Талиесин |
Талиесин
Одним из моих самых любимых героев и поэтов является Талиесин.
Мне всегда хотелось узнать о нем побольше, а так же понять, почему он практически не появляется (а в более поздних версиях - вообще исчезает) из легенд о короле Артуре, ведь из "Сокровищ Аннуина" становится ясно, что он был одним из ближайших соратников короля.
Мэрион Циммер-Брэдли в своей книге "Туманы Авалона" выдвинула гипотезу, что Мерлин - это титул, а Талиесин - собственное имя, т.е. речь идет об одном и том же лице. Грейвз в соей книге "Белая богиня" отводит очень много размышлений поэме Талиесина "Битва деревьев" и приводит такие его слова:
Иоанном Святым
Я был зван Мертином
Но все короли
Зовут меня Талиесин
Грейвз пишет, что Мертин - "морской человек" - и есть Мерлин, знаменитый бард и прорицатель средневековых сказаний.
Талиесин реально существовал в 6-м веке. Сочинил поэмы, которые вошли в "Красную книгу Хергеста". Ненний упомянул его как "знаменитого британского поэта". Так же ("Талиесин") называл себя Гвион. Все его псевдонимы, если верить переводам Грейвза, как-то выходят на значение "светлый", "светящийся", "прекрасный". Возможно, стоит трактовать как "просвещенный"? А то и "Звезда на челе"? "Светоч"?
Убит в пьяной ссоре... чем напоминает судьбу Кристофера Марло.
Грейвз пишет, что есть средневековый манускрипт Иоло, в котором поминается Талиесин: "Талиесин, вождь бардов... когда владения Гвитно поглотило море... был приглашен императором Артуром к своему двору в Кайрхлионе на реке Иск и там прославлен за свой поэтический дар и всяческие науки. После смерти Артура он возвратился в свои владения..." Но Грейвз колеблется - этот манускрипт (без датировки) появляется в 17-м веке, он опасается, не подделка ли это.
Отрывок, который я цитирую, взят из "Hanes Taliesin", (есть в манускриптах 16 в, других источников не знаю) он восстановлен, его долго пытались разгадать, и как раз эта разгадка, которая принадлежит Д.В.Нэшу, и приведена Грейвзом. Грейвз дает много вариантов, это некие магические загадки, содержащие посыл на огромный пласт мифологии и разные религиозные учения. Леди Шарлотта Гест перевела в своей версии "Мабиногиона" как "Идно и Хайнин звали меня Мертин", а Грейвз вообще говорит, надо переводить "Иоанном я был зван и Мертиным святым", и отгадку дает - "Талиесин". А Мертина отождествляет с Мерлином. Исследователи пишут, что изначально Талиесин был чем-то вроде кельтского Апполона. Т.е. возможно, в более поздний период это имя давалось детям так же, как мы теперь даем имя по святым. Однако многие писатели упоминали Мерлина и Талиесина как двух разных деятелей.
Гальфрид Монмутский, или Жоффруа Монмут, автор "Истории бриттов" и "Жизни Мерлина" действительно упоминает о Мерлине и Талиесине (он его зовет "Тальгесин") как о разных людях. О Талиесине в "Истории" ничего нет, но в "Жизни Мерлина" он появляется. По Гальфриду, Тальгесин - молодой человек, посланый Мерлином в Арморику для обучения наукам и искусствам у... Святого Гильдаса. Ненний тоже пишет, что это разные люди: в 62 главе своей "Истории бриттов" упоминает Талиессина как одного из пяти великих британских бардов (там же и Айнерин упомянут).
Интересно, что Ненний дает даже двойную историю происхождения Мерлина (глава 42) - мать его клянется Вортингеру (Гвортигирну), что отца у него нет и не было, сам Мерлин называется королю как Эмбреис Гулетик, и сообщает: "Мой отец - консул, и происходит из римлян". Гальфрид в "Жизни..." пишет, что Мерлин был "король и пророк: народом гордым деметов правил..." Кстати, "Гулетик" переводится как "вождь, глава". Интересно еще и какое-то "двоение пар". Аврелий Амброзий может называться и "Эмрис". Мерлина часто зовут Мирддин Эмрис. Как-то вся эта путаница напоминает и путаницу между "драконами" - Артуром и Утером. Может ли имя "Артур" восходить к кельтскому "artos", а "Утер" - к латинскому "ursus"? И это их родовое "Пендрагон"... И раны они тоже получают одинаковые! Очень остроумное толкование дает Мэри Стюарт, когда пишет, что Артур - сын Утера, а Мерлин - сын Аврелия. И объясняет, что мать Мерлина скрывала, кто его настоящий отец, из опасения за жизнь мальчика, и всем рассказывала о неком таинственном незнакомце, посетившем ее. Наверное, кельтская традиция в древности решила бы, что отец Мерлина из сидов, христиане толковали его как демона.
Возвратившись к "Белой богине", находим еще один очень любопытный момент. Грейвз упоминает, что поэт 12-го века Давит Бенврас писал о посещении Иисусом кельтского Аннувна. Но сам Грейвз считает это "...еретическим взглядом на Иисуса как на второго Адама, т.е. реинкарнацию Адама и - в качестве Мессии из рода Давидова - на реинкарнацию Давида. Время Адама и время Давида разделены в "Divregwawd Taliesin" Гвиона. Иисус все еще ждет на небесах начала Седьмой Эры: "Разве не на небо ушел он с земли? В Судный день он вновь придет к нам. Ибо Пятая Эра была благословлена пророком Давидом. Шестая Эра - эра Иисуса, и она продлится до Судного дня." В Седьмой Эре его назвали бы Талиесином." Кто назовет Христа "Талиесин" - древним и забытым именем? Уж не сокрытый ли народ?! Кстати, эти властители со звездой на челе и приход истинного короля были темами, которые, видимо, очень волновали Толкина. И сейчас его последователи высчитывают приход 7 эры.
Возможно, "Талиесин" - это тоже титул, титул некоего Светоча, отмеченного Звездой-на-Челе (возможно, в т.ч. и символическим украшением, как у героев Толкина) и несущего Свет в особенно темные эпохи...
Иллюстрация - Эльдис Миртиэль (с)
Рубрики: | Кельты Мифы и легенды |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |