-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.01.2007
Записей: 16580
Комментариев: 30992
Написано: 62746


Без заголовка

Пятница, 07 Сентября 2007 г. 00:40 + в цитатник
Почему меня не любит Пастушка Мери?
Желание выбраться оттуда поскорей меня страшно удивляет.
Ведь сам же хочу залезть в волшебный садик. Но сразу
же хочется сбежать и больше никогда не возвращаться.

Под катом перевод большой статьи
A New Mexican Psychotropic Drug From the Mint Family. by R. Gordon Wasson.
Botanical Museum Leaflets Harvard University (1962).


Несколько лет мы исследовали плоскогорья Южной Мексики с целью выяснить роль, которую играли галлюциногенные грибы в религиозной жизни индейцев. Начали мы с посещения Сьерра-Мацатеки в 1953 году, что в самой северной части штата Оаксака и возвращались туда в 1955 году, и затем каждый год вплоть до 1962. Вскоре мы узнали о психотропном растении, которое потребляли Мацатеки, когда грибы были недоступны. Но, поскольку мы и наш коллега Роджер Хейм были сосредоточены на трудном деле поиска и определения различных видов галлюциногенных грибов, нам пришлось на некоторое время оставить это растение, которое Индейцы использовали как менее желанную замену.

В 1960 и 1961 мы привезли образцы и предоставили их для определения Шульцу и Эплингу. Все доступные экземпляры оказались неподходящими для точного определения. Наконец, в сентябре и октябре 1962 года, когда мы были в Са-Хосе Тенанго, к нам попал достойный материал для гербария, на основе которого доктор Эплинг смог сделать точное описание. Тенанго располагается на высоте 1200 метров над уровнем моря, выше, чем близлежащий Тьерра Кальенте Вера Круз.

Теперь мы определяем новый для ботаники вид шалфея, шалфей предсказателей (Эплинг и Джатива), как психотропное вещество, традиционно используемое индейцами Мацатек из Оаксаки, Мексика, в ритуалах по предсказанию. К все возрастающей семье мексиканской фантастики, таким образом, добавлен новый член, и впервые к этой интересной группе присоединяется представитель семейства Labiatae.

Это растение знакомо почти всем мацатекам. В Хуатула де Хименес, на высоте 1800 метров, мы видели два или три растения, и образец, вывезенный в Мехико, все еще жив там, под открытым небом; однако, эти растения не цветут. Мы никогда не видели семян и ни один индеец не смог нам о них рассказать. Растение размножается вегетативно, вырастая из черенка, помещенного в почву.

Ему больше подходит чернозем, нежели глина, и, в качестве благоприятного для растения условия, влажность должна быть постоянной. Множество, быть может, большинство семей мацатеков располагает собственными запасами растений, но почти всегда вдали от дома и от дорог, где прохожие могут их увидеть. В поисках шалфея предсказателей мы пересекли Сьерра-Мацатека вдоль и поперек на лошадях в сентябре и октябре 1962 года, но ни разу его не увидели.

Индейцы выбирают отдаленные лощины для посадок растения, и они не склонны открывать эти места. Ни один индеец в Сан-Хосе Тенанго не хотел приводить нас к посадкам, откуда он приносил нам образцы. Кажется, что шалфей предсказателей – культовое растение; встречается ли оно в диком виде (за исключением растений, которые были покинуты или выбрались за пределы своего обитания), мы не знаем.

В прошедшие времена владельцы земли не обращали внимания на выращивание галлюциногенных грибов и шалфея предсказателей; но в последние четыре или пят лет рынок грибов и возможный рынок шалфея дали им понять, что все это может иметь цену. Несколько происшествий имели место в окрестностях Уатулы, когда землевладелец предъявлял свои права на растения.

Мацатеки, говорящие по-испански, называют шалфей предсказателей «hojas de la Pastora» или «hojas de Maria Pastora» («листья пастушки» или «листья пастушки Марии»), и это также перевод мацатекского названия: ska Pastora.

Любопытно мацатекское название. В христианских традициях Дева Мария никогда не упоминалась как пастушка. Быть может, идея пастушки – пережиток дохристианского «dueno de los animals», “повелителя зверей”, образ которого часто встречается в народных традициях индейцев Центральной Америки? Языческие ассоциации были бы таким образом освящены прибавлением имени Девы.

Шалфей предсказателей, по мнению мацатеков, всего лишь самое значимое из нескольких растений, принадлежащих к семейству Labiatae, которых они считают членами одной «семьи». Шалфей предсказателей известен как la hembra, “женщина”. El macho, или “мужчина” это Coleus pumila, европейского происхождения. Также существует el nene, “дитя”, и el ahijado, “крестник”, оба растения – разновидности Coleus Blumei. Некоторые индейцы настаивают, чтоэти виды также психоактивны, но мы их не испытывали; другие говорят, что они имеют сугубо медицинское применение.

Мы не нашли никаких упоминаний об использовании листьев шалфея предсказателей у писателей 16-го и 17-го веков. У современных писателей мы обнаружили только 2 текста, которые могут иметь отношение к листьям.

Доктор Блас Пабло Реко, пионер полевой работы в мексиканской этноботанике, обсуждая галлюциногенные грибы, добавляет предложение (Mitobotanica zapoteca, Мехико, 1945, стр.17), которое, в переводе, звучит так:


Мы не можем не упомянуть здесь еще одно волшебное растение, листья которого вызывают видения и которое цуицатеки и мацатеки (в районах Цуицатлан и Теотитлан) называют «листом предсказания». Те поврежденные листья, что я получил, не позволяли осуществить научное определение.

Возможно, это упоминание относится к шалфею предсказателей мацатеков. Есть также и более обширное упоминание в статье Роберта Дж. Вейтланера (“Curaciones Mazatecas” in An. Inst. Nac. Anthrop. Hist.4, No. 32 (2952, 283). Когда Вейтланер находился в Оджитлане, Чинантекской деревне, он встретил туземца из Джалпа де Диас, близлежащего города мацатеков, который рассказал ему об использовании растения, известного как Йерба де Мария, среди его сограждан. Отчет этого осведомителя, в сокращенном и переделанном переводе, выглядит так:

Йерба Мария отчасти похожа на йерба мора, но листья ее несколько шире. Используются только листья, посредством помещения их в воду. Сперва листья растираются в руках, вода не кипятится, и они используются в очень специфических целях. Когда курандеро идет в лес в поисках растения, перед тем, как срезать его, он должен встать на колени и помолиться ему. Они не колдуны; но листья срезают только тогда, когда они необходимы и после молитвы.

Например, если кто-то страдает от болезни, и врачи не знают, в чем дело, тогда, с помощью этого растения выясняют причину болезни. Курандеро, который приносит листья, прежде всего узнает у больного, имеет ли тот привычку к употреблению алкоголя, поскольку, если человек не употребляет алкоголь, предписано принять 50 листьев; если же он употребляет алкоголь – 100 листьев. Больной выпивает воду, в которой были растерты листья. В полночь курандеро идет с ним и еще с одним человеком в место, где нет шума, например, в отдельный дом, где пациент принимает снадобье. Они ждут 15 минут, пока вещество начнет действовать, и сам пациент начинает констатировать тип заболевания, от которого он страдает. Пациент впадает в полу-бредовое состояние, он говорит, словно в трансе, и все внимательно вслушиваются в то, что он говорит. Он встряхивает свои одежды, как если бы, с помощью растения, он освобождал себя от маленьких тварей [по мнению индейцев - предполагаемая причина болезни]. На рассвете курандеро обмывает пациента водой, которую тот пил, и, вследствие этого, пациент исцелен. Говорят, что вместе с этим обмыванием уходит состояние опьянения, вызванное растением, которое принял пациент.

Когда стоит проблема воровства или пропажи, курандеро слушает, что говорят люди, принявшие растение, и, таким образом, раскрываются факты. В Джалапа Де Диаз есть человек по имени Фелипе Миранда, который каждые 3 или 6 месяцев отправляется в горы, чтобы собирать растения. Он совершает удивительные исцеления и не имеет проблем с доходом. Говорят, что он культивирует растение и следит за ним, но не раскрывает, что это за растение.

Определение шалфея предсказателей сильно запаздывает. Растение доступно круглый год, и мацатеки, не колеблясь, обсуждают его, так как их в гораздо меньшей степени останавливает уважение к этому растению, чем в случае с разговором о священных грибах.

В последние годы Хуатула сильно изменилась, шоссе дошло сюда в 1958-1959 и это место стало центром новорожденного движения за психотропными грибами. Среди посетителей Хуатулы было несколько ботаников и микологов. В Мехико hojas de la Pastora – это частая тема для обсуждения в ботанических кругах. Сложно понять, каким образом растение не было до сих пор классифицировано.

Согласно нашей информации, территория распространения hojas de la Pastora ограничена страной мацатеков и, возможно, смежными землями Цуицатеков и Чинантеков. Но она может быть хорошо известна и используема еще где-либо. Мы будем с интересом ждать отчетов от оседомителей из других регионов после публикации этой статьи. Ололиуки (Rivea corymbosa (L.) Hallier filius) известна среди мацатеков, но, кажется, для предсказания они предпочитают hojas de la Pastora, а не semilla de la Flor de la Virgen, “Семя цветка Девы”, как мацатеки называют ололиуки.

В среду, 12 июля 1961 года, я ел «hojas de la Pastora» и испытал ее эффект. Я был в Аяаутло, остановился в доме Донны Донаты Сосы де Гарсия. Она представила меня нескольким курандеро: Августине Борхе, Клементии Унде, Марие Себастьяне Каррере и Саре Унде де ла Хос.

Вечером этого дня первые две пришли в дом незадолго до 11 часов, и Августина Борха проводила церемонию в большой комнате. Присутствовали Ирмгард Вейрланер Джонсон, моя дочь Мэри Икс Бриттен («Маша»), Донна Доната и ее дочь Консуэло («Чело»)

Августина Борха была дочерью курандеро, который умер около десяти лет назад. Ее собственные дочери часто сопровождают ее в ее церемониях по исцелению и сами – многообещающие курандеро. Вечером, который мы провели с ней, она пришла с Клементиной Ундо. Они тщательно сориентировались на восток, устанавливая сцену для церемонии. В стране мацатеков ритуалы всегда обращены в этом направлении с максимально возможной точностью, и никогда на запад, который считается дурным. Августина проводила церемонию – она приняла грибы, а не листья, о которых я просил отдельно, т.к. никогда их не пробовал. И грибы, и листья пересчитывались на пары. Листья подбираются парами, с тщательностью отбираются неповрежденные, без паразитов. В ходе приготовления к церемонии, листья кладутся друг на друга так, что каждая пара соприкасается с другой своей внешней стороной.

Индейцы обычно употребляют листья, откусывая от порции клыками. Из-за вкуса это оказалось для меня невозможным; и ко мне относились как к беззубому. Так как под рукой не оказалось метаты (каменной доски для измельчения зерен), Августина выжала листья руками и собрала сок в стакан. Это был определенно неэффективный способ. Было добавлено немного воды. Я выпил темную жидкость, около половины стакана, результат 34 пар (68 штук) выжатых листьев. Мне сказали, что индейцы часто страдают рвотой во время потребления листьев, и в это легко поверить. Однако удерживать эту жидкость для меня оказалось невозможным.

Съев свои грибы, без дальнейших церемоний, наша курандеро начала петь по-мацатекски, с силой модулируя голос. Она продолжала пару часов довольно монотонным голосом. Я записал на кассету ее пение, но еще придется найти кого-нибудь, кто бы перевел его на английский или испанский.

Эффект от листьев наступил раньше, чем это произошло бы в случае с грибами, был менее захватывающий и длился меньше. Не было никаких сомнений относительно эффекта, но он не зашел дальше начальных эффектов грибов – развивающихся пляшущих цветов и трехмерных построений. Не знаю, произвела бы большая доза более сильный эффект.

За день или за пару дней до событий, о которых я рассказал, курандеро Мария Себастьяна Каррера предоставила нам множество подробностей относительно применения листьев и даже напела церемониальные слова, которые произносятся после употребления. Она отказалась допустить нас к настоящей церемонии, поскольку ее соседи (и, без сомнения, она сама) сочли бы проведение ритуала перед чужаками скандальной профанацией. Так оно и произошло, когда ее сессия с нами подходила к концу, ее бросило в неконтролируемые рыдания, упала на колени и начала просить прощения за то, что сделала. Она также поделилась с нами ценными космологическими легендами, в которые до сих пор верят некоторые сельские жители, и которые я надеюсь опубликовать где-нибудь еще.

9 октября 1962 года наша группа была в Сан-Хосе Тенанго. На этот раз она состояла из доктора Альберта Хоффмана, его жены Аниты, Ирмгарда Вейтланера Джонсона, Герлинды Мартинез Сид (служившей переводчицей с мацатекского) и меня. Благодаря одолжению Роберто Карреры, сына Орелио Карреры из Хуатулы, мы были представлены Консуэло Гарсии, примерно 85-летней , энергичной, хорошо выглядящей курандеро, которая этой ночью устроила для нас ритуал предсказания. Она использовала только листья, не грибы. Она растерла их на зернотерке, предварительно пропустив через них дым копаля, и проделала все это очень тщательно. К массе, полученной на зернотерке, была добавлена вода, и все это было пропущено через сито, а затем мы выпили жидкость. Я принял сок пяти пар листьев, а миссис Хоффман - трех. Оба мы почувстовали эффекты, которые были такими же, как на церемонии в Аяутле в прошлом году, как я их и описывал.

В общем, кажется, что мы на пороге открытия группы психотропных растений из числа Labiatae из семейства мятных. Мы знаем, что шалфей предсказателей используется таким образом в Сьерра-Мацатека, и Coleus pumila, как и две «формы» C. Blumei, как считается, используется также некоторыми индейцами.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку