"Трёхгрошовая опера" Брехта в Ташкенте. 1963-1966. |
Режиссёрские письма... В них - история театра! Тут и творческие планы и коммерческий торг и целая галерея характеров! Меера Гершта, одного из корифеев режиссуры провинции, заманивали в Театр им. Горького ещё в 1957г. { Меер Абрамович Гершт (27 сентября (10 октября) 1908 — 15 апреля 1989) — советский театральный режиссёр. Народный артист РСФСР (1960). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949)}. Но не вышло! Ташкент считался далёким городом, а семьи маститых кандидатов в главные режиссёры, как правило, жили в Москве да в Ленинграде, в крайнем случае - в Киеве. Но в 1963 году, театр, уже засветившийся на гастролях в Москве, уже известный, отмеченный театральной молвой, возобновил переговоры с Герштом. Причём, речь шла о "Трёхгрошовой Опере" Брехта. На дворе стоял 1963 год, а на сцене Театра им. Горького ещё ни разу не ставили Бертольда Брехта! Меер Абрамович начинал в Камерном Театре Таирова, где как раз и появилась первая в России "Опера нищих". Так что обращение к нему не было случайным. Казалось бы всё в порядке? Но нет! Гершт предпочёл Ташкенту Театр Ленинского Комсомола в Ленинграде. Своего Брехта там он и поставил в 1965г. А Ташкент увидел свою "Трёхгрошовую оперу" только в 1966г. как дипломный спектакль актёрско-режиссёрского курса Ольги Александровны Черновой в ТТХИ. Сохранилось это письмо - Меер Абрамович писал Василию Константиновичу - надежды и планы, планы и надежды! Увы... "Расшифровала" его, как умела.
" 5 августа Ленинград.
Сердечно приветствую Вас, Василий Константинович!
Вы уже, наверно, счастливо начали гастроли и — можете думать о будущем.
Значит о Брехте. Театр Станиславского ругают (помимо прочего) за дилетантизм, отсутствие профессионализма. Упрёки горькие и нам нужно непременно избежать подобных. Петь должны — Полли, две девушки ещё ( не помню их имён) — это самая ответственная нагрузка. Мак, Пичем ( желательно). Конечно, пение не оперное, но всё-таки пение. Выразительность может, в известной мере, скомпенсировать недостатки голоса. Но есть и настоящие арии и дуэты ( немного). Работа эта увлекательна, и если вы находите, что она по силам, то что ж вам по виднее. Будет ли иметь широкий зрительский успех? В Ташкенте? ( Помню, в Камерном Театре при блестящем успехе значительная часть публики была шокирована и плевалась) Что вы думаете о приглашении художника из Ленинграда ? Тысячу раз удивлён Вашим неверием в мой совет насчёт «Обрыва» За всю мою жизнь не видел, пожалуй, столь длительного и прочного успеха у любого зрителя. Дело Ваше, но мне смешно да и чудно это . Вы даже думать об этом не хотите. И Художественный Совет может мне поверить. Если на мой взгляд сравнить успех Брехта и «Обрыва» - 1:3 или 1:4. Я пишу об этом желая, добра театру и вы меня, пожалуйста, извините за (повторение?). Возможно, что у Вас в труппе нет исполнителей и мало ли какие ещё могут быть соображения!
Василий Константинович! И снова о неприятном, об условиях. Думаю, чтобы добавить педагогические или за редактирование текста не нужно разрешения. Это вы сами можете дополнительно к договору написать со мной соглашение, добавление, или ещё что-то там. И всё: На моей практике это встречалось — поэтому я осмелился к Вам с этим обратиться. Поверьте, это не желание побольше получить. У меня основное желание встретиться с театром и с Вами, но нужно свести концы с концами и материально. ( Я ничего не заработаю от поездки). Жду договора и Ваше мнение о пьесе окончательное, если оно уже есть. И всё, о чём вы найдёте нужным меня известить. Нужно будет найти музыкальные материалы в Москве….. клавир, оркестровка, партитура иди так называемый дирекцион. Нельзя ли разжиться насчёт аванса?
Желаю ВАМ ...успеха и искренне рад нашей будущей встрече и дружбе. Сердечный привет Льву Колесникову — душевно его обнимаю. (Росчерк) PS. Да, просьба такая. Возможно, я завтра еду в Ульяновск смотреть спектакль Саратовского театра по просьбе Министерства и театра. (Но может ещё не поеду). На всякий случай пошлите мне два письма и договора — один на Ленинград, другой в Ульяновск почтамт востребования. Не трудно? Спасибо". (росчерк)
Тот давний студенческий спектакль не забыт до сих по, а в домашних закромах даже нашлась программка. Привожу драгоценные комментарии из ФБ.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |