-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108968
Комментариев: 6801
Написано: 117440


16 мая родились...

Четверг, 16 Мая 2024 г. 03:52 + в цитатник
Али-Мардан бек Аликпер оглы Топчибашев  (533x700, 144Kb)
1862
Али-Мардан бек Аликпер оглы Топчибашев (азербайджанское имя — Ali-Mardan Bek Alikper ogly Topchibashev)
азербайджанский политик, лидер Союза мусульман России (1906), министр иностранных дел Азербайджанской республики (1918-1919). Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Из семьи бека. Окончил юридический факультет санкт-Петербургского университета (1888). Публицист, редактор газет «Каспий», «Баку», «Хаят» («Жизнь»), присяжный поверенный, гласный бакинской Городской думы. Во время Революции 1905-1907 гг. участвовал в работе 1-го Всероссийского мусульманского съезда (август 1905, Нижний Новгород); на 2-м (январь 1906, Санкт-Петербург) и 3-м (август 1906, Нижний Новгород) съездах избирался председателем ЦК партии «Иттифак-аль-муслимин» («Союз мусульман»). Депутат 1-й Государственной Думы; примыкал к левому крылу фракции «Народная воля». После Февральской революции 1917 г. выступал за сохранение единого Российского государства и созыв Учредительного Собрания, ни в какие партии не вступал. С марта возглавлял Азербайджанский Национальный Комитет. Участвовал в работе Кавказского (апрель, Баку) и 1-го Всероссийского мусульманского (май, Москва) съездов, на которых выступал за федеративное устройство России. Участник Государственного совещания в Москве (август); в речи 15 августа высказался за «почетный мир, без аннексий и контрибуций, на основе самоопределения народов», за «единение всех народностей и установление контактов между ними», за «осуществление национально-культурной автономии» еще до Учредительного Собрания, но чтобы оно решило вопрос о федеративном устройстве России; в вопросе об организации власти поддержал «коалиционный принцип, как единственно правильный», а говоря о власти на местах, призвал Временное правительство к «более активным действиям в деле фактического осуществления... принципа децентрализации местного самоуправления, с предоставлением всем местностям самой широкой самостоятельности в местных делах». Член Всероссийского Учредительного Собрания, а после его роспуска член Закавказского Сейма (10 февраля – 26 мая 1918); из-за болезни в его работе не участвовал. Входил во Временный Национальный Совет Азербайджана (27 мая – 7 декабря). После провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (АДР) (28 мая) ее чрезвычайный представитель в Грузинской Демократической Республике, затем в Турции. Находясь в Стамбуле, был назначен министром иностранных дел АДР (6 октября – 7 декабря). Заочно был избран председателем азербайджанского парламента (7 декабря). Возглавлял делегацию АДР на Парижской мирной конференции (март – декабрь 1919). После установления в Азербайджане советской власти (28 апреля 1920) – в эмиграции. Участник Генуэзской (1922) и Лозаннской (1923) конференций, на которых ставил вопрос о незаконной оккупации Азербайджана Красной Армией. Умер в Париже 8 ноября 1934 года.

1863
Пётр Петрович Струйский (имя при рождении — Пётр Харитонович Кобзарь)
русский антрепренёр, актёр, режиссёр. Родился в Харькове. С 1881 года в труппе С.Н.Новикова (Полтава). сезон 1886—1887 годов — театр «Скоморох» (Москва) С 1891 года занимался антрепренёрской деятельностью: Тамбов, Астрахань, Воронеж (1896, 1907), Томск (Королёвский театр, конец XIX века), Пермь, Екатеринбург(1899—1900), Таганрог, Нахичевань, Ростов (1901, 1914), Саратов, Нижний Новгород (1911, 1914) и др. В 1898 году в Театре «Фантазия» осуществил постановку «Школы злословия» Р. Шеридана. С 1914 года держал антрепризу в построенном им Замоскворецком театре (впоследствии — Театр Ленсовета; сейчас — филиал Малого театра). После 1917 года — режиссёр в Одесском русском театре и Замоскворецком театре. Умер вТифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 15 февраля 1925 года. Актёрские работы: «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Репетилов; «Живой труп» Л.Н.Толстого — Судебный следователь; «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова — Константин; «Карьера Наблоцкого» Барятинского — Наблоцкий.

Birnbaum_Nathan (544x700, 145Kb)
1864
Натан Бирнбаум (имя на идиш — Носн Бирнбойм, ‏נתן בירנבױם‏‎; немецкое имя — Nathan Birnbaum; имя на иврите — ‏נתן בירנבױם)
ранний теоретик еврейской национальной идеи, давший ей название «сионизм», инициатор Черновицкой конференции по языку идиш и активный борец за признание идиша, позднее лидер ортодоксального движения Агудат Исраэль. Был австрийским еврейским журналистом, писателем, доктором юриспруденции. Также публиковался под псевдонимами, наиболее известный из которых — Матиас Ахер. Натан Бирнбаум родился в столице Австрийской империи Вене, в семье еврейских иммигрантов из Галиции. Его отец Менахем Мендл был родом из Ропшиц, а мать Мириам из Венгрии, из той части Карпатской Руси, которая впоследствии вошла в состав Словакии. В раннем возрасте Мириам переехала в Тарнов, где она позднее вышла замуж за Менахема Мендла. Отец обучал сына Торе, но он умер, когда Натану было всего одиннадцать лет, оставив ему небольшое наследство. Натан начал брать уроки у учителя Талмуда и читать газеты на иврите. Из газет он впервые узнал о еврейском национальном движении в Восточной Европе. Родители Натана хотели дать ему европейское образование и определили в немецкие школы. Четыре года он учился в начальной школе, а затем в Леопольдштадтской гимназии, которая была порталом в университетскую систему Вены. В эти годы Вена была центром европейской культуры, и этому немало способствовали евреи города. Конституция Австро-Венгрии отменила правовые ограничения для меньшинств, и под покровительством императора некоторые евреи стали считать себя «немцами Моисеева вероисповедания». Позднее Бирнбаум писал, что немецкая культура оказала на него большое влияние, однако, в отличие от других сверстников-евреев, он никогда себя немцем не считал. Более того, Натан отвергал ассимиляцию и уже в возрасте 15-16 лет убеждал своих друзей в том, что евреям следует провозгласить себя еврейской нацией, обладающей уникальной историей, и строить своё будущее в Палестине.
СИОНИСТСКИЙ ПЕРИОД
Университет и ранний сионизм
В 1882 году Бирнбаум поступил на юридический факультет Венского университета и, закончив его в 1887 году, стал доктором юриспруденции. Наряду с правовыми дисциплинами он также изучал философию и востоковедение, однако особый интерес у него вызывали вопросы, связанные с будущим еврейского народа. В первый год учёбы Натан вместе со своими единомышленниками Реувеном Бирером и Морицем Шнирером основали еврейскую студенческую организацию Кадима, которая поставила своей целью борьбу с ассимиляцией, признание еврейской нации и освоение Палестины. Важную роль в становлении идей Кадимы и её основателей сыграл наставник и вдохновитель организации Перец Смоленскин, накопивший к тому времени богатый опыт в борьбе за укрепление еврейского национального самосознания. Первой редакторской работой молодого Бирнбаума была подготовка рукописного бюллетеня Кадимы. В 1884 году Бирнбаум опубликовал свою первую работу — эссе «Мания ассимиляции», которое принесло ему известность, и впоследствии рассматривалось многими как первая сионистская публикация Центральной Европы. Работа посвящалась взаимоотношению наций и той опасности для еврейского народа, которая несла в себе ассимиляция. Как и Смоленскин, автор эссе считал, что преодолеть эту опасность можно только путём изучения языка и истории еврейского народа и возвращением на историческую родину — Землю Израильскую. Бирнбаум был основателем, издателем и редактором еврейского журнала на немецком языке «Автоэмансипация» (de:Selbst-Emancipation), первый номер которого вышел в феврале 1885 года. Журнал печатался готическим шрифтом, под заголовком указывалось, что журнал посвящён национальным, социальным и политическим интересам еврейского народа, а ниже приводились слова Гиллеля: «Если не я за себя — то кто же?». Название «Автоэмансипация» и эпиграф из Гиллеля были заимствованы из памфлета Пинскера, идеи которого, наряду с идеями Смоленскина, оказывали существенное влияние на содержание ранних выпусков журнала. Под своим именем редактор публиковал в журнале тексты прочитанных им лекций, очерки по еврейской истории и вступительные статьи почти к каждому выпуску. Полемические статьи он нередко публиковал под псевдонимами. На этом этапе Бирнбаум понимал, что было бы преждевременным подымать среди германоязычных евреев практические вопросы переселения в Палестину. Поэтому он главным образом пытался при помощи публикаций в журнале пробудить у читателей национальное самосознание. Первые полтора года он издавал журнал за свой счет из наследства, полученного от отца, а в какой-то момент его мать продала свой магазин, чтобы покрыть расходы на издание. Тем не менее, издание журнала было прекращено на несколько лет. Закончив учёбу в университете, Бирнбаум начал работать в адвокатской конторе. Однако юридическая практика была ему не по душе, а его семитская внешность не обеспечивала стабильного заработка в условиях нарастающей антиеврейской атмосферы. После 4 лет практики он оставил это занятие, чтобы полностью посвятить себя журналистике и сионистской деятельности. В 1890 году Натан женился на Розе Корнгут. В 1890-е годы у семьи Бирнбаум родились три сына: Соломон (1891), Менахем (1893) и Уриэль (1894).
Второе дыхание «Автоэмансипации»
В апреле 1890 года возобновилась публикация «Автоэмансипации». Бирнбаум продолжал редактировать журнал, который внешне не претерпел больших изменений. Для обозначения еврейского национального движения редактор ввёл новый термин, «сионизм», получивший вскоре всеобщее признание. Редактор полагал, что к тому времени уже достигнута широкая поддержка сионистских идей и настало время, наряду с просветительской работой, заняться политической деятельностью. В своей статье «Национальный характер и мировое гражданство» Натан Бирнбаум провозгласил, что еврейское государство будет основано на демократическом принципе равенства и всеобщего благосостояния. Он также подчеркнул, что идеи равенства являются наследием иудаизма, и они были описаны великими пророками еврейского народа. Было ещё одно новшество в возрождённой «Автоэмансипации»: теперь в стратегию её редактора входило превращение сионизма из небольшого клуба энтузиастов в массовое политическое движение, учитывающее также интересы евреев Восточной Европы. Бирнбаум считал, что можно положить конец страданиям восточноевропейских евреев путём их массовой репатриации в Палестину, где они могли бы успешно вести сельскохозяйственный образ жизни. Журнал издавался в Вене до 1894 года, после чего он увидел свет в Берлине под названием «Идише фольксцайтунг». Бирнбаум входит в руководство и принимает участие в деятельности организации по освоению Палестины «Адмат Йешурун». В мае 1892 года он направляется от имени этой организации в Галицию и Буковину с целью прочитать лекции и поощрить создание местных организаций. В 1893 году Бирнбаум публикует работу «Национальное возрождение», где подводит итог своим сионистским взглядам. Автор утверждает, что создание еврейского центра в Земле Израильской и иммиграция туда евреев решат еврейский вопрос и искоренят антисемитизм всюду, в том числе в странах, где останутся евреи. Еврейский центр, как другие страны, будет признан международным правом, а его жители будут чувствовать себя равноправными членами общества. В 1891–1896 годы Натан Бирнбаум и молодые представители движения «Ховевей Цион» предприняли несколько попыток созвать всемирный сионистский конгресс и основать всеобщую сионистскую организацию. Так, например, в сентябре 1893 года в квартире Бирнбаума в Вене собрались на предварительную конференцию представители различных групп и решили организовать сионистский конгресс в Берлине. Однако ни это решение, ни другие подобные идеи, не были осуществлены до организации Первого Всемирного сионистского конгресса Герцлем в 1897 году.
Вместе и врозь с Герцлем
К моменту появления Герцля на политической арене Бирнбаум не только ввёл в оборот слово «сионизм». Он успевает основать «Кадиму» и «Автоэмансипацию» и в значительной мере развить сионистскую идею в работе «Национальное возрождение» и других публикациях и лекциях. Мартин Бубер полагает, что цели сионистского движения были преимущественно сформулированы Гессом, Пинскером и Бирнбаумом, само движение достигло зрелости в годы издания «Автоэмансипации» и «Национального возрождения», а путь к достижения этих целей был в основном разработан Герцлем. Историк Алекс Бейн называет Бирнбаума «одним из самых выдающихся интеллектуалов в еврейских национальных кругах Австрии и Германии» в десятилетие с 1885 по 1895 год. Подобного мнения придерживаются авторы ЭЕЭ. Бейн также отметил: «У Натана Бирнбаума мы уже находим все элементы сионистского видения еврейского вопроса и его решения». Подвергнув анализу различные мнения о Натане Бирнбауме, историк Иоаким Дорон приходит к выводу о том, что Бирнбаум находился в самом центре деятельности сионистского движения до прихода в него Герцля. Вместе с тем следует отметить, что еврейский национализм уже тогда означал для Бирнбаума не только физическое переселение евреев в Палестину, но и возрождение подлинной еврейской культуры. Бирнбаум и Герцль были почти одногодками. Оба они закончили юридический факультет Венского университета и после короткой юридической карьеры стали журналистами в Вене. К сионистской идее пришли в разное время: Бирнбаум — с детства, постепенно; Герцль — стремительно, под влиянием дела Дрейфуса. Сионистскую деятельность им часто приходилось оплачивать из своего кармана. Однако материальное и социальное положение Герцля было значительно лучше, чем Бирнбаума, а харизматическая личность автора книги Еврейское государство помогала ему быстро завоёвывать поддержку участников сионистского движения. Оба лидера сионизма стремились возглавить движение и разрешить проблемы еврейского народа каждый в соответствии со своим видением. Личное знакомство между Герцлем и Бирнбаумом состоялось в феврале-марте 1896 после того, как Герцль опубликовал «Еврейское государство». Уже после первых встреч их отношение друг к другу было довольно критическим. Бирнбаум считал, что Герцль дилетант в вопросах сионизма и пренебрегает культурными ценностями еврейского народа. Герцль полагал, что Бирнбаум склоняется к социалистическим взглядам и занимается сионизмом, чтобы заработать на жизнь. Тем не менее, в этот период оба лидера сочли целесообразным сотрудничать друг с другом. Летом 1896 года Бирнбаум переезжает с семьёй в Берлин, где редактирует журнал «Цион». В своих статьях он нередко высказывает критику в адрес Герцля, а в письмах к нему требует отчёта о проводимой работе. В свою очередь Герцль отказывается поддержать кандидатуру Бирнбаума в австрийский Рейхсрат. Однако, несмотря на разногласия, сотрудничество между ними продолжается и Бирнбаум принимает участие в подготовке сионистского конгресса, инициатором и организатором которого был Герцль. Первый Всемирный сионистский конгресс состоялся в Базеле в августе 1897 года. Бирнбаум прочитал на нём доклад «Сионизм как культурное движение», в котором обосновал мысль о том, что для нормального развития национальной культуры еврейского народа ему необходима собственная страна. Докладчик отметил, что восточное и западное еврейство обладает каждое своей особой индивидуальностью, и объединить их может только Эрец Исраэль. Бирнбаум был избран генеральным секретарем учреждённой конгрессом Всемирной сионистской организации. После Второго Всемирного сионистского конгресса Бирнбаум перестал исполнять обязанности генерального секретаря из-за идеологических разногласий с Герцлем, который стремился установить строгую идеологическую и организационную дисциплину. В 1899 году Бирнбаум сообщил о своём увольнении Малому исполнительному комитету Организации. Через несколько лет после выхода из Сионистской организации он стал придерживаться другой идеологии в решении еврейского вопроса.
«Новейшие течения в еврействе»
В 1890-е годы Бирнбаум начинает пользоваться одним из своих самых известных псевдонимов Матиас Ахер. Натан не объяснил, почему он выбрал именно это имя. Исследователи предполагают, что в основу слова «Матиас» легло имя Маттитьягу (Маттафии) Хасмонея, первого вождя восстания евреев против сирийских греков, завещавшего Иуде Маккавею и другим своим сыновьям продолжить восстание. Бирнбаум идентифицировал себя с Маттитьягу, когда писал о Маккавеях в «Автоэмансипации». Ахер означает на иврите «другой».
В мае 1896 года Бирнбаум прочитал членам Кадимы лекцию под названием «Новейшие течения в еврействе», которая затем была опубликована под псевдонимом Матиас Ахер. В этой работе, используя понятия расы и нации, Бирнбаум углубил философское понимание человека и его национальной истории с целью найти путь к лучшему взаимопониманию между народами. В те времена разного рода расовые и классовые теории были весьма популярны, однако, в отличие от многих других авторов, Бирнбаум не отдавал предпочтения той или иной национальной группе, а раскрывал причины соперничества и вражды между ними для того, чтобы найти пути их преодоления. Согласно Бирнбауму ассимиляция евреев, как в более древние времена в Вавилонии, Персии, Греции и Испании, так и в новое время во Франции и Германии, была недостижима, а стремление к ней было вызвано неправильным пониманием исторического процесса развития наций. В отличие от основоположников исторического материализма, рассматривавшими экономику и классовую борьбу как движущую силу исторических изменений, автор «Новейших течений» полагает, что исторические события обусловлены человеческой природой и происходят в результате объединения или разделения групп людей. Национальность основана на расовой группе с исторически развитой своеобразной культурой. Она не опирается ни на язык и ни на государство, целостность которого может быть нарушена. Применяя сказанное к еврейскому народу, автор пришёл к выводу, что «новые» сионисты ошибались. Поставив перед собой только одну цель — создание национального государства, они недооценивали другие национальные приоритеты. Такое заключение побуждает Бирнбаума провести различие между «сионизмом» и «еврейским национализмом», стремившимся к укреплению еврейской нации. По всей видимости, Бирнбаум «не ощущал, как Герцль, угрозы физического уничтожения еврейского народа в диаспоре, не чувствовал, что евреи живут на вулкане», а больше заботился о сохранении национального духа своего народа.
ПЕРИОД АВТОНОМИЗМА И ИДИШИЗМА
В поисках нового пути
В своих ранних работах Натан Бирнбаум выражал сочувствие положению восточноевропейских евреев, не проявляя при этом особого интереса к их культурной, социальной и политической жизни. Ему было известно, например, что у евреев Галиции свой язык, свой театр, общие социальные интересы и т. д., то есть они обладают почти всеми культурными признаками нации, однако ведущую роль в сионистском движении он отводил не евреям Восточной Европы, а Вены и Берлина. После более глубокого знакомства с жизнью евреев восточноевропейской диаспоры Бирнбаум приходит к выводу, что они в значительно меньшей мере подвержены ассимиляции, чем их западные собратья. В обзоре своей жизни он назвал их «живым народом», а в других статьях подчёркивал, что эта часть еврейства составляла в тот период четыре пятых всей нации. Переоценив роль евреев Восточной Европы, Бирнбаум изменил своё отношение к диаспоре и поверил в возможность еврейского ренессанса не только в Эрец Исраэль, но и в некоторых странах рассеяния. Бирнбаум полагал, что сионистское движение под руководством Герцля идёт неприемлемым для него путём, а дипломатическая деятельность политических сионистов не может обеспечить скорую репатриацию в Эрец Исраэль значительной части еврейства. В то время существовали многие направления еврейского национального движения, однако Бирнбаум стремился разработать свою альтернативную модель всееврейского национализма, которая была бы шире, чем сионизм, и допускала бы создание центров еврейской жизни не только в Палестине, но и в черте оседлости, Габсбургской монархии, а, возможно, и в Новом Свете. В 1902 году Бирнбаум начинает пользоваться термином «движение еврейского ренессанса», так как сионизм стал для него «слишком слабым и слишком узким». Этот термин был введён годом ранее Мартином Бубером в первом выпуске журнала «Ост унд вест». Наряду с органом сионистского движения «Ди Вельт», берлинский «Ост унд вест» являлся важным форумом для обсуждения еврейских тем, и в число его постоянных сотрудников входили Бирнбаум и Бубер. «Еврейский ренессанс» был не столько движением, сколько кругом участников с довольно широким диапазоном целей и интересов, однако всех их объединяло глубинное стремление усилить еврейскую культурную идентификацию. В статьях 1902—1905 годов Бирнбаум продолжает развивать модель еврейского национализма, которая признавала роль диаспоры, языка идиш и других элементов живой национальной культуры. Для воплощения идей еврейского ренессанса необходимо было создать политические партии, которые, по мнению Бирнбаума, должны были отразить всё многообразие национального движения. То есть, необходимо было признать как иврит, так и идиш, как Сион, так и диаспору. В этот период автор термина «сионизм» руководствовался правилом: «главное — Израиль (народ), а потом — Сион (земля)» (Israel comes before Zion).
НЕКОТОРЫЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 1990 году Алекс Бейн высказал мнение, что Натан Бирнбаум всё ещё ждёт биографа, который мог бы адекватно отразить историю его жизни. В 2007 году Джесс Олсон перечислил работы, посвященные некоторым аспектам деятельности Бирнбаума, и отметил, что, за исключением двух диссертационных работ, нет ни одной монографии, раскрывающей всё его многогранное творчество. Через 6 лет Олсон опубликовал биографию Натана Бирнбаума, в которой он не только отразил все его интеллектуальные метаморфозы, но и обнаружил преемственность и последовательность в разные периоды его жизни. Автор биографии не преминул отметить, что до сих пор лишь немногие исследователи пользовались архивом Бирнбаума, несмотря на ценность хранимых в нём материалов. Хаим Вейцман, как и Мартин Бубер, придерживался мнения, что большинство сионистских идей было сформулировано ещё до публикации «Еврейского государства» Герцля, а его предшественниками были Гесс, Пинскер и Бирнбаум. Несмотря на высокие оценки своих именитых современников, Бирнбаум почти полностью исчез из поля зрения современной еврейской историографии. Джесс Олсон объясняет это явление тем, что на последнем этапе своей жизни Бирнбаум пришёл к ортодоксии, по отношению к которой многие историки испытывали определённый «дискомфорт». Согласно историку Шимону Дубнову, Бирнбаум прошёл все три формы еврейского национализма: «политический, или сионизм, духовно-культурный, или автономизм, религиозный, или ортодоксизм». В своих воспоминаниях, сравнивая эти три формы, историк дал историческую (Дубнов погиб в 1941 году) оценку этих движений. Он утверждал, что сионизм и ортодоксия подчиняли национальную идею одному принципу: «либо царству земному, либо небесному». Политические сионисты отрицали галут (еврейскую диаспору), а агудисты отрекались от взглядов новых поколений. Поэтому Дубнов, сторонник культурного автономизма, отдавал предпочтение именно этой форме национализма, которая могла «объединить и старое и новое еврейство повсюду, в еврейском государстве и вне его, в синагоге и вне её». Американский социолингвист и идишист, профессор Джошуа Фишман в своей книге «Ideology, Society and Language: The Odyssey of Nathan Birnbaum» (1987) пишет, что лишь немногие современные евреи помнят, а ещё меньшие понимают, наследие Натана Бирнбаума, несмотря на то, что они пользуются теми или иными плодами его деятельности. Он называет Бирнбаума «одним из гигантов современной еврейской мысли и основателем не одного, а трёх современных еврейских движений (сионизма, идишизма и возвращения к ортодоксии)». Умер Натан Бирнбаум в Схевенингене, Нидерланды, 2 апреля 1937 года. Семья: Сын — Соломон Ашер Бирнбаум (Solomon Birnbaum, 1891—1989), лингвист в области идиша и палеограф, профессор Лондонского университета и позднее Торонтского университета, известный своими трудами по эпиграфике и учебником грамматики южного (центрального) диалекта идиша (1979 и 2015); Внук —Джейкоб Бирнбаум (Jacob Birnbaum, 1926—2014), борец за права советских евреев, основатель организации «Борьба студентов за советских евреев»; Внук — Елеазар Бирнбаум, профессор Торонтского университета, специалист по ближневосточным культурам; Внук — Давид Бирнбаум, директор архива Натана и Соломона Бирнбаума в Торонто; Сын — Менахем Бирнбаум (Menachem Birnbaum, 1893—1944), австрийский иллюстратор книг и художник-портретист, погиб с семьёй во время Катастрофы; Сын — Уриэль Бирнбаум (Uriel Birnbaum, 1894—1956), австрийский художник, карикатурист, писатель и поэт.
РЕДАКТОРСКАЯ РАБОТА И СОТРУДНИЧЕСТВО В ПЕРИОДИКЕ
Редактор и автор: «Автоэмансипация!» (немецкое название — Selbst-Emancipation!), 1885—1886, 1890—1893; «Идише фольксцайтунг» (немецкое название — Jüdische Volkszeitung), 1894—1896; «Цион» (немецкое название — Zion), 1896—1897; «Нойе цайтунг» (немецкое название — Neue Zeitung), 1906—1907; «Еженедельник д-ра Бирнбойма» (название на идиш — ‏ד״ר בירנבוימס וואכנבלאט‏‎), издание 1908; «Народ» (немецкое название — Das Volk), 1910; «Восхождение» (немецкое название — Der Aufstieg), 1930—1932; «Призыв» (немецкое название — Der Ruf), 1934—1937. Автор: «Зерубавель» (немецкое название — Serubabel), 1886—1888; «Ди Вельт» (немецкое название — Die Welt), 1897—1914 (прекратил сотрудничество с журналом из-за разногласий с Герцлем); «Ост унд вест» (немецкое название — Ost und West), 1901—1923; «Ди Фрайстат» (немецкое название — Die Freistatt), 1913—1914; «Дер Юде» (немецкое название — Der Jude), 1916—1928.
БИБЛИОГРАФИЯ
Работы: «Мания ассимиляции. Слово к так называемым немцам, славянам, венграм и т.д. Моисеева вероисповедания от студента еврейской национальности» (немецкое название — Die Assimilationssucht: Ein Wort an die sogenannten Deutschen, Slaven, Magyaren usw. mosaischer Confession, von einem Studenten jüdischer Nationalität), 1884; «Национальное возрождение еврейского народа на своей собственной земле» (немецкое название — Die nationale Wiedergeburt des jüdischen Volkes in seinem Lande), 1893; «Новейшие течения в еврействе» (немецкое название — Jüdische Moderne), 1896; «Две лекции о сионизме» (немецкое название — Zwei Vorträge über Zionismus), 1898; «Третий Рейх Ибсена» (немецкое название — Ibsens drittes Reich), 1900; «Ахад-ха-Ам: мыслитель и борец в период еврейского ренессанса» (немецкое название — Achad Ha-am : ein Denker und Kämpfer der jüdischen Renaissance), 1903; «Пасынок социал-демократии» (немецкое название — Das Stiefkind der Sozialdemokratie), 1905 «Избранные сочинения по еврейскому вопросу» (немецкое название — Ausgewählte Schriften zur jüdischen Frage), 1910, Том 1, Том 2; «Права евреям Восточной Европы!» (немецкое название — Den Ostjuden Ihr Recht!), 1915; «Время действовать» (названиена иврите — ‏עת לעשות‏‎), издание 1917; «Божий народ» (немецкое название — Gottes Volk), 1918; «От свободомыслия к вере» (немецкое название — Vom Freigeist zum Gläubigen), 1918; «В изгнании у евреев» (אין גלות בײַ ייִדן — ин голес ба идн, 1919); «О вечности. Еврейские эссе» (немецкое название — Um die Ewigkeit; Jüdische Essays), 1920; «Служение обещанному» (немецкое название — Im Dienste der Verheissung), 1927.
Публицистика и доклады
«Антисемиты, ассимилированные евреи, евреи с национальным самосознанием» (нем. Antisemiten, Assimilanten, Nationaljuden), 1885; «Национальный характер и мировое гражданство» (немецкое название — Volksthum und Weltbürgerthum), 1890; «Еврейские национальные устремления — постановка целей» (нем. Die Ziele der jüdisch-nationalen Bestrebungen), 1890; «Еврейский жаргон» (немецкое название — Der jüdische Jargon), 1890; «Новый курс» (немецкое название — Der neue Cours), 1891; «Принципы сионизма» (немецкое название — Die Principien des Zionismus), 1892; «Политический сионизм» (немецкое название — Politischer Zionismus), 1892; «Что делать?» (немецкое название — Was tun?), 1894; «Сионистское движение» (немецкое название — Die Zionistische Bewegung), 1895; «Сионизм» (немецкое название — Der Zionismus), 1896; «Навстречу Мюнхенскому конгрессу» (немецкое название — Zum Müncher Kongresse), 1897; «Сионизм как культурное движение» (немецкое название — Der Zionismus als Kulturbewegung), 1897; «Говорящие на идиш евреи и их сцена» (немецкое название — Die jüdisch sprechenden Juden und ihre Bühne, под псевдонимом Пантарей), 1901; «Древнееврейский и еврейский языки (иврит и идиш)» (немецкое название — Hebräisch und Jüdisch), 1902; «Движение еврейского ренессанса» (немецкое название — Die jüdische Renaissance-Bewegung), 1902; «Еврейское движение» (немецкое название — Die jüdische Bewegung), 1903; «Проблемы культуры западноевропейского еврейства» (немецкое название — Das Westjüdische Kulturproblem), 1904; «Задачи восточноевропейских евреев» (немецкое название — Ostjüdishe Aufgaben), 1905; «Еврейская автономия» (немецкое название — Jüdische Autonomie), 1906; «Национальная автономия» (немецкое название — Nationale Autonomie), 1907; «Американизм и евреи» (немецкое название — Der Americanismus und die Juden), 1909. Литература: Джесс Олсон. Натан Бирнбаум и новая эпоха в истории евреев: архитектор сионизма, идишизма и ортодоксии (англ.) = Nathan Birnbaum and Jewish Modernity: Architect of Zionism, Yiddishism, and Orthodoxy. — Stanford, California: Stanford University Press, 2013. — ISBN 978-0-8047-7873-2; Роберт Уистрич. 12. Метаморфозы с Натаном Бирнбаумом // Евреи Вены в эпоху Франца Иосифа = The Jews of Vienna in the Age of Franz Joseph. — Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1989. — Страницы 381—420. — ISBN 0-19-710070-8; Иоаким Дорон. Сионистские мысли и взгляды Натана Бирнбаума (иврит). — Израиль: Ха-сифрия ха-ционит, 1988. — ISBN 965-319-001-6; Роберт Уистрич. 5. Странная одиссея Натана Бирнбаума // Лаборатория по уничтожению мира: немцы и евреи в Центральной Европе (англ.) = Laboratory for World Destruction: Germans and Jews in Central Europe. — Небраска: University of Nebraska Press, 2007. — Страницы 118—153. — ISBN 0-8032-1134-1; Джошуа А. Фишман. Идиш: возвращение к жизни = Yiddish: Turning to Life. — Stanford, California: John Benjamins Publishing Company, 1991. — Страницы 161—171, 239—254. — ISBN 1-55619-111-1; Эмануэль Голдсмит. 4. Натан Бирнбаум // Современная культура идиш: история движения за признание языка = Modern Yiddish Culture: The Story of the Yiddish Language Movement. — Нью-Йорк: Fordham University Press, 1997. — Страницы 99—119. — ISBN 0-8282-1695-0; Йозеф Френкель. Борьба Матиаса Ахера за «корону Сиона» = Mathias Acher's Fight for the "Crown of Zion" // Jewish Social Studies. — Indiana University Press, 1954. — Том 16, № 2. — Страницы 115—134.

Казанский,_Пётр_Евгеньевич (554x700, 169Kb)
1866
Пётр Евгеньевич Казанский
российский правовед, специалист по международному и государственному праву. По убеждениям — монархист. Родился в дворянской семье — ветви семьи Саблуковых, из которых происходит переводчик Корана Гордий Семёнович Саблуков. Закончил Московский университет (1890 год). С 1893 до 1895 года был приват-доцентом кафедры международного права в Казанском университете. В 1895 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «Договорные реки. Очерки истории и теории международного речного права».
В 1895—1896 годах находился в заграничной командировке для работы в европейских библиотеках. По результатам командировки опубликовал фундаментальный научный труд «Всеобщие административные союзы государств» (Тома 1—3. Одесса, 1897), первый том которого стал его докторской диссертацией. С 1896 года по 1919 год — преподаватель международного права в Новороссийском университете, профессор. С приходом в Новороссийский университет Казанского начинают занимать вопросы не только международного, но и государственного права, в частности, проблемы юридической природы русской монархии. Казанский был активным деятелем так называемого «Академического движения», состоящего из профессоров правых взглядов, боровшихся против вовлечения университетов в революционную борьбу. Был одним из организаторов одесского отдела Всероссийского национального союза. В дальнейшем (после 1919 года) — преподаватель в ВУЗах Одессы. Репрессиям со стороны Советской власти подвергнут не был, но возможности публиковать научные труды (которые продолжал писать и после установления Советской власти в Одессе) был лишён. Скончался в Одессе в 1947 году (дата смерти точно не выяснена). Память: В октябре 2010 года в Одесской национальной юридической академии прошли 1-е Международные чтения по международному праву, посвящённые памяти профессора Императорского Новороссийского университета Петра Евгеньевича Казанского. С тех пор данные чтения проходят ежегодно. Интересные факты: Правнучка — актриса Нонна Гришаева. Основные научные труды: Договорные реки. Очерки истории и теории международного речного права. — Казань, 1895; Всеобщие административные союзы государства. Тома 1-3. — Одесса, 1897; Николай Христианович Палаузов. — Санкт-Петербург, 1899; Введение в курс международного права. — Одесса, 1901; Учебник международного права публичного и гражданского. — Одесса, 1902; Выборы в Государственную Думу по законам 6 августа, 18 сентября, 11 октября, 17 октября, 20 октября, 11 декабря 1905 г. и прочее. — Санкт-Петербург, 1906; Государственная Дума по действующим законам. — Санкт-Петербург, 1906; Избирательные права граждан. — Одесса, 1910; Речь профессора П.Е.Казанского на собрании славянских юристов в Софии 26 июня 1910 г. — Одесса, 1910; Славянский съезд в Софии. — Одесса, 1910; Совещание профессоров в декабре 1910 г. — Одесса, 1911; Народность и государство. — Одесса, 1912; Русская сказка. Речь декана. — Одесса, 1912; Русский язык в Австро-Венгрии. — Одесса, 1912; Власть Всероссийского Императора. Очерки действующего русского права. — Одесса, 1913 (переиздание: Казанский П.Е. Власть всероссийского императора. — Москва: ФондИВ, 2007. — 600 страниц. ISBN 978-5-91399-005-1); Современное положение Червонной Руси. Австро-венгерские зверства. — Одесса, 1913; Присоединение Галичины, Буковины и Угорской Руси. — Одесса, 1914; Галицко-русские беженцы в Одессе 1915—1916 гг. — Одесса, 1916. Литература: Казанский, Петр Евгеньевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Смолин М.Б. Путь имперского юриста — профессор Казанский Петр Евгеньевич

Bachana_Razikashvil0i (461x700, 177Kb)
1866
Бачана Разикашвили (грузинское имя — ბაჩანა რაზიკაშვილი)
грузинский писатель и поэт XIX века, младший брат Важи Пшавелы, старший — Тедо Разикашвили (1869—1922). Родился в селении Чаргали, Душетский муниципалитет, в семье священника. Работал сельским учителем. Как поэт, обратил на себя внимание стихотворениями в газете «Дроэба» за 1884 год. Произведения его рисуют миросозерцание и душевный склад свободолюбивых горцев-грузин по верховьям рек Иоры и Алазани («Плач пшавки», «Дуб», «Песня пленника» и др.). В произведениях, касающихся современной жизни грузин вообще, чувствуется дидактизм (например в «Кукушечке»). В прошлом поэт останавливается на величавом образе царя Ираклия II. Грустная нота слышится в его элегиях, исполненных, однако, веры в лучезарное будущее. Детские его рассказы составляют украшение грузинского журнала «Джеджили». Простота изложения, тонкое знание народного быта, дар проникновения в мир животных и птиц, уменье в нескольких штрихах набросать своеобразную картину природы — таковы отличительные черты творчества Бачаны Разикашвили. Несколько его стихотворений имеется в немецком переводе Арт. Лейста («Abendd ä mmerung im Gebirge», «Lied еiner v. den Lesgiern gefangenen Georgierin», «an die Eiche»). Активно занимался собиранием произведений народной грузинской поэзии. Умер вТифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 16 декабря 1928 года. Литература: ხუციშვილი ს, ქართული საბჭოთა ენციკლოპედია, ტომი 2, გვერდი 252, თბილისი, 1977 წელი; ზ.ბაბუნაშვილი, თ. ნოზაძე, «მამულიშვილთა სავანე», თბილისი, 1994.

Uvarov_Fedor_Alexeevich (429x700, 192Kb)
1866
Фёдор Алексеевич Уваров
председатель Можайской уездной земской управы, член Государственного совета по выборам. Из старинного дворянского рода. Сын известных археологов графа Алексея Сергеевича Уварова и княжны Прасковьи Сергеевны Щербатовой. Крупный землевладелец: 22000 десятин в Московской, Пензенской губерниях и в Терской области, в совладении с братьями — 60000 десятин в Московской, Владимирской, Пензенской, Саратовской и Смоленской губерниях. В Москве владел особняком по Леонтьевскому переулку, 18. Окончил Поливановскую гимназию (1885) и историко-филологический факультет Московского университета (1889). Ещё будучи студентом записался в казачье сословие Терского казачьего войска, а по окончании университета поступил вольноопределяющимся в Сунженско-Владикавказский полк. В 1890 году выдержал офицерский экзамен при Ставропольском казачьем юнкерском училище и был произведен в хорунжие. В 1891 году вышел в запас и поселился в родовом имении Московской губернии «Поречье», где посвятил себя сельскому хозяйству и общественной службе по земству. Вел многоотраслевое хозяйство, включавшее товарное садоводство, семенное хозяйство, лесоводство, полевое хозяйство и животноводство. Владел винокуренным, лесопильным и дегтярным заводами. Среди прочего, первым в России организовал обширные семенные плантации по образцу Голландии и Германии, добившись получения в крупных размерах огородных и цветочных семян, которые до этого исключительно ввозились в Россию из-за границы. Также организовал продажу семян со своих плантаций за границу. За достижения в области сельского хозяйства был удостоен более 300 золотых и серебряных медалей, почетных призов и других наград. С 1891 года состоял почетным мировым судьей по Можайскому уезду. Избирался гласным Можайского и Бронницкого уездных и Московского губернского земских собраний. В 1902 году был избран председателем Можайской уездной земской управы, в каковой должности состоял до 1912 года. Был председателем и членом многих комиссий губернского земства, принимал деятельное участие в комиссии по обсуждению земских реформ. В 1904 году участвовал в Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Кроме того, состоял почетным попечителем Можайского реального училища, членом Романовского комитета для воспособления делу призрения сирот сельского населения, а также членом Главного комитета Всероссийского земского союза. В 1912 году был пожалован в должность шталмейстера, а 21 января 1914 года — произведен в действительные статские советники. 23 сентября 1909 года избран членом Государственного совета от Московского губернского земства на место Н.Д.Шипова (в 1912 и 1915 годах переизбран). Входил в правый кружок группы центра, а с 1911 года — в группу правого центра. Состоял членом многих особых и согласительных по законопроектам комиссий. Считал, что учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии и Александровский лицей должны быть доступны для всех сословий, поскольку содержатся на государственные средства. Выступал против сохранения волостного суда: «При совершенной необходимости для урегулирования потрясенной русской жизни твердого проведения провозглашенных начал равенства в правах всех сословий и бессословности естественным выводом явится недопустимость нового закрепления в жизнь хотя бы и реорганизованного на новых началах, но в действительности старого сословного крестьянского суда.» В 1913 году был назначен также членом Совета по делам местного хозяйства при Министерстве внутренних дел. С началом Первой мировой войны, 25 августа 1914 года поступил в свой полк с назначением младшим офицером сотни. Затем сам командовал сотней. За боевые отличия был награждён тремя орденами. В июне 1916 года был отчислен из армии в связи с операцией по поводу грыжи. После Октябрьской революции переехал с семьей из имения Поречье в Москву. Входил в Главный совет Всероссийского союза земельных собственников. Затем выехал в Ессентуки, в 1919 году — в Майкоп. В Вооруженных силах Юга России состоял по ведомству министерства внутренних дел. В 1919 году занимал должность помощника по гражданской части правителя Ингушетии. Эвакуирован в декабре 1919 — марте 1920 года из Новороссийска на корабле «Святой Николай». В эмиграции в Югославии, затем во Франции. Скончался в Ницце 14 апреля 1954 года.
Uvarova (471x700, 180Kb)
Графиня Уварова, жена
Семья: Был женат на графине Екатерине Васильевне Гудович (1868—1948), сестре кутаисского губернатора А.В.Гудовича. Их дочери: Варвара (1892—1966), фрейлина, общественный деятель. Похоронена на кладбище Кокад. С 1917 года замужем за капитаном лейб-гвардии Преображенского полка С.А.Мещериновым (1890—1978); Екатерина (1893—1975), с 1913 года замужем за князем С.А.Оболенским (1888—1964). Награды: Орден Святого Станислава III степени (1904); Орден Святой Анны III степени (1906); Орден Святого Станислава II степени с мечами (24 февраля 1915); Орден Святой Анны II степени с мечами (10 июня 1915); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (6 июля 1915). Источники: Государственный совет. — Петроград, 1915. — Страница 79; Граф Уваров Федор Алексеевич // Список гражданским чинам первых четырех классов. Исправлен по 1 сентября 1915 года. Часть вторая. — Петроград, 1915. — Страница 2286; Список гражданским чинам четвертого класса. Исправлен по 1 марта 1916 года. Часть вторая. — Петроград, 1916. — Страница 2981; Государственный совет Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008. — Страница 286.

Nikolay_Nik._Mirbakh (493x700, 171Kb)
1868
Николай Николаевич Мирбах
русский военачальник, генерал-майор, участник Первой мировой войны. Православный. Из дворян Нижегородской губернии. Окончил 2-й кадетский корпус (1887) и Николаевское кавалерийское училище (1889), откуда выпущен был корнетом в 24-й драгунский Лубенский полк. Чины: поручик (1892), штабс-ротмистр (1896), ротмистр (1900), подполковник (1903), полковник (за отличие, 1907), генерал-майор (1914). Участвовал в русско-японской войны. Служил в 18-м гусарском Нежинском полку. Окончил Николаевскую военную академию (1914). 12 июня 1910 года назначен командиром 11-го гусарского Изюмского полка, с которым вступил в Первую мировую войну. Был награждён Георгиевским оружием «За то, что 11 августа 1914 г., лично поведя конную атаку своего полка, доведенную до удара в штыки, опрокинул венгерских гусар, наседавших на нашу конную артиллерию.» Погиб в бою в Карпатах 13 апреля 1915 года. Могила Мирбаха находится в селе Улич, Словакия. Награды: Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1904); Орден Святого Станислава II степени с мечами (1905); Орден Святой Анны II степени с мечами (1905); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1905); Орден Святого Владимир III степени (1912); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 9 марта 1915).

1869
Альбер Кюни (французское имя — Albert Cuny)
французский лингвист, известный благодаря трудам по сопоставлению индоевропейских и семитских языков и вкладу в ларингальную теорию. Родился в коммуне Сен-Дье-де-Вож, департамент Вогезы, Франция. Был учеником французского индоевропеиста Антуана Мейе. С 1910 до формального ухода на пенсию в 1937 был преподавателем латыни и сравнительной грамматики в Университете Бордо. Однако он продолжал преподавать в университете санскрит вплоть до самой смерти в Бордо 21 марта 1947 года. Трактовал Фестский диск как египетское письмо. Был членом-корреспондентом Академии надписей и изящной словесности (Académie des inscriptions et belles-lettres). Эмиль Бенвенист описывает роль Кюни в развитии ларингальной теории следующими словами: «Предпосылкой всех индоевропейских реконструкций являлось гениальное открытие Ф.Соссюром консонатного характера фонемы ə. Признанная и развитая дальше Мёллером, Педерсеном и Кюни эта теория может считаться сегодня твёрдо установленной благодаря проницательности Куриловича, сумевшего распознать в хеттском ḫ две из трёх разновидностей и.-е. ə» Некоторые работы Кюни: 1914. «Notes de phonétique historique. Indo-européen et sémitique.» Revue de phonétique 2:101-132; 1924. Études prégrammaticales sur le domaine des langues indo-européennes et chamito-sémitiques. Paris: Champion; 1924, co-authored with Michel Féghali. Du genre grammatical en sémitique. Paris: Geuthner; 1943. Recherches sur le vocalisme, le consonantisme et la formation des racines en « nostratique „, ancêtre de l’indo-européen et du chamito-sémitique. Paris: Adrien Maisonneuve; 1946. Invitation à l'étude comparative des langues indo-européennes et des langues chamito-sémitiques. Bordeaux: Brière. Литература: Faral, Edmond. 1947. “Éloge funèbre de M. Albert Cuny.» Comptes-rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres 91.2, 277—279.

Kašpar_(cropped) (625x700, 319Kb)
1870
Карел Кашпар (чешское имя — Karel Kašpar)
чехословацкий кардинал. Родился в Мирошове, Австро-Венгрия. Титулярный епископ Бетсаиды и вспомогательный епископ Градец-Кралове с 8 марта 1920 по 13 июня 1921. Епископ Градец-Кралове с 13 июня 1921 по 22 октября 1931. Архиепископ Праги с 22 октября 1931 по 21 апреля 1941. Кардинал-священник с 16 декабря 1935, с титулом церкви Ss. Vitale, Valeria, Gervasio e Protasio с 19 декабря 1935. Умер в Праге 21 апреля 1941 года. Погребён в соборе Святого Вита, в Праге.

Antonin_Slavicek (517x700, 247Kb)
1870
Антонин Славичек (чешское имя — Antonín Slavíček)
чешский живописец-пейзажист. Родился в Праге. В 1887 году Славичек поступает в пражскую Академию художеств и учится в школе пейзажной живописи у профессора Юлиуса Маржака вместе со своими друзьями сокурсниками Богуславом Дворжаком и Франтишеком Каваном. После смерти профессора Славичек занимает пост руководителя школы. Художник пытался также получить звание профессора, однако это ему не удалось — вскоре отделение пейзажа было закрыто. 10 августа 1909 года у Славичека случился инсульт, за которым последовала длительная восстановительная фаза. Так как правая рука художника была парализована, он пытался рисовать левой рукой, однако был настолько разочарован результатами, что вскоре застрелился в родном городе 1 февраля 1910 года. Семья: Жена Славичека, Богумила Брынихова, которую он изобразил на многих своих полотнах, в 1911 году вышла замуж за художника Герберта Масарика. Сын Антонина, Ян Славичек, также был художником.
Творческое наследие
А.Славичек принадлежит к числу ведущих чешских художников начала ХХ столетия. Его ранние полотна написаны в реалистическом стиле; художник был мастером светотени. В его более поздних работах чувствуется знакомство А.Славичека с творчеством представителей французского импрессионизма — не оказавшего, впрочем, на мастерство чешского художника значительного влияния. В его последних картинах уже проявляется выработанный А.Славичеком его собственный, оригинальный стиль. Особенно удавались художнику пейзажи любимого им края Высочина. Литература: Vítězslav Nezval: Antonín Slavíček, Ein grosser tschech. Maler, Artia Prag 1952.
Галерея
Slavicek01 (603x700, 424Kb)
«Собор святого Вита» (1909)
Slavicek02 (498x700, 482Kb)
«Прогулка в Вельтруском парке» (1896)
Slavicek03 (700x593, 333Kb)
«У нас в Каменичках (1904);
Slavicek04 (700x633, 330Kb)
Замберецкая дорога» (1909)
Slavicek05 (700x581, 338Kb)
«Дорога в детство;
Slavicek06 (700x653, 363Kb)
Хижины в Каменичках» (1904) Slavicek07 (700x483, 310Kb)
«Под снегом» (1905-1906)
Slavicek08 (700x518, 373Kb)
«В Стромовце» (1907)
Slavicek09 (700x508, 360Kb)
«Рыбак»
Slavicek10 (700x537, 408Kb)
«Элишкин мост»
Slavicek11 (700x549, 424Kb)
«Солнце в лесу» (1898)
Slavicek12 (700x444, 357Kb)
«На подгорские мотивы» (1903)
Slavicek13 (700x467, 327Kb)
«Июльский день» (1898)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку