Нил Лейфер. Мохаммед Али после нокаута Сонни Листона, 1965
Эта фотография по праву считается одной из лучших фотографий в истории спорта. Многие не знают работ Лейфера и того, что около 300 его фотографий были помещены на обложки легендарного Sports Illustrated, не все помнят тот бой и кто такой этот Сонни Листон, но в некоем коллективном сознании живет этот яркий образ. Как заметил сам автор: “Эта фотография показывает то, каким люди хотят запомнить Али: сильным, уверенным и немного хвастливым”.
На ней запечатлен финальный аккорд второй встречи Сонни Листона и Мохаммеда Али, которая проходила в мае 1965-го. Многие отмечают, что атмосфера перед боем была крайне напряженной, а фаворитом считался Листон, который жаждал реванша за бой 1964-го. Однако Мохаммед Али был на высоте и удивил всех, нокаутировав фаворита уже на второй минуте. Говорят, что после нокаута он кричал Листону: “Вставай и дерись, ты - подонок!..”
Многие отказывались верить в то, что произошло, и сразу поползли слухи, будто Листона заставили “лечь”: то ли его запугали люди из организации “Нация ислама”, с которой был связан сам Али, то ли из-за долгов перед мафией. Хотя все это было лишь слухами, а правдой было то, что Али нанес просто сногсшибательный удар.
Вот что тогда написал один из журналистов Sports Illustrated, наблюдавший за боем: “Нокаутирующий удар был произведен с той потрясающей быстротой, что и отличает Клея от любого другого тяжеловеса. Он уклонился от одного из увесистых джебов Листона, уверенно поставил свою левую стопу на канвас и резко ударил правой Листону в челюсть. Удар оказался такой силы, что поднял левую ногу Листона в тот момент, когда его тело уже падало на канвас”.
Джон Доминис. Знак солидарности с движением за права чернокожего населения США на Олимпийских играх в Мехико, 1968
Культовая фотография, запечатлевшая один из ярчайших моментов переплетения политики и спорта в истории. В 1968 году два американских спринтера потрясли всю мировую общественность, вскинув руки в приветствии, который многим известен под названием “Власть черным”. Акция проходила во время церемонии вручения медалей: Томми Смит получил золото, а Джон Карлос бронзу. Как только прозвучал американский гимн, спортсмены подняли кулаки и опустили головы, каждая деталь этой акции была тщательно спланирована.
Как пояснил позже Томми Смит, перчатки означали солидарность с движением, головы они склонили в знак молитвы, а босые ноги символизировали бедность черного населения США.
Примечательно, что акция обошлась дорого не только американцам, но и австралийцу Питеру Норману (серебро), которого мы также видим на снимке. Норман был солидарен с акцией, комментировал ее исключительно в положительном ключе и даже дал один дельный совет ее участникам. Так случилось, что Джон Карлос забыл взять на церемонию свои перчатки и Норман посоветовал использовать одну пару на двоих (на снимке видно, что спортсмены вздымают в приветствии разные руки).
Вся троица подверглась остракизму и жесткой критике со стороны родных спортивных организаций, Питера Нормана не включили в состав сборной на следующие Олимпийские игры, а семьям Смита и Карлоса неоднократно угрожали расправой.
В честь данного события в Университете Сан-Хосе был открыт памятник, изображающий двух атлетов на пьедестале, а сама фотография Доминиса была увековечена на одном из домов в Сиднее. Под ней стояла подпись: “Три гордых человека, Мехико, 1968”.
Джон Варлей. Бобби Мур и Пеле обмениваются футболками, 1970
Согласно легенде, традиция обмена футболками после матча появилась в 1931 году, но самый яркий и знаменитый эпизод проявления fair play произошел в 1970-м, по окончании матча Бразилия-Англия.
Это был очень красочный и напряженный матч ЧМ по футболу, обе команды были на высоте, но выиграла его Бразилия благодаря голу Жаирзиньо. Однако матч запомнился даже не голом, а одним из лучших сейвов в истории футбола.
Джон Варлей оказался единственным фотографом, кому удалось запечатлеть момент обмена футболками двух великих футболистов, питающих огромную симпатию друг к другу.
Боб Томас. “Рука Бога”, 1986
“Рука Бога” - один из самых известных голов в истории футбола и уж точно самый известный гол великого Диего Марадоны.
Все произошло в 1/4 финала ЧМ по футболу в Мексике (1986), во время матча Аргентина - Англия. Напряжение тогда зашкаливало не меньше, чем перед боем Али и Листона.
Событие произошло на 51-й минуте: Марадона находился в штрафной зоне и был один на один с вратарем, мяч, отскочивший рикошетом от английского полузащитника, летел в его сторону. Марадона, который был на 20 сантиметров ниже Питера Шилтона, в прыжке вытянул вверх левую руку и ударом кулака направил мяч в ворота. Судья не заметил трюк Марадоны и гол защитал.
Примечательно, что спустя четыре минуты после этого сомнительного эпизода Марадона забил свой действительно шедевральный гол: он пробежал около 60-ти метров, обыграл пятерых игроков сборной Англии и послал мяч в пустые ворота. Этот гол был признан голом века, но, по иронии судьбы, славу великому спортсмену принесла именно “Рука Бога”.
Марадона: “Если бы я мог извиниться и вернуться назад, я бы сделал это. Но гол есть гол, и благодаря нему Аргентина победила на чемпионате мира, а я стал лучшим игроком планеты”.
Уолтер Йосс. Slam Dunk 88
Все началось в 1985-м, за три года до великой дуэли двух мастеров. На соревновании по броскам сверху, который проводится во время “Уик-энда всех звезд НБА”, в финал вышли Майкл Джордан и Доминик Уилкинс. Тогда игрок Atlanta Hawks смог одержать уверенную победу над соперником из Chicago Bulls, но борьбы между ними не закончилась.
Очередная дуэль между Уилкинсом и Джорданом состоялась в 1988-м. Финал встречи был невероятно сильным по накалу: Уилкинс в двух попытках набрал максимум (50 очков), а Джордан проигрывал ему, так как за второй бросок получил 47. Но последний бросок Уилкинса оказался менее удачным, он получил всего 45, и у легендарного Джордана появился шанс. Он взмыл в воздух и бросил мяч в корзину настолько потрясающе, что даже сам Уилкинс признал: “Джордан совершил невероятно крутой бросок”.
Виктор Джеймс Ловеро. Майк Тайсон и откушенное ухо
Эвандера Холифилда, 1997
Второй титульный бой Майка Тайсона и Эвандера Холифилда завершился едва ли не самым знаменитым эпизодом в истории бокса - откушенным ухом тяжеловеса Холифилда. Это событие имело такой резонанс, что до сих пор Железного Майка частенько вспоминают не за мощные удары и заслуженные титулы, а за этот каннибалистический акт. Совсем недавно Foot Locker выпустил рекламный ролик, кульминацией которого стало возвращение откушенного кусочка Эвандеру, а рэпер Фредди Гиббс выпустил клип, видеоряд которого состоит из эпизодов того знаменитого боя.В 2009-м на суперпопулярном шоу Опры Майк попросил прощения у Холифилда, а в 2012-м два боксера продвигали соус барбекю Real Deal (Холифилд является лицом компании).
Питер Шольс. Зидан бьет головой Матерацци, 2006
Скандальный эпизод, произошедший в финале ЧМ по футболу 2006 года, не только омрачил прощальный матч Зинедина Зидана, но и стал культовым в прямом смысле слова. Известно, что французский скульптор алжирского происхождения Адель Абдессемед увековечил знаменитый удар Зидана в виде скульптуры, которая выставлялась в парижском центре Помпиду и в столице Катара.
Сам эпизод произошел в дополнительное время финального и очень напряженного матча: двое игроков с непростыми характерами схлестнулись в словесной перепалке. До конца неизвестно, что именно сказал итальянский защитник Марко Матерацци звезде французского футбола. В своей книге “Что я сказал Зидану?” он не приводит точного ответа, а лишь придумывает множество остроумных примеров на эту тему.
Впрочем, есть и некая основная версия, которая говорит, что все произошло из-за чрезмерной опеки со стороны Матерацци. Зидан заметил, что если Матерацци так сильно хочет заполучит его футболку, то достаточно подождать конца матча, на что защитник ответил, что предпочел бы его сестру-шлюху, а не футболку. Зидан не стал долго думать и резко боднул Матерацци. Примечательно, что голландец Питер Шольс оказался единственным фотографом, заснявшим этот удар.