShare_20221211-114223
tempFileForShare_20221211-114453
tempFileForShare_20221211-115257

https://ivanov-p.livejournal.com/328222.html


Конкуренция меж наукой и религией

Пятница, 09 Декабря 2022 г. 22:39 + в цитатник
Торчинов. Религии мира
Автор объясняет, почему только в рамках христианского культурного региона существует противостояние науки и религии. А другие как-то - нет.

1) уникальность - наука возникла только в рамках христианской культуры
2) наследуемый дуализм - в христианстве всегда было взаимодействие Платона и Христа, Афин и Иерусалима. Задача рационального объяснения откровения. Однако в религию вошли лишь начальные объяснения ("Платон"), а дальнейшее развитие философии (и знания) были отвергнуты. Отсюда противостояние - то есть в религию "по принципу основателя" вошло некое прежнее знание, а более совершенное развитое последующее уже вытесняется как противоречащее запомненному.
3) особая роль церкви как носителя знаний в течение долгого времени - социальный институт-монополист, конкуренция с наукой, претендующей на авторитет в области знаний

Далее - обобщение этого отношения на связь религии и космологии (синкретическое древнее единство распадается...)

tempFileForShare_20221209-174514
tempFileForShare_20221209-174633
tempFileForShare_20221209-174708
tempFileForShare_20221209-174821
tempFileForShare_20221209-181420

https://ivanov-p.livejournal.com/328125.html


Острог

Четверг, 08 Декабря 2022 г. 09:59 + в цитатник
Свежий номер журнала. Сам журнал... Там и о гностицизме, и о связи квантовой запутанности с половым размножением, и о поклонении Сатане с помощью черного зеркала выключенного смартфона. Много чего. Журнал... очень хорош, чтобы познакомиться с тем, как сейчас думают.
Я обратил внимание на одну статью, характерная. Там проводится рассуждение, что время текстов прошло. Соответствующий проигрыш - мол, революция, было-было время текстов, а теперь - время изображений, вот до чего техника дошла и как же теперь изменится культура и техника.

Всё это говорится, на мой взгляд, из-за ошибки. Автор использует слово "информация". Это научный мат - информация, модель, экология и другие слова означают что угодно и ничего конкретного, и потому при использовании этого мата возникают ошибки мышления, которые мыслящий не может уловить.

Мысль автора такая. В мире содержится информация. Прежде ее передавали текстом, текст - это такое передаточное звено, один человек сообщал другому что увидел через текст. Сейчас у нас техника дошла, можно гнать прямое видео, текст не нужен - информация напрямую идет второму наблюдателю. Вуаля, новая визуальная культура.

В этом рассуждении автор не заметил небольшую деталь - между падающим яблоком и законом тяготения стоит Ньютон, напрямую в яблоке закон тяготения не содержится. Информация, можно сказать, есть везде. А вот смысл - нет. В "видео" нет смысла, он возникает в осмысленном тексте. Без этого второй наблюдатель получит ничего - просто видео. Бессмысленную картинку. То. что автор не заметил этой накладки, делающей его рассуждения ничтожными - очень характерно.

Про описание обряда посвящения себя Сатане посредством смартфона, капли крови и иных подручных средств я высказываться не буду.

tempFileForShare_20221207-233757

tempFileForShare_20221207-233846

tempFileForShare_20221207-234009

tempFileForShare_20221207-234108

tempFileForShare_20221207-234148

https://ivanov-p.livejournal.com/327834.html


Стратагемы Люттвака

Среда, 07 Декабря 2022 г. 18:48 + в цитатник
Люттвак. Стратегия. Логика войны и мира.

Великолепная книга. Ясная, изобилующая очень красивыми примерами. О стратегии. Одна из основных мыслей книги - что стратегия отличается от линейной логики, это нечто многомерное и многослойное, и с точки зрения простой логики - парадоксальное, неожиданное. Так что здравый смысл стратегии состоит в непрерывном "обмане" обычной логики - за счет выхода из плоскости, привлечения того, что не было вписано в условия задачи, нарушения устоявшихся правил и тп

Я вспомнил, что таким образом обсуждается эволюция живых существ. Не столько в книгах, сколько в кулуарах - когда специалисты говорят об этом с увлечением. Очень похоже. Эволюционные сценарии обсуждаются именно таким образом, и есть термин "эволюционные стратегии". Так же многослойно и многосторонне, с очень неожиданными поворотами. С теми же "нарушениями" линейной логики за счет тех же самых выходов за то, что принято за условия задачи.

И могу воспроизвести мои старые сомнения по поводу таких обсуждений. По самой своей природе это - бесконечные рассуждения. В них по мере решения меняются условия задачи, и акторы приноравливаются к изменившимся условиям, изменившимся в результате собственных действий акторов или действий иных акторов. Более того, в процессе действия может быть переопределена цель деятельности, что меняет всю ситуацию. Да, конечно, это жизненно, так и бывает. И именно по этой причине это не годится для объяснений: объяснение должно предлагать нечто устойчивое, нечто, что апеллирует к концу дурной бесконечности частных причин. Мы ценим объяснение только за это - если объяснение бесконечно, оно непригодно и по сути не является объяснением. То есть можно считать, что эволюция состоит в стратегической игре акторов, что война состоит в противоборстве стратегий - но такой взгляд настолько же верен, насколько бессмыслен. Он подразумевает вечную игру.

Каждый "стратег" может до бесконечности объяснять, что данное отступление на самом деле выгоднейший стратегический шаг, а затем - что условия изменились и то, что было выгоднейшим шагом, превратилось в поражение, потому что "если бы". А потом новым кругом - что вот эта создавшаяся в результате поражения ситуация - новый шаг к победе. Там нет конца - в объяснениях. Реальность заканчивается с окончанием ресурса: в эволюционной игре "все вымерли", в войне - окончательно проиграли, страна захвачена, народ расточился. Каждый раз "стратеги" должны тут говорить: эх, а у меня было еще столько идей, столько вариантов...

– Ребе, у меня дохнут куры. Что делать?
– Кидай им зерно в круг, предварительно его начертив.
Еврей начертил круг, стал кидать в него зерно, но куры все равно дохли. Тогда он опять пришел к ребе:
– Что делать?
– Нарисуй квадрат и бросай зерно в квадрат. Еврей нарисовал квадрат, стал бросать в него зерно, но куры все равно дохли.
– Что делать, ребе?
– Нарисуй треугольник и бросай зерно в треугольник.
Еврей нарисовал треугольник и стал бросать туда зерно. Куры сдохли все.
– Ребе, все куры сдохли.
– Жалко, у меня было еще столько идей…

Смена условий задачи по ходу решения - без сомнения, мощная штука для достижения реального превосходства и ничтожное средство рационального анализа ситуации. Вести войну стратегически - несомненно, правильно. Обсуждать стратегии с целью разобраться в ситуации - это сказка про белого бычка.

tempFileForShare_20221207-122306

tempFileForShare_20221207-122516

tempFileForShare_20221207-122545

tempFileForShare_20221207-122631

tempFileForShare_20221207-122700

tempFileForShare_20221207-122802

tempFileForShare_20221207-122833

tempFileForShare_20221207-123245

tempFileForShare_20221207-123341

tempFileForShare_20221207-123930

tempFileForShare_20221207-123953

tempFileForShare_20221207-124019

tempFileForShare_20221207-124233

tempFileForShare_20221207-124407

tempFileForShare_20221207-124544

tempFileForShare_20221207-124639

tempFileForShare_20221207-124802

tempFileForShare_20221207-124841

tempFileForShare_20221207-125110

tempFileForShare_20221207-125137

tempFileForShare_20221207-125311

tempFileForShare_20221207-125636

tempFileForShare_20221207-130030

tempFileForShare_20221207-130058

tempFileForShare_20221207-130146

tempFileForShare_20221207-130441

tempFileForShare_20221207-131604

tempFileForShare_20221207-134742

tempFileForShare_20221207-134819

tempFileForShare_20221207-135018

tempFileForShare_20221207-140629

tempFileForShare_20221207-141032

tempFileForShare_20221207-141101

tempFileForShare_20221207-141129

tempFileForShare_20221207-141327

tempFileForShare_20221207-141410

tempFileForShare_20221207-141546

tempFileForShare_20221207-141928

tempFileForShare_20221207-141952

tempFileForShare_20221207-145233

tempFileForShare_20221207-151320

tempFileForShare_20221207-160402

tempFileForShare_20221207-160453

tempFileForShare_20221207-165901

https://ivanov-p.livejournal.com/327588.html


~

Четверг, 01 Декабря 2022 г. 20:26 + в цитатник
Да избавит меня судьба от участи писать что-либо про книги Шмаракова. Нечеловеческое это дело.
Читать их - другое дело

tempFileForShare_20221201-192006
tempFileForShare_20221201-192055

https://ivanov-p.livejournal.com/327274.html


Эволюция непостижимой эффективности

Суббота, 26 Ноября 2022 г. 23:44 + в цитатник
Сергей Попов. 2019. Все формулы мира: как математика объясняет законы природы.

Эта книга прежде всего красива. Как выпад... Взблеск шпаги - укол. Красиво изложено. Красиво оформлено.

Как мне кажется, вся книга - развернутый рассказ с объяснением: почему же наблюдается непостижимая эффективность математики. Почему "придуманные" нами формулы обладают свойством предсказывать происходящее в физическом мире. Как это получается.

Загадка математики - очень старая, так что автор берется решать старинную загадку. Кажется, очень грубо его ответ можно передать так: это такая же загадка, как появление из неживой и хаотичной материи замечательно упорядоченных живых организмов и их функциональных частей, например, - глаза. Когда-то глаз был примером, очень убедительным примером - ну конечно, не может живое произойти из неживого. Как можно представить "постепенно эволюционирующим" такой сложный механизм, который работает лишь когда уже собран, только целиком. Потом, напротив, он стал примером обратным, примером эволюции: вот так из простых светочувствительных пятен образовывался глаз, он возникал у живых организмов независимо несколько раз, и можно посмотреть, насколько независимо возникающие глаза похожи друг на друга - потому что функции одни и те же. И насколько не похожи.

Ну вот, по мысли автора эффективность математики появилась так же - потихоньку, из примитивной математики, с ошибками, с нарастающей детализацией и точностью развилась современная математика. Она эффективна, потому что с самого начала была направлена на решение практических задач. Как живые организмы эффективны потому, что с самого начала нацелены на выживание. Поэтому живое приспособилось к физическим условиям Земли. Поэтому глаз оказался приспособлен к спектру нашей звезды. Поэтому математика оказалась эффективной и предсказывающей...

Что касается меня, то я этого ответа не понял. Естественный отбор, который приводит к умиранию математки неправильной и нефизичной и выживанию правильной и физичной... Как-то у меня не складывается. Более того. Сейчас в ходу такая мысль: мол, верующие люди не умели думать, потому что на всё отвечали "такова воля божья" - и поэтому ничего не могли решить. А как появились материалисты - так сразу они поставили правильные вопросы и пошел прогресс. Я же, надо сказать, думаю, что Дарвин очень повредил мышлению - теперь вместо того, чтобы думать, говорят: эволюция. И сразу будто бы стало понятно. Типа, у живых же получилось - почему нельзя приложить то же самое к иным предметам мысли?

Впрочем, это мой личный идиотизм, в который никто не обязан входить и понимать. В любом случае книга удивительная: потому что автор честен и прям, он имеет ответ на древнюю загадку - и често излагает этот ответ. Можно читать и соглашаться, радуясь разрешению древней тайны. Или можно читать и искать, где же дырка - вот логика, вот обоснование, в чем же тут ошибка? почему вы не согласны? С книгой многословной, мутной и нечестной было бы трудно, а тут - всё прямо, открыто, ярко: tolle, lege.

tempFileForShare_20221126-183018
tempFileForShare_20221126-183101
tempFileForShare_20221126-183144
tempFileForShare_20221126-183330
tempFileForShare_20221126-183501
tempFileForShare_20221126-184711
tempFileForShare_20221126-190106
tempFileForShare_20221126-191138
tempFileForShare_20221126-194557
tempFileForShare_20221126-200330
tempFileForShare_20221126-200531
tempFileForShare_20221126-200835
tempFileForShare_20221126-201030
tempFileForShare_20221126-203816
tempFileForShare_20221126-204719
tempFileForShare_20221126-231622

https://ivanov-p.livejournal.com/327040.html


П-р-а-т-т-о-т-в-е-т-ь-п-р-а-т-т-п-р-и-ё-м...

Четверг, 24 Ноября 2022 г. 09:12 + в цитатник
Циммер. Живое и неживое. В поисках определения жизни. 2022.

Хороший автор. В предисловии предлагается посмотреть, получится ли у него понять определение жизни. Но мне не это было интересно. С жизнью всё примерно ясно - это понятие, уходящее из науки, как прежде ушли всякие "природы" и душа. Как из социологии уходит понятие "общество". Определять жизнь можно так и этак, но это перестает быть операциональным понятием - с теми инструментами, которые выработала современная наука.
Так что тема книги была не интересна.
Но эти остановочки в Париже... как говорилось в старом советском анекдоте. Автор, продвигаясь в своей теме, приводит множество крайне интересных примеров, которые представляют самостоятельную ценность.
Под катом одна из историй. Как ученые в пробирке сделали мозги - ну то есть нечто, мозги напоминающее. И они начали вести себя.
История, крайне напоминающая рассказ Терминус Лема.
История прекрасная, многозначительная. Наверное, каждый ее поймет по-своему. Я, например, понял это так: утеряв представление об общих понятиях вроде души, жизни, разума и пр., ученые стали суеверными - как и должно быть. Они больше не понимают, что делают - и окружены пугающими загадками, как и прочие люди.
Но это в общем - а конкретно, как именно это происходит, что люди чувствуют, создавая небывалые объекты, своими руками создавая загадки, которых прежде не было в мире - это, конечно, крайне интересно.

tempFileForShare_20221123-213906
tempFileForShare_20221123-214010
tempFileForShare_20221123-214050
tempFileForShare_20221123-214123
tempFileForShare_20221123-214216

https://ivanov-p.livejournal.com/326836.html


Рациональность, магичность, эстетичность, этичность и все-все-все

Среда, 23 Ноября 2022 г. 16:50 + в цитатник
Старцев. 2015. Феноменология иррационального в политическом мышлении

выделяется пять типов мышления - разных, друг к другу несводимых, непротиворечивых и универсальных. Критерии, камни преткновения, то, что каждому типу мыслить не удается и пр. Всё структурировано, сведено к краткому отчетливому тексту, различительным признакам, таблицам. Наверное, отыскать несогласия может каждый - кто-то иначе понимает рациональность, кто-то совершенно иначе представляет магию... Но в целом такую структурированную картину стоит, конечно, иметь в виду. По крайней мере, текст помогает каждому отчетливо проговорить свои несогласия и тем самым сделать более ясными собственные представления.

Например, рациональное имеет дело с фактами, магическое - с символами и чудесами, эстетическое - с образами, этическое - с намерениями... И сразу можно выдвинуть 100500 возражений. Но смысл не в том, чтобы говорить - у магии тоже факты, или: бывают эстетические факты, а - посмотреть, к чему приведут автора его попытки упорядочить эти материи. По крайней мере, с помощью такого рода работы можно говорить более отчетливо, не путаясь.

tempFileForShare_20221122-215445
tempFileForShare_20221122-215536
tempFileForShare_20221122-215625
tempFileForShare_20221122-215717
tempFileForShare_20221122-220404
tempFileForShare_20221122-221626
tempFileForShare_20221122-221916
tempFileForShare_20221122-225337
tempFileForShare_20221122-225445
tempFileForShare_20221122-225526
tempFileForShare_20221122-225719

https://ivanov-p.livejournal.com/326599.html


Формирование понятия "русские"

Вторник, 22 Ноября 2022 г. 16:34 + в цитатник
Лескинен М.В. Великоросс/великорус. Из истории конструирования этничности. 2016

Толстый том об истории формирования понятия "русский" в XIX в. Упор на триаду "люди-земля-язык", а не на государственность, не на империю. По атласам и мнениям ученых этнографов (а также путешественников и пр.) восстанавливаются те понятия, в которых тогда было принято изъяснять этничность; рассмотрено, с кем сравнивались русские, от какого "другого" отталкивалось их описание и как создавалось это понятие.

Автор в основном пересказывает и цитирует источники XIX в., свои концепции почти не высказывает, свой понятийный аппарат не строит.

Возникает впечатление "город теней". Те научные понятия, которыми оперировали в XVIII-XIX вв., уже во многом забыты. Это сейчас скорее мифология, всерьез это воспринимать невозможно. Но когда-то это был рациональный научный аппарат, и с его помощью строились описания понятий, и создавались новые для того времени понятия - в рамках описания мира и народов описывались и славянские народы. Начинается эта история едва не с Линнея с его взглядами, и потом, потом... Тут поучаствовали самые разные люди. Линней и де Кюстин, Риттер и Богданов, Анучин и... Множество людей писали статьи и книги разной влиятельности, делали научные выставки, рисовали таблицы и постепенно создавали образ, который называется "русские".

И вот из этого забытого уже инструментария павших научных теорий шаг за шагом, с забыванием, со слепыми заимствованиями, с ошибками - но возникает, проникая в журналистику и "общее мнение" образ "русского", с которым теперь имеют дело как с "естественным понятием". Типа, народ называет стол столом, а русского русским, что тут проблемного?

Собственно, о том, что тут проблемного, и пытается рассказать книга.

tempFileForShare_20221122-094954

tempFileForShare_20221122-112654
tempFileForShare_20221122-112742
tempFileForShare_20221122-112816
tempFileForShare_20221122-112851
tempFileForShare_20221122-112928
tempFileForShare_20221122-113002


tempFileForShare_20221122-095128

tempFileForShare_20221122-095413

tempFileForShare_20221122-095528

tempFileForShare_20221122-111213


tempFileForShare_20221122-114712

tempFileForShare_20221122-120116

tempFileForShare_20221122-120259

tempFileForShare_20221122-121836

tempFileForShare_20221122-122237

tempFileForShare_20221122-122350

tempFileForShare_20221122-122922

tempFileForShare_20221122-152401

tempFileForShare_20221122-152743

tempFileForShare_20221122-154201

tempFileForShare_20221122-154312

tempFileForShare_20221122-154650

tempFileForShare_20221122-154800

tempFileForShare_20221122-155640

tempFileForShare_20221122-155804

tempFileForShare_20221122-155905

tempFileForShare_20221122-160140

tempFileForShare_20221122-160327

tempFileForShare_20221122-160519

tempFileForShare_20221122-160626

https://ivanov-p.livejournal.com/326287.html


Молчание пытаемого не является сообщением

Вторник, 01 Ноября 2022 г. 22:53 + в цитатник
Дастон, Галисон. 2007. Объективность
Книга по истории науки. Современной истории науки - потому что опять же произошел переворот и та история науки, которая была лет 30-40 назад, уже не котируется.
Современный поворот - отказ от сверхглубоких теорий и масштабных обобщений, признание науки совокупностью разнородных практик и опора на практику во всех смыслах слова - в общем, поворот от теории к практике.
Это книга двух очень признанных профессионалов, лидеров соответствующего научного сообщества и в этом смысле - нормативная книга. Современное знание принадлежит специалистам, прочие верят на слово - вот мнение профессионалов, если хочется говорить на эти темы, надо иметь в виду, что думают сейчас настоящие профи.
Под катом, как обычно - цитаты.

А у меня вызывает сомнения сама суть поворота - к практике. Это уже давно голос толпы - не надо нам сложных теорий, они субъективны, у каждого теоретика свои, не разберешь, кто тут прав, нам надам практику, это критерий истины...

Дело в том, что я думаю, что практика не является критерием истины и по сути своей не может ею быть. Постановка во главу познания практики или эксперимента - крайне неприятный симптом, указывающий на утрату рациональной составляющей у знания.

Я не буду длинно рассуждать, надеюсь, хватит немногих намеков. Практика безмолвна, она ничего не сообщает. Эксперимент не способен ничего сказать. (То, что "сообщает" эксперимент, зависит от формулировки гипотез, заложенных в его основание - это всегда слова исследователя и вера в то, что он знает, какие вопросы имеет смысл задавать и владеет всей полнотой альтернативных ответов - чего обычно нет). В поисках рационального смысла и рационального устройства чего-либо следует обращаться к говорящим источникам, источникам, способным на осмысленные сообщения. Тогда исследователь может спросить и услышать ответ. А практика ничего не сообщает, она просто имеется. И когда историк науки отказывается от истории идей и обращается к истории практик, он уходит из области осмысленных рассуждений и переходит к пустому фантазированию. Он на деле просто фантазирует о том, что (как ему кажется) должна означать та или иная практика. Это не шаг от пустых гипотез, напротив - это шаг к пустому теоретизированию. История идей была областью рационального знания, а история практик - нет. И потому этот современный поворот всей истории науки к безмысленным аспектам меня не радует.

Думаю, это гипноз естествознания - там так регулярно поступают. Но естествознание занимается предметами, которые не умеют говорить. Камень и роза ничего не скажут - и естествознание вынуждено работать методами, исключающими настоящий вопрос и настоящий ответ. Многое можно сказать за и против такого метода, но фактом остается молчание камня. И чем дальше от камня предмет исследования естествознания, тем труднее включаются его методы. Если вы работаете с поведением муравьев или обезьян - придется учитывать, что предмет исследования норовит вас обмануть, что у него к вам определенное отношение и ваши опыты включены в его жизненную практику. Добрая доля знаний об этих предметах - фальшивая, потому что предмет обманул исследователя (это характеристика Г.М. Длусского по поводу одной статьи: это ничего не значит, этого исследователя обманули муравьи). Сейчас выстроены методики получения знаний, подобные естественнонаучным, в психологии и социологии - и там трудно получить нечто кроме артефактов, это тема долгого разговора - как встраиваются психологические и социологические исследования в практику своих предметов. Например, предварительные социальные опросы перед выборами прочно встроены в практику политической борьбы и экзит-поллы - привычное место предвыборных манипуляций. Так вот, наука - довольно рациональная область, и представлять ее камнем - неправильно. Она может сказать сама за себя, а перенос внимания на те аспекты, где она нема и всего лишь состоит из практик - это примерно то же, что исследование пищеварения и дефекации исследователя, занимающегося муравьями. Если интересно, что он там открыл у муравьев - надо его просто спросить, а вот те методы, с которыми к нему подходят, провоцируют неверное понимание.

Правда, авторы - очень хорошие профессионалы, и книга получилась замечательная. В ней рассказывается о разных добродетелях научности, часто друг другу противоречащих - достоверности, истинности, проверяемости, точности, воспроизводимости и пр. Это всё разные вещи, иногда мешающие друг другу, и объективность - одна из таких научных добродетелей.

И в книге авторы опираются преимущественно не на практики, а на описания практик, сделанных самими авторами - а это совершенно другое дело. Автор, разумеется, не немой, и когда ученый рационально объясняет свою практику - это нечто совершенно иное, чем сама практика. Разница как между ученым и камнем - практика молчит, а вот ее автор очень даже говорит. И в книге - множество любопытных историй, слов авторов-ученых, которые говорят о своих практиках. Но, к сожалению, авторы очень много отдают цитатам, не всегда добавляя собственное понимание. То есть у меня вызывает сожаление слишком малая доля речи авторов - самой книги: Дастон и Галисона. Они мало рассуждают, они просто приводят цитаты и лишь немногое о них говорят - читатель вынужден достраивать рациональность практик достижения объективности самостоятельно, а это нехорош - раз авторы сделали эту книгу, им и надо рассказать, что же они увидели. Они это сделали, но, на мой взгляд, слишком кратко и отрывочно.

Короче: в результате ориентации на практики, безмолвные и полуосмысленные элементы научного метода, исследование обречено становиться обрывочным, фрагментарным, нечетким - некоторой мозаикой полунедоговоренностей. Это не результат неумения авторов, а следствие избранного предмета внимания. Если хотелось написать историю объективности - следовало избрать иной метод и иной предмет исследования, не практики, а если хотелось написать историю практик - это не следует называть объективностью.

tempFileForShare_20221101-131549

tempFileForShare_20221101-162228

tempFileForShare_20221101-131708

tempFileForShare_20221101-131918

tempFileForShare_20221101-161004

tempFileForShare_20221101-161953

tempFileForShare_20221101-162524

tempFileForShare_20221101-165508

tempFileForShare_20221101-165909

tempFileForShare_20221101-170409

tempFileForShare_20221101-173132

tempFileForShare_20221101-174752

tempFileForShare_20221101-174946

tempFileForShare_20221101-180214

tempFileForShare_20221101-180341

tempFileForShare_20221101-180522

tempFileForShare_20221101-180638

tempFileForShare_20221101-180747

tempFileForShare_20221101-180906

tempFileForShare_20221101-181012

tempFileForShare_20221101-182546

tempFileForShare_20221101-190127

tempFileForShare_20221101-190343

tempFileForShare_20221101-190603

tempFileForShare_20221101-192818

tempFileForShare_20221101-193451

tempFileForShare_20221101-195258

tempFileForShare_20221101-223012

tempFileForShare_20221101-223252

tempFileForShare_20221101-223406

tempFileForShare_20221101-223611

tempFileForShare_20221101-223758

https://ivanov-p.livejournal.com/325935.html


У нас тут за неделю

Понедельник, 10 Октября 2022 г. 16:32 + в цитатник
1.2 млн человек уехало. Из примерно 3-5 млн. людей, составляющих образованную элиту и способных нечто понимать в современном развитии цивилизации. Они люди разные, плохие и хорошие, умные и глупые, важно не то, что "лучшие" или "худшие", а что - из этого самого образованного слоя, который Россия создавала столетиями и по крупице, по десятой процента копила, платя кровью за каждую прибавку. Я бы оценил это лет в 50 истории - полвека люди, как выясняется, даром ложились в землю, их труд и лишения пошли прахом.

Не так давно вышла книга, отличающаяся именно темой: запад запада, Франция. Какой была интеллектуальная жизнь Франции, что смогла воспринять Россия, на что стоит обратить внимание... всякое такое. И написана она человеком, который разбирается в том, какова культура современности. Единственная существующая - западная. При всем богатстве выбора иной альтернативы нет. Не завезли, не придумали.

В.П. Визгин. Очерки истории французской мысли. 2013.

Книга собрана из многих статей последних лет. Одна из линий - ущербность опоры только на научное мышление, необходимость художественного литературоцентричного мышления для полноты человеческого разумения. Мысль с одной стороны банальная, с другой - по нынешним временам редкая. Что важнее - сама книга представляет образец хорошего мышления на фоне колченогих рассуждений, которые нас окружают

tempFileForShare_20221010-151659
tempFileForShare_20221010-151806
tempFileForShare_20221010-151851
tempFileForShare_20221010-151928
tempFileForShare_20221010-152021
tempFileForShare_20221010-152109

https://ivanov-p.livejournal.com/325663.html


Пара книг

Среда, 28 Сентября 2022 г. 19:18 + в цитатник
Одна.
В разное время перечитал несколько десятков книг, написанных женщинами в разных современных жанрах. Детективы, попаданцы, магическая академия, фэнтези. Это было невозможно читать. Книг, написанных женщинами, безумно много, так что я даже глотка не отпил из этого моря - ни о какой выборке говорить нельзя, из многих тысяч - всего лишь десятки.
Но это в самом деле невозможно. Я читал также и тех, кого очень хвалят и много друг другу рекомендуют - Камшу, Громыко. Еще несколько известных и хвалимых имен. Это не халтура, конечно, но я это читать не могу. Это, конечно, не липкие строки про "длинно и страстно обнял ее всю", но этот навязчивый юмор и бесконечные диалоги - увы. И я уж подумал, что совсем нет нормальных авторов.
Но тут я спросил совета в ЖЖ - кто может сказать хороших, нормальных авторов-женщин. По рекомендации прочел - Алена Ершова, Реальность Тардис. Хорошая книга. Как раз такая, что совершенно нет смысла раздавать эполеты и решать, лучше чего и хуже чего - просто хорошая книга. Героиня - женщина, попавшая в себя в 15 лет. Сюжет тривиальный, но дело ведь не в том, чтобы придумать оригинальные рояли, а том, как сделано. Вменяемая книга, нормальная героиня, читал - и сожалел, что книга заканчивается... а вот и закончилась. ...говорит так, что хочется, чтобы он сказал еще.
Как жаль, что в том море-океане авторов не сделать выборку - чтобы нормальные были, хорошие авторы. Может, там и еще есть. Одна. Ну, две... Как говорила Клеопатра. Нет, от этой книги я не пришел в совершенный восторг, как когда-то, встретив "Школу в Кармартене". Но ведь хорошая книга, написанная женщиной о женщине-попаданке. Ни за что бы не поверил...

Вторая.
Есть сущее море книг по психологии, по всяким там советам по сексу, семейным отношениям и вообще о том, как устроена человеческая психика. Они очень разные, но очень одинаковые - там говорится о биологической основе, о рептилии, на голове у которой сидит обезьяна, и о совсем маленьком человечке, сидящем на той обезьяне. Подробно объясняется про биологические основы сексуального и прочего поведения, про эволюционный выигрыш, говорится о направлениях отбора у предков человека и далее поясняется. Вот вам измены, ревность, любовь, отношения и прочее - и все это чудненько объясняется с передовых биологических позиций.

Для меня некоторую проблему составляет то, что я профессиональный биолог, много занимался теорией эволюции и до некоторой степени представляю, о чем в тех книгах идет речь. И читать их тошно и скучно - знаете, как смотреть - вот умелый шулер обманывает простофиль. Известный прием, да, понятно как это делается, тысячу раз видел - вот, конечно, они повелись. Скучно и противно. В этих книгах нет "истинных данных настоящей науки". Там подтасовки - отдельные факты скомпонованы с соответствии с мировоззрением автора - и, конечно, не только автора. Поскольку это общепринято, так говорят "все" ученые - очень многие. Создается впечатление, что это в самом деле "научный подход". В общем, читать это противно, и дело не в том, что авторы лгут - они сами верят в ту ложь, которую пишут, не понимая тех приемов, которые диктует им их мировоззрение. Это их дело, мне не интересно разоблачать эти "психолого-биологические" построения - но мне-то что читать? Неужели все, совсем все пишут только эту муть про обезьянье стадо, эволюцию половых отношений и далее про склонность к изменам, конкуренцию спермы и проч.?
Случайно встретил книгу: Дэвид Шнарх, Страсть и супружество, 2013.
Опять же - не в том дело, что это самое гениальное произведение. Просто вменяемое. Автор уверен, что в отношениях людей главное и решающее - то, что создают люди. Да, они создают это на фундаменте психики, у которой есть рептилийный и приматный слои, но решающим является человеческий слой. И автор придумывает методики, решает разные тупики отношений именно с этой позиции. Всё описание проблем идет с человеческой точки зрения.
Книга переполнена нестандартными подходами и пересказывать ее невозможно. Очень многие вещи, "всеми" психологами оцениваемые весьма одинаково, он видит наоборот, и его советы часто парадоксальны. Не уверен, что автор во всем прав - меня подкупил именно человеческий взгляд на психику и проблемы отношений, - этот человеческий взгляд очень редок сейчас, его заменяют холодным взглядом "незаинтересованного наблюдателя" - который, как мне кажется, совершенно не объективен. А здесь психолог страстно заинтересован в результате - его работа - помогать людям решить их проблемы отношений, сохранить семью и т.п. Здравая книга в области, где я уж и не надеялся увидеть нечто здравое.

https://ivanov-p.livejournal.com/325402.html



Поиск сообщений в lj_ivanov_p
Страницы: [62] 61 60 ..
.. 1 Календарь