-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109179
Комментариев: 6801
Написано: 117651


21 мая родились...

Вторник, 21 Мая 2024 г. 03:31 + в цитатник
Slyapkin (526x700, 237Kb)
1858
Илья Александрович Шляпкин
русский ученый, историк литературы, археограф и палеограф, член Общества любителей древнерусской письменности , считавший себя «крестьянином-профессором», очень гордился тем, что он – простой крестьянин, сын крепостного – возвысился до чина действительного статского советника и ординарного профессора одного из лучших университетов России – Санкт-Петербургского, почетным профессором Харьковского и Саратовского университетов. Родился в селе Александровке Белоостровской волости Санкт-Петербургской губернии. Его отец, крепостной крестьянин, знавший финский и английский языки, игравший на рояле и скрипке, работал на бумажной фабрике Кайдановой. С пятилетнего возраста Илья Александрович воспитывался в доме своего бездетного дяди, небогатого чиновника Государственного банка. Окончив в 1877 г. Санкт-Петербургскую гимназию, Илья Александрович поступил в университет на историко-филологический факультет, где стал заниматься и работать под руководством профессора О.Ф.Миллера, принимавшего незадолго до этого у него в гимназии выпускные экзамены по русскому языку. В годы учебы он стал одним из основателей Студенческого научно-литературного общества, первоначально задуманного «для борьбы с политическими беспорядками в Университете». В качестве лозунга этого общества были взяты слова из знаменитой триады С.С.Уварова «православие, самодержавие, народность». Лекции И.И.Срезневского, А.Н.Веселовского, В.Ягича, В.Г.Васильевского, О.Ф.Миллера, чтение, участие в работе студенческого общества способствовали формированию научных интересов начинающего ученого. Начав с публикаций в газетах «Голос» и «Новое время» отчетов о заседаниях ученых обществ, И.А.Шляпкин уже в студенческие годы создал свою «первую ученую работу» «Опись рукописей и книг музея Археологической комиссии при Псковском губернском статистическом комитете» (1880). «За первой работой, исполненной во Пскове, последовал ряд других: Синодик Псковского Спасо-Мирожского монастыря, Хождение игумена Даниила», – отметил в биографическом очерке В.В.Буш, рассказывая о студенческих годах Ильи Александровича. В 1880 г., сразу после окончания университета, началась преподавательская работа. Домашний учитель в семье С.Д.Шереметева, Николаевский кадетский корпус, Александровский лицей, женские гимназии – вот неполный перечень тех учебных заведений, где трудился И.А.Шляпкин. Благодаря С.Д.Шереметеву, занимавшему пост председателя Общества любителей древней письменности, Илья Александрович ездил по древнерусским городам, изучая памятники старины и приобретая книги и разнообразные старинные антикварные предметы и произведения искусства. Из одной такой поездки, «предпринятой для разыскания новых материалов к биографии и литературной деятельности святого Дмитрия Ростовского», он привез материалы для будущей диссертации о выдающемся деятеле Русской Православной Церкви. Совет Университета, обратив внимание на плодотворную работу «кандидата Ильи Шляпкина», назначил ему стипендию с 13 февраля 1884 г. по 13 февраля 1886 г. в размере 600 рублей. А в конце 1885 г. И.А.Шляпкин был допущен к магистерским экзаменам, а затем состоялась защита магистерской диссертации «Святой Дмитрий Ростовский и его время» (1891). Чтение лекций по истории русской литературы в звании приват-доцента кафедры истории истории российской словесности началалось в 1888 г. с двух пробных – «Слово Даниила Заточника» и «Илья Муромец». Лекции Илья Александрович читал эпизодически, поскольку большую часть времени проводил в командировках и разъездах, изучая и собирая древние и современные памятники письменности. В 1901 г. И.А.Шляпкиным стал профессором Санкт-Петербургского университета, где читал свои лекции до 1918 г. О читанных им лекциях неоднократно вспоминали учившиеся у него Александр Блок и Н.К.Рерих, оставили заметки бывшие студенты. В воспоминаниях профессора Смоленского университета Н.В.Егорова можно прочитать следующее: «Одной из самых колоритных личностей был профессор филологии Илья Александрович Шляпкин. Величайший знаток древнерусской письменности и литературы, русских повестей, сказаний, летописей, народных песен, – он сумел увлечь своим предметом не одно поколение студентов, пленяя своими огромными познаниями, редким красноречием и подлинным научным энтузиазмом. Шляпкин рассказывал о давно минувших эпохах, но таким языком, как будто это была жгучая современность. Он воспроизводил на память целые страницы из древних и самых редчайших письменных источников. Некоторые из этих рукописей тогда еще не публиковались и были обнаружены самим Шляпкиным где-нибудь в недрах Юрьевского монастыря. Широкими мазками Шляпкин рисовал перед нами исторические картины. Он знал особенности костюмов и обуви разных эпох, а потом любил иной раз подтрунивать над авторами исторических романов, находя у них много ошибок и неточностей. В красноречии Шляпкин не знал себе равных. Оно опиралось на обстоятельный и глубокий анализ первоисточников, изумительное знание палеографии, малейших особенностей почерков древних писцов, на исключительную общую осведомленность в вопросах филологической науки. Шляпкин сразу захватывал огромную аудиторию и держал ее в руках все два часа лекции. А слушателей у него бывало не менее двухсот-трехсот человек. Для лекций о рукописях XV-XVI веков – явление совершенно исключительное. Он поистине напоминал мага и кудесника. Его чудотворное прикосновение снимало пыльный покров с далекого прошлого. Ко всему этому он любил шутку и сам умел шутить. Недаром Шляпкина ценил Александр Блок, приславший ему большое и прочувствованное телеграфное поздравление по случаю тридцатилетней научной деятельности. Андрей Белый в своих воспоминаниях рассказывал, что Александр Блок был учеником Шляпкина. Блок, как никто другой, умевший чувствовать и понимать далекое прошлое нашей родины, русский дух, русскую старину, как мне думается, во многом обязан был И.А.Шляпкину. На кафедре Илья Александрович выглядел монументально: огромный живот, затянутый в синий форменный мундир с золотыми пуговицами. На груди эмалевый в золоте значок магистра. Большая голова в кудерках и колечках, золотые очки, за которыми светились умнейшие глаза. Прекрасная русская речь, которой Шляпкин владел мастерски. Идет Илья Александрович по коридору, как богатырь Илья Муромец, а за ним семенят, едва поспевают цыплята-студенты». Научные интересы магистра, а затем профессора И.А.Шляпкина относились к области славяно-русской литературы, палеографии, эпиграфики и археографии. Серьезным вкладом в развитии науки стало его исследование и издание в 1882 г. славянского текста “Шестоднева” Георгия Пизида. До сих пор большое значение имеют работы И.А.Шляпкина, связанные с изданием Слов Даниила Заточника, Повести о Василии Златовласом, романа о Париже и Вене, исследования о жизни и трудах святителя Димитрия Ростовского, о театре царевны Натальи Алексеевны, разыскания о стихотворениях А.С.Пушкина. Научные интересы способствовали его участию в ученой деятельности Православного Палестинского общества. Как археограф И.А.Шляпкин исследовал и описал рукописи Сараевской старосербской Михаило-Архангельской церкви, рукописи Черногорской митрополии и рукописи Вологодской семинарии. С 1903 г. И.А.Шляпкин читал лекции по “Вещевой палеографии” (эпиграфике) в Санкт-Петербургском археологическом институте. Курс этих лекций, записанных на слух, неоднократно издавался студентами. Курс лекций И.А.Шляпкина стал одним из этапных в развитии палеографии как научной специальной историко-филологической дисциплины, поскольку он расширил объект собственно палеографии, отнеся к ней надписи на “вещевых” памятниках. По мнению Л.П.Жуковской, « наиболее ценным и сравнительно большим разделом является “Обзор азбуки вещевых надписей и связи с азбукой письменных памятников” ». Ученый разделил палеографию на три направления: первое – палеография надписей на всевозможных предметах, второе – палеография исключительно рукописей и третье – палеография шрифтов. С таким делением, отражающим специфику развития графики письма в зависимости от материала и орудий письма, невозможно не согласиться. Одним из важнейших учебных и научных пособий по палеографии стал подготовленный И.А.Шляпкиным альбом “Образцы вязи”. Подлинное знание древнерусской письменности и книжной традиции позволили И.А.Шляпкину сделать целый ряд важнейших открытий по истории литературы. Так, например, он смог установить, что под псевдонимом «Порфений Уродивый» скрывался Иван Грозный. «В Памятниках древней письменности ОЛДП за 1886 г. напечатано было <...> архимандритом Леонидом (Кавелиным) "Послание к неизвестному против люторов – творение Парфения Уродивого", – писал И.А.Шляпкин в 1911 г. – При ближайшем знакомстве с ним я увидел, что это не что иное, как ответ Царя Иоанна Васильевича Грозного Яну Роките. Парфению Уродивому принадлежит еще "Канон святому архангелу Михаилу, грозному воеводе <...>", что уже отметил архимандрит Леонид <...> Отсюда можно сделать вывод, что Парфений Уродивый – псевдоним Ивана Грозного. Принадлежность царю канона святого архангела Михаилу будет соответствовать авторству Грозного в послании-молитве к мощам Михаила Черниговского и боярина Федора и в стихирах Владимирской иконе Божией Матери, святому Петру митрополиту и Даниилу Переяславскому <...>, уже несомненно ему принадлежащих». В исследовании о Ермолае Прегрешном И.А.Шляпкин еще раз отметил: "Раскрываю кстати имя Парфения Уродивого, кажется, псевдоним Грозного". И.А.Шляпкин указал на существование «Тропаря Царя Ивана преподобному Никите столпнику Переяславскому», сохранившегося на пелене, вышитой Царицей Анастасией и хранящейся в Переяславском Никитском монастыре. Он же обратил внимание и на факт обращения 1548 г. царя Ивана Грозного к митрополиту Макарию с предложением установить общее поминовение всех «от иноплеменных на бранех и на всех побоищех избиенных и в плен сведенных, гладом и жаждою, наготою и мразом, и всякими нуждами измерших и во всех пожарех убиенных и огнем скончавшихся и в водах истопших». В 1889 г. на страницах журнала «Библиограф» ученый разоблачил фальсификацию известного «Хлестакова археологии» А.И.Сулакадзева, имевшего, по словам Шляпкина, «непостижимую дерзость выдумывать непостижимый вздор, которому быть может он и сам верил». Илья Александрович доказал, что «"наидревнейшая" рукопись о Валааме "Оповедь", которой похвалялся перед игуменом Иннокентием Сулакадзев, являлась подделкой, плодом фантазии набившего на этом деле руку Александра Ивановича». Одним из первых И.А.Шляпкин обратил внимание на творчество «крестьянина-писателя» Ивана Посошкова. Современники особо отметили комментированное и подготовленное И.А.Шляпкиным издание Полного собрания сочинений А.С.Грибоедова (1890), поднесенное государю. Исследование «Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени» (1898), созданное на основании немногочисленных и обрывочных материалов, дает освещение одному из малоисследованных периодов в истории русского театра. На ценность и значение этой работы указал еще в 1918 г. В.В.Буш: «По едва понятным, почти бессвязным ролевым репликам актеров воссоздана цельная любопытная страничка из истории старинного театра. Щепетильно-внимательное отношение к материалу соединяется с чутьем старины и любовью к ней». В 1903 г. Илья Александрович издал бумаги Пушкина, полученные им от племянника П.В.Анненкова «Из неизданных бумаг А.С.Пушкина». В 1890-е годы И.А.Шляпкин собрал и издал сборник русской художественной лирики, названный им «Волна». В него вошли стихи Ф.И.Тютчева, И.И.Козлова, А.Н.Плещеева, М.Ю.Лермонтова, П.А.Козлова, А.С.Пушкина, Ю.В.Жадовской, А.И.Полежаева, А.Н.Некрасова и др., расположенные по следующим разделам: поэзия, жизненная борьба, женщина, любовь, родина, созерцание природы, смерть, религия. Сборник русской лирики ученый открыл размышлениями о значении книги в жизни человека. Он писал: «Мир книг приобретает для современного человека все большее и большее значение. Книга уносит читателя от тяжелой жизненной обстановки в светлое море мысли и чувства». К этой идее о роли книги в жизни человека И.А.Шляпкин вернется почти двадцать лет спустя, подготовив и издав «Похвалу книге». Пытаясь оценить свой вклад в науку, И.А.Шляпкин в 1907 г. написал: «Думаю, что в ученом отношении разменялся на мелочи, но предполагаю самоуверенно, что и сие когда-нибудь и кому-нибудь пригодится». Илья Александрович был «заметным лицом среди любителей старины всякого рода». Он интересовался как историческими документами и литературными памятниками, так и иконами, старинными тканями, предметами быта, лубочными картинками, крестами, надгробными плитами. Известный литературовед, академик В.Н.Перетц, знавший ученого, отмечал, что у того «была своеобразная “антикварная” хватка: ни один сколько-нибудь ценный предмет, попавший в поле его зрения, не миновал его рук». Часто попадавшие в его руки предметы и произведения искусства И.А.Шляпкин передавал в музеи. Например, в 1888 г. Илья Александрович Шляпкин приобрел на родине архиепископа Ярославского и Ростовского Арсения (Верещагина) в Кашине его портрет и передал его в дар Ростовскому музею. На обороте этого холста сохранилась надпись: « С натуры писан сей портрет в простом келейном одеянии 1785 году в октябре мце в Ростове». И.А.Шляпкин был страстным библиофилом, собрав к 1907 г. библиотеку из 10 тысяч названий. К концу его жизни эта библиотека насчитывала около 40 тысяч томов. Ученый пополнял ее из библиотек, оставшихся после смерти выдающихся русских исследователей: О.Ф.Бодянского, А.Н.Попова, И.В.Помяловского, О.Ф.Миллера, Н.И.Надеждина, А.Т.Болотова, А.Н.Пыпина и многих других. Благодаря чему собрания этих ученых сохранились хотя бы частично. В 1895 г. тысячу томов Илья Александрович подарил библиотеке Санкт-Петербургского университета, а в 1915 г. всю свою книжную коллекцию он завещал Саратовскому университету. Среди нескольких десятков тысяч книг собрания И.А.Шляпкина находились западноевропейские издания XV - XVII вв.: инкунабулы, палеотипы, альдины и эльзевиры. С исчерпывающей полнотой был представлен репертуар изданий русской словесности XVII - XVIII вв., литературные альманахи и сборники XVIII – начала XX в., издания Вольной русской типографии. Из этих экспедиций и поездок было привезено немало интересных рукописных книг, занявших достойное место в его библиотеке. Рукописная часть составляла 451 кодекс. Все рукописи собрания И.А.Шляпкина, безусловно, имеют большую научную ценность. Значительно число древних кодексов XV , XVI и XVII вв. (соответственно 9, 20 и 55 единиц). В книгописной части библиотеки 367 кодексов XVIII – нач. XX вв. Во время работы над описанием коллекции И.А.Шляпкина В.Н.Перетц разбил ее на несколько разделов, представляющих литературу, историю и право, библиографию, агиографию, богослужебные и библейские книги, богословскую литературу, медицину и технику и выделил специально сборники. К особо ценной части коллекции работавшие с ней ученые всегда относили сборники типа Златоуст, Измарагд, Златоструй, “Великое зерцало”. В 179 сборниках содержался большой литературный материал XI - XIX вв. К числу любопытных книг из собрания И.А.Шляпкина вполне можно отнести три сборника житий, сборников псалмов и служб и учительных сборников кон. XVIII в., получившие свои имена по месту их создания и первоначального бытования: это “Кашинский сборник”, “Угличский сборник” и “Смоленский сборник”. В состав первого вошли поучения и библейские выписки, в состав второго – фрагменты церковных и светских произведений, а третий носит литературно-учительный характер. Уникален по содержанию сборник кон. XVIII в., содержащий литературные описания исторических событий, среди которых “Описание обряда погребения князя Г.А.Потемкина-Таврического”. Достаточно разнообразна агиография русских святых. В собрании имеются жития Адриана Пошехонского, Александра Свирского, Антония Дымского, Арсения Коневского, Ефрема Новоторжского, Илариона Суздальского, Корнилия Палеостровского, Нила Столбенского, Феодосия Тотемского, Герасима Вологодского, Симеона Верхотурского, описание чудес Дмитрия Ростовского и Ярославской иконы Божией Матери, тропарь Борису и Глебу. Традиционная четья литература представлена популярнейшими в Росси произведениями: Житием Варлаама и Иоасафа и Повестью о царице и львице. История представлена Соловецким летописцем, Хроникой Великого Устюга, Историей города Орла, Сказанием о Флорищевой пустыни, Уложением царя Алексея Михайловича, Пермско-Зырянской историей и др. Что касается сборников светской литературы, то здесь можно встретить произведения Вольтера, Мольера, Гольдони, сборники французских текстов или, например, “Историю о королевиче Брунствике, како он ходил в морских отоцех с великим зверем львом” и т.п.
SlyapkinБорисов камень (700x411, 134Kb)
Борисов камень. Западная Двина. 1896 год.
В собрании рукописей имелись автографы крупнейших русских писателей XIX в.: Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, В.А.Жуковского. Увлечение книгой, понимание роли и назначения книжности как в древности, так и в современную ему эпоху, привели к тому, что И.А.Шляпкин составил замечательный сборник афоризмов, названный “Похвала книге”. Книга афоризмов, как и сами афоризмы выразили, как нельзя более точно, причины книжного собирательства и почитания книжного, столь распространенных на Руси и в России во все времена. Книга состоит из нескольких разделов, среди которых “Священное Писание о книге”, “Древняя Русь о почитании книжном”, “Книголюбцы Древней Руси”, “Русские писатели о книге и чтении”. Безусловно, собранные в книге цитаты-афоризмы из произведений русских писателей и поэтов, изречения западных и восточных авторов отражают отношение ученого к книге и книжной мудрости. Так, например, из Азбуки XVII в. он привел следующую цитату: “Книжная премудрость подобна есть солнечной светлости, но и солнечную светлость мрачный облак закрывает, а книжную премудрость и вся тварь сокрыти не может”. Или из Кирилловой книги И.А.Шляпкин приводит фразу: “Воистину подобна предобрая книга великому кораблю, обременену великим богатством... или будет подобна великой реке, текущей широстию и напояющей всяко животно”. В книгах Соловецкой библиотеки ученый почерпнул такой афоризм: “Добро есть, братие, почитание книжное. Книгы бо суть глубине моря подобны, в нюже поныряющие износят бисер драгий”. «Похвала книге», собранная профессором И.А.Шляпкиным была издана на средства известного антиквара-букиниста Ф.Г.Шилова в одной из лучших типографий Петрограда – Р.Голике и А.Вильборга. Поскольку издание изначально замышлялось как библиофильское, то для печати тиража книги использовали бумагу двух типов: настоящую старинную тряпичную бумагу и обычную – «деревянную». На тряпичной бумаге напечатали 650 экземпляров из общего тиража 1050. Издание было богато украшено с помощью орнаментов, взятых из рукописных и старопечатных книг, книг елизаветинского и екатерининского времени, альманахов XIX столетия. На последней странице книги согласно традиции автор-составитель и издатели поместили выходные данные: «Докончена быть сия книга в столичном великом граде в Петрограде всея Руси в годину войны с нечестивым германским и швабским родом трудом и тщанием доктора слова Российского Ильи Шляпкина книгокупца Федора Шилова Богу по чести, а книголюбцам русским и доброму услаждению...». «Похвала книге» стала последней работой русского ученого, своеобразным завещанием потомкам любить книгу. Последнее время своей жизни почти одиноко жил в селе Александровке, близь Белоострова, где и скончался 16 апреля 1918 года. Часть своей коллекции, в основном, предметы археологии, завещал Псковскому Археологическому обществу; предметы искусства - художественно-промышленной школе имени Фан-дер-Флита. Наиболее значительные труды Шляпкина - ученые издания старинных памятников: «Шестоднев» Георгия Писида (текст и примечания, Санкт-Петербург, 1882; статья о «Шестодневе» в «Журнале Министерства Народного Просвещения», 1890, книга 6); «Повесть о Василии Златовласом» (1882); «Ужасная измена сластолюбивого житья» (вновь открытая комедия XVII века, 1882); «Слово Даниила Заточника» (1884); «Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени» (1898). Последняя работа, изданная на основании немногочисленных и обрывочных материалов, дает освещение одному из малоисследованных моментов в истории русского театра. Под редакцией Шляпкина издано «Полное Собрание Сочинений А.С.Грибоедова» (почетный отзыв Академии Наук; отзыв о нем профессора Алексея Веселовского приведён в «Сборнике отделения русского языка и словесности», № 52). В 1903 г. Шляпкин выпустил ценное комментированное издание бумаг Пушкина, полученных им от племянника П.В.Анненкова: «Из неизданных бумаг А.С.Пушкина» (Санкт-Петербург, 1903). Кроме сообщений и заметок в специальных журналах, Шляпкин издал также отдельно: «Волна». Сборник русской художественной лирики (Санкт-Петербург, 1892); «Русскому солдату на память о Пушкине» (печатано по Высочайшему повелению, Санкт-Петербург, 1899). Литература: Шляпкин (Илья Александрович)// Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. Том 78. Санкт-Петербург, 1903. Страница 717; Окулич-Казарин Н. Шляпкин И.А.: [Некролог]// Единая школа. 1919. N 3-4. Страницы 62-66.

Derviz0 (474x700, 136Kb)
1859
Владимир Дмитриевич Дервиз
художник, земский деятель, музейный работник. Происходил из русского дворянского рода Дервиз — сын действительного тайного советника Д.Г.Дервиза. Окончил Училище правоведения, затем 5 лет учился в Академии художеств, где подружился с М.А.Врубелем и В.А.Серовым. В 1886 году женился на двоюродной сестре последнего Надежде Яковлевне Симонович. Долгие годы они жили в Тверской губернии, в имении Домотканово, куда в гости к ним приезжали многие известные художники. Дервиз принимал активное участие в земской деятельности, занимая разнообразные выборные должности: был тверским уездным гласным и членом училищного совета. В 1897—1900 годах Дервиз был в Твери председателем уездной, в 1901—1906 годах — губернской земской управы. В 1903 году подготовил записку о необходимости улучшения быта сельского населения и изменения условий сельскохозяйственного труда, вызвавшую резко негативную реакцию в Министерстве внутренних дел. В 1919 году он переехал в Сергиев, где жила семья его дочери Марии Фаворской; преподавал рисование в Сергиевском Педагогическом техникуме. По рекомендации И.Э.Грабаря с 5 ноября 1920 года В.Д.Дервиз приступил к работе в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры; 10 марта 1921 года его назначили заведующим Выставочным отделом и музейным запасом, а с весны 1922 по осень 1924 года он исполнял обязанности председателя Комиссии. Затем Дервиз работал заместителем заведующего, одновременно исполняя роль хранителя. Заведующий музеем А.Н.Свирин писал: Глубокая культура, широкое образование, природная художественная одаренность и большой такт, которыми обладал Владимир Дмитриевич, были чрезвычайно ценными качествами для деятельности в таком музее, если учесть общую обстановку, в которой протекала работа. Главной его задачей было сохранить ризницу Лавры, что стало особенно актуальным в связи с составлением описей на передачу ценных вещей для помощи голодающим Поволжья. В 1922 году ему удалось отстоять должность эксперта по древнерусскому искусству для Ю.А.Олсуфьева. В 1927 году начались нападки в печати на сотрудников музея. Музейный отдел Главнауки пытался какое-то время отстоять Дервиза и Свирина. В мае 1928 года в Сергиеве были проведены массовые аресты, в том числе монахов, работавших в музее. Музей на несколько месяцев был закрыт. Дервиз и Свирин были уволены, но не арестованы. После ухода из музея В.Д.Дервиз жил в Москве. Умер 13 апреля 1937 года и был похоронен на Введенском кладбище.
Derviz_na_skamye_by_V._Serov_(1892-3,_GTG) (537x700, 339Kb)
На этюде работы Серова
Семья: Жена — Надежда Яковлевна Симонович (1866—1907), дочь детского врача Якова Мироновича Симоновича и педагога Аделаиды Семёновны Симонович (урождённой Бергман), которые стояли у истоков дошкольного образования в России; двоюродная сестра художника Валентина Серова, тётя лауреата Нобелевской премии, микробиолога Андре Львова. Дети: Мария в замужестве Фаворская (1887—1959) — художница, вышла замуж за В.А.Фаворского; Елена (1889—1975) — пианистка; Дмитрий (1893—1919) — учёный-археолог; похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (4-й участок)
Художественные работы
Акварели: «Банька в лесу» (1881); «Девушка под деревом» (1884); «Финляндия. Озеро Юстила» (1889); «Шамони в Савойе» (1900); «Орлиная скала. Крым» (1923).

 (535x698, 101Kb)
1860
Виллем Эйнтховен (нидерландское имя — Willem Einthoven)
нидерландский физиолог, основоположник электрокардиографии, сконструировал в 1903 году прибор для регистрации электрической активности сердца, впервые в 1906 году использовал электрокардиографию в диагностических целях, получил Нобелевскую премию по физиологии или медицине в 1924 году. Виллем Эйнтховен родился в Семаранге, в семье военного врача Якоба Эйнтховена, потомка испанских евреев, переселившихся в Голландию во времена инквизиции в XV веке, и его второй жены Луизы де Фогель, дочери местного финансового управляющего. Фамилия Эйнтховен произошла от двоюродного деда Якоба — согласно кодексу Наполеона все граждане Франции и её провинций, которой тогда являлась Голландия, были обязаны обзавестись фамилиями, и Израиль Давид, двоюродный дед Якоба, взял искажённую фамилию по своему месту жительства, городу Эйндховену. Виллем был старшим из трёх сыновей и третьим ребёнком в семье. В 1866 году Якоб Эйнтховен умер от инсульта, оставив на руках Луизы шестеро детей. Спустя четыре года семья переехала в Утрехт. Там Виллем окончил среднюю школу (нидерландское название — Hogere burgerschool) и 16 октября 1878 года поступил на медицинское отделение в Утрехтский университет, заключив армейский контракт для оплаты учёбы, поскольку семья испытывала финансовые затруднения. Виллем намеревался пойти по стопам отца, однако его исключительные способности начали развиваться в совершенно другом направлении. После прохождения практики в качестве помощника офтальмолога в известной в Голландии глазной больнице «Госпиталь для страдающих от глазных болезней» (нидерландское название — Gasthuis voor Ooglijders) и получения степени бакалавра он провёл два исследования, вызвавшие впоследствии широкий интерес. Первое называлось «Некоторые замечания о механизме локтевого сустава» (французское название — Quelques remarques sur le mécanisme de l’articulation du coude). Дело в том, что Эйнтховен был поклонником физического воспитания. В студенческие годы он был отличным спортсменом и не раз убеждал своих друзей «не дать погибнуть телу». Он был избран президентом союза гимнастов и фехтовальщиков и позже стал одним из основателей Утрехтского студенческого гребного клуба. Во время занятия гимнастикой он сломал запястье и для того, чтобы восстановить работоспособность руки, занялся гребным спортом, отчасти ради соперничества со своим братом за первое место в соревновании по гребле среди голландских студентов. В то же время, будучи вынужденно ограниченным в движении, он заинтересовался пронацией и супинацией руки и работой плечевого и локтевого суставов. Позднее Эйнтховен под руководством офтальмологов Франса Дондерса и Херманна Снеллена провёл второе исследование «Стереоскопия посредством дифференцировки цветов» (нидерландское название — Stereoscopie door kleurverschil, 1885), которое было опубликовано в качестве его докторской диссертации. В том же году Эйнтховен получил степень доктора медицины и философии. Согласно условиям армейского контракта он был обязан пройти службу в медицинском корпусе. Однако в том же году умер профессор физиологии в Лейдене Адриан Хейнсиус, и с решительной поддержкой Ф.Дондерса Виллем был назначен преемником Хейнсиуса, что освободило его от воинской повинности. Таким образом, Эйнтховен в январе 1886 года в возрасте 25 лет вошёл в должность профессора Лейденского университета и оставался в этой должности всю жизнь. Первым его серьёзным исследованием, проведённым в Лейдене, было «О работе бронхиальной мускулатуры, изученной новым методом, и о нервной астме» (нем. Über die Wirkung der Bronchialmuskeln nach einer neuen Methode untersucht, und über Asthma nervosum, 1892). В книге В.Нагеля «Справочник по физиологии человека» (немецкое название — Handbuch der Physiologie des Menschen) оно охарактеризовано как «большая работа». В то же время Эйнтховен возобновил исследования в оптике. Среди его работ на эту тему можно выделить «Простое физиологическое объяснение различных геометрическо-оптических иллюзий» (нем. Eine einfache physiologische Erklärung für verschiedene geometrisch-optische Täuschungen, 1898), «Аккомодация человеческого глаза» (нем. Die Accomodation des menschlichen Auges, 1902), «Вид и величина электрического отклика глаза на световое возбуждение различной интенсивности» (The form and magnitude of the electric response of the eye to stimulation by light at various intensities, 1908). В 1886 году Виллем Эйнтховен женился на Фредерике Жанне Луизе де Фогель, сестре бывшего руководителя системы здравоохранения в Голландской Ост-Индии. У них родилось четверо детей: Аугуста (1887 год), Луиза (1889 год), Виллем (1893 год) и Джоанна (1897 год). В 1885-1889 годы Эйнтховен занимался исследованием физиологии дыхания, в частности изучением работы блуждающего нерва в механизме контроля дыхания.
21 мая 1860 года родился — Виллем Эйнтховенpost-13108-130596047389 (700x376, 241Kb)
В 1889 году Эйнтховен посетил первый международный конгресс по физиологии в Базеле. Там он познакомился с техникой записи электрокардиограммы, продемонстрированной Огастесом Уоллером на примере своей собаки Джимми, которому в 1887 году впервые удалось записать кардиограмму человека на капиллярном электрометре. В 1893 году на заседании Нидерландской медицинской ассоциации Эйнтховен предложил к использованию новый термин «электрокардиограмма». Позже, однако, он отказался от авторства в пользу Уоллера. С 1890 по 1895 годы Эйнтховен занимался устройством капиллярного электрометра, улучшая его функциональность и увеличивая разрешение, применяя физико-математический подход. Ему удалось получить хорошие электрокардиографические изображения. Каждому циклу сердечного сокращения соответствовало пять зубцов, для которых Эйнтховен ввёл новую номенклатуру: P, Q, R, S, T и U, чтобы избежать разногласий с номенклатурой A, B, C и D, введённой им в предыдущих работах по исследованию электрометра, в которых он не записывал отрицательные зубцы. Эйнтховену не удавалось усовершенствовать капиллярный электрометр настолько, чтобы он мог применяться в диагностических целях. Поэтому он начал работать с другим инструментом — струнным гальванометром. Эйнтховен не знал о том, что в 1897 году похожее устройство уже было сконструировано как средство связи французским инженером Клементом Адером. Однако аппарат Адера обладал чувствительностью, которой не было достаточно для использования применительно к электрокардиографии. Тем не менее, в своей работе «Новый гальванометр» (французское название — Un nouveau galvanomètre, 1901) Эйнтховен упомянул аппарат Адера. При разработке собственного струнного гальванометра Эйнтховен взял за основу конструкцию магнитоэлектрического гальванометра Депре-Д’Арсонваля. Он заменил подвижные части (катушку и зеркало) на тонкую посеребрённую кварцевую нить (струну). По нити пропускался электрический сигнал сердца, регистрируемый с поверхности кожи. Вследствие этого на нить в поле электромагнита действовала сила Ампера, прямо пропорциональная величине силы тока, и нить отклонялась нормально к направлению линий магнитного поля. Кварцевые нити изготовлялись следующим образом: на конце стрелы закреплялось кварцевое волокно таким образом, чтобы оно удерживало стрелу при натянутой тетиве лука; волокно нагревалось до той степени, когда оно не было способно сдерживать натяжение тетивы, и стрела выстреливала, вытягивая волокно в тонкую однородную нить диаметром 7μ. Далее нить требовалось покрыть слоем серебра, для этого Эйнтховен сконструировал специальную камеру, в которой она бомбардировалась беспримесным серебром. Одной из самых больших проблем было создание источника сильного и постоянного по значению магнитного поля. Эйнтховену удалось создать электромагнит, обеспечивавший поле в 22 000 Гс, однако он настолько разогревался в рабочем состоянии, что для него пришлось подвести систему водяного охлаждения. Другая проблема заключалась в создании системы записи и измерения отклонений нити. Посоветовавшись с Дондерсом и Снелленом, Эйнтховен сконструировал систему линз, позволявшую фотографировать тень нити. В качестве источника света он использовал массивную дуговую лампу. Устройство фотографической камеры включало в себя фотографическую пластинку, которая во время снятия показаний двигалась с постоянной скоростью, регулируемой масляным поршнем. Пластинка передвигалась под линзой, на которой была нанесена шкала в вольтах. Временна́я шкала наносилась на саму пластинку тенями от спиц вращающегося с постоянной угловой скоростью велосипедного колеса. Благодаря использованию очень лёгкой и тонкой нити и возможности изменять её напряжение для регулирования чувствительности прибора струнный гальванометр позволил получить более точные выходные данные, чем капиллярный электрометр. Первую статью о записывании электрокардиограммы человека на струнном гальванометре Эйнтховен опубликовал в 1903 году. Существует мнение, что Эйнтховену удалось достичь точности, превосходящей многие современные электрокардиографы. В 1906 году Эйнтховен опубликовал статью «Телекардиограмма» (французское название — Le télécardiogramme), в которой описал метод записи электрокардиограммы на расстоянии и впервые показал, что электрокардиограммы различных форм сердечных заболеваний имеют характерные различия. Он привёл примеры кардиограмм, снятых у пациентов с гипертрофией правого желудочка при митральной недостаточности, гипертрофией левого желудочка при аортальной недостаточности, гипертрофией левого ушка предсердия при митральном стенозе, ослабленной сердечной мышцей, с различными степенями блокады сердца при экстрасистоле. Вскоре после опубликования первой статьи о применении электрокардиографа Эйнтховена посетил инженер из Мюнхена Макс Эдельманн с предложением наладить производство электрокардиографов и выплачивать Эйнтховену отчисления примерно по 100 марок за каждый проданный аппарат. Первые электрокардиографы, произведённые Эдельманном, были фактически копиями образца, сконструированного Эйнтховеном. Однако изучив чертежи электрокардиографа Эйнтховена, Эдельманн понял, что его можно усовершенствовать. Он увеличил мощность и уменьшил размеры магнита, а также устранил необходимость его водяного охлаждения. В результате Эдельманн сконструировал аппарат, сильно отличающийся по параметрам и дизайну от первоисточника, к тому же он узнал об аппарате Адера и использовал это как довод к тому, чтобы больше не выплачивать дивиденды от продаж. Разочаровавшись, Эйнтховен принял решение в дальнейшем не сотрудничать с Эдельманном и обратился с предложением заключить соглашение о производстве к директору компании CSIC Хорэсу Дарвину. Представителю компании, посетившему лабораторию Эйнтховена, не приглянулись возможности аппарата в силу его громоздкости и требовательности к людским ресурсам: он занимал несколько столов, весил приблизительно 270 килограмм и требовал для полноценного обслуживания до пяти человек. Однако в своей статье «Дополнительно об электрокардиограмме» (немецкое название — Weiteres über das Elektrokardiogramm, 1908) Эйнтховен показал диагностическое значение электрокардиографии. Это послужило серьёзным аргументом, и в 1908 году CSIC начала работы по усовершенствованию аппарата; в том же году был произведён и продан британскому физиологу Эдварду Шарпей-Шеферу первый произведённый компанией электрокардиограф. К 1911 году была разработана «настольная модель» аппарата, владельцем одной из которых стал кардиолог Томас Льюис.. Используя свой аппарат, Льюис изучил и классифицировал различные типы аритмии, ввёл новые термины: пейсмейкер, экстрасистола, мерцательная аритмия и опубликовал несколько статей и книг об электрофизиологии сердца. Устройство и управление аппаратом всё же оставалось затруднительным, о чём косвенно свидетельствует прилагавшаяся к нему десятистраничная инструкция. В период с 1911 по 1914 годы было продано 35 электрокардиографов, десять из которых было отправлено в США. После войны было налажено производство аппаратов, которые можно было бы подкатить непосредственно к больничной койке. К 1935 году удалось снизить вес аппарата до примерно 11 килограмм, что открыло широкие возможности к его использованию в медицинской практике.
ChampaignCountyHistoricalMuseum_20080301_4274 (700x626, 139Kb)
Усовершенствованная модель электрокардиографа, выпущенная CSIC.
В 1913 году Виллем Эйнтховен в сотрудничестве с коллегами опубликовал статью, в которой предложил к использованию три стандартных отведения: от левой руки к правой, от правой руки к ноге и от ноги к левой руке с разностями потенциалов: V1,V2 и V3 соответственно. Такая комбинация отведений составляет электродинамически равносторонний треугольник с центром в источнике тока в сердце. Эта работа положила начало векторкардиографии, получившей развитие в 1920-х годах ещё при жизни Эйнтховена. Закон Эйтховена является следствием закона Кирхгофа и утверждает, что разности потенциалов трёх стандартных отведений подчиняются соотношению V1 + V3 = V2. Закон имеет применение, когда вследствие дефектов записи не удаётся идентифицировать зубцы P, Q, R, S, T и U для одного из отведений; в таких случаях можно вычислить значение разности потенциалов, при условии, если для других отведений получены нормальные данные. В 1924 году Эйнтховен прибыл в США, где помимо посещения различных медицинских заведений прочитал лекцию из цикла Лекций Харви (Harvey Lecture Series), положил начало циклу Лекций Данхема (Dunham Lecture Series) и узнал о присуждении ему Нобелевской премии. Примечательно, что когда Эйнтховен в первый раз прочитал эту новость в Boston Globe, он подумал, что это либо шутка, либо опечатка. Однако его сомнения развеялись, когда он ознакомился с сообщением от Reuters. В том же году он получил премию с формулировкой «За открытие техники электрокардиограммы». За свою карьеру Эйнтховен написал 127 научных статей. Последняя его работа была опубликована посмертно, в 1928 году, и посвящалась токам действия сердца. Исследования Виллема Эйнтховена порой причисляются к десяти величайшим открытиям в области кардиологии в XX веке. В 1979 году был основан Фонд Эйнтховена, целью которого является организация конгрессов и семинаров по кардиологии и кардиохирургии. Эйнтховен долгие годы страдал от артериальной гипертензии. Однако причиной его смерти в Лейдене 29 сентября 1927 года стал рак желудка. Эйнтховен был похоронен на церковном кладбище в городе Угстгест. Сочинения: Neues Galvanometer, "Annalen der Physik", 1903, Bd 12; Über die Deutung des Elektrokardiogramms, "Pflügers Archiv für die gesamte Physiologie des Menschen und der Tiere", 1913, Bd l49; Das Saitengalvanometer und die Messung der Aktionsströme des Herzens, в книге: Les prix Nobel en 1924—1925, Stockh., 1926. Литература: Самойлов А.Ф., Воспоминания о профессоре Вильгельме Эйнтховене, в его книге: Избранные статьи и речи, Москва— Ленинград, 1946; Wenckebach (Wien), . Einthoven, "Deutsche medizinische Wochenschrift", 1927, Jg 53, № 51, . 2176.

Bosse_FE (563x700, 387Kb)
1861
Фёдор Эмильевич Боссе
контр-адмирал российского императорского флота, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской в России войн. Родился в Кронштадте, Российская империя, в семье лютеранского пастора, немца Эмиля Боссе, который служил военным дивизионным лютеранско-евангелическим проповедником при церкви Святой Елизаветы и преподавал в мужской гимназии Кронштадта. Двоюродный брат Э.А.Боссе, двоюродный дядя Веры Стравинской. 1877 — Поступил в Морской корпус. После окончания Морского корпуса 8 апреля 1882 присвоен чин мичман. 1894—1895 — Служил на эскадренном броненосце «Гангут». 1895—1897 — Служил на крейсере 2-го ранга «Забияка». 1897—1899 — Ревизор на мореходной канонерской лодке «Грозящий». 1901—1902 — Старший офицер учебного судна «Двина». 1902—1904 — Старший офицер эскадренного броненосца «Император Александр II». 14 января 1904 — Капитан 2-го ранга. 25 января 1904 — Командир миноносца «Решительный» в составе эскадры Тихого океана. 27 февраля 1904 — Прибыл в Порт-Артур. 9—10 марта 1904 — Командовал отрядом из двух миноносцев («Решительный» и «Стерегущий») во время поиска у островов Эллиот. Во время боя с превосходящими силами противника оставил потерявший ход «Стерегущий» и, прорвав кольцо японских кораблей, увел свой миноносец в Порт-Артур. Был контужен, но остался в строю. Находился под следствием, был оправдан. 13 марта 1904 — Списан на берег для лечения. 16 марта 1904 — Сдал командование. 31 марта 1904 — Отправлен для лечения в европейскую часть России. 24 октября 1904 — Флаг-капитан берегового штаба старшего флагмана 2-й дивизии. 7 апреля 1907 — Командир судна «Работник» в охране Петергофского рейда. 8 апреля 1909 — Переведен в береговой состав флота, приписан ко 2-му Балтийскому флотскому экипажу. 11 апреля 1909 — Капитан 1-го ранга. 18 октября 1915 — Генерал-майор флота со старшинством с 11 апреля 1913. 1916 — Вышел в отставку с присвоением контр-адмиральского звания. Во время Гражданской войны — в белогвардейских Вооружённых силах Юга России. У Ф.Э. Боссе и его жены, Агнессы Юльевны, была единственная дочь Стелла (в замужестве Бок, Воробьева; 18 октября 1888–1930, Ницца). В первом браке жена Вильгельма (Юлий) Юльевича Бока (1888–1919, Красная Горка), морского офицера, лейтенанта (с 1913), участника Первой мировой и Гражданской войн (на северо-востоке). Эвакуирован в феврале 1920 из Новороссийска в Салоники и затем, в Югославию на транспорте «Иртыш». С мая 1920 до лета 1921 — в Югославии. Жил в Германии (Кёнигсберг), Франции (Ницца). Оттуда перебрался в Латинскую Америку. Служил советником в военно-морских силах Перу. Участвовал в Перуано-колумбийской войне (1932—1933) в составе военно-морских сил Перу. Умер в Лиме (Перу) 1 сентября 1936 года. Награды: Орден Святого Владимира IV степени с бантом (1899) за 20 проведенных компаний; Орден Святого Станислава II степени (19 декабря 1901); Орден Святой Анны II степени с мечами (8 апреля 1904); Орден Святого Георгия IV степени (20 июля 1907) «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт»; Орден Святого Владимира III степени (19 декабря 1912); Французский орден Почётного легиона офицерского креста (1913); Медаль «В память царствования императора Александра III» (1896); Медаль «В память коронации Императора Николая II» (1896); Серебряная медаль «В память русско-японской войны» (1906); Золотой знак за службу в морской охране (1906); Золотой знак в память окончания полного курса наук Морского Корпуса (1910); Наследственный нагрудный знак и медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913); Нагрудный знак Крест «За Порт-Артур» (1914); Медаль «В память 200-летия морского сражения при Гангуте» (1915).

Milorad-Gavrilovic (490x700, 85Kb)
1861
Милорад Гаврилович
сербский актёр и режиссёр. Выступал в бродячих труппах, с 1882 - в белградском Народном театре, в котором был также режиссёром (с 1894) и директором. С особым успехом исполнял роли в пьесах Шекспира - Яго, Макбет, Шейлок, Ричард III. Лучшие роли в национальном репертуаре - Великий Орсат ("Дубровницкая трилогия" Войновича), Игнац ("Господа Глембаевы" Крлежи). Играл Хлестакова, а также роли в пьесах Ибсена, Гауптмана. Творчество Гавриловичa способствовало утверждению реалистической школы игры в сербском театре. Умер 26 апреля 1931 года.

Пущин_Николай_Николаевич_(кораблестроитель) (526x700, 145Kb)
1861
Николай Николаевич Пущин
кораблестроитель, наблюдающий за постройкой минных крейсеров Российского императорского флота, главный инспектор кораблестроения, генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров. В службе с 1880 года. В 1882 году окончил кораблестроительное отделение Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. В 1883 году произведён в офицеры корпуса корабельных инженеров. В 1888 году окончил кораблестроительное отделение Николаевской морской академии. В 1892—1893 годах старший помощник судостроителя Н.Н.Пущин являлся наблюдающим за постройкой минных крейсеров типа «Казарский» (проект фирмы Шихау) номер № 1 и № 2 («Всадник» и «Гайдамак») на верфи «Акционерного общества В. Крейтон и К°, Механический завод и корабельная верфь» в Або (Финляндия). В 1894—1897 годах корабельный инженер Н.Н.Пущин был наблюдающим за постройкой минного крейсера «Абрек» (проект фирмы Крейтон) в Або. В декабре 1898 года младший судостроитель Н.Н.Пущин был назначен наблюдающим за постройкой корпуса заказанных кораблей (крейсера в 3000 тонн водоизмещения, получивший впоследствии имя «Новик» и четырёх миноносцев) в Данциге (Германия).
Aurora_1903 (700x441, 198Kb)
Крейсер «Аврора» на испытаниях 27 июня 1903 года
29 ноября 1900 года назначен младшим судостроителем Санкт-Петербургского порта, состоял в штате Опытового бассейна (только числился в штате бассейне, а был в Штеттине, наблюдая за постройкой малого крейсера). В декабре 1901 года был назначен главным строителем крейсера «Аврора» на этапе достройки, сменив на этой должности корабельного инженера К.М.Токаревского. В 1903 году был произведён в старшие судостроители. В 1907 году переаттестован в полковники, в 1909 году произведён в генерал-майоры. С 1910 года исполнял должность главного инспектора кораблестроения. С 1911 года исполнял должность начальника, а в 1913 году назначен на должность начальника кораблестроительного отделения Главного управления кораблестроения. С 27 апреля 1913 года в чине, произведён в генерал-лейтенанты. С 1914 по 1916 год состоял по корпусу, был прикомандирован к Петроградской портовой конторе для получения денежного довольствия. Уволен со службы 24 сентября 1916 года. Дальнейшая судьба неизвестна. Был женат на Елене Николаевне — дочери главного инспектора кораблестроения в 1895—1905 годах Н.Е.Кутейникова. Имел сына. Награды: Орден Святого Станислава I степени (19 декабря 1912); Орден Святого Владимира III степени (1911); Орден Святого Владимира IV степени (1908); Орден Святой Анны III степени (1902); Орден Святого Станислава III степени (25 августа 1897); серебряная медаль «В память царствования императора Александра III» (1896); светло-бронзовая медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913); светло-бронзовая медаль «В память 200-летия морского сражения при Гангуте» (1915).

Gunnar_Berg_Portrait (540x700, 121Kb)
1863
Гуннар Берг (норвежское имя — Gunnar Berg)
норвежский живописец, представитель Дюссельдорфской художественной школы. Гуннар Берг родился на Лофотенских островах, расположенных в Норвежском море у северо-западного побережья Норвегии, ныне Свольвер (ныне фюльке Нурланн, Норвегия). Он был старшим из 12 братьев и сестер, родившихся в семье. С 1875—1881 посещал школу при церкви Тронхейма. С юных лет отличался талантом к рисованию. Брал частные уроки рисования и живописи у художника Йоханнессена. Позднее учился в ремесленном училище в Бергене. Затем с 1883 по 1885 обучался в Германии в Дюссельдорфской академии художеств. После окончания академии до своей смерти, Г.Берг жил и работал в Дюссельдорфе и Берлине.
Творчество
Имя Гуннара Берга связывают с Дюссельдорфской школой живописи. Прославил своё имя картинами, воспевающими суровую красоту родных художнику Лофотенскихе островов, куда он почти ежегодно приезжал в начале путины. Берг рисовал сцены родного города, морские ландшафты и пейзажи. Основной темой его картин были труд рыбаков; горы и море как в летнюю, так и зимнюю пору. Кроме того, писал портреты, чаще всего рыбаков. К наиболее знаменитым картинам художника относят батальное полотно «Битва в Троллфьорде», на котором изображено морское сражение 1890 года за контроль над местом вылова рыбы между владельцами крупных паровых рыболовецких судов с рыбаками и шкиперами фьорда. Сейчас эта картина находится в галерее Гуннара Берга в городе Свольвере.
Gunnar_Berg01 (539x700, 430Kb)
Битва в Троллфьорде (1890)
«Битва в Троллфьорде» стала последней крупной работой художника. В 1891 у него обнаружили злокачественную опухоль на ноге, и её пришлось ампутировать. Здоровье Берга ухудшалось, осенью 1893 года он заболел пневмонией.
Умер художник в Берлине 23 декабря 1893 года. Похоронен на одном из островов в Свольвере. Картины Г.Берга представлены в Национальном музее в Осло, Бергене, Музее искусств и Национальном музее в Стокгольме.

Eugene,_Archduke_of_Austria (473x700, 195Kb)
1863
Евгений Австрийский (Ойген-Фердинанд-Пиус-Бернхард-Феликс-Мария; немецкое имя — Erzherzog Eugen Ferdinand Pius Bernhard Felix Maria von Österreich)
эрцгерцог Австрийский, фельдмаршал (23 ноября 1916 года), великий магистр Тевтонского ордена в 1894—1923 годах. Сын эрцгерцога Карла Фердинанда, брат эрцгерцогов Фридриха и Карла-Стефана, троюродный брат императора Франца-Иосифа I. Родился в городе Жидлоховице, Земли Чешской короны, ныне Чехия. Военное образование получил в Терезианской академии (1885 год). В 1877 году зачислен в Тирольский пехотный полк в звании лейтенанта, затем состоял на службе в Генштабе и различных пехотных подразделениях австрийской армии. С 30 июля 1894 г. по 30 апреля 1923 г. 57-й магистр Тевтонского рыцарского ордена, последний из династии Габсбургов. В 1911 году по состоянию здоровья оставил службу в армии.
Eugen (411x700, 413Kb)
Портрет эрцгерцога Евгения в генеральской форме
Эрцгерцог Евгений был довольно популярен в обществе, но не при дворе. Он открыто выражал свои взгляды, не всегда совпадавшие с официальными. Эрцгерцог остро критиковал недостатки внутреннего устройства монархии Габсбургов, считая, что такое государство обречено на исчезновение как безнадёжный анахронизм. Однако такие «революционные заявления» не мешали принцу придерживаться консервативных взглядов. После начала Первой мировой войны в декабре 1914 года назначен командующим австро-венгерскими войсками на Балканах. В мае 1915 года назначен командующим на Итальянском фронте. В 1916—1917 годах командовал войсковой группой в Тироле, потом опять вернулся на Итальянский фронт. Эрцгерцог Евгений военным талантом не отличался и практически всю работу за него проделывали штабные офицеры. За успешные действия австро-германских войск в 1917 году 11 ноября 1917 года награждён немецким орденом Pour le Merite. В начале 1918 года был отстранен от командования. После окончания войны и распада Австро-Венгрии жил в Вене, но, отказавшись присягнуть на верность Австрийской республике, был вынужден обосноваться в Швейцарии. В 1934 году с установлением власти канцлера Э.Дольфуса, который был более благосклонен к Габсбургам, эрцгерцог вернулся на родину и поселился в Гумпольдскирхене. Последние годы жизни провёл в Инсбруке.Умер в городе Мерано, Трентино-Альто-Адидже, Италия, 30 декабря 1954 года. Награды: Крест Военных заслуг (Австро-Венгрия); Кавалер Большого креста Королевского венгерского ордена Святого Стефана; Кавалер Большого креста Военного ордена Максимилиана Иосифа; Кавалер ордена Чёрного орла; Кавалер ордена Королевского дома Чакри; Кавалер ордена Серафимов; Кавалер ордена Pour le Mérite; Кавалер Железного креста I класса; Кавалер Железного креста II класса; Кавалер ордена Дома Гогенцоллернов; Кавалер цепи ордена Карлоса III; Кавалер Большого креста ордена Карлоса III; Кавалер Большого креста ордена Леопольда I; Кавалер большого креста ордена Людвига; Кавалер Большого креста ордена Святого Иосифа; Рыцарь Верховного ордена Христа; Рыцарь Большого креста Королевского Викторианского ордена; Кавалер Большого креста ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского; Кавалер Большого креста королевского ордена Звезды Румынии; Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного; Кавалер ордена Святого Александра Невского; Кавалер ордена Белого орла (Российская империя); Кавалер ордена Святой Анны I степени; Великий магистр Тевтонского ордена.

Dimitar_Stanchov,_1896 (457x700, 276Kb)
1863
Димитр Янев Станчов (болгарское имя — Димитър Янев Станчов)
болгарский дипломат и политик, возглавлял 28-е правительство Болгарии в 1907 году. Родился в Свиштове, Болгария. Димитр Станчов занимал пост премьер-министра страны с 12 по 16 марта 1907 года, сразу после убийства Димитра Петкова. Станчов также был министром иностранных дел в двух кабинетах, был послом в Великобритании (1908 и 1920—1921), Франции (1908—1915), Бельгии (1910—1915 и 1922—1924), Италии (1915) и Нидерландах (1922—1924). Станчов был активным противником участия Болгарии в Первой мировой войне, за что был временно отстранён от дипломатической работы. С 1925 по 1929 год Станчов возглавлял Олимпийский комитет Болгарии. Умер в Софии 23 марта 1940 года. Похоронен в Софии на Центральном кладбище. Награды: Орден «За гражданские заслуги» (1894); Орден Белого орла (Российская империя, 1907). Литература: Ташо Ташев. Министрите на България 1879—1999. — София: АИ «Проф. Марин Дринов» / Изд. на МО, 1999. — ISBN 978-954-430-603-8.

Stephanie_von_Belgien (465x700, 174Kb)
1864
Стефания Клотильда Луиза Эрмина Мария Шарлотта (французское имя — Stéphanie Clotilde Louise Herminie Marie Charlotte; нидерландское имя — Stefanie Clotilde Louise Hermine Marie Charlotte)
принцесса Бельгийская, в замужестве кронпринцесса Австрии. Родилась в Брюсселе. Дочь короля Бельгии Леопольда II и его жены Марии Генриетты Габсбург-Лотарингской. Её детство было омрачено распрями родителей и смертью единственного брата, наследника престола Леопольда. Стефания была дружна с младшей сестрой Клементиной.
Первое замужество
10 мая 1881 года в Вене Стефания вышла замуж за Рудольфа, кронпринца Австрии. Этот брак был заключён по политическим мотивам. На церемонии присутствовали будущий король Великобритании Эдуард VII и его племянник, будущий германский император Вильгельм II. Их единственный ребёнок Елизавета Мария родилась в замке Лаксенбург 2 сентября 1883 года. Стефания с удовольствием выполняла все обязанности, налагаемые на неё статусом и тем самым заслужила одобрение императора Франца Иосифа. Вскоре у супругов возникли разногласия.
Stéphanie_and_Rudolf (700x700, 350Kb)
Стефания и Рудольф
Рудольф отличался импульсивностью, придерживался нетрадиционных и либеральных взглядов, а Стефания — реакционных. Когда Рудольф заразил её венерической болезнью, что сделало невозможным её беременность, они даже подумывали о разводе. Стефания напрасно пыталась обратить внимание родителей мужа на его депрессивные и даже суицидальные настроения. В 1889 году Рудольф и его любовница, семнадцатилетняя баронесса Мария Вечера вероятно совершили совместное самоубийство. Стефания стала вдовой в возрасте 24 лет. Скандал, разразвшийся в связи со смертью Рудольфа, ещё больше отдалил её от имперского двора.
Второе замужество
Ещё будучи замужем, во время визита в Галицию в 1887 году, Стефания познакомилась с венгерским графом Элемером Лоньяем. Они поженились в Мирамаре (Италия) 22 марта 1900 года, что вызвало негодование её отца. После его смерти в 1909 году вместе с сестрой Луизой она отстаивала в бельгийском суде свои права на наследство, которое Леопольд II инвестировал в собственную коммерческую организацию. В 1917 году Лоньяй получил от императора титул фюрста. Стефания переехала во владения мужа Оросвар-Русовце в западной части Венгрии. Им пришлось выехать оттуда с наступлением Красной Армии в 1945 году. Они нашли убежище в бенедиктинском аббатстве Паннонхалма. В том же году 23 августа принцесса скончалась от инсульта и была похоронена в крипте аббатства. Награды: Орден Святой Екатерины I степени Дама ордена Звёздного креста.
Наследие
В 1935 году Стефания хотела опубликовать свои воспоминания, но суд запретил их распространение. Эти воспоминания были опубликованы в конце концов за пределами Австрии под названием Ich sollte Kaiserin werden («Я должна была быть императрицей»).
В честь принцессы названы
Астероид (220) Стефания, открытый в 1881 году австрийским астрономом Иоганном Пализа. Супруги (Стефания и Рудольф) поженились как раз в год открытия астероида. Это был первый случай, когда название астероида было приурочено к свадьбе, тем самым послужив чем-то в роде свадебного подарка для молодожёнов. Озеро Стефания в Эфиопии, это название дал Самуэль Телеки, первый европеец открывший озеро. Астрапия принцессы Стефании, вид райских птиц, открытый в 1884 году. Улица Стефании в Будапеште. В 1887 году спущен на воду броненосец Кронпринцесса Эрцгерцогиня Стефания, названный в честь кронпринцессы.

1864
Карл Адольф Георг Лаутербах (немецкое имя — Karl Adolf Georg Lauterbach)
немецкий естествоиспытатель и географ, путешественник в Новую Гвинею. Карл Лаутербах родился в Бреслау, в семье нижнесилезского фермера. Учился ботанике и агрономии в Университете Бреслау, в 1888 году окончил Гейдельбергский университет. В 1885 году приобрёл участок, где построил три оранжереи, в которых разместил коллекцию тропических растений. В 1888—1890 совершил кругосветное путешествие, в 1889 году посетил Гавайи, Новую Зеландию, Австралию, в 1890 — Яву, Самоа, Молукки. В 1892 году женился на Гертруде Фукс-Херен, ботаническим иллюстратором, у них родилось трое сыновей (средний из них погиб в 1914 году при обстреле Реймса). С 1896 года Лаутербах жил и работал в Новой Гвинее, в частности, занимался изучением геологии гор Бисмарка. С 1899 года он был директором Германской Новогвинейской компании. После Первой мировой войны Лаутербах был вынужден продать большую часть своих владений, тропические растения в его оранжереях полностью погибли. В 1927 году он почти полностью ослеп. Скончался в Штабельвице 1 сентября 1937 года после операции на мочевом пузыре. Основной гербарий Лаутербаха вместе с коллекцией ботанической литературы был оставлен им Университету Бреслау (ныне — Вроцлавский университет (WRSL)). Некоторые научные работы: Lauterbach, K. Die geographischen Ergebnisse der Kaiser Wilhelmsland Expedition (нем.) // Zeitschrift der Gesellschaft für Erdkunde : magazin. — 1898. — Bd. 33. — S. 141—177; Schumann, K.; Lauterbach, K.Nachträge zur Flora der deutschen Schutzgebiete in der Südsee. — Leipzig, 1905. — 446 p. Роды, названные в честь К.Лаутербаха: Clarorivinia Pax & K.Hoffm., 1914 [= Ptychopyxis Miq., 1861]; Lauterbachia Perkins, 1900; Lauterbachiella Henn., 1898 [= Rhagadolobium Henn. & Lindau, 1896]. Литература: Frahm, J.-P., Eggers, J. Lexikon deutschsprachiger Bryologen. — Books on Demand, 2001. — Vol. 1. — P. 273—274; Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : [англ.]. — Ed. 2. — Utrecht, The Hague, 1979. — Vol. II: H—Le. — P. 768—770. — 991 p. — ISBN 90-313-0343-7. — doi:10.5962/bhl.title.48631.

Philip_Leslie_Hale_(American,_1865-1931) (584x700, 418Kb)
1865
Филипп Лесли Хейл (Philip Leslie Hale)
американский художник-импрессионист, писатель и педагог. Родился в Бостоне, в семье пастора и писателя Эдварда Хейла и Эмили Болдуин (англ. Emily Baldwin Perkins), была одним из восьми детей. Его сестра Эллен Хейл — тоже стала художником. Отец с 1904 года до своей смерти в 1909 году был сенатором США. Искусству живописи обучался в школе при музее изящных искусств в Бостоне у Эдмунда Тарбелла, а также у Кеньона Кокса и Джулиана Уира в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. Начиная с 1877 года в течение пяти лет учился в Париже. Посещал художественную колонию в Живерни, где находился под влиянием палитра и манеры письма Клода Моне. В 1890-е годы Хейл написал наиболее известные из своих работ в стиле неоимпрессионизма и символизма. Художник вернулся в Бостон в 1893 году. Здесь в 1902 году женился на Лилиан Хейл, тоже художнице, с которой они арендовали художественную студию. Также Хейл занимался искусствоведением и преподаванием. В 1917 году был избран в качестве ассоциированного члена в Национальную академию дизайна. Умер в родном городе 2 февраля 1931 года. Похоронен на кладбище Forest Hills Cemetery and Crematory округа Саффолк, штат Массачусетс. Был женат на Лилиан Хейл (Lilian C. Westcott Hale, 1880—1963) — художнице-импрессионисте, у них была дочь Анна (Anna Westcott Hale Bowers, 1908—1988).
Некоторые работы
Philip_Leslie_Hale01 (700x580, 703Kb)
The crimson rambler
Philip_Leslie_Hale02 (700x535, 605Kb)
Landscape with figures
Philip_Leslie_Hale03 (700x607, 586Kb)
The garden party

1866
Эдуард Чарлз Джефри (Edward Charles Jeffrey)
американский ботаник. Профессор Гарвардского университета (1902-1933). Родился в Сент-Катаринс, Канада. Основные работы по эволюционной морфологии высших растений и палеоботанике. Впервые разделил сосудистые растения на плауновидные (Lycopsida) и папоротниковидные (Pteropsida). Развил стелярную теорию Ф.Тигема. Умер в Кембридже, США, 19 апреля 1952 года. Литература: Wetmore R.H., Barghoorn E.S., Edward Charles Jeffrey. 1866‒1952, «Phytomorphology», 1953, v. 3, №1‒2, p. 127‒132 (имеется библиография).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку