Ненаглядный. Художник Пелевин, стихи Есаулков. Художник Иван Андреевич Пелевин (1840 - 1917...
Александр Пыжиков. Исчезнувший жемчуг Руси - (0)Александр Пыжиков. Исчезнувший жемчуг Руси Много лет тому назад Николай Каргап...
Фердинанд Георг Вальдмюллер "Любовный сюрприз". Описание картины. - (0)Фердинанд Георг Вальдмюллер "Любовный сюрприз". Описание картины. Австрийский художник Ферд...
Срок вышел: оптинские старцы предупреждали Россию о грядущем выборе и новой беде - (0)Срок вышел: оптинские старцы предупреждали Россию о грядущем выборе и новой беде В тревож...
Владимир Маковский - Приезд учительницы в деревню. Описание картины в стихах и прозе. - (0)Владимир Маковский - Приезд учительницы в деревню. Описание картины в стихах и прозе. Влади...
Учил самолеты летать |
(бел. Павел Восіпавіч Сухі; 10 [22] июля 1895, село Глубокое, Дисненский уезд, Виленская губерния, Российская империя (ныне Витебская область, Белоруссия) — 15 сентября 1975, Москва, СССР) — советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.
Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Сталинской (1943), Ленинской (1968) и Государственной (1975) премий[3], лауреат премии № 1 им. А. Н. Туполева (1975, посмертно), Государственной премии Российской Федерации (1997, посмертно).
Под его руководством разработано более пятидесяти конструкций самолётов, из которых 30 были запущены в производство. 130 лет назад - в 1895 году – в белорусском селе Глубокое родился прославленный советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), доктор технических наук (1940), генеральный конструктор (1965), Павел Осипович Сухой.
В 1905 году поступил в Гомельскую Александровскую мужскую гимназию. Окончил ее в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам. В дальнейшем Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарём — на ряде европейских языков — английском, французском, итальянском и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной и административной деятельности.
В 1915 году, по достижении призывного возраста, Павел Сухой был мобилизован на военную службу. После обучения в Школе прапорщиков послан на Западный фронт в действующую армию, где служил в артиллерии. После Октябрьской революции Западный фронт развалился, Павел вернулся на родину, работал учителем в школе, где познакомился с молодой учительницей французского языка Софьей Феликсовной Тенчинской, своей будущей женой.
В 1920 году вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР о возвращении студентов в высшие учебные заведения. Летом 1921 года Павел Сухой вернулся в Техническое училище в Москве.
В 1923 году из Гомеля в Москву приехала и Софья Феликсовна Тенчинская (1895-1982) - помочь овдовевшей сестре, оставшейся с малыми детьми. Она стала преподавать иностранные языки в Институте физкультуры. Павел сделал Софье предложение, и они поженились. У них родилась дочь Ирина Павловна (1925-2009) и сын Дмитрий Павлович (1932-2000).
Днём Павел Сухой учился в МВТУ, а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли. Павел также продолжал занятия в авиационном кружке при Училище. В начале 1924 года Павел Сухой стал работать чертёжником в Экспериментальном отделе ЦАГИ.
Выпускник МВТУ (1925) Павел Сухой работал затем в ЦАГИ под руководством Андрея Туполева. Был главным конструктором закрытого опытного КБ (1939-65), одним из «отцов» отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации.
Автор знаменитого семейства боевых реактивных самолетов Су: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17, первый советский самолёт с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25.
На самолетах Т-431 и Т-405 установлены 2 мировых рекорда высоты (1959, 1962) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960, 1962).
Лауреат Ленинской (1968), Сталинской (1943) и Государственных премий СССР (1975, посмертно) и РФ (1996, посмертно).
Почта России, 2020 г.
Мемориальная доска в Москве, Ленинский проспект, д. 7
Жил и работал в Москве. В последние годы обострились последствия перенесённого на фронте туберкулёза лёгких, из-за которых приходилось пользоваться кислородным баллоном. Скончался 15 сентября 1975 года в подмосковном санатории Барвиха. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (7 уч.)
* * *
#Сухой #авиаконструктор #самолет #война #штурмовик
Рубрики: | ЖЗЛ C днём рождения ! |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |