-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_foto_trip

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 30


Остров, Псковская область, Россия: цепные мосты

Четверг, 02 Апреля 2015 г. 23:49 + в цитатник
Оригинал взят у kirill_moiseev в Остров, Псковская область, Россия: цепные мосты
1) Начнём серию репортажей их поездки по Псковской области с рассказа о двух висячих цепных мостов через реку Великая в городе Остров.
Уникальный памятник строительной техники и архитектуры, один из лучших образцов архитектуры мостов XIX века. Это единственные цепные транспортные мосты середины XIX века, сохранившиеся на территории России
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67673329_2400 (2).jpg

2) До сооружения постоянных металлических мостов сообщение между берегами реки Великой в Острове осуществлялось паромами, а также по лёгкому временному деревянному мосту на козлах. Этот непрочный мост приходилось ежегодно разбирать, к тому же он часто разрушался паводковыми водами.
Строительство мостов началось в 1851 году по одному проекту, Высочайше утвержденному в 1848 году, но в результате мощного паводка 1851 года пришлось срочно менять проект. В результате был выбран проект капитан-инженера М. Я. Краснопольского, который был утвержден только в апреле 1852 года. Строительство мостов велось под руководством автора проекта.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67673380_2400.jpg

3) Из-за того, что висячие мосты чувствительны к динамической нагрузке, Главным управлением путей сообщения и публичных зданий в 1853 г. было разработано особое «Положение о движении по цепным Островским через рукава р. Великой мостам». Движение по мосту было открыто 3 ноября 1853 года, но ещё раньше, 30 сентября, возвращавшийся из Ковно царь Николай I в присутствии толп народа прошёл по новому мосту в сопровождении начальника 1 округа Путей Сообщения полковника Гергарда, который в своем рапорте на имя Главноуправляющего Путями Сообщений графа Клейнмихеля указал: «К сему честь имею присовокупить, что Его Величество работами остался вполне довольным и несколько раз изволил повторить, что мосты красивы и очень хороши».
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67674215_2400 (2).jpg

4) В 1926 году проезжая часть и деревянные фермы жёсткости были заменены металлическими.
Мостовой переход состоит из двух однопролётных цепных мостов, расположенных на одной оси и пересекающих два рукава реки. Пролёты мостов одинаковы: каждый равен (в свету) 93,29 м. Пролётное строение каждого моста состоит из двух несущих железных цепей, вертикальных подвесок, проезжей части и двух ферм жёсткости, служащих для уменьшения прогибов и колебаний моста, возникающих при движении транспорта и пешеходов. Расстояние между осями цепей — 7,32 м. Цепи переброшены через пилоны, каждый из которых сконструирован в виде двух отдельных каменных столбов, не имеющих поперечных связей — распорок. Высота столбов — 9,88 м, размеры поперечного сечения: у основания — 3,20 м в длину и 2,44 м в ширину, у вершины — 2,52 м в длину и 1,89 м в ширину.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67674294_2400.jpg

5) Пилоны сложены из тщательно тёсаных гранитных блоков, скреплённых металлическими связями. Каждая цепь состоит из двух ветвей, расположенных друг над другом. Ветви сконструированы из плоских звеньев, расположенных по 6 в ряд и соединенных горизонтальными болтами. Болты — точёные, плотно пригнанные к отверстиям проушины. Размеры поперечного сечения звеньев: толщина 19 мм, ширина — 128 мм. Цепи опираются на вершины пилонов через специальные чугунные оголовки. Между цепями и оголовками расположены тщательно обточенные чугунные ролики, обеспечивающие возможность небольшого перемещения цепей.
IMG_1944.JPG

6) Опорные узлы цепей закрыты декоративными навершиями. Цепи мостов заанкерены в массивах устоев, массивы возведены из отборной бутовой плиты на гидравлическом растворе. Концы цепей проходят через отверстия, сделанные в гранитных камнях-анкерах, и закреплены в чугунных анкерных коробках. Размеры камней-анкеров: длина и ширина по 152 см, толщина — 84 см. Камни-анкеры упираются в группы гранитных блоков, прочно связанных в одно целое. Цепи проходят внутри наклонных галерей с лестницами. Эти галереи, а также поперечные горизонтальные галереи, предусмотренные около анкерных чугунных коробок, обеспечивают возможность осмотра анкерных устройств. Для защиты цепей от возможных наездов и ударов транспорта на анкерных устоях над входом цепей возведены небольшие каменные пьедесталы. Их размеры: длина — 3,97 м, ширина — 1,82 м, высота — 1,98 м.
IMG_1945.JPG

7) Первое летописное упоминание об Острове относится к 1341 году, когда на помощь псковичам, которые вели бой с ливонцами, «приспели островитяне с посадником своим Василием Онисимовичем». Сам Остров был не только крупным пригородом Пскова, но и крепостью, служившей важным пограничным форпостом на юге Псковской земли. На островке, образуемом рекой Великой и протокой Слобожихой, была построена каменная крепость, бывшей одной из крупнейших по тому времени военно-оборонительных сооружений Древней Руси.С суровым обликом крепости гармонировал построенный в ней в 1542 году каменный храм Святого Николая.
IMG_1947.JPG

8) Славную страницу вписала крепость в военную историю в период Ливонской войны. В августе 1581 года польский король Стефан Баторий двинул стотысячную армию на Псков; на пути был Остров. Начался ожесточенный трёхдневный штурм. Несмотря на превосходство в военной силе и технике, враг не смог сломить сопротивление защитников крепости. Лишь личное вмешательство короля привело к победе поляков; в результате город и крепость лежали в руинах. Под властью врага город находился до марта 1582 года, когда был возвращен России по Ям-Запольскому миру.
IMG_1950.JPG

9) После разорения города Стефаном Баторием Остров запустел. XVII век не принес заметных перемен. Остров оставался заштатным военным городом. В начале XVIII века, после успешного завершения Северной войны, Остров потерял своё прежнее оборонное значение. С 1719 года он стал уездным городом Псковской провинции, а с 1777 года — Псковской губернии. Островская крепость начала разрушаться ещё в XVII веке, 2 мировая война стерла её с лица земли, сейчас на месте крепости сохранился фундамент, но и он разрушается.
IMG_1948.JPG

10) Церковь Николы в Застенье, выстроена из известняка в 1542 году. Интересный памятник псковского архитектурного стиля.Что совершенно нехарактерно для православных храмов обращена алтарем не на восток, а на север (предположительно, в ту сторону, где находится г. Псков, создатель и покровитель своего пригорода Острова),что было вызвано проходящей через остров дорогой, соединяющей Псков с Опочкой, Витебском, Смоленском, Киевом. Храм расположился параллельно тракту.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67673702_2400.jpg

11) На шейке купола храма сохранилась надпись, выложенная на керамических плитках: «Храм Николы сооружен при Великом князе Иване Васильевиче в 1542 году старосте церковном Ларвоне Левонтеев да Михаила Кузмин Кюрила Григорьев сын Иван сее... сове...» Остальная часть надписи разрушилась. Помимо каменного пояса с «летописью» храм украшен керамидами с рисунками.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67673721_2400.jpg

Продолжение следует.

http://foto-trip.livejournal.com/5212421.html

Метки:  

Татьяна_Томиц   обратиться по имени Суббота, 31 Октября 2015 г. 10:28 (ссылка)
Спасибо! Для меня очень интересная информация. Родилась я в г.Острове в 3 моих года мы переехали в Псков. Этот мост почему то меня часто посещал в детских кошмарах. Уже 20 лет я живу совсем в другом регионе. В июне этого года мы специально заезжали в Остров что бы пройтись по этому мосту. Я кажется поняла почему он в детстве наводил на меня страх. Настил моста деревянный и когда идешь по нему, то попадаются щели, в которые можно рассмотреть быстро текущую реку. Великая в том месте мелководная, вода желто-коричневого цвета… и я теперь вспоминаю, что когда меня маленькую вели по этому мосту, то я всегда останавливалась и смотрела в эти щели. Что то есть жутковатое когда смотришь на такое течение под тобой.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку