-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 99


"Февраль. Достать чернил и плакать!"

Понедельник, 28 Февраля 2022 г. 23:35 + в цитатник
Представляю вашему вниманию свои комментарии к книгам, прочитанным в феврале.
Напоминаю, что читаю книги исключительно как наименее противное времяпрепровождение. Поэтому оцениваю их достоинства не с точки зрения литературных критиков, а как степень диванной занимательности и духовной комфортности.

Кокс "Смысл ночи" (4.3 балла). Прекрасная имитация английского романа XIX века, над которым незримо витает тень Федора Михайловича. Необъявленный сын аристократа мучается местью и своей непризнанностью, убивает случайного прохожего, чтобы понять, что он - не "тварь дрожжащая"... Сюжет, постоянно держащий в напряжении, жестокая любовь, мастерски сконструированная композиция романа (захватывающий флешбэк). Даже, несмотря на некоторую монотонность описаний, свойственную жанру, читается с полным удовольствием.

Олди "Богадельня" (3-5 балла ?). Лет 15 назад меня увлекли некоторые циклы Олди - захватывающая ажурная паутина нитей повествования, красиво оплетающая общие смыслы и идеи авторов. Но быстро охладел, поскольку до смыслов докапываться оказалось сложно, а без них нити повествования - просто серый комок эпизодов.
Решил проверить - вдруг давние впечатления обманчивы? Попал в странный мир монахов, профессиональных отравителей, аристократов с мощнейшей родовой кармой, вооруженных до зубов простолюдинов, представителей воровского дна. Есть несколько линий, в которых как-то проблескивают искры идей: Душегубы, которые ради великой цели построения идеального общества начинают уничтожать у одних душу, а у других — тело, трагедия бастарда Вита и вещуньи Тильды, некий новый Вавилонский Столб, в фундаменте которого заложены дети врача Бурзоя. Я сам до реальных смыслов так и не докопался. Пришлось обратиться к коллективному разуму ФантЛаба , где мне все объяснили проницательные люди. Наверное, надо будет перечитать книгу и тогда поставить оценку...
Франзен "Свобода" (3.6 балла). Долго не мог понять, зачем мне надо вникать в длиннющую череду внутрисемейных и межличностных разборок средних американцев. В частности, субъект А, которая добрая снаружи и добрая внутри, и субъект В, добрый снаружи, но зануда внутри, методично вплетаются а классический треугольник "муж+жена+друг" (не считая влюбленной секретарши) . В другой молодой паре девушка терпеливо и безнадежно любит, а парень просто пользуется ее телом и деньгами, после чего рефлексирует. Таких историй везде навалом и отличаются только словесным антуражем.
Но постепенно все эти мелкие и средние коллизии стали меня понемногу увлекать, поскольку Франзен - зорький наблюдатель, прекрасный мастер диалогов и текст читается легко (на уровне повестей старой доброй "Юности"). А долгожданный финал истории может удовлетворить любого любителя сентиментальных концов. Книга будет полезна также тем, кто собрался в Америку, чтобы узнать особенности американского менталитета, политических прстрастий, общения и быта... По сравнению с "Безгрешностью" - на 0.5 балла ниже. Но плюс 0.5 балла за прекрасную начитку Князева.
Бакли "Флоренс Аравийская" (3.5 балла). "Виртуозно написанная пародия на шпионский роман (цит. аннотацию)". Служащая Госдепа Флоренс Фарфалетти заинтересовывает таинственную структуру США проблемой отстаивания прав женщин Ближнего Востока и защиты их от жестокостей исламских фундаменталистов. Она едет в Эмираты и развертывает бурную деятельность: создает канал провокационного телевидения, спасается бегством, попадает в тюрьму... Текст написан неровно: страницы блестящей сатиры чередуются с повторами и тускловатыми трафаретными эпизодами. Но в целом, роман написан прекрасным русским языком и легко читается по сравнению с "Охотником за судьями".
Конофальский "Во сне и наяву" (4 балла). Автор известен по двум сериям. Первая "Инквизитор" (4 балла) - приключения средневекового ландкнехта, на протяжении 10 томов отвоевывающего спокойную благополучную старость: сундучек с монетами, поместье, нелюбимую жену-графиню. Вторая "Рейд" - жестокая война на постапокалиптическом пространстве с различными тварями-мутантами (3 балла).
И вот новый литературный опыт. Шестнадцатилетняя Светлана живет двойной жизнью. Днем она вместе со своим хромым отцом крутится от безденежья и ухаживает за матерью, парализованной в результате автокатастрофы. Ночью во время сна она оказывается в некотором монстрообразном мире, полном опасных чудовищ и химер. И эти обе реальности переплетаются, взаимопроникают друг в друга и нарушают гармонию потока Времени. Получился вполне качественный триллер в духе С.Кинга, но на более высоком художественном уровне. Симпатичные ГГ реального мира, раскованные и весьма изобретательные описания жестоких и самых разнообразных тварей того мира (растений, насекомых, страшных гуманоидов) и ток постоянного напряжения типа "Беги, Света, беги". Но, право, все подобные коллизии уже начинают порядком поднадоеать.
Липень "Параметрическая локализация Абсолюта" (3.8 балла). Рассказаны истории 14 людей, которые живут примерно в одном времени и пространстве. Школьники, студенты, сантехник, фотограф, боевой робот, учитель, священник... У каждого свои проблемы, желания, мотивы действий и мысли о вечном. Но тут спивающийся доцент-физик открыл решение волновой функции как управляемое проявление Абсолюта (т.е. бога). И девочка Вероника, случайно ставшая жертвой его эксперимента, стала воплощением Абсолюта, обретает способность исполнять любое желание и вознаменилась сделать всех людей счастливыми. Однако предпочтения одной личности затрагивают жизнь других людей, желания сталкиваются и эволюцию человечества начинает лихорадить (потому что все люди разные и их стандарты не совпадают). Неожиданно эталоном красоты становятся толстяки, в ресторанах лабухи весь вечер бацают Бетховена и Генделя, а на дворе круглый год золотая осень. Текст написан хорошим языком и читается с интересом, хотя "неповторимые узоры повествования (цит. аннотацию)" я не увидел. Персонажи описаны живенько и рельефно, некоторые сюжеты глубоки и философичны, другие излишне фантасмагористичны, морализаторски скучны или чернушны вплоть до сотрясения норм общечеловеческой морали .
Камша "Красное на красном" (3.6 балла). Я не планировал читать книг этой фантезессы, но на экране вышел сериал "Этерна". Тщась заведомо безнадежной надеждой увидеть хотя бы некое подобие "Игры тронов", решил предварительно ознакомиться с литературной основой. Первая половина книги, которая и была пока экранизирована, читалась тяжело: хотелось пройтись по тексту метлой и вымести громадное количество совершенно ненужных терминов, частностей, религиозно-магических нагромождений и "красивостей". Кинематографическая версия, освобожденная от всей словесной шелухи, оказалась более цельной и вполне живописной. Действие (иногда забавное, но чаще шаблонное согласно законам жанра) больше рассчитано на дамскую слезовыжимательную аудиторию: красивые мизансцены, истинные аристократы и злодеи-захватчики, благородные юноши и прекрасные еврейки на фоне вяловатой борьбы за власть.
Однако вторая часть книги, описывающая потрясающие по абсурду военные действия, оказалось более динамичной и занимательной. Например, взятие горной неприступной крепости с помощью отряда специально обученных козлов и баранов, вдребезги разбивших ворота. Если этот эпизод должным образом экранизировать в будущих сериях, то Дж. Мартин и его "троннутая" группа перебьют всю свою аппаратуру от зависти.

Данилов "Описание города" (2.5 балла). Решил было познакомиться с литературным модерном (не все ж читать "низкопробщину"). Автор решил обобщить свои впечатления о посещениях среднестатистического города России (условного Брянска). ГГ просто ходит по улицам, читает местную прессу, смотрит из окна гостиниц. Без сюжета, других действующих лиц и диалогов. Текст напоминает Жоржа Перека - монотонно повторяемые саркастические обобщения, маскируемые под наблюдения. Первые 20 страниц показались забавными, но потребовались очень много усилий воли, чтобы доползти до конца.
Зебальд "Аустерлиц" (3.0 балла). Отношение к этой книге некоторые считают лакмусовой бумажкой, хотя непонятно, в каких случаях необходимо синеть (щелочная среда), а в каких - краснеть (кислотная). В моем случае среда осталась нейтральной: ни восторга, ни сожалений. Книга по стилю напоминает предыдущую, но простраственно-временные рамки существенно расширены: европейские ландшафты, архитектура, война, "поиски своего имени". Наблюдения постоянно сводятся к воспоминаниям, а воспоминания инициируют наблюдения. Но если у Данилова есть все же забавный саркастический флер, то здесь угнетает обстоятельная и скучнейшая немецкая проза. Правда, определенным диссонансом (как напряженно звучащая струна) выглядят десяток страниц о трагедии евреев после вступления нацистов в Прагу. Но нужно заметить, что о холокосте написаны сотни книг с гораздо более выраженными художественными достоинствами, поэтому объявление обсуждаемого романа (из-за этих десяти страниц?) некоторыми критиками "лучшей книгой ХХI века" выглядит откровенной натяжкой. А страдания престарелого знатока архитектуры, вознамерившегося через 50 лет узнать о судьбе своей матери, на серьезный сюжет не тянут. Поэтому думаю, что на эту книгу следует обратить внимание исключительно из желания подчеркнуть свой литературный эстетизм (типа "Пруста все охотно цитируют, но никто не читает").
Щербаков "Гении и злодейство" (2.5 балла). Книга имеет подзаголовок "Новое мнение о нашей литературе". На фоне громадного пласта научных и беллетристичных трудов о русской литературе ХХ-века (например, серии хороших книг Д.Быкова), утверждение о новизне, по меньшей мере, смехотворно. За элемент новизны можно принять лишь тот сарказм и слой неизменной "чернухи", которая сопровождает представление каждого фигуранта. Да, наши поэты и писатели - далеко не ангелы (других у нас просто нет), но сепарация нечистот всегда была уделом другой профессии - ассенизаторов. Так что еще одна рекомендация к "смакованию" Юрия Ал-ча откровенно разочаровала.
Гоулстон "Как разговаривать с мудаками" (2.8 балла). Когда-то в 80-х книгу Д.Карнеги о завоевании друзей перепечатывали на машинке и по ночам изучали как откровение. С тех времен не читал никаких "Как...", но мудаки последнее время становятся злободневной проблемой. Первая (из 5-ти) глав книги оказалась вполне съедобна. Даны признаки неадекватных людей: "они принимают решения, не задаваясь вопросом, зачем им это нужно и каковы будут последствия". Приведена классификация modus operandi иррациональных личностей, хотя мне непонятно, как там оказался "логичный (практичный)" тип. Даны вполне действенные рекомендации, например, "не лучше ли держаться подальше от мудака" (я бы добавил, "и не обсуждать их действия"). Остальные четыре части - нудная тонко размазанная квази-прихологическая манная каша, которую очень трудно клевать. Малоубедительные примеры, сомнительные рекомендации (типа "смотри всегда мудаку в левый глаз") и вообще, "много букаф".

Дочитываю прежние серии:
Бирюк "32 Птенцы" и "33 Интриганки" (3.8 балла). Длинную серию "Зверь лютый" активно критикуют за встречающиеся сексуальные сцены ( даже в 2-3 случаях, о ужас, гомофобные), а также пристрастие автора к не вполне литературным выражениям-паразитам. На это легко не обращать внимание, если втянуться в нарисованную рельефную, развернутую и многоцветную панораму домонгольской Руси: княжеские распри, контакты с окружающими племенами, бытовые подробности, технические и экономические детали. Это лучшее описание той эпохи из всех мною встреченных. Попаданец проходит нелегкий путь от раба до воеводы небольшого государства-саттелита и делает все, чтобы на Руси были светлые избы и не умирали от голода дети.
В этих книгах разгром флота Ширвана, создание водного пути от Балтики до Мазанадарана и политико-сексуальные приключения двух русских княгинь при дворе Генриха Льва Саксонского. Достаточно познавательно, хотя и не для дам.
Цитата: То, что мы называем эволюцией, не составляет и тысячной доли усилий, потраченных всей совокупностью безшерстых обезьян. Одна стая что-то делает: детей или храмы, поэмы или дороги... Потом приходит другая стая и всё ломает и уничтожает, сжигает и убивает. Потом - все наоборот. КПД у человеческой цивилизации - хуже паровозного. Но свисток - свистит.
Анфимова "2 Лягушка-путешественница" (3.7 балла). Юная попаданка покидает племя условных апачей, пересекает условную Атлантику и с многочисленными приключениями перемещается по побережью условной Франции времен условной поздней Римской республики. Появляются детективная и любовная линия. Читать весело и комфортно.
----

https://chto-chitat.livejournal.com/14501105.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку