-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108330
Комментариев: 6801
Написано: 116801


29 апреля родились...

Понедельник, 29 Апреля 2024 г. 03:18 + в цитатник
Маноло (скульптор) (436x700, 48Kb)
1872
Мануэль Мартинес Хуго (в каталонском произношении — Уге; более известный как Маноло; испанское имя — Manuel Martinez Huguéа)
каталонский скульптор, представитель движения новесентизм. Дружил с Пабло Пикассо, однако в художественном плане его стиль был гораздо ближе к Аристиду Майолю. Маноло родился в Барселоне, в семье генерала. С началом Десятилетней войны его отец ушёл на фронт, а мать умерла, когда Маноло был еще ребёнком. Дружил с Пабло Пикассо и входил в кружок, образовавшийся вокруг кафе «Четыре кота». С 1900 по 1909 год жил в Париже, где стал одним из тех, кто приветствовал прибытие Пикассо и стал одним из его проводников в артистических кругах города. Стал одним из ближайших друзей Пикассо в Бато-Лавуар, вместе с такими художниками как Гийом Аполлинер и Макс Жакоб. В Париже Маноло в основном занимался малой формой и ювелирными работами, чем зарабатывал на жизнь. В 1910 году или чуть ранее женился на Жанне де Рошет, известной как Тотот. У них была приемная дочь Розита. Розиту и Тотот Пикассо изобразил в 1954 году на карандашном рисунке. В 1910 году вместе с Фрэнком Берти Хэвилендом и Деода де Севераком Маноло уехал в Сере, куда вскоре в разное время отправилось большинство художников-кубистов, включая Пикассо, Жоржа Брака, Макса Жакоба и Хуана Гриса. Маноло разместился в маленьком заброшенном и монастыре, купленном Бертом Хэвилендом, Пикассо занял в нём первый этаж. В это время скульптор начинает работать над крупными скульптурами, в том числе в 1923 году создал памятник Деода де Севраку, а в 1924 году — «Памятник мёртвым». Но вскоре из-за проблем со здоровьем, в первую очередь, из-за артрита, ему снова пришлось остановить работу. Маноло оставался в Сере до 1928 года, когда вернулся в Испанию и поселился в курортном городке Кальдес-де-Монбуй, родном городе своей бабушки, надеясь успокоить артрит. С 1912 по 1933 годы скульптору помогал Даниэль-Анри Канвейлер; в 1913 году он участвовал в Арсенальной выстаке. После этого работы Маноло появлялись на многих групповых и персональных выставках. Он стал членом Королевской академии изящных искусств Сант-Жорди. В 1932 году состоялась большой персональная выставка Маноло в Большом дворце в Париже. Маноло умер в городе Кальдес-де-Монтбуй, Вальес-Орьенталь, Барселона, Каталония, Испания, 17 ноября 1945 года. После его смерти вдова Тотот временами гостила у графа и графини де Лазерме, богатых меценатов из Перпиньяна, а остальное время жила в доме Маноло в Кальдесе до своей смерти в 1971 году. Дом Маноло в Кальдесе был превращен в музей Thermalia. Здесь разместился Фонд Маноло, который, помимо работ скульптора, включает в себя сведения о жизни Маноло, а также около ста работ Пикассо. Личные бумаги Маноло переданы на хранение в Библиотеку Каталонии. Дополнительная литература: BLANCH, Montserrat, Manolo, Ed. Polígrafa, Barcelona, 1972; Manolo, Ajuntament de Caldes de Montbui, Caldes de Montbui, 1988; PLA, Josep, Vida de Manolo contada per ell mateix, Edicions Destino, Barcelo-na, 1988; Manolo Hugué, Museu d’Art Modern de Barcelona, Barcelona, 1990.

 (600x696, 59Kb)
1872
Форест Рей Мультон (Forest Ray Moulton)
американский астроном, член Национальной Академии Наук США (1910). Родился в городе Ле Рой, штат Мичиган, США. В 1894 окончил колледж в Албионе, продолжал образование в Чикагском университете. В 1898-1926 преподавал в Чикагском университете (с 1912-профессор). В 1927-1936-директор Энергетической коммунальной корпорации в Чикаго, в 1936-1940-ученый секретарь Американской ассоциации содействия развитию науки. Основные научные работы относятся к теоретической астрономии и космогонии. В 1900 пришел к заключению, что небулярная гипотеза происхождения Солнечной системы, предложенная П.С.Лапласом в 1796, находится в противоречии с законами динамики. Вместе с Т.К.Чемберлином разработал в 1904 приливную "планетезимальную" гипотезу возникновения Солнечной системы. Согласно этой гипотезе в результате близкого прохождения мимо Солнца другой звезды произошел выброс солнечного вещества, которое быстро остыло и затвердело, образовав отдельные сгустки - планетезимали. Сгустки значительных размеров послужили первичными ядрами, вокруг которых продолжалось формирование планет и спутников путем аккреции планетезималей. Предложил в 1900 метеорную теорию противосияния, которая объясняла это явление свечением метеорных частиц очень малой массы, скапливающихся в окрестностях либрационной точки Лагранжа. Занимался небесно-механической задачей и тел, а также вопросами баллистики. Автор учебника по небесной механике (1-е издание 1914, 2-е издание 1923, русский перевод 1935) и учебника по астрономии (1-е издание 1905, 2-е издание 1916), монографий "Периодические орбиты" (1920), "Новые методы в баллистике" (1926) и др. Соавтор метода Адамса-Молтона численного решения систем дифференциальных уравнений. Член Национальной Академии Наук США. Умер в Уилметте (штат Иллинойс, США, 8 декабря 1952 года.
Память
В честь Мультона назван кратер на Луне, а также астероид (993) Моултона, открытый в 1923 году. Публикации: An Introduction to Celestial Mechanics (1902; second revised edition, 1914); An Introduction to Astronomy (1905); Descriptive Astronomy (1912); Periodic Orbits (1913); Differential Equations (1930). Литература: Колчинский И.Г.,Корсунь А.А.,Родригес М.Г. Астрономы.Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1986; Джон Дж.О’Коннор и Эдмунд Ф.Робертсон. Мультон, Форест Рей — биография в архиве MacTutor.

Theophil Richter (550x700, 229Kb)
1872
Теофил Данилович Рихтер (Theophil Richter)
российский и советский музыкант, преподаватель, композитор немецкого происхождения. Отец Святослава Рихтера. Родился в Житомире, в семье музыкального мастера и настройщика немецкого происхождения. Показав выдающиеся музыкальные способности, Теофил отправился учиться в Венскую консерваторию, где обучался в 1893−1900 годах. Затем он возвращается в Житомир и работает до 1916 года в Музыкальном училище. В Житомире Рихтер женится на русской девушке, дочери житомирского помещика Анне Павловне Москалёвой. 20 марта 1915 года родился сын Святослав. С трехлетнего возраста мать, а потом отец обучают Светика музыке. В 1916 году семья переезжает в Одессу, где Теофил Рихтер становится органистом в лютеранской кирхе, ему предоставляется квартира в доме служителей кирхи. Параллельно Теофил Рихтер преподавал в консерватории общее фортепиано. По мнению коллег, он занимал из-за своей скромности «место ниже, чем того заслуживал». В 1925—1926 годах, когда уже подрастает его сын, «общественность» ему вменяет в вину, что он — «работник культа», «Такие люди не имеют права воспитывать советскую молодёжь». Несмотря на протесты пастора кирхи Шеллинга, Рихтер перестаёт работать в кирхе и становится «артистом оркестра» Оперного театра. Именно в это время театр приобрёл небольшой орган, на котором Рихтер исполняет органные партии. Для содержания семьи Рихтер давал также частные уроки. После начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года Т.Д.Рихтер был арестован по статье 54-1а Уголовного Кодекса Украинской ССР (измена Родине). Ему вменялись в преступление посещения немецкого консульства, которые происходили в 1932—1936 годах. Был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества. Приговор был приведен в исполнение в Одессе 6 октября 1941 года. Реабилитирован посмертно в феврале 1962 года.

1872
Стефан (в миру — Семён Иосифович Севбо)
епископ Русской православной церкви заграницей, архиепископ Венский и Австрийский. Родился в селе Телуша, Бобруйский уезд, Минская губерния, в семье певчего. Потеряв в раннем детстве отца, воспитывался матерью. После окончания духовного училища в 1891 году поступил в Минскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1894 году. В 1896 году был рукоположен во священника, служил в Минской епархии. Почти 30 лет служил благочинным в местечке Раков в Западной Белоруссии. После революции Западная Белоруссия вошла в состав Польского государства. Отказался признать самопровозглашённую автокефалию Польской Православной Церкви, боролся против её насаждения польскими властями. Неоднократно заключался в тюрьму города Новогрудка и концлагеря в Картузе, Березе и Костопале. Здесь его застала советско-германская война 1941—1945 годов. Получил свободу, он проделал путь длиной 300 км в Раково. 3 марта 1942 года на состоявшемся в Белоруссии в условиях оккупации соборе епископов Белорусской православной церкви, будучи вдовым священником, избран во епископа Смоленского и Брянского. Ещё до окончания собора был вызван в Минск, где Пострижен в монашество с именем Стефан и возведён в сан архимандрита. Епископская протоиерея Стефана Севбо должна была состояться в воскресенье 15 марта, но неожиданная болезнь митрополита Пантелеимона (Рожновского) помешала этому. Ввиду неотложности этой хиротонии хотели совершить ее архиепископ Филофей (Нарко) и епископ Афанасий (Мартос), но митрополит Пантелеимон не дал своего согласия, потребовав от этих епископов отъезда в свои епархии. Архимандрит Стефан уехал в свой приход для продолжения пастырского служения. Митрополит Пантелеимон рассчитывал после отъезда Филофея (Нарко) в Могилёв и Афанасия (Мартоса) в Витебск возглавить Минскую и Наваградскую епархии и управлять ими при помощи Стефана, которого он, вопреки решению собора, хотел рукоположить во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. Такие мероприятия митрополита сильно встревожили белорусских деятелей, которые сообщили об этом немецким властям. Генеральный комиссариат приказал митрополиту Пантелеимону неотложно посвятить Стефана в сан епископа Смоленского. 17 мая того же года в Минске был хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского. Чин хиротонии совершали: митрополит Минский Пантелеимон (Рожновский), епископы Гродненский Венедикт (Бобковский) и Могилёвский Филофей (Нарко). На следующий день епископ Стефан уехал в свой приход в Раков для приготовления к отъезду в Смоленск. В Смоленск епископ Стефан приехал только 27 декабря 1942 года. В этот же день после литургии в малом Богоявленском соборе состоялась его торжественная встреча с клиром и паствой Смоленской епархии. Став во главе Смоленской епархии, столкнулся с проблемой нехватки священнослужителей. Для решения этой проблемы через газету «Новый путь» обратился ко всем священнослужителям, находящимся на территории Смоленской области и до сих пор скрывающих свой сан, с просьбой явиться в епархиальное управление с документами, подтверждающими их сан, и вновь продолжить свое священнослужение. Такая мера не дала нужного эффекта, что побудило епископа Смоленского Стефана организовать в Смоленске пастырские курсы, выпустившие за первые 7 месяцев своего существования 40 священников. Организую свою епархию, он объехал весь фронт, побывав даже у Брянска. Отличался скромностью, обслуживал себя сам, в том числе сам себе готовил еду. Впоследствии, после освобождения Смоленска от немецких захватчиков в сентябре 1943 года эвакуировался в Борисов, а оттуда в Германию, куда прибыл 7 июля 1944 года. В 1945—1948 годы был заместителем председателя Церковно-благотворительного комитета Германской епархии. 12 февраля 1946 года вошёл в юрисдикцию РПЦЗ. С 7 по 10 мая 1946 года участвовал в работе Архиерейского Собора РПЦЗ в Мюнхене. 13 августа 1946 года решением Архиерейского Синода РПЦЗ был назначен епископом Венским и Австрийским с возведением в сан архиепископа. Развил плодотворную деятельность по окормлению русских беженцев в лагерях перемещенных лиц Парш (Зальцбург), Келлерберг, Куфштайн. В силу политических причин ему пришлось переехать в Зальцбург, находившийся в западной зоне оккупации Австрии. На территории его епархии после окончания войны находилось около 100 тысяч «перемещённых лиц» из СССР, которые проживали в местных лагерях. Ими было создано 33 православные общины. Епископ Стефан поселился на территории располагавшегося недалеко от Зальцбурга большого лагеря Парш, где в том время действовали три барачных церкви. Одной из них он придал статус «кафедрального собора». Архиепископа Стефана вспоминали как доброго и сердечного человека, который подолгу беседовал на скамеечке с беженцами, выслушивая их рассказы и вникая в их повседневные проблемы. Архиепископ Стефан не говорил по-немецки, поэтому переводчицей у него служила А.А.Гунбина, много сделавшая для лагерного прихода. В 1948 году архиепископом Стефаном был организован приход для беженцев в Зальцбурге. Богослужения проводились в одном из приделов католической церкви на Резиденцплатц, освящённый во имя Архистртига Михаила. Иконы для временного иконостаса написали барон Николай Мейендорф и Иван Дикий, ранее работавшие художниками в Югославии. Служили в этой церкви священник Сергий Матвеев, затем протоиерей Иоанн Сиротенко. В 1950 году собор в лагере Парш сожгли советские смершевцы, в связи с чем было выстроено новое здание собора в другой части лагеря. Архиепископ Стефан сам сделал для него иконостас. В конце 1940-х годов «перешещённые лица» стали активно выезжать из Австрии, главным образом в Америку и Австралию, в связи с чем паства архиепископа Стефана стала стремительно таять. К 1953 году около 90 % беженцев эмигрировало, а многие оставшиеся прятались, боясь высылки в СССР. В 1956 году католики отказали представимость общине РПЦЗ храм на Резиденцплатц, епископ Стефан устроил домовую Покровскую церковь на первом этаже в бывшем замке баронов Тинен-Адлерфлихт. Она вмещала всего 20 человек, отчего многим из молящихся приходилось стоять в коридоре. Также богослужения для прихожан РПЦЗ в Зальбурге совершались в Никольской церкви при беженской богадельне, которая просуществовала три десятилетия; начиная с 1962 года она располагалось в католической церкви святого Иеронима на Мюльнер на Гауптштрасе, 6. 29 мая 1959 года для постройки храма был за 49 тысяч марок куплен участок, расположенный вблизи реки Зальц, в квартале Леэн. Проект нового храма создал архитектор Евгений Салпиус, эмигрант из Прибалтики. Строительство шло не спеша и очень экономно. Несмотря на свой возраст, архиепископ Стефан сам отправился в США для сбора пожертвований. Освятили новый Покровский собор 26 июня 1964 архиепископ Стефан и архиепископ Берлинский и Германский Александр (Ловчий). На освящении присутствовали главы местных католических и протестантских епархий. Скончался в Зальцбурге 25 января 1965 года. Литература: Редчайший юбилей // Православная Русь. — 1962. — № 7. — Страницы 2-3; Бачманов М. Смерть и погребение архиепископа Стефана // Православная Русь. — 1965. — № 3. — Страница 6; Бобров Н. Памяти высокопреосвященного Стефана Архиепископа Венского и Австрийского // Православная Русь. — 1965. — № 5. — Страницы 6-7; Боголюбов С.Н. Светлой памяти архиепископа Стефана // Православная Русь. — 1965. — № 3. — Страница 5; Тальберг Н.Д. Доброй памяти архиепископа Стефана // Православная Русь. — 1965. — № 3. — Страницы 6-7; Вечная память приснопамятного архиепископа Стефана // Православная Русь. — 1965. — № 6. — Страница 7; Памяти Владыки Стефана. Архиепископа Венского и Австрийского // Церковные ведомости. Официальный орган Православной Германской Епархии. — 1965. — № 1-6. — Страница 6; Памяти Владыки Стефана, архиепископа Австрийского // Церковные ведомости. Официальный орган Православной Германской Епархии. 1965. — № 1-6; Русская Православная Церковь Заграницей. 1918—1968 / гр., редактор А.А.Соллогуб. — Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968. — том II. — Страницы 998—1007; Архиепископ Стефан (Севбо) // Вестник Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви за Рубежом. — 1977. — № 8. — Страницы 40-45; Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. — Смоленск: Свиток, Смоленская областная типография имени В.И.Смирнова, 2006. — 191 страница — ISBN 978-5-902-093-21-3.

Franck_Choisy (428x700, 113Kb)
1872
Франк Шуази (французское имя — Franck Choisy, François Louis Choisy; греческое имя — Φρανκ Σουαζύ)
швейцарско-греческий дирижёр, композитор и музыкальный педагог. Родился в городе Гент, Бельгия, в семье швейцарцев. Окончил Льежскую консерваторию по классу скрипки Сезара Томсона, выступал с концертами в разных странах, работал в Мюлузе, где основал камерный оркестр. В 1897—1907 гг. по приглашению директора Афинской консерватории Георгиоса Надзоса преподавал в этом учебном заведении скрипку, контрапункт и камерный ансамбль, а с 1903 г. работал также как дирижёр с оркестром консерватории (ныне Афинский государственный оркестр); дирижировал, в частности, первым в Греции исполнением Пятой симфонии Людвига ван Бетховена 23 октября 1904 года. Под управлением Шуази была исполнена и премьера «Греческой сюиты» Дионисиоса Лаврангаса (2 марта 1904 г.). Выступал и как композитор, в том числе с сочинениями греческой тематики: Греческая сюита для малого оркестра «Изгнание пастуха» (французское название — L' Exil du Pâtre; 1903), «Карнавал в Афинах» для оркестра (греческое название — Αι Απόκρεω εν Αθήναις; 1904) и др. В 1903 году женился на своей студентке Аспазии Папатеодору. В 1907 году вместе с женой и сыном переехал в Женеву, где спустя два года основал Народную школу музыки (французское название — École Populaire de Musique). Опубликовал монографию «Музыка в Женеве в XIX веке» (французское название — La musique à Genève au XIXme siècle; 1914), книги о Фридерике Шопене (1923) и Ференце Листе (1924), учебные пособия по инструментовке и сольфеджио. Выступал как музыкальный журналист (в частности, на страницах «Journal de Genève»). В 1918 г. был одним из основателей Общества греческо-швейцарской дружбы имени Жана Габриэля Эйнара. В 1927 г. вернулся в Грецию. Продолжал работать как журналист (в газетах «Αθηναϊκά Νέα», «Messager d’Athènes») и педагог, занимался композицией, написав, в частности, музыку к постановкам «Электры» Софокла (1930) и «Медеи» Еврипида (1932). Умер в городе Афины, Греция, 9 мая 1966 года.

Вениамин_(Казанский) (549x700, 315Kb)
1873
Вениамин (в миру — Василий Павлович Казанский)
епископ Православной российской церкви; митрополит Петроградский и Гдовский. Родился в Нименском погосте, Каргопольский уезд, Олонецкая губерния, в семье священника Олонецкой епархии Павла Иоанновича Казанского (1840—1903). Окончил Каргопольское духовное училище. Как лучший выпускник Олонецкой духовной семинарии в 1893 году был послан на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия (за работу «Преосвященный Аркадий, архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола») в 1897 году.
Монашество и преподавательская деятельность
На 3-м курсе академии 26 октября 1895 года пострижен в монашество и рукоположён во иеродиакона, а в 1896 году — во иеромонаха. С 1897 года — преподаватель Священного Писания в Рижской духовной семинарии. С 1898 года — инспектор Холмской духовной семинарии. С 1899 года — инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1900 году цензор журнала «Отдых христианина». С 1902 года — ректор Самарской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1905 года — ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1908 года член епархиального миссионерского совета.
Вениамин1910 (467x700, 156Kb)
Вениамин (Казанский), епископ Гдовский. Фотография. 1910-е годы
19 февраля 1910 года хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Чин хиротонии возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). До 18 декабря 1911 года он являлся 4-м викарием, до 25 июня 1913 года — 3-м, со 2 апреля 1914 года — 1-м викарием столичной епархии. 1 июня 1911 года пожалован орденом Святого Владимира III степени. 9 июня 1916 года пожалован орденом Святого Владимира II степени «За отлично-усердную службу и труды, понесённые во время военных действий». Ещё студентом активно участвовал в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. Святительский сан воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Часто служил в храмах самых отдалённых и бедных окраин столицы: за Невской и Нарвской заставами, на Охте. Был председателем совета епархиального братства Пресвятой Богородицы; по этой должности заведовал всеми церковно-приходскими школами епархии. Товарищ председателя Всероссийского Александро-Невского братства трезвости (избран на первом заседании совета братства 10 января 1915 года). Возглавлял ежегодные многотысячные ходы сторонников трезвости в Александро-Невскую лавру, Троице-Сергиеву пустынь, Колпино. Положил начало служению в петербургских храмах литургий для школьников в различных приходах, сам причащал детей, говорил поучения. Был известен как «неутомимый епископ».
Петроградский владыка
15 марта 1917 года управление столичной епархией было возложено на него, как первого викария епархии, «временно, вплоть до особых распоряжений». Официально утверждён временно управляющим 6 марта, после увольнения на покой Петроградского митрополита Питирима (Окнова). 6 июня 1917 года свободным голосованием клира и мирян епархии избран на Петроградскую кафедру (получил 976 голосов выборщиков из 1561), что стало одним из первых случаев демократического избрания епископа на церковную кафедру клириками и мирянами в России; 7 июня того же года определением Святейшего синода за № 3300 утверждён архиепископом Петроградским и Ладожским С 30 июня 1917 года — архиепископ Петроградский и Гдовский (изменение титула определением Святейшего синода). 13 августа 1917 возведён в сан митрополита. Член Всероссийского поместного собора по должности, участвовал в 1-й сессии, председатель Судной комиссии при Совещании Епископов и Комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля, член II, III, VIII отделов. 6 февраля 1918 года Собор, принимая во внимание просьбу специально прибывшей накануне петроградской делегации, уполномоченной собранием духовенства и представителей приходов епархии проинформировать высшую церковную власть о попытках захвата Александро-Невской лавры, вынес постановление «о возвращении Александро-Невской лавры Петроградскому митрополиту с присвоением ему звания священноархимандрита оной» (до того, настоятелем Лавры был епископ Прокопий (Титов)).
ВениаминПатриарх Тихон  (700x458, 330Kb)
Патриарх Тихон и митрополит Вениамин
В качестве правящего архиерея пользовался авторитетом у верующих людей, самоотверженно выступал за защиту их религиозных прав. Способствовал созданию православных братств, развитию духовного просвещения. Сразу после закрытия в Петрограде в 1918 года духовной семинарии было учреждено Богословско-пастырское училище. При ближайшем участии митрополита проходила организация Петроградского богословского института (пожертвовал на него 600 тысяч рублей), открывшегося 16 апреля 1920 года. В городе действовали многочисленные богословские и благовестнические курсы. Имел репутацию аполитичного церковного деятеля. В 1919 году временно управлял Олонецкой епархией, в связи с тем, что местный епископ, Иоанникий (Дьячков), самовольно покинул её. В октябре 1919 года посетил Петрозаводск, провёл совещание с местным духовенством, нацеливая его на активную пастырскую работу в условиях отделения Церкви от государства. 23 февраля 1922 года был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. Митрополит Вениамин с самого начала выражал желание достичь компромисса с властью по этому вопросу. Он смог договориться о том, что при изъятии ценностей должны были присутствовать представители духовенства, а предметы, имеющие особое значение для верующих, могли заменяться аналогичным металлом по весу. Однако власть сознательно использовала вопрос о церковных ценностях для того, чтобы начать мощную антицерковную кампанию. Поэтому соглашение, достигнутое митрополитом, не соблюдалось, и в ряде церквей были спровоцированы конфликты верующих с представителями власти.
Вениаминна суде (700x519, 161Kb)
Вениамин на суде
В этих условиях митрополит обратился к клиру и пастве и разрешил «общинам и верующим жертвовать на нужды голодающих … даже и ризы со святых икон, но не касаясь святынь храма, к числу которых относятся св[ятые] престолы и что на них (священ[ные] сосуды, дарохранительницы, кресты, Евангелия, вместилища св[ятых] мощей и особо чтимые иконы)». Более того, призвал верующих даже в случае изъятия святынь не допускать проявления «насилия в той или иной форме». Заявил, что «ни в храме, ни около него неуместны резкие выражения, раздражение, злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей». Выступил с призывом к пастырям и пастве к спокойствию: «Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом нами тяжёлом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва. Перестаньте волноваться. Успокойтесь. Предадите себя в волю Божию». При образовании в мае 1922 года, по отстранении от управления церковью привлечённого к гражданскому суду Патриарха Тихона, обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ), поддержанного властью, отказался признать его законность. В послании к пастве от 28 мая заявил, что никакого сообщения от Патриарха о его отречении и образовании ВЦУ не получал, а потому во всех храмах по-прежнему должно возноситься имя Патриарха.
ВениаминПоминальный портрет (525x700, 566Kb)
Поминальный портрет Вениамина (Казанского) на дороге к месту массовых казней на «артиллерийском полигоне на Ириновской железной дороге» (лесной участок Ржевского артиллерийского полигона, прилегающий к Рябовскому шоссе между бывшими станциями Ковалёво и Приютино)
Арест, суд, расстрел
1 июня 1922 года был арестован по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей и помещён в Дом предварительного заключения. На самом деле, непосредственной причиной ареста стала принципиальная позиция, занятая митрополитом в отношении «обновленцев». Кроме него, к делу были привлечены ещё 86 человек. Судебный процесс проходил с 10 июня по 5 июля 1922 года в бывшем здании Дворянского собрания. На процессе держался мужественно, вину не признал, а последнее слово преимущественно посвятил доказательствам невиновности других подсудимых. К доводам защиты, что именно действия митрополита предотвратили кровопролитие, судьи не прислушались. Петроградский революционный трибунал приговорил к расстрелу десятерых подсудимых (в том числе и митрополита), шестерым из которых смертная казнь была заменена лишением свободы. Вениамин был расстрелян в Петрограде вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), адвокатом Иваном Ковшаровым и профессором Юрием Новицким 13 августа 1922 года. Точное место казни неизвестно.
ВениаминМесто казни (700x525, 573Kb)
Место казни. Ковалёвский лес, в районе арсенала Ржевского полигона, у изгиба реки Лубьи
По одной из версий, это произошло на станции Пороховые по Ириновской железной дороге, причём перед казнью все были обриты и одеты в лохмотья, чтобы нельзя было узнать духовных лиц. Однако секретарь Петербургской комиссии по канонизации Лидия Соколова в 2013 году написала, что «мы не знаем не только даты расстрела митрополита Вениамина, но и места его казни». Руководитель Центра «Возвращённые имена» при РНБ, составитель «Ленинградского мартиролога» Анатолий Разумов в 2017 году высказал предположение, что митрополита Вениамина расстреляли в Москве. Павел Милюков в труде «Энциклопедия русской православной культуры» приводит в качестве даты казни митрополита 6 июля. Награды: Орден Святой Анны II степени (1904); Орден Святой Анны I степени (1914); Орден Святого Владимира IV степени (1907); Орден Святого Владимира III степени; Орден Святого Владимира II степени. Канонизация: В 1992 Архиерейский собор Русской православной церкви причислил митрополита Вениамина к лику святых. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры в его память установлен кенотаф. Сочинения: Письмо к Патриарху Тихону // ГАРФ. Фонд 831. Опись 1. Дело 80. Листы 47–48; Ходатайства в ВЦУ // РГИА. Фонд 831. Опись 1. Дело11. Лист 66; Дело 13. Лист 105; Преосвященный Аркадий, епископ Олонецкий, как деятель против раскола. Петрозаводск, 1901; Беседы // Самарские епархиальные ведомости. 1902. № 9–10; Речь на собрании духовенства и преподавателей // Самарские епархиальные ведомости. 1905. № 21; Интервью // Новое время. 1917. № 1478; Интервью // Петроградский листок. 1917. № 128; Доклад на Чрезвычайном Церковном Соборе Петроградской епархии; Проповедь // Известия по Петроградской епархии. 1917. № 24/25, 34; О текущем моменте // Петроградский листок. 1917. 22 декабря. № 20; Письмо в Совет народных комиссаров // Церковные ведомости. Приб. 1918. № 1; Архипастырское воззвание; Пасхальное приветствие; Пасхальная архипастырская беседа; О Патриархе Тихоне; К петроградской пастве // Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918. № 8–10, 15, 17; Предсмертное письмо // Польский М., протопр. Новые мученики Российские. Части 1–2. Джорданвилль, 1949–1957 гг. (репринт: М., 1993). Часть 1. Страницы 61–62; Последнее слово на суде // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 1; Письмо к Г.Е.Зиновьеву // Звенья. Москва; Санкт-Петербург, 1992. Выпуск 2. Страницы 565–566; Заявление в Смольный // Коняев Н. Священномученик Вениамин, митр. Петроградский. Санкт-Петербург, 1997. Страница 52; Воззвание к пастве (10.04.1922) // Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. Книга 2. Москва, 1998. Страница 180; Письмо к Г.Е.Львову // Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви). 2-е издание, исправленное и дополненное. / Составление, предисловие и комментарии М.А.Бабкина. Москва, 2008. Страница 237. Литература: Бовкало А.А. Вениамин // Православная энциклопедия. — Москва, 2004. — Том VII : «Варшавская епархия — Веротерпимость». — Страницы 617—623. — 752 страницы — 39 000 экземпляров. — ISBN 5-89572-010-2; Бовкало А., Галкин А. Священномученик митрополит Вениамин // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 1993. — Выпуск 11. — Часть 2. — Страница 66; Вл.Степанов (Русак). Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. — Москва, 1980; Галкин А.К., Бовкало А.А. Избранник Божий и народа. Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. — Санкт-Петербург, 2006; Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде / публикации М.В.Шкаровского // Звенья. Исторический альманах. — Выпуск 2. — Москва- Санкт-Петербург, 1992. — Страницы 560—563; Коняев Н. Священномученик Вениамин митрополит Петроградский (документальное повествование). — Санкт-Петербург, 1997. — Страницы 19—20; Левитин А., Шавров В. Приложение 2 к I тому «Очерков по истории русской церковной смуты». Процесс митрополита Вениамина. (К 10-летию со дня смерти владыки) (13.VIII-22 г. – 13.VIII-32г.). // Очерки по истории русской церковной смуты / предисл. и прим. И. В. Соловьёва. — М.--Кюснахт (Швейцария): Крутицкое патриаршее подворье; Institut und Verlag Glaube in der 2. Welt, 1996. — 670 страниц. — (Материалы по истории Церкви. Книга 9); Шкаровский М. Священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. [Доклад на конференции «Святители Московской Руси» в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербургская духовная академия, 18 октября 2015 года].

Harvey (468x700, 408Kb)
1873
Фрэнсис Джон Уильям Харви (Francis John William Harvey)
майор британской Королевской Морской пехоты. Родился в Сиденхеаме, Кент, Великобритания. Посмертно награждён крестом Виктории за действия во время Ютландского сражения. 31 мая 1916 мая, во время сражения, Харви, находившийся на линейном крейсере «Лайон», будучи смертельно раненым, успел отдать приказ о срочном затоплении погребов главного калибра под башней «Q», чем предотвратил взрыв сотен тонн кордита. Взрыв погребов мог привести к полному уничтожению корабля и всех, кто находился на его борту. Харви умер от ран спустя несколько секунд после отдачи приказа.

Меншуткин_(1874—1938) (525x700, 161Kb)
1874
Борис Николаевич Меншуткин
советский химик и историк химии. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Н.А.Меншуткина. Окончил Санкт-Петербургский университет (1895). Работал там же, с 1901 г. - в Санкт-Петербургском политехническом институте (с 1907 г. - профессор). В 1902 г. совершенствовал образование в Германии в Вюрцбургском и Берлинском университетах. С 1919 г. - в Институте физико-химического анализа Академии Наук СССР. Экспериментальные работы направлены на изучение свойств двойных систем, состоящих из галогенидов металлов и различных органических соединений. Совместно с А.А.Волковым открыл (1893) удобный способ получения парафиновых углеводородов действием порошкообразного металлического магния на спиртовой раствор их йодпроизводных, а также действием цинковой пыли и воды на их галогенпроизводные. Однако наибольшее значение имеют его историко-химические работы. Он дал возможность ознакомиться как с опубликованными в малоизвестных изданиях, так и с неопубликованными трудами М.В.Ломоносова, отыскав их, переведя с латыни на русский язык и издав лабораторные журналы, рукописи и программы исследований великого ученого. Показал вклад Ломоносова в развитие идей о сохранении массы вещества. Опубликовал монографию «Ломоносов как физикохимик» (1904) и сборник «Труды М.В.Ломоносова по физике и химии» (1936). Автор учебников и пособий по химии. Умер в Ленинраде 15 сентября 1938 года. Сочинения: Об эфиратах и других молекулярных соединениях бромистого и иодистого магния. Диссертация магистерская, Санкт-Петербург, 1907; О влиянии заместителей на некоторые реакции бензола и его замещенные производные. Диссертация докторская, Санкт-Петербург, 1912. Карбоциклические соединения, Ленинград, 1926; Курс общей (неорганической) химии, 4-е издание, Ленинград, 1933; Химия, 2 изд., Ленинград, 1935; Труды М.В.Ломоносова по физике и химии, Москва.— Ленинград, 1936; Химия и пути ее развития, Москва— Ленинград, 1937; Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова, 3 издание. Москва.— Ленинград, 1947. Литература: "Известия Сектора физико-химического анализа", 1940, том 13 (статья С.А.Погодина и H.H.Ефремова; в томе имеется список трудов Меншуткина и литературы о нем); Блох М.А., Памяти Б.Н.Меншуткина (17.IV.1874 — 15.IX.1938) "Природа", 1938, № 11—12.

Samuel_Alfred_Mitchell (588x700, 231Kb)
1874
Самуэль Альфред Митчелл (Samuel Alfred Mitchell)
канадско-американский астроном. Член Национальной академии наук США (1933). Родился в городе Кингстон, провинция Онтарио, Канада, в семье выходцев из Великобритании, был шестым ребёнком из десяти. Окончил Университет Куинс, после чего переехал в США и в 1895 поступил в Университет Джонса Хопкинса, где изучал математику и астрономию под руководством С.Ньюкома и Ч.Л.Пура. В 1898 получил степень доктора философии (PhD), с 1899 года преподавал астрономию и геодезию в Колумбийском университете и позже — в колледже Барнарда. C 1900 активно участвовал в исследовании солнечных затмений, в период 1900—1937 годов принимал участие в 10 экспедициях по изучению затмений. Его работа по исследованию солнечного спектра, вышедшая в 1923 году, выдержала 5 изданий. В 1913 году назначен директором обсерватории Мак-Кормик в Университете Вирджинии, где занимался исследованиями в области фотометрии и исследованиями звёздных параллаксов.
Членство в научных обществах:
Был членом следующих научных организаций и обществ: Национальная академия наук США, (с 1933, с 1940 — член Совета), Американская ассоциация содействия развитию науки (вице-президент с 1921), Американское астрономическое общество (вице-президент 1925—1927), Королевское астрономическое общество (член и ассоциированный член), Международный астрономический союз (председатель Комиссии по солнечным затмениям и Комиссии по звездным параллаксам), Американская ассоциация университетских профессоров, Американское философское общество и Американская академия искусств и наук. В 1948 году награждён медалью Джеймса Крейга Уотсона. Умер в городе Блумингтон, штат Индиана, США, 22 февраля 1960 года.
Семья:
В 1899 году женился на Милли Грей Дамбл, дочери профессора Э.Т.Дамбла. Сын Митчелла, А.К.Д.Митчелл (1902—1963), был в 1938—1963 руководителем физического департамента Университета Индианы и одним из создателей циклотрона в этом университете (1941). Внучка Митчелла Элис Ривлин (род. 1931) — известный экономист.

Carl_Bulcke (532x700, 129Kb)
1875
Карл Бульке (немецкое имя —Carl Bulcke)
немецкий писатель, поэт и юрист. Доктор права. Родился в городе Кёнигсберг (ныне город Калининград, Российская Федерация), королевство Пруссия, Германская империя Изучал право в университете Фрайбурга, позже продолжил учёбу в Берлине и Киле. Во Фрайбурге получил степень доктора права. Работал прокурором в Наумбурге, Нордхаузене и др. В 1909 году стал первым председателем Общества по защите немецких писателей. Во время Первой мировой войны, в 1916 году был вызван в Берлин и назначен первым цензором кинематографа Германской империи, в 1920 году стал председателем киностудии Oberprüfstelle. Позже выступал за строгую цензуру в Веймарской республике. В 1924 году был освобождён от должности цензора.
Carl_Bulcke_1918 (481x700, 367Kb)
Карл Бульке. Портрет работы художника Ловиса Коринта (немецкое имя — Lovis Corinth)
После прихода нацистов к власти в Германии в октябре 1933 года был в числе 88 немецких писателей, давших письменный обет на верность Адольфу Гитлеру. Умер в Берлине 24 февраля 1936 года.
Творчество
Одновременно с государственной службой занимался литературным творчеством, был поэтом, автором романов и коротких рассказов. Карл Бульке — писатель-реалист, считается ярким изобразителем быта Восточной Пруссии. Написал четырнадцать романов и много коротких рассказов, темой которых часто являются любовь, судьбы молодых девушек, человеческие трагедии и самоубийства. Избранные произведения: Ein altes Haus. 1898; Treibsand. 1900; Die Töchter der Salome (Gedichte). 1901; Das Tagebuch der Susanne Övelgönne. 1905; Silkes Liebe. 1906; Die Reise nach Italien; oder Die drei Zeitalter. 1907; Die Trostburgs. 1910; Die süße Lili/Der Trauerflor. 1911; Schwarz-Weiss-Hellgrün. 1913; Die arme Betty. 1914; Ein Mensch namens Balzereit. 1917; Katharina. 1918; Die schöne Frau Schmelzer. 1919; Nikoline von Planta. 1930; Und so verbringst du deine kurzen Tage. 1930; Tapferer Cassio. 1930; Die rote Zauberinsel (Tagebuchblätter von Helgoland). 1940. Литература: Бульке, Карл // Литературная энциклопедия : в 11 томах — [Москва], 1929—1939.

Sabatini (532x700, 471Kb)
1875
Рафаэль Сабатини (итальянское имя — Rafael Sabatini)
английский писатель итальянского происхождения, прославившийся приключенческими историческими романами, в частности, романами о Капитане Бладе. Рафаэль Сабатини родился в старинном итальянском городке Йези, возле Анконы, что на Адриатическом побережье. Его родители, итальянец Винченцо Сабатини, и мать Анна Траффорд, родом из-под Ливерпуля, были известными в свое время оперными певцами. После рождения сына они продолжали выступать и, решив, что гастрольная жизнь не для ребёнка, отправили маленького Рафаэля в Англию, к родителям Анны, которые жили в маленькой деревне у Ливерпуля. Уже тогда он пристрастился к книгам и впоследствии говорил, что по-английски начал писать потому, что лучшие рассказы прочитал именно на английском языке. Вскоре родители Рафаэля завершили артистическую карьеру и стали преподавать пение, открыв в Порту свою первую школу. И мальчик, которому тогда было около семи лет, переехал к родителям; там же в Португалии он учился в католической школе, а к итальянскому и английскому языкам, которыми он владел с раннего детства, добавился португальский. Через несколько лет семья Сабатини вернулась в Италию, обосновавшись в Милане, а Рафаэля отправили учиться в Швейцарию, где он, естественно, добавил к числу известных ему языков французский и немецкий — и первые его пробы пера были именно на французском языке, в швейцарской школе. В возрасте 17 лет Рафаэль Сабатини покинул школу, и его отец, сочтя, что свободное владение пятью языками поможет сыну сделать карьеру коммерсанта, отправил его в Англию. И в 1892 году тот прибыл в Ливерпуль и несколько лет работал переводчиком. В середине 1890-х годов Рафаэль Сабатини начал писать, а в 1899 году уже сумел заинтересовать своими рассказами ведущие английские журналы. В 1901 году он получил контракт на роман, пока ещё не написав ни единого, в 1904 году вышла его первая книга. В 1905 году, с выходом второй, он совсем отказался от коммерческой карьеры и целиком посвятил себя литературе — каждый год писал по повести или роману, не считая рассказов. В том же году он женился на дочери преуспевающего ливерпульского коммерсанта и переехал в Лондон. В 1910-е годы писатель выпустил в числе прочих такие книги, как 'Суд герцога' (1912), 'Знамя Быка' (1915), 'Морской ястреб' (1915), два тома 'Капризов Клио' ('Ночи истории') (1917, 1919). В годы Первой мировой войны Сабатини стал английским подданным и работал на британскую разведку в качестве переводчика. К 1921 году литературный стаж Рафаэля Сабатини насчитывал уже четверть века, но именно тогда к писателю пришёл успех — с выходом в Англии, а позже в США, романа 'Скарамуш', повествующем о времени Великой Французской революции. Книга стала международным бестселлером. Ещё больший успех сопутствовал его роману 'Одиссея капитана Блада' (1922). А в 1935 году 'Одиссея капитана Блада' была перенесена на экран выдающимся американским режиссёром Майклом Кертицем. К середине 1920-х годов Сабатини стал весьма обеспеченным писателем. Однако в 1927 год произошла трагедия — в автокатастрофе погиб единственный сын писателя, и Сабатини впал в депрессию, а ещё через несколько лет они с женой развелись. Однако постепенно жизнь выправилась, писатель купил в тихом местечке на границе Англии и Уэльса дом с прудом, чтобы заниматься любимой рыбалкой, где он и намеревался прожить остаток жизни. Но в 1935 году Сабатини вновь женился. Вместе с женой он каждый январь, за исключением военных лет, отправлялся кататься на лыжах в Швейцарию, в Адельбоден. Сабатини продолжал писать, отдавая предпочтение рассказам, и в 1930-е годы вышли в числе прочих — две книги о капитане Бладе, ещё один том 'Капризов Клио'. Следует полагать, что большое влияние на Сабатини оказали произведения Даниэля Дефо «Всеобщая история пиратства», «Дневник чумного года» и ряд других, а также биография самого Дефо. Последний в юности был участником восстания герцога Монмута против Якова Стюарта, потом был сторонником Вильгельма Оранского, активно участвовал в политике, часто меняя убеждения, некоторое время был в тюрьме. Все эти события так или иначе нашли отражение в романах Сабатини. В годы Второй мировой войны у Сабатини начались проблемы со здоровьем, писать он стал меньше; его последний роман, 'Игрок' увидел свет в 1949 году. А последняя книга писателя, сборник рассказов 'Turbulent Tales', вышла в 1950 году. Зимой 1950 года Сабатини, хотя и тяжело больной, отправился, как всегда, в Швейцарию. Но почти все время он проводил в постели, едва в силах держать перо. И 13 февраля 1950 года прекрасного романиста, написавшего около пятидесяти книг и множество рассказов, не стало… Похоронен Рафаэль Сабатини в так полюбившемся ему Адельбодене. Избранная библиография: Поклонники Ивонны (The Lovers of Yvonne) (1902); Рыцарь таверны (Tavern Knight) (1904); Барделис Великолепный (Bardelys the Magnificent) (1906); Попрание лилий (The Trampling of the Lilies) (1906); Любовь и оружие (Love-At-Arms) (1907); Златоустый шут (The Shame of Montley) (1908); Лето Святого Мартина (St. Martin’s Summer) (1909); Энтони Уайлдинг (Anthony Wilding) (1910); Шкура льва (The Lion's Skin); Суд герцога (The Justice of the Duke) (1911); Жизнь Чезаре Борджиа (The Life of Cesare Borgia) (1912); Заблудший святой (The Strolling Saint) (1912); Торквемада и испанская инквизиция (Torquemada and Spanish Inquisition) (1913); Врата судьбы (The Gates of Doom) (1914); Морской ястреб (The Sea Hawk) (1915); Под знаменем быка (The Banner of the Bull) (1915); Западня (The Snare) (1917); Одураченный фортуной (Fortune’s Fool)(1923); Каролинец (The Carolinian) (1924); Белларион (Bellarion) (1926); Женитьба Корбаля (The Nuptials of Corbal) (1927); Псы Господни (The Hounds of God) (1928); Принц романтик (The Romantic prince) (1929); Жатва (The Reaping) (1929);Фаворит короля (The King’s Minion) (1930); Чёрный лебедь (Буканьер Его Величества) (The Black Swan) (1932); The Stalking Horse (1933); Венецианская маска (Venetian Masque) (1934); Heroic Lives (1934); Chivalry (1935); Пропавший король (The Lost King) (1937); Меч ислама (The Sword of Islam) (1939); Маркиз де Карабас (The Marquis of Carabas) (1940); Колумб (Columbus) (1941);Король Пруссии (King in Prussia) (1944); Игрок (The Gamester) (1949). Капитан Блад: «Одиссея капитана Блада» (Captain Blood) (1922); «Хроника капитана Блада» (The Chronicles of Captain Blood) (1931); «Удачи капитана Блада» (The Fortunes of Captain Blood) (1936). Скарамуш: «Скарамуш» (Scaramouche) (1921); «Возвращение Скарамуша» (Scaramouche the Kingmaker) (1931). Издания на русском языке: Рафаэль Сабатини. «Одиссея капитана Блада», «Хроника капитана Блада». Москва серия «Библиотека приключений», 1970. Наиболее полным изданием в настоящий момент является: Сабатини Рафаэль. Собрание сочинений в 15 томах. Серия «Библиотека Вокруг света» Москва. Прибой. Литература: Сабатини, Рафаэль / Пиняева Е.В. // Румыния — Сен-Жан-де-Люз [Электронный ресурс]. — 2015. — Страница 173. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов; 2004—2017, том 29). — ISBN 978-5-85270-366-8; Шаповалов И.С. О связи ментально-лингвального комплекса личности и этноса (на материале романа Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада») // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». — № 2. — 2008. — Страницы 86-92; Шаповалов И.С. Термин и реалия в романе Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». — № 3. — 2009. — Страницы 108—112; Heredia R. Romantic prince: Seeking Sabatini. Bangalore, 2014; Knight J. F., Darley S. The last of the great swashbucklers: A bio-bibliography of R. Sabatini. New Castle, 2010

VГЎclav Vydra (500x700, 40Kb)
1876
Вацлав Выдра (чешское имя — Václav Vydra)
чехословацкий актёр. Народный артист Чехословацкой Республики (1946). Родился в семье военного музыканта. В 1893 дебютировал в эпизодической роли в труппе, возглавляемой Е.Жольнером (в городе Млада-Болеслав). Играл в различных передвижных труипах. В 1907- актёр Городского театра в Пльзене. Здесь Выдра формируется как художник-демократ и реалист. В каждом воплощённом им образе он стремится выявить социальную сущность. Лучшие роли Выдры в этот период: Ирка ("Чех и немец" Штепанека, 1907), Мельник Вавра ("Мариша" бр. Мрштик, 1910), Сольнес ("Строитель Сольнес" Ибсена, 1908), Вальтер Фюрст ("Вильгельм Телль" Шиллера, 1909), Глостер ("Король Лир", 1907), Пётр ("Власть тьмы", 1912). В 1913 В. был приглашён в труппу Городского т-ра на Виноградах в Прагу, где работал до 1922. Роли: Отелло (1922); Дон Жуан (оперная постановка Мольера, 1917), Зигмунд ("Гуситы" Дворжака, 1919), Консул ("Зори" Верхарна, 1920), Робеспьер ("Смерть Дантона" Бюхнера, 1921), Кречинский ("Свадьба Кречинского", 1921). В этих работах В. показал себя мастером психологич. анализа, творчество его отмечено темпераментом, острой отточенной мыслью. В 1922 Выдра перешёл в Национальный театр и занял в нём ведущее положение, став преемником актёра Э.Вояна. Здесь Выдра создал целую галерею глубоких по трактовке, правдивых образов, главным образом героических: Геро, Войнар ("Геро", 1924, "Войнарка", 1926, Ирасека), Тантал ("Смерть Тантала" Врхлицкого, 1925), Ян Амос Коменский ("Белая гора" Дворжака, 1924), Филипп Дубский ("Наши гордецы" Строупежницкого, 1938), Адам Творец и Альквист ("Адам Творец" Чапека, 1927), барон Крюч ("Белая болезнь" Чапека, 1937), Валента ("Дочь поджигателя" Тыла, 1939), Фамусов (1935); Муромский и Варравин ("Свадьба Кречинского", 1940, и "Дело", 1934, Сухово-Кобылина), Курослепов ("Горячее сердце", 1925), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому, 1928), Берест ("Платон Кречет", 1936), Егор Булычов (1946); король Лир, Юлий Цезарь (оперная постановка Шекспира, 1936), Просперо ("Буря" Шекспира, 1937), Ранк ("Нора", 1924) и др. Помимо актёрской деятельности, В. занимался режиссурой (1920-1930-е гг.). В 1943-1949 Выдра - художественный руководитель Национального театра (Прага). С 1949 - интендант государственных театров. Умер в Праге 13 апреля 1953 года. Выдра написал книги "Прошу слова" и "Мои путешествия в жизни и искусстве", в которых подвёл итог своей многолетней работы в театре, охарактеризовал многих современных ему актёров и режиссёров, высказал мысли об актёрском и режиссёрском искусстве, о театре в целом. Сочинения: Prosim o slovo, Praha, 1940; Ma pout zivotem a umenim, [3 vyd.], Praha, 1958. Литература: Trager J., Vaclav Vydra, Praha, 1951; Vaclav Vydra narodni umelec. K 70. narozeninam, Praha, 1946.

Zewditu (564x700, 344Kb)
1876
Заудиту (также Зоудиту; амхарское имя — ዘውዲቱ)
вторая дочь Менелика II, императрица Эфиопии в 1916—1930 годах. Провозглашённая императрицей после свержения племянника Иясу V в результате государственного переворота в 1916 году, Заудиту стала первой женщиной на эфиопском престоле со времён Царицы Савской. Она не была полновластной правительницей страны — инициаторы возведения дочери Менелика на престол назначили регентом при ней раса Тэфэри Мэконнына, ставшего, по сути, соправителем императрицы. В период противостояния младо- и староэфиопов, пришедшийся на годы правления Заудиту, последняя поддерживала консервативные староэфиопские круги, выступая против модернизации страны по европейскому образцу и установления тесных контактов с иностранными государствами.
Семья
Заудиту родилась в Хараре, Эфиопия, в семье правителя провинции Шоа Сахле Марьяма, и его супруги уойзэро Абечи, принадлежавшей к одному из эфиопских аристократических родов. Появившаяся на свет вскоре после возвращения отца из плена в Мэкдэле, девочка стала вторым ребёнком Сахле Марьяма: к тому моменту у него уже была дочь Шоуарэг от первого брака. Спустя несколько лет после рождения Заудиту уойзэро Абечи умерла, и отец был вынужден поручить воспитание дочерей няням, а позднее и своей новой супруге, Таиту Бетул, с которой будущая императрица на протяжении всей их совместной жизни сохраняла тёплые отношения. Таиту отвечала падчерице взаимностью, вместе с тем, однако, считая неподобающим характер взаимоотношений, установившихся между дочерью шоанского правителя и прислугой: Заудиту с ранних лет заработала репутацию доброй и невысокомерной девочки. В семилетним ребенком она была выдана замуж Менеликом II за раса Арая, сына императора Йоханныса IV. После смерти раса Арая Зоудиту была вторично выдана замуж за дэджазмача Уыбе, а затем за раса Гугсу-Уоле. Во время болезни императора она приехала в Аддис-Абебу и находилась при отце. В 1909 году Заудиту оказалась втянута в развернувшуюся при дворе борьбу за власть между сторонниками императрицы Таиту и внука Менелика Лиджа Иясу. Таиту предполагала провозгласить наследницей престола Заудиту, а её мужа раса Гугсу — регентом при царствующей императрице. Однако в тот момент этот план осуществить не удалось — в 1910 году шоанская знать заставила Таиту отказаться от своих планов и ограничиться лишь заботой о больном Менелике. После смерти Менелика по приказу Лиджа Иясу Заудиту вынуждена была покинуть столицу и поехать в Фале, где находилась до сентября 1916 г. В Аддис-Абебу она вернулась по приглашению заговорщиков за несколько дней до переворота. Можно утверждать, что только счастливое стечение обстоятельств выдвинуло её на императорский трон. Решающим оказался в этом случае факт, что она была дочерью Менелика, её личные качества не играли здесь роли.
Zewditu1917 (519x700, 379Kb)
Заудиту со священником после своей коронации в 1917 году
Эфиопия в годы правления Заудиту
Приход к власти
27 сентября 1916 года в банкетном зале императорского дворца, где присутствовали министры, крупные шоанские и южноэфиопские феодалы, абуна Матеос X и ычэге, противники Иясу V, воспользовавшись отсутствием монарха, объявили о его низложении. Для заговорщиков было важно сохранить преемственность трона за наследниками Менелика, поэтому шоанская группировка провозгласила императрицей Заудиту. Регентом при новой правительнице стал кузен императрицы, Тэфэри Мэконнын, получивший титул раса. Назначая регента, превратившегося, по сути, в полноправного соправителя Заудиту, инициаторы переворота руководствовались традиционным убеждением, что верховная власть не должна находиться в руках женщины. Кроме того, путём установления фактического двоевластия заговорщики рассчитывали расположить к себе как представителей североэфиопской аристократии, имевших прочные связи с Заудиту, так и шоанских и южноэфиопских феодалов, чьей поддержкой пользовался Тэфэри Мэконнын. Первоначально главный инициатор заговора, военный министр Хабтэ Гийоргис, рассчитывал, что оба они — как политически неопытная и ранее не причастная к государственным делам Заудиту, так и молодой рас Тэфэри — ограничатся ролями марионеточных правителей, а фактическая власть тем временем будет сосредоточена в руках шоанских феодалов, однако дальнейшие события показали, что регента не устраивало такое положение дел. 11 февраля 1917 года в Аддис-Абебе, в соборе Святого Георгия, состоялась коронация императрицы Заудиту. Для придания коронационным торжествам особенной пышности в момент, когда Заудиту отправилась на церемонию, электрический свет, прежде освещавший только императорский дворец, засверкал на всём пути её проезда от императорского дворца к собору. Коронацию проводил абуна Матеос X. В тот же день был коронован и рас Тэфэри, официально объявленный престолонаследником. Возникновение в Эфиопии своеобразной двойственной структуры государственной власти удовлетворило корыстные намерения и политические амбиции ряда крупных феодалов и вместе с тем повлекло за собой раскол в общественно-политической и социально-экономической сферах жизни государства на две тенденции: прогрессивной, чьи приверженцы выступали за модернизацию страны, и консервативной — её представители настаивали на сохранении старых порядков. Последние объединялись вокруг императрицы Заудиту, тогда как сторонники модернизации пользовались поддержкой молодого регента. Свергнутый Иясу тем временем предпринял несколько неудачных попыток вернуться к власти и после череды поражений некоторое время скрывался в пустыне Данакиль.
Реформы раса Тэфэри
К моменту провозглашения Заудиту императрицей Эфиопия представляла собой феодальное традиционалистское государство, ещё не достигшее централизации: фактическая власть на местах принадлежала феодальной знати, каждый регион был обособлен не только в географическом, но и в политическом и этнолингвистическом и этноконфессиональном отношениях. В стране не было хороших дорог и радиосвязи, между многими районами отсутствовало и телефонно-телеграфное сообщение. Отсталость демонстрировала социально-экономическая структура Эфиопии: крестьянство находились в тяжёлых условиях, абсолютное большинство крестьян были безземельными. Кроме того, значительную часть населения государства продолжали составлять рабы: в 1914 году их, по некоторым данным, насчитывалось около 3-4 миллионов. На протяжении всего периода правления Заудиту в стране продолжалась острая борьба двух основных феодальных группировок, вошедших в историю как «младоэфиопы» и «староэфиопы». Младоэфиопы, поддерживавшие раса Тэфэри Мэконнына, активно выступали за техническую и социальную модернизацию Эфиопии по европейскому образцу, за развитие образования и экономики; они высказывались в пользу расширения внешних связей и внутренней интеграции с целью устранения социальных противоречий в пределах государства, а также соглашались с необходимостью централизации власти. Староэфиопские круги, напротив, опирались на традиционалистские идеи, выступая против централизации и за усиление интегрирующей роли трона и церкви в эфиопском обществе. Представители младоэфиопского движения стремилось к установлению в стране абсолютной монархии и упрочении суверенитета страны, что представлялось возможным только при осуществлении реформ. Несмотря на абсолютистские настроения, младоэфиопы, однако, не рассматривали в качестве абсолютного монарха Заудиту и, напротив, всячески пытались ограничить власть императрицы, нейтрализовать её сторонников, усиливая тем самым позиции раса Тэфэри. Крайне консервативная, императрица Заудиту стала негласным лидером староэфиопов и, говоря словами британского историка Дэвида Мэтью, «символом староамхарского владычества». Она интересовалась религиозными делами гораздо больше, чем политическими, и была очень набожна: проводила много времени в молитвах, часто посещала церкви и монастыри, постоянно находилась в окружении священнослужителей. Последние оказывали на неё сильное влияние, а иногда даже манипулировали Заудиту. Вместе с тем, несмотря на религиозность, правительница не была полностью отстранена от государственных дел и в тех случаях, когда затрагивались её интересы, решительно применяла свою власть. Так она включилась в противостояние между младо- и староэфиопами. До определённого момента борьба между сторонниками и противниками реформ носила характер дворцовых интриг — представители сторон не прибегали к применению оружия, поскольку учитывали возможные последствия вооружённого столкновения. Первый серьёзный конфликт между противоборствующими группировками произошёл в 1918 году, когда рас Тэфэри распустил правительство, сформированное ещё Менеликом II и реорганизованное при Иясу V. В сентябре этого же года, в период тяжёлой болезни регента, Заудиту вновь назначила министров, включив в их число часть членов прежнего кабинета. Рас Тэфэри был вынужден согласиться с императрицей.
ZewdituИмператрица (454x700, 257Kb)
Императрица Заудиту
В начале 1928 года староэфиоп, дэджазмач Балча Сафо (англ.)рус., управлявший провинцией Сидамо (англ.)рус., поднял вооружённое восстание против раса Тэфэри, встав во главе десятитысячной армии, однако потерпел поражение. Неудача выступления Балчи вызвало существенное беспокойство в староэфиопских кругах, как и подписание в том же году итало-эфиопского договора, значительно усилившего позиции регента. В сентябре 1928 года противники раса Тэфэри организовали новый заговор, направленный на свержение соправителя Заудиту, но опять безуспешно. Несмотря на пользу, принесённую действиями регента Эфиопии, ряд консервативных государственных деятелей, настроенных враждебно по отношению к младоэфиопам, объединился вокруг фигуры Заудиту и принял решение об осуществлении переворота. В сентябре 1928 года между мятежниками (т. н. «староэфиопами») и сторонниками регента произошли незначительные столкновения, окончившиеся победой лучше вооружённых и более готовых к боевым действиям людей раса Тэфэри. Последняя и наиболее масштабная попытка свергнуть Тэфэри Мэконнына была предпринята староэфиопами в начале 1930 года — на сей раз вооружённое восстание (англ.)рус. против регента возглавил муж Заудиту рас Гугса Уоле. Несмотря на поддержку, оказанную ему некоторыми феодалами и племенными вождями, войска консорта были разбиты 31 марта того же года, а рас Гугса был убит. На этом многолетняя междоусобная борьба за власть в Эфиопии завершилась. Вскоре после победы младоэфиопов императрица была вынуждена присвоить регенту титул негуса, сама при этом продолжив оставаться «царицей царей». Заудиту умерла в городе Аддис-Абеба, Эфиопия, 2 апреля 1930 года. По распространённой в Эфиопии легенде, смерть царицы была связана с душевными переживаниями о гибели мужа. С другой стороны личный врач Заудиту утверждал, что его подопечная умерла от последствий диабета. Литература: . Henze, Paul B. Layers of Time: A History of Ethiopia. — C. Hurst & Co. Publishers (англ.)рус., 2000. — 372 p. — ISBN 1-85065-393-3; Metaferia, Getachew. Ethiopia and the United States: History, Diplomacy, and Analysis. — Algora Publishing, 2009. — 208 p. — ISBN 978-0-87586-645-1; Roberts, A. D. The Cambridge history of Africa / General Editors: J. D. Fage andRoland Oliver. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. 7: from 1905 to 1940. — 994 p. — ISBN 0-521-22505-1; Shinn, David Hamilton; Ofcansky, Thomas P. Historical Dictionary of Ethiopia. — Scarecrow Press, 2004. — 633 p. — ISBN 0-8108-4910-0; Бартницкий А., Мантель-Нечко Н. История Эфиопии. — Москва: Библиотека зарубежной африканистики, 1976. — 592 страницы; Цыпкин Г.В., Ягья, В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время. — Москва: Наука, 1989. — 299 страниц; Ягья, В.С. Эфиопия в новейшее время. — Москва: Мысль, 1978. — 327 страниц; Кобищанов Ю.М. Политическая жизнь Эфиопии в 1907—1910 гг / Главная редакция восточной литературы. — Москва: Наука, 1981. — 122 страницы.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку