Что такое "Лакримоза" Моцарта и почему их несколько |
Колин де Котер. Скорбящая Мария Магдалина.
Никто с таким искренним состраданием и любовью не оплакал человека, как Моцарт в своей "Лакримозе". В этой музыке такая концентрация неизбежности, горькой печали и красоты, что веришь с первых звуков: "Лакримозой" он попрощался с этим миром.
"Лакримоза" - это одна из частей Реквиема Моцарта (седьмая) - последнего и незаконченного произведения Моцарта. Об интригующих обстоятельствах его создания и о том, что произошло с его рукописью после смерти композитора, в этой статье 👇
⭐Почему Реквием Моцарта - это не просто музыка
"Лакримоза" завершает раздел Реквиема, в котором говорится о Страшном Суде.
В переводе с латинского lacrimosa означает "слёзный", и текст в ней такой:
Она звучит после очень страшной, почти демонической музыки шестого номера - 👉Confutatis, где Моцарт, кажется, заглядывает в саму смерть. И когда из наступившей тишины начинается музыка "Лакримозы" с мотивами капающих слёз у скрипок, комок в горле совершенно неизбежен.
Первым заплакал под "Лакримозу" сам Моцарт.
Слёзы "Лакримозы"
Об этом рассказывалось в публикации одной из венских газет (1827 год), в некрологе, посвящённом смерти одного из друзей Моцарта, тенора Бенедикта Шака (вероятно, автор некролога опирался на его воспоминания).
Эти самые первые такты "Лакримозы" стали последними в Реквиеме Моцарта и в его жизни тоже. Больше он не написал ни одной ноты.
"Лакримоза" так и осталась в виде маленького незаконченного фрагмента в восемь тактов. Это меньше минуты звучания. Два такта вступления оркестра и шесть тактов хора без сопровождения (не считая нескольких нот виолончелей и контрабасов).
Вот всё, что успел написать Моцарт в "Лакримозе":
Автограф Lacrimosa из Реквиема Моцарта.
Эти восемь тактов - именно то, что так потрясает нас в "Лакримозе".
Послушать, как звучат эти восемь тактов, можно 👉здесь.
Кто продолжил "Лакримозу"?
Известно, что вдова Моцарта сразу после его смерти стала искать человека, который мог бы довести недописанную партитуру до конца - ей нужно было срочно продать Реквием заказчику.
Первый, к кому она обратилась, был хороший знакомый Моцарта - Йозеф фон Эйблер. Он взялся за эту работу, но когда дошёл до "Лакримозы", отказался. Это его рукой приписаны два такта мелодии в самом конце рукописи - не очень удачное продолжение (см. на картинке выше).
В итоге Реквием привёл в законченный вид помощник и ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер. Он проделал грандиозную работу по реконструкции того, что Моцарт записал не полностью, и дополнил Реквием тремя частями собственного сочинения (Sanctus, Benedictus Agnus Dei).
Что касается конкретно "Лакримозы", то в наброске Моцарта Зюсмайер дописал оркестровое сопровождение к хору, и дальше развил музыкальные мысли своего учителя, приписав к восьми тактам ещё 22.
В его редакции "Лакримоза" рвёт сердце любителям музыки уже больше двухсот лет.
"Лакримоза"-2, "Лакримоза"-3...
Но в отличие от публики, которой в этой "Лакримозе" нравится каждая нота, в музыкальной среде всё эти двести лет выдвигались серьёзные претензии к работе Зюсмайера. Считается, что он допустил много ошибок в оркестровке, форме и голосоведении.
Примерно с середины 20 века музыканты от претензий в адрес Зюсмайера перешли к делу и стали дописывать Реквием Моцарта по-своему. Сегодня стало хорошим тоном исполнять его в обновлённых вариантах.
⭐ Кто написал Реквием Моцарта?
Теперь в концертных залах и на CD звучат одновременно несколько разных Реквиемов и несколько разных "Лакримоз" Моцарта - от немного исправляющих хрестоматийную партитуру Зюсмайера до заново переписанных. Их объединяет только то, что начинаются они с тех самых начальных восьми тактов, написанных рукой великого композитора.
Вот, например, самая радикальная "Лакримоза" в редакции английского математика и музыковеда Ричарда Маудера. Здесь совершенно новое продолжение эскиза Моцарта. Этот вариант в два раза короче привычной нам "Лакримозы"- вместо пяти минут всего две с небольшим.
Ещё одна версия с совершенно другой музыкой принадлежит Дункану Дрюсу - английскому музыкальному критику и скрипачу-аутентисту. Его "Лакримоза" тоже короткая. Но зато она имеет продолжение в виде хоровой фуги (Amen). Моцартовский набросок с её началом был относительно недавно обнаружен в архивах.
Эту фугу тоже "дописали" и теперь часто включают её в Реквием (у Ричарда Маудера она тоже есть).
"Лакримоза", да и весь Реквием теперь стали чем-то вроде музыкального трансформера, из которого каждый пытается создать что-то своё.
Но как человека мы узнаём по лицу, так и "Лакримозу" мы узнаём по её первым восьми моцартовским тактам. Так что, кто бы её не дописывал, Моцарт имеет полное основание поставить под этой музыкой свою подпись.
Это фрагмент из книги (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"
Рубрики: | КЛАССИКА и КЛАССИКИ Классическая музыка (музыкальная классика; от лат. classicus — «образцовый») — образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры. Классические музыкальные произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения[2]. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической». |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |