А. Гауди. (ч. 7_1) Дворец Гуэля (ч.1) |
Гауди. Дворец Гуэля (ч.1)
1886-1889 г.г. Барселона, ул. Ноу-де-ла-Рамбла, 3-5
На ответвлении от «большой» Рамблы на улице Ноу-де-ла-Рамбла нельзя не заметить творение великого архитектора Антонио Гауди, чья архитектура стала одним из самых характерных и известных символов новой Барселоны, - дворец Гуэль, здание, одновременно стилизованное и под готику, и под мавританский стиль.
Когда Эусебио Гуэль в середине 1880-х годов остановил свой выбор на Гауди как на своем личном архитекторе, тот еще не имел необходимого профессионального опыта. Каса Висенс еще строился, Эль Капричо еще предстояло завершить. Уровень мастерства Гауди могли подтвердить лишь его небольшие проекты, выставлявшиеся на Всемирной выставке в Париже. Гуэль не мог не почувствовать всю мощь таланта молодого архитектора, а также его убеждения каталонца-патриота. Гауди, со своей стороны, нашел в Гуэле редкое сочетание благородства, удачливости в финансовых операциях и сочувственного отношения к социальным низам каталонского общества. В проекте герба для Гуэля, исполненном Гауди, значится девиз: "Вчера - пастух, сегодня - дворянин", весьма точно характеризующий карьеру Гуэля. До поры до времени она развивалась в обычном духе, но после возвращения Гуэля из Америки его дела резко пошли в гору. Когда он заказывал Гауди проект собственного особняка в центре Барселоны, деньги уже не играли особой роли в его жизни. Один из приказчиков Гуэля безуспешно пытался обратить внимание хозяина на непомерные расходы, связанные со строительством особняка. "Я набиваю карманы дона Эусебио, - жаловался он, - а Гауди опустошает их".
Архитектор, разумеется, получил полную свободу действий, вопреки явно неблагоприятным исходным условиям. Улица, на которой возводился дворец, чрезвычайно узка, да и земельный участок был явно недостаточен для планируемого здания. Гауди разработал не менее 25 проектов лишь для одного фасада.
Гауди практически отказывается от скульптурного декора на фасаде; лишь узкое пространство между двумя входными порталами украшает декоративная "колонна" с каталонской эмблематикой - намек на патриотические амбиции заказчика дома и его архитектора. Фасад облицован плитами серого мрамора и благодаря своей рациональной основе воспринимается гораздо более масштабным, чем в действительности.
Но один элемент явно выбивается из общего стиля. Перед посетителем вздымаются створки гигантских ажурных ворот из железа. Ничего подобного в то время в Барселоне еще не видели. Здесь Гауди впервые использовал параболическую арку, впоследствии превратившуюся в несущий элемент конструкции его зданий. Верхняя треть ворот оформлена богатым орнаментом из металлических прутьев, среди которых можно разобрать инициалы владельца.
4.
5.
Ворота были спроектированы так, что гости могли проезжать через ворота, не выходя из экипажей.
За воротами находится пологий пандус для лошадей, ведущей вниз -в конюшни нижнего этажа. Это было тоже новшеством в архитектуре. Подвал дома перекрыт небольшими сводами, поддерживаемыми столбами с грибообразными капителями, одни из которых имеют круглое, а другие — квадратное сечение.
Крыша всегда была для Гауди важным элементом и, проектируя крышу дворца, архитектор дал волю своему воображению. Он никогда не думал о том, что эти странные формы нельзя будет разглядеть с улицы. Крыша увенчана куполом, поднимающимся над холлом и переходящим в башенку.
Защитные «фонари» вентиляционных шахт и дымоходов (а их на кровле дворца Гуэль насчитывается восемнадцать) облицованы кирпичом, штукатуркой и колотой керамической плиткой.
Внешняя же поверхность конуса отделана цветным гравием. Конус завершается флюгером, который составляют три шара с острыми колючками-шипами и летучей мышью.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |