-Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Нумерология рождения Нумерология рожденияОнлайновый нумерологический расчет психоматрицы, позволяет узнать характер на основе даты рождения по методике Пифагора

 -Всегда под рукой

 -Я - фотограф

Dance Heads - интерактивный хит для VIP мероприятий.

Мини студия DanceHeads предоставляется на Ваш праздник и позволяет гостям отрываться по полной программе, как это делают звезды Голливуда,

 -Рубрики

 -Цитатник

Ненаглядный. Художник Пелевин, стихи Есаулков. - (0)

Ненаглядный. Художник Пелевин, стихи Есаулков. Художник Иван Андреевич Пелевин (1840 - 1917...

Александр Пыжиков. Исчезнувший жемчуг Руси - (0)

Александр Пыжиков. Исчезнувший жемчуг Руси    Много лет тому назад Николай Каргап...

Фердинанд Георг Вальдмюллер "Любовный сюрприз". Описание картины. - (0)

Фердинанд Георг Вальдмюллер "Любовный сюрприз". Описание картины. Австрийский художник Ферд...

Срок вышел: оптинские старцы предупреждали Россию о грядущем выборе и новой беде - (0)

Срок вышел: оптинские старцы предупреждали Россию о грядущем выборе и новой беде В тревож...

Владимир Маковский - Приезд учительницы в деревню. Описание картины в стихах и прозе. - (0)

Владимир Маковский - Приезд учительницы в деревню. Описание картины в стихах и прозе. Влади...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Фотомонтаж
Фотомонтаж
09:48 19.06.2011
Фотографий: 197

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в L7753191

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 8) Рамки_для_днева АУДИО-КНИГИ Нумерология Усы_лапы_и_хвост РЫЖИЙ_КОНЬ Camelot_Club Котомания Всё_для_-_блога
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) СкАзОчНыЙ_мИр_КаРтИНоК

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.09.2010
Записей: 16840
Комментариев: 962
Написано: 21842


Надлежит всему тому быть , часть 2.

Пятница, 25 Апреля 2025 г. 19:26 + в цитатник
Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов)
 Путь к Победе
 
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
 
 
Можно ли спастись от демонизма и его обмана? Поныне актуальна рекомендация Карла Юнга: «Спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности. Это не так безнадежно, как может показаться. Власть демонов огромна, и наиболее современные средства массового внушения — пресса, радио, кино etc. — к их услугам. Тем не менее христианству было по силам отстоять свои позиции перед лицом непреодолимого противника, и не пропагандой и массовым обращением — это произошло позднее и оказалось не столь существенным, — а через убеждение от человека к человеку. И это путь, которым мы также должны пойти, если хотим обуздать демонов».
 
Но что мы видели на протяжении нескольких последних десятилетий в сфере воспитания молодежи? Что ей разрешают знать о фашизме и Великой Отечественной войне в странах-победительницах и в наших некогда союзных республиках? Да что можно узнать из нескольких предложений, сообщающих о победе западных стран, в учебниках западных странах? В украинских учебниках нет словосочетания Великая Отечественная война, только Вторая мировая. О взятии Берлина, подписании Акта о капитуляции Германии и праздновании Дня Победы ничего не сообщается. В России в учебнике 9 класса (2013) — изложено скупо, тезисно. Пример: «К 24 апреля Берлин был взят в окружение. Для спасения столицы Гитлер стал снимать войска с Западного фронта, чем облегчил задачу англо-американским дивизиям. 30 апреля советские воины водрузили Знамя Победы над Рейхстагом, Гитлер покончил с собой, вскоре берлинский гарнизон капитулировал...».
 
Такое положение — благодатная почва ненависти для взращивания идей фашизма, для реставрации демонической власти. Тем более, что был пример. Удачно демоны разрушили Российскую империю в начале XX века. Но чтобы демонов обуздать, надо обуздать сначала самого себя и вспомнить библейское — грехи народа являются причиной его порабощения. Надо знать пророчество Исаии, которое привел Иоанн Богослов, обличая иудеев, которые хотели убить Христа. «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него...» Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Исаия 6:9–10). Упорное противодействие благодати Божией так ожесточает человека, что он уже не может верить: нежелание уверовать обращается в неспособность к вере. Яркое проявление антихристианства на Западе — это пародия на Тайную вечерю при открытии Олимпийских игр в Париже летом 2024 года. Так что, может быть, и промыслительно, что при этом глумлении над христианством не было российского флага.
 
И все же... Опыт изучения нацизма (в аспекте сатанизма—демонизма) дает только один, не имеющий срока давности рецепт: ежедневная работа по его профилактике в любом обществе и с каждым его представителем. И с теми, кто может попасть под их влияние. В этой работе много может помочь истинная Православная Церковь с ее учением о духе и материи, о самопожертвовании и долге, взаимной любви.
 
Идут на смерть защитники Руси-России, не всегда осознавая, с кем им выпала честь сражаться. Не понимая, что это земная проекция извечной войны с воинствами бесовскими за саму жизнь. Понимание приходит на поле боя. Конечно, современные защитники Отечества, совершающие подвиг борьбы с вселенским злом, не мыслят в религиозно-философских категориях. Но они осознанно идут на смерть и увечья, как будто обладают неизбывным древним знанием, уверенностью в том, что смерть побеждается силой воли и любовью. «В войне земной, которая является частью войны духовной, умирают и верующие воины. И часто удару противника духовного, который действует и через земных людей, предшествует расслабленность в духовной жизни. Расслабился, забылся — и получил. Но верующий человек знает, что даже в такой ситуации Господь своих не бросает, а забирает к Себе. Верующие не умирают, но уходят к своему Творцу», — пишет протоиерей Димитрий Василенков, главный священник зоны СВО, награжденный тремя Орденами Мужества.
 
Лекарство войны
 
Видя приводимые ниже цифры, многие могут поспорить — какое лекарство?! Кому война, а кому мать родна — это не нами придумано. Война — это нажива, это прибыльное дело. И не поспоришь, когда читаешь в «Российской газете» от 10.01.25: «Владимир Зеленский обогатился на мошеннических схемах и не заинтересован в продолжении транзита газа через Украину в Европу. Об этом заявила украинская журналистка Диана Панченко на своей странице в соцсети Х. По ее словам, команда украинского политика превратила свою страну в глобальный мошеннический центр, передает РИА Новости. Панченко полагает, что Зеленский уже стал богаче американского предпринимателя Илона Маска и не хочет разрешать транзит российского газа в Европу из меркантильных соображений. С начала Специальной военной операции прибыль от различных мошеннических схем для Зеленского и его приближенных в 30 раз превысила доход от транзита газа за аналогичный период», — отметила журналист.
 
Но смысл войны не исчерпывается только ее отрицанием. Есть в ней и нечто другое, связанное в определенных условиях с ее необходимостью, как, например, борьбе за существование. Подготовка к войне в государстве, стоящем перед лицом врага, есть важнейший шаг к осуществлению мира. Показательна в этом смысле современная Специальная военная операция, ведущаяся на Украине, где России приходится бороться за свое существование с боевиками из 85 стран. Россия — единственная страна в мире, которая открыто противостоит их намерению претворить мировую гегемонии США, этой вавилонской блудницы, стоящей на водах. Такая война объединяет внутренние силы нашего государства, находящиеся уже несколько десятилетий в противоречиях, вплоть до антагонизма.
 
Сегодня США претендуют на место нацистской Германии, которая имела не только метафизические цели, но и сугубо меркантильные — ограбить Европу, поживиться государственными богатствами стран, пограбить частных лиц. Как показывает историк А.Г. Мосякин в книге «Ограбленная Европа», в 1938–1939 гг. грабеж (конфискации) реализовывались «через систему законодательных и административных мер. А с началом войны социальное благоденствие, основанное на военном грабеже, стало нормой. Нацисты покупали немецкого обывателя, перераспределяя в его пользу богатства ограбленных ими европейских народов». Грабительская природа сегодня характеризует и США, которые даже не скрывают свои намерения.
 
80 лет назад мы победили злейшего противника, 80 лет высокой жертвой в прямом и переносном смыслах удерживали мир на планете. Сегодня «Россия представляет собой важнейший — если не главный! — полюс Великого Пробуждения, — утверждает философ А. Дугин. — Именно к этому вела вся русская история, выражающая внутреннюю убежденность, что русским предстоит нечто великое и решающее в драматической ситуации конца времен, конца истории».
 
В определенном смысле война является лекарством, как говорил Ф.М. Достоевский, осознавая «лекарство войны». Да и Новый Завет призывает: «начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Послание апостола Павла к Римлянам 13:4–5). Но не только победа над злом — итог войны. Много способствует современная СВО национальному сплочению народа Российской Федерации, показывает значение истинного единства. Как говорил Достоевский: «война развивает братолюбие и соединяет народы». «...В период мира укореняется трусливость и бесчестность. Человек по природе своей страшно наклонен к трусости и бесстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны и так любит войну: он чувствует в ней лекарство». Война — отчасти источник тех духовных сокровищ, которые мы собираем в свои плотские сердца — глиняные сосуды, как говорится в Библии, увы, хрупкие и недолговечные.
 
Жертва жизни солдата на войне — тоже к исцелению человечества, к милосердию и состраданию, к пониманию им сути божественного мироустройства, основанного, как говорилось выше, на заповеди любви. Высшее проявление этой заповеди — есть положение жизни за други своя. Как сказал генерал И.В. Панфилов: «Солдат идет в бой не умирать, а жить!». Церковь оправдывает уничтожение врага, который бандитски покушается на твою землю, страну, семью. Но порицает азарт убийства, культ жестокости — это страсти, отсутствие Божиего духа в человеке. Именно это отсутствие мы видим сегодня при режиме Зеленского на Украине, где ВСУ убивают раненых и пленных, даже своих, устанавливают заградотряды. Кстати, в Царской и Белой армии заградотрядов не было. Появились они в Советской России во время братоубийственной Гражданской войны по инициативе наркома РККА Троцкого. Жертва православной славянской крови должна быть, как считают наши враги, обильной. Мы понимаем, какие древние адовы силы об этом заботятся сегодня на некогда братской нам Украине.
 
«Война — это не только время испытания и вразумления, но это и время Суда. Господь долго попускает людям ходить по желаниям их сердец, но рано или поздно, как закономерный итог этих греховных желаний, приходит война. Тяжкие испытания выбивают человека из привычного греховного быта, ставя перед вечностью, давая возможность обратиться к Богу и сделать свой окончательный жизненный выбор. К сожалению, в большей части нашего народа и сегодня еще не видно обращения к Богу. Некоторых война, увы, уже коснулась своим черным крылом, но для большинства она по-прежнему остается чем-то далеким и нереальным, куда более осязаемы для них радости и хлопоты повседневной жизни», — отмечает фронтовой батюшка отец Димитрий Василенков. Идет погром канонической Украинской Православной Церкви: аресты архиереев, убийства, поджоги и захваты храмов.
 
В России медленно, через сопротивление, духовное возрождение продвигается, происходит религиозное укрепление личности. Удивительно, но в этом помогают справедливые войны. Показательна история Великой Отечественной воны, самой кровопролитной, самой жестокой в истории человечества. В ней воссиял пример мужества и жертвенности. Примером стали не только воины и героический тыл, но и Русская Православная Церковь. Велик вклад Русской Православной Церкви в Победу. «Как отмечают многие историки ВОВ, значение Русской Православной Церкви, ее материальной и моральной помощи в Победе невозможно переоценить. Она просто не поддается количественной оценке и не может быть выражена в материальном масштабе. Во многом именно благодаря вере советские люди сохраняли мужество, не падали духом и не сдавались, а если умирали, то достойно, с уверенностью в победе за правое дело! Многие красноармейцы воевали с верой в душе, в короткие передышки перед боями читали молитвы, бережно хранили в своих боевых гимнастерках нательные иконы».
 
Значимы вдохновляющие и разъясняющие ситуацию слова Патриаршего местоблюстителя, прозвучавшие в первый день нашествия. За 11 дней до знаменитой речи Сталина, без всякого нажима властей, сугубо по своей инициативе, Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым христианской Православной Церкви».
 
«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов Православного Христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству... Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом... Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших души свои за народ и родину... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины».
 
Значение этого Послания трудно переоценить. Гонимая Русская Православная Церковь сама протягивала руку помощи, но не столько атеистической власти, сколько заблудшему и несчастному русскому народу. Согласно переписи 1937 г. 57,1 % граждан Советского Союза объявили себя православными. Массовое закрытие храмов усиливало недовольство широких слоев населения, распространялись тайные богослужения, возникла так называемая «катакомбная Церковь». Был развеян миф о преодолении Церкви, о «прирученности ее большевиками».
 
По сведениям из базы данных «За Христа пострадавшие», счет пострадавшим шел на сотни тысяч: по разным оценкам, таковых было от 500 тыс. до миллиона православных людей. Более чем 400 архиереев подверглись репрессиям. Из них свыше 300 архипастырей были казнены или скончались в заключении. Но даже и эти огромные цифры потерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими. Политика церковного геноцида обрушивалась не только на духовенство, но и на мирян.
 
Так, только в одном 1937 г. по всей стране было закрыто более 8 тыс. церквей, ликвидировано 70 епархий и расстреляно около 60 архиереев.
 
Положение верующих в СССР было чрезвычайно трудным. Массовое закрытие храмов, молитвенных домов, монастырей, духовных школ сопровождалось активизацией работы карательных органов по сбору компрометирующих материалов на духовенство и организацией судебных процессов. Фабриковались дела «повстанческих контрреволюционных организаций духовенства», священников арестовывали, расстреливали, отправляли в ссылки и лагеря. Общение с «церковниками» считалось признаком политической неблагонадежности со всеми вытекающими последствиями.
 
Духовенство в Стране Советов являлось самой социально незащищенной группой населения. Как уже отмечалось, к началу Великой Отечественной войны оно было практически уничтожено. В уцелевших и полуразрушенных православных храмах все же проходили богослужения, а малочисленные прихожане вместе со священнослужителями молились за своих атеистических ближних, за благополучие всей страны.
 
Митрополит Сергий прозорливо разглядел сатанинскую сущность фашизма. Свое понимание он выразил в Послании от 11 ноября 1941 г.: «Всему миру ясно, что фашистские изверги являются сатанинскими врагами веры и Христианства. Фашистам с их убеждениями и деяниями, конечно, совсем не по пути за Христом и за христианской культурой». Уже позднее, в Пасхальном послании 1942 г. митрополит Сергий напишет: «Тьма не победит света... Тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо Креста Христова признать своим знаменем языческую свастику... Не забудем слов: “Сим победиши”. Не свастика, а Крест призван возглавить христианскую культуру, наше “христианское жительство”. В фашистской Германии утверждают, что Христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит, Германия, предназначенная владеть миром будущего, должна забыть Христа и идти своим, новым путем. За эти безумные слова да поразит праведный Судия и Гитлера, и всех соумышленников его». Недобитое большевиками русское православие духовно оказалось сильнее немецкого оккультизма. СССР официально был антихристианским, а Германия — антихристовой.
 
Так оттачивалась в нацистской Германии религия сатаны, религия грядущего антихриста. Это то, что некоторые западные политические деятели вновь пытаются поставить на повестку дня. Гитлер воистину был апокалиптическим зверем из бездны — одним из малых зверей, предшествующих великому. Гитлеризм — это приоткрытое на время окно в Апокалипсис, в царство антихриста. Слава Богу, что он был поражен в Пасхальные дни 1945 года. Это символично. Тогда Пасха пришлась на 6 мая — День Святого Великомученика и Победоносца Георгия — «пленных освободителя и нищих защитителя». Именно таким и явился советский солдат — освободитель всех плененных фашизмом и защитник нищих, бедных и несчастных.
 
Начало войны было тяжелым: отступления, немец под Москвой, около трех миллионов попавших в плен. Однако после разгула атеизма и космополитизма вновь восстали из небытия символы исторической русской жизни. Первый и главный из них — Крест. Вспомним ставшее народным стихотворение К. Симонова, написанное в 1941 г.:
 
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
 
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
 
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
 
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
 
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
 
Крест здесь — не только память о прадедах и дедах, хранивших русскую землю. Это живая молитва. В этом стихотворении отображен и парадокс народной жизни того времени: сочетание подспудной веры и показного атеизма, коммунистической идеологии и исконных православных основ русской жизни. Вот лишь одно фронтовое письмо: «Мама я вступаю в партию. Мама, помолись за меня Богу». В окопах, как известно, атеистов не бывает.
 
Следует вкратце остановиться на начале войны. Председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский пишет: «Если все книги, в которых подробнейшим образом объясняются причины наших поражений в начале войны, сложить вместе, то получится нерушимая стена. Высотой с “Ленинку”, шириной — с ее фасад... Дам всего одно простое объяснение — и это будет самая короткая глава в книге. Даже без эпиграфа. Немцы были сильнее. Всё. “К началу нападения немецко-фашистские войска имели двукратное, а на направлениях главных ударов 4-5-кратное численное превосходство в живой силе и боевой технике”. Это не говоря о качестве техники, моральном духе покорителей Европы и заслуженно хваленом немецком “орднунге” в войсках. Их было больше, и они, признаемся, умели воевать лучше всех в мире. Остановить немецкую военную машину тогда не мог никто. На тот момент. Вот и все объяснение. Точка. А потом Россия сосредоточилась. Потом сильнее стали мы».
 
Итак, наша страна вступила в ВОВ с Третьим рейхом, имея на своей совести погромный «Союз воинствующих безбожников» (кличка главаря — Ярославский, фамилия — Губельман), убитыми, зверски замученными тысячи священнослужителей, монастыри, превращенные в тюрьмы, разграбленные и взорванные православные храмы. Но не убитое в душах и сердцах людей Православие. В сухом остатке — недобитое государством Православие оказалось сильнее процветающего в Германии нацизма.
 
Приведу лишь один пример из истории Карелии. «Оперативный удар» по Церкви был так силен, что, выступая на XIV областной партконференции в 1938 г., нарком внутренних дел С.Т. Матузенко с полным правом и черным юмором сказал: «Сегодня на территории Карелии остался один поп, да и то только потому, что болен подагрой и не может ходить. Со всеми остальными попами дело покончено» (Смех в зале). Смеялись не долго... до войны 1939 года.
 
Однако, несмотря на проведение жестокой антицерковной государственной политики на протяжении 1930-х гг., власти вынуждены были констатировать, что население Карелии оставалось религиозным. Вопреки преследованиям, сохранялось в дни религиозных праздников массовое посещение церквей вплоть до дня их полного закрытия. Достаточно высоким был авторитет духовенства среди населения. Репрессии против православных священников, монахов и верующих продолжались до начала Великой Отечественной войны.
 
Справедливая война во многом вразумляет народ. Постепенно открывается простая правда, что, если у народа нет укрепляющей веры в Бога, он будет служить иноземным властям. Как отмечает историк М.Б. Смолин: «Православной Церкви не безразлично, в каком государстве она служит Богу, находится ли она в гонении, в притеснении или в положении господствующей духовной силы... Разве все равно, иметь ли свободный доступ к преподаванию нации Закона Божия и православного богомыслия, или отправлять своих детей в школы, насаждающие нравственное растление и проповедующие антицерковные учения. Неужели все равно Церкви видеть ли во главе государства организатора гонений или ревностного защитника». Тем более идеологического врага, каким был Гитлер. Поэтому, не поминая лиха, Русская Православная Церковь с первого дня встала на защиту советского Отечества не только словом, но и показала, что ни репрессии, ни отсутствие молитвенных зданий и служителей культа не дает преодоления Церкви. Такого рода борьба «лишь укрепляет позиции религиозных организаций». Показательно, что это вынужденное признание прозвучало на страницах журнала «Большевик».
 
Переломным моментом было разрешение на празднование Пасхи в 1942 году. «В 1942 г., в суровую годину военных испытаний, в тяжелейшие дни Московской битвы свершилось то, чего с молитвою в душе и сердце ждали тысячи и тысячи православных русских людей. Власть официально разрешила праздновать день Святой Пасхи. Немцы, отброшенные от Москвы на сто с лишним километров, да и то не на всех участках, наконец, стабилизировали фронт. Наши войска после непрерывных 4-месячных наступательных боев выдохлись, перешли к обороне, подсчитывая, увы, немалые потери. И надо откровенно сказать, что решение Сталина (а решение, конечно, принимал он), скажем так, легализации праздника Святой Пасхи, было как нельзя своевременным, нужным и плодотворным. Помимо большого общественного, политического резонанса, морально-психологического воздействия на русского человека, оно позволило высшему руководству страны и лично Сталину убедиться в потенциальных силах нации, почувствовать тот запас энергии, которым обладал русский народ после тяжелейших поражений и страданий 41-го года».
 
Церковь не оставила свой народ, осуществив немало жертвенных дел и поступков. Прежде всего, это богослужебная и проповедническая деятельность, зачастую в прифронтовой полосе и под вражеским обстрелом. Так, например, в решающие моменты Сталинградской битвы митрополит Киевский и Галицкий Николай служил молебны перед Казанской иконой Божией Матери. В армии не было полковых священников, но нередко были священники, надевшие гимнастерку и шинель и взявшие в руки оружие. Остались их воспоминания.
 
Отец Борис Васильев из священнической семьи, служивший диаконом в Костромском кафедральном соборе, был призван в армию в начале войны, назначен руководить бригадой. Потом по приказу генерала он был направлен в Великий Устюг в офицерское училище. Учился шесть месяцев, получил звание не младшего лейтенанта, как все выпускники, а лейтенанта. Как вспоминает сам отец Борис Васильев: «Мне присвоили звание лейтенанта, потому что я очень хорошо все знал наизусть. Окончив училище, я сразу попал под Сталинград, командиром взвода разведчиков.
 
Немцы шли в бой — у них у всех было написано по-немецки “С нами Бог!” Немцы давили танками женщин, стариков, детей. На гусеницах были волосы, кровь, мясо. Но мы-то шли со знаменами — там была красная звезда. Но была еще иконка в кармане и крест. У меня до сих пор хранится “Святитель Николай”, пробитый пулей».
 
После Сталинграда отец Борис Васильев становится заместителем начальника полковой разведки. Участвует в разработке и осуществлении операций на Северном Донце и юге Украины.
 
Отец Борис Васильев вспоминал об операции по контролю за немецким штабом вблизи Запорожья. «Мы два дня наблюдали за действиями этого штаба. Двое из нас вернулись. А Смирницкий, тоже сын священника, был хороший человек, в разведке был отчаянный, моряк-штрафник, погиб там. Я сам видел своими глазами: немцы его распяли на сарае. Прибили руки гвоздями. Ничего нельзя было сделать...»
 
И наоборот, солдаты на войне становились верующими, принимали сан и постриг. Известна история архимандрита Кирилла (Павлова 1919–2017), в миру Ивана Дмитриевича Павлова, ставшего духовником Троице-Сергиевой лавры, одним из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви конца XX – начала XXI веков. В Сталинграде он был сержантом, командовал взводом. Иногда архимандрита Кирилла отождествляют со знаменитым сержантом Яковом Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый «Дом Павлова». Однако речь идет об однофамильце — гвардии старший сержант Яков Павлов после войны находился на партийной работе. Необычные параллели в судьбах двух Павловых прослеживает писатель Николай Коняев в очерке «Россия держится на сержантах Павловых». Старец Кирилл был духовным отцом трех русских патриархов: Алексия Первого, Пимена и Алексия Второго.
 
Но Россия держится и на генералах, и на маршалах, и на иерархах Церкви. Много примеров Божией помощи было зафиксировано в самые трудные первые месяцы войны. В октябре 1941 г. немцы уже разъезжали на мотоциклах в московском пригороде Химки. 14 октября 1941 г. на Покров Пресвятой Богородицы, когда даже командующий фронтом Г.К. Жуков четко не представлял, с кем ему защищать Москву, вышло Послание митрополита Сергия «Посодействуем нашим доблестным защитникам». Это были слова поддержки и ободрения. В Москве перед иконой Казанской Божией Матери был проведен молебен во спасение России, молились тысячи и тысячи православных во храмах всей Москвы и России. Чудотворная икона Божией Матери была обнесена на самолете вокруг Москвы. И сбылось то, что было в видении Валаамского старца, когда он услышал от Господа: «Я не оставлю Россию!». Было откровение о Великой Отечественной войне и псковскому старцу Николаю Гурьянову, после которого он сказал: «Мы наказаны этой страшной войной за то, что не защитили и позволили умучить Святую Царскую Семью... И сейчас надо всем не вставать с колен и просить Царя-Мученика Николая, чтобы Он умолил Господа и не допустил другой, более страшной войны... Господь Царя любит и послушает», — вспоминала схимонахиня Николая (Гроян), духовная дочь и келейница старца Николая.
 
В октябре на огромных просторах вокруг Москвы выпал тридцатисантиметровый снег, начались морозы, и фашистская техника сбавила темп наступления. В декабре мороз установился 25–30 градусов ниже нуля, иногда достигал –40. И в этом также можно усмотреть Промысл Божий. Звучала в храмах и откликалась в сердцах воинская молитва: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса Един, призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя, и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наши собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша.
 
Ты же, вся ведый, веси яко неправедно восташа на ны. Темже грешнии и недостойнии в покаянии со слезами молимся Ти: помози нам, Боже, Спасителю наш, и избави нас славы ради Имене Твоего, да не когда рекут врази наши: Бог оставил есть их, и несть избавляяй и спасаяй их: но да уведят вси языцы, яко Ты еси Бог наш и мы людие Твои, под державою Твоею всегда хранимии. Востани в помощь нашу и разруши лукавые советы мыслящих нам злая: суди обидящия и побори борющия ны, православному же воинству и воинству народов, в союзе с нами сущих, подаждь во мнозем дерзновении и мужестве о имени Твоем победити: а имже судил еси положити на брани души своя за Веру, Царя и Отечество, тем прости согрешения их, и в день праведнаго воздаяния Твоего воздаждь венцы нетления. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
 
Немцы не овладели столицей, из которой уже было эвакуировано все правительство. Остался один Сталин. Ему было пророчество блаженной Матронушки, что красный петух победит черного петуха, и чтобы он не оставлял Москву. Как говорит исследователь великой роли Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне, доктор исторических наук Евгений Титков: «Это было несомненное чудо. Чудо молитвы, помноженное на великую долготерпеливую волю простого русского солдата от рядового до маршала, чудо, всколыхнувшее весь православный мир подвигнуться на великие подвиги самопожертвования, бессмертного героизма».
 
Вера народа была так велика и вдохновенна, что даже закоренелые атеисты уверовали. А. Арцыбушев, церковный историк, монах, записал рассказ протоиерея Александра Васильевича Толчевского, настоятеля храма Ильи Обыденного, который поведал своей духовной дочери. «В свое время под строжайшим секретом отец Александр рассказал ей один случай из своей жизни». Его вызвали к умирающему. Батюшка взял необходимое: крест, Евангелие, запасные Дары. Провожатый привел его в квартиру. В комнате на постели, протянув к священнику руки, со словами «Батюшка, как я Вас долго ждал», — лежит «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин, тот самый, который в каком-то своем выступлении утверждал, что нет смысла уничтожать церкви, поскольку они сами скоро исчезнут, когда умрет последняя дореволюционная старуха.
 
Как сообщает Е.П. Титков, ссылаясь на историка Церкви Д. Поспеловского, ближайший сотрудник Сталина — Георгий Максимилианович Маленков — окончил свои дни псаломщиком. Приняла крещение в Москве и дочь Сталина Светлана.
 
И сам Сталин не был атеистом, и что мог, учитывая партийное окружение, сделал для восстановления Церкви, умученной большевиками-ленинцами. Поныне идет историческая дискуссия — был ли Сталин у Матронушки. Но что он не был свободен от своего окружения и был вынужден считаться с позицией партаппарата, было известно святой праведной Матроне (Никоновой). По рассказам очевидцев, еще во время войны святая часто показывала в лицах, что происходит и произойдет. Как-то она сказала: «Кто знает, может Господь и простит Сталина! Он сам пленник». Я спросила: «У кого?» Она: «У Кагановича и всех тех!» Показывала, как Сталин перед смертью будет кричать: «Что вы, что вы!» А по одной стороне будет стоять Каганович, а по другой стороне сестра его. «Что вы хотите делать со мной?» А они положат подушку на него. Это было сказано матушкой Матроной в 1943 году.
 
Подвиг Красной армии на Курской дуге, которую вице-президент Академии Военно-Исторических наук М.И. Фролов назвал судом Божиим, историки считают завершением коренного перелома не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне. «Это величайшее танковое сражение, когда под Прохоровкой 12 июля 1943 г. столкнулось 1200 боевых машин с обоих сторон. Это небывалое напряжение сил и средств, людских нервов, небывалое народное страдание». Добавим от себя, что это день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла; Петр был распят вниз головой, а Павел — обезглавлен. Страдания и победа.
 
Велик был подвиг ленинградского духовенства. Богослужения в соборах и кладбищенских церквах совершались под артобстрелом и бомбежками, но по большей части ни клир, ни верующие не уходили в убежища, только дежурные постов ПВО становились на свои места. Едва ли не страшнее бомб были холод и голод. Службы шли при лютом морозе, певчие пели в пальто. От голода к весне 1942 г. из 6 клириков Преображенского собора в живых осталось лишь двое. И тем не менее оставшиеся в живых священники, по большей части преклонного возраста, несмотря на голод и холод, продолжали служить. Вот как вспоминает И.В. Дубровицкая о своем отце-протоиерее Владимире Дубровицком: «Всю войну не было дня, чтобы отец не вышел на работу. Бывало, качается от голода, я плачу, умоляя его остаться дома, боюсь — упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: “Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти, дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, ободрить”».
 
Следствием самоотверженного служения клира в тяжелейших условиях вражеского нашествия явился подъем религиозности народа, солдат и боевых генералов. Духовенство вело патриотическую агитацию и занималось сбором средств на танковую колонну «Дмитрий Донской» и эскадрилью «Александр Невский». Приведем лишь некоторые примеры. На пожертвования были созданы и эскадрилья, и танковая колонна, состоящая из 40 танков. Вот свидетельство единения Церкви и государства — телеграмма митрополита Ленинградского Алексия И.В. Сталину. 13 мая 1943 г.: «Ленинградская епархия, выполняя данное Вам обещание всемерно продолжать свою помощь нашей доблестной Красной Армии и осуществляя Ваш призыв всячески содействовать обороноспособности нашей Родины, собрала и внесла дополнительно к ранее перечисленным 3 682 143 рублям еще 1 769 200 рублей и продолжает сбор средств на танковую колону имени Дмитрия Донского. Духовенство и верующие преисполнены твердой веры в близкую победу нашу над злобным фашизмом, и все мы уповаем на помощь Божию Вам и русскому воинству...». Но это лишь заметная капля в море благотворительной деятельности Русской Православной Церкви в годы войны.
 
Священники в своих проповедях подчеркивали, что не случайны наименования танковой колонны «Дмитрий Донской» и эскадрильи «Александр Невский» — что это великие русские святые полководцы помогают России, взывая к помощи Божией.
 
Помощник Президента России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский опубликовал полный стенографический вариант тоста Сталина «За русский народ!», произнесенный им 80 лет назад на приеме в честь командиров Красной армии в Кремле.
 
«25 мая 1945 г. он был напечатан в “Правде” в сокращенном и приглаженном виде. В моей книге “Война. Мифы СССР” привожу его в подлинном стенографическом варианте», — написал Мединский.
 
«Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
 
Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа (бурные, продолжительные аплодисменты, крики ура).
 
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа, потому что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
 
Я поднимаю тост за здоровье русского народа, потому что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.
 
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.
 
У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941–1942 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.
 
Но русский народ на это не пошел, русский народ не пошел на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся.
 
Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!
 
За здоровье русского народа! (бурные, долго несмолкаемые аплодисменты)».
 
Полагаю, что подобное этому было бы невозможно до войны. Тогда слово «русский» с подачи Ленина, было четко привязано к ругательному «великорусскому шовинизму».
 
Сегодня в одухотворении общества помогает СВО. Война способствует миру, жертва победе не только на поле брани, она помогает и человеку подняться над самим собой, укрепиться в духе. И презреть червей «голой вечеринки». В итоге исполнится пророчество, что «червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Исаия 66:24). Слава Богу, есть и другие примеры. «Несмотря на отсутствие социальных гарантий и помощи семье в случае гибели, священники едут в зону СВО, чтобы поддерживать наших воинов. О них знает узкий круг имеющих отношение к войне людей. Они не гонятся за славой земной, они просто исполняют свой христианский долг». Многие из этих священников погибли, живые — вдохновляют солдат на подвиг. Все они продолжают славное служение и подвиги русского царского духовенства. Например, подвиг отца Стефана Щербаковского, который в Тюренченском бою 18 апреля 1904 г. с крестом в руке поднял в победную атаку бойцов отряда, оставшегося без командира.
 
С 24 февраля 2022 г. — с начала СВО — в народе заметно стал пробуждаться русский дух, выражающийся в любви к ближнему, к Отечеству, к Богу. Этот дух всегда усиливается в трудные русские времена. А главное поле битвы, как сказал В.В. Путин на церемонии подписания договоров о вступлении в состав РФ новых территорий, «это поле битвы за наш народ, за большую историческую Россию». Это значит — битва за нашу общую Святую Русь, за будущие поколения, за наших детей, внуков и правнуков. Главе государства вторят современники: «Если мы проиграем, то планетарные монстры не остановятся на полпути — они пожрут всех. Договориться с вампирами нельзя. Поэтому у нас есть только одна безальтернативная возможность — быть сильными. Иначе никак».
 
Так же считает и доктор исторических наук, профессор СПбГУ протодиакон Владимир Василик. «Выбор один: победить или исчезнуть с карты. Исчезнуть не просто как великий народ, но, по-видимому, народ как таковой. Мы переустроимся на началах великой державы, мобилизационной экономики и единого общества, в котором все будут нести военные и послевоенные тяготы и жертвовать, или исчезнем. Народ собирает деньги на дроны и бронежилеты, в то время как олигархи тихо скрываются и скрывают свои сбережения... Они не понимают, что Боливар не выдержит двоих, что для Запада они — овечки для закланья и мясо для глобального пира.
 
То, что Украина предназначена для закланья — уже понятно, но то, что к закланью предназначена также и Россия, что все пространство бывшего Советского Союза в конечном счете предназначено стать черной дырой... — этого они не понимают.
 
Поэтому, во-первых, пожелаем сил, стойкости, мужества и терпения нашим солдатам. Во-вторых, здравого ума, нравственной энергии и мужества нашей элите и подлинного изменения ее сознания для того, чтобы мы победили, а значит, выжили. Для того, чтобы в мире сохранились подлинные человечность и жизнь, подлинное Христианство против того псевдохристианства и криптосатанизма, которые сейчас нам навязываются».
 
Оптимизм народного сознания отмечал еще философ Сергей Аверинцев. Ученый, основываясь на убежденности М. Бахтина, писал: «он прав, глубоко прав, когда возлагал свою надежду на то, что пока народ — это народ, последнее слово еще не сказано. Другой земной надежды, кроме надежды на то, что люди не дадут себя программировать, не имеется». А не дадут, в том числе, и через смерть на поле брани. Преподобный Паисий Святогорец разъясняет: «Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради того, чтобы защитить сочеловека, своего ближнего, подражают Христу. Эти люди — величайшие герои, их боится, трепещет и самая смерть, потому что от любви они презирают смерть и таким образом приобретают бессмертие, находя под могильной плитой ключ от вечности и без труда входя в вечное блаженство».
 
Протоиерей Дмитрий Василенков — воинский батюшка, главный священник СВО в своем просветительском труде «На войне» перечисляет правила, позволяющие воину избежать страшных последствий в сражениях. В частности, он говорит: «нечистые мысли являются началом нечистых дел, а добрые мысли — дел добрых. Поэтому на войне, где любой неверный шаг может привести к страшным последствиям и для человека, и для его окружающих, весьма важно следить за своими мыслями. Отвергая греховные помыслы (страстные мысли, чувства и пожелания), воин отвергает грех и тем самым существенно снижает вероятность своей гибели на войне. Страстный помысел является основанием всех гибельных решений и дел, которые на войне приводят бойцов к преступлениям или смерти, а командиров — к потерям и поражениям».
 
Отвержение греховных дел, добрые мысли способствуют ясности и глубине исторической и родовой памяти, необходимой во избежание новых войн. Память о Великой Отечественной войне, знание ее причин и истории, знание действительных намерений врага, развенчивание лживой западной пропаганды, почтение к подвигу предков — много способствуют сплочению и укреплению народного духа. Доверие к Русской Православной Церкви, следование ее заповедям, является фактором спасения, ведь, где Христос — там Победа. В своей прощальной беседе с учениками Иисус Христос дает обетование: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоанн 16:22–23).
 
Историческая судьба нашего Отечества неразрывно связана с прошлым, настоящим и будущим Церкви Христовой. Вот задача, поставленная перед нами Богом: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение» (тропарь Всех святых в Земле Российской просиявших).
 
Картина: Благословение Советских войск Иконой Казанской Божьей Матери в Сталинграде в 1942 году. Худ. А.С. Лысенко, 2010 г.
 
Об авторе
Рубрики:  В поисках истины
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку