Мое прошлое эссе в сообществе, посвященное тому, что в школе не проходят произведения о неразделенной юношеской любви, вызвало обширные дебаты. К сожалению, не по теме. Начался спор о школьной программе, об английской литературе, тирады о том, что Ваш покорный слуга ничего не знает, и "каждому свое". Многие стали вспоминать произведения о несчастной любви вообще, Евгении Онегине, повестях Тургенева и т.д., однако никто не уловил мысль, которую я хотел донести.
Мне кажется, что виной этому неправильный для данного сообщества формат – эссе. Поэтому, я больше не буду излагать спорное мнение. Просто выскажусь о произведении, которое ближе всего подходит к теме, обсуждаемой в прошлый раз.
Хочу поделиться своими впечатлениями от великой и, к сожалению, малоизвестной повести Гоголя "Невский проспект".

"Невский проспект" входит в цикл "Петербургских повестей". Я не знаю, есть ли у литературоведов какие-либо труды (если знаете - напишите, пожалуйста, в комментариях, буду очень благодарен) об этом периоде в творчестве писателя, но мне кажется, что он недооценен и заслонен Гоголем, как певцом "Малороссии" или Гоголем, как апологетом Православия ("Избранные места из переписки с друзьями"). Тем не менее, именно в Петербургских повестях поднимается тема маленького человечка, а ,как известно, "Все мы вышли из Гоголевской шинели".
Впечатления от "Невского проспекта" сложно передать словами. Все-таки не зря Гоголя называют поэтом. Сцены из жизни города сменяются подлинной трагедией, а потом переходят в забавный водевиль. После прочтения повести ощущаешь себя, как после просмотра кино. Ну, когда выходишь из зала, идешь по улице, а мысли лишь о фильме. И здесь, перевернув последнюю страницу, перекручиваешь в своей голове содержание по многу раз.
Само название повести подобрано очень удачно. Невский проспект представляется перекрестком миром, мостом между самыми разными людьми. Соединяет Невский проспект и две истории – печальную и веселую. Может благодаря этой причудливой форме, Николаю Васильевичу удалось соединить два противоположных по смыслу содержания. А еще, как кажется уже мне, "Невский проспект" это дорога, ведущая от Петербурга Пушкина к Петербургу Достоевскому.
Что касается историй, то они о неразделенной любви. Первая рассказывает о нищем художнике Пискареве, напоминающего Чарткова из "Портрета". Но в отличие от мистической повести здесь представлена трагедия романтика. Не сильного, как это принято в традиции литературы девятнадцатого века, а слабого и беспомощного. Столкновение с изнанкой жизни кончается для него очень плачевно. По-моему, это одна из самых печальных историй в русской литературе, сравнимая с произведениями Достоевского и Тургенева.
Вторая история тоже о любви. О гусарской. О ней я рассказывать не буду, но скажу, что таких веселых сюжетов у нас тоже мало. Гоголь здесь предстает даже не как сатирик, а как юморист. Бравый поручик Пирогов улыбается со страниц всем веселым и отчаянным мужчинам.
Я считаю, что, несмотря на то, что "Невский проспект" был одним из первых в ряду "Петербургских повестей", он же является их квинтэссенцией. И благодаря этому, его интересно читать и сейчас.
http://chto-chitat.livejournal.com/12294731.html