-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_alek_morse

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.08.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 1


Уральский андеграунд – это подвал наверху

Среда, 11 Января 2023 г. 23:38 + в цитатник
20230104_131452-02
Уральский андеграунд – это подвал наверху
О трёхэтажной выставке
Александр СЕДОВ (с) обзор / январь 2023 г.
.
В Музее архитектуры и дизайна Уральской государственной архитектурной академии (на ул. Горького, 4а) проходит арт-фестиваль под интригующим названием "Андеграунд". Шесть десятков современных уральских художников взялись поиграть (многие на полном серьёзе) в "подвальное искусство" и выставили свои картины аж на трёх этажах. Только этажи идут не под землю (согласно значению английского слова underground), а устремлены вверх.
.
Поднимаясь по лестнице на очередной уровень выставки, я заметил коллегам-экскурсантам, что было логичнее назвать экспозицию "Апперграунд", то есть "над землёй". На что слегка запыхавшийся архитектор Павел Ложкин, мой добрый товарищ и участник проекта ответил, что некоторые художники предлагали название "Оупенграунд", что значит "открытая земля", но организаторы твёрдо решили держаться позднесоветской традиции именовать неофициальное искусство "подвальным". Насколько справедливо считать выставленные работы неофициальным и гонимым искусством, можно проверить, обойдя сотни работ часа за два. И хотя устроитель проекта художник Лев Хабаров уверял перед началом осмотра, что основной посыл выставки –показать искусство, сделанное не на заказ, среди представленных работ немало и таких, которые буквально вопиют о своём коммерческом потенциале.
.
Во время экскурсии в лабиринтах центра нам повстречался художник и джазовый музыкант Андрей Елецкий, любезно рассказавший о своём художественном кредо: "Мне нравятся богатые люди. Я влюблён в миллионеров". Его картины также выставлены на ул. Горького, 4а.
.
Андрей_Елецкий
/ Андрей Елецкий "Музыкант" /
.
Есть среди выставленных картин и такие, которые по духу и технике исполнения словно задержались в конце 1980-х и явно не претендуют на успех у зрителя: спонтанная живопись или висящая на стене пустая рама. Вообще, стилистический разброс представленной живописи, графики, аппликаций и скульптуры одуряющее широк, за одним, может быть, исключением – не было и намёка на картины в стиле классического соцреализма, с которым андеграунд по-партизански боролся и который официально поборол в 1991 году. Никаких сталеваров у доменной печи или молотящих зерно румяных колхозниц. Если говорить о примерах фигуративно-сюжетной живописи (а такой было немного), то её персонажами чаще всего были сами художники, их друзья, родственники, музыканты (работы Сергея Парфенюка, посвящённые знаменитым битлам, 2004 г.) или анонимные представители человечества, угодившие в ситуацию апокалипсиса.
.
Сергей_Парфенюк
/ Сергей Парфенюк, одна из "битловских" работ /
.
В целом собрание картин смотрелось своеобразным коллективным отчётом уральских художников всевозможных направлений за прошедшие несколько лет (в качестве отдельного исключения можно назвать, например, работы Олега Елового, художника-легенды, умершего в 2001 году). Повторюсь, трудно говорить всерьёз об искусстве андеграунда, если в самом центре Екатеринбурга заняты выставкой огромные экспозиционные площади на трёх этажах, использованы даже прилегающие подсобные помещения, коридоры и кафе. Художники определённо не загнаны под лавку, а их творчество уже лет тридцать – признанный мейнстрим. Непонятно даже какую из представленных художественных техник или авторских манер можно по-настоящему назвать новаторской или неожиданной. Скорее следует говорить о распространённом среди художников "дожёвывании" наследия великих мастеров (например, напоминающая авторскую "гранёную" манеру Петрова-Водкина в картине Кати Дерун "Рембрандтность яблуков").
.
Катя_Дерун
/ Катя Дерун "Рембрандтность яблуков", 2022 г./
.
Аллюзии на сюрреализм и Сальвадора Дали, абстрактный геометризм, магический реализм, наив (смешные деревенские старички на картинах Леонида Баранова), ретростилизация и проч., - всё это давно не является сенсацией (как не раз говорил Серёжа Пикассо, ещё один участник выставки: "Я продолжаю Малевича"). Перед нами ставший классическим случай постмодернизма: выбирай любую технику, твори что хочешь и как видишь. Найдёшь покупателя на своё творение – молодец. Не найдёшь – засветишься перед публикой. Вряд ли этому пёстрому разнообразию можно подобрать какой-либо идеологический манифест. Если только – слово "самопрезентация".
.
Леонид_Баранов
/ Леонид Баранов "Дед да баба" /
.
Единственные направления, которые по старой памяти не допущены в клуб "Андеграунда" – академическая живопись (реалистические пейзажи, портреты, натюрморты и т.д.) и церковная роспись. Живопись в храмах формально не является "официальным искусством", ведь церковь по конституции отделена от государства. И было бы странно, к слову, видеть на одной стене рядом религиозное искусство и попытки эпатажа. А вот единственным признаком актуальности представленного искусства оказалась фраза куратора: "Эта картина отражает печальную ситуацию в мире…" Произносилось это напротив работ, выполненных в депрессивно-мрачных тонах или с элементами изобразительного хаоса на полотне. Зрители в задумчивости глядели на полотна.
.

/ Лев Хабаров "Смотрящие", 2023 г. /
.
Художественная неровность выставки компенсировалась рядом по-настоящему мастерских работ, не привязанных к сиюминутному эпатажу.
.
20230104_130500
.
Отдельным удовольствием, на мой взгляд, можно считать картины упоминавшегося выше Павла Ложкина. Игровой элемент в них аннигилирует распространённую вокруг атмосферу натужного андеграунда. Зрители выставки могут также не просто лицезреть живопись Павла Ложкина, но и ознакомиться на приколотом рядом листочке со списком всегда актуальных дюпонизмов.
.

20230104_130158
.

https://alek-morse.livejournal.com/196392.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку