Сценарии хода выборов-2003 - 2004 собраны в три группы: катастрофические, инерционные, мобилизационные.
Пока вероятность катастрофического сценария невысока, однако вовсе исключать его тоже не следует, т. к. накопление серьёзных вызовов может выступить в роли катализатора и "запустить" этот сценарий.
Вероятность инерционного сценария также не очень велика, однако растущая напряжённость между конкурирующими элитами и неопределённость "повестки дня" второго срока Путина снижают вероятность инерционного сценария.
Наиболее вероятными на данный момент являются мобилизационные сценарии. Поэтому возможны четыре основные комбинации выборных сценариев.
УСИЛЕНИЕ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ = УСИЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ВЫЗОВОВ - КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ.
УСИЛЕНИЕ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ = ОСЛАБЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ВЫЗОВОВ - МОБИЛИЗАЦИЯ ВОКРУГ ОТРАЖЕНИЯ УГРОЗЫ ОТ "ВНЕШНЕГО ВРАГА".
ОСЛАБЛЕНИЕ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ = УСИЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ВЫЗОВОВ - МОБИЛИЗАЦИЯ ВОКРУГ ОТРАЖЕНИЯ УГРОЗЫ ОТ "ВНУТРЕННЕГО ВРАГА".
ОСЛАБЛЕНИЕ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ = ОСЛАБЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ВЫЗОВОВ - ИНЕРЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ.
Одним из наиболее серьёзных внешних вызовов для России была ситуация вокруг Ирака. США и Великобритания довольно быстро сломили сопротивление режима Саддама Хусейна. Благодаря личным отношениям Владимира Путина и Джорджа Буша-мл. отношения России и США удалось вернуть на прежний довоенный уровень. При этом Россия сохранила партнёрские отношения с Европой. Смысл внешней политики России - поддержание ровных отношений с ведущими мировыми игроками.
Однако внешние угрозы непосредственной угрозы для нашего режима не представляют. Наоборот, они могут сплотить страну вокруг её руководства. Зато внутренние угрозы способны привести к дестабилизации режима, если не будут вовремя устранены.
Конфликты в "партиии власти" между элитами Путину пока удаётся гасить, не давая им разрастись. Система Путина пока имеет ресурсы для сопротивления внутренним вызовам.
Устойчивость политической системы зависит от баланса между требованиями к ней и её поддержкой.Так, по результатам опросов, 44% жителей обеспокоены своим финансовым и материальным положением. Интересна также разница в восприятии терроризма между москвичами и жителями регионов. В регионах терроризм и преступность беспокоят 4% опрошенных, в Москве - 10%. Угроза терроризма видимо, воспринимается в регионах как "столичная" проблема.
Рейтинг Путина как основа политической стабильности уже исчерпал себя. Сейчас реформы сворачиваются и откладываются под предлогом выборов - будто бы избиратели их не и проголосуют "не так, как надо". На деле же избиратель решения своих РЕАЛЬНЫХ наболевших проблем и его не интересует, как это будет сделано - с помощью реформ или как-то иначе. Кремль же понимает ситуацию превратно и откладывает реформы "в долгий ящик".
Выборы 2003 года станут серьёзным испытанием для рейтинга президента. Даже в случае реализации инерционного сценария выборов опасность его обвала велика из-за чрезмерных перегрузок. Поэтому коррекция нынешней политической системы неизбежна.