-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в laza551

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.02.2012
Записей: 929
Комментариев: 105
Написано: 1739


Ландшафтный скульптор Руслан Сергеев.

Пятница, 02 Мая 2014 г. 16:59 + в цитатник
Цитата сообщения lira_lara Его не зря называют израильским Гауди

 

 

 

 

Руслан Сергеев: Я не хочу быть взрослым,

или Мистика какая-то

Tворчество дизайнера и скульптора Руслана Сергеева, стало сегодня неотемлемой частью многогранной израильской культуры. Руслан Сергеев приехал в Израиль в 1992 г. из г. Минска. В 1996 г. открыл в Иерусалиме студию дизайна ландшафтной скульптуры, где создаются образы от малых форм до крупно-масштабных скульптур.

Скульптуры Руслана Сергеева очень зрелищны. Разноцветные выполненые из металла, бетона, мозаики органично вписываются в окружающий пейзаж независимо от того, где они расположены: в городском парке или промзоне. Они или гармонично дополняют природный ландшафт или вносят романтическую нотку в урбанистический пейзаж.

Этого человека называют израильским Гауди. Сегодня он – самый дорогой и при этом самый востребованный ландшафтный скульптор в Израиле. Его гигантские бетонные композиции, украшенные разноцветной мозаикой, давно стали яркой приметой многих израильских городов.

У израильского скульптора Руслана Сергеева есть без всякого преувеличения мировая известность. Поисковая система Google по запросу «Руслан Сергеев» выдает около десятка тысяч ссылок, в числе которых есть даже статья в Википедии.

В ней говорится, что ландшафтный дизайнер и скульптор Руслан Сергеев родился в России, учился и работал в Белоруссии, в 1992 году репатриировался в Израиль, а в 1996-м создал в Иерусалиме студию дизайна и ландшафтной скульптуры. Что же происходило с ним в те безвестные четыре года, о которых молчит интернет?

 

В поисках ответа на этот и многие другие вопросы мы отправились в израильскую столицу, где в районе Тальпиот, на одном из библейских холмов прямо под открытым небом находится его студия. Именно здесь он создает свои ландшафтные скульптуры весом в десятки, а порой и в добрую сотню тонн.
Уже в первый месяц его пребывания на Святой земле Руслан Сергеев получил свой первый заказ. Это была не скульптура и даже не живопись. К нему обратилась типография, печатающая поздравительные открытки и заказала несколько вариантов на все случаи жизни. Эти открытки он иногда до сих пор видит в магазинах подарков. «Заказ был грошовый, – вспоминает Руслан, – но это было все же лучше, чем улицы подметать».

…Сегодняшним новым репатриантам невдомек, что в начале 90-х, когда в Израиль каждый год приезжали сотни тысяч человек из бывшего СССР, ситуация была куда сложнее. Приходилось браться за любую работу. Руслану тоже досталась не самая легкая: улицы он подметать не пошел, а вот грузчиком несколько лет трудился и ничуть об этом не сожалеет: «Это достойное занятие для мужчины, – улыбается он. – Да и держит в хорошей физической форме, особенно после того, как в одиночку заносишь холодильник на седьмой этаж». С бригадой грузчиков он объездил всю страну и по дороге не просто смотрел по сторонам, а думал о том, как бы он переделал и перестроил то или иное здание, что встречалось ему на пути.

 

Приходя домой, падал замертво спать. В один из таких вечеров его разбудила жена и сказала, что в доме напротив собралась группа художников, которые будут участвовать в муниципальном конкурсе на оформление детских садов. «В главных моих делах меня ведет Всевышний, – уверен Руслан. – Ведь не случайно это собрание художников проходило напротив моего дома и не случайно о нем узнала жена».

На конкурс он подал проект без всякой подготовки, просто показал альбом со своими работами, сделанными еще в Минске, – и выиграл тендер. И на этот раз это были скромные деньги, проект субсидировался муниципальным управлением абсорбции. И все же это была уже настоящая работа: он сам месил бетон и ворочал камни. Вскоре Руслан познакомился с Игорем Сарни, который стал впоследствии его надежным партнером по бизнесу и менеджером компании. Именно тогда – в 96-м они вместе основали ту самую студию ландшафтного дизайна, где были созданы и создаются скульптуры Руслана.

На сегодняшний день этих больших скульптур в Израиле и в мире насчитывается больше 90. Ландшафтные скульптуры не делаются в одиночку. Чтобы изготовить многотонное сооружение нужна целая команда работников, вернее, не просто работников, а единомышленников. Всего в команде около 10 человек, но все десять работают, когда речь идет о самых крупных скульптурах. В день нашего приезда на площадке было трое мускулистых и загорелых помощников: Владимир, Тарас, Юрий и, конечно же, Игорь Сарни, бессменный менеджер всех проектов Руслана. Огромный металлический скелет будущей скульптуры они перетаскивали вместе, и это была работа, достойная сильных и красивых мужчин.

Чтобы создать такое сложное сооружение, нужна сложная технология, которую Руслан изобрел самостоятельно. По его словам, никто его не учил замешивать бетон, класть мозаику.

Вначале создается каркас будущей скульптуры, который делается из металлической арматуры и сетки, куда впоследствии будет залит бетон. Каркас ставится на рельсы, потому что когда эта проволочная форма наполнится бетоном, сдвинуть ее с места просто так уже будет невозможно. Затем, когда бетон застынет, начинается уже собственно художественная работа. Для облицовки своих скульптур Руслан использует различные материалы. Больше всего керамическую плитку, которую покупает в магазинах стройматериалов, а также цветное стекло, зеркала и даже обломки хрусталя. Плитку он разбивает на куски молотком прямо на ладони. Швы между фрагментами мозаики обрабатываются специальным составом с краской. Этой скульптуре не страшны ни солнце, ни дожди, ни ветер с песком, дующий в дни хамсина с востока.

Помимо одиночных скульптур, заселивших израильские города и поселки, Руслан Сергеев создал несколько скульптурных тематических парков городах Израиля: Парк Звуков, Парк Ощущений, Парк Ангелов и другие.

И в каждом из них есть своя особенность, своя фишка. Вот, например, Парк Ангелов, составленный из скульптур, внутрь которых можно заезжать на инвалидной коляске. Или Парк Ощущений в Эйлате, где внутренние части скульптур отделаны зеркалами, на которые попадают солнечные лучи. Когда солнце движется (вернее, движется наша планета), эти отражения меняются и создают всякий раз новые сочетания цвета. А в Парке Звуков благодаря особым конструкциям скульптур слышатся звуки, которые меняются в зависимости от направления и силы ветра.

И вот что еще важно в скульптурах Руслана Сергеева: они существуют не просто как объект искусства, которым лишь можно любоваться издалека или вблизи. Дети могут взбираться на них и даже располагаться внутри. забираться внутрь.

Его самая большая скульптура «Кузнечик» весом почти 120 тонн и величиной с трехэтажный дом поселилась в городе Модиин, на полпути между Тель-Авивом и Иерусалимом и стала частью ландшафта города. Скульптуры Руслана Сергеева – это некие фантастические существа, сошедшие на нашу Землю, чтобы подружиться с ее обитателями.

Его работы охотно покупают знаменитости со всего мира. В их числе иллюзионист Ури Геллер, который приобрел для своего замка скульптуру «Священная корова». Другая работа Руслана – скульптура «Иерусалимский лев» – была подарена израильской столицей Санкт-Петербургу в честь празднования 300-летия Северной Пальмиры. Сейчас она находится в Российском Этнографическом музее. С этой скульптурой связана интересная история, достойная того, чтобы пополнить перечень городских легенд.

Когда скульптура прибыла в Питер и ее извлекли из деревянного ящика, в котором она путешествовала по морям, изумленному взору присутствующих (а среди них были и тележурналисты) предстала надпись на русском языке, сделанная обычным фломастером на деревянной платформе. Она гласила: «Братскому Питеру от Тель-Авива». Многочисленные телекамеры немедленно стали снимать ее крупным планом, а официальные представители не знали, как комментировать происходящее. Впоследствии выяснилось, что авторами этого приветствия были тель-авивские грузчики, среди которых оказалось немало выходцев из стран СНГ. Так и получилось, что подарок Питер получил сразу от двух израильских городов – Иерусалима и Тель-Авива. Когда скульптуру доставили в этнографический музей, выяснилось, что она не проходит в дверной проем. Пришлось снять с петель тяжелые дубовые двери, убрать косяки, и только тогда «Иерусалимский лев» смог попасть внутрь, чтобы занять подобающее Царю зверей положение в одном из залов музея. Там он и стоит до сих пор, а дубовые двери и косяки вернули на место.

Свои скульптуры Руслан называет био-объектами. Многие из них родились после пристального наблюдения за жизнью насекомых, рептилий и других живых организмов. Он никогда не повторяется и даже если создает композиции с участием одних и тех же персонажей (улиток, медуз, морских волн), каждая из них будет совершенно оригинальной и неповторимой работой.

Два десятка лет, проведенных скульптором на Святой земле, дали ему и стране очень многое. Стране – десятки уникальных скульптур, украсивших городские парки и улицы. Ему – понимание своего места в жизни. И конечно же, немалый успех. Руслан охотно делится секретами своего успеха.

Первое правило – быть фанатиком своего дела. Это относится не только к скульптуре, ко всем сферам жизни, где есть место творчеству.
Правило второе: трудиться не покладая рук. Число эскизов, задумок на будущее многократно превышает количество воплощенных проектов. По его словам, не бывает работы «в стол». Постоянно идет процесс поиска и совершенствования.

Третье правило: не почивать на лаврах. Даже став известным и знаменитым, даже получая самые выгодные заказы и имея возможность выбирать, нельзя останавливаться. Нужно не только творить и создавать, необходимо искать и находить новые заказы и новые сферы деятельности. Эту часть работы, необходимую и важную, взял на себя его друг и компаньон Игорь Сарни, оставив Руслану возможность заниматься творчеством.

И наконец, еще одно правило, которое соблюдается неукоснительно: заработай сам и дай заработать другим. Это о той самой команде единомышленников и помощников, которую мы упоминали выше.


 

Больше всего он любит видеть, как преображается окружающий мир, как грязный пустырь превращается в парк, населенный диковинными существами, как солнечные лучи преломляются в зеркалах и цветной мозаике и как дети взбираются на его живые скульптуры.

Осенью прошлого года состоялась, словно с отчетом за двадцатилетие творчества за пределами родной Беларуси, фотовыставка его работ "Дизайн ландшафтных настроений". Также выразительный, хотя и кратковременный подарок, особенно показательный на фоне наших однотипных потуг в городской скульптуре.
 
Но, понятно, не поэтому пошел я на разговор с Мастером. Интересно, как создаются, а точнее, рождаются эти, кажется, живые творения, преисполненные жизнерадостностью, лучезарностью, просветленностью как бы изнутри.
 
Благо собеседник оказался открытым, доброжелательным (мы сразу перешли на "ты"), на удивление непосредственным, по-детски безлукавым, впечатлительным…
 
– …Родившись, выросши, обучившись на белорусской земле, каким художником ты себя ощущаешь?
 
– Я израильский художник, точнее – израильский художник из Иерусалима. Это не город – это место, самое близкое к Богу. Не по высоте, а по энергетике.
 
– Неужели? И что это дает? (Лукавлю, ибо сам припоминаю "иерусалимский синдром", который и мне пришлось испытать. – см. "АиС", 2011, № 2.)
 
– Необычный прилив творчества, в котором можно и захлебнуться. Забирает ввысь. Бурный роман образовался. Я сразу полюбил Иерусалим, а он принял меня. Только в Иерусалиме у меня девять скульптур, что подходит для Книги рекордов Гиннесса, поскольку идет очень жесткий отбор работ для этого священного города. Несколько раз и мне отказывали. Но впоследствии неожиданно предлагали реальный заказ для конкретного места. Даже независимо от моего рвения работы появляются то здесь, то там. Просто мистика какая-то. Готов для него работать бесплатно…
 
– Что заложено в основе столь рекордного успеха?
 
– Белорусская школа дизайна. Она дала мне незыблемую базу, и называю эту школу уникальной. Социология, психология, научный анализ… преподавались целенаправленно. Такого набора, состава предметов нет ни в одной школе мира. ВХУТЕМАС, Баухаус и третья школа – белорусская. К тому же тогда был молодой состав преподавателей, которые и сами дерзали, и нам давали дерзать. В ту далекую советскую пору нам демонстрировали живопись Дали, читали его стихи. Мы изучали русский авангард. И творческие задания были соответствующие, по тем временам крамольные. Творческая атмосфера!.. Полная демократия в процессе работы!..
 
– Работы с чем?
 
– Конечно же, с головой, с воображением. Но, что очень важно, и с материалом: арматурой, бетоном, мозаикой. Работы получались рукодельные от начала до конца. И содержательные.
 
– Парк Звуков, Парк Ощущений, Парк Ангелов… – это что-то почти виртуальное. Что же в твоем дизайне первично – форма или содержание?
 
– Все это неразрывно связано порой необъяснимым образом, в некоем творческом экстазе. Мистика какая-то.
 
– Но должна быть и вполне реальная основа творчества.
 
– Все мое искусство держится на трех китах. Первое – это школа. Впитав все, что мне давали замечательные преподаватели, я потом сам стал преподавать дизайн детям. Второе – талант. Школа может застопориться, вообще забыться. Но коль есть у тебя данные, то и старая школа непременно даст новые ростки. И третье – почва, которая меня возбудила, как только я сошел с трапа международного самолета. Дерево с пурпурной листвой. Цветок с живым колокольцем. Многоцветный грунт, что сразу же обнял меня на святой для очень многих земле… Мистика какая-то… Духовная пища, которая вдохновляет художника на неординарность, на ломку всех стереотипов.
 
– А почему нет твоих работ на исконно родной, белорусской земле? Не вдохновляет, нет желания?
 
– Желание есть, но не предлагали. На всех встречах с дизайнерами, архитекторами, профессионалами и студентами я неоднократно слышал: сделайте что-нибудь для нас. Мне, по сути, нечего было сказать в ответ. Но чувствовал, что вам не хватает именно художественного откровения, радужной непосредственности и доброты.
 
– Причем не только в немых формах, но и в отношениях между людьми. Ты должен был это понять в наших аудиториях.
 
– Мне везде, на каждой лекции в Минске задают один и тот же вопрос: как мне удается пройти все художественные советы, согласующие инстанции, комиссии?
 
– Вот-вот… Ну и как?
 
– Я уже девяносто скульптур поставил, и никто не говорил, как мне делать. И все в ваших аудиториях ошарашены были и ничего не могли сказать.
 
– Для нас это действительно мистика какая-то. А как работается, в общем-то, с идеологом цельного средового произведения, с архитектором?
 
– Даже архитектор не командует мною. Вот только тему обозначит. Если я выбрал вариант из своих эскизов, то только такой она и будет. Не хотите другого – 
не будет… Теперь шлюз в мир открыт. Прорвало… Приглашают поработать для других стран. Сейчас с одним очень уважаемым архитектором делаю парк на израильском побережье. Полтора километра в Натании. Сижу – изобретаю некие граммофоны. Вещи, в которые входят и живут, где играют звук, свет, форма.
 
– Сомнения творческие никогда не гложут?
 
– Первое время были еще какие-то сомнения. Когда они донимают, тогда закрываешься, уходишь, как некогда отшельники, за откровениями. Впоследствии я понял, что советоваться не надо ни с кем. Когда чувствую – у меня работает камертон внутри. Напрямую идет четкий контакт. (Многозначительно посматривает в беспредельный вверх). Если что-то не то делаю, у меня внутри гложет. Мистика какая-то.
 
– Это твой высший художественный совет?
 
– Да. Был у меня, например, такой случай. Иерусалим дарил Питеру моего "Льва". Гордость так и клокотала… Все уже было готово: мозаика – в бетоне, 
билет – в кармане. Уже должен трейлер прийти работу забирать. Но… я уверенно говорю: "Срезаем!" Молотком сбивали мозаику. И когда все это сбили, переделали, я понял: так – и только так… Мне тысяча искусствоведов будут говорить, что не тем путем иду. Мне это уже все равно. И это уже не мистика.
 
– Это своеобразное отшельничество не перерастает в тотальный нигилизм?
 
– С некоторых пор я остался один. Не вижу никого из художников, чтобы меня возбуждали. Я не хвастаюсь. Говорю о своих ощущениях. Я анализирую сам себя.
 
– Неужели нет авторитетов? Были ли вообще художественные ориентиры, за которыми даже нехотя влекло следовать? (Я умышленно не называл Гауди – как бы ни обидеть нашего уважаемого гостя, но…)
 
– …Меня называют израильским Гауди. С одной стороны, это меня оскорбляет, а с другой – что ж тут обижаться. Уровень столь высокий. Я последователь его, да, однозначно. В сфере мозаики. Но формы – это мои формы. В Барселоне даже хотят поставить мою скульптуру как продолжателя Гауди. Сегодня для меня не вершина даже Хундертвассер, я его разгадал. Словом, кроме Гауди, вершин не осталось. С ним я продолжаю своеобразно общаться…
 
Однажды во время посещения его знаменитого незаконченного храма в Барселоне я по какому-то наитию посмотрел наверх. Под куполом обнаружил загадочное свечение. Успел сделать несколько фотоснимков и запечатлел его. Потом по теням на камнях от этого свечения я не оставил для себя сомнения, что это не ошибка, не брак фотосъемки. Значит, нечто явно благодатное специально на меня снизошло: "Я тебе больше не нужен". Мистика какая-то.
 
– Я согласен, что в большом искусстве без экзальтации и мистики просто нельзя. Но где границы Искусства?
 
– Искусство – где я, где тебя узнают, там Искусство. Когда тебя могут спутать с другими – это не Искусство.
 
– Как я понимаю, Искусство в Человеке и с Человеком. Однако почему у тебя нет ни одного изваянного человека?
 
– Все – человек. Абстрагированная вещь – тоже человек. Действительно, все идет к человеку и от человека. Так и у меня скульптура полна жизни. В нее можно залезть, с ней можно играть, кататься, плясать, пить на ней – что угодно. Такое непосредственное общение со скульптурой, очеловечивание ее меня очень привлекает и радует.
 
– А я на многие твои работы смотрю, словно Алиса в Стране чудес, глазами малого ребенка, для которого кузнечик вдруг стал великаном.
 
– Макроприрода – не просто слон. Он меня не возбуждает – я вижу лишь махину. А когда вижу некую увеличенную мушку, бабочку или кузнечика – вижу конструктивные элементы. Крылышки, чешуйки в ритм идут, сопряжение тонкое элегантной формы с большой массой… Как все четко природой рассчитано, какая живая симметрия! Такое не подменишь. Учиться у нее – не обманет. Это самый высший пилотаж, идеальное в природе. Это мне сразу дает толчок. Мистика какая-то…
 
– А не упрекают ли, что, скажем, твой "Кузнечик" не похож на кузнечика? Не обижают ребячеством?
 
– Очень рад, когда мои работы люди видят по-разному. В этом класс игры воображения, 
которую я всячески стремлюсь воспитать и у своих учеников, зрителей моих работ. Разве плохо увидеть нечто совсем в другом свете, как в кривом зеркале? Да, мои работы называют по-разному. Очень хорошо, это по-детски. И… я не хочу быть взрослым. Хочу все время удивляться и фантазировать…
 
Это я слышал уже на ходу, ибо оговоренное время нашей встречи мы и так перебрали втрое. Пролетело незаметно. Мистика какая-то.
 
Говорилось же еще о многом, обязательно о его друзьях и преподавателях, которые остались в Минске и которым, поскольку многие из них оказались у нас общими, я обещал передать привет. Сделаю же это обилием иллюстраций – лучше один раз увидеть. Хотя и беседа остается незабываемой.

Дизайн ландшафтных настроений.

Дизайн ландшафтных настроений.

Дизайн ландшафтных настроений.

Дизайн ландшафтных настроений.

Дизайн ландшафтных настроений.

Дизайн ландшафтных настроений.

Руслан Сергеев
Фотография
Дата рождения:

24 декабря 1954 (59 лет)

Место рождения:

ГорькийСССР

Происхождение:

Flag of Russian SFSR.svg РСФСР

Гражданство:

Flag of Israel.svg Израиль

Жанр:

художникскульпторграфик,керамист и дизайнер

Стиль:

мозаикасюрреализм

Сайт:

bio-arts.com

Первую скульптуру создал в трёхлетнем возрасте.

Окончил Белорусский Государственный театрально-художественный институт (

Рубрики:  ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ/Достопримечательности
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО/Скульптура
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку