-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Солнечный лучик
Солнечный лучик
23:32 30.04.2013
Фотографий: 17
Посмотреть все фотографии серии ОТМА
ОТМА
23:15 28.04.2013
Фотографий: 33


Александровский дворец. В гостях на Детской половине ч. 1

Понедельник, 20 Мая 2013 г. 22:23 + в цитатник

« Хорошие начала воспитания»


Жизнь императорских детей в Царском Селе

5276173_a__meier__aleksandrovskii_dvorets (331x250, 60Kb)
­
Александровский дворец

Александровский дворец в Царском Cеле был любимым домом для нескольких поколений императорских семей. Несмотря на то, что дворец был построен для великого князя Александра Павловича, став императором, он переехал в Большой дворец, и с 1810-x годов его брат, великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I), становится хозяином Александровского дворца.


5276173_Nikolai_I (372x480, 29Kb)

­
Николай Первый

Здесь он жил со своей семьей. Здесь в дальнейшем поселятся его внуки и правнуки. Император Николай Павлович любил Александровский дворец, переезжал в Царское раннею весною и пребывал тут до конца мая, когда войска уходили в лагерь. После маневров двор возвращался в Царское и переезжал в Петербург к 14 ноября.
В семье Николая I было семеро детей: Александр, Мария, Ольга. Александра. Константин, Николай и Михаил. «Могучий Самодержец», как называл его философ и поэт Владимир Соловьев, в тоже время «был самый нежный отец семейства, веселый, шутливый, забывающий серьезное, чтоб провести спокойный часок среди своей возлюбленной супруги, детей, а позже и внуков».
Принципы воспитания, образования и отдыха императорских детей были заложены еще при Екатерине II и оставались неизменными до начала XX века. Их основу составляли
идеи просветителей XVIII века, в частности, Ж.-Ж. Руссо: в детских комнатах всегда было много света и свежего воздуха, детей никогда не кутали, кормили их в строго отведенные часы. Большое значение уделялось трудовому воспитанию: несколько поколений императорских детей работали и саду и изучали различные ремесла. К образованию относились с большой ответственностью, тщательно подбирая воспитателей и учителей, понимая, что готовят будущих императоров, военных и государственных деятелей, а также невест для европейских королевских и княжеских домов. С малых лет детей приучали к придворному этикету, поскольку их жизнь с первых дней подчинялась строгим традициям императорского двора. Рождение, крещение, дни рождений, именины, государственные и церковные праздники, в которых они принимали участие, — все имело государственное значение.
Великих князей с самого «нежного» возраста готовили к военной службе. Маршал Франции О.-Ф.-Л. Де Мармон герцог Рагузский, вспоминая о московском смотре, «высказывает удивление по поводу смелости и искусства, обнаруженных во время смотра восьмилетним наследником [Александром Николаевичем — Примеч. авт.]. Император Николай, смотря на своего сына с выражением самой нежной заботливости, обратился к герцогу со словами:«Вы полагаете, что я испытываю волнение и беспокойство, видя этого столь дорогого мне
ребенка среди подобной сутолоки; но я предпочитаю покориться этому, чтобы выработать в нем характер и с малолетства приучить его быть чем-нибудь, благодаря самому себе". Вот что можно назвать хорошими началами воспитания,замечает Мармон, — а когда они применяются к воспитанию человека, предназначенного быть главою великой нации, от этого должно ожидать наилучших последствий».
Императорские дети получали домашнее образование. Особое внимание обращали на развитие наследника престола. Так, у великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, воспитателем был генерал К. К. К. Мердер, обладавший незауряднымипедагогическими способностями; учебную программу составлял поэт В. А.Жуковский, преподававший детям русскую словесность. В программу обучения также входили всеобщая история, русская история, русский, английский и немецкий языки, арифметика, уроки музыки, рисования и танцев. Очень серьезно в семье относились к религиозному воспитанию. Закон Божий преподавал доктор богословия Г. П. Павскин, разработавший по поручению императора программу обучения.

5276173_anmn (262x351, 20Kb)

­
Великий Князь Александр Николаевич с сестрой Марией Николаевной

Когда семья приезжала в Царское Село, дети много времени проводили в парках. Дочь Николая Первого, Ольга Николаевна, вспоминала, что они воспитывались в спартанской простоте и гуляли на свежем воздухе в любое время года. Прогулки совмещались с обучением и воспитанием. В Александровском парке сложная система прудов помогала освоить азы географической науки; размещенные в парковых павильонах экзотические звери — слоны и ламы — знакомили с миром животных. Около Белой башни, возведенной по проекту архитектора А. Менеласа, было построено земляное укрепление, помогавшее маленьким великим князьям наглядно обучаться фортификации.
5276173_index (298x448, 56Kb)

­
Белая башня

Недалеко от Александровского дворца, на Детском острове, для детей Николая I архитектор В. М. Горностаев соорудил небольшой каменный домик, состоявший из гостиной и четырех комнат, принадлежавших Александру, Марии, Александре и Ольге. Комнаты были отделаны очень просто; потолки украшены орнаментацией в стиле ампир и Людовика XVI и обставлены детской мебелью, крытой в комнате Александра Николаевича кожей, в гостиной — кожей, с вышитой от руки материей, в остальных — кретоном.
3 июня 1830 года воспитатель великою князя Александра Николаевича К. К. Мердер записал в своем дневнике: «Поутру свободное время провели на острове, вязали сеть, которою намеревались ловить рыбу. После обеда играли в мячи и читали записки полевой фортификации; вечером гуляли у музыки. По возвращении к себе в комнату предложил я Александру Николаевичу придумать себе девиз для флага, который он желал иметь на Детском острове. Он сел к своему столу, сказав мне; „ ...хорошо, я вам мой девиз нарисую". В самом деле, через несколько времени принес ко мне рисунок, на коем представил водою промытую скалу, муравья и якорь, написав вокруг:„Постоянство, деятельность и надежда» .
Позже, в 1854-1855 годах, по приказанию уже взрослого цесаревича на Детском острове были поставлены мраморные бюсты его воспитателям — К. К. Мердеру и В. А. Жуковскому.

5276173_681204 (500x312, 22Kb)


­
Детский остров в Александровском парке

При Николае I в одном из залов Парадной анфилады Александровского дворца была построена большая деревянная горка, с которой не только дети, но и взрослые с удовольствием скатывались на ковриках. Это развлечение полюбилось и последующим поколениям, а помещение, в котором она находилась, стали называть Зал с горкой.

У цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, и Марии Александровны было восемь детей: Александра. Николай, Александр, Владимир, Алексей, Мария, Сергей и Павел. О жизни при дворе того времени остались воспоминания А. В. Бологовской, которую ребенком приглашали играть с детьми цесаревича. «Вообще он (Александр Николаевич — Примеч. авт,) очень любил детей, и, встречаясь с ним в парке, мы всегда бесстрашно подбегали к нему и рассказывали про наши шалости и игры; нередко можно было видеть Его Высочество идущим но аллее, окруженным целой массой детей <...> В длинной галерее Большого царскосельского дворца были собраны всевозможные игрушки, начиная с простых и кончая самыми затейливыми, и нашему детскому воображению представлялся тут полный простор. Помню, как сейчас, длинную вереницу всяких экипажей, приводивших нас в неописуемый восторг. Однако, несмотря на обилие, разнообразие и роскошь игрушек, одной из любимейших наших забав была игра в лошадки, и так как у меня били длинные локоны, то я всегда изображала пристяжную. Великий князь Александр Александрович вплетал в мои локоны разноцветные ленточки, садился на козлы, и мы с гиком летели вдаль всей галереи».

5276173_istor_002 (700x479, 39Kb)


­
Великая Княжна Мария Александровна на прогулке

Для детей Александра II одним из самых привлекательных мест для игр оставалась Белая башня, около которой была натянута сетка для прыгания и устроена по всем правилам искусства маленькая крепость для игр и военных упражнений наследника цесаревича Николая и великого князя Александра: были воздвигнуты бастионы, выкопаны рвы, стояли пушки, и дети играли в воину.
В 1858 году в Екатерининском парке, на полуострове возле Концертного зала, для императорских детей был устроен огород,обнесенный железной решеткой, а в 1861 году на этом месте придворным архитектором И. А. Монигетти была построена деревянная Фермочка для Марии Александровны, дочери Александра II. Комплекс фермы, обнесенный резным забором с воротами, включал чистую избу, ледник, коровник, сарайчик для кур и столб с голубятней — все уменьшенного размера для маленькой великой княжны. Все строения были богато декорированы резьбой в русском стиле и по крашены «разноцветными колерами»». Изба состояла из гостиной и кухни, была обставлена детской дубовой мебелью, выполненной по рисункам архитектора. С ледником, расположенным под кладовой, изба соединялась галереей, обсаженной вьющимися растениями.

 


5276173_034 (700x472, 121Kb)

­
Фермочка Великой Княжны Марии Александровны.

По рисункам Монигетти на Императорском Фарфоровом и Стеклянном заводах были изготовлены детские столовый и чайный сервизы и стеклянная посуда, также выполненные в народном стиле и украшенные вензелем великой княжны.
Вдоль берега острова были проложены игрушечные рельсы, построены тоннели и мосты, установлены шлагбаумы железной дороги, ведущей к пристани.
Помимо Фермочки для детей Александра II в Собственном садике Екатерининского парка, под окнами комнат жилой половины императора, была oрганизована площадка для гимнастики и кегельбан.


Продолжение следует....

Рубрики:  Российская империя
Царское Село
Музеи
Династия Романовых
Александровский дворец
Дворцы, усадьбы и парки
Книги


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку