-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109357
Комментариев: 6802
Написано: 117830


23 мая родились...

Четверг, 23 Мая 2024 г. 03:59 + в цитатник
Otto-lilienthal (532x698, 188Kb)
1848
Отто Лилиенталь (немецкое имя — Otto Lilienthal)
немецкий инженер, один из пионеров авиации, объяснивший причины парения птиц. Родился в городе Анклам в Германии. В 1864 г. окончил местную среднюю школу, а двумя годами позже завершил обучение в ремесленном училище в Потсдаме. В 1867-1870 гг. обучался в Техническом университете Шарлоттенбурга в Берлине, где получил диплом инженера. Здесь зародилась его мечта о полетах. В 1886 г. на основе многих наблюдений над птицами и скрупулезных исследований Лилиенталь выяснил, что аэродинамическая подъемная сила изогнутого в профиле крыла больше, чем у плоского, но объяснить это явление исследователь не смог. Следующий аппарат, имевший шесть подвижных крыльев, вопреки прикладываемым большим физическим усилиям, не смог поднять его в воздух. После экспериментов с 10 различными вариантами аппаратов, подкрепленных математическими вычислениями, Отто и его брат Гюстав открыли очередной секрет формы крыла. Результаты их опытов были опубликованы Отто Лилиенталем в его работе «Полет птиц, как основа летного искусства». Одновременно с проведением научных экспериментов Отто Лилиенталь начал работу как инженер-конструктор на машиностроительной фабрике Schwartzkopff под Берлином. В 1874 г. открыл доходный бизнес по производству паровых котлов, давший деньги для строительства первого экспериментального планера с размахом крыльев 10 м. Первые опыты с планером были проделаны в 1891 г. После внесения в конструкцию ряда поправок Отто Лилиенталь решил испытать планер на пригодной для этого территории вблизи Древитца, недалеко от Магдебурга. Там после короткой пробежки он спрыгнул с холма высотой 5,5 м и пролетел по воздуху дистанцию около 27 м. Расчеты и эксперименты, проведенные на 10 моделях, наконец, дали желаемые результаты. Далее в течение 1892 г. Отто Лилиенталь строит новый большой планер с поверхностью крыльев в 21,6 кв. м. Он нашел подходящую территорию с 9-метровыми холмами рядом с Судендом и здесь достиг более впечатляющих результатов - 54 и 81 метр. 1 августа 1893 г. его планер получил государственный патент. Теперь вся жизнь Лилиенталя была посвящена планерам. В течение 1893 и 1894 гг. он произвел 21 полет, постоянно отыскивая более высокие холмы. Пока еще транспортировка громоздких и хрупких планеров была довольно проблематичной и приводила к различным неприятностям. Однако, не желая прекращать опыты и ездить для этого слишком далеко от места строительства планеров, Лилиенталь пришел к идее строительства «горы для планеров» рядом с Лихтервелдом. Наконец высокий холм из булыжника, кирпича, привезенного с близлежащего кирпичного завода, и земли был построен. Постепенно он стал местной достопримечательностью. Многие приезжали в Лихтервелд из Берлина, чтобы увидеть эксперименты Лилиенталя. На своих покрытых тканью планерах-монопланах он осуществил 2118 полетов, пролетая с каждым разом все большее расстояние от 180 до 315 метров. В 1895 г., чтобы увеличить несущую поверхность крыльев, начал строительство планера-биплана, полагая, что он сможет летать по ветру.
23 мая 1848 года родился — Отто Лилиентальpost-13108-130610899376 (700x351, 257Kb)
Прямолинейный полет с небольшим грузом его собственного тела его больше не привлекал. В 1896 г. начал конструировать планер, оснащенный механизмом рулевого управления, и одновременно начал расчеты для построения двигателя. Лилиенталь пытался найти лучшее поперечное сечение для плоскостей управления, отличных от очертаний крыла. Наконец его планер-биплан с размахом крыльев 5,4 м и несущей поверхностью крыльев 18 м был оснащен стабилизатором и хвостовым крылом, хотя все еще не имел руля направления. Отто Лилиенталь внимательно и вдумчиво изучал особенности летной механики, подбирая такие летные характеристики, которые позволяли пролетать все большие расстояния. А его брат Гюстав был надежным помощником, работая над деталями конструкции рулевого управления. 9 августа 1896 г. погода не благоприятствовала полетам. Дул резкий, постоянно менявший направление холодный ветер. Около полудня ветер немного утих, и Отто решил испытать машину. Взлет прошел нормально, но в момент выполнения разворота неожиданный сильный порыв ветра ударил планер и он начал падать вниз с высоты 13,5 м.
23 мая 1848 года родился — Отто Лилиентальpost-13108-130610899528 (700x255, 123Kb)
Секундой позже планер рухнул на землю, накрыв пилота своими обломками. Отто Лилиенталь получил множество тяжелых повреждений, наиболее серьезным из которых оказался перелом позвоночника. Доставленный в клинику в Берлине, он умер на следующий день - 10 августа 1896 г. Перед смертью сказал: «Жертвы должны быть принесены». Смерть Отто Лилиенталя стала большой потерей. Гюстав Лилиенталь после смерти брата продолжил опыты, тридцать лет проводя различные эксперименты, связанные с модернизацией конструкции планера. С целью увековечения его памяти Генеральный совет Международной авиационной федерации в январе 1938 г. учредил медаль имени Отто Лилиенталя и установил порядок награждения ею пилотов за наиболее выдающиеся результаты в планеризме. Первой медалью в 1938 г. был награжден Тадеуш Гора. Во время полета на планере он преодолел дистанцию в 570 м. Лилиенталь – автор двух трудов: Птичий полет как основа для воздухоплавания (Der Vogelflug als Grundlage der Fliegekunst, 1889) и Летательный аппарат и основные соображения при его создании и применении (Die Flugapparate, algemeine Gesichtspunkte bei deren Herstellung und Anwendung, 1894). Опыты Лилиенталя высоко оценил Н.Е.Жуковский. Литература: Жуковский Н.Е., Летательный аппарат Отто Лилиенталя, в книге: Жуковский Н.Е., Полное собрание сочинений, том 9, Москва — Ленинград, 1937; его же, О гибели воздухоплавателя Отто Лилиенталя (Речь), там же.

Joseph_Pembaur (472x700, 181Kb)
1848
Йозеф Пембаур (немецкое имя — Josef Pembaur)
австрийский композитор и органист. Отец Йозефа (младшего) и Карла Пембауров. Роддился в Инсбруке, Австро-Венгрия. В 1870—1871 гг. учился в Венской консерватории у Вильгельма Шеннера (фортепиано) и Лауренца Вайса (хор), занимался также гармонией и органом под руководством Антона Брукнера. После размолвки с Брукнером в 1871—1873 гг. учился в Мюнхене у Йозефа Райнбергера, Джузеппе Буонамичи и Франца Вюльнера. Вернувшись в Инсбрук, Пембаур на протяжении многих лет был центральной фигурой музыкальной жизни города, занимая пост музикдиректора с 1873 по 1918 гг. При его поддержке в 1893 г. был основан Инсбрукский городской оркестр. Среди учеников Пембаура был, в частности, Людвиг Тюйе. Среди основных сочинений Пембаура — опера «Цыганская любовь» (немецкое название — Zigeunerliebe), кантата «Картины из жизни Вальтера фон дер Фогельвейде» (немецкое название — Bilder aus dem Leben Walthers von der Vogelweise), симфония «В Тироле» (1884), Реквием и другие мессы, концерт для виолончели с оркестром (1910). Пембауру принадлежат также книга «О дирижировании» (немецкое название — Über das Dirigieren; 1892, второе издание 1907), пособие «Гимнастика пальцев и рук для пианиста» (немецкое название — Die Bildung der Gymnastik der Finger und Hände für Klavierspieler; 1903), учебник гармонии и др. Симфонию «В Тироле», концерт для виолончели с оркестром (солист Тим Штрёбле) и Весеннюю увертюру Пембаура-старшего записал в 2008 г. инсбрукский Оркестр Академии Святого Блазиуса, дирижёр Карлхайнц Зисль. Умер в родном городе 19 февраля 1923 года. Кавалер ряда австрийских государственных наград, в том числе ордена Франца Иосифа. Портрет Пембаура написал Густав Климт (1890). Его именем названа улица (нем. Pembaurstraße) в Инсбруке.

Khuen-Héderváry_Károly_VU (538x700, 232Kb)
1849
Карой Куэн-Хедервари де Хедервар (венгерское имя — gróf Khuen-Héderváry de Hédervár Károly; имя при рождении - Карой Куэн де Белаш, Khuen de Belás Károly)
венгерский государственный деятель, премьер-министр Королевства Венгрия (1903, 1910—1912). Родился в Бад-Грефенберге (ныне в составе города Есеник, Чехия), в семье крупных землевладельцев. Он был первенцем из семерых детей графа Антона III Куэн-Белаши и баронессы Анхелики Изденчи де Моностор. В 1873 г., после смерти дальнего родственника по материнской линии, графа Хедервари, Карой унаследовал его поместья и фамилию, именуясь с тех пор графом Кароем Куэн-Хедервари. После окончания Загребского университета работал в местном суде. Затем перешел на государственную службу, в 1882 г. был назначен баном комитата Дьёр. При этом владел обширными землями в Славонии. В начале 1870-х гг. граф Карой был выбран в ландтаг Хорватии, а последним делегирован в венгерский рейхстаг. В 1881—1883 гг. был губернатором комитата Дьёр. В 1883 г. был назначен баном Хорватии, Славонии и Далмации. На этом посту провел крупные реформы в сферах государственного управления и образования. Поступательно развивалась экономика, транспортная и железнодорожная инфраструктура, система электрификации. Происходил рост в промышленности и сельском хозяйстве. Однако его основной целью, которую поставил император, было недопущение усиления автономии на управляемых территориях. По сообщению Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в этой должности он проявил себя верным слугой короны и энергичным администратором, но возбудил ненависть всех более или менее передовых элементов народа. Конфискации газет и книг практиковались им широко и смело, стеснения свободы собраний — тоже. С именем Хедервари связана также политика жёсткой мадьяризации преимущественно славянских территорий, находившихся под его управлением. Ввел ограничения свободы печати и юрисдикции присяжных, поставив под свой контроль судебную систему. Тем не менее, он получил поддержку от католической церкви и сербского меньшинства. В ответ на эту поддержку сербы были непропорционально назначены на многие управленческие должность. За счет стимулирования сербо-хорвартских противоречий ему также удавалось ослаблять общие стремления к независимости. В 1888 г. он утвердил новый избирательный закон, согласно которому право на участие в голосовании имели только самые богатые (2 % населения). Женщины были лишены избирательного права, а право голоса определялось на основе переписи имущества и налогов. Закон предоставил возможность голосовать иностранным должностным лицам, работающим в хорватских государственных учреждениях, в основном венграм. Выборы проходили под лозунгом «Поддержание порядка и мира» в условиях давления и насилия в отношении оппозиции и под надзором полиции. В 1894 г. в рамках курса на мадьяризацию общества он ввел венгерский язык в качестве обязательного предмета во всех хорватских гимназиях и предоставил возможность для создания венгерских школ. Одновременно постоянно оказывал давление на Академию наук и искусств Хорватии и Загребский университет и затруднял их работу. Отдельное недовольство вызывала финансовая зависимостью от Венгрии, и когда венгерский парламент в 1903 г. отклонил просьбу об улучшении финансовых условий для Хорватии, то в Загребе было организовано публичное собрание и по стране прокатилась волна протестов. В конечном счёте, как этнократическая политика, так и сильная запутанность действий его руководства в финансовой сфере, привели в 1903 г. к широким народным волнениям в Хорватии. В результате коих, в области было введено военное положение, а Хедервари отставлен со своего поста. Однако, благоволивший к Куэну-Хедервари император и король Франц Иосиф I в том же 1903 году предложил ему повторно (после неудачной попытки 1894 года) сформировать правительство Венгрии. Однако он, заняв пост министра-президента, удержался во главе кабинета всего несколько месяцев, поскольку не смог решить зада стабилизации обстановки в стране и неудачно провел переговоры по корректировке Австро-венгерского соглашения. Одновременно разгорелся скандал с обвинениями в адрес премьер-министра в подкупе представителей Партии независимости, в результате чего он вынуждено лишился ее поддержки. Неоднократно занимал должности в правительстве страны: министр внутренних дел (1903, 1910—1912), министр при королевском дворе (1903, 1904—1905 и 1910—1912), министр по делам Хорватии, Славонии и Далмации Королевства Венгрия (1910—1912), в большей части совмещал эти посты с позицией премьер-министра. 29 июля депутат Пап (от партии Кошута) заявил, что правительство через подставное лицо предложило ему 10000 крон за отказ от оппозиции; он деньги принял, чтобы иметь в руках доказательство, и теперь кладёт их на стол палаты. Через несколько дней губернатор города Фиуме, Ласло Сапари (личный друг Хедервари), сознался, что подкуп был им совершён без ведома министра-президента. Партия независимости потребовала назначения следственной комиссии; Хедервари согласился, явился в комиссию для дачи показаний и был оправдан ею; все-таки 10 августа он должен был подать в отставку. После попыток составить новый кабинет с другим лицом во главе, во время которых старый кабинет Хедервари сохранял свои портфели, король 22 сентября вновь обратился к Хедервари, который исполнил поручение, но и это правительство удержалось очень недолго. В Венгрии господствовало сильное недовольство, вызванное приказом короля, которым подчеркивалось единство австрийской и венгерской армий. Куэн-Хедервари произнес в венгерском парламенте речь в защиту Кёрбера и австрийской политики. Эта речь привела к его падению. В конце сентября он подал в отставку, продолжая исполнять свои обязанности до образования кабинета Иштвана Тисы (30 октября 1903 г.). В 1904—1905 гг. Хедервари занимал в этом правительстве министерский пост. В 1910 г. вместе с Тисой основал Партию национальных рабочих и с 1913 по 1918 г. занимал пост ее председателя. Повторно находился во главе венгерского кабинета министров в 1910—1912 гг. Не имея устойчивой парламентской поддержки во главе «правительства меньшинства», пытался избегать радикальных решений. Однако вследствие острых дебатов по вопросу финансирования армии и флота был вынужден подать в отставку. Еще одним фактором стали массовые выступления рабочих, выступавших в поддержку предложения социал-демократов о введении всеобщего избирательного права. Обеспокоенный этой ситуацией император, принял решения поставить во главе правительства Иштвана Тису. В 1915 г. он был избран почетным членом Венгерской академии наук. Также являлся президентом Венгерского ипотечного кредитного банка. Умер в Будапеште 16 февраля 1918 года. Был награжден австрийским орденом Железной короны (1885), рыцарским орденом Золотого руна (1891) и Большим Крестом венгерского Королевского ордена Святого Стефана (1910). Источники: Водовозов В.В. Куен Гедервари, Карл // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

George Claridge DruceOU_BODL_LP467 (544x700, 270Kb)
1850
Джордж Клэридж Дрюс (George Claridge Druce)
английский ботаник и химик-фармацевт, мэр Оксфорда в 1900 году. Джордж Клэридж Дрюс родился в приходе Поттерспери на юге Нортгемптоншира, незаконнорожденный сын Джейн Дрюс. Учился в школе в Ярдли-Гобене, соседнем приходе. С 1866 года работал в фармацевтической фирме в Нортгемптоне, в возрасте 22 лет получил диплом химика-фармацевта. В 1879 году Дрюс основал компанию по продаже лекарств «Druce & Co.» в Оксфорде, где работал до самой своей смерти. Этот магазин, а также сам Дрюс, упоминаются в сатире Макса Бирбома «Zuleika Dobson», описывающей студенческую жизнь в Оксфорде.
George Claridge Druce (444x700, 160Kb)
В 1886 году Дрюс выпустил свою первую региональную монографию растений, Флору Оксфордшира (Flora of Oxfordshire). В 1889 году Оксфордский университет присвоил Клэриджу Дрюсу почётную степень магистра наук. С 1892 года он работал в городской мэрии Оксфорда. В 1900—1901 Дрюс был мэром города. В 1919 году Дрюс получил степень магистра искусств без защиты диссертации, через год стал ольдерменом Оксфорда. Клэридж Дрюс скончался в Оксфорде в своём доме 29 февраля 1932 года.
George Claridge Drucegravestone (602x700, 401Kb)
Похоронен в Оксфорде
Основной гербарий Дрюса, содержащий более 250 тысяч образцов растений, хранится в Оксфордском университете (OXF). Некоторые научные работы: Druce, G.C. (1886). The flora of Oxfordshire. 452 p; Druce, G.C. (1898). The flora of Berkshire. 644 p; Druce, G.C. (1908). List of British plants. 104 p; Druce, G.C. (1926). The flora of Buckinghamshire. 437 p; Druce, G.C. (1930). The flora of Northamptonshire. 303 p; Druce, G.C. (1937). The comital flora of the British Isles. 407 p. Некоторые виды растений, названные в честь Дж.К.Дрюса: Elytrigia ×drucei Stace, 2001 [= Elymus ×drucei (Stace) Lambinon, 2004]; ×Orchicoeloglossum drucei A.Camus, 1928 [= Dactylorhiza ×drucei (A.Camus) ined.]. Литература: Allen, D.E. (2004). “Druce, George Claridge (1850-1932), botanist”. Oxford Dictionary of National Biography. DOI:10.1093/ref:odnb/32898. ISBN 9780198614111; Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Utrecht, The Hague, 1979. — Vol. II: H—Le. — P. 681—682. — 991 p. — ISBN 90-313-0343-7. — DOI:10.5962/bhl.title.48631.

Pilar-fon-Pilkhau_Adolf_Adolfovich (544x700, 208Kb)
1851
Барон Адольф Константин Якоб Пилар фон Пильхау-Аудерн (Адольф Адольфович Пилар фон Пильхау; немецкое имя — Adolf Konstantin Jakob Freiherr Pilar von Pilchau)
балтийский государственный деятель из остзейского баронского рода. Родился в Аудерне, Эстляндия. Сын барона Фридриха Адольфа Вольдемара Пилар фон Пильхау (1814—1870) и Берты Иоганны Фреттин фон Унгерн-Штернберг (1826—1903). Его сестра София была матерью философа Германа Кайзерлинга. С 1876 года занимал в Пернове (ныне Пярну) должность судьи, затем городского советника. С 1899 года — ландрат Лифляндии, с 1908 года — одновременно предводитель дворянства. В 1912—1916 годах — представитель балтийских провинций в Государственном совете Российской империи. В период германской оккупации Прибалтики был председателем объединённого совета Ливонии, Эстонии, Риги и Эзеля (12.04.1918 до 08.11.1918), затем председателем Балтийского регентского совета (8 ноября 1918 до 28 ноября 1918). 3 января 1919 года эмигрировал, жил до 1923 года в Германии, затем вернулся в Эстонию, где и умер в городе Пярну 17 июня 1925 года. Его пережили супруга Юлия Ольга Евгения (1865 — после 1935), фрейлина двора, дочь министра юстиции графа Константина Ивановича Палена и графини Елены Шарлотты Луизы Толь, и трое детей. Дети: Адольф Константин Теодор (Адольф Адольфович; 1885 — после 1925), унтер-офицер 16-го драгунского Тверского полка (1911). Депутат объединенного собрания Пярну (1920). Жена (1917): графиня Фреда Иоганна Натали фон Медем (1895 — после 1925), дочь графа Арнольда фон Медема и графини Марии Клейст; Ольга Мария Хильдегард Берта (Ольга Адольфовна; 1886 — после 1925), фрейлина. Муж (1918): Карл фон Лилиенфельд; Фридрих Бернхард Петер Пауль (Фридрих Адольфович; 1888—1914), корнет в лейб-гвардии Конном полку, погиб 19 августа 1914 в бою у Каушена. Жена (3 августа 1914): Мария Васильевна N (родился около 1889), дочь кандидата коммерции; Андреас Балтазар Вальтер (Андрей Адольфович; 1891—1960). Жена (1918, развод 1932): баронесса Александра фон Вольф-Штормерзее (1894—1982), дочь барона Бориса Эдуардовича фон Вольфа и Аличе Барби.

Antoni_Stolpe,_polish_composer_and_pianist (544x700, 159Kb)
1851
Антоний Стольпе (польское имя — Antoni Stolpe)
польский композитор и пианист. Родился в городе Пулавы, Люблинское воеводство, Польша. Первые уроки получил от отца, который был пианистом. Окончил Варшавский музыкальный институт (1867) под руководством Станислава Монюшко и Карла Августа Фрейера, затем в 1869 году отправился в Берлин, где занимался пианистическим искусством у Теодора Куллака и композицией у Фридриха Киля. Оставил симфонию ля минор (1867), несколько увертюр и Посвящение Мендельсону для оркестра, фортепианные сонаты ля минор (1867) и ре минор (1870), фортепианный секстет (1867), фортепианное трио (1869), Credo для хора и солистов, другие фортепианные, камерные и хоровые сочинения. Умер в Мерано, Больцано, Трентино — Альто-Адидже, Италия, от воспаления лёгких 7 сентября 1872 года. В XIX веке (вскоре после смерти Стольпе) была опубликована только соната для фортепиано ре минор благодаря тому, что её исполнял Юзеф Венявский. Несмотря на восторженные отзывы о его творчестве со стороны Зыгмунта Носковского и Владислава Желеньского, музыка Стольпе была забыта и дождалась своего часа лишь в XXI веке, с выходом тройного CD «Antoni Stolpe — opera omnia», записанного солистами ансамбля «Camerata Vistula» и пианистом Мирославом Гонсенецом.

Henri Hubertus van Kol (496x700, 119Kb)
1852
Генрих (Анри) Хюберт ван Коль (Henri Hubertus van Kol)
деятель голландского рабочего движения, реформист. Родился в Эйндховене. Будучи студентом, вошел в голландскую секцию 1-го Интернационала. В 1876-1894 (с небольшими перерывами) работал инженером в Индонезии. Вместе с П.Й.Трульстрой, В.X.Флигеном и другими - т. н. 12 "апостолами" - явился одним из основателей (1894) и лидеров Социально-демократической рабочей партии Нидерландов. В 1897-1909 - депутат нижней палаты парламента, в 1913-1924 - член верхней палаты парламента (сената). Как в выступлениях в парламенте, на Амстердамском (1904) и Штутгартском (1907) конгрессах 2-го Интернационала, так и в своих печатных работах Коль проповедовал реакционную идею, согласно которой капитализм якобы осуществляет в колониях "цивилизаторскую миссию", и утверждал, что существование колоний неизбежно даже при социализме. Империалистическую сущность позиции Коля разоблачена В.И.Лениным (Сочинения, том 13, страницы 59-65; Полное собрание сочинений, 5 издание, том 16, страницы 67—74). Умер в Ремушане 22 августа 1925 года. Сочинения: Kapitalisme en Socialisme, Amst., 1889; Uit onze Koloniёn, Leiden, 1903; De bestuursstelsels der hedendaagsche Koloniёn, Leiden, 1905; Les mandats coloniaux et la Société des nations, Amst., 1923.

Cyparissos_Stephanos (468x700, 139Kb)
1857
Кипариссос Стефанос (греческое имя — Κυπάρισσος Στέφανος)
один из самых видных греческих математиков XIX века. Более всего известен своими работами в области Проективной геометрии, где ряд терминов либо был введён в употребление Стефаносом, либо отмечен его именем. Современный греческий академик Антонис Кунадис заявил, что, по его мнению, «Кипариссос Стефанос является самым великим современным греческим математиком периода до Каратеодори». Кипариссос Стефанос родился на острове Кея, Южные Эгейские острова, Греция, в семье учителя. Его брат, Стефанос, Клон, считается одним из основателей антропологии в Греции. Кипариссос окончил гимназию на острове Сирос под непосредственным наблюдением своего отца, после чего поступил в математический класс философского факультета Афинского университета, где в 1878 году, в возрасте 20 лет, получил степень доктора Философии математики. Большую роль в его жизни и научной деятельности сыграло его случайное знакомство в Дафни с английским математиком Томасом Хирстом (Thomas Archer Hirst1830 — 1892). Хирст сразу увидел в молодом Стефаносе математического гения, поощрил продолжить свои работы и стал оказывать ему помощь и стал его наставником.
Франция
Стефанос продолжил учёбу в Парижском университете, где учился у Жана Дарбу, Мари Энмона Жордана, Шарля Эрмита и где получил степень доктора математики за диссертацию Теория бинарных форм («Théorie des formes binaires et l’elimination») В одной из первых своих работ «Десмическая система трёх тетраэдров» («Sur les systèmes desmiques de trois tétraèdres») он ввёл термин «десмическая система», от греческого слова «десми» (δέσμη — связка, пучок). Немецкий математик Феликс Клейн включил работы Стефаноса в свою ставшую классической книгу «Высшая геометрия» (Отображение линейной геометрии в пространстве 4-х измерений, Круги в пространстве, Пентацикл Стефаноса). Сотрудничество Стефаноса с Клейном и публикация работ стали связующим звеном между Клейном и французскими математиками и молодой греческий математик укрепил свою позицию в этих двух математических школах. В 1881 году он сделал сообщение о своей работе «О геометрии шаров» в Академии наук в Париже. Последовали другие сообщения по проблемам геометрии, алгебры и интегрального исчисления, которые были опубликованы в Академии, в английских и американских журналах. После Иоанниса Хадзидакиса (1844—1921) Стефанос был вторым из греческих матматиков обративших внимание на Векторный анализ. В 1883 году он опубликовал в немецком журнале «Mathematische Annalen» работу о Кватернионах Гамильтона. Стефанос получил международное признание, но в 1884 год выразил желание вернуться в Афины.
Греция
Хирст дал Стефаносу рекомендательные письма, которые впечатлили греческого министра образования и премьер-министра Харилаоса Трикуписа, также учившегося в своё время во Франции. Он был назначен профессором в Афинский университет и позже — профессором Афинского политехнического университета и офицерских Военного училища эвелпидов и Военно-морской академии. Кроме своей академической и научной деятельности, Стефанос был основателем Сельскохозяйственного общества и ряда Публичных торговых училищ, соучредителем Общества друзей леса и Греческого ремесленного общества, организатором и президентом Ассоциации учителей. Он также принял участие в комитетах по рассмотрению школьных учебников и по реформе учебной программы в среднем образовании. Стефанос умер в Афинах в ночь с 8 на 9 января 1918 года. Во время празднования столетия Афинского университета (1837—1937), Стефанос был охарактеризован «алгебраистом и геометром, исключительно элегантным в решении алгебраических уравнений». ЭСБЕ о Стефаносе: В дореволюционной России Стефанос был известным математиком. Статью о нём в ЭСБЕ написал известный российский историк математики Бобынин, Виктор Викторович. Источники: Стефанос, Кипариссос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Εκατονταετηρίς 1837 - 1937, Τόμος Ε', Ιστορία της Φυσικομαθηματικής Σχολής / Εθνικό και Καποδιστριακό Πανεπιστήμιο Αθηνών, Μιχαήλ Στεφανίδης. — Αθήναι: Πυρσός Α.Ε, 1948. — Страницы 23—34 (τεύχος Β΄).

Nikolay_Chekhov (568x700, 123Kb)
1858
Николай Павлович Чехов
художник, пианист и скрипач, старший брат писателя Антона Чехова. Родился в Таганроге. Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Натурным классом в училище в те годы заведовал В.Г.Перов. Сотрудничал с столичными журналами «Зритель», «Сверчок», «Москва», «Осколки» (в том числе иллюстрировал некоторые рассказы брата и был автором карикатур с его подписями; в отличие от братьев Антона и Александра, подписывался в юмористической прессе настоящей фамилией). Участвовал в росписи стен московского храма Христа Спасителя. Учился и был дружен с художниками И.Левитаном, К.Коровиным, Ф.Шехтелем. Антон Чехов неоднократно критиковал образ жизни брата и его отношение к своему таланту: «гибнет сильный русский талант, гибнет ни за грош». Николай Чехов умер от туберкулёза в имении Лука Харьковской губернии у друзей Чеховых — Линтварёвых 29 июня 1889 года, там и похоронен. Работы художника находятся в собраниях: Таганрогский художественный музей, Таганрог; Фонды Таганрогского музея-заповедника, Таганрог; Коллекция Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П.Чехова, Мелихово. О последних днях жизни Николая Чехова можно судить из письма его брата Александра к отцу Павлу Егоровичу: «Подъезжая к усадьбе, я встретил на дворе Антона, затем на крыльцо вышли Маша, Ваня и Миша. В сенях нас встретила Мама и стала целовать внуков. „Ты был у Николая?“ — спросил меня Иван. <...> Я вошел в комнату и увидел, что вместо прежнего Николая лежит скелет. Исхудал он ужасно. Щеки впали, глаза ввалились и блестели. <...> До последней минуты он не знал, что у него чахотка. Антон скрывал это от него, и он думал, что у него только тиф. „Братичик, останься со мною, я без тебя сирота. Я все один и один. Ко мне ходит мать, и братья, и сестра, а я всё один“. <...> Когда я его переносил с постели на горшок, я постоянно боялся, как бы нечаянно не сломать ему ноги. <...> Наутро ему стало будто бы легче. <...> Я в это время сходил на реку ловить раков и не для раков, а для того, чтобы набраться сил для будущей ночи. <...> За ужином я сказал, что дай Бог, чтобы Коля дожил до утра. <...> Сестра сказала, что я говорю вздор, что Николай жив и будет жить, что такие припадки у него уже были. Я успокоился. <...> Все улеглись спать. <...> Николай был в полном разуме. Он засыпал и просыпался. В два часа ночи он захотел на двор; я хотел было перенести его на судно, но он решил еще немножко подождать и попросил меня поудобнее оправить ему подушки. Пока я оправлял подушки, из него вдруг брызнуло, как из фонтана. „Вот, братичек, усрался, как младенец, на постели“. <...> В три часа ночи ему стало совсем скверно: начал задыхаться от мокроты. <...> Около шести часов утра Николай стал совсем задыхаться. Я побежал во флигель к Мише, чтобы спросить, в какой дозе дать Коле лекарство. Миша повернулся с одного бока на другой и ответил: „Александр, ты всё приувеличиваешь. Ты баламутишь только“. Я поспешил к Николаю. Он, видимо, дремал. В семь часов утра он заговорил: „Александр, подыми меня. Ты спишь?“ Я поднял. „Нет, лучше прилечь“. Я положил его. „Приподними меня“. Он подал мне обе руки. Я приподнял его, он сел, захотел откашляться, но не мог. Явилось желание рвать. Одной рукой я поддерживал его, другою старался поднять с пола урыльник. „Воды, воды“. Но было уже поздно. Я звал, кричал „Мама, Маша, Ната“. На помощь не являлся никто. Прибежали тогда, когда все было кончено. Коля умер у меня на руках. Мама пришла очень поздно, а Мишу я должен был разбудить для того, чтобы сообщить ему, что Коля умер». Могила Николая Павловича находится на Лучанском кладбище, расположенном на Луке (район города Сумы, Украина). Литература: Подорольский А. Художник Н.П.Чехов. — Сумы: Университетская книга, 2007; Устюгова Т. Семейный талант // Таганрогская правда. — 2008. — 29 мая; Подорольский А.Н. Художник Николай Чехов. Альбом-каталог. — Москва: Планета, МК-периодика, 2008. — 192 страницы. — ISBN 978-5-903162-04-08; ОР РГБ, фонд 331, каталог 31, единиц хранения 1. Письма Ал.П.Чехова П.Е.Чехову. 1874—1896

 (524x699, 65Kb)
1859
Александр Иванович Горбов
русский химик-технолог. Родился в Москве. Окончил в 1882 г. Санкт-Петербургский университет; ученик А.М.Бутлерова. С 1894 г. заведующий химической лабораторией Инженерной академии, в 1918-1924 гг. профессор там же. С 1927 г. редактор «Журнала прикладной химии». В 1885 г. вместе с А.Э.Кесслером изобрёл прибор для дробной перегонки под уменьшенным давлением (иногда называемый по имени Ю.В.Брюля, описавшего подобный же прибор в 1888). Исследовал свойства бетона и способствовал его рациональному использованию в военных сооружениях. Разработал состав шашек для дымовых завес, совместно с В.Ф.Миткевичем построил в 1907-1910 гг. первую в России установку для получения азотной кислоты из воздуха дуговым методом. Состоял сотрудником "Энциклопедического Словаря", где им напечатан ряд статей по химии органической, физической и теоретической и по истории химии. Напечатал: "Кислоты окиси- и гидрокситетровые" ("Журнал Русского Физико-Химического Общества", 1887); "Прибор для перегонки под уменьшенным давлением" (совместно с А.Э.Кесслером, ib., 1885); "Действие йодоформа, йодистого метилена и йода на изобутилат натрия" (ib., 1887); "Способы определения качеств воздуха с помощью растворов марганцовокалиевой соли" ("Журнал Русского Общества охранения народного здравия", 1902); "Закон фаз" ("Физико-Математический Ежегодник", 1892) и др. Умер в Ленинграде 26 января 1939 года. Литература: Окатов А.П., Александр Иванович Горбов, «Журнал прикладной химии», 1939, том 12, выпуск 6 (имеется библиография трудов Горбова).

Aline CharigotPierre-Auguste_Renoir,_Portrait_of_Madame_Renoir_(c._1885) (548x700, 506Kb)
1859
Алина Шариго (французское имя — Aline Charigot)
жена Пьера-Огюста Ренуара. Алина родилась в Эссуа. Её предки жили в Эссуа на протяжении нескольких поколений. Мать Алины была портнихой, отец — булочник. В августе 1860 Клод оставил жену и Алину бывшую тогда пятнадцати месяцев от роду. У Алины было трудное детство. Мать нашла работу далеко от дома, отец приезжал в Эссуа очень редко. Главными воспитателями Алины были её тетя Викторина и дядя Клод. Алина посещала в Эссуа школу для девочек. Эта школа, содержавшаяся монахинями была основана в 1826 году по инициативе богатой деревенской семьи Дарра. В школе Алина также обучалась работе по дому и шитью, что стало впоследствии её профессией.
Встреча с Ренуаром
В 1872 году её мать уезжает работать в Париж. В 1874 году Алина в возрасте 15-ти лет приезжает в Париж к матери и начинает работать там портнихой. Как-то во время завтрака в молочном магазине на улице Сен-Жорж она знакомится с Пьером-Огюстом Ренуаром. Она становится его моделью и возлюбленной. Впервые Ренуар изображает Алину в возрасте 20 лет в «Гребцах в Шату». В 1881-1883 гг. Ренуар отправляется путешествовать. Алина следует за ним. В 1885 году у Алины родился первый сын, Пьер. 14 апреля 1890 года, Огюст и Алина сочетаются браком в мэрии IX-го парижского округа. В сентябре 1894 года у Ренуаров рождается второй сын, Жан Ренуар. Алина приглашает для помощи в воспитании сына свою дальнюю родственницу Габриэль Ренар. Третий сын Алины и Огюста Ренуар, появился на свет в Эссуа 4 августа 1901 года. Алина скончалась в возрасте пятидесяти шести лет в Ницце, 27 июня 1915 года.
Галерея
Aline Charigo01 (336x700, 287Kb)
Пьер-Огюст Ренуар «Танцы в сельской местности»
Aline Charigo02 (700x516, 469Kb)
Пьер-Огюст Ренуар «Обед на лодочной вечеринке»
Aline Charigo03 (521x700, 429Kb)
Пьер-Огюст Ренуар «Материнство»
Aline Charigo04 (460x700, 561Kb)
Пьер Огюст Ренуар "В саду"

Jaroslav_Věšín_(1860-1915) (541x700, 268Kb)
1860
Ярослав-Франтишек-Юлиус Вешин (Jaroslav Věšín)
чешский и болгарский художник, живший и работавший в Словакии и Болгарии. Один из основателей современного болгарского искусства XIX—XX веков. Ярослав Вешин, чех по происхождению, родился в городе Враны (Чехия, в то время Австро-Венгрия). Учился в пражской гимназии, где впервые познакомился с произведениями чешских мастеров живописи, затем в 1876-1880 годах в пражской Академии художеств. Подъем национального изобразительного искусства, представленного такими мастерами, как Антонин Манес, Гвидо Манес, Йозеф Навратил и др., оказал сильное воздействие на формирование художественного вкуса молодого художника. В 1881-1883 годах Я.Вешин учился в Академии изобразительных искусств Мюнхена у Карла Пилоти, Юзефа Брандта, Отто Зайтца, специализировался на исторической и жанровой живописи. После окончания академии он некоторое время живет и работает в Мюнхене и в Словакии, создавая картины на мотивы сельской жизни Словакии. В 1897 году Ярослав Вешин переехал в Болгарию и оставался там до конца своей жизни. В 1897—1904 годах по приглашению министра образования Константина Величкова он работал преподавателем в только что открытой государственной школе живописи (ныне Национальная художественная академия (София)). С 1904 года работал военным художиком при Военном министерстве Болгарии. Учениками Ярослава Вешина были Никола Петров, Атанас Михов и другие болгарские художники. Скончался в Софии 9 мая 1915 года. Именем Ярослава Вешина названа одна из улиц Софии в районе Триадица.
Творческое наследие
В Болгарии Я.Вешина увлекает общее культурное возрождение родственного славянского народа после освобождения от османского ига, он пишет реалистические картины быта болгарской деревни: «Урожай в Радомире» (1897), «Пахарь» (1899), «Контрабандисты» (другое название «Гайдуки», 1899), «Урожай» (1900) и другие. Значительное место занимают картины, посвященные болгарским базарам, где художника привлекают живописные характеры и оригинальные сцены: «Конный базар в Софии» (1899), «Перед базаром» (1899), «Возвращение с базара» (1898). Главной темой в творчестве этого периода является жизнь и труд болгарских крестьян. После 1904 года Вешин не отказывается от жанровой, деревенской и охотничей тематики: «Угольщик» (1910), «Дровосеки» (1910), «По следу дичи» (1910), «Охотник с борзыми» (1911) и др. Одновременно Вешин создает галерею портретов болгарских и русских солдат, офицеров, генералов: «Русские генералы» (1907) и др. Однако самые известные картины этого периода — батальные сцены. Так, цикл «Маневры» был начат в 1899 году и продолжался до Балканской войны.
Yaroslav_Veshin_-_Na_nozh (541x700, 639Kb)
«На нож» («Атака»), 1913
Художник пишет картины «Самарское знамя» (1911), «Атака» (другое название «На нож», 1913), «Отступление турок при Люле-Бургасе» (1913), «Люле-Бургас — Чаталджа» (1913), серию эскизов и работ об осаде Адрианополя: «Бивак перед Адрианополем» (1913), «На отдыхе после 13 марта 1913» (1913) и другие. Я.Вешин внёс большой вклад в развитие современного болгарского искусства, вместе с Иваном Мырквичкой (также чехом по национальности, 1856—1938), Иваном Ангеловым (1864—1924), Антоном Митовым (1862—1930), Иваном Милевым (1897—1927) обогатил болгарскую живопись яркими художественными образами и новыми живописными средствами. Большая часть картин Я.Вешина хранится в Национальной художественной галерее в Софии. Фрагмент картины Я.Вешина «Пахарь» изображен на болгарской банкноте в 500 лев 1925 года, в 250 лев 1943 года выпуска.

Panov (621x700, 74Kb)
1861
Николай Андреевич Панов
русский поэт. Родился в селе Софьине Самарской губернии, ныне Радищевского района Ульяновской области, в крестьянской семье. Рано лишился отца. В 1869 году мать отвезла его в Сызрань и поместила в приходскую школу, откуда он вскоре перешёл в уездное, а затем в реальное училище. В Сызрани Панов начал сочинять. Самые ранние из опубликованных стихотворений Панова помечены 1877 годом, в печати же они появились в 1881 году (в «Игрушечке» и «Ниве»). В 1882 году вышел в свет его поэтический сборник «Песни и думы» (Санкт-Петербург: типография А.С.Суворина, 1882), из которого широкое распространение получила «Травушка-муравушка». В 1891 году Панов работал корреспондентом в газете «Сызранский листок объявлений»; с 13 октября 1892 года, когда открылась Лермонтовская библиотека в Пензе был в ней несколько месяцев библиотекарем, с 1893 года — в Санкт-Петербурге: в должности секретаря редакции журнала «Колосья» и в редакции журнала «Семьянин». В 1896 году вышло наиболее полное прижизненное собрание его произведений — «Гусли звончаты» (Санкт-Петербург: типография инженера Г.А.Бернштейна, 1896). Кроме стихотворений он писал рассказы, статьи, фельетоны, выпустил роман в стихах «Владимир Волгин» (Санкт-Петербург: типография К.Л.Пентковского, 1900), комедию «Их торжество». Всего он выпустил шесть поэтических сборников, пьесу и роман в стихах. Некоторые стихи Панова положены на музыку малоизвестными композиторами. В своём творчестве Н. А. Панов ориентировался на фольклор. На основе бурлацких припевов им было написано «стихотворение» — аналог известной Дубинушки. Скончался в Санкт-Петербурге в Александровской больнице для чернорабочих в 1906 году.
Надгробие_Н._А._Панова (525x700, 507Kb)
Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. После смерти Н.А.Панова, в 1907 году, вышел сборник: «Вперёд!: Стихотворения последних лет» — с портретом и факсимиле автора. Ныне в Пензе присуждаются три премии его имени библиотекам за заслуги в продвижении книги и чтения. Литература: Гусев В. Е. Вступительная статья о Н.А.Панове // Стихотворения. — Москва-Ленинград: «Советский писатель», 1965; Волик А. Забытая лира / А.Волик // Мономах. – № 3. - 1996. – Страницы 43–44; Николаев В. Живёт песня / В.Николаев // Ульяновская правда. – 1991. – 24 октября; Оловянникова И.П. Панов Николай Андреевич / И.П.Оловянникова // Русские писатели. 1800-1917 : биографический словарь : Том 4. – Москва, 1999. – Страницы 525–527; Селиванов К.А. Н.А.Панов / К.А.Селиванов // Селиванов К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии / К.А.Селиванов. – Куйбышев, 1953. – Страницы 138–140.

Rippl-Rónai_József (467x700, 265Kb)
1861
Йожеф Рипль-Ронаи (венгерское имя — József Rippl-Rónai)
крупный венгерский художник. Впервые внёс в венгерскую живопись стили, присущие современному ему европейскому искусству, в первую очередь французскому. Йожеф Рипль-Ронаи родился в Капошваре. После учебы в старшей школе он отправился учиться в Будапешт, где получил степень в области фармакологии. В 1884 году он отправился в Мюнхен для изучения живописи в Академии. Два года спустя он получил грант, который позволил ему переехать в Париж и учиться у Михая Мункачи, крупнейшего венгерского реалистического живописца, и затем, минуя стадии натурализма и импрессионизма, перешёл сразу к постимпрессионизму.
Rippl-RónaiАвтопортрет в красном берете p (556x700, 400Kb)
Автопортрет в красном берете (1924), Венгерская национальная галерея
Первые два года он работал в студии Мункачи, в 1889 году отошёл от реалистической манеры последнего и сблизился с группой Наби и Гогеном. После короткого пребывания в Бельгии в 1902 году возвратился в Венгрию и поселился в Капошваре. В последние годы отошёл от масляной живописи и использовал лишь карандаш. Наследие Рипль-Ронаи, по оценке историка искусства Иштвана Гентона, составляет около 3500 работ, из которых 2400 — масляная живопись и работы карандашом, и ещё 800 — рисунки. Он умер в своём доме в родном городе 25 ноября 1927 года.
Галерея
Rippl_Parisian01 (593x700, 311Kb)
«Парижанка» (1891)
Rippl_Parisian02 (700x480, 548Kb)
«Мой папа и дядя Пьячек с красным вином» (1907)
Rippl_Parisian03 (700x497, 500Kb)
«Студия на Капошвара» (1911)
Rippl_Parisian04 (528x700, 404Kb)
«Натюрморт с маской» (1910)
Rippl_Parisian05 (700x466, 437Kb)
«Женщина с тремя девушками» (1909) Бруклинский музей
Rippl_Parisian06 (280x700, 312Kb)
«Женщина в платье в горошек» (1889) Венгерская национальная галерея
Литература: Horváth János. Rippl-Rónai. — Tóth Könyvkereskedés és Kiadó Kft. (Debrecen), 2007. — ISBN 9635965133.

Woodward 1910 (501x700, 176Kb)
1864
Артур Смит Вудворд (Arthur Smith Woodward)
английский палеонтолог. С 1901 года член Лондонского королевского общества, которое в 1917 году наградило его Королевской медалью. Родился в Маклсфилде, Восточный Чешир, Чешир, Англия, Великобритания. В 1914 году Королевское общество Нового Южного Уэльса наградило его медалью Кларка. Был также членом Геологического общества Лондона, которое наградило его в 1896 году медалью Лайеля и в 1924 году — медалью Волластона. Также был членом Линнеевского общества, от которого он получил в 1940 году медаль Линнея. В 1925 году стал членом Леопольдины, а в 1926 году — членом-корреспондентом Палеонтологического общества. Ассистент, затем хранитель отдела геологии Британского музея (1882-1924). Основные исследования по ископаемым рыбам (главным образом мезозойскими). В 1913 году описал остатки ископаемого «пилтдаунского человека». Приобрел известность благодаря участию в споре о Пилтдаунском человеке; его вера в то, что останки (представлявшие собой якобы «недостающее звено» эволюции обезьяны в человека) действительно принадлежали человеку, содействовала успеху мистификации. В 1953 г. было доказано, что челюсть принадлежала современной обезьяне, но была подвергнута обработке под доисторическую кость. Основные исследования по ископаемым рыбам (главным образом мезозойским). Умер в городе Хейуардс-Хит, Западный Суссекс, Англия, Великобритания, 2 сентября 1944 года. Сочинения: The fossil fishes of the English chalk, L., 1902—1912; The wealden and purbek fishes, L., 1915—1917; Catalogue of the fossil fishes in the British museum, v. 1—4, L., 1889—1901.

1864
Уильям Скотт О’Коннор (William Scott O'Connor)
американский фехтовальщик, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1904. Родился в Питтсбурге, На Играх 1904 в Сент-Луисе О’Коннор участвовал только в соревнованиях на палках. Он занял второе место и выиграл серебряную медаль. Умер в Нью-Йорке 16 января 1939 года.

1864
Михаил Николаевич Попов
русский психиатр, специалист по психопатологии, нервным и душевным болезням. Окончил курс на медицинском факультете в Харьковском университете в 1890 г.. состоял затем при том же Университете ординатором (1890—1892) при клинике нервных и душевных болезней и ассистентом по той же кафедре (1892—1894). Доктором медицины признан в 1893 за диссертацию: «О нейроглии и ее распределении в продолговатом мозгу и Варолиевом мосту» и принят в число приват-доцентов. В 1895 г. Попов назначен професором по кафедре нервных и душевных болезней в Томский университет. По своей специальности Попов напечатал: «Сравнительная оценка сердечных средств» («Труды Харьковского Общества Врачей»), «О нейроглии» («Архив Психиатрии», 1893), «Ueber die Multiple sclerose» («Noeurolog. Centralblatt», 1894), «К патологии бессонницы» («Архив Психиатрии», 1896), «Первичное паралитическое, сифилитическое слабоумие» (т. же, 1691), «Сифилитическая нейрастения» (там же, 1893) и др. По его инициативе был открыт отдельный психиатрический барак на 10 больных. Умер 11 октября 1908 года.

1865
Гюстав Дюпон-Ферье (французское имя — Gustave Dupont-Ferrier)
французский историк-медиевист. Член Академии надписей (1934). Родился в Вине. В 1914-1937 профессор Школы хартий. Исследования Дюпон-Ферье, основанные на огромном материале и архивных документах, главным образом посвящены истории административных и финансовых учреждений Умер в Париже 13 мая 1956 года. Сочинения: Les officiers royaux des bailliages et sénéchaussées et les institutions monarchiques locales en France á la fin du moyen âge, ., 1902; Études sur les institutions financiéres de la France á la fin du moyen âge, t. 1-2, ., 1930-1932; Gallia regia ou état des officiers royaux des bailliages et des sénéchaussées de 1328 á, 1515, t. 1-4, ., 1942-1954.

Pessoa (514x700, 288Kb)
1865
Эпитасиу Линдолфу да Силва Песоа (португальское имя — Epitácio Lindolfo da Silva Pessoa)
бразильский государственный деятель, адвокат и прокурор, одиннадцатый президент Бразилии (1919—1922). Эпитасиу Песоа родился в городе Умбузейру, штат Параиба, Бразилия. В 1873 году его родители умерли от оспы, после чего воспитанием Эпитасиу занимался его дядя по материнской линии Энрики ди Лусена, губернатор Пернамбуку. В 1886 году Песоа окончил юридический факультет университета Ресифи. Работал преподавателем университета. В 1890—1891 годах заседал в Конституционной ассамблее Бразилии. После вступления на пост президента Флориану Пейшоту Песоа временно ушёл из политики, жил в Европе. В 1898 году занял место министра юстиции в правительстве Кампуса Салиса. В 1902—1905 годах работал генеральным прокурором Бразилии. Во время внеочередных президентских выборов 1919 года Песоа возглавлял бразильскую делегацию на международной конференции по послевоенному мирному урегулированию в Париже. Именно там он был извещён о том, что выдвинут в кандидатом в президенты на внеочередных президентских выборах, а затем и о том, что победил и стал президентом Бразилии.
PessoaПамятник Эпитасиу Песоа (525x700, 455Kb)
Памятник Эпитасиу Песоа
На посту президента
Будучи выходцем с северо-востока Бразилии, став президентом, Песоа инвестировал много средств в развитие этого засушливого региона. В частности, при нём была начата программа строительства водохранилищ и развития гидроэлектроэнергетических ресурсов в штатах Параиба, Риу-Гранди-ду-Норти и Сеара. Песоа вёл жёсткую внутреннюю политику: назначал гражданских лиц на должности в правительстве, которые традиционно занимали военные, а в 1921 году принял «Закон о подавлении анархизма». Также в годы его правления была модернизирована армия, национализирован рыболовный промысел и начата всеобщая перепись населения. Песоа поддерживал национальное предпринимательство, но в то же время проводил активную социальную политику: при нём были заложены основы трудового законодательства.
23 мая 1865 года родился Эпитасиу Линдолву да СИЛВА ПЕССОАpost-154-130612761303 (700x356, 303Kb)
Хорошо известна фраза Песоа: «Рабочим вопросом должна заниматься не только полиция». Много разноплановых событий произошло в 1922 году, который был последним годом правления Песоа. Среди них Неделя современного искусства в Сан-Паулу (это событие считается отправным моментом формирования многих направлений бразильского национального искусства, которое начало освобождаться от доминирующего влияния европейских течений). В этом же году Бразилия праздновала 100-летний юбилей своей независимости. Была организована большая Международная выставка, которую посетил президент Португалии Антониу Жозе ди Алмейда. В отношении бывшей бразильской королевской семьи Песоа сделал жест примирения, отменив закон об изгнании. Кроме того, именно при Песоа в 1922 году была образована Бразильская коммунистическая партия. Умер в Петрополисе, Рио-де-Жанейро, 13 февраля 1942 года. Награды: Кавалер Большого креста ордена Южного Креста; Кавалер объединённого знака португальских орденов Христа, Сантьяго и меча, Бенедикта Ависского; Кавалеры ордена Белого орла (Польша, 1921—1939); Рыцарь Верховного ордена Христа; Кавалер ордена Серафимов.

TSINGER_Vasilii_IAkovlevich2 (581x700, 232Kb)
1866
Николай Васильевич Цингер
советский ботаник, профессор; занимался вопросами сельского хозяйства и лесоводства. Специалист в области морфологии растений и видообразования в растительном царстве, флоры мхов и высших растений Средней и Юго-Западной России. Наибольшую известность получили труды Н.В.Цингера по видообразованию сорняков, засоряющих сельскохозяйственные посевы. За эти работы Николай Васильевич был удостоен (посмертно) высшей научной награды того времени — Премии имени В.И.Ленина (1928). Н.В.Цингер — старший брат Александра Васильевича Цингера (1870—1934), физика, педагога, автор учебников по физике, а также книги «Занимательная ботаника». Николай Васильевич Цингер родился в Москве, в семье Василия Яковлевича Цингера (1836—1907) и Магдалины Ивановны, урождённой Раевской (умерла в 1888 году). Его отец происходил из семьи обрусевших немцев — дед Василия Яковлевича, переехав из Германии в Россию в конце XVIII века, получил за добросовестную службу звание потомственного дворянина; Василий Яковлевич был разносторонней личностью — математиком, профессором Московского университета, ботаником, автором значительных работ по флоре Средней России, а также автором философских работ. Детство и юность Николай Цингер провёл в Мелеховке Тульской губернии, в имении своей матери. Под влиянием своего отца Николай с детства полюбил природу и увлёкся ботаникой. После окончания Первой Московской гимназии он поступил на Естественное отделение Московского университета (1885), которое окончил в 1890 году. Среди его учителей можно выделить профессоров И.Н.Горожанкина (систематика растений, морфология растений) и К.А.Тимирязева (физиология растений, лекции по вопросам эволюции). Продолжал заниматься ботаникой под руководством профессора С.Г.Навашина, ассистентом которого в Киевском университете состоял с 1895 года и в лаборатории которого сделал работу «Материалы для морфологии женских цветков и соцветий в семействе коноплёвых». В 1898 году защитил эту работу в качестве диссертации на степень магистра ботаники. С этого же года Н.В.Цингер — приват-доцент в Университете Святого Владимира в Киеве. С 1903 года — адъюнкт-профессор Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства (располагался в городе Пулавы, Польша, а в 1914 году был переведён в Харьков; сейчас — Харьковский государственный аграрный университет имени В.В.Докучаева). Умер в Харькове 18 мая 1923 года. Н.В.Цингер — один из учредителей Русского ботанического общества, созданного в 1915 году. Со времён учёбы в университете на первом месте среди научных интересов Николая Цингера стояли вопросы изменчивости растений, в том числе под влиянием антропогенных факторов. Одна из наиболее известных его работа — «О видах рыжика (Camelina) и торицы (Spergula), которые засоряют посевы льна, и их происхождении». «Можно с уверенностью сказать, что чудесная работа нашего молодого ботаника, которая увидела свет в год двойного юбилея Дарвина и дарвинизма, принесла бы великому ученому большее удовлетворение, чем многочисленные похвальные слова, которые слышны на протяжении года в разных точках земного шара.» — Тимирязев К.А. Год итогов и ошибок. Некоторые работы: Материалы для бриологической флоры Тульской губернии. — Санкт-Петербург, 1893; О засоряющих посевы льна видах Camelina и Spergula и их происхождении. — Санкт-Петербург, 1909; О подвидах большого погремка. Вологда, 1928.

Percy Sherwood (666x700, 199Kb)
1866
Перси Шервуд (Percy Sherwood)
немецко-британский композитор и пианист. Родился в Дрездене, в семье Джона Шервуда (1837—1897), англичанина, с 1865 г. и до конца жизни преподававшего в Дрезденском политехникуме английский язык и литературу и выпустившего книгу «О Вордсворте» (1896). Мать Перси Шервуда, немка Августа Кох, как утверждается в некоторых источниках, была камерной певицей. Учился в Дрезденской консерватории (1885—1889) у Германа Шольца и Бертрана Рота (фортепиано), Феликса Дрезеке и Теодора Кирхнера (композиция). В 1889 г. был удостоен Мендельсоновской стипендии за написанный им Реквием. В том же году предпринял гастрольное турне, аккомпанируя певице Этельке Герстер. С 1893 г. преподавал фортепиано в своей alma mater, с 1911 г. профессор, среди его учеников Александр Ляте. Частным образом у Шервуда училась Дора Пеячевич, посвятившая учителю свои «Вальсы-каприсы» (1910). Некоторое время руководил Нойштадтским хоровым обществом. Наибольшим признанием пользовался как композитор: струнный квартет Шервуда был удостоен премии Всегерманского музыкального общества (1899), благосклонными рецензиями были встречены его первый фортепианный концерт (1895), симфония (1902), серенада для оркестра (1910). Начало Первой мировой войны застало Шервуда с женой и дочерью на каникулах в Англии; узнав об интернировании англичан в Германии, они приняли решение не возвращаться. Оставшуюся жизнь Шервуд провёл в Англии, где был малоизвестен. Он давал многочисленные частные уроки фортепиано, единственный раз выступил с сольным концертом (из произведений Иоганнеса Брамса) и практически выпал из музыкальной жизни своего времени, хотя и продолжал сочинять. Наследие Шервуда, выдержанное в немецкой позднеромантической традиции, включает три симфонии (1887, 1892, 1907), концерты для скрипки (1902), виолончели (1890—1893, 1902), скрипки и виолончели (1908), фортепиано (1887, 1932) с оркестром, скрипичные и виолончельные сонаты, фортепианную музыку, в том числе множество миниатюр. Интерес к творчеству Шервуда возник вновь уже в XXI веке. Его второй фортепианный концерт (1932) в 2011 году записал Хироаки Такенути (с Королевским шотландским национальным оркестром, дирижёр Мартин Йейтс), годом позже Джозеф Спунер и Дэвид Оуэн Норрис выпустили альбом со всеми сочинениями Шервуда для виолончели и фортепиано. Умер в Лондоне 15 мая 1939 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку