Марина Цветаева с натуры. 1910 г.
Вечерний альбом
Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества
...Профиль неизвестной женщины и подпись под ним: Марина Цветаева, портрет неизвестного художника. С полным отсутствием сходства с профилем сестры моей
Марина Цветаева, портрет неизвестного художника
Звезда
обормотника
Дом Брюсова
Силуэты современников
Н. Н. В.
Версты
Огонек
...Обостренные, неженственные черты лица; за суровым, резким, почти аскетическим обликом угадывается вулкан чувств... Плотно, намертво сжатые губы на портрете — замок, за которым бьется заточенный пленный богатырь: душа поэта. Но главное — глаза. Огромные, широко распахнутые глаза; они, кажется, смотрят прямо на вас, но не видят. Отрешенный, невидящий (еще и потому, что была близорука!) цветаевский взгляд, о котором вспоминали современники и который не в силах была передать ни одна фотография. Взгляд сновидицы, взгляд поэта, всматривающегося в самого себя... Пропорции глаз? Рта? Мы знаем по более ранним и более поздним фотографиям Цветаевой, что глаза ее в действительности были меньше, а рот — длиннее и уже. Но интуиция запретила художнику быть слепым рабом внешних примет и открыла ему внутреннюю суть. Любопытно, что портреты, сделанные Вышеславцевым, как правило, были вполне реалистичны. Портрет Марины Цветаевой — единственный в своем роде: это портрет-озарение. В сравнительно небольшой цветаевской иконографии, как прижизненной, так и посмертной, этот портрет, бесспорно, самый лучший
намертво
замок
пленный богатырь
Увидев этот чудовищный портрет в Огоньке и прочтя восхваление его А. Саакянц, я возмутилась: как может восхвалять его человек, никогда не встречавшийся с Мариной в жизни и — что еще страннее — видавший множество ее фотографий, явно говоривших о полнейшем несходстве портрета с натурой! Карикатура! Я, услыхав, что на другой день портрет этот среди нескольких современных будет показан всем, кто придет на очередное собрание к Л. А. Мнухину, позвонила из Дома творчества в Переделкино — в Москву, Надежде Ивановне Катаевой, и просила ее записать мною приготовленный отзыв об этом портрете — прочесть вслух перед началом собрания. Там говорилось, что я прошу помнить две вещи: что я, сестра Марины, еще жива и лучше меня никто не может судить о портрете. Дальше шло перечисление несходств: огромные эфроновские глаза с лица ее дочери пересажены на лицо матери, нос — короче Марининого, рот — бантиком. Выслушав и записав под мою диктовку это по телефону, Надежда Ивановна умоляла меня пожалеть автора статьи, А. Саакянц — зачем ее огорчать публично. Я обещаю, Анастасия Ивановна, что сегодня же прочту ей ваш текст, она узнает все ваши возражения, этого достаточно, уверяю вас... И я согласилась. Мою страничку Надежда Ивановна прочла ей, как обещала, но мнение сестры Марины не произвело на нее никакого впечатления, — и она повторила свое воспевание в книге, навязав его читателю, — с обычной самоуверенностью. Фактическое несходство ни черт, ни выражения лица не поколебало собственное ее мнение о высоком качестве портрета, о внутреннем сходстве — из всей... иконографии, прижизненной и посмертной, этот портрет наиболее выразительный, это портрет единственный в своем роде — портрет-озарение (стр. 235). С единственностью в своем роде согласна не только я, но и многие (среди них и художники), мне о нем сказавшие: Это совершенный кошмар! и Ужас какой-то! Карикатура!
Огоньке
Я обещаю, Анастасия Ивановна, что сегодня же прочту ей ваш текст, она узнает все ваши возражения, этого достаточно, уверяю вас...
из всей... иконографии, прижизненной и посмертной, этот портрет наиболее выразительный, это портрет единственный в своем роде — портрет-озарение
единственностью в своем роде
Это совершенный кошмар!
Ужас какой-то!