-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_feministki

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 6


о культурном феминизме, как понимаю его я

Вторник, 05 Апреля 2016 г. 23:05 + в цитатник
Оригинал взят у s_tolstova в о культурном феминизме, как понимаю его я
Сначала определения. Если верить интернету, то:
Культурный феминизм, который появился в XIX веке, сосредоточенный не на политических преобразованиях, а на более широкой культурной трансформации в связи с выходом женщины на политическую арену. Придавая большое значение образованию и независимости и не апеллируя к схожести мужчин и женщин как существ рациональных, культурный феминизм делает акцент на иррациональной и интуитивной стороне жизни. Сторонницы этого направления подчеркивали разницу между мужчинами и женщинами, выделяли чисто женские качества, как источник личной силы, гордости и общественного обновления.

Базовой идеей культурного феминизма был матриархальный взгляд на общество, при котором все управление оказывалось в руках сильных женщин, опирающихся на феминные ценности, которые включали в себя пацифизм, кооперацию, ненасильственное улаживание конфликтов, гармоничную регуляцию общественной жизни. В конце XIX века идея материнского права, существовавшего с доисторических времен, стала очень модной среди антропологов и культурологов.

http://www.sociologyinweb.ru/spgs-742-1.html

Культурный феминизм - направление внутри радикального феминизма, основанное на представлении, что женщины, благодаря своей природе и/или в результате особого женского исторического опыта, обладают особенными женскими или фемининными качествами. Эти качества противоположны мужским или маскулинным. Женскими качествами являются взаимосоотнесенность, связанность с другими, телесность (природность), сопереживание, доверие, стремление отдавать, отсутствие иерархии в отношениях (горизонтальные связи), стремление к радости, миру и жизни. К мужским качествам, согласно теории культурного феминизма, относятся независимость, автономность, интеллектуализм, рациональность, культура (не-природность), воля, стремление к доминированию, иерархическим отношениям, подавлению, угнетению, войне и смерти.

http://www.owl.ru/gender/191.htm

Феминизм культурный — это форма радикального феминизма, суть которого содержится в идеологии «женской природы» или «женской сущности» и попытке вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые кажутся недооцененными. Культурный феминизм подчеркивает различия между мужчинами и женщинами, но при этом считает, что они являются психологическими и культурно сконструированными, а не врожденными.
http://a-z-gender.net/feminizm-kulturnyj.html

Я за свои 8 лет в феминизме знала несколько культурных феминисток (включая себя, хотя сейчас я вряд ли себя причисляю к какому-либо направлению - я полагаю, что жесткие идеологические разделения являются последствием иерархичного, патриархального мировоззрения, посему ратую за мирное сосуществование разных точек зрения). И знаю, что существует вряд ли соответствующий действительности взгляд, что культурный феминизм - это слегка прикрытая валяевщина. На первый взгляд, кажется, что если речь идет о различиях мужчин и женщин, и эти различия подчеркиваются - точно, валяевщина, туши свет.
На мой взгляд, отличительная особенность в том, что признавая культурно сконструированные различия мужчин и женщин, культурный феминизм ставит фемининным качествам жирный знак "плюс", а не "минус", и предлагает заняться построением своей женской культуры, основанной на не-маскулинных ценностях.

Ранее, году в 2008-м. я замечала такую странную тенденцию при просмотре некоторых фем. групп, что там матриархат выступал, как своеобразное нехорошее слово, антоним и близнец патриархата, т.е. как идея превосходства женщин над мужчинами. Что уж говорить о не-феминистках. Таким образом, создается негативное представление о матриархате, как об обществе угнетения мужчин. И еще кстати - ставится акцент именно на идеях гендерного равенства, а что до культурных и духовных потребностей женщин, они продолжают игнорироваться, что заметно из того, что за равенство если и борются, все равно это равенство мыслится в условиях существующей цивилизации (т.е. культурного патриархата), из которой просто надо ликвидировать все дискриминационное и вперед с песней.
Таким образом, мы возвращаемся к Аквинату с его знаменитым "женщина - это отклонение от мужчины", или к Фрейду и его "женщина - кастрированный мужчина". Т.е. получается, женщина должна дорасти до уровня мужчины, а это уже вчерашний век в феминизме. Вот мне иногда в этом желании непременно равенства (а не матриархата, который клеймится) видится страх перед женщинами, что они могут создать что-то свое, альтернативное существующей цивилизации.

Лирический экскурс в историю сей патриархатной цивилизации.

Есть такая точка зрения, что пока существует классовое общество, существует и патриархат (во всяком случае, появились они синхронно). Сначала население перешло от охоты и собирательства к земледельческому и скотоводческому образу жизни, также появлиось гончарное ремесло. Согласно первобытному разделению труда, мужчины уходили на охоту, а женщины собирали коренья и фрукты. Соответственно открытие земледелия принадлежит женщине, а приручение животных, вероятно, было делом мужчин. Женщина и земля имели уникальную способность, которой не было у мужчин - он умели рождать, производить. Мужчина смог претендовать на подобную роль несколько позже, когда появлась другая стадия в развитии, когда возник новый тип социальной организации - то самое производство "прибавочного продукта", увеличение производства благодаря техническим открытиям, тогда додумались, что человек вообще не зависит от природы, что его к тому же можно обратить в раба, а также стало производитья оружие (появилось одновременно и чем сражаться и за что сражаться) люди уже не зависели от земли (месторождения бронзы и железа есть не везде), возникли и классы, ибо прибавочный продукт сосредоточился в руках у тех, у кого и оружие, т.е у привилегированных. Войны велись за вполне конкретные цели, не то что нынче - рабы, ресурсы, земли. С этим связан контроль за рождаемостью - воинов не выращивают в саду, их надо кому-то рожать. И не только воинов, но и всех, кто будет работать на кого-то другого. И еще один момент - плодородие почвы перестало быть главным источником вдохновения; это место теперь занял разум, абстрактное мышление, искуccтвенная, неприродная цивилизация. Таком образом, мужчина смог претендовать на роль творца. Оказалось, что хоть он не рожает, но тоже может создавать. Тут Мардук сверг Тиамат и лихо занял место верховного бога.

Это лирика, а реальность в том, что по иронии судьбы, борьба за равенство в условиях, в которых патриархат является неотъемлемой частью культуры - это как попытка откосить от армии, отрубив себе ногу. Под патриархатом следует понимать не только такую форму социального устройства, когда мужчина занимает привилегированное по сравнению с женщиной положение, но он также является интегрированной частью самого типа нашей цивилизации, который сложился после революции в области земледелия и господствует до сих пор, вместе со всеми своими атрибутами - главенством мужчины, классовым угнетением, независимостью от природы, культом силы и иерархичностью. Это настолько переплетено,что сама борьба за равенство превращается в битву со змеем, у которого вместо одной отрубленной головы вырастают десять.

Можно смело назвать нашу цивилизацию фаллоцентричной, ибо все ее ценности фаллоцентричны. Многие борцы за равноправие бессознательно принимают их за априорный идеал, до которого женщины должны дотянуться, и тогда все будет о.к., таким образом, женщина представляется как кастрированный мужчина, прирастить ей пенис, и все будет нормально. (Я образно, надеюсь, никто не обидится. ) Но теперь уже стало ясно, что часть женщин, получив доступ к власти и ресурсам, вовсе не обросла солидарностью со своим полом, и более того, так же склонна к угнетению женщин, как и мужчины, наделенные властью. Не думаю, что женщина-начальник лучше мужчины.Она часть системы, и будет по правилам этой системы в первую очередь увольнять женщин.

Многие из маскулинных ценностей, представляемых как наиболее престижные, далеко не общечеловеческие, а самые что ни на есть патриархатные.
На мой нетрадиционный взгляд, хорошо фемининные качества, которые могли бы стать общечеловеческими, выражены в Нагорной Проповеди и заповедях блаженства. То, о чем говорил Иисус, выбивалось из рамок системы и тогда, и, что немаловажно, сейчас. Это на мой взгляд, а взгляды мои известны, я занимаюсь феминистской теологией. Но и женские божества иных религий и матриархатные верования я уважаю. Не все женские образы связаны исключительно с подчинением и пассивностью. У египтян богиней войны была женщина - Сехмет, а богиней порядка - тоже женщина Маат. У семитов женские божества были воинственными. Например, в Египте и Ханаане почиталась воинственная семитская богиня Анат. Поддержание миропорядока и возмездие считались женскими аспектами, именно потому что они связаны с ролью матери, с одной стороны наказывающей за проступки, с другой, воспитывающей. Именно женский аспект божества был связан с возмездием и справедливостью. Но воинственность богов и богинь уже указывает на серьезное переосмысление идеалов матриархатного общества, потому что война - порождение патриархатного мироустройства.
Я не призываю, конечно, вернуться в Чатал-Хююк и жить в пещере.Но я вижу, что женские, фемининные ценности (например, идея взаимопомощи) принижаются даже в феминистическом сообществе, потому что они сконструированы патриархатом. Стоит ли всегда видеть это в таком свете? В конце концов, это прежде всего мужские, маскулинные ценности искажены и изуродованы патриархатом. Власть развращает. У женщин свои раны, но те ценности, которые являются фемининными - взаимопомощь, отсутствие иерархии в отношениях, горизонтальные структуры общественных связей, пацифизм, кооперация, ненасильственное улаживание конфликтов - это не отклонение, это нормально, хотя и культурно сконструировано. Именно на этой основе было бы хорошо (я не люблю слово должны) строить новое общество. И прежде всего феминистское.

http://feministki.livejournal.com/4327351.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку