-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109329
Комментариев: 6801
Написано: 117801


22 мая родились...

Среда, 22 Мая 2024 г. 04:03 + в цитатник
 (482x699, 118Kb)
1842
Дмитрий Александрович Лачинов
русский физик, электротехник, метеоролог и климатолог, изобретатель, педагог и популяризатор науки. Первым сформулировал условия передачи электроэнергии на большие расстояния (опубликовано в начале 1880 года в первом номере журнала «Электричество»), издал первый в России учебник (курс) «Метеорологии и климатологии» (1889); именем учёного названы многие электротехнические приборы. Основатель кафедры физики Лесотехнической академии (1864). Действительный статский советник. Родился в местечке Новая Островка («Самодуровка тож»), Тамбовской губернии. Учёный происходил из старинного русского рода Лачиновых, ведущего родословие от воеводы Григория Григорьевича Лачина (середина XV в.). Отец — подполковник Александр Петрович Лачинов, участник Отечественной войны 1812 года, дважды дошёл до Парижа (1814 и 1815). Мать — Мария Ивановна Фролова. Жена — Лаура Бенедиктовна Нагель, шведка. Он: младший брат военного историка Н.А.Лачинова, химика П.А.Лачинова и писательницы П.А.Лачиновой (П.Летнёв); дядюшка филолога, теоретика театра, актёра В.П.Лачинова; шурин инженера А.Б.Нагеля и архитектора Ф.-О.Б.Нагеля; дед художника Л.А.Шульца; прадед физикохимика М.М.Шульца. По окончании 1-й Санкт-Петербургской гимназии в 1859 году поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, где его учителями были замечательные русские учёные П.Л.Чебышёв, Э.Х.Ленц, Ф.Ф.Петрушевский. Вследствие закрытия университета в 1862 году Дмитрий Александрович направлен в Германию, где 2,5 года в Гейдельберге и Тюбингене занимался физикой под руководством выдающихся учёных Г.Л.-Ф.Гельмгольца, Р.В.Бунзена и Г.Р.Кирхгофа. По возвращении в Санкт-Петербург сдал экзамен на степень кандидата физико-математических наук. Научно-педагогическую деятельность в Лесном институте Д.А.Лачинов начал штатным преподавателем в 1865 году на кафедре физики, основанной им в 1864 году; (1877 — доцент, а с 1890 года — профессор кафедры физики и метеорологии). Умер Д.А.Лачиновв Санкт-Петербурге 28 октября 1902 года.
Научные достижения
Научные интересы Д.А.Лачинова лежали главным образом в области технических приложений электричества. И здесь с его именем связано первенство русской творческой мысли. Он доказал преимущество параллельного включения дуговых ламп, указал на возможность смешанного их совместного включения с лампами накаливания. Ему принадлежат многие изобретения, в том числе — носящие имя Д.А.Лачинова: гальваническая батарея особой конструкции, регулятор напряжения в зависимости от числа введённых в цепь ламп, применение губчатого свинца для покрытия аккумуляторных пластин, прибор для обнаружения дефектов электрической изоляции, оптический динамометр, «электролизёр» (приоритет электролитического получения водорода и кислорода из воды), автоматический регулятор («экономизатор электрического освещения»), «динамоэлектрическая машина без железа» (в то время подразумевалось применение в воздухоплавании — для создания лёгких двигателей, но сам изобретатель более всего был озадачен теоретической стороной решения вопроса) и многие другие.
Электромеханическая работа
В середине 1880 г. в первом номере журнала «Электричество», который начал издавать большой друг Дмитрия Александровича В.Н.Чиколев, Д.А.Лачинов опубликовал статью «Электромеханическая работа», в которой впервые указал пути решения проблемы передачи электричества на большие расстояния. Основная мысль Д.А.Лачинова сводилась к тому, что для сохранения КПД передачи электроэнергии необходимо увеличивать передаваемое напряжение по мере увеличения расстояния пропорционально корню квадратному из сопротивления цепи (чем снимается зависимость КПД от расстояния). Прямое следствие работы Д.А.Лачинова — начало создания высоковольтной техники, вызвавшее применение силовых трансформаторов, формирование всей системы трёхфазного переменного тока и высоковольтных линий электропередачи. За рубежом только в августе 1881 появилась статья, в которой повторялись выводы Д.А.Лачинова почти дословно. Выдающийся электротехник Михаил Андреевич Шателен пишет: «В этой статье, названной «Электромеханическая работа», Д.А.Лачинов разбирает работу машин, действующих и в качестве генераторов, и в качестве двигателей..., и приходит к важному выводу о возможности передачи электроэнергии на большие расстояния по проводам, пользуясь токами высокого напряжения.» По словам М.А.Шателена профессор Д.А.Лачинов впервые, задолго до М.Депре, разработал основные теоретические вопросы, касающиеся областей электропередачи. Из его теоретических работ наибольший интерес представляли исследования, посвящённые передаче и распределению электроэнергии. М.А.Шателен был твёрдо убеждён, что изучение этих вопросов Д.А.Лачинов начал в конце 1870-х годов, то есть ещё до первых опытов А.Депре. Б.Н.Ржонсницкий, на прямом сравнении публикаций Д.А.Лачинова и М.Депре, доказал неоспоримый приоритет первого. В своей статье Д.А.Лачинов указал на возможность превращать тепло «прямо в электричество. Для этой цели могут служить термоэлектрические батареи». Здесь же он даёт понятие о противоэдс, выводя его из энергетических соображений и получив так хорошо известную теперь формулу для двигателя постоянного тока: IR=U — E (где U— напряжение на якоре, Е — противоэдс, I— ток в якорной цепи, R— сопротивление обмотки якоря). В статье также впервые подробно рассмотрены особенности работы электродвигателей независимого, параллельного и последовательного возбуждения. Изложенные в ней теоретические принципы послужили «руководящей нитью при всевозможных практических соображениях и проектах». Затрагивая тему научной периодики, следует помнить, что конъюнктурная «борьба за читателя» всегда была свойственна журналистике, поэтому всегда немалых сил стоило доказать целесообразность публикаций специальной научной направленности, убеждённым поборником которых был и Д.А.Лачинов. Разрабатывая теорию электропередачи, он поднял знамя борьбы за электротехнику как науку, основанную на математическом анализе явлений. На смену эмпирике он уверенно вводил математический метод в новую отрасль техники. Положение того времени обязывало Д.А.Лачинова заявить: «Так как даже в среде электротехников мы слышим мнения о неуместности для журнала статей, подобных настоящей, переполненных скучными и бесполезными формулами (хотя в сущности теория динамомашин развита здесь кратко и элементарно), то тем более вероятно, что между посторонними читателями найдется много лиц, держащихся того же взгляда». Далее Д.А.Лачинов прибег к следующей метафоре: «Мы, напротив, считаем, что распространение теоретических сведений между электротехниками совершенно необходимо, в подтверждение чего позволим себе привести давнишнее, но верное сравнение человека, лишённого теоретических знаний, со слепым, принужденным подвигаться вперед ощупью. Если искание истины возможно и с завязанными глазами, то нельзя не согласиться, что этот способ труден и неудобен.» В 1878 г. Д.А.Лачинов по поручению Императорского Русского Технического Общества (РТО) ездил в Париж на Всемирную выставку (одной из задач этой командировки было изучение системы профессионального образования во Франции, чему посвящено сообщение Д.А.Лачинова в Комиссии РТО 9 марта 1879), а в 1881 г. он представлял Русский отдел на Международной электротехнической выставке в Париже, где демонстрировались его изобретения. За успешную деятельность в качестве комиссара Русского отдела Д.А.Лачинов был удостоен кавалерства Ордена Почётного легиона (офицерской степени) и получил бронзовую медаль за свои изобретения.
Электролитический способ получения водорода и кислорода
В 1888 году Д.А.Лачинов первым предложил электролитический способ получения и промышленного производства водорода и кислорода, и применение обогащённого кислородом дутья в металлургии и стекольном производстве. В своих патентах Д.А.Лачинов предусматривал получение водорода и кислорода как при нормальном, так и при повышенном давлении, а также предлагал конструкцию ванн с монополярными и биполярными электродами. Д.И.Менделеев в «Основах химии» указывает на будущность этой технологии: «Так как получение гальванического тока с помощью динамомашин, пользуясь топливом, ветром, водопадами и другими силами природы, и вследствие возможности проводить токи на далекие расстояния, — постепенно, но постоянно (особенно с последней четверти XIX столетия) упрощается и удешевляется, то электролитическое разложение многих сложных тел приобретает большое значение, и электротехника все более и более приобретает прав на пользование ею для практических целей во множестве химических производств. Поэтому предложение профессора Д.А.Лачинова получать чрез электролиз (или 10—15%-ного раствора едкого натра или 15%-ного раствора серной кислоты) кислород и водород (оба могут иметь множество приложений) может иметь своё практическое значение, по крайней мере, в будущем времени. Вообще электролитические методы разложения имеют по своей простоте большую будущность, но поныне, когда получение тока еще обходится дорого, их приложение ограничено.»
Метеорология и климатология. Газоразрядная визуализация
Дмитрий Александрович создал в Лесном институте одну из первых в России лабораторий для учебных практических занятий физикой, уступавшую только кабинету Санкт-Петербургского университета, организовал при кафедре метеорологическую станцию, по мере пополнения оборудования которой, наблюдения стали регулярными, а с 1890 — ежедневными трёхразовыми по программе метеостанций II разряда. Развивая цикл своих метеорологических исследования, продолжая работу над изучением вольтовой дуги и фотографии (и то и другое — с 1877), в конце 1870-х — начале 1880 годов Д.А.Лачинов публикует в «Русском Инвалиде» ряд статей, затрагивающих различные аспекты этих научных программ и комплексное их применение: «Новый способ фотографирования» (1878 № 14), «Электрография» (1879 № 98), «Фосфоресценция и её применение к фотографии» (1880 № 331) и другие; летом и осенью 1887 года в физической лаборатории Лесного института Д.А.Лачинов моделировал формы атмосферного электричества — дифференциации электроразрядов в газовой среде, при содействии фотографа В.Монюшко фотографировавшихся или фиксировавшихся на бромжелатиновой пластинке непосредственным воздействием искры. В процессе первых опытов снимался яркий разряд (искра индукционной катушки, соединённой с конденсаторами) или — неяркий, когда введённое в цепь сопротивление давало продолжительный тлеющий разряд. Вторая и третья серия опытов производилась без камеры — разряд скользил по поверхности сухой бромжелатиновой пластинки и оставлял на ней след, который при проявлении делался видимым — не что иное, как один из первых примеров так называемой газоразрядной визуализации.
ALACHINOVPOPOVПервое сообщение  (656x700, 605Kb)
Первое сообщение о «разрядоотметчике Попова» — прототипе первого в мире радиоприёмника
25 апреля 1895 года, узнав о создании А.С.Поповым прибора для обнаружения и регистрации электрических колебаний, Д.А.Лачинов первым установил «грозоотметчик» на своей метеостанции (или «разрядоотметчик» — такие названия прибору первым дал именно Д.А.Лачинов), где были получены первые же регистрации электрических разрядов атмосферы, и где впоследствии много лет велись систематические их наблюдения. В 1889 г. Д.А.Лачинов издал первый в России учебник «Основы метеорологии и климатологии», заслуживший всеобще одобрение современников, а в его 2-м издании изложен принцип действия «разрядоотметчика Попова» — это и есть первое описание прототипа радиоприёмника (июль 1895). До недавнего времени ошибочно считалось, что первой публикацией, в которой дано описание беспроволочного телеграфа, являлось издание протокола 15/201 заседания Физического отделения РФХО 25 апреля 1895 года в здании «Же де Пом» (помещение для спортивных упражнений во дворе Санкт-Петербургского университета), на котором А.С.Попов впервые доложил о своём изобретении; и самое первое сообщение об изобретении А.С.Поповым беспроволочного телеграфа сделал 8 июля 1897 года в «Петербургской газете» Д.А., которому также принадлежит идея радиотрансляции. До середины XIX века метеорология как часть физической географии входила в состав физики. В конце 1880-х годов Д.А.Лачинов, несколько отойдя от РФХО и РТО, переносит свою работу в Русское географическое общество, в Метеорологической Комисси которого он был занят разработкой основ этой едва зарождавшейся науки, выделившейся в самостоятельную дисциплину в период 1860—1880 годов, которая вскоре также разделилась на собственно метеорологию и климатологию. Вышедший в 1884 году труд А.И.Воейкова «Климаты земного шара, в особенности России» — первый классический в последней, имевший предшественником работу В.Веселовского «О климате России» (1857). Метеорология же не была представлена подобным академическим изданием. Работу над первым в России самостоятельным курсом Д.А.Лачинов начал в 1887 году, а в 1889 году увидел свет его «Курс метеорологии и климатологии», который удовлетворял потребность в учебнике не только Лесного института, но и других высших учебных заведений. Это издание получило ряд восторженных отзывов в периодике. Газета «Гражданин» пишет: «Теперь более чем когда-нибудь ощущается недостаток в таком руководстве… Автор настоящего труда, г. Лачинов, задался именно этой целью, и ему, на наш взгляд, вполне удалось восполнить указанный пробел» (1889, № 140, 22 мая, страница 4, Новые книги); — «Русские Ведомости»: «…Сочинение г. Лачинова пополняет существенный пробел в нашей научной литературе… Значительный интерес книге придают описания новейших самопишущих аппаратов…, причём автор иллюстрирует своё изложение отличными рисунками и знакомит везде с приборами и методами наблюдений» (1889, № 180, 2 июля). Наиболее обширные отзывы помещены в газетах «Правительственный вестник» (1889, № 154, 16 июля) и «Новости» («Новости и Биржевая газета», 1889, № 159, 12 июня) — первая пишет: «Между… десятью главами наиболее удачной представляется последняя, об электрических явлениях, в изложении которых специалисты-метеорологи, конечно, не могли бы конкурировать с автором — знатоком электричества и его приложений», — во второй О.Д.Хвольсон писал: «Перед нами прекрасная книга, каких немного найдётся не только в русской, но и в иностранной литературах; появлению её не может не порадоваться всякий, кому дорого развитие отечественной научной литературы. Автору удалось образцово решить нелёгкую задачу — изложить современное состояние названных в заголовке наук и притом в весьма привлекательной форме… От всей души желаем ей широкого распространения, которого она заслуживает.»
Эксперт
Практическая электротехника всегда была очень близка ему. Учёный на протяжении всей своей жизни принимал горячее участие в обсуждении всех вопросов, выдвигаемых практикой, и давал теоретические решения, открывавшие перед ней новые пути. Деятельность Д.А.Лачинова в IV отделе РТО, от лица которого он выполнял большую работу в качестве эксперта Комитета по техническим делам Департамента торговли и мануфактур в вопросах выдачи привилегий, и для его современников и для исследователей его научного наследия долгое время оставалась практически неизвестной. По положению об экспертизе о ней не могли знать ни изобретатели-электротехники, ни даже самые близкие друзья Дмитрия Александровича. На протяжении 20 лет (с начала 1880-х годов) все изобретения в этой области прошли через руки его, неизменно поддерживавшего добросовестных исследователей. Он помогал получению привилегий, способствовал реализации сотен разработок и изобретений, нёсших новое и разумное; это выразилось и в его гласной защите приоритета истинных изобретателей: Д.А.Лачинов выступал в печати со статьями, отстаивавшими их права, включался в дискуссии. Архивные материалы фонда Департамента торговли и мануфактур содержат более 50 дел с заключениями Д.А.Лачинова, среди которых отзывы об изобретениях П.Н.Яблочкова, В.Н.Чиколева, Н.Н.Бенардоса, М.О.Доливо-Добровольского и других выдающихся русских электротехников, а также о заявках М.Депре, К.Циперновского, М.Дери, В.Сименса, Н.Теслы, Т.А.Эдисона и др. О свойственной учёному гибкости ума — весьма ценного качества в этом ответственном деле, говорит, например, его подход к проблеме использования переменного тока, поначалу категорически отвергнутого им в качестве перспективной формы электроэнергии. Однако по прошествии некоторого времени Д.А.Лачинов сумел, переосмыслив своё отношение к данному вопросу, осознать, что заблуждался, и стать поборником развития исследований в этой области, — освоения настоящего направления электротехники. История указанного противостояния говорит о том, что такое случилось отнюдь не со всеми, кто был причастен к этим прениям.
Метрология света
Потребность систематического контроля за освещением города в условиях оживлённой конкуренции различных его видов между собой настоятельно требовала создания Центральной фотометрической станции (преимущества электрического освещения были убедительно показаны учёным ещё в 1879 году в статье «Конкуренция электричества с газом» — «Русский Инвалид» № 187). С таким предложением 1884 году выступил Д.И.Лачинов, незадолго перед тем разработавший свой удобный и простой фотометр; теория его основывалась на законе, по которому освещение поверхности световым источником прямо пропорционально силе его света и синусу угла, образуемого лучами с плоскостью, и обратно пропорционально квадрату расстояния — это и положено в основу расчётного механизма «фотометра Лачинова». Некоторое время прибор этот имел применение, но, по усовершенствовании его конструкции, был вытеснен. Дмитрий Александрович предложил Городской думе организовать такую станцию. Он рекомендовал, официально признав, заключить международную конвенцию об узанонении эталона платиновой световой единицы — «света, испускаемого одним квадратным сантиметром расплавленной платины во время её застывания, перпендикулярно к её поверхности». Настоящее предложение Д.А.Лачинова было поддержано А.М.Бутлеровым. Министерство иностранных дел в конце 1884 года получило предложение о заключении международной конвенции на единицу сопротивления и силы света, Совет РТО передал все материалы в VI отдел, который поручил Д.А.Лачинову дать заключение об этом предложении. При немногочисленных возражениях — со стороны О.Хвольсона, Р.Ленца и других, была принята версия заключения Дмитрия Лачинова (с дополнением М. Котикова), имевшая следующий вид: «Было бы в высшей степени желательно, чтобы легальный ом и платиновая световая единица были приняты и у нас в России, с тем, однако же, условием, чтобы был установлен нормальный способ химического очищения платины для означенного употребления».
Научные общества
Д.А.Лачинов — член-организатор Русского Физического общества (1872) и VI отдела (электротехнического) Русского Технического Общества. Учёный сотрудничал с Д.И.Менделеевым, Ф.А.Пироцким, Н.Н.Бенардосом, В.Н.Чиколевым и многими другими.
«Соляной городок» и научная публицистика
Он уделял много внимания популяризации науки. В Соляном городке Д.А.Лачинов читал просветительские лекции и проводил демонстрационные опыты. Им написано много очерков и статей, посвящённых различным вопросам приложения электричества. С появлением первых сообщений о работах В.К.Рентгена (1895), А.С.Попов, Д.А.Лачинов, О.Д.Хвольсон и другие русские исследователи, повторяя его опыты, находили объяснения новым фактам и популяризировали открытие. С этой целью А.С.Попов и Д.А.Лачинов самостоятельно изготавливали трубки Крукса, необходимые для получения рентгеновских лучей, и демонстрировали их на своих лекциях. В конце 1877 г. Д.А.Лачинов проводил опыты с телефонами Белла (фирм Сименса, Винтера, Гальтона и др.), определяя сопротивление их катушек и качество звука. В публикации им предложены сдвоенные телефонные трубки, то есть не исключено, что именно он был первым, кто высказал идею наушников.
«Разоблачение спиритизма»:
Д.А.Лачинов был членом комиссии, занимавшейся изучением «медиумических явлений», созданной по инициативе Д.И.Менделеева (6.V.1875; 1-е заседание — 7.V.1875), Д.А.Лачинов был единственным, чьё участие в комиссии выразилось изложением понимания физической природы некоторых аспектов механики столовращения. Вкратце его точка зрения сводилась к следующему: медиум использует «равнодействующую силу, которая является результатом давления рук всех сидящих за столом и которая <•••>, когда руки устают <•••>, достигает по временам значительной величины» — мнение это было опубликовано в виде «Частного заявления Д.А.Лачинова» в изданном резюме данного просветительского предприятия. Любопытен тот факт, что во время одного из сеансов руки Д.А.Лачинова и Д.И.Менделеева соседствовали в спиритическом круге — немногим довелось участвовать в подобных акциях в столь непосредственной близости с создателем периодической системы… Следует отметить, что большая часть исследований и изобретений Д.А.Лачинова актуальна и в наше время, мало того, отдельные его идеи и сейчас находят применение и развитие в новых, самых передовых разработках.
ALACHINOVPOPOVОттиск труда  (700x524, 235Kb)
Оттиск труда «Электромеханическая работа», где впервые обоснованы условия передачи электроэнергии на большие расстояния, схема аккумулятора из губчатого свинца, сыгравшего существенную роль в развитии подводного флота (Д.А.Лачинов сотрудничал с С.К.Джевецким), и схема дефектоскопа Д.А.Лачинова.
Награды и научное признание
Николаевская главная физическая обсерватория оценила деятельность Д.А.Лачинова в области метеорологии; за ту пользу, которую он принёс развитию этой науки в России изданием своих курсов и устройством метеорологической обсерватории в Лесном институте, она удостоила его в день своего 50-летнего юбилея звания «Почётного корреспондента». В 1899 г. Санкт-Петербургский электротехнический институт присвоил ему звание Почётного инженера-электрика, он был в числе первых из всего 17-ти, кому за период с 1899 по 1903 гг. было присвоено это звание (среди них: А.Н.Лодыгин, Н.Н.Бенардос, А.С.Попов, И.И.Боргман, М.О.Доливо-Добровольский, К.Ф.Сименс). Научная общественность, как русская, так и зарубежная, высоко оценивала исследовательский дар и энтузиазм Д.А.Лачинова, чего нельзя сказать об оценке административной. Об этом не без горечи пишет председатель РТО Пётр Аркадьевич Кочубей в своём ходатайстве о присвоении Д.А.Лачинову звания профессора, обращённом к товарищу министра государственных имуществ, В.И.Вешнякову (7 июня 1889), — такую недооценку отмечает и биограф учёного Борис Николаевич Ржонсницкий, много лет отдавший изучению его жизни и наследия. Помимо указанных выше знаков признания его заслуг, и премии Министерства земледелия (за «Основы метеорологии и климатологии»), присвоение которой было инициировано в 1895 г. Академией наук, Д.А.Лачинов был кавалером ордена Святого Станислава II степени. Источники: РГИА. Фонд 1343, опись 24, часть 1, единиц хранения 793—805; Бархатная книга / издательство. Н.Новикова. — Москва, 1787. — Страницы 336, 417; Ржонсницкий Б.Н. Дмитрий Александрович Лачинов: Жизнь и труды. — Москва-Ленинград: Госэнергоиздат, 1955; ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, РО (фонд Венгерова, № 1656); РГИА; фонд 387 опись 5 дело 31369, лист 49-56; Крупнейший лесной вуз СССР. — Москва-Ленинград : издательство «Лесная промышленность», 1967. — Страницы 55, 56; Лачинов Д.И. Основы метеорологии и климатологии / Издание А.Ф.Девриена. — Санкт-Петербург, 1895; Дмитрий Александрович Лачинов. — Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Техника. — Москва: «Наука», 1965. — Страницы 276—289; Любославский Г.А. Дмитрий Александрович Лачинов // Известия Лесного института. — Санкт-Петербург, 1903. — Выпуск 9-й. — Страницы I-XVI; Менделеев Д.И.Материалы для суждения о спиритизме. — Санкт-Петербург, 1876; Шульц А.М.Личиновы и Менделеев // Менделеевский сборник. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-ПетербургГУ, 1999. — Страницы 139—154. — ISBN 5-86007-119-1; Храмов Ю.А.Лачинов Дмитрий Александрович // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Наука, 1983. — Страница 157. — 400 страниц — 200 000 экземпляров (в переплёте); Чеканов А.А.Николай Николаевич Бенардос. — Москва: Наука, 1983.

1843
Морис Кужар де Лапланш (французское имя — Maurice Coujard de Laplanche)
французский миколог, энтомолог и землевладелец. Морис Кужар де Лапланш родился в поместье Лапланш в коммуне Милле, департамент Ньевр, Франция. За всю свою жизнь Лапланш почти не покидал департамент Ньевр. С 21 января 1878 по 31 октября 1885 он был главой коммуны Милле. Лапланш был одним из самых известных членов и вице-президентом Коневодческого общества Ниверне. В 1891 году Лапланш основал Общество взаимопомощи коммуны Люзи. В 1882 году Морис де Лапланш совершил поездку в центральный Тунис, тогда являвшийся французской колонией, где приобрёл участок земли. Брат Мориса, Жорж де Лапланш, интересовался энтомологией и малакологией, собирал гербарные образцы животных. После смерти Жоржа в Валенсии его гербарий был передан на хранение Морису. Морис де Лапланш также посещал экскурсии Французского энтомологического общества и собирал гербарные образцы жуков. Также Морис Кужар интересовался микологией, в 1894 году издал словарь названий грибов. Лапланш создал множество красочных ботанических иллюстраций. Также он принимал участие в основании Отёнского общества естественной истории. Также Лапланш исследовал причины исчезновения раков в ручьях массива Морван, однако его работа, посвящённая этим исследованиям, не была закончена. Морис де Лапланш умер в коммуне Отён (департамент Сона и Луара, Франция) 18 марта 1904 года. Некоторые научные работы М. К. де Лапланша: Laplanche, M.C. de (1894) Dictionnaire iconographique des Champignons superieurs, 541 pp. Литература: Gillot, F. (1904) Bulletin trimestriel de la Société mycologique de France 20: 87—88; Stafleu, F.A., Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Utrecht: Bohn, Scheltema & Holkema, 1979. — Vol. 2. — P. 759; Barnhart, J.H. Biographical Notes Upon Botanists. — 1965. — Vol. 2. — P. 345.

 (485x699, 84Kb)
1844
Мэри Стивенсон Кэссетт (Кассатт; Mary Cassatt)
американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма. Она прожила большую часть своей жизни во Франции, была дружна с Эдгаром Дега. Мотивом для её полотен послужили образы социальной и личной жизни женщин, с особым упором на тесную связь матерей и детей. Кэссетт родилась в городе Аллегейни, штат Пенсильвания, являющемся в настоящее время частью Питтсбурга. Её отец, Роберт С. Кэссетт, был успешным биржевым брокером, а её мать, Кэтрин Джонстон Келсо, была родом из семьи банкиров. Мэри Кэссетт росла в семье, где поездки за рубеж считались неотъемлемой частью образования; в десять лет она уже побывала во многих столицах Европы, включая Лондон, Париж, Дармштадт и Берлин.
Mary_CassattПрогулка на лодке (700x535, 499Kb)
Прогулка на лодке 1893-94, Национальная галерея искусства, Вашингтон
Несмотря на то, что семья Мэри возражала против её желания стать профессиональным художником, она начала изучать живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии (1861—1865). Нетерпимая к неспешному темпу обучения и покровительственному отношению со стороны мужской половины студенчества и преподавателей, она решила продолжить изучение самостоятельно, и в 1866 году она переехала в Париж. Вернувшись в Соединенные Штаты в начале франко-прусской войны, Кэссетт проживала со своей семьей, но в то время в небольшом городке было трудно найти меценатов для поддержки её занятий живописью и модели для рисования. Её отец продолжал сопротивляться выбранному ею ремеслу и оплачивал только её основные жизненные потребности. Она вернулась в Европу в 1871 г., когда архиепископ Питтсбургский поручил ей сделать копии картин в Италии, после чего она смогла свободно путешествовать по всей Европе.
Mary_CassattЧай. 1880 (700x490, 527Kb)
Чай. 1880. Мэри Кэссетт, музей изящных искусств, Бостон
Импрессионизм
После самостоятельного обучения в крупных европейских музеях, её стиль стал более зрелым к 1872 году, и в Париже она изучала живопись вместе с Камилем Писарро. В 1872 году жюри Парижского салона допустило к показу её первое полотно. Критики утверждали, что цвета её полотен слишком ярки, и что её портреты слишком точны для того, чтобы соответствовать оригиналу. Увидев пастели Эдгара Дега в окне магазина по продаже картин, она поняла, что была не одинока в своём мятеже против Салона. «Мне пришлось подойти и прижать нос к окну, чтобы впитать всё, что я смогла бы, из его живописи», — писала она к другу. «Это изменило мою жизнь. Я увидела искусство таким, каким я хотела его увидеть». Она встретилась с Дега в 1874 году, он пригласил её участвовать в выставке импрессионистов, и её работы были выставлены на экспозиции в 1879 году. Будучи активным членом движения импрессионистов до 1886 года, она оставалась другом Дега и Берты Моризо. Как и Дега, Кассатт стала чрезвычайно искусной в использовании пастели, в конечном счёте выполняя многие свои полотна в этой технике.
Mary_CassattЛетняя пора (555x700, 611Kb)
Летняя пора (деталь) около 1894, Музей Арманда Хаммера, Лос-Анджелес
Вскоре после первых успехов импрессионистов Кассат бросила живопись, чтобы ухаживать за своей матерью и сестрой, которые заболели после переезда в Париж в 1877 году. Её сестра скончалась в 1882 году, но мать поправилась, и Кэссетт возобновила занятия живописью в середине 1880-х годов. Её стиль изменился, и она отошла от импрессионизма к более простому, прямому стилю. С 1886 года, она больше не отождествляла себя с каким-либо движением и пробовала различные стили. Серия строго написанных, тонко подмеченных, не сентиментальных картин о матери и ребёнке является основной темой её наиболее известных работ. В 1891 она выставила серию весьма оригинальных цветных литографий, в том числе «Купающаяся» и «Прическа», вдохновленных работами японских мастеров, показанными в Париже за год до этого.
Mary_CassattКупание ребёнка (458x700, 427Kb)
Купание ребёнка
Поздний период
1890-е годы стали для Кэссетт самым оживлённым и творческим периодом в её жизни. Ей подражали молодые американские художники, нуждавшиеся в её советах и поддержке. Среди них была Люси A.Бэкон, которую Кэссетт представила Камилю Писсарро. В начале XX века она работала консультантом у крупных коллекционеров произведений искусства и во многом способствовала тому, чтобы они передавали свои коллекции американским музеям изобразительных искусств. Признание её собственных работ в Соединенных Штатах шло медленными темпами. В 1906 году умер брат Мэри Кэссетт, Александр Кэссетт (председатель Пенсильванских железных дорог). После смерти брата она не брала кисти в руки до 1912 года. Во время поездки в Египет в 1910 году Мэри Кэссетт была поражена красотой этой древней страны. С диагнозами диабет, ревматизм, невралгия, катаракта, поставленными ей в 1911 году, она не оставляет живописи, но после 1914 Кэссетт все же была вынуждена прекратить писать, так как почти ослепла. Тем не менее, она продолжала активно участвовать в движении за избирательные права для женщин, и в 1915 году, показала восемнадцать своих работ на выставке в поддержку движения. В знак признания её вклада в искусство, она в 1904 году получила орден Почётного легиона. Мэри Кэссетт скончалась 14 июня 1926 года в Шато де Бофрене, близ Парижа, и была похоронена в семейном склепе. В 2005 году её картины были проданы за 2,87 миллиона долларов. 22 мая 2009 года в честь дня рождения Мэри Кэссетт веб-сайт Google изменил свою главную страницу, где разместил надпись «Google» с фрагментом её полотна «Купание» (1893).
Память
Mary_CassattRue_de_Marignan (525x700, 424Kb)
Дом в Париже на рю де Маринян, где она жила с 1887 до смерти
Mary_Cassatt_plaque_-_10,_rue_de_Marignan,_Paris_8 (700x483, 444Kb)
10, rue de Marignan мемориальная доска
Литература: Mathews, Nancy Mowll. Mary Cassatt: A Life. — New York : Villard Books, 1994. — ISBN 978-0-394-58497-3; Mathews, Nancy Mowll. Mary Cassatt: A Life. — New Haven : Yale University Press, 1998. — ISBN 978-0-585-36794-1; McKown, Robin. The World of Mary Cassatt. — New York : Thomas Y. Crowell Co., 1972. — ISBN 978-0-690-90274-7; Kloss, William. Treasures from the National Museum of American Art. — Washington : National Museum of American Art, 1985. — ISBN 978-0-87474-594-8; Pollock, Griselda. Looking back to the Future / Griselda Pollock, Penny Florence. — Amsterdam : G+B Arts International, 2001. — ISBN 978-90-5701-122-1; Pollock, Griselda. Mary Cassatt: Painter of Women and Children // Reading American Art. — New Haven, 1998. — ISBN 978-0-300-07348-5; Shackelford, George T.M. Pas de Deux: Mary Cassatt and Edgar Degas // Mary Cassatt, modern woman / organized by Judith A. Barter ; with contributions by Erica E. Hirshler ... [et al.].. — New York : Harry N. Abrams, Inc., 1998. — P. 109–43. — ISBN 0810940892.

Franz Hüffer (645x700, 214Kb)
1845
Фрэнсис Хюффер (Francis Hueffer; немецкое имя — Franz Hüffer)
британский музыковед и музыкальный критик германского происхождения. Родился в Мюнстере, Королевство Пруссия, Германский союз. Изучал музыку и литературу в Лондоне, Париже, Берлине и Лейпциге, в 1869 г. защитил в Гёттингенском университете диссертацию о творчестве средневекового трубадура Гийома де Кабестана. В том же году переехал в Англию. Плодовитый музыкальный критик, Хюффер с 1878 года работал музыкальным обозревателем газеты «Таймс» — часть статей вошла в сборник «Музыкальные этюды» (англ. Musical Studies; 1880). Он написал ряд статей для Музыкального словаря Гроува, редактировал книжную серию «Великие музыканты» в известном музыкальном издательстве «Novello» и сам опубликовал в ней, помимо прочего, книгу о Рихарде Вагнере (1881); ещё раньше вышла книга Хюффера «Вагнер и музыка будущего» (Richard Wagner and the Music of the Future; 1874; немецкое издание Richard Wagner und die Musik der Zukunft; Лейпциг, 1877), а в 1877 г. Хюффер составил программу Вагнеровского фестиваля в Лондоне. В переводе Хюффера была издана переписка Вагнера и Ференца Листа (1888). По мотивам своих занятий средневековой музыкой Хюффер выпустил книгу «Трубадуры: История провансальской жизни и литературы в Средние века» (The Troubadours: A History of Provençal Life and Literature in the Middle Ages; 1878). Среди других его сочинений выделяется очерк истории новейшей британской музыки (Half a Century of Music in England; 1889, второе издание 1898). Иногда, особенно на раннем этапе, выступал и как литературный критик — в частности, Хюфферу принадлежит рецензия на «Предрассветные песни» Чарлза Алджернона Суинберна, заключаемая выводом о том, что Суинберн более всех поэтов Англии наделён чистым поэтическим даром. С мемуарным послесловием Хюффера вышло лейпцигское издание стихотворений Данте Габриэля Россетти (1873). На либретто Хюффера написаны оперы Александра Маккензи «Коломба» и «Трубадур», кантата Фредерика Хаймена Кауэна «Спящая красавица». Умер Фрэнсис Хюффер 19 января 1889 года. В 1872 году Хюффер женился на дочери художника Форда Мэдокса Брауна Кэтрин (1850—1927). Их сын стал выдающимся поэтом под именем Форд Мэдокс Форд —интересный сборник материалов «Отец и сын» (немецкое название — Vater und Sohn; 2003), а дочь Джульет вышла замуж за русского эмигранта Давида Соскиса, чей сын Фрэнсис Соскис, внук Хюффера, стал видным лейбористским политиком, министром внутренних дел Великобритании.

Гликерия Николаевна Федотоваi (595x700, 311Kb)
1846
Гликерия Николаевна Федотова
русская актриса. Заслуженная артистка Императорских театров, народная артистка Республики (1924). Герой труда (1924). Родилась в Орле. В раннем возрасте оставшись без родителей, воспитывалась дедом и дальней родственницей Поздняковой. Училась в московском императорском театральном училище (окончила в 1862) сначала по классу балета, затем была переведена в драматический класс И.В.Самарина. До 1863 выступала под фамилией Позднякова, затем приняла фамилию мужа, актера и режиссера А.Ф.Федотова. С 1858 ученицей Театральной школы появлялась на сцене Малого театра в небольших ролях. В 1862 дебютировала на сцене Малого театра в роли Верочки в драме П.Д.Боборыкина Ребенок. В 1863 Федотова была зачислена в труппу Малого театра, а к концу 1860-х годов стала ведущей актрисой на роли молодых героинь. Федотова уделяла большое внимание технике сценической игры – мимике, голосоведению, жестам. В числе дарований Федотовой, «великого живописца сцены», открытость чувства и живость его проявлений, пластичность и изящество переходов, удивительная выразительность походки, жестов, богатейшая палитра печали и озорства, игривости и кокетства, грусти и лукавства, мягкости и нежности. Наиболее полного расцвета талант Федотовой достигает в 1870-е годы, после перерыва (1870–1872), вызванного болезнью из-за пережитой семейной драмы и разрыва с мужем. Художественный диапазон артистки был необыкновенно широк. С равным успехом ей удавались роли в трагедиях, комедиях, бытовых мелодрамах и романтических драмах. В числе ее лучших ролей Марьица (Каширская старина Д.В.Аверкиева, 1871), Лиза (В осадном положении В.А.Крылова, 1875), Медея (Медея В.П.Буренина и А.С.Суворина, 1883) и др. В пьесах А.Н.Островского Федотова создала галерею «национальных типов» – русских женщин, легко отдающихся чувствам, и по признанию современников считалась одной из лучших актрис театра Островского.
Portrait_of_the_Actress_Glikeria_Fedotova (535x700, 273Kb)
На портрете работы Валентина Серова
В его произведениях Федотова исполнила 29 ролей, многие (Снегурочка, Василиса Мелентьева и др.) были предназначены актрисе самим драматургом. Первая и наиболее значительная роль Федотовой в репертуаре Островского – Катерина в Грозе. Исполнив эту роль впервые в 1863, Федотова играла ее в течение 35 лет. Роли Василисы Мелентьевой (Василиса Мелентьева, 1868), Параши (Горячее сердце, 1869), Лидии Чебоксаровой (Бешенные деньги, 1870), Кручининой (Без вины виноватые, 1884) по праву признаны лучшими в репертуаре актрисы. Ей удавались и другие образы русской и мировой классической драматургии – Софья (Горе от ума А.Грибоедова, 1864), Наташа (Русалка А.Пушкина, 1865), Беатриче (Много шума из ничего У.Шекспира, 1865), Катарина (Укрощение строптивой, 1871), донна Анна (Каменный гость Пушкина, 1877), Наталья Петровна (Месяц в деревне И.Тургенева, 1881), Лидочка (Дело А.Сухово-Кобылина, 1882), Елизавета (Мария Стюарт Фр.Шиллера, 1886) и др. В пьесах Шекспира Федотову привлекали образы властных женщин, полных сил, активности, радости жизни и творческой энергии.
Stamp_of_USSR_1905 (700x496, 642Kb)
Федотова Г.Н. на почтовой марке СССР, 1956 год
Менее всего ей удавались натуры пассивные и жертвенные. В роли Клеопатры (Антоний и Клеопатра Шекспира, 1887), выделяя восторженную силу любви своей героини, артистка прекрасно передавала и коварство, ироническое подтрунивание и даже ерничанье «демонической» восточной царицы. Среди ее прославленных героинь леди Макбет (Макбет, 1890), мистрисс Форд (Виндзорские проказницы, 1890), королева (Цимбелин, 1891), Волумния (Кориолан, 1902). С начала 1880-х годов Федотова переходит на возрастные роли, все чаще играет роли старух, матерей, пожилых женщин. Играя Звездинцеву (Плоды просвещения Л.Н.Толстого, 1891), Федотова показала надменную и брезгливую барыню, в чьем грассировании, наглом тоне и пренебрежении ко всем сквозила неколебимая уверенность в своей правоте. В роли Мурзавецкой (Волки и овцы, 1894) особенно ярко выявлялся эгоизм, прикрытый тупым ханжеством. По оценке Вл.И.Немировича-Данченко, участвуя в том или ином спектакле, актриса была занята не только своей ролью, но следила за всем спектаклем, добивалась ансамблевого звучания пьесы, помогала партнерам и по существу была режиссером спектакля. С середины 1880-х годов Федотова занялась педагогической деятельностью. К.С.Станиславский пригласил Федотову преподавать актерское мастерство в «Общество искусства и литературы». В 1905 из-за болезни ног Федотова оставила сцену, и только в 1912, празднуя 50-летний юбилей своей сценической деятельности в Малом театре, выступила в роли царицы Марфы в пьесе Островского Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский. Умерла Федотова в Москве 27 февраля 1925 года.
Glikeria_Fedotovagrave (418x700, 433Kb)
Похоронена на Ваганьковском кладбище (участок 11), рядом с могилами сына Александра, умершего в 1909 году, и других артистов Малого театра — Н.И.Музиля, И.А. Рыжова и М.И.Царёва.
Роли в театре: 1862 — «Ребёнок» П.Д.Боборыкина — Верочка; 1863 — «Гроза» А.Н.Островского — Катерин; 1864 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Софья; 1865 — «Русалка» А.С.Пушкина — Наташа; 1865 — «Много шума из ничего» У.Шекспира — Беатриче; 1868 — «Василиса Мелентьева» А.Н.Островского — Василиса Мелентьева; 1869 — «Горячее сердце» А.Н.Островского — Параша; 1870 — «Бешеные деньги» А.Н.Островского — Лидия Чебоксарова; 1871 — «Каширская старина» Д.В.Аверкиева — Марьица; 1871 — «Укрощение строптивой» У.Шекспира — Катарина; 1875 — «В осадном положении» В.А.Крылова — Лиза; 1877 — «Каменный гость» А.С.Пушкина — Дона Анна; 1881 — «Месяц в деревне» И.С.Тургенева — Наталья Петровна; 1882 — «Дело» А. С. Сухово-Кобылина — Лидочка; 1883 — «Медея» В.П.Буренина и А.С.Суворина — Медея; 1884 — «Без вины виноватые» А.Н.Островского — Кручинина; 1886 — «Мария Стюарт» Ф.Шиллера — Елизавета; 1887 — «Антоний и Клеопатра» У.Шекспира — Клеопатра; 1890 — «Макбет» У.Шекспира — Леди Макбет; 1890 — «Виндзорские проказницы» У.Шекспира — миссис Форд; 1891 — «Цимбелин» У.Шекспира — Королева; 1891 — «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого — Звездинцева; 1892 — «Кориолан» У. Шекспира — Волумния; 1894 — «Волки и овцы» А.Н. Островского — Мурзавецкая; 1900 — «Дело» А.В.Сухово-Кобылина — Атуева; 1912 — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского — царица Марфа. Память: В 1956 году одна из улиц Орла была названа в честь Федотовой; В память актрисы в 1960 году улица в Москве, на которой жила Гликерия Николаевна, стала называться улица Федотовой. В 1993 году улице вернули прежнее название Малый Николопесковский переулок. Литература: Гоян Г., Гликерия Ф. Жизнь и творчество великой русской артистки, Москва – Ленинград, 1940; Емельянов В.Г. Улицы города Орла. История названий. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. — Страница 75. — 128 страниц. — 5000 экземпляров; Зограф Н. Малый театр второй половины XIX века. — Москва, 1960; Немирович-Данченко В.И. Речь на 50-летнем юбилее Г.Н.Федотовой, 8 января 1912 г.; О Г.Н.Федотовой. Из воспоминаний (1939) // Рождение театра. — Москва, 1989; Словарь членов Общества любителей Российской словесности при Московском Университете. — Москва: Печатня А.Снегиревой, 1911. — Страницы 340-341.

Fritz-Uhde-1880er (493x700, 311Kb)
1848
Фриц фон Уде (немецкое имя — Fritz von Uhde; настоящее имя Friedrich Hermann Carl Uhde)
немецкий художник, писавший в стиле, сочетавшем черты реализма и импрессионизма. Родился в Волькенбурге/Мульде, Борна, Рохлиц, Лейпциг, Королевство Саксония, Германский союз. В 1866 г. в возрасте 18 лет Уде был принят в Высшую школу изобразительных искусств в Дрездене. Однако там Уде не смог примириться с господствовавшими там порядками и уже на следующий год пошёл в армию. Военную карьеру Уде завершил в 1877 г. в звании ротмистра гвардейского полка. В тот же год Уде переехал в Мюнхен, где обучался в Академии художеств. Уде высоко ценил старых голландцев, творчество которых он тщательно изучал в Мюнхене. Встреча с коллегой-художником Михаем Мункачи повлияла на решение Уде перебраться в Париж осенью 1879 г., где несколько недель работал в его студии, а также продолжил изучение голландской живописи. Под её влиянием Уде написал свои первые полотна: «Певица и дрессированные собачки», «Семейный концерт» и «Голландская закусочная». Поездка в Голландию в 1882 г. упрочила принципы цветопостроения, которые уже впитали в себя впечатления Уде от парижских художников. Его последующие картины «Приход шарманщика» («Воспоминания о Зандвоорте»), а также «Урок игры на барабанах баварских солдат» были лишь подготовкой к той главной цели в творчестве, которую поставил перед собой художник. Фриц фон Уде писал религиозные полотна. На основе переосмысления принципов колористики и натуралистичности форм Уде мечтал прочно связать историю Нового Завета с современностью, создав его глубокое и простое художественное отображение на основе образов из низших слоёв населения. Его художественный мотив «Иисус бедных» был позднее воспринят представителями церковной живописи, работавших в экспрессионистской манере, как, например, на картине «Спаситель XX века» Петера Хекера. Фрица фон Уде считается предвестником современного церковного искусства XX века. В Мюнхене Уде был присвоен титул «королевского профессора», и он часто читал лекции в Академии художеств. Профессор Фриц фон Уде умер в Мюнхене 25 февраля 1911 года. Как официальная критика, так и публика отвергали большую часть картин Уде из-за «обычного и ужасного», изображённого на его картинах. Однако у профессора Уде было и много поклонников, сравнивавших художника с Рембрандтом за тесную связь с природой.
Галерея
Fritz_UhdeДетская. 1889 (700x556, 639Kb)
«Детская». 1889. Кунстхалле. Гамбург
Fritz_von_UhdeСтаршая сестра. 1885) (531x700, 508Kb)
«Старшая сестра». 1885. Германский национальный музей. Нюрнберг
Fritz_von_UhdeПриход шарманщика. 1883 (533x700, 515Kb)
«Приход шарманщика». 1883
Fritz_von_UhdeГолова девочки. 18822 (493x700, 363Kb)
«Голова девочки». 1882
Fritz-UhdeМаленькая принцесса на пустоши. 1889 (525x700, 586Kb)
«Маленькая принцесса на пустоши». 1889

Louis_Perrier (483x700, 169Kb)
1849
Фредерик Франсуа Луи Перье (французское имя — Frédéric-François-Louis Perrier)
швейцарский политик. Луи Перье родился в городе Невшатель, Швейцария, в семье архитектора Луи-Даниэля Перье. В возрасте 19 лет он отправился на учёбу в Штутгарт. Диплом архитектора он получил в Швейцарская высшей технической школе Цюриха. Первый опыт работы он приобрёл участвуя вместе с отцом в строительстве Международного бюро мер и весов в Севре. После этого Перье продолжил карьеру архитектора. Наиболее известные из его работ это Университет Невшателя, почтовый отель в Ла-Шо-де-Фоне, больница в Зейгнелегире и казармы в Коломбье. С 1888 по 1891 и с 1894 по 1903 год Перье был членом Большого совета (парламент кантона) Невшателя, затем, в 1902 году, стал членом Национального совета. С 1903 по 1912 год был членом Государственного совета Невшателя (правительство). Дважды, в 1905—1906 и 1909—1910 годах, возглавлял совет. 12 марта 1912 года Перье был избран в состав Федерального совета и умер в этой должности через год 16 мая 1913 года. Во время своего пребывания в правительстве он возглавлял Департамент почт и путей сообщения Швейцарии (1912) и Департамент внутренних дел (1913). За свой недолгий срок пребывания в Федеральном совете, Перье оставил два важных следа. В 1912 году он успешно защитил право на покупку частных железных дорог со стороны правительства. В 1913 году он стал инициатором закона о водных ресурсах. Умер в Берне (Швейцария) 16 мая 1913 года. Его именем названа набережная в Невшателе Quai Louis-Perrier.

 (578x699, 74Kb)
1849
Астон Вебб (Sir Aston Webb)
британский архитектор, творчество которого пришлось на конец XIX века и начало XX века. Он был президентом Королевской Академии с 1919 по 1924 год. Астон Уэбб родился в Лондоне, в семье художника Эдварда Уэбба. Он получил начальное архитектурное обучение у известных в то время архитекторов Роберта Бэнкса и Чарльза Барри с 1866 по 1871 год. После этого он год провёл в путешествиях по Европе и Азии. В 1874 году Астон возвращается в Лондон и создаёт свою собственную студию. С начала 1880-х годов Астон вступил в Королевский институт британских архитекторов и начал работать в партнерстве с Ингресс Белл. Их первой крупной работой был дизайн здания суда в Бирмингеме. К концу карьеры Уэббу помогали его сыновья, Морис и Филипп.
Buckingham_Palace,_London_-_April_2009 (700x458, 109Kb)
Главный фасад Букингемского дворца, переработанный Уэббом в 1913 году.
Астон Уэбб исполнял обязанности президента Королевского института британских архитекторов с 1902 по 1904 годы, и будучи избран членом Королевской Академии в 1903 году, исполнял обязанности президента Королевской Академии с 1919 по 1924 год. Он был посвящен в рыцари в 1904 году, получил Королевскую золотую медаль по архитектуре в 1905 году и был первым лауреатом Золотой медали Американского института архитектуры, которой он был награждён в 1907 году. Умер в Лондоне 21 августа 1930 года. Награды: Рыцарь-бакалавр; Королевская золотая медаль по архитектуре (1905); Золотая медаль американского института архитектуры (1907); Медаль Альберта (Королевское общество искусств) (1927). Первой основной работой Уэбба было восстановление средневековой церкви святого Варфоломея-Великого в Смитфилде в Лондоне. Его брат, Эдуард Альфред Уэбб, был церковным старостой в то время, и его связи в церкви по всей видимости и помогли молодому архитектору получить работу. В марте 1889 года, консистория французской протестантской церкви Лондона задействовала Астона Уэбба для разработки новой церкви. Церковь была возведена в 1891—1893 годах на площади Сохо в Лондоне. Эта церковь является одной из ярких работ Астона Уэбба в готическом стиле. Центральное здание Канцлерского суда в Университете Бирмингема в Великобритании было разработано Уэббом и Ингресс Белл и названо в честь Астона Уэбба. Главной его особенностью является большой купол. Галерея архитектурных работ: Арка Адмиральтейства, Лондон; Королевская геологическая школа, Лондон; Главный вход, Королевская геологическая школа, Лондон; Главный вход, Музей Виктории и Альберта, Лондон; Фасад сада Кромвеля, Музей Виктории и Альберта, Лондон; Бирмингемский университет; Здание суда в Бирмингеме; Госпиталь Христа, Хоршам, Западный Суссекс; Здание правительства, Дублин, Ирландия; Британский Королевский военно-морской колледж, Дартмут, Девон; Маунтшир, Уэллс; Мемориал Виктории, Лондон.

Верещагин_(photo_Alexander_Vereshagin) (570x700, 157Kb)
1850
Александр Васильевич Верещагин
русский генерал-лейтенант (14 декабря 1908), писатель. Брат художника В.В.Верещагина Образование получил в Вологодской гимназии (учился не очень прилежно, и выпускной экзамен провалил) и Николаевском кавалерийском училище, выпущен офицером в Бугский уланский полк. Прослужив лишь несколько месяцев, вышел в отставку. С началом войны с Турцией (1877—1878) вернулся к службе и был определён во Владикавказский полк Терского казачьего войска. 30 августа под Плевной получил пулевое ранение в ногу; был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость». В 1880 года откомандирован в распоряжение М.Д.Скобелева; участвовал в Ахал-Текинской экспедиции. В 1882 году вышел в отставку, жил в Болгарии, затем во Франции. В 1883 году вернулся в Россию, служил оценщиком Дворянского земского банка. В 1894 году в третий раз вернулся на службу, назначен штаб-офицером для поручений при военном министре. В 1900 году с началом боксёрского восстания в Китае направлен на Дальний Восток в распоряжение генерала Гродекова, где находился до 1902 года. Застрелился в Санкт-Петербурге вследствие расстройства личных дел 10 февраля 1909 года. Награды: Золотое оружие с надписью «За храбрость». Семья: Жена — Ольга Ивановна, урождённая Старицкая. Дети: Ольга — замужем за Анатолием Фёдоровичем Барсовым, офицером Генерального штаба; Владимир (1888—1981); Василий (1892-?). Творчество: Автор ряда книг, большей частью автобиографического характера. Избранные сочинения: Дома и на войне. 1853—1881: Воспоминания и рассказы. — Санкт-Петербург, 1886; На войне. Рассказы очевидцев. 1900—1901. — Санкт-Петербург, 1902; Новые рассказы. 1855—1895. — Санкт-Петербург, 1900; У болгар и за границей. 1891—1903. Воспоминания и рассказы. — Санкт-Петербург, 1896; По Манчжурии. — Санкт-Петербург, 1903. (Часть 1, Часть 2, Часть 3); В Китае. — Санкт-Петербург, 1903. Источники: Верещагин, Александр Васильевич // Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие]. — Санкт-Петербург; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1911—1915; Александр Васильевич Верещагин // Русские писатели 1800—1917: Биографический словарь. — Москва, 1987. — Том 1.

Emil_G._Hirsch (448x700, 210Kb)
1851
Эмиль Густав Хирш (Emil Gustav Hirsch)
раввин и профессор по кафедре иудейской литературы и философии Чикагского университета. Эмиль Густав Хирш родился в Великом герцогстве Люксембургском, в семье иудейского религиозного деятеля Самуэля Хирша. Образование получил в Пенсильванском университете и епископской академии в Филадельфии, где его отец Самуэль Хирш состоял раввином реформированной конгрегации Kenesseth Israel. В 1872 году Хирш отправился в Германию для продолжения образования. Возвратившись в Соединённые Штаты Америки, Хирш был сначала избран раввином конгрегации Har-Sinai в Балтиморе (1877), а в 1880 году Хирш занял пост раввина в Чикаго (конгрегация Sinai). С 1880 года Э.Г.Хирш издавал «Zeitgeist» в Милуоки, «The Reformer» в Нью-Йорке, затем «The Reformer Advocate». В 1888 году Эмиль Густав Хирш был назначен президентом Чикагской публичной библиотеки (до 1897 года), а с 1892 года занимал в университете кафедру раввинской литературы и философии. Хирш был очень красноречивым оратором и деятельным сотрудником ряда еврейских журналов. Он всегда выступаел сторонником празднования воскресенья вместо субботы, но, с другой стороны, понимая все трудности, с которыми сопряжено введение такой коренной реформы, обыкновенно проповедовал по субботам в чикагском «Temple Israel». Его позицию по переносу субботы на воскресенье подвергали критике даже убеждённые реформаторы, так Нью-Йоркский раввин Густав Готгейль называл эту идею «лжеучением, недостойным еврейского проповедника». Хиршу принадлежит несколько монографий по Библии, теологии и социологии. Эмиль Густав Хирш умер в США 7 января 1923 года.

Moritz_von_Auffenberg (511x700, 218Kb)
1852
Мориц Фридрих Йозеф Ойген Ауффенберг фон Комаров (немецкое имя —Moritz Friedrich Joseph Eugen Freiherr Auffenberg von Komarów)
австро-венгерский военачальник, военный министр Австро-Венгрии (1911—1912). Барон (1915). Участник Галицийской битвы. Родился в Троппау, в семье крупного судейского чиновника. Учился в Терезианской военной академии и Высшей военной школе. В 1871 году вступил лейтенантом в 28-й пехотный полк. С 1877 года служил в Генеральном штабе. В 1878 году участвовал в оккупации Боснии и Герцеговины в составе армии фельдцейхмейстера Йозефа Филипповича фон Филиппсберга. С 1890 года — начальник штаба 28-й пехотной дивизии в Лайбахе, с 1894 года — командир 96-го пехотного полка. С 1900 года — командир 65-й бригады в Раабе, генерал-майор. В 1905 году назначен начальником 36-й дивизии в Аграме, получил чин фельдмаршал-лейтенанта. В 1907 году перешёл в Военное министерство и в том же году был назначен генерал-инспектором военно-учебных заведений. С 1909 года — командир XV армейского корпуса, расквартированного в районе Сараево, тайный советник. С 1910 года — генерал пехоты. В 1911 году по предложению Франца Фердинанда назначен военным министром. На посту военного министра добился увеличения военного бюджета. Большое внимание уделял развитию тяжелой артиллерии. Подготовил новый закон «Об обороне». В 1912 году в связи с разногласиями с императором Францем Иосифом сдал пост генералу Александру фон Кробатину и был назначен инспектором армии.
Первая мировая война
С августа 1914 года — командующий 4-й австрийской армией, развертывавшейся в районе Радымно — Ярослав — Перемышль. За победу над русскими войсками в сражении при Комарове удостоен титула барона Комаровского (von Komarow). В ходе Галицийской битвы потерпел поражение в сражении при Раве-Русской, 30 октября 1914 года отстранён от командования и заменён эрцгерцогом Йозефом Фердинандом. В 1915 году обвинён в неготовности Австро-Венгрии к войне, содержался под арестом, уволен из армии. Умер в Вене 18 мая 1928 года.
Moritz_von_AuffenbergGrabstelle (466x700, 509Kb)
Похоронен на Хитцингскос кладбище в Вене.
Награды: Командор Военного ордена Марии Терезии; Кавалер ордена Железной короны III степени; Кавалер ордена «За храбрость»; Кавалер Железного креста II класса.
Труды
После войны написал несколько военно-исторических работ: Aus Österreich-Ungarns Teilnahme am Weltkrieg. — B.: Ullstein, 1920. («Австро-венгерское участие в мировой войне»); «Кампания 4-й австрийской армии в начале мировой войны» (1920); Aus Österreich-Ungarns Höhe und Niedergang. — Munich, 1921. («Взлет и падение Австро-Венгрии»). Литература: Auffenberg von Komarow Moritz Frh.. // Österreichisches Biographisches Lexikon 1815—1950 (ÖBL). — Bd. 1. — W.: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1957.

Emile_Sauret (527x700, 262Kb)
1852
Эмиль Соре (французское имя — Émile Sauret)
французский скрипач, композитор и музыкальный педагог. Родился в Ден-сюр-Орон, Франция. Сын тромбониста и музыкального педагога Франсуа Соре. В возрасте шести лет начал учиться игре на скрипке в Страсбургской консерватории, где преподавал его отец, у Симона Шведерле. Как исполнитель-виртуоз гастролировал по Европе и США. Соре начал свой дебют в Америке в 1872 году. Ференц Лист представляет сонаты с ним. В 1873—1875 годах был женат на венесуэльской пианистке и композиторе Терезе Карреньо (1853-1917). Преподавал в берлинской Новой Академии музыки Теодора Куллака, лондонской Королевской академии музыки, а также в Чикаго и Женеве. Был первым исполнителем посвящённого ему скрипичного концерта Морица Мошковского (1883). Написал два скрипичных концерта, серенаду для скрипки с оркестром, сонату для скрипки и фортепиано, сборник этюдов «Gradus ad Parnassum» (1894) и др. Известностью пользуется каденция Соре к Первому скрипичному концерту Николо Паганини. Гастролировал в России в 1880-х гг. Соре, написал более 100 скрипичных пьес, в том числе знаменитую каденцию для первой части «Первого скрипичного концерта» Никколо Паганини и "Gradus ad Parnassum" (1894). Профессор консерватории Штерна в Берлине (1880-1891) и Королевской академии музыки в Лондоне (1891-1903). Умер в Лондоне 12 февраля 1920 года.

Popov_Mitrofan_doctor (532x700, 260Kb)
1852
Митрофан Кузьмич Попов
врач, депутат Государственной думы II созыва от Харьковской губернии. В 1876 году окончил медицинский факультет Императорского Харьковского университета. Работал земским врачом Волчанской уездной больницы. Гласный Волчанского уездного земства и гласный городской думы. Член партии социалистов-революционеров. Владел домом стоимостью 7 тысяч рублей.
PopovДепутаты_II_Думы_от_Харьковской_губернии (700x554, 430Kb)
Члены Государственной Думы II созыва от Харкьковской губернии. Сидят: А.С.Лопатин, П.М.Рыбальченко, Н.Н.Познанский, М.К.Попов, Т.Н.Яровой; стоят: И.П.Литвинов, Ф.К.Васютин, И.С.Пелипенко, М.И.Деревянко
6 февраля 1907 года избран в Государственную думу II созыва от общего состава выборщиков Харьковского губернского избирательного собрания. Вошёл в состав Трудовой группы, фракции Крестьянского союза и в Социалистов-революционеров группу. Состоял в думских распорядительной и бюджетной комиссиях и комиссии для разработки Наказа. Скончался 3 апреля 1911 года. Научные труды: О хирургической помощи в уезде; К вопросу о развитии хирургической помощи в земстве; О постройке хирургического барака при Волчанской земской больнице; Об учреждении 2-го врача ассистента при Волчанской больнице 1-го участка // Харьков: типография «Печатное дело» князя К.Н.Гагарина, 1904. Литература: Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Второй созыв. — Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1907. — Страница 381; Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008. — Страница 483. Источники: Волкова Т.М. Некрополь Слобожанщини. Вип. 1. Харків: Курсор, 2012 — Страницы 114—117. Архивы: Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (2-й созыв). Дело 344; Дело 541. Лист 11 оборот.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку