-Метки

19-й век 70-е darkwave post mortem анатомия аниме арт-хаус безумие безумные стихи ведьмы война вокалоиды гейши гороскопы господство жестокого бога готика готично гравюры гротеск гуро день мертвых дети драма древние книги ересь жизнь инфернально ирэдзуми испания история история японии италия китай китайская живопись китайские художники китайцы китаянки кладбище клиника кодзики на японском коллажи косплей красное кровь куклы манга в оригинале манга в переводе с японского манга онлайн мексика мода мои переводы мои стихи монструозно музей музыка мумии небо и земля ойран оккультизм песня ветра и деревьев праздник психоделично психопатическое искусство религия синтоизм скелеты скульптура смерть смешно соблазны китая средневековье старые фотографии стимпанк стихи о смерти сюрреализм такемия кейко театр тексты песен тэндзё тэнге тэраяма учим японский фотографы франция хагио мото художники цезарь части тела черепа черно-белое черный юмор эзотерика якудза яой япония японки японские костюмы японские фотографы японские художники японский фольклор японцы

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Karinalin

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.03.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 40668


Тест Роршаха

Вторник, 30 Марта 2010 г. 16:30 + в цитатник

Настроение сейчас - Черт его знает.

 

Знаменитый чернильный тест был создан в 1921 г.  Германом Роршахом – швейцарским психиатром и психологом и основан на предположении, что то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности. Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций.

После смерти Германа Роршаха его тест постепенно получил широкое признание. В Швейцарии этим тестом занимались Цуллигер, Биндер, Мейли-Дворецки, во Франции — Лосли-Устери, в Дании многократно переиздавалось руководство Бома. Наибольшее распространение эта методика получила в США, где появился ряд направлений и школ. Лидирующее положение среди американских роршахистов занял Клопфер.

Тест состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями:

 

I

 

  
 

(Человек – демон, руками ищущий отсутствующую голову, с разломом вдоль всего тела посередине. У него 6 крыльев, но целые только 2, остальные 4 – поломанные, или опаленные. Ассоциируется с собой.)

 

Общепринятые ответы:

Летучая мышь (все пятно)

Бабочка (все пятно)

Жук (вся центральная область)

 

II

 

 

 (Вверху смеющиеся красные головы с неправильной формой черепа, злорадствуют над боем медведей, у которых уже разбиты в кровь 2 правые верхние лапы и 2 нижние лапы, свободными лапами сражаются за каменный кинжал)

 

Общепринятые ответы:

Любое четвероногое в обычном или боковом положении

Вся темная область («медведи»).

Нижнее красное пятно («бабочка»).

Промежуточное белое центральное пятно («юла»),

 

III

   


 

(Женщины над котлом (ведьмы) с большой грудью и развевающимися юбками, над котлом – кровавая бабочка, символ распущенности. Мысленный образ в голове у женщин, в виде неоформившихся кровавых младенцев, – избавление от зачатков детей. (N.B. Я никогда не была беременна.))

 

Общепринятые ответы:

Центрально-нижние темные округлые области («головы негров»).

Два человека (вся темная область в обычном положении).

Бабочка или галстук-бабочка (центральная красная область)

Нижнебоковые продолговатые области («рыба»; «ноги людей»)

Передняя часть насекомого, мухи, жука

 

IV


 

(Лежащий мужчина ногами вперед, насаженный на кол.)

 

Общепринятые ответы:

Меховая шкура или меховой ковер (все пятно)

Вся нижнебоковая часть («сапог»).

Темное в «сапоге» («морж»).

Вся центральная темная полоса («позвоночник»),

Вся верхняя половина пятна («голова собаки»).

Самая верхняя центральная светлая область, берущаяся или целиком («голова человека»), или только в ее выступающей части («цветок»).

 


 

(Мышь летучая, стоящая спиной.)

 

Общепринятые ответы:

Летучая мышь (все пятно)

Бабочка (все пятно)

Самая наружная боковая часть («голова крокодила»),

Центральная верхняя область («голова зайца»),

 

 

VI


 

(Старуха с длинными седыми волосами на коленях в длинном плаще, за ней подобие обветшалого креста.)

 

 Общепринятые ответы:

Шкура, меховая одежда, меховой ковер (все пятно или без верхнего)

Вся верхняя часть («птица»).

Одна из половин нижней части («голова с длинным носом»; «айсберг»),

Большой боковой выступ («голова моржа»),

Вся темная центральная полоса, начиная с самого верха («позвоночник»).

 

 

VII

 
  

 (Танцующие пепельно-черные девочки-близняшки, их косы от танца взлетают вверх.)

 

Общепринятые ответы:

Головы или лица женщин

Голова животного в обычном положении таблицы

Средняя область («голова чудовища»),

Одна или обе верхние области с самыми верхними выступами («прическами») или без них («головы женщин»),

Самый верхний выступ («кошкин хвост»).

 

VIII


 

 (Похоже на герб города с куницами, - мой то бишь. Посередине синий скелет с крыльями стоит на перевернутой красной бабочке, над ним поддерживает его 4-мя руками какое-то чудище, 2-мя оставшимися держит за руки 2-х красных бобров, которые также поддерживают крылатого скелета.)

 

Общепринятые ответы:

Любой вид млекопитающего (боковые розовые области), «идущее животное».

Весь нижний оранжево-розовый центр («бабочка», «цветок»).

Верхняя серо-зеленая коническая часть («гора») с возможным присоединением центральной темной полосы и нижележащих голубых квадратов («ель»),

Светлое скелетовидное образование между голубыми квадратами с возможным включением выше- и нижележащих центральных темных полос («позвоночник», «грудная клетка»).

Голубые квадраты, один или оба.

Верхушечная часть два остроконечных выступа на самом верху таблицы — «два человека издали», «клюв».

 

 

IX

 
  

(2 огненных дракона охраняют вход в башню, посередине темно-синие тучи, внизу отражение в алой воде.)

 

 

Общепринятые ответы:

Вся центральная светлая область с включением или без центральной полосы и двух глазоподобных пятен («платье», «скрипка»),

Вся нижняя розовая область («облака», «запеленованный младенец»),

Наибольший коричневый выступ («клешни рака»).

Небольшая область («голова лося»).

Розоватая область вместе с центральной полосой — «дерево».

Обе зеленые половины, взятые как целое («тазовые кости»).

 

 

Х

 

(Очень затрудняюсь. Скопище каких-то разноцветных сущностей. Наверху меч, поддерживаемый 2-мя воробьями. Они стоят на сером постаменте, от которого вниз свисают 2 женские груди, их поддерживают 2 красных мужских тени. По бокам серые насекомые машут опахалами из листьев. Коричневые зверьки несут желтые цветы. Внизу по бокам неопределенные красные пятна, между тенями мужчин, желтые птенцы, смотрящие на 2-х зеленых змей, прислонившихся друг к другу головами.) 

 

Общепринятые ответы:

Многообразные животные и насекомые (пауки, гусеницы).

Лицо с усами.

 

 

Интерпретация:

Большинство исследователей, разрабатывающих тест Роршаха, придерживались психоаналитических позиций и нередко, придают особое символическое значение отдельным категориям ответов:

Груди — у обделенных в детстве материнской заботой.

Скелеты и черепа они связали с мазохистскими или депрессивными тенденциями,  «чувство внутренней пустоты и холодности».   

Удельный вес человеческих образов -  показатель способности к зрелым межличностным отношениям.

Ягодицы и следящие глаза часто встречаются в ответах параноидных больных.

Взрывы и вулканы — чувство беспомощности,

Описание жестоких и диких животных — агрессивные тенденции.

Эмблемы — подавленное стремление субъекта к власти.

Одежда,  -  проявление поверхностного отношения к другим людям.

Растоптанные насекомые указывают на напряженные взаимоотношения с братьями и сестрами.

Маски  -  у людей, чувствующих себя под наблюдением и стремящихся спрятаться.

 

 

Ответы, в которых фигурируют круги, эллипсы, вазы, перекрестки долин и вообще все «U-формы»  - проявление нужды в убежище и защите.

 

Описания чудовищ, ведьм, диких животных, крови, огня, дыма, орудии агрессии, а также людей, животных и объектов в состоянии борьбы или деструкции с большой вероятностью говорит об агрессивных устремлениях личности и ее тревожности по отношению к себе или к другим людям.

 

Указания на внутренние органы (анатомические ответы) у лиц, не являющихся медицинскими работниками, могут отражать ипохондрические установки личности.

 

 

Оригинальные ответы встречаются приблизительно один раз на 100 ответов среди здоровых людей. Уменьшение количества популярных ответов, в то же время, отмечается при некоторых формах шизофрении и рассматривается, как признак отчужденности от мира. Другим признаком отгороженности от окружающего считаются низкие уровни реалистичности.

 

Популярные ответы, всеми авторами рассматриваются, как проявление тенденции мыслить общепринятыми и стереотипными терминами, как выражение «здравого смысла» и хорошей социальной приспособленности. У психически больных этот показатель может говорить о способности к контакту.

 

Последовательность. Если испытуемый на каждой таблице дает сначала целостный ответ, а затем переходит к деталям, то такая последовательность обозначается как строгая. Такие случаи крайне редки. Трезво мыслящие люди и ученые чаще дают упорядоченную, а «нервные», художники и лица, склонные к фантазированию, — свободную последовательность. Бессвязная последовательность встречается у шизоидных психопатов и больных шизофренией, обратная — у тревожных и осторожных личностей. Ответы, указанные по вертикальной оси,  - это проявление поисков поддержки у отца, а по горизонтальной оси — у матери.

 

Тип восприятия. У здоровых испытуемых чаще встречаются интерпретации целых человеческих фигур и животных, чем их частей. Обратное соотношение встречается при низком интеллекте, депрессии и тревожных состояниях. Более семи целостных ответов отмечается у лиц с высоким интеллектом и большим богатством ассоциаций, у людей честолюбивых, склонных к фантазии, и у художников. Если человек оперирует всем пятном целиком, значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи, и склонен к систематизированному мышлению.  Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен,  если на редких — склонен к «необычайному» и способен к обостренной наблюдательности. Чувства собственной незначительности выражается в увеличении  размера, силы, власти; переоценка собственной личности — в тенденции видеть все маленьким, безвредным, мирным, дружественным. При страхе испытать боль или мучения видятся многочисленные виды оружия либо живые существа с теми или иными повреждениями в качестве объекта агрессии.

 

Тип переживания. По мнению большинства исследователей, описание кинестетических ответов (движение объектов) является наиболее важным и оригинальным вкладом Роршаха в изучение личности. Признак одаренности и способности к творчеству. Например, кинестезии разгибания, когда человеческие фигуры видятся в активном движении, говорят о направленности к внешнему миру, а кинестезии сгибания (согнутые позы) — о бегстве от мира. Такие ответы редки у детей и малочисленны у лиц, страдающих органическим поражением ЦНС. Восприятие преимущественно головы и лица говорит об оценке личностных качеств в ущерб физическим и биологическим аспектам. Противоположная тенденция (игнорирование головы) наблюдается при трудностях в интеллектуальных аспектах межличностных отношений. Поднятые руки могут означать и просьбу о помощи, и управление оркестром, и угрожающую позу. Восприятие движения или жеста как просьбы о пощаде характерно для зависимых людей и не бывает у активных и самоуверенных личностей. Если испытуемый видит на таблицах двух людей, важно, как он оценивает отношения между ними: дружеские или враждебные, драматические или спокойные, искусственные или естественные. Враждебное отношение может вести к переживанию нейтральной ситуации наполненной элементами борьбы.  Трактовка ответов, описывающих движение неодушевленных объектов - отражение концепции «роли в жизни, желаемой, но недостижимой». Эйнсуорс и Клопфер считали признаком внутреннего напряжения и конфликта, отражением чувства беспомощности личности перед лицом угрожающих сил, находящихся вне ее контроля. Бом описал такие ответы исключительно у больных шизофренией и шизоидных личностей.

 

Цвета. Само по себе наличие цветовых ответов говорит о том, что субъект, скорее, взаимодействует со своим окружением, чем изолируется от него. Первичный ответ по цвету, есть показатель желаний, целиком концентрированных на себе; в протоколах здоровых взрослых почти не встречается. В маниакальном состоянии дается много цветовых ответов, при депрессии ответов на цвет становится меньше либо они вовсе исчезают. Чем тяжелее невроз, тем больше дается ответов. Среди больных неврозами самая высокая «сумма цвета» отмечена у истериков. Самое низкое число цветовых ответов отмечается у инертных, апатичных, эмоционально заторможенных больных, выражает чувства депрессии, дисфории или, наоборот, эйфории.  (Получается, что при любом ответе – вы все-равно не нормальный.) Различия в оттенках указывают на осторожно адаптируемую и сознательно контролируемую аффективность (неконтролируемость гнева). Интерпретация красного цвета связано с любовными, агрессивными и садистическими представлениями. Черное, в позитивном плане - символ авторитета, в негативном — отражением вины, мятежа, страха, суда. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей — о склонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, а у психически больных — о негативизме и странностях в поведении. Отрицание белого, может рассматриваться, как отрицание своей сущности: женского начала у женщин,  или мужского у мужчин.

 

Отказы. При затруднениях дать ответ на какую-нибудь таблицу могут встречаться при депрессиях, ступоре, эпилептическом абсансе, при неврозах и психопатиях, но нередко бывают и у здоровых людей. У больных шизофренией бывают отказы на «легкие таблицы» (1, III, V, VIII), в то время как остальные не вызывают у них затруднений.

 

Субъективная и объективная критика. Первая выражается фразами: «У меня недостаточно развита фантазия». Такие замечания являются признаками внутренней неуверенности и встречаются у психастеников, при неврозах, фобиях, шизофрении и органическом поражении мозга.

 

Педантизм формулировок. Многословное, обстоятельное толкование с тщательным описанием деталей считается характерным для больных эпилепсией или эпилептоидной психопатией.

 

Стереотипия. Предпочтение одной определенной категории содержания. Анатомическую стереотипию находят у соматических больных, при ипохондрических расстройствах у больных с неврозами и органическим поражением мозга. Стереотипия на лица встречается при фобиях. Стереотипия других частей тела (рук, пальцев, ног) отмечается при низком интеллекте, олигофрении и психическом инфантилизме.

 

Перевернутые ответы (например, табл. VI: «дерево вершиной вниз»; часто встречается у детей). У взрослых они могут быть проявлениями инфантилизма. В патологии встречаются при сенильной деменции, у травматиков и у больных эпилепсией.

 

Сексуальные ответы. Согласно наблюдениям Рапапорта и соавторов, психически здоровые люди нередко дают сексуальные ответы и формулируют последние «технически правильно». Больным с шизофреническими расстройствами мышления более свойственны неопределенная вербализация («основные части женщины», сцены, подразумевающего характера). Застревание на сексуальных деталях, Бом считает проявлением «сексуального страха» при неврозах.

 

Указания на деструкцию, например, «летучая мышь с оторванным крылом», агрессию (интерпретации с выражением прямой враждебности, борьбы, конфликта, указания на огнестрельное или холодное оружие и пр.), тревогу (страшные сцены с угрозами, опасные для человека животные и представители нечистой силы, указания на темноту и мрак)  - считаются выражением враждебности и тревожности испытуемых. (А что там еще можно увидеть, довольно готичные картинки.)

 

Ссылки на себя. Субъективное чувство, что таблицы или опрос имеют специальное отношение к испытуемому. Бом определяет этот феномен как проецирование собственной личности на толкование. Этот феномен встречается у больных шизофренией и эпилепсией. Более легкие формы встречаются при неврозах и психопатиях, как проявление эгоцентризма.

 

Фабулизация. К фабулизациям относятся ответы типа «ужасный человек», «угрожающая поза» и т.д. Такие ответы могут встречаться у чувствительных личностей. Наличие нескольких фабулизаций не является патологией, но обилие их указывает на аутистичность мышления. В отличие от больных шизофренией здоровые люди способны дать отчет об эксцентричности своих ассоциаций, когда их об этом спрашивают. Более патологическим вариантом данного феномена является расширенная фабулизация, представленная не отдельными словами, а целыми фразами. Фабулизированные комбинации, например,  «кролик с крыльями летучей мыши», встречаются и у здоровых людей, но последние, как правило, сопровождают такие ответы улыбкой или соответствующими объяснениями, удивляясь, что подобная мысль пришла им в голову. Больные шизофренией высказывают фабулизированные комбинации без всякой критики.

 

Абсурдные ответы. Придание отдельным пятнам специфических и разработанных значений, крайне далеких от реальных стимулов. Например, ответ на две точки: «один ребенок плачет, а другой смотрит на него»; табл. III: «человеческое колено»; табл. VII: «шнурки от ботинок». Во всех этих ответах форма пятна грубо игнорируется. Описываемый феномен является более грубой патологией. Даже однократное появление таких ответов указывает на грубое расстройство мышления; они характерны для больных шизофренией.

 

 

Роршах считал, что хороший интеллект характеризуется следующими признаками:

1. Количество ответов с четкой формой оптимально должно равняться 80—95 %.

2. Последовательность должна быть упорядоченной, т. е. на каждую таблицу должен даваться сначала целостный ответ, потом ответы на крупные и, наконец, на мелкие детали; при этом допускается не более одной-двух нерегулярностей.

3. Количество целостных ответов должно быть не менее 7—10, при этом большинство из них должны иметь хорошую форму. Роршах рассматривал такие ответы как индикатор предрасположенности к абстрактной деятельности и одновременно считал их показателем аффективного напряжения, поскольку наблюдал их у честолюбивых людей.

4. Тип восприятия должен быть «богатым», т. е. содержать оптимум распределения целостных интерпретаций, ответов на обычные и необычные детали; при этом удельный вес целостных ответов должен быть достаточно велик.

5. Удельный вес ответов по животным не должен превышать 50 % Автор теста считал этот показатель признаком стереотипии мышления.

6. Удельный вес оригинальных ответов должен быть не слишком высоким (не выше 50 %), но и не слишком низким. Этот показатель говорит о богатстве ассоциаций.

7. Должно быть несколько ответов по движению. По мнению Роршаха, такие ответы характерны для лиц, чья активность больше направлена на духовную деятельность, чем на окружающий мир.

 

 

 

Методика Роршаха создает лишь «иллюзию клинической полезности» и не может считаться приемлемой в научном плане. Полученные результаты интересны сами по себе как феномены зрительного восприятия, вне зависимости от степени их связи с теми или иными личностными характеристиками, а вот приписываемые им интерпретационные значения остаются до сих пор спорными.

 

Большинство психиатрических тестов невозможно пройти из-за запутанности их трактовки или из-за того, что для психиатрии – здоровых людей не существует.

В целом, понять, что все это значит довольно трудно, но времяпрепровождение весьма занимательное.

 

Серия сообщений "Тесты":
Часть 1 - Кажется я поняла в чем проблема моей жизни
Часть 2 - Моя аура
Часть 3 - Тест Роршаха
Часть 4 - Результат теста "В каком году ты умрёш? (как ни странно но то правдоподобный тест)(отредактирован! теперь тест стал еще точнее!!)"
Часть 5 - Результат теста "С какой экранной героиней ты похожа как 2 капли воды?"
...
Часть 40 - Нарисуйте человека
Часть 41 - Тест: Немного о вас...
Часть 42 - Тест «Несуществующее чудовище»

Рубрики:  Мемуары
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Суббота, 15 Мая 2010 г. 07:22 (ссылка)
для того, чтобы правильно проанализировать этот тест надо быть самим Роршахом, тоже и с Люшеровским тестом. Хотя я пользовалась, так...для себя. Много интересного узнаешь..))))
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку