Вначале мне захотелось оспорить твоё высказывание. Но, немного подумав, я понял, что мы просто говорим о немного разных вещах.
Под информацией я имел ввиду не столько о знаниях индивида, сколько о невозможности предвидеть некоторые изменения в окружающей среде.
Для ясности приведу некий абстрактный пример.
Допустим, у меня есть машина и в выходные я отвёз к себе на дачу друзей. Там мы ели шашлыки, употребляли алкоголь и всячески наслаждались жизнью. Но внезапно один из друзей серьёзно поранился и ему потребовалась медицинская помощь. До этого момента я поступал правильно, но когда он поранился, стало ясно, что употреблять алкоголь было ошибкой. Если бы я её не допустил, я мог бы отвезти его в больницу. Но мог ли я предвидеть подобный поворот событий? Нет, я так не думаю.
Большинство же ошибок, ответственность за которые целиком и полностью лежит на мне, я совершал поддавшись лени, нетерпеливости, излишней самоуверенности или эгоизму.
Что до состояния просветления - боюсь, что не совсем тебя понимаю. Видимо, чтобы это понять, нужно этого состояния достичь. ))
Социальная система не знает причин, может лишь догадываться о мотивах и осознаёт едва ли половину последствий. Едва ли она годится на роль судьи. ))
ооооо, люблю рыть и копать, пожалуй нам потребуется бульдозеры и экскаваторы -))))
информация, а точней отсутствие ее - это невежество, будь то нетерпение из-за невежества(что-либо сделанное не вовремя) или же невежество незнания(в частности от нежелания признавать что-либо), либо невежество знания(нас воспитывали же, нас мучали в школах и всяких институтах))
когда же человек вежественен, то он скажем так встроен в жизнь и действует гармонично, тут даже порой не ум действует же, верно? и интуитивно идет туда куда следует.
мы изнутри заселены суб-личностями, которые играют в театр нашей жизни и это наша личность совершает "ошибки", но добираясь же до сущностного состояния(просветления) мы прекрасны.
даже не могу сказать что мы правильно себя ведем или не совершаем ошибок, мы просто прекрасны в этом состоянии. и может со стороны непонятны и нелогичны и ошибочны поступки , с точки зрения соц-системы.
....далее следовало очень много мыслей, что их невозможно было укомплектовать в разборчивый текст.. -)))
а с вопросом "а мог ли я поступить иначе" - я согласен, и еще добавляю после него "благодарю я: за что? кого?"
Всё это так. Но есть один нюанс. Информация, а точнее - её отсутствие.
Человек всегда поступает правильно (разумеется, правильно для себя, а не вообще), исходя из обстоятельств, собственных знаний и способностей. Человек соврешает правильный поступок, а потом смотрит на последствия. А последствия показывают, что этот поступок был ошибкой. В панике, человек пытается понять, почему так случилось. Почему правильный поступок оказался ошибкой? А ответ прост - когда он принимал решение, он чего-то не знал, просто не мог знать. В результате, в момент принятия решения его поступок был единственно-верным, а в свете новых знаний оказался ошибочным.
В связи с этим, я считаю формулировку "право на ошибку" лишённой смысла. Это то же самое, что сказать "Если подбросить мяч в воздух, у него будет право упасть обратно". Это не право, это неизбежность. Никогда не ошибается только тот, кто ничего не делает.
А с ответственностью всё сложнее. Я обычно измеряю ответственность за свои ошибки одним простым вопросом - "А мог ли я поступить иначе?" Дать однозначный ответ на этот вопрос намного сложнее, чем может показаться. Но, если это удаётся, я могу определить, насколько велика моя ответственность за совершённую ошибку.
Как-то так.
облегчение было сразу после того как состоялись мои "10 минут позора" но это лишь потому что я не оч люблю выступать на публику.
остальное меня мало заботит.
а трудностей всегда и везде хватает, успевай тока создавать их -)