-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2183
Комментариев: 42
Написано: 2315


Что такое "Casta diva" и почему она стала оперной легендой

Воскресенье, 24 Марта 2024 г. 14:54 + в цитатник

Что такое "Casta diva" и почему она стала оперной легендой

М.Каллас-"Casta diva"

https://youtu.be/Ed8Sia9Bcx8?si=OEvqQlYmJh0kUEZb

Две Дамы мировой оперы со своими коронными ариями делят между собой верхнюю ступень пьедестала популярности: это Царица ночи из "Волшебной флейты" Моцарта и верховная жрица друидов Норма из одноимённой оперы Беллини. Их арии из разряда той музыки, которую не забудешь, если услышишь хоть раз. 

Каватина Нормы прекрасна совсем по-другому. Она собрала в себе все наши самые сладкие мечты об идеальной опере: божественно красиво, чарующе романтично и очень искусно.

Главные факты о каватине Нормы

  • Оперу "Норма" написал в 1831 году итальянский композитор Винченцо Беллини. Партия главной героини Нормы предназначена для драматического сопрано
  • . Каватина в данном случае - это ария, с которой оперный персонаж первый раз появляется на сцене, его презентация. Норма поёт свою каватину как раз в начале - в первом действии.
  • То, что всем нам известно как каватина Нормы, на самом деле только её половина, медленный раздел. Дальше следует бурная героическая быстрая часть - кабалетта. Но она уже мало кого интересует. Обычно публика взрывается аплодисментами после окончания медленного раздела. В таком, усечённом виде, каватина всегда исполняется в концертах. 
  • Интересно, что два её последних такта отличаются от того, как их написал автор. Неизвестно, кому первому пришло в голову изменить окончание каватины, но эта традиция держится уже больше ста лет.

Почему же среди множества прекрасных оперных арий, написанных за четыреста лет существования оперы, именно каватина Нормы заняла особое место и стала символом этого жанра?

Тут несколько причин.

Луна, омела и друиды

Как правило, все популярные лирические арии - про любовь. Каватина Нормы - о другом. Её лирика совершенно особая: в ней есть что-то магическое.

Норма - верховная жрица друидов - только что срезала золотым серпом священную омелу (так положено по обряду) и теперь возносит молитву Луне. Она постепенно погружает себя и всех присутствующих (включая нас) в состояние, близкое к молитвенному трансу.

Течение жизни останавливается. Луна освещает лес. Голос Нормы медленно воспаряет к темному небу и хор заворожённых друидов очень тихо, почти шёпотом, повторяет её молитву. Это особый, редкий, ни на что не похожий образ.

"Пречистая богиня!

Ты, залившая серебряным светом эту древнюю священную рощу! Обрати к нам свой прекрасный лик без единого облачка и дымки тумана.

Пречистая богиня... Воцари на этой земле мир, подобный тому, что создан твоей волей на небесах". 

Бельканто и Беллини

Каватина Нормы - это одно из чудес музыки вообще и конкретно бельканто (bel canto) - особого итальянского оперного вокального стиля. 

  • Автор "Нормы" - Винченцо Беллини - учился оперному мастерству в консерватории как раз на родине бельканто, в Неаполе. Он умер очень рано, в 33 года, но успел стать знаменитым и вписать своё имя золотыми буквами в список из трёх законодателей "прекрасного пения" начала 19 века, в чьём творчестве бельканто достигло зенита. Кроме него в этом списке значатся Россини и Доницетти.

Жан-Франсуа Милле. Портрет Винченцо Беллини

Из них троих Беллини - самый романтичный. Кроме того, он обладал редким мелодическим даром, и каватина Нормы - самый великолепный пример этой одарённости.

Её мелодия разворачивается как таинственный свиток, открывающий какую-то чудесную истину. Медленно достигнув экстатической вершины, она плавно спускается вниз в изысканных узорах колоратур.

Здесь много технических проблем для исполнительницы, начиная с дыхания (мелодическую линию нельзя разрывать) и ровного красивого звука, при этом наполненного глубоким чувством и царственной статью.

Кроме того, здесь нужно передать очень сложный сценический образ. Ведь Норма - не только влюблённая женщина, она могущественная жрица, ясновидящая, перед которой трепещет даже её возлюбленный Поллион.

  • В её молитве о мире для своего народа есть скрытые оттенки смысла: Норма замаливает свою тяжкую вину (она нарушила все обеты и любит врага своей Родины), она предчувствует неотвратимость ужасной развязки и одновременно таит хрупкую надежду на счастье.

Когда мы наслаждаемся этой каватиной, мы можем и не знать обо всём этом. Музыка на то и музыка, чтобы передать эти сложные смыслы через особое - духовное - понимание. Но оперная певица, исполняющая партию Нормы на театральной сцене (а не просто в концерте), берёт на себя повышенные обязательства. Эта задача не всем по плечу, потому что диапазон этой роли необыкновенно широк. В ней есть и нежные лирические краски, и драматические страсти, и мощный трагический накал.

Великие Нормы

Беллини писал партию Нормы для конкретной певицы - знаменитой Джудитты Пасты.

Ф.Жерар. Портрет Джудитты Паста в роли Нормы

Она не сразу оценила перспективы этой арии и поначалу не соглашалась её петь. Беллини пришлось долго приспосабливать каватину к особенностям голоса примадонны. Он несколько раз переписывал её и даже перенёс в другую тональность - на тон ниже, чтобы ей было удобно петь.

  • Опера имела триумфальный успех (не с первого представления, правда) и ставилась очень часто. А каватина Нормы пользовалась таким успехом, что даже перешла с оперной сцены в домашние салоны: её мелодию под "лунные" фортепианные арпеджио как могли пели все любительницы вокала.
  • Кстати, именно "Норма стала первой оперой, целиком записанной на грампластинку. Это произошло в 1937 году. Главную партию тогда спела Джина Чинья.

С тех пор Норму исполнили многие великие сопрано. Среди тех, кто оставил в этой партии яркий след уже в 20 веке - Роза Понсель, Зинка Миланова, Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Анита Черкуэтти, Монсеррат Кабалье.

В этом списке самая прославленная Норма - Мария Каллас.

Она незабываемо спела эту партию на сцене оперного театра в рекордном количестве спектаклей - 89 (!) раз. Норма принесла Марии Каллас заслуженную славу, а каватина стала символом её вокального триумфа.

Фантастическая популярность этой певицы (впоследствии практически культ), её многочисленные выступления и записи вынесли каватину Нормы в первый ряд оперных шедевров, известных всем и каждому. Как сама Мария Каллас стала эталоном оперной дивы в глазах миллионов людей, так и каватина Нормы стала вокальным каноном оперы.

У каждого меломана есть своя любимая Норма. Большинство, конечно, голосует за Марию Каллас. Кто-то любит замечательную Джоан Сазерленд, которая спела каватину в её первоначальной, высокой тональности (соль мажор).

Кому-то кажется непревзойдённой Монсеррат Кабалье, потрясшая в этой роли московскую публику на гастрольных спектаклях Ла Скала в 1974 году.

В этом ролике легендарную каватину поёт итальянка Анита Черкуэтти - великолепная певица, к сожалению, рано оставившая сцену и спевшая за свою карьеру не очень много партий.

Её дебют в партии Нормы прошёл в экстремальных условиях: в 1958 году Анита Черкуэтти срочно заменила заболевшую Марию Каллас. Она выдержала такое сравнение блестяще. В сохранившейся записи прямой трансляции "Нормы" 1958 года из Рима итальянская публика прерывает спектакль после этой каватины 👉 бешеными криками и аплодисментами (с отметки 38.45), не стихавшими больше трёх минут. Здесь другая запись этой легендарной музыки в её исполнении.



 

Серия сообщений "Театр":
Часть 1 - "Без вины виноватые" А.Н.Островского Малый театр России
Часть 2 - А.Островский. Бедность не порок. Малый театр.
...
Часть 13 - Необыкновенный концерт
Часть 14 - Ревизор (фильм, 1952)
Часть 15 - Что такое "Casta diva" и почему она стала оперной легендой
Часть 16 - Пучина (фильм, 1958)

Серия сообщений "Опера":
Часть 1 - Ария Далилы: феерия женской лжи
Часть 2 - Вечные оперы Джузеппе Верди
...
Часть 7 - Оперы-легенды
Часть 8 - Норма (опера)
Часть 9 - Что такое "Casta diva" и почему она стала оперной легендой
Часть 10 - Ария Царицы ночи из "Волшебной флейты" Моцарта
Часть 11 - Волшебная флейта (фильм-опера, 1975)

Рубрики:  КИНОЗАЛ/Обозрение , критика
КИНОЗАЛ/Актрисы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку