-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Солнечный лучик
Солнечный лучик
23:32 30.04.2013
Фотографий: 17
Посмотреть все фотографии серии ОТМА
ОТМА
23:15 28.04.2013
Фотографий: 33


Меншиковский дворец.

Суббота, 23 Ноября 2013 г. 22:28 + в цитатник

5276173_1 (700x525, 75Kb)

Меншиковский дворец — построенный для первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова дворец в стиле Петровского барокко,является первым каменным зданием Санкт-Петербурга.
Блистательный город святого Петра может с полным правом гордиться многочисленными памятниками истории и культуры. Однако, на мой взгляд, особенную ценность представляют здания и сооружения непосредственно петровской эпохи, по той простой причине, что сохранилась их очень мало. Среди них особенно впечатляет своими размерами и роскошью дворец А. Д. Меншикова , который расположен на Университетской набережной Васильевского острова.

5276173_3 (485x600, 108Kb)


Меншиков, сделав прекрасную карьеру , всегда оставался близким другом и соратником Петра I. Несмотря на его многочисленные недостатки и злоупотребления, Петр Великий очень ценил и любил своего талантливого и преданного сердечного друга, которого, чаще всего, называл просто – Алексашка. Желая подчеркнуть свое особенное расположение к нему , Петр Алексеевич часто говорил о нем: « Алексашка – дитя моего сердца». Денщик Петра I,бомбардир Преображенского полка, участник Азовских походов, сотоварищ Петра в «Великом посольстве», один из усмирителей стрелецкого бунта, сержант лейб-гвардии Преображенского полка. Проявил свое мужество и преданность во время Северной войны со шведами, участвовал в 1702 году во взятии Шлиссельбурга, в 1703 году во взятии Ниеншанца.
В этом же году был назначен генерал-губернатором Ингерманландии и Петербурга. С 1706 года – князь Священной Римской Империи, а с 1707 – тайный советник, светлейший князь Российский и герцог Ижорский. Пост генерал-губернатора Санкт-Петербурга занимал с 1703 по 1724 год.
Начало истории «палат», как называли тогда дворец, восходит к августу 1710 года, когда после победы русской армии под Полтавой и взятия Выборга начался новый этап строительства Петербурга.

5276173_2 (700x525, 98Kb)


Россия в тот период прочно закреплялась на отвоеванных балтийских берегах, и дворец Меншикова, первого генерал-губернатора Петербурга, должен был, разумеется, достойно представлять новую столицу государства. Он служил одновременно и жилым, и административно-общественным зданием.
Кстати, в этой связи, не могу не отметить тот факт, что Александра Даниловича, отчасти напрасно, упрекали в том, что его дворец был очень роскошным. Ведь, если вспомнить, то Петр Великий предпочитал весьма скромные « палаты» для жизни, а потому , к примеру, принимал иностранных послов, устраивал ассамблеи, ( даже собственную свадьбу!) именно в доме верного Данилыча. При таком положении вещей, Светлейший, разумеется, был просто обязан поддерживать свой дом в надлежащем состоянии.
5276173_4 (700x599, 174Kb)

­
Генеральный план Петербурга, 1720 год

Строительство дворца началось в 1710 году. Строили быстро. Ибо запись государя, датированная 1711 годом, гласит: «было новоселье в палатах у светлейшего князя».
Однако сооружение и расширение дворца продолжалось. В течение 17 лет его увеличивали, заново украшали, и постепенно он стал самым большим и роскошным в Петербурге. К 1725-1727 годам он был закончен и представлял собою в плане огромный замкнутый четырехугольник с двумя внутренними дворами и проездными воротами на север, восток и запад; с внутренними дворовыми галереями-переходами на уровне второго этажа, оформленными в виде аркад.
Центральный четырехэтажный корпус по берегу Невы был решен как трехчастное здание с выделенным центром под высокой железной кровлей «с переломом». С запада к нему примыкало двухэтажное крыло - галерея и «наугольные палаты». Под симметричное восточное крыло в 1727 году успели лишь заложить фундамент. Четырехэтажные боковые флигеля (западный и восточный) замыкались двухэтажными дворовыми. Центральный вход во дворец выделяли высокое крыльцо на деревянных колоннах, каменный портал и балюстрада со статуями на кровле. Боковые ризалиты - выступающие части центрального корпуса - завершали затейливые фигурные фронтоны, декорированные вазами и княжескими коронами.

5276173_5 (700x525, 96Kb)


Вначале палаты строились «под смотрением» итальянца Джованни Марио Фонтана (1710-1712(?), а в 1713-1727 годах - «мастером палатного и гипсового дела» Готфридом Иоганном Шеделем.
Кроме Г.-И. Шеделя в сооружении и отделке дворца принимали участие и другие архитекторы - в первую очередь Доменико Трезини, а также работавшие в то время в Петербурге Б.-К. Растрелли, Г. И. Маттарнови и Ж.-Б. А. Леблон. Идеи архитекторов-иностранцев воплощали в жизнь русские мастера-строители, которых собирали со всех концов России.
На строительстве дворца работали известные своим мастерством каменщики-суздальцы и штукатуры-костромичи, а плотничали козловские и тамбовские крестьяне. Строителями дворца на протяжении 17 лет были суздальцы Михаил Васильев и Василий Кириллов; костромичи Егор Максимов «со товарищи»; столяры Дементий Иванов и Федот Максимов; резчики Федор Ульянов и Ерофей Савельев; живописцы Андрей Петров, Савелий Родионов; кафельник Василий Яковлев и многие другие.
За дворцом был разбит регулярный сад с огородами, который простирался до Малой Невы. Устройством сада занимался личный садовник Меншикова- голландец Ян Эйк, по проекту которого сад украсили боскеты и пруды, лабиринты и многочисленная садово - парковая скульптура.

5276173_6 (700x525, 149Kb)


К середине 1710- х годов на территории усадьбы Меншикова было построено уже несколько зданий, которые можно увидеть на гравюре А.Зубова, выполненной в 1714 году и изображающей торжественный ввод в Петербург шведских кораблей, захваченных в сражении при Гангуте. На заднем плане этой гравюры изображен Посольский дворец. Можно здесь увидеть так же мазанковую церковь Воскресения Христова с башней-шпилем и курантами и дом управляющего хозяйством Меншикова–гофмаршала Ф.А.Соловьва.
5276173_11 (700x394, 105Kb)

­
Усадьба Меншикова и посольский дворец по соседству — гравюра А.Зубова, 1715

Самым крупным сооружением усадьбы стал каменный дворец, возведенный прямо на берегу Невы. Здание в три этажа на «погребах» начали строить в 1710 году по проекту итальянского архитектора Франческо Фонтана. Зодчий прибыл в Россию в 1700- х годах и в течение некоторого времени выполнял заказы Меншикова в Москве. В Петербурге Фонтана работал недолго до 1713 года, когда ему было позволено вернуться на родину.
После Фонтаны строительными работами руководил мастер «палатного и гипсового дела» Готфрид Иоганн Шедель, приглашенный Меншиковым в Германском городке Ансбеке. К этому времени дворец в основном уже был построен и Шедель занимался расширением здания и отделкой интерьеров.
В феврале 1714 года Меншиков , вернувшись в Петербург , поселился в своем особняке на Васильевском острове. После 1714 года светлейший князь не принимал активного участия в боевых действиях Северной войны, так как «имел слабость в легких и потому склонение к туберкулезу», но продолжал заниматься деятельностью государственной.
Тем временем дворец Меншикова постепенно достраивался. В 1716-1720 годах здание было расширено на север и появился замкнутый двор-каре . В 1720-1721 годах к основному зданию параллельно набережной было пристроено западное крыло. Здесь размещались «Наугольные палаты», где в Большом зале заседала Военная коллегия. В 1727 году было начато строительство восточного крыла, однако до ссылки владельца успели возвести лишь фундамент.
По окончании строительства дворец в плане представлял собой замкнутый четырехугольник , образованный главным корпусом в четыре этажа, двумя боковыми флигелями в два этажа и зданиями со стороны сада. Парадный центральный корпус был обращен главным фасадом к Неве. Центр фасада был отмечен массивным крыльцом, боковые ризалиты завершались изогнутыми фронтонами, который были украшены золочеными княжескими коронами.
На аттике были установлены шесть статуй(предположительно Зевса, Юноны, Меркурия, Марса, Нептуна и Венеры). Высокая крыша с переломами была раскрашена белыми и красными ромбами в шахматном порядке. Парадный вход оформлял портик с деревянными колоннами, несущий деревянную галерею-балкон, на которой во время празднеств размещались музыканты. Рядом с крыльцом размещалась деревянная пристань, раскрашенная под кирпич.
Внешний облик, внутреннее убранство дворца обуславливались не только личными вкусами хозяина, но и его общественным положением и значением дворца в жизни новой столицы.
Архитектоника дворца вобрала в себя достижения европейского зодчества: барочных итальянских палаццо и по классически строгих особняков Франции.
Согласно традициям первой трети XVIII века планировка дворца была строго симметричной, помещения располагались по анфиладному принципу. Небольшие и невысокие комнаты со светлыми стенами и потолками , с большими остекленными окнами и дверями были уютны и комфортны.

5276173_12 (700x525, 96Kb)

­
­
­
Главная лестница

Первый этаж дворца использовался как служебный и начинался с Больших сеней( Вестибюля).
5276173_16 (700x525, 88Kb)


Отсюда сквозной проход вел во внутренний двор. В центре внутреннего дворика стояла античная скульптура бога солнца и покровителя искусств Аполлона. Далее из дворика ворота вели в сад, простиравшийся до Малой Невы. Стены Вестибюля были расписаны под мрамор, в нишах были установлены,скульптуры античных богов и героев.

5276173_17 (700x525, 88Kb)


Западнее Вестибюля располагалась Большая поварня( Кухня), а с другой стороны Вестибюля еще одна Поварня. Кухонь в здании было несколько , так как еда готовилась не только для семьи Меншикова, но и для многочисленной челяди. Ежегодно на эти цели расходовалось около 4000 рублей.

5276173_18 (700x525, 106Kb)

­
­
­
­
­

5276173_19 (700x525, 73Kb)
5276173_20 (450x600, 40Kb)
5276173_21 (700x525, 85Kb)
5276173_22 (450x600, 46Kb)
5276173_23 (700x154, 35Kb)

­
Поварня

Далее размещалась кордегардия–караульное помещение. Охрану несли 70 солдат и капралов Ингерманландского полка( с разрешения Петра Меншиков содержал собственный гвардейский полк). В восточной части в угловом помещении размещались Покои для дежурных матросов и гребцов , рядом находилась Токарня.

5276173_24 (700x525, 79Kb)

5276173_25 (700x525, 74Kb)


­
­
На первом этаже так же располагалась большая палата для официальных мероприятий и приемов, а так же столярные и токарные мастерские и кухни.

В цокольном этаже , который ныне не виден из-за исторических наслоений почти в два метра высотой, находились кладовые, пивные и винные погреба.

5276173_27 (700x525, 100Kb)


Служебные помещения первого и цокольного этажей были по старому обычаю со сводчатыми потолками, белеными известью стенами, дощатыми полами.
В конце Вестибюля находилась большая Парадная лестница, которая вела на второй этаж. Здесь находились парадные помещения. Большой (Ассамблейный) зал , где проходили «петровские ассамблеи».

5276173_7 (700x525, 115Kb)
5276173_8 (700x525, 90Kb)
5276173_10 (700x525, 119Kb)
5276173_9 (450x600, 62Kb)

­
­
­
­
На стенах декорированных пилястрами, висели шпалеры с изображением княжеских корон и знаков ордена святого Андрея Первозванного. Большие зеркала повторяли по форме большие окна, а потолок украшал живописный плафон. Убранство этого зала прославляло успехи России и подвиги владельца.

5276173_28 (700x525, 116Kb)


Остальные помещения второго этажа занимали личные покои князя и его супруги, на европейский манер дом делился на две половины – мужскую и женскую.
Личные помещения светлейшего князя размещались в анфиладном порядке восточнее Большого зала. За Передней, где секретари составляли и хранили деловые бумаги размещалась Парадная приемная, которую так же называли «плитковой комнатой».

5276173_39 (700x525, 139Kb)

­
Название обусловлено тем, что стены этого помещения были облицованы керамическими изразцами(сегодня сохранились лишь изразцовые голландские печи).
Одним из хорошо сохранившихся покоев является парадный Ореховый кабинет Меншикова.
­
­
­
5276173_45 (700x525, 100Kb)

5276173_43 (700x525, 128Kb)

5276173_44 (700x525, 102Kb)


Ореховый кабинет.

Небольшая светлая комната, пять окон которой обращены на Неву, Адмиралтейство, зимний дворец . Стены декорированы ореховым деревом , пол украшает наборный паркет, на потолке плафон с изображением воина – победителя. В Ореховом кабинете хозяин хранил редкости , здесь решались только особо важные дела и принимались важные гости.
Половина Меншикова состояла из шести помещений, здесь так же находились Предспальня, Спальня князя и «Варварин покой». В Предспальне проходили праздничные семейные обеды, а в будние дни принимались чиновники с докладами.
5276173_41 (700x525, 129Kb)

­
" Варварин покой".

Предспальня соединялась небольшим кабинетом с «Варвариным покоем»- Приемную и Спальню сестры супруги Меншикова Варвары Михайловны Арсеньевой.
Горбунья Варвара внешне была некарсива, но обладала острым умом , имела хорошее образование и управляла большим хозяйством светлейшего князя, а так же воспитывала его детей. Имея собственный домик на 1-й линии Васильевского острова, она постоянно жила при Меншиковском дворце.
В западной части второго этажа размещались личные покои супруги Александра Даниловича- княгини Дарьи Михайловны.
Отделка этих шести помещений не сохранилась. Рядом на втором этаже находилась и домовая церковь, остальные комнаты второго и третьего этажей занимали служащие Меншикова.
После смерти Петра I Меншиков стал практически правителем государства и был осыпан высочайшими почестями . В 1726 году он снова стал президентом Военной коллегии и стал кавалером ордена святого Александра Невского, а так же получил два высших российских чина- генераллисимуса и адмирала.
Дочь Меншикова - Мария Александровна с согласия императрицы Екатерины I стала невестой наследника престола Петра II.Двенадцатилетний жених поселился в угловых комнатах второго этажа западного флигеля дворца. Но недальновидное поведение Меншикова принесло ему большие неприятности. Петр II решил подарить на день рождения своей сестре Наталье 10000 казенных рублей. По пути слуги , доставлявшие деньги , встретили « светлейшего». Меншиков, узнав для чего предназначалась такая сумма, забрал деньги себе, а Петру сделал выговор. Обиженный наследник постепенно освободился от опеки князя.
8 сентября 1727 года Петр II издал указ об аресте и ссылке Меншикова с семьей. За ними последовало 127 человек прислуги, а за бывшей императорской невестой ее придворные и прислуга.
Сначала Меншиковы жили в собственном доме в небольшом городке Рязанской губернии Раниенбурге. Затем высочайшим указом они были сосланы еще дальше, в городок Березов Тобольской губернии ,имущество было конфисковано . Княгиня Дарья Михайловна не выдержав ударов судьбы вскоре скончалась в селе Услоне около Казани. В Березове Меншиков сам срубил избу, где и поселился со своим семейством. В ноябре 1729 года на пятьдесят шестом году жизни Меншиков умер от апоплексического удара и был похоронен близ алтаря построенной им же церкви.
Дворец Меншикова в Петербурге после ареста владельца перешел в казну. Некоторое время в здании находились канцелярии различных ведомств. 29 июня 1731 года указом императрицы Анны Иоановны здание было передано вновь созданному сухопутному Шляхетскому кадетскому корпусу( с 1800 года Первый Кадетский корпус) - первому в России высшему учебному заведению.
Из стен Шляхетского Кадетского корпуса вышли многие выдающиеся деятели XVIII - первой половины XIX в.: полководцы П.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, драматург и поэт П. Сумароков, первый русский актер Ф.Г. Волков и другие.
Для нужд нового учебного заведения дворец был переделан по проекту архитекторов И.Балка и Ф.Исакова. Из Вестибюля мраморные статуи были перенесены в Летний сад, а затем в Петергоф и Царское село. На личной половине Меншикова и в «Варвариных покоях» разместилась дирекция корпуса, а с 1888 до 1924 года здесь находился музей корпуса. Затем коллекции музея были переданы в разные музеи города, в том числе и в Эрмитаж.
Постепенно изменился внешний облик дворца. В первой половине XVIII века по проекту Д. Трезини к западному флигелю , вдоль нынешней Кадетской линии было построено двухэтажное здание , где разместились жилые и учебные комнаты кадетов.
Главный фасад со стороны Невы был упрощен: высокую кровлю заменили на обычную двускатную, на месте аттика появился лучковый фронтон с эмблемой Кадетского корпуса. Ассамблейный зал был превращен в церковь Кадетского корпуса, куда был перенесен алтарь и иконостас Воскресенской церкви.
Воскресенская церковь к этому времени обветшала, башню-шпиль с курантами разобрали еще в 1730 году. В 1765 году бывший Ассамблейный зал еще раз перестроили, устроенная здесь церковь вновь была освещена во имя Рождества Иоанна Предтечи.
В 1757-1759 годах на месте Воскресенской церкви по проекту И.Г.Борхарда был построен манеж Кадетского корпуса( Университетская наб.,13)
5276173_59 (700x525, 61Kb)

­
Эмблема Кадетского корпуса

В 1768-1769 годы к дворцовому зданию пристроили восточный флигель, одну часть парка отвели под плац , другую вырубили в 1920-е годы. Во второй половине XIX века в Меншиковском дворце находился Совет Главного управления военно- учебных заведений, тогда же были отреставрированы некоторые помещения дворца. После революции 1917 года в здании размещались различные учреждения.
После реставрации в 1981 году здесь разместился филиал Эрмитажа-Музей русской художественной культуры первой трети XVIIIвека. Дворцу был возвращен первоначальный облик.



источник: информация частично взята с http://www.hellopiter.ru/Menshikovsky_palace.htm

Рубрики:  Российская империя
Санкт-Петербург
О Петре Великом и не только
Музеи
Великие мужчины
Дворцы, усадьбы и парки

Понравилось: 1 пользователю

ГалаМаг   обратиться по имени Воскресенье, 24 Ноября 2013 г. 04:42 (ссылка)
Екатерина, спасибо огромное! Очень интересно было побывать в гостях у Меншикова, посмотреть на его богатство.
Ответить С цитатой В цитатник
Lizeeetta   обратиться по имени Воскресенье, 24 Ноября 2013 г. 22:42 (ссылка)
Всегда пожалуйста, Галина! Как же я Вас понимаю. Помню, к каком восторге я была, когда посетила этот дворец в Петербурге.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку