-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108968
Комментариев: 6801
Написано: 117440


16 мая родились...

Четверг, 16 Мая 2024 г. 03:53 + в цитатник
Николай Философович Орнатский (486x700, 130Kb)
1886
Николай Философович Орнатский
младший врач 199-го пехотного Кронштадтского полка. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году. Родился в Санкт-Петербурге. Отец — Философ Николаевич Орнатский, протоиерей, настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге. Мать — Елена, урождённая Заозерская, дочь бывшего иподиакона митрополита Исидора. Николай был старшим из десяти детей. Брат — Борис Философович, расстрелян вместе с отцом и братом в октябре 1918 и причислен к лику священномучеников. Жена — В 1913 году обвенчался с девицей Серафимой, дочерью протоиерея Иоанна Успенского, полкового священника лейб-гвардии Финляндского полка. Дети — дочери — Ирина (1917 года рождения) и Елена. Получив первоначальное образование в 10-й Санкт-Петербургской гимназии (1906), окончил Императорскую Военно-медицинскую академию в звании лекаря в 1910 году. Во время учёбы в академии вступил в Общество распространения религиозно-нравственного просвещения, возглавляемое отцом, и принял деятельное участие в создании церковно-народного хора при храме преподобного Серафима Саровского на станции Графская. В 1911 году был определён на службу младшим врачом в 197-й пехотный Лесной полк. В том же году он был прикомандирован к Свеаборгскому лазарету для научно-практического усовершенствования. С 1911 по 1914 год служил врачом в составе 199-го пехотного Кронштадтского полка. С 1914 года принимал участие в военных действиях в составе 6-й Автомобильной роты 9-й армии и был награждён тремя орденами. После окончания Мировой войны он вернулся домой, занялся частной врачебной практикой и пел в храме в церковном хоре. Был арестован в августе 1918 вместе с отцом Философом и братом Борисом Орнатскими. Прихожане требовали освободить священника; власти в ответ перевезли его с сыновьями из Петрограда в Кронштадт. Протоиерей Философ Орнатский и его сыновья были расстреляны, предположительно, около 30 октября 1918. По дороге он читал вслух отходную над приговорёнными. По одним данным, расстрел произошёл в Кронштадте, по другим — неподалёку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив. В августе 2000 протоиерей Философ Орнатский и его сыновья Николай и Борис причислены к лику общецерковных святых Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви.

DSFreeman (502x700, 181Kb)
1886
Дуглас Саутхолл Фриман (Douglas Southall Freeman)
американский историк, биограф, газетный редактор и писатель. В основном он известен своими многотомными биографиями Роберта Ли и Джорджа Вашингтона, за которые получил Пулицеровскую премию. Дуглас Фриман родился в Линчберге, штат Вирджиния, в семье Бетти Эллен Хамнер и Уокера Бёрфорда Фримана, страхового агента, который четыре года прослужил в Северовирджинской армии генерала Ли. Уокер был рядовым 34-го вирджинского пехотного полка и получил несколько ранений в сражении при Севен-Пайнс. Фриман с самого детства проявлял интерес к истории американского Юга. В Линчберге его семья жила в доме 416 по Мэйн-Стрит, возле дома генерала Конфедерации Джубала Эрли. В 1892 году семья переехала в Ричмонд. В 1911 году в руки Фримана попал архив переписки генерала Ли и президента Джексона, долгое время считавшийся утраченным. Фриман потратил 4 года на работу над документами и в 1915 году опубликовал книгу "Lee's Dispatches". Труд был с энтузиазмом воспринят историками Гражданской войны и стал важным первичным источником по военной истории. Письма, написанные между 2 июня 1862 года и 1 апреля 1865 года позволяют лучше понять стратегию генерала Ли, понять некоторые его решения, а так же показывают, в каком тесном контакте работал он с президентом Дэвисом. В предисловии Фриман собрал семь самых важных фактов, содержащихся в переписке: например,письма показывают, что руководство Конфедерации в 1862 году рассматривало, но затем отклонило рискованный план - усилить армию Джексона в долине Шенандоа и, рискуя потерять Ричмонд, совершить вторжение на территорию северных штатов. Умер Фриман в Ричмонде (штат Виргиния, США) 13 июня 1953 года. Награды: 1935 Пулицеровская премия за R. E. Lee: A Biography (4 тома); 1958 Пулицеровская премия (посмертно) за George Washington: A Biography (6 томов); Douglas S. Freeman High School в округе Энрико, Вирджиния, названа в его честь; Фриман-Холл в Ричмондском университете назван в его честь; Virginia Historical Marker Q-6-17, на Ривермонт-Авеню в Линчберге, поставлена для увековечивания его жизни и работы. Библиография: A Calendar of Confederate Papers (1908); Lee’s Dispatches to Jefferson Davis, 1862—1865 (1915); R. E. Lee: A Biography (4 volumes) (1934—1935); The Cornerstones of Stratford: Address at the Dedication of Stratford, October 12, 1935 (1935); The South to Posterity: An Introduction to the Writings of Confederate History (1939); Lee’s Lieutenants: A Study in Command Volume 1: Manassas to Malvern Hill (1942); Lee’s Lieutenants: A Study in Command Volume 2: Cedar Mountain to Chancellorsville (1943); Lee’s Lieutenants: A Study in Command Volume 3: Gettysburg to Appomattox (1944); George Washington Volume 1: Young Washington (1948); George Washington Volume 2: Young Washington (1948); George Washington Volume 3: Planter and patriot (1951); George Washington Volume 4: Leader of the Revolution (1951); George Washington Volume 5: Victory with the help of France (1952); George Washington Volume 6: Patriot and President (1954); George Washington Volume 7: First in Peace (1957, by John Alexander Carroll and Mary Wells Ashworth, based on Freeman’s original research). Литература: Johnson, David E., Douglas Southall Freeman, Pelican Publishing, ISBN 1455603678.

Jacob_van_Hoddis (476x700, 131Kb)
1887
Якоб ван Годдис (также употребляется ван Ходдис; немецкое имя — Jakob van Hoddis; настоящее имя — Ганс Давидсон, Hans Davidsohn)
немецкий поэт-экспрессионист еврейского происхождения. Прославился прежде всего своим стихотворением «Конец света» (немецкое название — «Weltende»). Ганс Давидсон, позднее ставшим знаменитым под псевдонимом «Якоб ван Годдис», родился в семье берлинского врача Германа Давидсона и его жены Дорис, урождённой Кемпнер. Его брат-близнец умер при родах. Позднее родились его сёстры Анна и Мария и братья Людвиг и Эрнст. Его двоюродной бабушкой по материнской линии была поэтесса Фредерика Кемпнер. С 1893 года он посещал Гимназию Фридриха-Вильгельма, из которой ему в 1905 году пришлось уйти добровольно, дабы избежать отчисления. К гимназическим временам относятся его первые стихотворные опыты. В 1906 году он становится абитуриентом, а затем и поступает в Берлинский технический университет на отделение классической филологии. Вскоре он переводится в Университет Фридриха-Вильгельма и вступает в «Вольное научное объединение» (нем. «Freie wissenschaftliche Vereinigung»), в котором знакомится со студентами-юристами и одним из своих будущих друзей и соратников Куртом Хиллером. Там в 1908 году он и дебютировал со своими стихами, а вскоре вместе со своим другом Эрвином Лёвенсоном, писавшим под псевдонимом «Голо Ганги», и Куртом Хиллером основал «Новый клуб»: литературно-музыкальное объединение, проводившее с 1910 года вечера под общим названием «Неопатетическое кабаре». На этих вечерах собирались те, кого позже литературоведы назовут первыми экспрессионистами. В 1909 году, после смерти отца, он берёт себе псевдоним «van Hoddis», который является анаграммой их фамилии «Davidsohn». Его главное и самое знаменитое произведение, стихотворение «Конец света» (нем. «Weltende»), было напечатано в 1911 году в берлинской газете «Демократ».
У бюргера сдувает котелок,
Повсюду вопли в воздухе плывут.
Сорвавшись, трубочисты с крыш ползут.
На берег — пишут — движется поток.
Там буря, скачет дикая вода
Об землю, толщу дамбы сокрушая.
Столпились люди, насморком страдая.
Летят с мостов железных поезда.
(перевод А.В.Чёрного)
Позже его стихи выходили в основном в журнале «Die Aktion». К этому времени относится начало его близкой дружбы с поэтом Георгом Геймом. Он активно участвует в литературой жизни Берлина, что в конце концов приводит к его отчислению из университета. В 1912 году после внезапной гибели своего друга Гейма на реке Хафель, поэт впал в глубокую депрессию; он становится чрезвычайно набожным, но для окружающих всё более очевидными становятся симптомы его душевного расстройства. В конце октября 1912 он был насильно помещён в психиатрический санаторий, из которого бежал в начале декабря. Ездил по разным странам и городам, в 1914 году даже выступил в «Новом клубе». В то время как он жил на попечении своих друзей, его стихотворение «Конец света» на глазах становилось классикой: его читали и публиковали по всей Европе. Двадцатые годы прошли для него в разных психбольницах, с 1927 он находился на постоянном лечении в Университетской клинике Тюбингена. С приходом к власти нацистов семья ван Годдиса эмигрировала в Палестину, он же с 1933 года находился в «Израильской психиатрической лечебнице» Бендорф-Зайн под Кобленцем, куда до 1940 помещали всех душевнобольных еврейской национальности. 30 апреля 1942 он был вывезен вместе с другими больными и медперсоналом в Люблин. Казнён в концлагере (предположительно в Собиборе) в мае или июне 1942 года. Литература: Hornbogen H. Jakob van Hoddis: die Odyssee eines Verschollenen. München: Allitera, 2001

Igor_Severyanin (465x700, 112Kb)
1887
Игорь Северянин (псевдоним; настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарев)
русский поэт. Родился в Санкт-Петербурге, в семье офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, что среди любовной лирики, которую начал писать Северянин, появились стихи на патриотические темы. Стихотворение Гибель Рюрика было опубликовано в журнале «Слово и Дело» (1905). К 1913, согласно его собственной анкетной записи, Северянин издал 35 стихотворных книг, каждая из которых состояла из двух страниц. В ранних стихах ощутимо влияние поэтов К.Фофанова и М.Лохвицкой. В отличие от многих поэтов Серебряного века, Северянин избежал влияния символистов. В 1911 организовал в Санкт-Петербурге литературную группу «Ассоциация эгофутуристов», в которую вошли И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов, Г.Иванов и др. Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. Сам Северянин создал множество поэтических неологизмов: безгрезье, чернобровье, лесофея, ветропросвист, лилиебатистовая и др. Впоследствии В.Маяковский признавал, что многому научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот союз длился недолго. В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов Громокипящий кубок, с предисловием Ф.Сологуба. Строфа стихотворения Ф.Тютчева дала название сборнику. В первой части сборника, Сирень моей весны, детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, Мороженое из сирени, была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений. Персонажами стихотворений этой части сборника были «грезэрки», «эксцессерки», «экстазеры» и другие обитатели вывернутого наизнанку современного мира. В третьей части, За струнной изгородью лиры, поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Об этом свидетельствуют названия стихов – Врубель, На смерть Фофанова, Коктебель и др.
 (451x699, 80Kb)
Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии. Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части Громокипящего кубка. В его поэзии прекрасная несуществующая страна называлась Миррэлия (в честь Мирры Лохвицкой). Выход Громокипящего кубка сделал Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга выдержала семь изданий. Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. «Поэт и его слава» – эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки: «Я, гений Игорь Северянин, / Своей победой упоен: / Я повсеградно оэкранен! / Я повсесердно утвержден!» Однако лирический герой поэз Северянина существенно отличался от самого поэта. Его близкий друг Г.Шенгели вспоминал: «Игорь обладал самым демоническим умом, какой я только встречал... Игорь каждого видел насквозь, непостижимым чутьем, толстовской хваткой проникал в душу, и всегда чувствовал себя умнее собеседника...». Северянин утверждал право поэта быть аполитичным и писать так, как это ему свойственно, вне зависимости от общественных событий. В разгар Первой мировой войны выпустил сборник Ананасы в шампанском (1915), образный строй которого соответствовал названию. После Октябрьской революции Северянин поселился в Эстонии. Жил в уединении в рыбачьем поселке Тойла. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых Падучая стремнина. Роман в стихах (1922), Соловей (1923) и др. В стихотворении Классические розы (1925) Северянин пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!» Несмотря на то, что Северянина считали «буржуазным», в 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был назван «королем поэтов», победив Маяковского. Многие его стихи были положены на музыку и исполнялись А.Вертинским. Умер в Таллине 20 декабря 1941 года.
Grave_of_Igor_Severyanin (498x700, 546Kb)
Могила Игоря Северянина в Таллине.
Произведения: Сборник стихов И.Северянина, 1915 год; «Громокипящий кубок», Москва, „Гриф“, 1913 (всего 9 изданий); «Златолира», Москва, „Гриф“, 1914 (всего 6 изданий); «Ананасы в шампанском», Москва : Издательство „Наши дни“, 1915 (4 издания); «Victoria regia», Москва „Наши дни“, 1915 (всего 3 издания); «Поэзоантракт» Москва.,„Наши дни“,1915 (обложка 1916); 3-издание, автора, Петроград, 1918; «Собрание поэз», тома 1-4, 6. Москва, В.Пашуканис, 1915-1918; 2-е издание, Петроград, „Земля“,1918; «За струнной изгородью лиры. Избранные поэзы», Москва, В.Пашуканис, 1918; «Поэзоконцерт», Москва, „Просвещение народа“, 1918; «Creme de Violettes.Избранные поэзы», Юрьев: "Odamees",1919; «Puhajogi», Юрьев: "Odamees", 1919; «Вервэна», Юрьев: "Odamees" ,1920; «Менестрель. Новейшие поэзы», Берлин: издательство "Москва", 1921; «Миррэлия», Берлин: издательство "Москва", 1922; «Падучая стремнина. Роман в 2-х частях», Берлин: Издательство „Отто Кирхнер“, 1922; «Фея Eiole», Берлин: "Отто Кирхнер и Ко“, 1922; «Я чувствую как падают листья». Музыка Д.Покрасс. Ноты. Москва, 1923 г. 4 страницы; «Соловей» Берлин - Москва: Издательство акционерного общества „Накануне“, 1923; «Трагедия титана.Космос. Изборник первый», Берлин- Москва, „Накануне“, 1923; «Колокола собора чувств: Автобиографический роман в 2 частях.», Юрьев-Тарту, издательство "В.Бергман", 1925; «Роса оранжевого часа: Поэма детства в 3 частях», Юрьев-Тарту, издательство "В.Бергман",1925; «Классические розы.Стихи 1922 - 1930», Белград, 1931. (Русская бибилиотека; Книга 33); «Адриатика. Лирика», Нарва, издание автора, 1932; «Медальоны» Белград, издание автора,1934; «Рояль Леандра.(Lugne). Роман в строфах», Бухарест: издание автора, 1935. Изучение творчества: Критика о творчестве Игоря Северянина. Издание В.В.Пашуканиса, Москва, 1916. Статьи профессоров Р.Ф.Брандта, В.Я.Брюсова, С.Боброва; К.И.Чуковский. Футуристы. «Полярная звезда», Петроград, 1922. (Игорь Северянин, Крученых, Вл.Хлебников, Вас.Каменский, Вл.Маяковский; Н.С.Гумилев. Письма о русской поэзии. Центральное кооперативное издательство «Мысль», Петроград, 1923; Valmar Adams. Vene kijandus mu arm.(Двуязычное издание, статья «Утопия Игоря-Северянина».) Eesti Raamat, Tallinn, 1977; Юрий Шумаков. Пристать бы мне к родному берегу... Игорь-Северянин и его окружение в Эстонии. Союз славянских просветительных и благотворительных обществ в Эстонии. Таллинн, 1992; Виталий Минин. Усадьба «Сойвола». Поэтическая колыбель Игоря Северянина. Череповецкое музейное объединение, Череповец, 2002. Вера Круглова. Тепло прошедших дней. (Нарва), 1998; «Игорь Северянин. Письма к Августе Барановой. 1916—1938».Составление, подготовка текста, введение и комментарии: Бенгт Янгфельдт и Рейн Круус. Almqvist & Wiksell International, Stocholm / Sweden; Михаил Шаповалов. Король поэтов. «Глобус», Москва, 1997; А.В.Крусанов. Русский Авангард. «Новое литературное обозрение», Москва, 2003. Том II, книга 2; Михаил Петров. Бокал прощенья. Материалы к биографии Игоря-Северянина. Нарва, 2004; Михаил Петров. Стареющий поэт. Пьеса. Reval, 2005; Михаил Петров. Дон-Жуанский список Игоря-Северянина. Нарва. 2009; Игорь Северянин. Автобиографические материалы. Письма. Критика. Составители В.Трехина и Н.Шубникова. «Росток», Санкт-Петербург, 2005; Словарь литературного окружения Игоря-Северянина (1905-1941). Био-библиографическое издание в 2 томах. Составитель кандидат филологических наук Д.С.Прокофьев. ИС, Псков, 2007; Борис Подберезин. Мой Северянин. «Литературное братство», Рига, 2013; Игорь Северянин. Полное собрание сочинений в одном томе. Составитель М.Петров. «Альфа-Книга», Москва, 2014. Издания: Игорь Северянин. Стихотворения, Ленинград : Советский писатель,1975 - 490с. (Библ. поэта, малая серия); Венок поэту (Игорь-Северянин). — Таллин: Ээсти раамат, 1987; Северянин И. Стихотворения. — Таллин: Ээсти раамат, 1987; Северянин И. Стихотворения. — Москва: Советская Россия, 1988. — 464 страницы (Поэтическая Россия); Игорь Северянин. Стихотворения. Поэмы. Издательство «Русский север», Архангельск, 1988; Северянин И. Менестрель. — Москва: Молодая гвардия, 1989 (Репринт 1921); Северянин И. Сочинения. — Таллинн: Ээсти раамат, 1990; Северянин И. Ананасы в шампанском. М.: Объед.«Глобус», (часть тиража— в сафьяне и коже), 1990; Северянин И. Соловей. Поэзы. — Москва: "Союзтеатр" СТД СССР, ТОМО, 1990. (Репринт 1923 г.); Северянин И. Классические розы. Медальоны. Москва: Худлит, 1990. — 224 страницы ( серия "Забытая книга"); Северянин И. Стихотворения и поэмы (1918—1941), письма к Г.Шенгели, Москва: Современник, 1990; Северянин И. Ананасы в шампанском. Поэзы. — Москва: Книга, 1991. — 143 страницы (Репринт 1915 г.); Северянин И. Creme de Violettes. — Москва: Книга, 1994 (Репринт 1919); Северянин И. Избранное. "Люмош", 1995 — 400 страниц (ISBN: 5-7717-0002-9 / 5771700029); Северянин И. Собрание сочинений в 5-ти томах, Санкт-Петербург: "Логос", 1995 – 1996; Северянин И. Тост безответный. — Москва: Республика, 1999; Северянин И. Я избран королем поэтов. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000; Северянин И. Стихотворения. — Москва: Эллис Лак, 2000, 2003; Игорь Северянин.Четыре книги поэз. Ранние книги. Теория версификации. Москва: "Наука", 2004-870 страниц; Игорь-Северянин. Винтик. Записки инженера. — Издание Михаила Петрова, 2005; Игорь Лотарев. Девять стихотворений о Русско-японской войне. — Издание Михаила Петрова. Reval, 2005; Игорь-Северянин. Посмертные стихи одной прекрасной даме. — Предисловие Т.Александровой, послесловие М.Петрова. Таллинн - Москва, 2005; Игорь-Северянин в переводах. — Издание Михаила Петрова, Таллин, 2007; Северянин И. Полное собрание сочинений в одном томе. — Москва: Альфа-Книга, 2014. Литература: Никульцева В.В. Словарь неологизмов Игоря-Северянина / Под редакцией В.В.Лопатина; Институт русского языка имени В.В.Виноградова Российской академии Наук. — Москва: Азбуковник, 2008. — 379 страниц — ISBN 978-5-91172-016-2; Богомолов Н.А., Петросов К.Г. Северянин Игорь // Русские писатели, 1800—1917. : биографический словарь. Москва, 2007. Том 5. Страницы 533—539. ISBN 978-5-85270-340-8; Игорь Северянин глазами современников / Составители Вера Терёхина, Наталья Шубникова-Гусева. — Санкт-Петербург: Росток, 2009. — 576 страниц — (Неизвестный XX век). — 2000 экземпляров — ISBN 978-5-94668-066-0; Мисникевич Т.В., Пильд Л. Игорь Северянин — переводчик поэзии Хенрика Виснапуу // Русская литература. 2012. № 2. Страницы 192—202.

1887
Константин Александрович Стриж
советский военно-морской деятель, инженерный работник, руководитель кафедры корабельных систем и вспомогательных механизмов Военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского, доктор наук и профессор, инженер-флагман 3-го ранга (1936). В 1913 плавал на крейсере "Россия". В 1924 окончил кораблестроительный факультет Военно-морской академии. В 1939 руководитель кафедры корабельных систем и вспомогательных механизмов Военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. После возвращения Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова из эвакуации в 1944 была создана объединённая кафедра паровых машин, теплотехники, термодинамики и ДВС под руководством профессора К.А.Стрижа. Звания: Подпоручик (1910); Инженер-механик-мичман (16 июля 1914); Инженер-флагман 3-го ранга (17 марта 1936). Публикации: Стриж К.А. Корабельные вспомогательные механизмы; Стриж К.А. Новый приём построения кривой скорости поршня.

ED_Rinchino (533x700, 147Kb)
1888
Элбек-Доржи Ринчинович Ринчине
выдающийся бурятский общественно-политический, государственный и военный деятель, один из лидеров революционного и национального движения бурятского народа, активный участник международного революционного коммунистического движения. Находился у истоков создания национальной автономии — Бурят-Монгольской Республики, первый председатель Бурятского национального комитета. Один из организаторов и участников Монгольской народной революции. В 1921—1925 гг. — председатель Реввоенсовета Монгольской Народной Республики, советник правительства, член президиума Центрального Комитета Монгольской народной партии, член Великого и Малого Государственного Хурала Монголии. Внес значительный вклад в развитие национально-освободительного движения и становления независимой Монголии. Видный идеолог идей панмонголизма. Известен как ученый-востоковед, переводчик, просветитель, создатель (совместно с А.Доржиевым и Н.Амагаевым) современного бурятского алфавита, профессор политэкономии, автор многих работ о международном и внутреннем положении Бурятии и Монголии. Родился в кочевом урочище (улусе) Хилгана Баргузинского аймака Забайкальской области (ныне Баргузинский район Республики Бурятия). Мать – Буубэй Балгано (Балганова), была старшей дочерью Банюшки (Манюхай) Балганова из клана яриктинских Тумунтеев рода Шоно племени Эхирит. У неё было 6 братьев: Тихаабха, Бата-Мунхэ, Гуржаб, Аюша, Нима, Цырен и сестра Цыбжит. Об отце сведения не сохранились. Сам Ринчино в автобиографии писал: «Отца, как „незаконнорожденный“, не знаю». Некоторые публицисты указывают, что в предках Ринчино была также еврейская кровь, на что указывают, в частности, его густые волнистые волосы. Это вполне реальная версия, если учесть, что со второй половины XIX века Баргузинский уезд и город Баргузин были определены местом каторги и ссылки для многочисленных революционеров-народников Южной и Центральной России еврейского происхождения. Около 1890 г. Бубей Балаганова вышла замуж за Ринчина Бальжирова, человека родовитого, среднего достатка. Он был старшиной первого hэнгэлдэровского отока (Сэнгэлдурского рода племени Эхирит) Баргузинской степной думы. Элбек-Доржи в возрасте 3-х лет был усыновлен отчимом. В совместном браке у них родились братья Эрдэни (Мончиг), Шагжа (Данзан), Цырен (Эгүүди), сестра Һамасоо (Димид). В 1899 г. окончил Улюнскую приходскую школу. 1899—1904 — учёба в городской школе Баргузина. Здесь Ринчино в 1903 г. вошёл в нелегальный ученический кружок, организованный ссыльными Архангельским и Майером. В 1905 г. Элбек-Доржи ушёл от отчима и перебрался в Верхнеудинск. Здесь он поступил на общественный счёт в Верхнеудинское общественное реальное училище, открытое по инициативе известного тогда просветителя-революционера И.К.Окунцова. 1906 г. — вошёл в партию (организацию социал-демократов с большевистским руководством), где вел под руководством Б.З.Шумяцкого активную нелегальную работу. 1906 — ввиду закрытия Верхнеудинского реального училища, Ринчино переехал в город Троицкосавск Забайкальской области, где поступил в местное реальное училище. 1907 — исключен из Троицкосавского реального училища за участие в политической забастовке. 1907 — поездка в Томск на средства, собранные местной и Верхнеудинской ученической организацией. Здесь Ринчино поступил на общеобразовательные курсы при технологическом институте. В Томске активно участвует в деятельности нелегальных студенческих организаций. Осенью 1907 был задержан за участие в нелегальной сходке в технологическом институте, заключен в тюрьму, но вскоре освобожден. 1908 — подготовка к аттестату зрелости экстерном при Томской гимназии и сдача экзаменов. Осенью 1908 — переезд в Санкт-Петербург, поступление в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. 1909—1913 гг. — участие в нелегальных студенческих кружках, ведение нелегальной организационно-пропагандистской работы. Во время учёбы в университете Ринчино собирает материалы по бурятскому языку и фольклору. Часть собранного им уникального материала была опубликована под псевдонимом Аламжи-Мэргэн во втором выпуске «Сборника монголо-бурятской народной поэзии» в 1911 году. В этот период студент Э.-Д.Ринчино совместно с учителем из Бохана Н.Амагаевым принялся за совершенствование бурятского алфавита, созданного в 1905 Агваном Доржиевым. Проделав скрупулёзную работу по уточнению отдельных букв и грамматических форм, в 1910 году они издали небольшую книгу под названием «Новый монголо-бурятский алфавит». 1914 — болезнь и уход из университета. 1915—1916 гг. — участие в экспедиции в Монголию. Написаны работы «Шаманство в Монголии» и «Экономические районы Монголии». Революция. Лидер Бурнацкома. Конец 1916 — начало 1917 — работа в кооперации заведующим статистическим отделом в городе Чита Забайкальской области. В апреле 1917 года решением первого общенационального съезда бурят Забайкальской области и Иркутской губернии был образован главный административный орган национального самоуправления демократического толка - Центральный национальный комитета бурят-монгол Восточной Сибири (Бурятский национальный комитет, Бурнацком). Э.-Д.Ринчино на первом организационном его заседании 25 апреля 1917 года был избран председателем и стал тем самым первым главой бурятской автономии. Под его руководством Бурнацком стал центром национальной жизни бурят и органом национального самоуправления. Туда входили такие видные представители национальной интеллигенции, как Михаил Богданов, Цыбен Жамцарано, Базар Барадийн, Гомбожаб Цыбиков и другие. Именно с этого первого съезда началась организация бурятской национальной автономии, и были предприняты серьезные попытки начать её строительство. Бурнацком являлся общебурятским органом и охватывал своими действиями как забайкальских, так и иркутских бурят. Функционировали отделы: учебный, земельный, судебный, статистический, административный и другие. Через них и комитет была развернута активная работа. Э.-Д.Ринчино принимает самое активное участие в работе общебурятского органа: пишет статьи, выступает в прессе, на собраниях. Архивные материалы свидетельствуют, что от его имени, председателя Бурнацкома, шли резолюции, приказы, распоряжения, предложения, воззвания, запросы, постановления, приказы, направленные на защиту национальных интересов. Ключевым же направлением его публикаций и выступлений была необходимость реализации идеи национальной автономии, равенства бурятского народа с другими народами. В это же время Ринчино принимает активное участие в Установлении Советов в Забайкальской области. Секретарь Военно-революционного комитета, член полевого штаба на Даурском фронте, командующий и организатор бурят-монгольской Красной гвардии (Улан-Цагда). Поездка в Монголию для установления дипломатических отношений. 7—13 августа 1917 г. активно участвовал в работе съезда депутатов бурятского народа Забайкальской области в городе Чита. В июне 1918 г. заочно избран министром просвещения Временного Сибирского правительства под руководством П.Я.Дербера. Конец 1918 — начало 1919 после падения Советов в Сибири нелегальное проживание в районе у бурят-монгол. 1919 — попытка перетащить правых социалистов и националистов Бурят-Монголии на нейтральную позицию, то есть на позицию воздержания от участия в гражданской войне на стороне белогвардейцев в ожидании прихода Красной Армии. 1920 — Ринчино — один из руководителей т. н. Кульского переворота против белых и помощник начальника штаба красных партизан в селении Кульском Хоринского аймака. В начале сентября 1920 года Э.-Д.Ринчино делегирован на I съезд угнетённых народов Востока в советском городе Баку (Кавказ). Съезд привлёк пристальное внимание руководителей Советской России и в октябре 1920 состоялась встреча участников Бакинского съезда в Политбюро ЦК РКП(б) с В.И.Лениным. Именно Э.-Д.Ринчино, вместе с известным буддийским и общественным деятелем, учителем Его Святейшества Далай-ламы XIII Агваном Доржиевым, был приглашен для обсуждения бурятского и монгольского вопросов. Ринчино сделал доклад на заседании Политбюро ЦК РКП(б), в котором высказал доводы в пользу предоставления национальной государственности бурятскому народу, а также представил В.И.Ленину две докладных записки: «Инородческий вопрос и задачи советского строительства в Сибири» и «Условия постановки и задачи революционной работы на Дальнем Востоке». Как известно, после этой встречи В. И. Ленин подготовил проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами», принятого 14 октября 1920 года. Этот документ подчеркивал необходимость «проведения в жизни автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют ещё автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов». В 1920 году Ринчино назначается секретарем Монголо-Тибетской секции Дальневосточного Секретариата Коминтерна. Начинается период активного сотрудничества Э.-Д.Ринчино с монгольскими революционерами. В современной российской историографии подчеркивается, что благодаря Э.-Д.Ринчино большевистское руководство взглянуло на Монголию как на плацдарм в продвижении мировой революции на Восток ввиду существовавших тесных связей Монголии с Маньчжурией, Китайским Туркестаном и Тибетом, а через последний — и с Индией. При этом были достигнуты договоренности о военно-технической и финансовой поддержке, об активизации нелегальной революционной работы по линии Коминтерна через монголо-тибетский отдел Дальневосточного секретариата Коминтерна, о посредничестве в отношениях с Китаем и помощи в борьбе с русскими белогвардейцами. После победы Синьхайской революции 1911—1913 гг. в Китае и Октябрьской революции 1917 г. в России в Монголии начинает активно развиваться национально-демократическое движение. Но социальный взрыв в Монголии не имел шансов на успех, что прекрасно понимали представители монгольских революционных сил. Именно поэтому в деле становления монгольской государственности они стремились получить всестороннюю, прежде всего военную, поддержку со стороны Советской России. В августе 1920 г. в Россию нелегально прибыла делегация Монгольской народной партии — знаменитая монгольская «семерка» — Д.Бодоо, С.Данзан, Д.Догсом, Л.Лосол, Д.Сухэ-Батор, Д.Чагдаржав, Х.Чойбалсан. Монгольскую делегацию встретил Э.-Д.Ринчино. Он представил её председателю Совета министров ДВР и секретарю Дальбюро ЦК РКП(б), секретарю Дальневосточного секретариата Коминтерна Б.З.Шумяцкому. Со второй половины 1921 Ринчино работает в Монголии. Э.-Д.Ринчино вводится в члены Центрального комитета Монгольской народно-революционной партии (коммунистов), становится членом Президиума народного Правительства Монгольской Народной Республики (руководитель правительства — лидер революционных монголов товарищ Сухэ-Батор) и председателем Революционного военного совета МНР (Реввоенсовета). C 1922 года Монголию, управляемую Сухэ-Батором и Ринчино, накрывает «волна репрессий» — расстреляны многие яркие личности, чьи взгляды были далеки от идеалов социалистических революций. В 1922 году Бодоо, Чагдаржав и да-лама Пунцагдорж были казнены как «враги народа», затем был отстранён от власти требовавший их казни Данзан. После скоротечной и странной смерти «от простуды» товарища Сухэ-Батора (современные исследователи, как правило, считают, что нет оснований считать, что он был отравлен) в 1923 году Э.-Д.Ринчино сосредотачивает в своих руках практически неограниченную власть. До сих пор многие в Монголии считают Ринчино и Чойбалсана лично ответственными за уничтожение видных деятелей монгольской государственности Бодоо, Данзана и Бавасана, занимавших высокие посты. До сих пор эти драматические процессы не получили однозначной оценки в Монголии. Трагедия Ринчино в том, что, проводя реформы, борясь с представителями несоциалистического пути развития Монголии, он был «чужой» для монголов. Память сегодняшней Монголии по Ринчино, как и по многим другим бурятам, принимавшим участие в Монгольской революции, ассоциируется с узурпацией власти и уничтожением традиционного, умеренного правления Богдо-гэгээна. В докладе на III съезде Монгольской народно-революционной партии Ринчино обосновал идею о некапиталистическом (социалистическом) пути развития страны, минуя стадию ранне-капиталистического уклада. Ринчино являлся одним из авторов первой Конституции Монгольской Народной Республики (МНР), принятой первым Великим Народным Хуралом Монголии. Был одним из инициаторов и активных участников монгольского красного террора, в том числе организатор борьбы с буддийскими монастырями, доказывавшим необходимость тотальной ликвидации теократического влияния на государственность в Монголии. Занимался переводом коммунистической и политэкономической литературы на монгольский язык. В частности, переведены некоторые труды Маркса и Ленина. Помимо всего прочего, в Монголии участвовал в разгроме частей барона Унгерна, за что был награждён орденом Красного Знамени (орден № 12376, приказ РВСР № 52 от 24 февраля 1922 г.) — высшей государственной наградой Советской России (после приговора репрессии указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1942 г. посмертно лишен этого ордена). Также был награжден серебряным орденом МНР. Его бурная деятельность, в сочетании с процессом перераспределении полюсов сил и влияния в монгольском руководстве (сопровождающиеся апелляциями в Коминтерн о его «уклонах»), а также конфликт с вновь назначенным полпредом Коминтерна в МНР Тураром Рыскуловым привели к отзыву и Ринчино, и Рыскулова в Москву. 1926—1930 — учёба в Институте Красной Профессуры. Э.-Д.Ринчино - профессор Коммунистического университета трудящихся Востока. 1927—1934 — научно-педагогическая работа в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени товарища Сталина в городе Москва. С ноября 1934 — профессор политэкономии КУТВ. С 1930 — кандидат в члены ВКП(б). 19 июня 1937 арестован в Москве на рабочем месте в университете по делу бурятского антисоветского национализма-панмонголизма, в котором вскоре было обвинено практически всё руководство Советской Бурятии и ряд других бурят, занимавших высокие посты в ВКП(б) СССР). Для следствия был этапирован в Иркутск. 3 июня 1938 г. выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР (председательствующий — заместитель председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР диввоенюрист Никитченко И.Т.) обвинён в преступлении по стате 58.1а, 58.2, 58.11 УК РСФСР. Обвинялся в частности в том, что он «с 1919 года являлся агентом японской разведки, которую систематически снабжал шпионскими сведениями. По заданиям той же японской разведки Ринчино входил в состав антисоветской буржуазно-националистической панмонгольской организации, занимавшейся шпионско-диверсионной и повстанческой деятельностью». Приговорен к высшей мере уголовного наказания — расстрелу. 23 июня 1938 года в Иркутске приговор был приведён в исполнение. По тому же делу в тюрьме НКВД Бурятии вскоре будет расстрелян и давний идеологический противник Ринчино по вопросам развития бурятской идентичности и автономии, вождь Советской Бурятии, герой-орденоносец Михей Ербанов, расстреляны или приговорены к длительным срокам заключения в системе ГУЛаг практически все виднейшие бурятские национал-демократы «первой волны» (Ц.Жамцарано, Б.Барадийн, Д.Сампилон и другие). Арестам и расстрелам подверглось всё политическое руководство Советской Бурят-Монголии в полном составе. Такая же участь постигла руководство Монгольской народной республики. В том же году были расстреляны давний соратник Ринчино — Борис Шумяцкий и его противник — Турар Рыскулов. В 1955 году начался пересмотр дела и в 1957 Э.-Д.Ринчино реабилитирован за отсутствием состава преступления. Жена — Мария Никифировна Ринчино (в девичестве Нам Ман Чун) — кореянка по национальности. Они познакомились в Иркутске в 1920 году, когда Мария работала сотрудницей Дальневосточного секретариата Коминтерна, а Элбэк-Доржи заведовал Монголо-Тибетской секцией Дальневосточного Секретариата Коминтерна. В том же году они поженились. Впоследствии Мария Ринчино получила образование на биологическом факультете МГУ имент М.В.Ломоносова, стала кандидатом биологических наук. После приговора репрессии была выслана за пределы Москвы в Курск, где работала доцентом Курского медицинского института. Сын Санандар (1925—1946). По воспоминаниям родных с детства был незаурядным и талантливым ребенком, прекрасным художником, шахматистом, мечтал стать авиаконструктором. В 1941 году сдал экзамены за 9—10 классы и успешно поступил в Московский авиационный институт, откуда через месяц был отчислен как «сын врага народа». Но не сдался, подал документы и был принят на заочное отделение Ленинградского электротехнического института. В 1942-м Санандар Ринчино был призван на фронт, воевал до Дня Победы. В самом конце войны был тяжело контужен и скончался в 1946 году. Дочь Эрджима (1921—1982). Родилась в городе Урга (Улан-Батор). Работала чертёжником. Дочь Енок родилась в 1923 году. Она закончила Курский медицинский институт, проживала в городе Мурманск. Внук — Андрей Никитович Юргенс. Правнук — Александр. Э.-Д.Ринчино часто называется одним из главных идеологов панмонголизма в первой трети XX века. Ринчино поднимал вопрос о «восстановлении прежнего монгольского государства в его национальных рамках …», который находил продолжение в идеях Ц.Жамцарано, ратовал «за настоящую независимость Монголии»; за превращение Халха-Монголии в притягательный центр всех монгольских народов, проживающих в других регионах (южных монголов, бурят-монголов, калмыков, монголов Тувы и Синьцзяна)». Выступая на одном из заседаний ЦК МНРП, Ринчино подчеркнул, что «в наших руках общемонгольская национальная идея, опасное и острое революционное оружие». Идеи Ринчино, однако, не получили поддержку в СССР. Более того, в 1930-е гг. в советском политическом руководстве начало формироваться представление о лидерах бурят-монгольского национального движения и в последующем руководителях революции монгольских народов, как о буржуазных националистах. В 1927 г. Ринчино опубликовал большую статью «К вопросу о национальном самоопределении Монголии в связи с задачами китайской революции», где пропагандирует идею «этнографической Монголии», ссылаясь на Кяхтинскую платформу, в которой выдвигалась идея образования всемонгольского государства и которая была в своё время одобрена Дальневосточным секретариатом Коминтерна. Статья вызвала жесткую критику в его адрес (Д.Жамбалон, О.Дашидондобэ, С.Нацов и др.). В 1927 г. была опубликована статья Д.Жамбалона, где он подверг критике панмонгольские взгляды Ринчино, полагая, что Ринчино «принял тень за нечто реальное, искренне верит в возможность объединения всех монголов, тогда как эта идея была лишь лозунгом для агитации». В начале 1930-х гг. появляется ряд критических статей, где с классовых позиций подвергается жесткой критике панмонгольское движение и его наиболее ак-тивные участники. В статье наркома просвещения Бурят-Монгольской АССР О.Дашидондобэ «Об одной вреднейшей антимарксистской теории (о панмонголизме)» это движение рассматривается как националистический уклон (по злой иронии судьбы впоследствии О. Дашидондобэ был репрессирован за связь с «панмонголистами – японскими агентами» Э.-Д.Ринчино, Б.Барадиным и др.). Д.Иванов в журнале «Советская Бурятия» (орган ОК ВКП(б) и ЦИК Бурят- Монгольской АССР) опубликовал статью «За развернутую борьбу с бурятской кондратьевщиной – против гнилого либерализма», где да- на резкая критика бурятских национальных лидеров, которые представлены как «крупнейшие представители», лидеры панмонгольского движения, авантюристы, политические вожди националистов и классовые враги. При этом автор выступает с призывом «…разоружить идейного вождя и подогревателя панмонголизма Ринчино, разоблачив все его националистические манипуляции…», а также известных деятелей национального движения Б.Барадина, Ц.Жамцарано, Д.Сампилона. В статье первого секретаря Бурят-Монгольского ОК ВКП(б) М.Н.Ербанова «10 лет социалистического строительства БМАССР» дается партийно-политическая оценка национального движения, национально-государственного строительства монгольских народов. При этом он принижает место и роль бурятской национальной интел- лигенции в этих процессах, подвергая её острой критике. По его мнению, национальная интеллигенция, которую он характеризует как «буржуазно-демократическую, националистическую», проводила политику «по существу кулацких, нойенатских и ламских элементов». Он аттестует Ринчино как одного из «идеологов панмонгольского движения». Несомненно, статья партийного руководителя Бурятии явилась суровым приговором деятельности бурятской национальной интеллигенции и обуславливала отрицательный подход к оценке дея- тельности лидеров национального движения монгольских народов. Статья секретаря ОК ВКП(б) А.А.Маркизова во многом перекликается со статьей М.Н.Ербанова. В ней Маркизов также представляет национальную интеллигенцию как носителя «идеологии национализма и панмонголизма». По его мнению, «нужно твердо усвоить, что бурятские национал-демократы, выражая интересы бурятского кулачества, ноенатства и ламства, в первый период Советской власти в 1917–1918 г., в период семеновской и колчаковской реакции играли контрреволюционную роль и активно боролись совместно с реакцией против Советской власти». С этого времени вплоть до начала 1990-х гг. деятельность Э.-Д.Ринчино и других бурятских демократов, как лидеров национального движения и революционных процессов монгольских народов трактовалась как негативная. Имена и деятельность их замалчивалась. В редких исторических заметках о них писали исключительно как о буржуазных националистах, панмонголистах. Бурятский национальный комитет – орган национального самоуправления бурят рассматривался как антинародный и буржуазный, выражающий интересы бурятских нойонов и верхов ламаистского духовенства. С крушением коммунистической идеологии научный интерес к фигурам бурятских демократов, их творческому наследию, роли в национально-государственном строительстве, раскрытию их жизненного пути и политических биографий возрастает. В июне 1993 г. в городе Улан-Удэ состоялась конференция, посвященная 105-летию со дня рождения Э.-Д.Ринчино. Через полгода в Москве, в Представительстве Республики Бурятия, состоялся «круглый стол», посвященный 105-летию со дня рождения видного государственного и общественного деятеля Бурятии и Монголии Э.-Д.Ринчино, организованный Бурятским культурным центром, Обществом монголоведов Российской Академии Наук и Институтом востоковедения Российской Академии Наук. На заседании выступили известные ученые М.И.Гольман, В.В.Грайворонский, А.С.Железняков, С.К.Рощин (Институт Востоковедения Российской Академии Наук), Л.А.Юзефович, Н.Л.Жуковская (Институт антропологии и этнографии Российской Академии Наук), П.Р.Атутов (Российская академия образования), В.Э.Раднаев. В своих выступлениях они рассматривали разные стороны политической деятельности Э.-Д.Ринчино. Профессор В.В.Грайворонский подчеркнул, что нет сомнения в том, что Э.-Д.Ринчино для своего времени был ярким, выдающимся политическим и общественным деятелем Бурятии и Монголии, а его политическая деятельность нуждается в дальнейшем глубоком изучении. В вышедшей в 1994 г. работе А.А.Елаева «Бурятия: путь к автономии и государственности» также рассматривается вопрос о деятельности Ринчино. Используя новые архивные данные, автор предпринял попытку переосмыслить вопросы национально-государственного строительства в Бурятии и пришел к обоснованному выводу о высокой роли Э.-Д.Ринчино «в практическом строительстве национальной автономии, а также в постановке и решении этого вопроса на высшем партийном и государственном уровне». С начала 2000-х гг. наблюдается повышение интереса к деятельности Э.-Д.Ринчино и истории панмонгольского движения со стороны как российских, так и зарубежных политологов, историков и публицистов. Это объясняется современными политическими и геополитическими реалиями: сложностью национально-этнических процессов, происходящих в России и Монголии, изменением отношений двух государств, а также тем, что национальный вопрос в стране встал в круг сложнейших политических проблем. В родном селе Хилгана́ воздвигнут бюст Э.-Д.Ринчино. Здесь же в Хилганайской школе открыт музей, где представлены материалы по биографии Э-Д.Ринчино, родных и близких, братьев, его личные вещи, орденская книжка. В 2013 г. предлагалось установить в столице Республики Бурятия памятник Э.-Д.Ринчино, а также переименовать в его честь площадь в Улан-Удэ перед гостиницей «Бурятия». 3 июля 2007 президент Республики Бурятия Леонид Потапов подписал распоряжение Правительства Республики Бурятия № 387-р об образовании оргкомитета по подготовке и проведению общереспубликанских мероприятий, посвященных 120-летию Элбэк-Доржи Ринчино. Цель — увековечить память выдающегося государственного и общественного деятеля. В современной Бурятии многие склонны к формированию нового культа личностей бурятских коммунистов 1920-х — 1938 гг. и требуют идеализирования их образа, воздвижению памятников и мемориалов в их честь. Основные труды: Элбек-Доржи Ринчино о Монголии. Избранные труды. / Сост. Базаров Б.В., Цыбиков Б.Д., Очиров С.Б. — Улан-Удэ, 1998; Элбек-Доржи Ринчино. Документы, статьи, письма. — Улан-Удэ, 1994; Новый монголо-бурятский алфавит /Составитель Н.Амагаев, Аламжи-Мэргэн. — Санкт-Петербург, 1910; Монголо-бурятский сборник. Выпуск I. — Санкт-Петербург, 1910; Монголо-бурятский сборник. Выпуск II. — Санкт-Петербург, 1911; Бато-Далай Очиров. — Торгово-промышленный ежегодник Сибири, 1914—1915; Дальне-Восточные Балканы. — Сибирь. — 1915. №№ 272, 273, 275; — 1916. №№ 3, 8; Национальная проблема России при свете революции. — Народное дело. — Чита, 1917. — № 37; Советская власть в Иркутской губернии и бурят-монголы. — Чита, 1918; Великие державы и независимость Монголии. — Наш путь. — Чита, 1919. №№ 143—14 ; Инородческий вопрос в Сибири и революция. — Сибирь. — 1917. № 77; Инородческий вопрос в Сибири. — Жизнь национальностей, 1921. № 6; О международном положении Монголии // Доклад на III съезде МНРП; К вопросу о национальном самоопределении Монголии в связи с задачами китайской революции //Революционный восток. Журнал Научно-исследовательской ассоциации при Коммунистическом университете трудящихся Востока имени И.В.Сталина. — № 2, 1927; О реформе письменности монгольских племен. — Просвещение национальностей. — 1930. — № 6; О реформе монгольского литературного языка. — Просвещение национальностей. — 1930. — № 9-10. Литература: Абрамов О.К. Молох ГУЛАГа: сходство судеб трёх лидеров сибирских национальных республик. (Платон Ойунский, Элбек-Доржи Ринчино, Михей Ербанов) // Философский факультет Томского государственного университета. Томск, 16 мая 2015 года. / Под редакцией В.С.Шутова. — Томск, 2015. — Страницы 106—120. ISBN 5-87307-083-0. — Электронный ресурс: vital.lib.tsu.ru; Базаров Б.В., Жабаева Л.Б. Бурятские национальные демократы и общественно-политическая мысль монгольских народов в первой трети XX века. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского Научного Центра Сибирского Отделения Российской Академии Наук, 2008. - 377 страниц. ISBN 978-5-7925-0270-3; Демидов В.А. Октябрь и национальный вопрос в Сибири. 1917—1923 гг. — Новосибирск, 1983; Халудоров Т.В. Политические аспекты идеологии панмонголизма: Диссертация на соискание учёной степени кандидата политологических наук: 23.00 января — Москва, 2005. — 160 страниц; Жабаева Л.Б. Э.-Д.Ринчино и формирование государственности монгольских народов в первой четверти XX в.: Диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук: 07.00 марта — Улан-Удэ, 2001; Рощин С.К. Политическая история Монголии (1921—1940 гг.). Москва: Институт Востоковедения Российской Академии Наук, 1999.

1888
Аурелия Чонка (румынское имя — Aurelia Cionca; иногда Чонка-Пипош, Cionca Pipoş)
румынская пианистка и музыкальный педагог. Окончила Лейпцигскую консерваторию, ученица Альфреда Райзенауэра. Постоянная участница салонных концертов королевы Румынии Елизаветы и жены её племянника Вильгельма княгини Албанской Софии. 17 декабря 1931 г. впервые исполнила обнаруженную Румынскую рапсодию Ференца Листа (S. 242 No. 20). На протяжении многих лет преподавала в Бухарестской консерватории — среди её учеников, в частности, Дину Липатти, Ойген Цицеро. Умерла 17 декабря 1962 года. Литература: Nina Cionca. Aurelia Cionca: Monografie. — Bucureşti: Editura Muzicală, 1986.

1889
Морис Авраам Грай (Morris Abraham Gray)
канадский политический деятель. Деятель сионистского движения Канады. Грай Морис Авраам (урожденный Мойше Гурарье) родился в местечке Городец Могилёвской губернии, в семье Абрама и Сары Гурарье. В 1907 эмигрировал в Канаду и поселился в Виннипеге, где открыл бюро путешествий. Грай был основателем «Canadian Jewish Congress» (Канадского еврейского конгресса), некоторое время занимал должность почетного вице-президента организации. В период с 1926 по 1930 входил в правление школьного совета Виннипега, в 1931-42 член городского совета города. В 1941 был выбран в законодательный орган штата Манитоба как член Кооперативного союза штата и его преемника — Новой демократической партии. Основатель Канадской службы помощи еврейским эмигрантам. Занимал должность председателя Сионистской организации труда и председателя Общества по связям Западной Канады с Израильской партией труда. Умер в Виннипеге 22 января 1966 года. Семья: Жена — Соня Брусер; Сын — Бернард Грай; Сын — Дэвид Грай; Дочь — Сара Грай; Дочь — Энн Грай.

Matova_AK (506x700, 243Kb)
1889
Александра Константиновна Матова
русская и советская оперная артистка (лирико-драматическое сопрано) и вокальный педагог. Родилась в Смоленске, в семье военного. По окончании калужской женской гимназии, с 1906 года, обучалась в Московском музыкально-драматическом училище у Е.Терьян-Коргановой. Затем вслед за педагогом переехала в Петербург, где в 1913 году окончила Петербургскую консерваторию. Дебютировала в 1913 году в Одессе в партии Брунгильды в опере «Валькирия» Рихарда Вагнера (антреприза А. Сибирякова). В 1914—1916 годах Матова выступала в московском Сергиевском Народном доме. В 1916—1941 годах была солисткой московского Большого театра, периодически выступая в Ленинграде. В 1929 году записывалась на грампластинки фирмы «Музтрест». Также певица вела концертную деятельность, гастролируя во многих городах СССР. С 1938 года занималась преподаванием: в 1941—1948 годах — педагог-вокалист в московском Большом театре, в 1948—1967 годах — педагог вокального класса Дома культуры Московского университета. Умерла в Москве 15 марта 1967 года. Награды: Заслуженная артистка РСФСР (1933); Награждена орденом «Знак Почета» (1937).

Вадим_Мизеров (492x700, 219Kb)
1889
Вадим Матвеевич Мизеров
русский советский художник. Вадим Мизеров родился ода в городе Красноуфимске Красноуфимского уезда Пермской губернии, ныне административный центр Городского округа Красноуфимск Свердловской области. Сын крупного врача, доктора медицины Матвея Ивановича Мизерова. В 1913 году окончил с отличием Казанскую художественную школу, где учился сразу на 2 факультетах: архитектурном и живописно-педагогическом, получив звание техника по архитектуре и учителя рисования. Дипломная работа «Часовня для Томска» была отмечена премией I степени. Учился у Н.И. Фешина. С 1914 по 1920 год жил в Кургане, преподавал рисование в гимназии. В 1920 году переехал в Томск. Осенью 1922 года организовал в Томске детскую художественную студию, она располагалась на втором этаже дома № 14 по ул. Торговой (ныне — улица Вершинина, № 16), среди обучавшихся в студии были будущие Народный архитектор СССР Михаил Посохин, Народные художники РСФСР Алексей Либеров, Константин Залозный. С 1923 года преподавал рисование на кафедре архитектуры Томского технологического института, куда был приглашён архитектором Андреем Крячковым. Возглавлял томский филиал возникшего в 1925 году в Нивониколаевске общества «Новая Сибирь». Участник Первой Всесибирской выставки живописи, скульптуры и архитектуры, на которой было представлено более семисот экспонатов семидесяти двух художников края. Большинство работ отражало «тему труда» — картины Вощакина «Шаманство над больным ребенком», Тютикова — «Партизаны», «Ленуголок», Мизерова — «Пары самогона», А.И.Иванова — «Грузчики», Андреева — «Чалдон», работы Петракова углём — «Отдых», «Бродячий китаец», акварель «Старый Красноярск», Беляева И.А. — «Мать», «Цветы», «Портрет», Корина Н.М. — «В декоративной мастерской», «Письмо с родины», Назарова И.Я. — «Портрет» и «Портрет мальчика», Солодовникова В.И. — «Вечер», «Осень», «Утро» и «Этюдами». В 1940-х возглавил художественную студию при томском Доме учёных. В годы Великой Отечественной войны выпускал агитационные плакаты «Окна ТАСС» С 1946 года член Союза художников СССР. Первая персональная выставка в 1968 году.
Гагарина_44_DSC44944-DSC44945 (700x700, 502Kb)
Томск, улице Гагарина, 44
Жил в Томске в доме 44 на улице Гагарина. Работы в собрании Томского областного художественного музея (Академик А.Г.Савиных за работой (1947, диплом Комитета по делам искусства при Совете министерства РСФСР) и др), Новосибирской картинной галереи, музеев Иркутска и Красноярска. Вадим Матвеевич Мизеров умер в Томске 21 ноября 1954 года. Похоронен на Южном кладбище Томска.
Оценки творчества
«Вадим Матвеевич обладал редким талантом художника и, прежде всего, секретом и необыкновенным мастерством чистой акварели. Кроме того, велика его заслуга в передаче молодым своего большого опыта и знаний в художественной студии. Был период в юношестве, когда для меня сибирский художник Мизеров был почти кумиром. Внешность у него была именно такой, каким я представлял себе настоящего художника: крупные черты лица, удлинённые густые волосы, тёмная блуза в виде толстовки с большим бантом на шее и какая-то спокойная, с достоинством постановка фигуры и выразительной головы.» — Михаил Посохин. Семья: Вадим Мизеров был женат, жена Валентина Михайловна Гладкова. Сын Борис, сотрудник Института геологии и геофизики Сибирского отделения Академии Наук. Литература: Мизеров, Вадим Матвеевич // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. / Под редакцией доктораа исторических наук Н.М.Дмитриенко. — 1-е издание — Томск: Издательство НТЛ, 2004. — Стрница 209. — 440 страниц — 3 000 экземпляров. — ISBN 5-89503-211-7; Гладкова В.М. Художник В.М.Мизеров. Воспоминания о педагогической деятельности //Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917—1945). Новосибирск, 1984. Страницы 182-185; Вадим Мизеров: каталог произведений. - Томск, [1994].

1889
Полина Никитична Самийленко (украинское имя — Поліна Микитівна Самійленко)
украинская советская театральная актриса. Заслуженная артистка Украинской ССР (1930). Родилась в Василькове. В 1915—1917 годах училась в Киевской музыкально-драматической школе имени Лысенко. Вышла замуж за актёра Иону Шевченко, вместе с которым в 1916 году стала одной из основательниц «Молодого театра» в Киеве. На их квартире по ул. Фундуклевской, 82, 18 мая 1916 года произошло учредительное собрание будущего театра. На сцене «Молодого театра» Самийленко играла до 1919 года: Иокаста («Царь Эдип» Софокла), Иола («Иола» Жулавского), Эльвира («Тартюф» Мольера), Мария («Грех» Винниченко), Фенька («Республика на колёсах» Мамонтова), Лауренсия («Овечий источник» Лопе де Вега), Иоанна («Святая Иоанна» Шоу). В 1920 году Самийленко поступила во Второй театр Украинской ССР имени Франко, который находился в Виннице. Там она познакомилась с Амвросием Бучмой, за которого вскоре вышла замуж. В 1921 году студия Бучмы отделилась от театра и переехала в Черкассы, а затем в Херсон. В Херсоне Полина тяжело заболела и студию пришлось ликвидировать. Супруги возвратились в Киев, где вскоре в 1922 вступили в творческое объединение Леся Курбаса «Березиль». В 1926 году переехали вместе с театром в Харьков. Роли: Ярославна («Яблоневый плен» Днепровского, 1927) и другие. В 1930 году супруги окончательно расстались, и Самийленко продолжала играть в театрах Одессы, Каменца-Подольского. В 1934—1947 годах на сцене Украинского драматического театра имени Франко в Киеве. Роли: София («Последние» Горького, 1937) и другие. С 1947 года на пенсии. Автор мемуаров «Незабываемые дни горения» (1971). Умерла в Киеве 1 декабря 1984 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку