


Лилита Арвидовна Озолиня
19.11.1947г - 05.06. 2023г
Советская и латвийская актриса театра и кино.
Заслуженная артистка Латвийской ССР (1983).
Лилита родилась в Риге.
О своем имени она рассказывала: «Лилит была женой Адама, очень властной, и Бог пожалел мужчину, он столкнул ее в бездну.
Но потом Адам часто сидел у бездны и с тоской смотрел вниз.
Может, имя как-то и воздействует на судьбу, но я им довольна».
Мать - Альбертина, до войны работала помощником режиссера на немецкой киностудии.
Отец - Арвид, летчик-испытатель.
Отца Лилиты репрессировали и расстреляли в 1948 году, когда она была еще совсем маленькой, ей также пришлось ехать с семьей в ссылку, хотя она из-за возраста этого момента не запомнила.
Тогда погибла ее старшая 5-летняя сестра.
«Моего отца, латышского летчика, репрессировали.
Мама ехала за ним в ссылку, и моя старшая сестра Вия погибла в одном из ссыльных поездов.
Попросту замерзла», - вспоминала она.
С детства Лилиту тянуло к творчеству и уже в десятилетнем возрасте она пробовалась на роль в фильме «Эхо» на роль пастушки, но ее не взяли.

В школьные годы она планировала стать врачом.
И параллельно с учебой проходила профессиональное обучение в медицинском училище и практиковалась в качестве медсестры в Республиканской детской клинической больнице в Риге.

Однако по совету латвийского кинорежиссера и сценариста Алоиза Бренча стала не медработником, а актрисой.
«Алик для меня больше чем режиссер, мы были близкими друзьями.
Когда он предложил сняться в своей картине, я была еще школьницей.
"В медицинский, - убеждал меня Алик, - ты всегда успеешь поступить"», - вспоминала она.

В 18 лет была принята в Народную студию киноактера при Рижской киностудии.
Режиссер Петерис Петерсонс вывел ее на большую сцену.
С 1966 года она начала работать в Художественном театре имени Яна Райниса.

В 1969 году окончила студию киноактера.
В 1971 году - актерский факультет Латвийской государственной консерватории имени Я. Витола.
Член КПСС с 1975 года.
Первой ее ролью в кино стала роль Велты в фильме
«Когда дождь и ветер стучат в окно» 1967 года, который снимал режиссер Алоиз Бренч.

После дебюта последовали другие работы в кино.
В 1969-м сыграла свою первую роль - Асю Ритум - в мелодраме Имантса Кренбергса «Лучи в стекле».

Заметными стали работы в картинах:
"Насыпь" (1970),

«Шах королеве бриллиантов» (1973),

«Олег и Айна» (1973),

«В клешнях Черного Рака» (1975),

«Соната над озером» (1976),

«Жаворонки» (1980),

"Двойной капкан" (1985),

"Семья Зитаров" (1990)

и другие.
Действительно широкую известность ей принесла роль Марты в фильме «Долгая дорога в дюнах» (1980-1981) все того же Алоиза Бренча.

История любви Артура, сына рыбака, и красавицы Марты, которые пронесли свое чувство через все трудности и горести военных и послевоенных лет.
Сыграв Марту в фильме
«Долгая дорога в дюнах», она стала звездой советского экрана.

Ее фотографии мгновенно раскупались в киосках «Союзпечати», а молодые мамы называли своих дочерей в честь ее героини.
Лилита рассказывала об истории, связанной с «Долгой дорогой в дюнах» и получившей продолжение в жизни.
По сюжету, у героини фильма Марты рождается ребенок.
Для съемок приглашали разных мам с младенцами.
Поскольку в студии были сквозняки, все отказались от съемок.

«Тогда нам привезли ребенка из детдома.
Даже не могу вам передать, какие чувства я испытывала, когда держала его на руках, и когда он начал тянуться к моему лицу своими маленькими пальчиками.
И вдруг появилась женщина, которая усыновила этого малыша во время съемок. Это было чудом.
Я ездила к ним в гости.
Они жили за городом.
Этот малыш вырос замечательным человеком.
Даже только ради этого нужно было снимать этот фильм.
Чтобы хотя бы один ребенок был счастлив», - делилась актриса.
Сама актриса отмечала, что успех картины «Долгая дорога в дюнах» обусловлен тем, что «каждый, его смотревший, нашел в нем созвучие с собственной жизнью... этот фильм про всех нас».
После успеха фильма последовали многочисленные предложения на съемки.
Она снималась: в комедии
«Личная жизнь Деда Мороза» (1982),

в мюзикле «Краткое наставление в любви» (1982),

"Встретимся в метро" (1985) - главная роль

и других.
Актриса избиралась в Верховный Совет Латвийской ССР.
После распада Советского Союза Лилита стала редко появляться на российских экранах.

В 1990-е не снималась вообще.
С 1994 года Лилита Озолиня принимала участие в работе Международного фестиваля актеров кино «Балтийская жемчужина»: в 1994 году она была членом жюри под председательством народной артистки СССР Вии Артмане, в 1997-м - председателем жюри.

В 2000 году она была удостоена премии Вии Артмане «За вклад в латвийское кино», которую на фестивале учредил Trasta Komercbanka.
В 2000-е годы исполнила несколько ролей в российских телесериалах.
В частности, ее можно увидеть в фильмах: «Прогулка» (2003),
«Красная капелла» (2004),

«Хранимые судьбой» (2011),

«Герой» ( 2016)

и других.
В фильмографии актрисы более 40 работ.
Озолиня служила в рижском театре «Дайлес».
Имеела свою студию, в которой преподавала искусство коммуникации.
«У нас работает много преподавателей по различным предметам, к нам ходят люди самых разных профессий и возрастов.

Мы занимаемся речью, психологией руководителя, психологией личности, философией, даем уроки по созданию имиджа.
Есть и детские группы», - рассказывала она.
Лилита сыграла две материнские роли в своих последних сезонах в театре.
Это была Генриетта Искариот («Полуночное шоу с Иудой Искариотом» С.А. Гирга, 2022) и главная роль в постановке Флориана Целлера по пьесе «Мать» (2020), где она воздвигла памятник материнской любви.
Лилита Озолиня всегда была женственна, элегантна и красива, как и много лет назад – поддерживать форму ей помогают регулярные занятия на тренажерах, но главным залогом красоты Лилита называет гармонию с собой.
В отличие от многих своих коллег, Озолиня не прибегала к помощи пластических хирургов.

Личная жизнь актрисы:
У актрисы была большая семья.
«Но в свой дом я не пускаю никого, кроме родных людей.
Предпочитаю о своей семье не распространяться», - говорила она.
По некоторым данным, несколько раз была замужем.
Имеет дочь, которую зовут Лилиана.

«Я отдала ребенку часть своего имени, а вторая часть - это уже ее судьба», - поясняла она.
Ее дочь окончила факультет журналистики, в свое время была директором телеканала MTV Latvija, занимается бизнесом, преподает в студии своей матери.
Озолине молва приписывала романы с партнерами по фильму «Долгая дорога в дюнах» - то с Ромуальдасом Раманаускасом (играл Рихарда Лозберга), то с Юозасом Киселюсом (Артур Банга).
Однако в реальности у них были строго деловые и творческие отношения.

Скончалась Лилита Озолиня внезапно 5 июня 2023 года в городе Рига, на 76-м году жизни.
«Лилита была дивой и легендой театра Дайлеc.
Ее работа была превосходной, такой тонкой и глубокой.
Чрезвычайно тяжелая утрата для театра Дайле, латышского театра и мирового киноискусства в целом, так и для каждого из нас лично», - говорилось в мемориале театра «Дайлес».

«Вклад Лилиты Озолини в латвийское театральное и киноискусство неизмерим и бессмертен - только зная Лилиту, можно было открыть многогранность и богатство, которые исходили от ее личности и воплощались в жизнь во всех ее ролях», - отметили ее коллеги.
В рижском Театре Дайлес (в переводе это Художественный театр, когда-то имени поэта Яна Райниса) 12 июня 2023 года прошло прощание с актрисой. Похоронена в Риге.


Текст от: [url]https://stuki-druki.com/[/url]