-Рубрики

 -Всегда под рукой

//s49.radikal.ru/i125/1103/43/26f3ed0df6ab.jpg

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в karenkarmen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.07.2010
Записей: 130
Комментариев: 2
Написано: 201


НЕПРИНЯТЫЙ РЕАЛИЗМ ГЮСТАВА КУРБЕ

Пятница, 10 Июня 2022 г. 09:28 + в цитатник

3885872_BuH (500x630, 71Kb)


10 июня 1819 году родился знаменитый французский художник, один из основателей реализма Гюстав Курбе. Выставки его картин постоянно сопровождались громкими скандалами: стремление художника максимально правдиво изображать жизнь во всей ее неприглядной наготе приводило к обвинениям Курбе в излишнем натурализме и прославлении безобразного. Его стиль называли ню-реализмом, реалистичной эротикой и т. п. Живопись Курбе вызывала возмущение и рядовых горожан, и даже императора.

3885872_nK (600x446, 34Kb)
Гюстав Курбе. После обеда в Орнане, 1849

Л. Вентури писал, что ни один художник не вызывал такой ненависти мещан к себе, как Курбе, но ни один не оказал такого влияния на живопись ХIХ в., как он. Гюстав нарушал все традиционные каноны искусства, возвеличивая обыденные темы. Так, картина “После обеда в Орнане” показалась публике дерзостью, так как изображала повседневную сцену, не заслуживающую того, чтобы стать увековеченной: на ней художник, его отец и другие два земляка слушают музыку, сидя за столом.  
 
3885872_mD (600x407, 39Kb) 
Гюстав Курбе. Похороны в Орнане, 1850

Бурю негодования вызвала и картина “Похороны в Орнане”, на которой изображены 47 фигур жителей Орнана в натуральную величину. Эту работу назвали клеветой на провинциальное общество и обвинили автора в прославлении безобразного: “Этот человек переходит все допустимые границы, обрушиваясь в “Похоронах в Орнане” на устои семьи, религии, общества. Он швыряет картину вам в лицо, да так, что невозможно уклониться. Подумайте только - 20 метров густо записанного полотна, 50 пьяных рож, гигантизм безобразия!”. А Курбе всего лишь изобразил людей такими, какими он их видел: “Они не были красивы, и я не мог сделать их красивыми”, - объяснял он.
 
3885872_P5 (500x601, 64Kb)

Гюстав Курбе. Купальщицы, 1853 
 

о настоящий скандал разразился в 1853 году, когда в Салоне была представлена работа Курбе “Купальщицы”. За день до открытия Салона его посетил император Наполеон III. Когда он увидел эту картину, его возмущению не было предела: объемы и пропорции изображенной на ней нагой женщины выходили за рамки приличия. Разгневанный император в сердцах ударил по “Купальщицам” хлыстом. Что же так рассердило Наполеона III?

3885872_tB (500x608, 52Kb)

Гюстав Курбе. Виолончелист. Автопортрет, 1847 

Дело в том, что “Купальщицы” нарушили сразу несколько общепринятых правил. Нагая женщина выглядела чересчур реалистично. Учитывая то, что до этого обнаженная натура могла появляться лишь в картинах на мифологические темы, а нагота и позы персонажей должны были быть мотивированы сюжетом, нагота купальщицы показалась вульгарной, грубой и ничем не оправданной. Кроме того, ее поза напоминала позу, характерную для Марии Магдалины, когда ее изображали в момент встречи с воскресшим Христом. В таком контексте трактовка Курбе выглядела просто кощунственной. К тому же вытянутая рука женщины подразумевала какой-то диалог, ответное действие, но на картине ничего не происходило, создавалось впечатление, что сюжет в ней вообще отсутствует, и зрители чувствовали себя обманутыми.


3885872_Ni (500x613, 56Kb)

Гюстав Курбе. Женщина в волнах, 1868 

 
Шокирующий реализм Курбе проявлялся и в натуралистичности деталей: многих посетителей выставки возмутила не очень чистая накидка на бедрах купальщицы и грязные ноги сидящей женщины. После этого на виртуозно написанный пейзаж уже никто не обращал внимания, равно как и на другие достоинства картины.
 
3885872_GH (600x469, 42Kb)
Гюстав Курбе. Спящая обнаженная, 1862 

Ну и главное, что возмутило Наполеона III: обнаженная женская фигура должна была обладать классическими пропорциями, искажение которых воспринималось как гротеск. А Курбе был поклонником очень пышного женского тела. Один из критиков написал, что при виде такой красоты даже крокодил лишился бы аппетита, а Проспер Мериме заявил, что вид столь вульгарной плоти полностью отвращает его от любви.
 
3885872_avo (600x480, 49Kb)Гюстав Курбе. Женщина с белыми чулками, ок. 1861 


Императрица Евгения перед этим рассматривала картину Р. Бонер “Лошадиная ярмарка”, на которой был изображен конь-тяжеловоз першеронской породы. Увидев обнаженную купальщицу, она воскликнула: “Это тоже першеронка?”. Наутро публика штурмовала двери галереи - все хотели увидеть “першеронку”, которую со скандалом отхлестал император. Ежедневно около 200 человек посещали выставку только ради этой картины.

3885872_0t (600x404, 39Kb)
  Гюстав Курбе. Спящие,1866 
 
И сегодня работы Курбе не теряют своей популярности.

 

 

 

 

 

 
 

 

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку