Европа эпохи Меровингов. Часть 2 |
Европа эпохи Меровингов. Часть 2
Часть 2. Сокровища эпохи Меровингов
К сокровищам эпохи Меровингов можно отнести многое. Исторические события, эпос, легенды, саму необычную среду. Но в этом сообщении я решила рассказать о материальных свидетельствах этой эпохи. К сожалению, самое главное сокровище – Золотое Блюдо – мне вряд ли удастся когда-либо увидеть, но некоторые вещи, которые помогают воссоздать в воображении эпоху, мне посчастливилось рассмотреть.
В Москве, в ГМИИ проходила очень интересная выставка «Эпоха Меровингов – Европа без границ». Пропустить такое событие я не могла, и вот, отстояв приличную очередь, я наконец попала на выставку. Как же я люблю атмосферу таких мероприятий! Был будний день, по залу прогуливались специалисты и такие же фанаты, как я, стояла благоговейная тишина, иногда прерываемая взволнованным шепотом или скрипом карандаша. В стеклянных витринах загадочно поблескивали бесценные сокровища разных европейских народов, современников Меровингов.
В этот период на руинах Римской Империи стали создаваться первые европейские государства, очень милитаризированные по общему духу..
Практически все предметы (в основном – оружие и украшения) копировали культуру Рима и Византии (позднеантичную). В V веке очень широкое распространение получил полихромный (многоцветный) стиль, возникший когда-то в Иране. Это сочетание двух материалов и цветов – золота и граната. Украшения, выполненные в этом стиле, пользовались огромной популярностью. Они действительно смотрятся очень богато и торжественно – предметы крупные, на золоте (часто – с насечками и зернью, что усиливает его блеск) сияют очень яркие гранаты необычайно густого и насыщенного алого цвета. Подобная женская фибула могла весить до полкилограмма (!) и быть до 30 см в длину.
Символом всей эпохи считается стиль клуазоне («перегородчатые инкрустации»). Вещь, изготовленная в таком стиле, кажется очень густо усеянной гранатами, разделенными тонкими перегородками. Для получения такой вещи на основу изделия напаивались бортики, а внутри них – тонкие вертикальные перегородки, которые составляли саму ювелирную композицию. Мечи, ножны, фибулы смотрелись сказочно! В этом же стиле были выполнены фантастические сокровища из погребения варварского вождя (V век, территория современной Румынии) – особенно накладка в виде орла (в эпоху Меровингов были очень популярны мотивы хищных птиц). Это довольно крупное изделие, у орла гордо поднят перламутровый клюв, а перья выложены алыми гранатами в золотых ячейках. Эти перья меня просто потрясли – поначалу мастер напаял каждую ячейку в форме пера на основу. Потом в каждую ячейку был положен крошечный кусочек золотой фольги с процарапанным узором пера. Сверху каждая ячейка прикрывалась прозрачными гранатами для тела и перламутром для хвоста и клюва. Получился пурпурный орел.
Так же было интересно посмотреть на германские фибулы в виде буквы «S», с птичьими головами на концах (вероятно, это изображение Хугина и Мунина).
Еще одно очень характерное украшение – это «пальчатые фибулы». Такие украшения имеют в верхней части овальные выступы, похожие на пальцы. Вся фибула обычно покрыта удивительным узорным орнаментом, в некоторых есть вставки драгоценных камней. Первыми их ввели остготы Италии. Такая мода приобрела повсеместную популярность, в том числе и среди балтов и славян (от крымских готов?), а от славян такая мода проникла даже к финнам.
Очень интересными мне показались методы кербшнита и тауширования, с их помощью делались очень красивые воинские пояса и украшалось оружие. Тауширование сохранилось до эпохи Средних Веков в качестве одного из основных методов украшения рыцарских доспехов.
Любопытными экспонатами мне показались нательные кресты, которые часто были украшены различными зооморфными композициями, что косвенно указывает на плавный переход от язычества к христианству, и франкские круглые броши удивительно простой, но изящной формы и орнамента. Они во многом повторяли очень древние формы, которые можно увидеть и в экспонатах бронзового века – апельсин, разрезанный поперек; стилизованный цветок (например, в троянских находках); круглый диск, на котором гармонично размещены разноцветные камни; зернь и узоры из тонкой проволоки на основе диска, золотые листы в виде простых геометрических фигур, наложенных друг на друга (квадрат в круге и т.д.). Фантастически прекрасные подвески-лунницы можно было рассматривать очень долго - они были покрыты удивительно тонким узором! Серьги (которые когда-то носили и мужчины, и женщины) были выполнены с изяществом и гармоничностью, достойными уважения. И отчего современные ювелиры и декораторы не хотят повторять завораживающие открытия древности?
Выставку я покидала со смешанным чувством. С одной стороны, не хотелось показать себя «Кащеем, что над златом чахнет», но с другой стороны, я подумала, что понятие «сокровище» применимо ко всем этим предметам уже в значении «духовное сокровище красоты ушедшей цивилизации» и этим утешилась. Конечно, я еще обещала себе привести все свои зарисовки в приличный вид, отсканнировать и показать в дневнике... и постараюсь это сделать в ближайшее время!
Иллюстрации: 1. пальчатая фибула, источник - http://www.old-jewellery.nw.ru/bibl_old.htm
2. Фибулы, лунница, серьга - пользователь livejournal.com
Рубрики: | Мифы и легенды |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |