Представляю вашему вниманию свои комментарии к книгам, прочитанным в феврале.
Напоминаю, что читаю книги исключительно как наименее противное времяпрепровождение. Поэтому оцениваю их достоинства не с точки зрения литературных критиков, а как степень диванной занимательности и духовной комфортности.
Кокс "Смысл ночи" (4.3 балла). Прекрасная имитация английского романа XIX века, над которым незримо витает тень Федора Михайловича. Необъявленный сын аристократа мучается местью и своей непризнанностью, убивает случайного прохожего, чтобы понять, что он - не "тварь дрожжащая"... Сюжет, постоянно держащий в напряжении, жестокая любовь, мастерски сконструированная композиция романа (захватывающий флешбэк). Даже, несмотря на некоторую монотонность описаний, свойственную жанру, читается с полным удовольствием.
Олди "Богадельня" (3-5 балла ?). Лет 15 назад меня увлекли некоторые циклы Олди - захватывающая ажурная паутина нитей повествования, красиво оплетающая общие смыслы и идеи авторов. Но быстро охладел, поскольку до смыслов докапываться оказалось сложно, а без них нити повествования - просто серый комок эпизодов.
Решил проверить - вдруг давние впечатления обманчивы? Попал в странный мир монахов, профессиональных отравителей, аристократов с мощнейшей родовой кармой, вооруженных до зубов простолюдинов, представителей воровского дна. Есть несколько линий, в которых как-то проблескивают искры идей: Душегубы, которые ради великой цели построения идеального общества начинают уничтожать у одних душу, а у других — тело, трагедия бастарда Вита и вещуньи Тильды, некий новый Вавилонский Столб, в фундаменте которого заложены дети врача Бурзоя. Я сам до реальных смыслов так и не докопался. Пришлось обратиться к коллективному разуму
ФантЛаба , где мне все объяснили проницательные люди. Наверное, надо будет перечитать книгу и тогда поставить оценку...
Франзен "Свобода" (3.6 балла). Долго не мог понять, зачем мне надо вникать в длиннющую череду внутрисемейных и межличностных разборок средних американцев. В частности, субъект А, которая добрая снаружи и добрая внутри, и субъект В, добрый снаружи, но зануда внутри, методично вплетаются а классический треугольник "муж+жена+друг" (не считая влюбленной секретарши) . В другой молодой паре девушка терпеливо и безнадежно любит, а парень просто пользуется ее телом и деньгами, после чего рефлексирует. Таких историй везде навалом и отличаются только словесным антуражем.
Но постепенно все эти мелкие и средние коллизии стали меня понемногу увлекать, поскольку Франзен - зорький наблюдатель, прекрасный мастер диалогов и текст читается легко (на уровне повестей старой доброй "Юности"). А долгожданный финал истории может удовлетворить любого любителя сентиментальных концов. Книга будет полезна также тем, кто собрался в Америку, чтобы узнать особенности американского менталитета, политических прстрастий, общения и быта... По сравнению с "Безгрешностью" - на 0.5 балла ниже. Но плюс 0.5 балла за прекрасную начитку Князева.
Бакли "Флоренс Аравийская" (3.5 балла). "
Виртуозно написанная пародия на шпионский роман (цит. аннотацию)". Служащая Госдепа Флоренс Фарфалетти заинтересовывает таинственную структуру США проблемой отстаивания прав женщин Ближнего Востока и защиты их от жестокостей исламских фундаменталистов. Она едет в Эмираты и развертывает бурную деятельность: создает канал провокационного телевидения, спасается бегством, попадает в тюрьму... Текст написан неровно: страницы блестящей сатиры чередуются с повторами и тускловатыми трафаретными эпизодами. Но в целом, роман написан прекрасным русским языком и легко читается по сравнению с "Охотником за судьями".
Конофальский "Во сне и наяву" (4 балла). Автор известен по двум сериям. Первая "Инквизитор" (4 балла) - приключения средневекового ландкнехта, на протяжении 10 томов отвоевывающего спокойную благополучную старость: сундучек с монетами, поместье, нелюбимую жену-графиню. Вторая "Рейд" - жестокая война на постапокалиптическом пространстве с различными тварями-мутантами (3 балла).
И вот новый литературный опыт. Шестнадцатилетняя Светлана живет двойной жизнью. Днем она вместе со своим хромым отцом крутится от безденежья и ухаживает за матерью, парализованной в результате автокатастрофы. Ночью во время сна она оказывается в некотором монстрообразном мире, полном опасных чудовищ и химер. И эти обе реальности переплетаются, взаимопроникают друг в друга и нарушают гармонию потока Времени. Получился вполне качественный триллер в духе С.Кинга, но на более высоком художественном уровне. Симпатичные ГГ реального мира, раскованные и весьма изобретательные описания жестоких и самых разнообразных тварей того мира (растений, насекомых, страшных гуманоидов) и ток постоянного напряжения типа "
Беги, Света, беги". Но, право, все подобные коллизии уже начинают порядком поднадоеать.
Липень "Параметрическая локализация Абсолюта" (3.8 балла). Рассказаны истории 14 людей, которые живут примерно в одном времени и пространстве. Школьники, студенты, сантехник, фотограф, боевой робот, учитель, священник... У каждого свои проблемы, желания, мотивы действий и мысли о вечном. Но тут спивающийся доцент-физик открыл решение волновой функции как управляемое проявление Абсолюта (т.е. бога). И девочка Вероника, случайно ставшая жертвой его эксперимента, стала воплощением Абсолюта, обретает способность исполнять любое желание и вознаменилась сделать всех людей счастливыми. Однако предпочтения одной личности затрагивают жизнь других людей, желания сталкиваются и эволюцию человечества начинает лихорадить (потому что все люди разные и их стандарты не совпадают). Неожиданно эталоном красоты становятся толстяки, в ресторанах лабухи весь вечер бацают Бетховена и Генделя, а на дворе круглый год золотая осень. Текст написан хорошим языком и читается с интересом, хотя "
неповторимые узоры повествования (цит. аннотацию)" я не увидел. Персонажи описаны живенько и рельефно, некоторые сюжеты глубоки и философичны, другие излишне фантасмагористичны, морализаторски скучны или чернушны вплоть до сотрясения норм общечеловеческой морали .
Камша "Красное на красном" (3.6 балла). Я не планировал читать книг этой фантезессы, но на экране вышел сериал "Этерна". Тщась заведомо безнадежной надеждой увидеть хотя бы некое подобие "Игры тронов", решил предварительно ознакомиться с литературной основой. Первая половина книги, которая и была пока экранизирована, читалась тяжело: хотелось пройтись по тексту метлой и вымести громадное количество совершенно ненужных терминов, частностей, религиозно-магических нагромождений и "красивостей". Кинематографическая версия, освобожденная от всей словесной шелухи, оказалась более цельной и вполне живописной. Действие (иногда забавное, но чаще шаблонное согласно законам жанра) больше рассчитано на дамскую слезовыжимательную аудиторию: красивые мизансцены, истинные аристократы и злодеи-захватчики, благородные юноши и прекрасные еврейки на фоне вяловатой борьбы за власть.
Однако вторая часть книги, описывающая потрясающие по абсурду военные действия, оказалось более динамичной и занимательной. Например, взятие горной неприступной крепости с помощью отряда специально обученных козлов и баранов, вдребезги разбивших ворота. Если этот эпизод должным образом экранизировать в будущих сериях, то Дж. Мартин и его "троннутая" группа перебьют всю свою аппаратуру от зависти.
Данилов "Описание города" (2.5 балла). Решил было познакомиться с литературным модерном (не все ж читать "низкопробщину"). Автор решил обобщить свои впечатления о посещениях среднестатистического города России (условного Брянска). ГГ просто ходит по улицам, читает местную прессу, смотрит из окна гостиниц. Без сюжета, других действующих лиц и диалогов. Текст напоминает Жоржа Перека - монотонно повторяемые саркастические обобщения, маскируемые под наблюдения. Первые 20 страниц показались забавными, но потребовались очень много усилий воли, чтобы доползти до конца.
Зебальд "Аустерлиц" (3.0 балла). Отношение к этой книге некоторые считают лакмусовой бумажкой, хотя непонятно, в каких случаях необходимо синеть (щелочная среда), а в каких - краснеть (кислотная). В моем случае среда осталась нейтральной: ни восторга, ни сожалений. Книга по стилю напоминает предыдущую, но простраственно-временные рамки существенно расширены: европейские ландшафты, архитектура, война, "поиски своего имени". Наблюдения постоянно сводятся к воспоминаниям, а воспоминания инициируют наблюдения. Но если у Данилова есть все же забавный саркастический флер, то здесь угнетает обстоятельная и скучнейшая немецкая проза. Правда, определенным диссонансом (как напряженно звучащая струна) выглядят десяток страниц о трагедии евреев после вступления нацистов в Прагу. Но нужно заметить, что о холокосте написаны сотни книг с гораздо более выраженными художественными достоинствами, поэтому объявление обсуждаемого романа (из-за этих десяти страниц?) некоторыми критиками "
лучшей книгой ХХI века" выглядит откровенной натяжкой. А страдания престарелого знатока архитектуры, вознамерившегося через 50 лет узнать о судьбе своей матери, на серьезный сюжет не тянут. Поэтому думаю, что на эту книгу следует обратить внимание исключительно из желания подчеркнуть свой литературный эстетизм (типа "
Пруста все охотно цитируют, но никто не читает").
Щербаков "Гении и злодейство" (2.5 балла). Книга имеет подзаголовок "
Новое мнение о нашей литературе". На фоне громадного пласта научных и беллетристичных трудов о русской литературе ХХ-века (например, серии хороших книг Д.Быкова), утверждение о новизне, по меньшей мере, смехотворно. За элемент новизны можно принять лишь тот сарказм и слой неизменной "чернухи", которая сопровождает представление каждого фигуранта. Да, наши поэты и писатели - далеко не ангелы (других у нас просто нет), но сепарация нечистот всегда была уделом другой профессии - ассенизаторов. Так что еще одна рекомендация к "смакованию"
Юрия Ал-ча откровенно разочаровала.
Гоулстон "Как разговаривать с мудаками" (2.8 балла). Когда-то в 80-х книгу Д.Карнеги о завоевании друзей перепечатывали на машинке и по ночам изучали как откровение. С тех времен не читал никаких "Как...", но мудаки последнее время становятся злободневной проблемой. Первая (из 5-ти) глав книги оказалась вполне съедобна. Даны признаки неадекватных людей: "
они принимают решения, не задаваясь вопросом, зачем им это нужно и каковы будут последствия". Приведена классификация modus operandi иррациональных личностей, хотя мне непонятно, как там оказался "логичный (практичный)" тип. Даны вполне действенные рекомендации, например, "
не лучше ли держаться подальше от мудака" (я бы добавил, "
и не обсуждать их действия"). Остальные четыре части - нудная тонко размазанная квази-прихологическая манная каша, которую очень трудно клевать. Малоубедительные примеры, сомнительные рекомендации (типа "
смотри всегда мудаку в левый глаз") и вообще, "много букаф".
Дочитываю прежние серии:
Бирюк "32 Птенцы" и "33 Интриганки" (3.8 балла). Длинную серию "
Зверь лютый" активно критикуют за встречающиеся сексуальные сцены ( даже в 2-3 случаях, о ужас, гомофобные), а также пристрастие автора к не вполне литературным выражениям-паразитам. На это легко не обращать внимание, если втянуться в нарисованную рельефную, развернутую и многоцветную панораму домонгольской Руси: княжеские распри, контакты с окружающими племенами, бытовые подробности, технические и экономические детали. Это лучшее описание той эпохи из всех мною встреченных. Попаданец проходит нелегкий путь от раба до воеводы небольшого государства-саттелита и делает все, чтобы на Руси были светлые избы и не умирали от голода дети.
В этих книгах разгром флота Ширвана, создание водного пути от Балтики до Мазанадарана и политико-сексуальные приключения двух русских княгинь при дворе Генриха Льва Саксонского. Достаточно познавательно, хотя и не для дам.
Цитата:
То, что мы называем эволюцией, не составляет и тысячной доли усилий, потраченных всей совокупностью безшерстых обезьян. Одна стая что-то делает: детей или храмы, поэмы или дороги... Потом приходит другая стая и всё ломает и уничтожает, сжигает и убивает. Потом - все наоборот. КПД у человеческой цивилизации - хуже паровозного. Но свисток - свистит.Анфимова "2 Лягушка-путешественница" (3.7 балла). Юная попаданка покидает племя условных апачей, пересекает условную Атлантику и с многочисленными приключениями перемещается по побережью условной Франции времен условной поздней Римской республики. Появляются детективная и любовная линия. Читать весело и комфортно.
----
https://chto-chitat.livejournal.com/14501105.html