Что такое "Casta diva" и почему она стала оперной легендой |
М.Каллас-"Casta diva"
https://youtu.be/Ed8Sia9Bcx8?si=OEvqQlYmJh0kUEZb
Две Дамы мировой оперы со своими коронными ариями делят между собой верхнюю ступень пьедестала популярности: это Царица ночи из "Волшебной флейты" Моцарта и верховная жрица друидов Норма из одноимённой оперы Беллини. Их арии из разряда той музыки, которую не забудешь, если услышишь хоть раз.
Каватина Нормы прекрасна совсем по-другому. Она собрала в себе все наши самые сладкие мечты об идеальной опере: божественно красиво, чарующе романтично и очень искусно.
Главные факты о каватине Нормы
Почему же среди множества прекрасных оперных арий, написанных за четыреста лет существования оперы, именно каватина Нормы заняла особое место и стала символом этого жанра?
Тут несколько причин.
Луна, омела и друиды
Как правило, все популярные лирические арии - про любовь. Каватина Нормы - о другом. Её лирика совершенно особая: в ней есть что-то магическое.
Норма - верховная жрица друидов - только что срезала золотым серпом священную омелу (так положено по обряду) и теперь возносит молитву Луне. Она постепенно погружает себя и всех присутствующих (включая нас) в состояние, близкое к молитвенному трансу.
Течение жизни останавливается. Луна освещает лес. Голос Нормы медленно воспаряет к темному небу и хор заворожённых друидов очень тихо, почти шёпотом, повторяет её молитву. Это особый, редкий, ни на что не похожий образ.
"Пречистая богиня!
Ты, залившая серебряным светом эту древнюю священную рощу! Обрати к нам свой прекрасный лик без единого облачка и дымки тумана.
Пречистая богиня... Воцари на этой земле мир, подобный тому, что создан твоей волей на небесах".
Бельканто и Беллини
Каватина Нормы - это одно из чудес музыки вообще и конкретно бельканто (bel canto) - особого итальянского оперного вокального стиля.
Жан-Франсуа Милле. Портрет Винченцо Беллини
Из них троих Беллини - самый романтичный. Кроме того, он обладал редким мелодическим даром, и каватина Нормы - самый великолепный пример этой одарённости.
Её мелодия разворачивается как таинственный свиток, открывающий какую-то чудесную истину. Медленно достигнув экстатической вершины, она плавно спускается вниз в изысканных узорах колоратур.
Здесь много технических проблем для исполнительницы, начиная с дыхания (мелодическую линию нельзя разрывать) и ровного красивого звука, при этом наполненного глубоким чувством и царственной статью.
Кроме того, здесь нужно передать очень сложный сценический образ. Ведь Норма - не только влюблённая женщина, она могущественная жрица, ясновидящая, перед которой трепещет даже её возлюбленный Поллион.
Когда мы наслаждаемся этой каватиной, мы можем и не знать обо всём этом. Музыка на то и музыка, чтобы передать эти сложные смыслы через особое - духовное - понимание. Но оперная певица, исполняющая партию Нормы на театральной сцене (а не просто в концерте), берёт на себя повышенные обязательства. Эта задача не всем по плечу, потому что диапазон этой роли необыкновенно широк. В ней есть и нежные лирические краски, и драматические страсти, и мощный трагический накал.
Великие Нормы
Беллини писал партию Нормы для конкретной певицы - знаменитой Джудитты Пасты.
Ф.Жерар. Портрет Джудитты Паста в роли Нормы
Она не сразу оценила перспективы этой арии и поначалу не соглашалась её петь. Беллини пришлось долго приспосабливать каватину к особенностям голоса примадонны. Он несколько раз переписывал её и даже перенёс в другую тональность - на тон ниже, чтобы ей было удобно петь.
С тех пор Норму исполнили многие великие сопрано. Среди тех, кто оставил в этой партии яркий след уже в 20 веке - Роза Понсель, Зинка Миланова, Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Анита Черкуэтти, Монсеррат Кабалье.
В этом списке самая прославленная Норма - Мария Каллас.
Она незабываемо спела эту партию на сцене оперного театра в рекордном количестве спектаклей - 89 (!) раз. Норма принесла Марии Каллас заслуженную славу, а каватина стала символом её вокального триумфа.
Фантастическая популярность этой певицы (впоследствии практически культ), её многочисленные выступления и записи вынесли каватину Нормы в первый ряд оперных шедевров, известных всем и каждому. Как сама Мария Каллас стала эталоном оперной дивы в глазах миллионов людей, так и каватина Нормы стала вокальным каноном оперы.
У каждого меломана есть своя любимая Норма. Большинство, конечно, голосует за Марию Каллас. Кто-то любит замечательную Джоан Сазерленд, которая спела каватину в её первоначальной, высокой тональности (соль мажор).
Кому-то кажется непревзойдённой Монсеррат Кабалье, потрясшая в этой роли московскую публику на гастрольных спектаклях Ла Скала в 1974 году.
В этом ролике легендарную каватину поёт итальянка Анита Черкуэтти - великолепная певица, к сожалению, рано оставившая сцену и спевшая за свою карьеру не очень много партий.
Её дебют в партии Нормы прошёл в экстремальных условиях: в 1958 году Анита Черкуэтти срочно заменила заболевшую Марию Каллас. Она выдержала такое сравнение блестяще. В сохранившейся записи прямой трансляции "Нормы" 1958 года из Рима итальянская публика прерывает спектакль после этой каватины 👉 бешеными криками и аплодисментами (с отметки 38.45), не стихавшими больше трёх минут. Здесь другая запись этой легендарной музыки в её исполнении.
Серия сообщений "Театр":
Часть 1 - "Без вины виноватые" А.Н.Островского Малый театр России
Часть 2 - А.Островский. Бедность не порок. Малый театр.
...
Часть 13 - Необыкновенный концерт
Часть 14 - Ревизор (фильм, 1952)
Часть 15 - Что такое "Casta diva" и почему она стала оперной легендой
Часть 16 - Пучина (фильм, 1958)
Серия сообщений "Опера":
Часть 1 - Ария Далилы: феерия женской лжи
Часть 2 - Вечные оперы Джузеппе Верди
...
Часть 7 - Оперы-легенды
Часть 8 - Норма (опера)
Часть 9 - Что такое "Casta diva" и почему она стала оперной легендой
Часть 10 - Ария Царицы ночи из "Волшебной флейты" Моцарта
Часть 11 - Волшебная флейта (фильм-опера, 1975)
Рубрики: | КИНОЗАЛ/Обозрение , критика КИНОЗАЛ/Актрисы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |