"Полагают, что частая смена скульптурного убранства фонтана породила неопределенность в его названии, отчего он известен в документах с конца XVIII в. как "Межеумный" (т. е. неопределенный). Однако следует иметь в виду, что слово "межеумок" в старину означало отнюдь не "неопределенный",а – "глупец", "дурак", "тупец", что близко по смыслу со значением нулевого Аркана Таро – "Шут" или "Дурак". "Символика Глупца – это подлинная сокровищница оккультных образов, однако, не зная точного значения этой символики, легко сбиться с пути. Оккультные школы Таро придавали огромную ценность непостижимым тайнам, заключенным в великих Арканах. Само название Аркана совершенно обманчиво. Юношеский облик Глупца символизирует его силу и динамичную открытость навстречу жизни. Собственно, и сами эти приключения представлены образом юноши, одержимого жаждой странствия и открытия окружающего мира. Этот юноша, все скромные пожитки которого умещаются в небольшом узелке, стремится к посвящению в жизнь, отважно проходя через уготованные ею испытания". Фулканелли писал относительно алхимического токования фигуры Дурака или Шута: "Нет ничего удивительного в том, что должность придворного шута – а многие из шутов вошли в историю, – имеет герметическое происхождение. Это доказывает их нелепый пестрый наряд – в частности, пузырь за поясом, который они называли фонарем, – их остроты, розыгрыши, а также редкая привилегия, связывающая их с философами: безнаказанно говорить правду в лицо мира сего. И, наконец, значение Меркурия, из-за непостоянства и летучести прозванного шутом (дураком) Великого Делания находит свое подтверждение в первом аркане колоды Таро – фигуре Шута (Дурака) или Алхимика".
В сноске к этому тексту Философ уточняет: "Некоторые оккультисты помещают Шута (Алхимика) в конце колоды после представляющей “Мир” двадцать первой карты, которой приписывают наибольшую значимость. Подобный порядок был бы допустим – аркан Шута оказался бы без номера, как бы вне ряда, – если бы мы не знали, что Таро, полный иероглиф Великого Делания, соответствует двадцати одной операции, или стадии, через которые проходит философская ртуть, прежде чем постигнуть конечного совершенства Эликсира. А так как делание осуществляет именно дурак (или приготовленная Ртуть), подчиненный воле экспериментатора, то нам кажется логичным, чтобы сначала был представлен работник, а потом результат его работы". Следовательно, уже первый фонтан, одним только сохранившимся старинным названием "Межеумный" подтверждает, что мы со своей рабочей гипотезой (о существовании "алхимического Петергофа") находимся на правильном пути. К тому же: "Наша Ртуть <> – и есть <> паломник, путешественник", а фонтан, стало быть, олицетворяет самого неофита, находящегося в начале пути "с полным дорожным снаряжением или Сумою Фортуны отбыть, намереваясь", "заносящего ногу" над пропастью неизвестного приключения, ожидающего его в Петергофском саду".
Клещевич О.В. "Иероглифика Петергофа".
