-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109412
Комментариев: 6802
Написано: 117885


24 мая родились...

Пятница, 24 Мая 2024 г. 03:40 + в цитатник
Воронцов-Дашков (490x700, 242Kb)
1877
Граф Илларион Илларионович Воронцов-Дашков
полковник лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка, герой Первой мировой войны. Православный. Третий сын генерала от кавалерии графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова и жены его Елизаветы Андреевны Шуваловой (1845—1924). По окончании Пажеского корпуса по 1-му разряду в 1898 году, выпущен был корнетом в лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк. Произведен в поручики 6 декабря 1902 года, в штабс-ротмистры — 19 декабря 1905 года. С 18 сентября 1909 года назначен адъютантом к великому князю Михаилу Александровичу, с оставлением в списках лейб-гвардии Гусарского полка. Произведен в ротмистры 24 марта 1911 года, в полковники — 19 декабря 1913 года. С началом Первой мировой войны, 5 сентября 1914 года назначен командиром Кабардинского конного полка. Пожалован Георгиевским оружием «За то, что, будучи командиром Кабардинского конного полка, в бою 10 сентября 1915 года при боевой разведке на реке Стрыпе, с целью определения расположения противника на фронте дивизии, командуя двумя ротами 128-го пехотного Старооскольского полка, 6-ю орудиями и двумя полками конницы, успешно выполнил порученную ему разведку, причем взятие высоты 392 дало возможность прочно закрепиться дивизии на всем фронте и развить впоследствии успешное продвижение на соседних участках 11-го корпуса.» 6 апреля 1916 года возвращён на должность адъютанта великого князя Михаила Александровича, с оставлением по гвардейской кавалерии. В Гражданскую войну участвовал в Белом движении в составе ВСЮР и Добровольческой армии. Участвовал в организации Терского восстания. В мае 1920 года прибыл в Крым. В эмиграции во Франции. Скончался в Париже 20 апреля 1932 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Воронцов-Дашков01 (542x700, 210Kb)
Ирина Васильевна на костюмированном балу 1903 г.
Семья
Был женат на Ирине Васильевне Нарышкиной (1880—1917), фрейлине двора (1898); дочери известного петербургского богача Василия Львовича Нарышкина (1841—1909) от брака с княжной Феодорой Павловной Орбелиани (1852—1930). Высокая, хорошо сложенная, смуглая, как все Нарышкины, Ирина, по воспоминания Ю.А.Олсуфьева, обладала большим шармом и была всегда приветливая, милая и простая. «Было всегда что-то грустное в её глубоких, черных глазах». После развода в 1913 году, вышла замуж за генерал-майора князя С.А.Долгорукого. По официальной версии скончалась от воспаления легких, по другой версии покончила жизнь самоубийством по причине разлада со вторым мужем. Дети: Граф Роман Илларионович Воронцов-Дашков (8 сентября 1901 г., Царское Село — 12 ноября 1993 г., США). В первом браке был женат на Анриетте Жюльетте Оден (1894—1979). Развелись в 1928 году. Во втором браке (с 1975 г.) был женат на американке Елизавете Каролине Садтлер. Детей не имел. В эмиграции работал менеджером отеля. Мария (1903—1997), в 1922 году вышла замуж за князя Никиту Александровича. Их дети: Князь Никита Никитич; Князь Александр Никитич; Граф Михаил Илларионович Воронцов-Дашков (22 июля 1904 г., Санкт-Петербург— 14 марта 1983 г., Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем; похоронен на местном кладбище). В эмиграции жил во Франции, работал инженером. Увлекался масонством, член основатель ложи Астрея (1965), её привратник, знаменосец (1975-1976). Выполнял обязанности досточтимого мастера ложи Юпитер (1962). Выступал на собраниях лож с докладами. Награжден почетной медалью Верховного совета Франции. В 1934 году в Париже женился на княжне Марине Петровне Мещерской (10 января 1913 г., Санкт-Петербург – 28 декабря 1994 г., Париж; похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа). В браке родился один сын. Развелись в 1941 году. В 1968 году женился на Синтии Гейтс (родилась 9 октября 1922 г.). Во втором браке детей не имел. От первого брака сын: Граф Семён Михайлович Воронцов-Дашков (15 февраля 1936 г., Нейи-сюр-Сен – 22 августа 2004 г., Париж; похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа). Детей не имел; Граф Александр Илларионович Воронцов-Дашков (11 января 1906 г., Санкт-Петербург — 2003 г., Париж; похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа). Проживал во Франции, состоял в Национальной организации русских разведчиков. Никогда не принимал иностранного гражданства. В 1990 и 1993 гг. приезжал в Россию. В 1951 году женился на Александре Дмитриевне Мироновой (24 ноября 1911 г., Москва – 9 марта 1991 г., Париж; похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа), известной оперной певице, выступавшей под псевдонимом Барбары Никиш. Детей не имел; Граф Илларион Илларионович Воронцов-Дашков (16 июля 1911 г., Парголово, под Санкт-Петербургом — 11 марта 1982 г., Палм-Спрингс (Калифорния); похоронен кладбище Висбадена рядом с бабушкой). Женат не был и потомство не оставил. Вторая жена — Людмила Николаевна Ушакова. Награды: Орден Святого Станислава III степени (Высочайший приказ 19 декабря 1908); Орден Святой Анны III степени (Высочайший приказ 8 декабря 1911); Орден Святого Станислава II степени (Высочайший приказ 5 декабря 1914); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 22 января 1915); мечи к ордену Св. Станислава II степени (Высочайший приказ 22 сентября 1915); Орден Святого Владимира III степени с мечами (Высочайший приказ 12 марта 1916); Орден Святой Анны II степени с мечами (Высочайший приказ 19 октября 1916); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 21 ноября 1916).

 (529x698, 59Kb)
1877
Николай Павлович Рябушинский
российский меценат. Родился в Москве. Единственный из братьев Рябушинских, вышедших из семейного предприятия, пятый сын Павла Михайловича. Как и старшие братья, получил хорошее коммерческое образование, но решив посвятить себя искусству, получил свою долю паев в семейном предприятии. На его средства издавался иллюстрированный журнал по вопросам искусства и литературы «Золотое руно». Он выходил в 1906—1909 и объединял представителей символизма: А.А.Блока, В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковского. На страницах этого журнала печатались И.А.Бунин, Л.Н.Андреев, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Корней Чуковский. Сюда же входили художники объединения «Голубая роза»: М.С.Сарьян, П.В.Кузнецов, С.Ю.Судейкин, Н.Н.Сапунов. По инициативе редакции журнала устраивались выставки произведений современных русских художников, неизменно привлекавшие к себе внимание публики. По заказу Н.П.Рябушинского на Нарышкинской аллее близ Петровского парка в начале 20 века была возведена одна из самых роскошных загородных дач ближнего Подмосковья, получившая название «Черный лебедь». Эта вилла славилась не только своей оригинальной архитектурой и богатой меблировкой, шумными приемами для московской богемы, но и исключительной коллекцией картин. Николай Павлович собирал старую и новую живопись. Среди картин старых западноевропейских мастеров были работы Лукаса Кранаха Старшего, Брейгеля, Пуссена. Французская школа была представлена художниками Корнелисом Ван Донгеном и Жоржем Руо. Их полотна он стал собирать первым из русских коллекционеров. Однако большую часть собрания составляли картины русских мастеров, группировавшихся вокруг журнала «Золотое руно». По инициативе Николая Павловича в марте 1907 открылась выставка московских символистов, вошедшая в историю русского искусства как выставка «Голубая роза». Экспозиция была устроена в доме фарфорового фабриканта М.С.Кузнецова на Мясницкой (ныне дом 8). Стены всех залов были задрапированы серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, стояли многочисленные вазы с гиацинтами, нарциссами, лилиями. На выставку были приглашены известные музыканты. Здесь же читали стихи Андрей Белый и Валерий Брюсов. Устроители выставки во главе с Николаем Павловичем стремились создать атмосферу полного погружения в искусство, особого рода «благоговейной сосредоточенности». Художественный критик Сергей Маковский назвал выставочные залы «часовней искусств». После закрытия выставки в коллекцию Рябушинского перешли многие картины. В собрании Рябушинского были известные скульптуры О.Родена — одна из фигур композиции «Гражданам Кале» (тонированный гипс) и бюст Виктора Гюго (мрамор). Фигура Рябушинского и его начинания вызывали в основном ироническое отношение к себе. Большая часть интеллигенции, воспитанная на «критическом реализме» и передвижниках, вообще воспринимала новое искусство как скандал, а уж участие в художественном процессе купца, само звание которого ассоциировалось лишь с самодурами А.Н.Островского, и вовсе казалось скверным анекдотом.
Рябушинского-Вилла_«Черный_лебедь»_(Н.П._Рябушинского)_в_Петровском_парке (700x467, 543Kb)
Вилла «Черный лебедь» (Н.П.Рябушинского) в Петровском парке
Между тем, дальнейшее развитие искусства показало, что Николай Павлович обладал и вкусом, и настоящим чутьем на подлинно художественные вещи. К концу 1909 он разорился: сказались непомерные расходы на издание роскошного журнала, затраты на организацию блестящих выставок, а также беспорядочная жизнь. В 1911 он был вынужден распродать часть своей коллекции с аукциона. В первую очередь были проданы картины старых европейских мастеров, перепроданные в 1916 в Нью-Йорке, причем Рябушинскому удалось выкупить некоторые свои картины. Любимую часть своей коллекции — картины русских мастеров начала 20 века — он решил сохранить. Однако пожар на вилле «Черный лебедь» погубил ряд полотен, чудом уцелел портрет Брюсова работы М.А.Врубеля. Таким образом, от коллекции осталось лишь то, что располагалось в московском особняке Рябушинского. Коллекционер был вынужден продать и свое небольшое собрание икон; их новым обладателем стал известный собиратель А.В.Морозов. Октябрь 1917 Рябушинский встретил в Москве. Некоторое время он состоял на государственной службе в качестве консультанта и оценщика произведений искусства, в 1922 эмигрировал. Его художественное собрание было национализировано и поступило в Государственный музейный фонд. Оттуда произведения разошлись по многим галереям России. Рябушинский поселился во Франции, где владел сетью антикварных магазинов. Умер в Ницце в апреле 1951 года.

Lillian_Moller_Gilbreth (549x700, 188Kb)
1878
Лилиан Моллер Гилбрет (Lillian Moller Gilbreth)
американская учёная, консультант по менеджменту, производственный психолог, эксперт по кадровым ресурсам предприятий и эргономике. Вместе с супругом Фрэнком Б.Гилбретом является основоположником науки о движениях (motion study), автором ряда методов научной организации труда. Уделяла особое внимание значению психологии в производственном и образовательном процессах. Занималась изучением таких аспектов управленческой работы как производственная усталость, мотивация, рационализация рабочего места. К другим профессиональным интересам Лилиан Гилбрет относились: психология потребления, реабилитация раненых и инвалидов (в том числе больных эпилепсией и слепых), организация труда домашней хозяйки, дизайн кухни. Среди представителей школы научной организации управления первой получила степень доктора философии. Лилиан Моллер Гилбрет родилась в Окленде, штат Калифорния, в семье преуспевающего предпринимателя Уильяма Моллера. Родители Лилиан принадлежали к высшему слою американского общества, однако Моллеры, семья Лилиан по отцовской линии, занимали более высокое общественное положение, чем Дельгеры, родственники по материнской линии. Джон Моллер, дед Лилиан, занимался сахарорафинадным производством сначала на родине, в Германии, затем на Восточном побережье США. В Нью-Йорке Моллеры жили на знаменитой 37-й улице Манхэттена. В юности Уильям Моллер работал на сахарорафинадном заводе своего отца. Переехав в Окленд, он держал магазин санитарно-технического оборудования. Мать Лилиан, Энни Дельгер Моллер, была домохозяйкой. Дед Лилиан по материнской линии, Фредерик Уильям Дельгер, считается одним из первых миллионеров Окленда. Фредерик и Эрнестина Дельгер эмигрировали из Германии в США в 1847 году. Через три года они переехали из Нью-Йорка в Сан-Франциско, надеясь разбогатеть во время Золотой лихорадки 1849 года. В Сан-Франциско Дельгер действительно разбогател: сначала он держал обувную мастерскую, затем занимался операциями с Оклендской недвижимостью. Лилиан была старшей из девяти детей Моллеров. За четыре года до рождения Лилиан у Моллеров умерла первая дочь, Аделаида (1873-1874). Лилиан росла тревожным, пугливым и застенчивым ребёнком. Её мать часто жаловалась на своё плохое самочувствие, и у Лилиан развилась болезненная тревога за её жизнь. С шести до девяти лет Энни Моллер сама обучала свою дочь, поскольку хрупкая психика Лилиан не выдержала двух первых попыток пойти в школу: в шесть и в восемь лет. К девяти годам, благодаря усилиям родителей, которые делали все возможное, чтобы вселить в дочь чувство спокойствия и уверенности, Лилиан поборола боязнь коллектива и пошла в школу. С ранних лет Лилиан обожала книги. Они были для неё укрытием от тревог и огорчений реальной жизни. Лилиан никогда не была популярна в школе и никогда не получала валентинок от одноклассников. Стараясь сделать приятное Лилиан, её мать приносила в школу подделанные ею валентинки "от одноклассников", однако Лилиан было хорошо известно об этой хитрости. В старших классах Лилиан обнаружила способности к поэзии, и её стихи, опубликованные в школьной газете, вызвали восторженные отзывы учителей и одноклассников. Несмотря на то, что женское высшее образование не одобрялось как жизненный выбор для девушки из богатой семьи, родители Лилиан позволили ей поступить на факультет английского языка и литературы в Калифорнийский университет в Беркли в 1896 году, надеясь на то, что она быстро выйдет замуж и необходимость в получении образования отпадет сама собой. В университетские годы Лилиан окончательно поборола стеснительность и с удовольствием участвовала в театральных постановках. В 1900 году Лилиан получила диплом бакалавра и за академические успехи была выбрана одним из трёх спикеров на церемонии вручения дипломов. Она была первой окончившей Беркли женщиной, удостоившейся подобной чести. Речь, обращённая к выпускникам Беркли 1900 года, называлась "Жизнь - возможность или тупик?" (Life - A Means or an End). Вдохновленная успехами, Лилиан поступила на магистерскую программу в Колумбийский университет в 1900 году. Профессор литературы из Беркли посоветовал Лилиан выбрать профессора Джеймса Брэндера Мэттьюса в качестве научного руководителя магистерской диссертации по литературе. По приезде в Колумбийский университет выяснилось, что профессор Мэттьюс не руководит дипломными работами обучающихся в университете женщин. Лилиан перевелась на факультет психологии и рассчитывала изучать особенности человеческой мотивации под руководством профессора Эдварда Торндайка. Она очень тосковала по семье, плохо переносила бытовую неустроенность кампуса, в конце концов, сильно заболела и вернулась в Калифорнию зимой 1901 года. В 1902 году Лилиан окончила магистерскую программу университета Беркли по специальности "английская литература", написав выпускную работу по пьесе "Варфоломеевская ярмарка" Бена Джонсона.
Вклад в разработку принципов научной организации труда
С 1904 по 1924 сотрудничала со своим супругом, Фрэнком Гилбретом старшим. Вместе супруги Гилбрет разрабатывали научные методы управления. В отличие от Фредерика Тейлора, Гилбреты делали упор на гуманистическую составляющую труда, указывали на важность адекватного подбора и обучения персонала. Они первыми среди представителей школы научной организации труда обратили внимание на уровень физического и психологического комфорта рабочего, доказывая, что не скорость работы, а степень удовлетворенности рабочего своим трудом, является важнейшим фактором увеличения производительности. На предприятиях Гилбреты ввели короткие перерывы для отдыха, систему ученичества; предложили более удобную организацию рабочих мест. Супруги Гилбрет являются изобретателями микрохронометра, циклографа и циклографического метода, карт технологических процессов. Супруги Гилбрет разложили трудовые движения на микроэлементы и проводили их анализ с помощью хронометра.
Проекты, связанные с улучшениями условий труда лиц с ограниченными физическими возможностями
Лилиан Гилбрет возглавляла экспертный комитет по интеграции девочек с ограниченными способностями в основной скаутский состав. 1954—1958 — Сотрудничала с Гарольдом Смолли на проекте по изучению больничных условий. Изучалась работа санитаров, особенности закупки и хранения медикаментов и оборудования; также велась работа по проектированию удобной больничной кровати. В начале 1960-х совместно с Американским институтом архитектуры выполняла работу по анализу доступности зданий для лиц, ограниченных в возможностях передвижения. В рамках этого проекта ряд зданий был оборудован пандусами, а также специальными туалетами и лифтами. Входила в Комитет по трудоустройству людей ограниченной трудоспособности (Committee on the Employment of the Handicapped) 36-го президента США Линдона Джонсона. Вспышка полиомиелита в начале 1950-х годов привела к резкому увеличению числа людей с ограниченной возможностью передвижения. Лилиан Гилбрет обратила свои усилия на разработку более удобного домашнего пространства, подходящего для домохозяек с ограниченными физическими возможностями, в особенности, страдающих болезнями сердца. Параллельно Лилиан проводила консультационную работу с производителями детской одежды с целью разработки технологии производства более простой в уходе одежды.
Сотрудничество с американским правительством
Лилиан Гилбрет входила в Экспертный совет по гражданской обороне Гарри Трумэна в начале 1950-х годов.
Дизайн домашней кухни
В 1920-е производители домашней техники стали рассматривать женщину как целевую аудиторию своих маркетинговых инициатив. В это время в американских домохозяйствах появились первые холодильники, и газовые и электрические компании конкурировали между собой в изготовлении наиболее совершенной холодильной установки. В 1929 году Бруклинская городская газовая компания (англ. Brooklyn Borough Gas Company) наняла Лилиан Гилбрет для разработки проекта "Практичная кухня" (Kitchen Practical). Целью проекта была, прежде всего, реклама продукции Бруклинской городской газовой компании. Помимо этого проект отражал результаты исследований Лилиан Гилбрет в области изучения движений домашней хозяйки на кухне. До конца 1920-х традиционный дизайн кухни представлял собой расставленную по углам большой комнаты мебель: обеденный стол, отдельно стоящий шкаф для посуды, контейнер для льда, раковина с сушкой и плита. Хранение продуктов и кухонной утвари было относительно бессистемным; часто для их хранили в подсобном помещении. В 1930 году, опираясь на результаты исследований трудовых движений, Лилиан Гилбрет спроектировала модель кухни для журнала "Нью-Йорк Геральд Трибьюн". В данном проекте Лилиан уделяла особое внимание соответствию высоты мебели росту домашней хозяйки. В дизайне, предложенном Гилбрет, столешница была объединена с плитой в единый рабочий блок. В верхней части блока располагались навесные шкафы для хранения продуктов; в нижней части — шкафы для хранения утвари. Холодильник находился в непосредственной близости от рабочей зоны. Особенностью проекта Лилиан Гилбрет было введение в дизайн столика на колесах, который давал дополнительную, мобильную рабочую поверхность. Он использовался, в частности, для транспортировки грязной посуды от стола к раковине. Раковина находилась в центре второй рабочей зоны, в которой находилось мыло, губка и сушилка для посуды. Лилиан провела эксперимент по минимизации движений на кухне, используя в качестве задачи приготовление клубничного пирога. В результате применения принципа "кругового маршрута" (англ. circular routing), Лилиан сократила количество операций, необходимых для приготовления пирога, с 97 до 64, а количество шагов, производимых хозяйкой, с 281 до 45. В 1940-е принцип "кругового маршрута" стал называться "рабочим треугольником". Другие инновации Лилиан Гилбрет в области дизайна кухни и кухонных приспособлений включают: присоединение ножной педали к домашнему мусорному контейнеру с крышкой; встроенные в дверь холодильника полки; электрический миксер для взбивания продуктов. В 1948 году Лилиан занялась проектированием домашней кухни, дизайн которой подходил бы домашним хозяйкам, страдающим болезнями сердца. Проект назывался Heart Kitchen и спонсировался Нью-Йоркской ассоциацией сердечных заболеваний. Демонстрация спроектированной кухни проходила в Центре реабилитации госпиталя Bellevue Нью-Йоркского университета.
Книга и фильм «Оптом дешевле»
В 1948 году двое детей Лилиан, Эрнестина и Фрэнк, опубликовали юмористический роман Оптом дешевле (Cheaper by the Dozen), описывающий быт семьи Гилбретов до 1924 года. Идея произведения принадлежит Эрнестине Гилбрет Кэри. В 1944 году у неё родился второй ребёнок, в связи с чем она оставила работу байера в Macy's и решила попробовать себя в писательском деле. К середине 1945 года Эрнестина закончила рукопись "Оптом дешевле" и, по рекомендации матери, показала её брату Фрэнку, работавшему в то время редактором в газете «Charleston Post & Courier». Фрэнк значительно сократил роман и привнес в него комическую составляющую. В отборе фактов для включения в книгу участвовали все дети Гилбретов. Были также использованы номера семейной газеты Ambidextrous, выходившей каждое Рождество.
Последние годы и смерть
Практически прекратила профессиональную деятельность к началу 1968 года в связи с резким ухудшением здоровья. У Лилиан был диагностирован атеросклероз и выявлены и удалены несколько раковых образований на коже. Объявила об уходе из профессии 3 декабря 1968 года на одной из конференций в рамках мероприятий по празднованию столетия Фрэнка Гилбрета, проходившей в гостинице "Хилтон", Нью-Йорк. В своей короткой речи она сначала произнесла что-то на немецком, затем добавила: "Как говорила моя мама, "Голос сердца звучит тогда, когда уста хранят молчание."" С декабря 1968 по апрель 1969 года жила в доме свой дочери Эрнестины Гилбрет Кэри в городе Парадиз Вэлли, штат Аризона. В апреле 1969 года Лилиан оступилась и сломала бедро; за этим последовало несколько микроинсультов, в результате которых были нарушены функции опорно-двигательного аппарата и произошла частичная утрата памяти. Умерла 2 января 1972 года, в два часа утра, в доме престарелых Beatitudes города Феникса, штат Аризона. Согласно завещанию Лилиан Гилбрет, её глаза должны были быть использованы для трансплантации или проведения исследований, однако из-за занятости хирургов, эта часть завещания выполнена не была. Прах Лилиан Гилбрет был развеян над Атлантическим океаном близ города Нантакет, штат Массачусетс. Имя Лилиан Гилбрет было добавлено к надгробию Фрэнка Гилбрета (город Фэрфилд, штат Мэн).
Семья По материнской линии: Дед — Фредерик Уильям Дельгер (Frederick William Delger) (11 марта 1822 —25 апреля 1898); Бабушка — Эрнестина Блехер Дельгер (Ernestine Blecher Delger) (18 декабря 1830—6 января 1906); Тетя — Др.Лилиан Дельгер Пауэрс (Lillian Delger Powers) (1866—1953) — американский психоаналитик, ученица Зигмунда Фрейда в 1924-1926-х гг. По отцовской линии: Дед — Йохан (Джон) Моллер (Johan (John) Moller) (18 февраля 1815—12 мая 1902); Бабушка — Адельхайт Кулман (Adelheit Kuhlman) (1819—22 июня 1899). Близкие родственники: Мама — Энни Дельгер Моллер (Annie Delger Moller) (24 декабря 1854—11 октября 1930); Отец — Уильям Моллер (William Moller) (23 февраля 1845—8 сентября 1923); Супруг — Фрэнк Банкер Гилбрет старший (Frank Bunker Gilbreth Sr.) (7 июля 1868—14 июня 1924) — американский инженер-строитель, представитель школы научной организации труда, основоположник науки о движениях, изобретатель. Дети: Энн Моллер Гилбрет Барни (Anne Moller Gilbreth Barney) (9 сентября 1905 —16 февраля 1987); Мэри Элизабет Гилбрет (Mary Elizabeth Gilbreth) (13 декабря 1906—31 января 1912); Эрнестина Гилбрет Кэри (Ernestine Gilbreth Carey) (5 апреля 1908 —4 ноября 2006) — американская писательница, соавтор книги "Оптом дешевле"; Марта Банкер Гилбрет Толмэн (Martha Bunker Gilbreth Tallman) (5 ноября 1909—15 ноября 1968); Фрэнк Банкер Гилбрет мл. (Frank B. Gilbreth Jr.) (17 марта 1911—18 февраля 2001) — американский писатель, автор популярных в 1940—1950-е книг, соавтор книги "Оптом дешевле"; Уильям Моллер Гилбрет (William Moller Gilbreth) (18 декабря 1912 —14 апреля 1990); Лилиан Моллер Гилбрет Джонсон[66] (Lillian Moller Gilbreth Johnson) (17 июня 1914—23 июня 2001); Фредерик Моллер Гилбрет (Frederick Moller Gilbreth) (17 августа 1916—30 ноября 2015); Дэниэл Банкер Гилбрет (Daniel Bunker Gilbreth) (17 сентября 1917—13 июня 2006); Джон Моллер Гилбрет (John Moller Gilbreth) (29 мая 1919—25 декабря 2002); Роберт Моллер Гилбрет (Robert Moller Gilbreth) (4 июля 1920—24 июля 2007); Джейн Моллер Гилбрет Хеппс (Jane Moller Gilbreth Heppes) (22 июня 1922—10 января 2006). Сотрудничество с университетами: «Похоже они [студенты Висконсинского университета] ожидали, что в аудиторию войдет Мирна Лой, и потому были несколько разочарованы, увидев меня.» Лилиан Гилбрет, 1955; 1935—1948 — Профессор инженерного факультета университета Пердью; 1940 — Речь на выпускной церемонии университета Нью-Гемпшира; 1941 — Профессор кафедры производственных отношений; заведующая департамента изучения кадровых отношений Инженерного колледжа Ньюарка; 1952 — Почётный доктор колледжа Миллз, Окленд, Калифорния; 1953 — Почётный доктор инженерных наук Принстонского университета; 1953—1964 — Работала консультантом в университете Коннектикута; 1955 — Приглашённый профессор инженерного факультета и почётный доктор университета Висконсина. Награды и премии: 1921 — Почётный член Общества производственных инженеров; 1931 — Медаль имени Ф.Б.Гилбрета; 1944 — Медаль Ганта; 1948 — Титул "Женщина года", номинирована Женской ассоциацией США; 1949 — Медаль Института Социальных наук; 1951 — Награда Уолласа Кларка; 1954 — Вашингтонская премия; 1954 — Золотая медаль Международного комитета по научному управлению (англ. International Committee of Scientific Management, CIOS); 1954 — Признана "выдающимся выпускником" Калифорнийского университета в Беркли; 1956 — Награда Общества инженеров Германии (нем. Verein Deutscher Ingenieure); 1957 — Отличительная награда "Инженеры Южной Калифорнии"; 1957 — Титул "Мама года" от штата Нью-Джерси; 1959 — Медаль Коллимора; присуждена Инженерным колледжем Ньюарка; 1959 — Награда Американской Ассоциации Систем и Процедур; 1959 — Титул "Мама столетия", присуждена Обществом производственного менеджмента; 1961 — Награда за вклад в изучение общественных отношений, присуждена Новой школой социальных исследований; 1962 — Награда Ассоциации менеджеров и индустриальных инженеров Филиппин; 1963 — Медаль Association Interprofessionnelle pour l'Etude du Travail; 1965 — Национальная награда "В честь работающей женщины", Главная ассоциация деловых центров, Детройт; 1965 — Президентская премия, Национальная ассоциация реабилитации; 1965 — Избрана в Национальную академию инженерных наук США; 1966 — Малая медаль МакЭллигот, Женская ассоциация университета Маркетт; 1966 — Гуверовская медаль; 1967 — Медаль Фрэнка Б.Гилбрета, Англия; 1968 — Японский Орден Драгоценной короны III степени; 1978 — Номинация на Национальную научную медаль США; 1984 — Выпуск почтовой марки, США; 1995 — Включена в Национальный зал славы женщин США. Библиография: Джильбрет (Гильбрет) Л.М. и Ф.Б. Прикладное изучение движений. — Москва: Издательство ВЦСПС, 1925. — 104 страницы ; с диаграммами, иллбстрациями, таблицами (Перевёл и обработал инженер Ар.Яловый, декан Кино-инженерного факультета Государственного Техникума Кинематографии); Джильбрет (Гильбрет) Л. Психология управления предприятиями: значение психологии для выработки методов наименьших потерь для обучения им и для проведения их в жизнь. — Москва: Петроград "Сеятель" Е.В.Высоцкого, 1924. — 238 страницы (Перевод с английского Я.Г.Абрамсон); Gilbreth, Lillian M. As I Remember: An Autobiography by Lillian Gilbreth. — Norcross, Ga.: Engineering and Management Press, 1998. — 249 p. ISBN 978-0-89806-186-4; Gilbreth, Lillian M.; Thomas, Orpha M.; Clymer, Eleanor. Management in the Home: Happier Living Through Saving Time and Energy. - Dodd, Mead & Company, 1954. — 241 p; Gilbreth, Lillian M., Yost, Edna. Normal Lives for the Disabled. — The Macmillan company, 1948. — 298 p; Gilbreth, Lillian M., Cook, Alice Rice. The foreman in manpower management. — McGraw-Hill Book Co., Inc., 1947; Gilbreth, Lillian M. Living with our children. — New York: W.W. Norton, 1928. — 254 p; Gilbreth, Lillian M. The Home-maker and Her Job. — New York: Appleton, 1927. — 154 p; Gilbreth, Lillian M. The Quest of the One Best Way: A Sketch of the Life of Frank Bunker Gilbreth (Management History Ser: No. 21). — Hive Pub Co., 1973. — 64 p. ISBN 978-0-87960-032-7; Gilbreth, Frank B.; Gilbreth, Lillian M. Motion study for the handicapped. — University of Michigan Library, 1920. — 244 p; Gilbreth, Frank B.; Gilbreth, Lillian M. Applied Motion Study: A Collection of Papers On the Efficient Method to Industrial Preparedness. — Nabu Press, 2010. — 280 p. ISBN 978-1-147-31419-9 (первое издание — 1917); Gilbreth, Frank B.; Gilbreth, Lillian M. Fatigue Study, the Elimination of Humanity's Greatest Unnecessary Waste. A First Step in Motion Study. — Forgotten Books, 2010. — 238 p. ISBN 978-1-4510-0032-0 (первое издание — 1916); Gilbreth, Lillian M. Some Aspects of Eliminating Waste in Teaching, Ph.D. diss., Brown University, 1915; Gilbreth Lillian M. The Psychology of Management: The Function of the Mind in Determining, Teaching and Installing Methods of Least Waste. — Nabu Press, 2011. — 360 p. ISBN 978-1-247-92234-8 (первое издание — New York: Sturgis and Walton, 1914). Литература: Гастев А.К. Как надо работать. — Москва: URSS, 2011. — 477 страниц. — ISBN 978-5-397-01984-2; Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — Москва: ООО "ИД Вильямс", 2007. — 665 с. — ISBN 978-5-8459-1060-8; Des Jardins, Julie. Lillian Gilbreth: Redefining Domesticity (Lives of American Women). — Westview Press, 2012. — ISBN 978-0-8133-4763-9; Frank and Lilian Gilbreth: Critical Evaluations in Business and Management. — Routledge, 2003. — ISBN 978-0-415-24828-0; Gilbreth, Lillian. As I Remember. — Institute of Industrial Engineers, 1998. — ISBN 978-0-89806-186-4; Lancaster, Jane. Making Time: Lillian Moller Gilbreth — A Life Beyond "Cheaper by the Dozen". — Northeastern, 2006. — ISBN 978-1-55553-652-7; Graham, Laurel. Managing on Her Own: Dr. Lillian Gilbreth and Women's Work in the Interwar Era. — Engineering & Management Press, 1998. — ISBN 978-0-89806-185-7; Social History of the United States (10 Volume Set). — ABC-CLIO, 2008. — ISBN 978-1-59884-127-5; Spriegel, William R.; Myers, Clark E.; Gilbreth, Lillian M. The Writings of the Gilbreths. — Literary Licensing, LLC, 2012. — ISBN 978-1-258-32276-2; Gilbreth, Frank B. Jr.; Gilbreth Carey, E. Belles on Their Toes. — Harper Perrenial, 2003. — ISBN 978-0-06-059823-5 (первое издание — New York: Thomas Crowell, 1950); Yost, Edna M. Frank and Lillian Gilbreth: Partners for Life. — New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1948; Gilbreth Frank B. Jr.; Gilbreth Carey, E. Cheaper by the Dozen. — Harper Perennial, 2002. — ISBN 978-0-06-008460-8 (первое издание — New York: Thomas Crowell, 1948).

Helena_Mniszkówna (477x700, 302Kb)
1878
Хелена Мнишек (настоящая фамилия Мнишек-Тхожницка; в первом браке — Чижинская, во втором — Равич-Радомыская; польское имя — Helena Mniszek)
польская писательница. Родилась в имении родителей в Курчице, Волынская губерния, Российская империя. Получила домашнее воспитание. Свободно владела четырьмя иностранными языками. В юности с отцом и младшей сестрой, Юзефой, много путешествовала по Украине. В 19-летнем возрасте первый раз вышла замуж и переехала в Литву. В 1903 овдовела и с двумя детьми вернула в родительское имение. В 1909 при финансовой поддержке отца опубликовала первые два тома «Прокажённой», которые были тепло приняты литературной критикой. Рукопись книги рецензировал Болеслав Прус. В 1910 повторно вышла замуж, родила девочек-близнецов. Занималась общественной деятельностью — вела работу в детских домах, школах для девочек. Позже семья переехала в купленное имение под Плоцк, где писательница с дочерьми прожила до 1939 года, когда её дом и имущество были конфискованы немецкой оккупационной армией. В 1931 г. во второй раз стала вдовой. Писательница опять вернулась в родные места, где оставалась до самой смерти, продолжая писать. Умерла в Сабне (ныне Мазовецкое воеводство Польша) 18 марта 1943 года. В 1951 в ПНР все произведения писательницы были запрещены цензурой и изъяты из библиотек.
Творчество
Автор популярных романов и повестей о светской жизни аристократического общества Польши и Литвы. Уже при жизни писательницы несколько её произведений были экранизированы.
Helena_Mniszkówna,_portrait_with_signature_1909 (540x700, 148Kb)
Хелена Мнишек, 1909.
Избранные произведения: Прокажённая, Краков, 1909; (до 1938 г. вышло около 16 изданий); Майорат Михоровский, Киев, 1910; Шумящие перья, Киев, 1911; Паныч, тома 1-2, Киев, 1912; Князья бора, Киев, 1912; Prymicja (новелла), Киев, 1912; Геенна, Киев, 1914; Czciciele szatana, Варшава, 1918; Verte — 1912/1920, Познань, 1921 (5 изданий до 1927); Pluton i Persefona. Baśń fantastyczna na tle mitologicznym, Варшава, 1919; Pustelnik, Познань, 1919; Prawa ludzi, Люблин, 1922; Sfinks, Варшава, 1922; Królowa Gizella, Познань, 1925; Dziedzictwo, Познань, 1927; Z ziemi łez i krwi, 1927; Kwiat magnolii, Познань, 1928; Powojenni, Познань, 1929; Magnesy serc, Варшава, 1930; Smak miłości, 1938/1939; Słońce , 1993. Книга Х.Мнишек «Прокажённая» была очень популярной не только Польше, но и за рубежом. Она трижды экранизировалась — в 1926, 1936 и 1976 гг. В 1999—2000 гг. по книге снят многосерийный польский телесериал. Кроме того, в 1937 снят фильм по книге «Майорат Михоровский» и в 1938 — «Геенна».

Louis_Fleury (536x700, 278Kb)
1878
Луи-Франсуа Флёри (французское имя — Louis-François Fleury)
французский флейтист, один из наиболее заметных учеников Поля Таффанеля по Парижской консерватории. Родился в Лионе. В 12-летнем возрасте брал уроки игры на пикколо у некого парикмахера. Через 3 года приехал в Париж и начал занятия у Жоржа Баррера. В 1895 году поступает в Парижскую консерваторию, где учится у Поля Таффанеля. В 1900 году был отмечен 1-й премией консерватории за исполнение Концерта Демерссмана. В 1902 году вступает в «Современное общество духовых инструментов» (французское название — Société Moderne des Instruments à Vent), руководителем которого он становится в 1905 году после эмиграции Ж.Баррера в Америку. Был солистом в концертах Ассоциации больших концертов (французское название — Association des grands Concerts), Концертов Альфреда Корто. В качестве солиста сопровождал в 1907 году в концертных поездках певицу Эмму Кальве (сопрано). Многие композиторы посвятили ему свои произведения, среди которых: пьеса «Кришна» из сюиты «Игроки на флейте» Альбера Русселя, пьеса «Сиринкс» Клода Дебюсси (премьера состоялась 1 декабря 1913 года), Сонатина Дариуса Мийо, Сюита в трёх частях Сирила Рутама, Соната Мел Бони, с которой его связывала дружба. В 1914 году был призван на военную службу. В мае 1924 года участвовал в одном из отделений концерта Э.Вила-Лобоса, где тот выступал в качестве пианиста во время пребывания в Париже. Был автором многих переложений для флейты (в том числе «Паваны на смерть инфанты» М.Равеля) и редакций произведений для флейты. Заново открыл публике многие произведения эпохи барокко. Под его редакцией впервые во Франции были изданы флейтовые произведения Иоганна Себастьяна Баха. Также редактировал сонаты Мишеля Блаве, Жака-Кристофа Нодо, Генри Пёрселла, Джона Стэнли, Леонардо Винчи и др. Вместе с другим учеником Таффанеля, Филиппом Гобером, Флёри после смерти Таффанеля закончил и опубликовал его Школу игры на флейте (французское название — Méthode complète de flûte). Сотрудничал с редакциями французских и английских журналов (Music and Letters, Chesterian и L´Encyclopédie de Lavignac) в качестве автора статей о музыке и о флейте. Умер в Париже 10 июня 1926 года. Был женат на пианистке Габриэлле Моншаблон (французское имя — Gabrielle Monchablon), дочери французского художника Альфонса Моншаблона. Литература: Goldberg, Adolph: Portraits und Biographien hervorragender Flöten-Virtuosen, -Dilettanten und -Komponisten. Celle: Edition Moeck, 1987. — ISBN 3-87549-028-2; Adorján, András: Lexikon der Flöte. Flöteninstrumente und ihre Baugeschichte — Spielpraxis — Komponisten und ihre Werke — Interpreten. Laaber-Verlag, 2009. — ISBN 978-3-89007-545-7; Lorenzo, Leonardo de: My Complete Story of the flute. The instrument — the performer — the music. Texas Tech University Press, — ISBN 0-89672-285-6.

Mehti_bek_Gadjinskiy_040509 (465x700, 205Kb)
1879
Мехти Сулейман оглы Гаджинский (азербайджанское имя — Süleyman oğlu Hacınski)
известный азербайджанский театральный деятель, драматург, актёр и публицист. Учился на филологическом и юридическом факультетах Московского университета. Сценическую деятельность начал в 1897 как актёр "Первой мусульманской труппы". С 1906 работал во "Второй мусульманской труппе", играл Городничего, Карла Моора и др. Состоял членом бакинского артистического и благотворительно-просветительных обществ, создававших театральные труппы. С 1906 возглавлял театральный отдел благотворительного общества "Ниджат", с 1914 был заместителем председателя театрального отдела общества "Сафа". С 1908 выступал и в качестве актера. Он вручал Гаджибекову премию от имени общества "Ниджат" за оперу "Лейли и Меджнун". К творчеству Узеир бека относился с исключительным вниманием и заботой, является автором многих статей о жизни и творчестве Гаджибекова. Активно участвовал в организации азербайджанских театров, автор трагедии "Низложение султана Азиза"; перевёл на азербайджанский язык ряд пьес, в том числе "Разбойники", "Женитьба". Публиковался в газетах и журналах ("Русский артист", "Рампа") со статьями об азербайджанском театре, актерском искусстве, автор ряда очерков, рассказов и фельетонов. Когда в 1913 году скончался известный нефтепромышленник и благотворитель Ага Шамси Асадуллаев, Мехти бек Гаджинский произнес очень трогательную речь: "Я позволю себе привести великие суры Корана, - сказал он. - Всякий должен испытать смерть. Но, умирая, человек должен оставить о себе память. Она ценится не богатством. Многие богачи умирают, и скоро забываются их имена. Но имена таких людей, как Шамси Асадуллаев, будут вечно жить в памяти каждого мусульманина". В советское время работал в области народного просвещения и юриспруденции. Скончался 16 июля 1941 года.

Moissey Kogan (520x700, 246Kb)
1879
Мойше (или Моисей Герцевич, Коган; французское имя — Moïse Kogan, немецкое имя — Moissey Kogan)
французский скульптор и график. Мойше Коган родился в бессарабском городке Оргеев (теперь райцентр Оргеевского района Молдовы), в религиозной еврейской семье. Брат художника и педагога Шнеера Когана (1875—1940), основателя и профессора Кишинёвской школы живописи (впоследствии Высшая школа пластических искусств). Учился в хедере, после чего семья переехала в Кишинёв, где он окончил гимназию. С 1897 года Коган изучал химию в Одессе, a в 1903 году вместе со старшим братом последовал в Мюнхен, где вошёл в довольно многочисленное сообщество прежде всего российских художников во главе с В.В.Кандинским и А.Г.Явленским. В Мюнхене Коган вместе с братом поступил в академию изящных искусств, изучал медальерное искусство, гончарное ремесло, резьбу по дереву и камню; зарабатывал на жизнь рисунками для вышивок и тканей. Впервые три бронзовых рельефа Когана были выставлены на совместной экспозиции Берлинского и Мюнхенского сецессионов на осеннем салоне 1908 году и привлекли благосклонное внимание Огюста Родена, Аристида Майоля, Адольфа Э.Р. фон Гильдебранда и критика Юлиуса Майер-Грефе. В эти годы Коган был особенно дружен с танцором Александром Сахаровым (Цукерман, 1886—1963), который в 1905 году по совету Когана перебрался из Парижа в Мюнхен для занятий изобразительным искусством. После Берлинского сецессиона весной 1909 года, где были выставлены девять plaquettes Когана, по рекомендации театрального критика Ганса Бранденбурга немецкий меценат Карл Эрнст Остхаус взял Когана под своё покровительство. В том же 1909 году Коган стал участником «Нового объединения художников» (Neue Künstlervereinigung München), организованного Кандинским, а в 1911 году — объединения «Синий всадник». Помимо Когана в этих объединениях участвовали М.В.Верёвкина, В.Г.Бехтеев (1878—1971), А.Г.Явленский и другие. Тогда же в 1909 и в 1911 годах Коган принял участие в Первом и Втором салонах В.А.Издебского (1882—1965), некоторое время преподавал в Гамбургской школе искусств и ремёсел, затем по настоянию своего патрона Остхауса поселился в Хагене, где Остхаус планировал на свои средства открыть для Когана мастерскую. Однако этим планам не суждено было осуществиться и в 1910 году Коган уехал в Париж (патронаж Остхауса, однако, продолжался до 1915 года).
Франция
В Париже Коган снял помещение под мастерскую в знаменитом «улье» — доме № 2 в Данцигском переулке, где находились более 140 художественных ателье, в том числе Марка Шагала, Фернана Леже, Анри Лорана, Александра Архипенко, Амедео Модильяни, Жака Липшица и Хаима Сутина. Занимался в основном скульптурой — женскими обнажёнными натурами и торсами из дерева и терракоты, бронзовыми статуэтками, а также гравюрами на дереве и линолеуме, литографией. В 1913 и 1914 годах прошли первые персональные выставки Когана в мюнхенской галерее Г.Гольца, он принимал участие в ежегодном Парижском салоне, в групповых выставках в Мюнхене, Веймаре, Кёльне, Хагене, Дрездене, в Берлинском сецессионе (1909, 1911, 1912, 1926). В 1914 году Коган украсил рельефами стены здания немецкой промышленной экспозиции, а 1915 год провёл в Швейцарии. В эти годы он разработал и усовершенствовал собственную методику негативного ваяния, начиная скульптурное изготовление с формы. В 1922 году берлинская галерея Альфреда Флехтгайма (Galerie Alfred Flechtheim) издала серию гравюр Когана на дереве, представляющих собой двенадцать иллюстраций к поэме его друга, писателя и искусствоведа Карла Витта «Изо» (Karl With, «Jizo») в библиофильском издании с ограниченным тиражом. В 1925 году Коган был избран вице-президентом Осеннего салона в Париже по скульптуре. В 1928 году работы Когана демонстрировались в русском отделе выставки «Современное искусство Европы» в Гамбурге. В 1920-е годы Коган был наставником скульптора Арно Брекера, который выполнил его скульптурный и графический портреты, а также ввёл Когана в кёльнскую группу Молодой Рейнланд (Das Junge Rheinland). В 1930-е годы он преподавал в Новой школе искусств Поля Ситроена (1896—1983) в Амстердаме. В феврале 1942 года Коган был схвачен вишистами и переправлен в лагерь Дранси, а 3 марта того же года тотчас по прибытии умерщвлён в газовой камере концентрационного лагеря Освенцим. Первая посмертная выставка работ Моисея Когана, организованная известным искусствоведом Джоном Руалдом (John Rewald, 1912—1994), прошла в 1955 году в парижской галерее Зак на 16 Rue de l’Abbaye; с тех пор состоялись несколько других персональных экспозиций, в том числе в 1964 году в Дюссельдорфе (организованная искусствоведом и писателем Карлом Виттом, 1891—1980) и — к столетию скульптора — в 1979 году в Нидерландах. Галерея: Моисей Коган; Три нагие фигуры (1910). Терракота; Картина «Вечер в деревне»; Сидящая женщина; Гравюра «Две девушки» на линолеуме; Скульптура в Еврейском музее Рендсбурга; Гравюра на дереве в книге Карла Витта «Изо» (1922); Любовь Латт «Слово о погибшем скульпторе»; Сидящая нагая девушка (бронза, 1927); Бронзовый бюст; Женская голова (1925) (недоступная ссылка); Скульптура в бронзе; Нагая (рисунок, 1929). Литература: Karl With «Jizo» (поэма и 12 гравюр на дереве). Galerie Flechtheim: Берлин-Дюссельдорф, 1922; John Rewald. «Moïse Kogan. Sculpture — Dessines, gravures» (на французском языке). Galerie Zak Catalogue: Париж, 1955; «Moissey Kogan» (Katalog). Clemens-Sels-Museum: Нойс, 1960; Karl With. «Ausstellung Moissey Kogan». Galerie Alex Vómel. Дюссельдорф, 1964; Katharina Henkel. «Moissey Kogan: Sein Leben Und Sein Plastisches Werk» (на немецком языке). Edition GS, in Kooperation mit Kunsthandel Hermann Krause: Кёльн; Ed Wingen, Jan Engelman. «Moissey Kogan» (на нидерландском языке). Gemeentemuseum de Wieger: Deurne, Нидерланды, 1979; Gerhart Sohn. «Moissey Kogan: Bausteine Zu Einer Monographie» (на немецком языке). Edition GS: Дюссельдорф, 1980; Gerhard Marcks-Haus. «Moissey Kogan» (на немецком языке). Verein der Freunde und Forder des Clemens-Sels-Museum: Нойс; Gerhard Marcks-Haus. «Moissey Kogan (1879—1943): Jüdischer Bildhauer in Europa». Neuss: Бремен, 2002; Gisela Götte, Arie Hartog, Katharina Henkel, Helen Shiner. «Moissey Kogan (1879—1943): Bildhauer und Graphiker». Stadt Neuss Clemens-Sels-Museum: Нойс, 2002; Christiane Zangs, Jürgen Fitschen. «Moissey Kogan» (Ausstellungskatalog, на немецком языке). Нойс — Бремен, 2002.

1879
Нестор Лежён (французское имя — Nestor Lejeune)
французский скрипач бельгийского происхождения. Родился в городе Льеж, Валлония, Бельгия. Учился в Льеже и Вервье (в том числе у Луи Кефера), окончил Брюссельскую консерваторию по классу альта Леона ван Хаута. В 1896—1902 гг. (с перерывом) играл на альте в струнном квартете Альбера Зиммера, участвовал в ансамблевых программах, организованных Эженом Изаи. В дальнейшем практически всю жизнь провёл в Париже, в годы Первой мировой войны получив французское гражданство. Перейдя с альта на скрипку, на протяжении многих лет возглавлял собственный струнный квартет, завоевавший в 1908—1910 гг. заметное внимание серией концертов «История квартета», включавшей множество редких и экзотичных сочинений: так квартет исполнил пять симфоний Яна Заха, играл сочинения И.Ф.Фаша, Д.С.Бортнянского и др. В то же время Лежён пропагандировал новейшую музыку (в том числе Арнольда Шёнберга). В 1938 г. квартет Лежёна в рамках приватного концерта исполнил премьеру Струнного квартета № 4 Богуслава Мартину. В составе квартета в разные годы играли скрипачи Гюстав Тинло и Анри Пикколи (отец актёра Мишеля Пикколи), альтист Жан Винцвейлер, виолончелисты Рене Жюльен и Жан Шрике. На протяжении многих лет преподавал в парижской Schola Cantorum, среди его учеников, в частности, Марсель Михалович и Жан Гремийон (затем выбравший кинематографическую карьеру). После смерти основателя школы Венсана д’Энди был в 1934 г. избран директором школы (вопреки завещанию д’Энди, согласно которому новым директором должен был стать либо Луи де Серр, либо Ги де Лионкур); большинство студентов и преподавателей покинули школу в знак протеста. Набирая новый состав преподавателей, Лежён привлёк ряд молодых прогрессивных музыкантов, в том числе Оливье Мессиана и Даниэля-Лесюра, и предоставил концертный зал школы для исполнения новейших сочинений. Кроме того, Лежён заведовал музыкальными дисциплинами в Народном университете Сен-Дени (французское название — Université Populaire de Saint-Denis). Перевёл на французский язык (с немецкого) учебник «Разрешение проблемы скрипичной техники» Исая Бармаса (1913). Умер в Ницце 5 сентября 1962 года.

Malcolm Drummondi (503x700, 169Kb)
1880
Малкольм Друммонд (Malcolm Drummond)
английский художник-постимпрессионист. Родился в городе Мейденхед, Беркшир. Образование получил в Бирмингеме и в Оксфордском университете, затем некоторое время работал в агентстве по торговле недвижимостью. С 1903 по 1907 год изучает живопись в Школе изящных искусств Слейд, затем — в Вестминстерской художественной школе, под руководством Уолтера Сикерта, в 1908—1910 годах. Влияние Сикерта чувствуется во многих работах художника. В период с 1911 по 1913 год М.Драммонд участвует в работе художественной группы Кэмден Таун.
Malcolm-Drummond-Girl-with-Palmettes (543x700, 500Kb)
«Девушка с Пальметты», 1914
Один из членов-основателей Лондонской группы художников в 1914 году; состоял в ней вплоть до её роспуска в 1921 году. М.Драммонд преподавал живопись в Вестминстерской художественной школе вплоть до 1931 года, когда он после смерти жены уехал из Лондона на родину, в Беркшир. Умер в родном городе 10 апреля 1945 года.

Pietro_Maletti (410x700, 389Kb)
1880
Пьетро Малетти (итальянское имя — Pietro Maletti)
итальянский военачальник, участник Первой и Второй мировых войн, а также ряда других военных конфликтов с участием Италии. Кавалер высшей награды фашистской Италии за подвиг на поле боя — золотой медали «За воинскую доблесть» (1940, посмертно). Родился в Кастильоне-делле-Стивьере, провинция Ломбардия, Королевство Италия. В 1898 году поступил добровольцем на военную службу в итальянскую Королевскую армию. В 1904 году был принят в Военную академию города Модены (итал.)русск.. В 1909 году произведён в чин поручика, а в 1914 году повышен в чине до капитана. Участвовал в Первой мировой войне 1914—1918 годов; в 1917 году был произведён в чин майора. С августа 1917 по ноябрь 1926 годов нёс военную службу в Итальянской Ливии; в 1926 году был произведён в чин подполковника. В ноябре 1926 — июле 1927 годов находился в Италии. С июля 1927 по май 1934 годов снова нёс военную службу в Итальянской Ливии, участвовал в подавлении вооружённого сопротивления ливийцев итальянским колонизаторам; в 1931 году был произведён в чин полковника. В мае 1934 — январе 1935 годов находился в Италии. В январе 1935 года переведён в Итальянское Сомали, где принял командование 1-м арабо-сомалийским дивизионом. Участвовал в Итало-эфиопской войне 1935—1936 годов на Южном фронте итальянских войск, командуя 1-м арабо-сомалийским дивизионом; в 1936 году был произведён в чин бригадного генерала. С апреля 1937 по 1939 год П. Малетти — командир 2-й туземной бригады в Итальянской Восточной Африке. Вице-король Эфиопии, главный губернатор Итальянской Восточной Африки, командир 11-го армейского корпуса, Маршал Италии Р. Грациани в ответ на предполагаемое участие духовенства в эфиопском движении Сопротивления приказал расстрелять монахов известного эфиопского монастыря Дебре-Либанос. Осуществление этой акции 19 мая 1937 года было поручено Малетти, который получил по телеграфу лаконичный приказ: «Расстрелять всех монахов, пребывающих в монастыре». Испугавшись политических последствий, которые могла вызвать такая расправа в почти святом для многих эфиопов монастыре, Малетти, по-видимому, послал Грациани запрос: правильно ли он понял приказ. 24 мая Грациани вновь ему телеграфировал: «Подтверждаю полную ответственность монастыря Дэбрэ-Либанос. Приказываю вашему превосходительству сразу же расстрелять всех монахов в Дэбрэ-Либаносе. Подтвердить словами — полная ликвидация». В конце мая 1937 года в Дебре-Либаносе приговор был приведён в исполнение: было расстреляно 320 монахов (по другим сведениям — 297 монахов и 23 мирянина-паломника — всё население монастыря Дебре-Либанос). С 1939 года по июнь 1940 года П.Малетти — командир 28-й пехотной дивизии «Аоста» в городе Палермо (провинция Палермо, область Сицилия). В июне 1940 года Малетти был возвращён в Итальянскую Ливию, где принял командование специальной группировкой итальянских механизированных войск, получившей его имя («Группировка Малетти»; Raggruppamento Maletti) (включала 6 механизированных пехотных батальонов колониальных войск, укомплектованных ливийцами, общей численностью 2500 чел. и 2 танковых батальона при 35 танкетках модели L3/35 и 35 средних танках модели M11/39), в составе Королевского корпуса колониальных войск Ливии (Regio Corpo Truppe Coloniali della Libia). Во главе этой группировки войск П. Малетти принял участие в Северо-Африканских кампаниях 1940—1943 годов, в частности, в наступлении итальянских войск 13—16 сентября 1940 года из восточной части Киренаики (Итальянская Ливия) на Египет. 9 декабря 1940 года во время контрнаступления англо-индо-австралийских войск в Египте П.Малетти был убит в ходе обороны занимаемого «Группировкой Малетти» укреплённого лагеря Алэм-эль-Нэбийвуа (в районе города Сиди-Баррани) либо, будучи застигнутым врасплох, выходя из своего убежища, либо, не будучи застигнутым врасплох, нацеливая огонь взвода 47-мм противотанковых пушек модели 47/32 в северном секторе укреплённого лагеря; «Группировка Малетти» была уничтожена, в плен сдалось 4 тысячи итальянских военных (большинство из них — ливийцы из колониальных войск).
Из представления Малетти к награде: «Comandante di un raggruppamento di truppe libiche, attaccato da forze corazzate preponderanti, con incrollabile fermezza ed imperturbabile calma disponeva i propri reparti alla resistenza, presente ove più ferveva la lotta e maggiormente imperversava il fuoco. Ferito, mentre dall’alto di un autocarro impartiva ordini e dirigeva il fuoco sui mezzi nemici irrompenti nelle nostre linee, continuava nella sua azione di comando, acconsentendo, soltanto dopo vive insistenze, a farsi sommariamente medicare. Colpito una seconda volta si abbatteva al suolo agonizzante, e, pur presentendo imminente la fine, al suo capo di stato maggiore, accorso al suo fianco per soccorrerlo, ordinava di non curarsi della sua persona, ma di provvedere all’estrema resistenza e di contrattaccare alla baionetta appena esaurite le munizioni. Combattente di quattro guerre, più volte decorato al valore, chiudeva in tal modo la sua nobile esistenza, tutta dedita alla sua missione di soldato, aperta alla voce del dovere e del sacrificio, dedicata al culto della Patria». — Alam el Nibeiwa (Egitto), 9 dicembre 1940.
Награды: Золотая медаль «За воинскую доблесть» (1940 г., посмертно). Литература: Залесский К. А. Пьетро Малетти / Кто был кто во второй мировой войне. Союзники Германии. Москва, 2003.

Маляров_Константин_Лукич (540x700, 147Kb)
1880
Константин Лукич Маляров
русский и советский химик, профессор кафедры технологии и технической химии физико-математического факультета МГУ, участник Русско-японской войны. Родился в городе Ковля Волынской губернии (ныне Ковель Волынской области (Украина)). В 1902 году окончил Киевское военное училище; в 25 лет Маляров стал участником Русско-японской войны, был награждён орденом Святого Станислава III степени. В 1910 году с отличием окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности техническая химия. После окончания Московского университета Маляров стал ассистентом профессора кафедры технологии и технической химии А.М.Настюкова.
Премия имен Э.Нобеля
В 1910 году в Журнале Русского физико-химического общества появилась первая серьезная научная работа К.Л.Малярова. В 1911 профессору Московского университета А.М.Настюкову и его ассистенту К.Л.Малярову была присуждена вторая «эммануильская» бакинская премия за работу «О получении и свойствах жидких продуктов конденсацией ненасыщенных углеводородов нефти с формалином» «Ни одна из представленных работ премированию не подлежит. На основании же положения о премии имени Эммануила Нобеля при БО ИРТО, жюри за представленный труд постановило выдать триста рублей. При вскрытии конверта авторами премированного труда под латинским девизом: «Dissimiles igitur formae glomeramen in unum, «Conveniunt, et res permixto semine constant» оказались – профессор Императорского Московского университета А.М.Настюков и его ассистент, химик К.Л.Маляров». Жюри на основании примечания к параграфу 6 положения о премии использовало право, «не премировав... ни одного из представленных трудов, выдать в поощрении авторам трудов,представленных на состязание, известную сумму денег» — Акт о выдаче премии. В 1911 году была опубликована совместная научная статья Настюкова и Малярова в Журнале Русского физико-химического общества.
Работа в Московском государственном университете
В 1917 году Маляров стал преподавателем МГУ и на протяжении четырёх лет (до 1921 года) оставался одним из лидеров химических исследований в университете. Его деятельность осуществлялась на физико-математическом факультете, секретарём которого он являлся. В 1918 году Малярову присуждено звание профессора кафедры технологии и технической химии физико-математического факультета. В советское время он проводил работы по микрохимии и аналитической гидрохимии на кафедре аналитической химии Московского университета. Константин Лукич считается основателем курса микрохимического анализа. Под руководством Малярова на кафедре аналитической химии получили значительное развитие работы по микрохимическому анализу. В результате были разработаны новые методики анализа и внесены существенные изменения в известные способы. Весь полученный в ходе исследований материал был использован при составлении нового учебника по микрохимическому анализу профессора К. Л. Малярова. В результате чтения специального курса по электроанализу и организации практикума по этому предмету был подготовлен еще один учебник с участием этого ученого. В 1928 году в Журнале Русского физико-химического общества была опубликована статья Малярова «Определение щелочей в буровых водах». В МГУ Константин Лукич читал курсы: «Технический анализ минеральных и органических веществ», «Избранные главы технической химии», «Гидрохимия», «Анализ нефти», «Микрохимический анализ»; вел семинары по техническому анализу, практические занятия. Профессор Маляров Константин Лукич совместно с другими профессорами Московского университета (К.П.Яковлевым, А.А.Грушка, А.В.Кубицким, Н.М.Кулагиным) в 1920 году организовывал при университете общеобразовательные курсы. Слушателям читались лекции по основным разделам естественных и общественных дисциплин. Маляров К.Л. совместно с Троицким Е.П. вел курсы неорганической химии. Профессор кафедры технологии и технической химии/технической химии физико-математического факультета (1918–1930). Профессор кафедры аналитической химии химического факультета (1935–1957). В начале 1942 года Маляров Константин Лукич и другие профессора Московского университета (Э.Ф.Краузе, Я.И.Герасимов, К.Г.Хомяков, М.М.Попов, К.Л.Маляров, А.П.Терентьев) вошли в состав ученого совета ашхабадской части химфака во главе с профессором Е.С.Пржевальским. В годы Великой Отечественной войны в эвакуации в Ашхабаде на кафедре аналитической химии Маляров совместно с профессором Е.С.Пржевальским проводил химический анализ антифризов, по заданию оборонных организаций велось изучение разнообразных материалов, поступающих с фронта. За годы войны был выполнен химический анализ нескольких тысяч образцов отечественных и трофейных материалов. По заданию Геологического управления и других организаций был проведён многосторонний химический анализ местных полиметаллических руд, солей и других материалов. Умер в Москве 27 ноября 1957 года. Похоронен на Донском кладбище. Награды: Орден Святого Станислава III степени. Библиография: О получении и свойствах жидких продуктов конденсации ненасыщенных углеводородов нефти с формалином / Маляров К.Л., Настюков А.М. — Баку, 1911; К вопросу об определении щелочей и об отделении их от полуторных окислов / К.Л.Маляров; Предисловие: А. Архангельский. — Москва: Научно-техническое управление В.С.Н.Х., 1927. — 39 с. — (Труды Научно-исследовательского нефтяного института/ В.С.Н.Х. С.С.С.Р. Научно-техническое управление; № 202, вып. 1); Химический состав буровых вод Грозненского района. — Москва: Научно-техническое управление ВСНХ, 1929. — 160 с. — (Труды Государственного научно-исследовательского нефтяного института; № 288. Выпуск 5); Воды нефтяных месторождений. — Ленинград : Горгеонефтеиздат, 1934. — (Труды Нефтяного геологоразведовательного института. Серия А; Выпуск 46). К вопросу об определении щелочей и об отделении их от полуторных окислов. — Москва: Труды Научно-исследовательского нефтяного института, 1927; Качественный микрохимический анализ: Учебное пособие для химических факультетов университетов. — Москва: Издательство Московского университета, 1951. — 240 страниц; Microanaliza chimică calitativă: Trad. din limba rusă / C. L. Malearov. - [Bucureşti]: Ed. tehnică, 1953. — 233 страницы : иллюстрации; Qualitative anorganische Mikroanalyse / Prof. K. L. Maljarow ; Übers: Herwart Schumann. - Berlin: Technik, 1953. — 196 страниц : иллюстрации. Литература: Московский университет в Великой Отечественной войне. — 4-е, переработанное и дополненное. — Москва: Издательство Московского университета, 2020. — Страница 112. — 632 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-19-011499-7.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку