-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Kasatypon

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.05.2011
Записей: 2163
Комментариев: 13333
Написано: 39873


Митрополит Питирим (Нечаев) «Об иконе»

Воскресенье, 27 Января 2013 г. 06:21 + в цитатник

     Образность всегда сопутствует человеческому знанию. Поэтому с древнейших времен человек воплощал свои идеи, мысли, чувства в конкретных образах. Это такой же язык, как язык словесный. Совершенство достигалось постепенно — от древних начертаний на камне до высокой степени развития искусства. Мы изображаем или фотографируем предмет не для того, чтобы заменить реальность картинкой, а чтобы напомнить себе о том, что мы пережили. Помимо реалистического изображения действительности существуют и символы. Это видимые знаки, предназначенные для того, чтобы возбудить в душе новое переживание. Конечно, высокое духовное сознание, к примеру, египетских подвижников, которые рядом с собой ничего не имели кроме пещеры и полуистлевшего рубища на теле, не нуждалось в видимых образах. Но мы украшаем свое жилище и портретами близких людей, и изображениями пейзажей, потому что они поддерживают в нас то или иное чувство. Постепенно это чувство переносится на предмет. Только самый отъявленный, бессовестный человек может порвать портрет своей матери. Локон любимой девушки рыцари, да и просто солдаты уносили с собой на войну. Предмет, который нам дорог, мы окружаем почитанием, благоговением. Точно так же и с иконами. Икона — это не объект поклонения, это только видимый знак присутствия Бога и святых, «контактный» предмет. Кумир, в отличие от иконы, — это то, что подменяет сам объект поклонения.

    Что такое икона? Это видимый образ, который одаренной рукой живописца перенесен на сырую штукатурку, камень, дерево, полотно или бумагу. У поэта Надсона есть такие строки:

 

Но кто поймет, что не пустые звуки

Звучат в стихе неопытном моем,

Но каждый стих — дитя душевной муки,

Рожденное в раздумье роковом.

 

      Икона — это тоже дитя душевных переживаний; художник вкладывает их в черты и линии. Икона скупа в изобразительных средствах. Ее тона — близкие, сочетающиеся по цвету. Пестрая икона — свидетельство некоей духовной деградации. В фильме Тарковского «Андрей Рублев» есть очень точные слова, которые какой–то монах говорит, глядя на икону Феофана Грека: «Красота без пестроты». Кстати, моя личная выдумка, за которую кто–то, быть может, меня осудит, что наиболее близкий к иконописи вид изображения — это кинематограф. Действительно, кинематограф дает общий план, потом высвечивает лицо артиста или какую–то отдельную деталь. Иконопись применяла этот прием с незапамятных времен: чем важнее событие, тем крупнее изображение.

      Помимо всего прочего, для верующего человека икона приобретает значение потому, что вокруг нее сосредоточивается его собственная душа. Существовали иконы мерные: когда рождался ребенок в семье, заказывалась икона его святого ровно в рост младенца. Я знаю людей совсем даже не религиозных, которые говорят: «А мы сохраняем икону нашей бабушки!»; «А мне досталась икона, с которой прадед был на войне!» В храме Илии Обыденного у Пречистенских  ворот есть икона, которую носил на груди генерал Бенигсен во время Бородинского сражения. Икона как бы вбирает в себя молитвы и чувства людей.

     В домовой церкви Патриарха хранилась икона Спасителя, очень интересного письма: размытые краски и только очень объемно и глубоко выписаны глаза. Я, будучи юношей, заинтересовался и спросил о ней у Патриарха (это была его личная икона). Он, улыбнувшись, сказал: «Это особая икона». Оказалось, ранее она принадлежала преподобному Серафиму Вырицкому. Он одно время жил на окраине Ленинграда, и к нему с другого конца города приходил его друг, старичок–священник, преодолевая трудности передвижения в довоенном или даже военном Ленинграде. Этот старичок приезжал к своему другу, и они молча сидели перед этой иконой. А потом гость благодарил за приятную беседу и уходил пешком или добирался, каким мог, транспортом, к себе на другую окраину.

     Я помню, жена генерала Игнатьева, женщина оригинальная, говорила: «Вот поэтому деревянных икон чудотворных гораздо больше, чем каменных: потому что дерево — пористое, наши молитвы в него проникают и так аккумулируются». Она не была богословом, но выразила это явление образно. Действительно, в иконе собирается информация. Сила Божия может, конечно, передаваться через разные каналы, можно просто сосредоточиться и получить от Бога знак «контакта», но все–таки больше этот контакт осуществляется в церкви. Перед иконой мы входим в себя, сосредоточиваемся, — она нам помогает, — если хотите, как хромому — костыли, или корсет — человеку с поврежденным позвоночником.

    В икону, как говорят люди веры, нужно «ходить». Настоящую икону можно рассматривать часами. Не так давно побывал я в Ярославле. Там была экспозиция нескольких десятков икон Страшного Суда. Художники разных времен — до XVII в., и разных областей: ярославские, тверские, архангелогородские. Посмотрев эти иконы, я подумал: только ради того, чтобы взглянуть на несколько этих шедевров, можно пересечь океан!

    Постепенно уходя в содержание иконы, человек начинает и на свою жизнь смотреть глазами тех, кто изображен на ней. Не только мы смотрим на икону, но и икона смотрит на нас. Эта мысль была ключевой в замечательной работе академика Бориса Викторовича Раушенбаха об иконе и обратной перспективе. Она была высказана уже тысячу лет назад, но он сформулировал законы того, как это происходит. В другой работе он приблизил пониманию современного человека догмат Троицы.

    Какая мысль, какая идея заложена в икону? Икона — это окно в неземной мир, ведущий безмолвный разговор с человеческой душой, которая сосредоточена в молитве. Но это еще и разговор человека со своей совестью, которая у него веками воспитывалась на основе религиозного чувства и чувства собственной ответственности.

    Древняя византийская икона сурова и лаконична. У нашего преподобного Андрея Рублева мы тоже видим лаконичные рисунок и композицию, строгий, но вместе с тем мягкий взгляд с иконы, очень скупой декор. У Дионисия уже начинает срабатывать наша русская мягкость, появляются живые мимика и позы. Затем постепенно мельчает, дробится восприятие человеком духовного мира, дробное украшательство проникает и в живопись. Симон Ушаков насыщает иконы орнаментикой, красками. Это тоже высокое мастерство, но лаконичность, серьезность образа начинает понемногу размываться. В конце концов икона попадает под влияние искусства западного и мы имеем иконы, носящие в себе черты портрета.

   Когда перед вами очень красивая икона — ею можно любоваться. А древнее правило гласит: на икону не засматривайся. Стой перед ней, но взглядом и мыслью не блуждай. В то же время преподобный Серафим говорил — если, конечно, собеседник был подготовленный: «Не смотрите на икону. Сосредоточьтесь, можете смотреть на свечу, а еще лучше — в пол».

 

    Иконопись — это сложный процесс, включающий в себя не только работу художника. Прежде всего, надо выбрать дерево. На Востоке пишут на кипарисе. Кипарис по твердости приближается к камню, — очень тяжелое, вечное дерево. Мы пишем на липе — это дерево мягкое, теплое, хорошо поддающееся обработке. Не всегда можно найти доску нужной ширины, поэтому их склеивают и скрепляют шпонками. По шпонкам можно судить, какая икона какого времени, шпонка может быть рисунчатая или гладкая. На самой доске «выбирается» ковчег, то есть маленькое углубление. Когда дерево обработано, — а его долго выдерживают, сушат без доступа солнечных лучей, сквозняков, чтобы не было никаких трещин, — тогда на него рыбьим клеем наклеивают паволоку, то есть грубое льняное рядно, и по этой паволоке кладут левкас: истолченный мелко–мелко, до пыли, как зубной порошок или того мельче, мел, смешанный с разными составами, в основе которых лежит тот же рыбий клей. Этот левкас наносится, долго высыхает, а потом его полируют костью. И поверхность получается, как кость — гладкая, белая, чуть желтоватая. Рисунок наносится сначала на лист бумаги, прокалывается иголкой, а потом лист накладывается на левкас и сверху присыпается толченым древесным углем. Потом уголь сдувают, лист снимают и остается тонкий–тонкий рисунок точками — так называемый припорох. Иногда по нему сразу пишут красками, чаще накладывают золотое покрытие. Золото может быть чистым, гладким, а может быть чеканенным, т. е. по нему идет чеканный рисунок. Пишут икону особыми красками. Иконописные краски — это растертые до состояния мелкой пыли минералы, полудрагоценные камни, которые замешиваются на яичном желтке. А потом икону поливают оливковым маслом, определенно сваренным, — олифой, и оставляют на месяц, на два, чтобы олифа «стала» и больше не прилипала к пальцам. Когда получится идеально–гладкая поверхность, икона поступает к заказчику.

     По «спецзаказу» делают оклады и ризы. Ризы закрывают всю икону, оставляя только лик и руки. В XIX веке пошла манера рыночного производства икон. Делали шикарный оклад, а под него кое–как прописывали фигуру, а тщательно выписывали только лик и руки. А иной раз бывало и так: чиста доска, на которой только лик и руки, а сверху прихлопнуто богато украшенной ризой. Оклад в отличие от ризы, не закрывает икону, а только обрамляет ее.

    Ювелирное искусство украшения окладов и риз — это такая сказка, которой можно только удивляться. Был в Москве такой Федор Яковлевич Мишуков — знаменитый художник–ювелир и реставратор. Мы с ним были друзья — если можно так сказать, поскольку он был лет на пятьдесят старше меня. Оказавшись впервые у него дома, я увидел икону в окладе удивительной работы. На нем были незабудки в натуральную величину, с пестиками. Сами цветки из серебра, покрытого голубой эмалью, а пестики из золота. «Как же можно сделать такой оклад?» — спросил я. — «Это можно сделать только раз в жизни и только для себя», — ответил он. В Историческом музее у него был отдельный <372> стенд с инструментами. Когда мы с ним приходили в музей, старейшие хранители сбегались, чтобы просто поклониться ему издали. Он преподавал в Строгановском училище ювелирное дело, у него были ученики. Внешне это был очень скромный, маленький, сухонький старичок, похожий на Николая Угодника. Помню великолепный эпизод. В Оружейной палате делали выставку посуды XVIII в. Пригласили и его, как знатока. «Ну как, Федор Яковлевич?» — «Хорошо, хорошо, очень хорошо! Только странно как–то: сосуд XVIII века, а автор–то жив!» — «Как так?!» — «А вот так!» Вызывают коменданта, снимают пломбу, открывают витрину. Федор Яковлевич берет сосуд в руки: «Да, это я делал. К 300–летию дома Романовых», — и показывает клеймо. Смотрят — действительно: ФЯМ.

     И сейчас есть мастера, следующие старой традиции. Помню, еще давно пришел ко мне на Погодинку молодой человек, художник–ювелир, показал несколько своих работ и сказал, что хочет делать вещи для Церкви. Я его раскритиковал в пух и прах. Он ушел и больше не появлялся. А несколько лет спустя дарит мне митрополит Филарет Минский панагию с изображением нашей чудотворной иконы «Взыскание погибших». Если не догадываться, что вещь заказана недавно — никогда не скажешь, что современная работа. Спрашиваю, откуда. А он называет фамилию того самого художника. Видно, прислушался к тому, что я ему говорил, урок пошел впрок.

 

    История русской иконописи — это беспрерывный процесс творчества и уничтожения. Наша национальная трагедия в том, что Россия была деревянной страной. В огне пожарищ гибли терема и храмы, гибли в них и бесценные иконы.

    Есть замечательные стихи нашего почти современного поэта Максимилиана Волошина — о Владимирской иконе Божией Матери:

 

Не на троне — на Ее руке,

Левой ручкой обнимая шею,

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею Нет ни сил ни слов на языке…

А Она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит…

 

     Ряд преступлений над русской культурой совершила императрица Екатерина, — например, когда иконостас Владимирского собора заменила на модный в то время барочный. Живопись Андрея Рублева была почти уничтожена, кроме небольших кусочков в простенках. Так что уничтожение икон в революцию, это, к сожалению, не первый и не единственный случай в нашей культуре.

     Мне приходилось встречать пожилых людей — высоких нравственных качеств! — которые с раскаянием вспоминали: «Что же мы делали тогда — в 20–е — 30–е гг.?! Что же мы делали?!! Мы отнимали у старушек иконы, рубили их топором и сжигали!» Это был какой–то страшный надлом души, безумие, охватившее тогда наш народ. Когда мы начинали нашу церковную работу, мы постоянно встречались с таким явлением, когда, к примеру, в деревне замечали дверь несколько необычной конструкции, и оказывалось, что это древняя икона, повернутая изображением внутрь, а шпонками — наружу. Древняя икона, может быть, XVII века! Или из храма выносили большую икону. По–хозяйски подходили: ну, куда ее? — А вот, на скотный двор, ворота сделать. Две большие иконы — как раз хорошие ворота, корова пройдет. Сам я видел: благочестивая женщина, очень хорошая, прикрывает крынки с молоком дощечкой. Очень удобно: плоская дощечка, чистенькая такая. «А что это?» — «Икона».

    И это было общепринятое в массе явление! Во многих домах, правда, икону хранили где–нибудь в шкафу: на переднем плане — хрусталь, бутылки с вином, тут же — бутылки со святой водой, и где–нибудь на заднем плане — икона. Или в закрытом шкафу. Откроют, помолятся и закрывают снова.

   Конечно, в нашей церковной и научной среде икону ценили всегда. Но настоящий поворот начался, когда после войны в Германии вышла книга Конрада Онаша «Иконы». А потом и наш Солоухин появился. И тогда спохватились! Оказывается, икона — это величайшая ценность! С одной стороны отправлялись экспедиции московских, петербургских и других музейщиков спасать иконы из полуразрушенных домов в заброшенных деревнях. С другой стороны это явление перешло и в область криминала — начался грабеж, ажиотаж вокруг иконы. Малопрофессиональные охотники шарили в старых домах, где доживали свой век русские старообрядцы, оттуда мешками выносили иконы. Сейчас в любой лавчонке на Западе вы увидите русскую икону — она прямо–таки заполонила западный мир. Когда стал иссякать запас оригиналов, пустили в ход подделки.

    Современные иконы, будучи в основном копиями, редко передают глубину оригинала. Конечно, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Сколько певцов подражало Шаляпину, а повторить его все равно никто не мог. Однако я знаю две великолепных, исключительно точных копии: Владимирскую Богоматерь из Новодевичьего монастыря и Троицу Рублева из иконостаса Троицкого собора лавры, выполненные одним из Чуриковых. Это была знаменитая династия художников–реставраторов. А вот Корин был представителем совсем иного направления: он был прежде всего оригинальный художник, а не копиист.

    К сожалению, иконы, и вообще священные предметы, нередко воспринимаются только как материальная ценность. Приходит ко мне однажды — еще в советское время — человек, развязный такой, раскрепощенный. И предлагает мне серебряный потир. Я говорю: «Торговать–то такими вещами не полагается!» — «А, ничего! — говорит он. — Но как хотите. Я вот думаю: может, мне ее себе оставить, для интерьера. Пепельница из нее хорошая получится!» — Тут у меня уже, что называется, взыграло: «Знаешь, бери деньги и уходи!» Через некоторое время пришел ко мне следователь, стал выяснять, кто чашу продал, кто купил. « А ведь это не полагается!» — говорит. «Знаю. Но делал так, — говорю, — и  буду делать!» — «Дайте нам ее!» — «Не дам. Чаша церковная, я ее немытыми руками не беру». Ну, как быть? Прислали мне фотографа, сфотографировали ее во всех проекциях, но, Слава Богу, не отобрали. Когда иконы и церковную утварь приобретают «для интерьера» — это находится где–то между невежеством и кощунством.

Рассказы митрополита Питирима (Нечаева) «Русь уходящая»



Процитировано 3 раз
Понравилось: 5 пользователям

Алллок   обратиться по имени Воскресенье, 27 Января 2013 г. 15:03 (ссылка)
Исключительный РАССКАЗ! Поищу Книгу! СПАСИБО!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Января 2013 г. 02:56ссылка
Можете себе представить, Алевтина Ивановна, :) сейчас прихожу поздно с работы и обнаружил этот пост!!!))
Я настолько плотно загружен работой, что даже на поздравительные к своему юбилею нет возможности (к своему стыду) ответить! Этот пост опубликовал мой сын (семинарист, к моей большой радости), находясь в данный момент у меня дома, в то время пока я на работе… на свой страх и риск! :)
Весьма рад, что понравился пост :), спасиБОг!
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Января 2013 г. 09:45ссылка
Поклон ему от меня! Пусть помогает НАМ ВСЕМ познавать МУДРОСТЬ БОГОСЛОВИЯ - и старым, и малым - У НЕГО ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ!
ВАМ есть, КЕМ гордится!:hi:

Перейти к дневнику

Среда, 30 Января 2013 г. 02:03ссылка
СпасиБОг!
Передал, с большой радостью! :)
P.S. Он, улыбнувшись ответил: "Вообще-то я это опубликовал для тебя". :)
Пост родился в результате полемики (беседы) на тему, мол опытный искусный оператор (кино), способен одним умелым ракурсом поднять фильм на должную высоту... с чем я не согласился... в результате чего (за время моего отсутствия) "родился этот пост". :)
artleo.com-2912 (700x393, 77Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 23 Марта 2013 г. 13:52ссылка
Аноним
Спасибо [http:///]электрошокер
emmaneangel   обратиться по имени Вторник, 29 Января 2013 г. 14:50 (ссылка)
Когда-то в школе я написала сочинение на тему "Зачем нам нужны иконы" и меня чуть не выгнали... Какую чушь я там написала... это теперь я понимаю)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Икона — это окно в неземной мир, ведущий безмолвный разговор с человеческой душой, которая сосредоточена в молитве.

Среда, 30 Января 2013 г. 02:20ссылка
Вот бы мне, Надежда, взглянуть на это сочинение... хотя бы... основной канвой... не вспомнишь? :)
Перейти к дневнику

Среда, 30 Января 2013 г. 10:50ссылка
Хоть мне и стыдно, но я немножко расскажу. Я прочитала какую-то книгу, которая перевернула мое детское мировоззрение. Там было и про иконы, о том, что они не нужны и поклоняться им - это значит противоречить христианской религии. Как раз была свободная тема для сочинения и я выбрала "Зачем нам нужны иконы". Всеми возможными доводами пыталась доказать, что все это неправильно...
Меня сразу же отвели к директору. Вызвали родителей, но так как они были на работе, пришла бабушка. Она назвала меня баптисткой, протестанткой и, хватаясь за голову, объясняла директору и учительнице русского, что я похоже не в себе, в меня вселилась какая-то потусторонняя сила и что сейчас же, после уроков, мы едем в церковь.
Меня отпустили. Я молчала. Но все равно считала, что права. Сейчас-то понимаю, что была полной дурой... И мне тогда было лет 13.
Перейти к дневнику

:)

Среда, 30 Января 2013 г. 15:08ссылка
СтраннннО! Взираю на канву... вывод напрашивается, что тебя пОпросту охватили протестантско-баптисткие настроения.... а странность заключается в том, что эти мысли нельзя (самое главное) назвать атеистическими!!! :)
???!!!
Перейти к дневнику

Среда, 30 Января 2013 г. 15:11ссылка
я уже переросла эти настроения...
Наверное, у многих бывает переоценка ценностей в жизни. Так было и у меня. Это нечто похожее на колючки и колдобины на пути к цели.
Перейти к дневнику

Среда, 30 Января 2013 г. 15:16ссылка
... это понятно... и всё в каком же это было году?)
Мне помнится (в мою бытность - 70-ые!) в школе был такой случай, когда был инцидент по поводу ношения одноклассницей нательного крестика! Неужели ваша школа тогда (в советские времена) была ревнительницей православия???!!! :)
Перейти к дневнику

Среда, 30 Января 2013 г. 15:18ссылка
это было в 92 или 93-м... Нет, не школа, все дело в учительнице русского и литературы... я ей дорогу перешла)))... но позже мы даже подружились и она увидела, что я вполне адекватный человек.
Перейти к дневнику

Среда, 30 Января 2013 г. 15:22ссылка
... ясно-ясно, "вполне адекватный человек"))) ... а я всё по-прежнему чувствую себя надцелетним... а это уже РАЗГАР ПЕРЕСТРОЙКИ, да к тому же чисто субъективный фактор!))
Перейти к дневнику

Среда, 30 Января 2013 г. 15:24ссылка
... так я тоже чувствую, что еще вчера мне в школу надо было, а сегодня я сыну помогаю уроки делать)))
А по ночам мне снятся страшные сны - будто у меня завтра контрольная по математике, а я не готова почему-то... Просыпаюсь в холодном поту)))
Перейти к дневнику

Среда, 30 Января 2013 г. 15:27ссылка
.... один в один)))... эмоциональные мы!!!
Love_777   обратиться по имени Среда, 30 Января 2013 г. 04:30 (ссылка)
Замечательный пост .
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 30 Января 2013 г. 04:32ссылка
СпасиБОг!
Сын постарался, Оксанушка!))
ib3280 (322x450, 28Kb)
Перейти к дневнику

Среда, 30 Января 2013 г. 04:38ссылка
Спасибо твоему замечательному сыну .
318999_384471778300361_436774569_n[1] (604x424, 39Kb)
Перейти к дневнику

Среда, 30 Января 2013 г. 04:42ссылка
С Радостью ему передам, Оксанушка!

1. Владимирская Икона Божией Матери Нач. XII в.(Оригинал) (516x700, 146Kb)
Love_777   обратиться по имени Суббота, 23 Февраля 2013 г. 14:10 (ссылка)
С праздником , Касатик !
18[2] (600x500, 309Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Февраля 2013 г. 04:01ссылка
СпасиБО, Оксанушка!
Amenika   обратиться по имени Суббота, 23 Февраля 2013 г. 20:58 (ссылка)
с праздником!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Февраля 2013 г. 04:04ссылка
СпасиБО, тронут! :)
aksel008   обратиться по имени Касатик!Ты добрый, сильный человек! Воскресенье, 24 Февраля 2013 г. 00:20 (ссылка)
В душе у каждого война –
Воюют тьма со светом…
Стремится вылезти она,
Растечься по планете,

Есть в мире боль, есть в мире страх,
Чего в нем только нет.
Но есть и люди, в чьих глазах
Сияет чистый свет.

В наш сложный, полный стрессов век
Улыбку не забудь.
Ты добрый, сильный человек.
Всегда собою будь!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

СпасиБО, Оксанушка! :)

Вторник, 26 Февраля 2013 г. 04:42ссылка
Оскал звериный у войны...
И если б мы были смирением полны,
То знали б, то что происходит в мире этом,
По Промыслу Его... вся нечисть смоется потопом!

Проходят годы, сменился век,
А ты всё тот же человек...
Собою быть - унять плотскую прыть,
В немощи наша сила - вот отчего бы нам отплыть!

Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку