-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107971
Комментариев: 6801
Написано: 116441


8 января родились...

Понедельник, 08 Января 2024 г. 04:36 + в цитатник
Pufendorf_-_De_jure_naturae_et_gentium,_1744_-_329a (606x700, 500Kb)
1632
Самуэль фон Пуфендорф (немецкое имя — Samuel von Pufendorf)
знаменитый немецкий юрист-международник, историк, философ. Родился в городе Дорфхемниц. Сын проповедника в Хемнице, учился в Лейпциге, где занимался изучением международного права, которое тогда применялось во взаимоотношениях императорской власти и территориальных государей и последних между собой. Позже, в Йене, Пуфендорф изучал ещё математику у профессора Вейгеля; математические познания, равно как и основательно изученная Пуфендорфом философия Декарта оказали в дальнейшем большое влияние на становление его собственного научного метода. Пуфендорф осознанно сторонился научных степеней и поступил гувернёром к сыну шведского посланника при датском дворе, Койэта. Вместе со всей семьей посланника Пуфендорф был взят в плен; во время восьмимесячного плена, Пуфендорф, не имевший при себе книг, занялся воссозданием в памяти прочитанных им трактатов Гуго Гроция и Гоббса и составил на их основе краткое систематическое изложение основ юриспруденции. Таким образом появились «Elementorum Jurisprudentiae Universalis Libri duo» (Гаага, 1660 г.), где из ряда аксиом и определений выведено всё остальное содержание юриспруденции. Курфюрст Пфальца, которому было посвящено это сочинение, пригласил Пуфендорфа занять первую в Германии кафедру «естественного и международного права». Кроме этого Пуфендорф читал специальные лекции сыну курфюрста. В Гейдельберге Пуфендорф оставался до 1670 г. и издал в это время под псевдонимом Северина де-Монзамбано знаменитый памфлет на конституцию Священной Римской империи: «De statu Imperii Germanici Liber unus» (Женева, 1667). Этот памфлет переиздавался несколько раз на латинском языке и был переведён на немецкий, французский, английский и русский языки. В некоторых германских государствах книга Пуфендорфа была запрещена; многие выдающиеся учёные написали возражения на неё. В 1670 г. шведский король Карл XI пригласил Пуфендорфа в основанный им университет в Лунде на кафедру международного права. Слава Пуфендорфа распространилась в Европе отчасти благодаря успеху его лекций, отчасти благодаря новым изданиям его сочинений. Через несколько лет король шведский пригласил Пуфендорфа в Стокгольм и назначил его своим историографом и одним из советников.
Pufendorf_-_De_jure_naturae_et_gentium,_1744_-_329 (488x700, 423Kb)
De jure naturae et gentium (1744).
В Швеции Пуфендорф издал большую часть своих сочинений, лидирующее место среди которых занимает «De Jure Naturae et Gentium» (Лунд, 1672; Франкфурт, 1684; вскоре после смерти Пуфендорфа переведено на французский, немецкий и английский языки). Один из коллег Пуфендорфа, Бекман, написал на эту книгу критику, в которой выставлял Пуфендорфа вероотступником; но критика Бекмана в Швеции была запрещена, а сам Бекман отправился в изгнание. В ответ на более поздние нападки Бекмана Пуфендорф напечатал в 1678 г. «Апологию», «Discussio calumniarum» и ещё два иронических послания в стиле «Писем темных людей». Далее Пуфендорфом написаны: «De officio hominis et civis juxta legem naturalem» (Лунд, 1673; французский перевод 1707); «Dissert. academicae selectiores» (1675), изданные на немецком языке труды о светской власти пап (Гамбург, 1679), по истории «важнейших государств Европы» (4 издания с 1682 по 1699 гг.); «Georgii Castriotae historia» (1684); «Comment. de rebus Suecicis» (1686); «De habitu religionis christianae» (1687). Все эти сочинения были вскоре переведены на французский, английский, голландский языки. В последнем из них Пуфендорф говорит, что в делах религиозных правители имеют право наказывать за богохульство, атеизм, сношение с демонами, сектантство, если оно учит противиться властям, но не должны облагать наказаниями тех, кто допускает отступления от обрядности и придерживается необычных взглядов в научных вопросах. В 1688 г. Пуфендорф переселился в Берлин, где получил звание историографа. Здесь Пуфендорф написал изданные после его смерти историю Великого курфюрста («De rebus gestis Frederici-Wilh e lmi Magni», Берлин, 1695) и историю короля Швеции Карла Густава. В 1694 г. Пуфендорф получил шведское баронство. Умер в Берлине 3 октября 1694 года. После смерти Пуфендорфа были изданы многие из его сочинений, в частности, интересное рассуждение о разногласиях среди протестантами: «Jus feciale divinum» (Любек, 1695). Свидетельством огромного авторитета Пуфендорфа при жизни и в ближайшее время после смерти являются многочисленные переводы и переиздания его сочинений. В России переводами Пуфендорфа занимался епископ Гавриил (Бужинский), переведший «Введение в историю европейскую» (с латинского, Санкт-Петербург, 1718) и «О должностях человека и гражданина» (Санкт-Петербург, 1724). Эти переводы были выполнены под личным наблюдением Петра Великого. Главная заслуга Пуфендорфа — выделение естественного права от богословской схоластики и вывод его на уровень самостоятельной науки. По его мнению, право должно согласоваться лишь с законами разума, независимо от догматов вероисповедания и от существующих законоположений. По предмету отношений церкви к государству Пуфендорф создал теорию так называемого «коллегиализма».Монтескье назвал Пуфендорфа «Тацитом Германии».
PalaisU-Strasbourg-Corniche-Samuel_von_Pufendorf (566x700, 327Kb)
Статуя Самуэля фон Пуфендорфа на карнизе Дворца Университета Страсбурга.
Политические взгляды: Право должно согласовываться с законами разума независимо от религиозных догм и даже действующего законодательства; Естественное состояние характеризуется свободой и независимостью индивидов. Они от природы эгоистичны. Но именно эгоизм порождает стремление людей объединяться ради безопасности и пользы. В результате возникают политическое общежитие и государство; В основе возникновения государства лежат два договора: первый — между людьми об объединении и выборе формы правления, второй — между людьми и избранным ими правителем об обязанности подданных подчиняться власти и обязанности правителя заботиться о подданных в целях их пользы и безопасности; Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы вероисповедания, свободы убеждений), но не допускает сопротивления власти; С образованием государства естественная свобода утрачивается; государство получает право творить насилие над людьми во имя общего блага. Сочинения: Elementorum iurisprudentiae universalis (1660); Elementorum iurisprudentiae universalis libri duo (1660); De obligatione Patriam (1663); De rebus gestis Philippi Augustae (1663); De statu imperii germanici liber unus (1667);De statu imperii Germanici (Amsterdam 1669); De jure naturae et gentium (1672); De officio hominis et civis juxta legem naturalem libri duo (1673); Einleitung zur Historie der vornehmsten Reiche und Staaten; Commentarium de rebus suecicis libri XXVI., ab expeditione Gustavi Adolphi regis in Germaniam ad abdicationem usque Christinae; De rebus a Carolo Gustavo gestis; De rebus gestis Friderici Wilhelmi Magni (1733). Источники: Пуфендорф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; О. Franklin, «Das Deutsche Reich nach Severinus von Monzambano» (Грейфсвальд, 1872); статья Трейтшке в «Preussische Jahrb ücher» (1875); Jastrow, «Pufendorfs Lehre von der Monstrositä t der Reichsverfassung» (Берлин, 1882); «Randbemerkungen zum Monzambana» (Берлин, 1894). Сочинения: Elementorum jurisprudentiae universalis libri duo, Den Haag, 1660; De jure naturae et gentium, libri octo, Lund, 1672; в русском переводе — Введение в историю европейскую..., Санкт-Петербург, 1718 (переиздание, Санкт-Петербург, 1723); О должности человека и гражданина по закону естественному..., Санкт-Петербург, 1726. Литература: История политических учений, Москва, 1960, страницы 238—242.

Elisabetta_Sirani (591x700, 389Kb)
1638
Элизабетта Сирани (итальянское имя — Elisabetta Sirani)
итальянская художница. Родилась в Болонье. Дочь художника болонской школы и торговца искусством Джованни Андреа Сирани, одного из ближайших учеников и сотрудников Гвидо Рени. Начала заниматься живописью в 12 лет под влиянием ценителя и историка искусства Карло Чезаре Мальвазии (фр.)русск., впоследствии включившего ее биографию — единственной женщины — в свою известную книгу о художниках Болоньи (1678). Отец поначалу относился к этим занятиям скептически, но год спустя принял дочь в мастерскую. Уже к 17-ти годам она стала вполне сложившимся живописцем и гравёром, с этого времени вела тетрадь, в которую записывала все свои работы. Ее манера близка к Гвидо Рени, их произведения несколько раз путали: так известный предполагаемый портрет Беатриче Ченчи работы Сирани долгое время приписывался Рени. Художница много трудилась, чтобы прокормить семью: отец отошел от живописи, изувеченный артрозом и подагрой, так что ей пришлось возглавить мастерскую, где ее помощницами выступали сестры Барбара и Анна Мария. Ее работы славились не только в Болонье, но во Флоренции и Риме, среди ценителей ее живописи был Козимо III Медичи. В 1660 открыла школу живописи для женщин, в том же году была принята в Академию Святого Луки в Риме. Любила музыку, играла на лире, пела. Умерла в Болоньи от прободной язвы 28 августа 1665 года (хотя по городу ходили слухи, будто ее отравила служанка Лючия Толомелли, было проведено дознание). Оставила около 200 живописных и графических работ, находящихся сегодня в различных музеях Европы и США. Останки умершей были упокоены рядом с прахом Гвидо Рени в капелле Гвидотти Базилики Святого Доминика в Болонье. Художнице принадлежат живописные и графические работы на библейские и мифологические сюжеты, портреты и автопортреты. В ее творчестве, наряду с образом Богоматери, ощутимо выражен интерес к образу женщины-губительницы, мстительницы (Цирцея, Юдифь и др.). Избранные работы: Крещение Христа (1658, Болонья); Аллегория живописи (автопортрет) (1658, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С Пушкина); Юдифь с головой Олоферна (1658, Пеория, США); Кающаяся Магдалина (1658, Безансон); Аллегория музыки (1659, Кёльн); Спящий Купидон (1660, Уффици; авторство оспаривается); Портрет Беатриче Ченчи (1662, Национальная галерея старинного искусства, Рим); Святой Антоний Падуанский, припадающий к стопам младенца Христа (1662, Болонья); Богоматерь с младенцем (1663, Национальный музей женского искусства, Вашингтон); Порция, ранящая себя в бедро (1664, Хьюстон, США); Портрет Анны Марии Рануцци Марсильи в образе христианской Любви (1665, Болонья); Юдифь с головой Олоферна (Балтимор, США); Клеопатра (Флинт, США); Богоматерь с младенцем (Неаполь); Богоматерь с младенцем (Национальная картинная галерея Армении, Ереван); Муза трагедии Мельпомена (Национальный музей женского искусства, Вашингтон). Посетивший мастерскую Сирани в 1664 Козимо Медичи застал ее за работой над портретом его дяди. Великий герцог Тосканский тут же заказал ей изображение Мадонны для собственной коллекции. Художница выполнила работу столь быстро, что краски успели высохнуть, и заказчик забрал работу с собой. Умерла в Болонье 28 августа 1665 года. Торжественную мессу по умершей отслужили через два с половиной месяца после ее кончины, в ноябре 1665 г. в болонской Базилике Святого Доминика. Катафалк в затянутой черным капелле представлял собой сделанный под мрамор античный Храм Славы со скульптурным изображением художницы за мольбертом. Траурную речь «Кисть, облитая слезами» произнес достопочтенный Джованни Луиджи Пичинарди (Phillippy P. B. Painting women: cosmetics, canvases, and early modern culture. Baltimore: John Hopkins UP, 2006, p.26-30). Романизированные биографии художницы начали создавать еще в XIX в., особенно в ее родном городе. Недавно ей была посвящена стихотворная драма итальянского поэта Давиде Рондони (родился в 1964) Искусство — яд (2004). Пьесу поставила в 2005 актриса и режиссёр Яя Форте. Литература: Picinardi G.L. Il pennello lagrimato. Orazione funebre… con varie poesie in morte della signora Elisabetta Sirani. Bologna: Giacomo Monti, 1665; Manaresi A. Il processo di avvelenamento fatto nel 1665-66 in Bologna contro Lucia Tolomelli per la morte di Elisabetta Sirani. Bologna: Zanichelli, 1904 (переиздание: Bologna: A. Forni, 1975); Ragg L.M.R. The Women Artists of Bologna. London: Methuen&Co, 1907; Modesti A. Elisabetta Sirani: una virtuosa del Seicento bolognese. Bologna: Compositori, 2004; Elisabetta Sirani: pittrice eroina (1638—1665)/ Jadranka Bentini, Vera Fortunati, eds. Bologna: Compositori, 2004 (каталог большой выставки работ художницы в Археологическом музее Болоньи, 2004—2005); Life stories of women artists, 1550—1800: an anthology/Julia K. Dabbs, ed. Farnham; Burlington: Ashgate, 2009.

Elisabeth Dorothea von Sachsen-Gotha-Altenburg (534x700, 294Kb)
1640
Елизавета Доротея Саксен-Гота-Альтенбургская (немецкое имя — Elisabeth Dorothea von Sachsen-Gotha-Altenburg)
принцесса Саксен-Готская, в замужестве ландграфиня Гессен-Дармштадтская и правительница Гессен-Дармштадта в 1678—1688 годах. Елизавета Доротея — старшая дочь герцога Эрнста I Саксен-Гота-Альтенбургского и его супруги Елизаветы Софии Саксен-Альтенбургской, дочери герцога Иоганна Филиппа Саксен-Альтенбургского. 5 декабря 1666 года в замке Фриденштайн в Готе Елизавета Доротея вышла замуж за ландграфа Гессен-Дармштадта Людвига VI. Людвиг был близким другом брата Елизаветы Доротеи герцога Фридриха I Саксен-Гота-Альтенбургского и на момент свадьбы уже вдовцом с шестью детьми. И Людвиг VI, и пасынок Елизаветы Доротеи Людвиг VII в своих завещаниях назначили её управлять Гессен-Дармштадтом. После смерти Людвига VII в 1678 году Елизавета Доротея приняла бразды правления в Гессен-Дармштадте в качестве регента своего малолетнего сына Эрнста Людвига. При ландграфине работал регентский совет, президентом которого она назначила Вайпрехта фон Геммингена. Интересовавшаяся политикой, умная и энергичная Елизавета Доротея лично руководила заседаниями совета. При ней Гессен-Дармштадт пережил значительный подъём. После смерти ландграфа Вильгельма Кристофа Гессен-Бингенхаймского в 1681 году вспыхнул конфликт за наследство с гессен-гомбургской династией, в котором Елизавета Доротея претендовала на Бингенхайм и получила его. По окончании регентства Елизавета Доротея удалилась в свои вдовьи владения в Буцбахе. Елизавета Доротея в течение 52 лет вела дневник, который полностью сохранился, начиная с 1667 года. Умерла в Буцбахе 24 августа 1709 года. Потомки: Эрнст Людвиг (1667—1739), ландграф Гессен-Дармштадта, женат на принцессе Доротее Шарлотте ранденбург-Ансбахской (1661—1705), затем морганатическим браком на Луизе Софии фон Шпигель, графине Эпштейнской (1690—1751); Георг (1669—1705), фельдмаршал имперской армии, вице-король Каталонии; София Луиза (1670—1758), замужем за князем Альбрехтом Эрнстом II Эттинген-Эттингенским (1669—1731); Филипп (1671—1736), фельдмаршал имперской армии и правитель Мантуи, женат на принцессе Марии Терезе Кройской (1673—1714); Иоганн (1672—1673); Генрих (1674—1741), офицер имперской армии; Елизавета Доротея (1676—1721), замужем за ландграфом Гессен-Гомбургским Фридрихом III (1673—1746); Фридрих (1677—1708), каноник Кёльна и Бреслау, фельдмаршал русской армии, женат на Петронелле фон Штокманс (1677—1751). Литература: Pauline Puppel: Die Regentin S. 279 ff; Michael Conrad Curtius: Geschichte … von Hessen S. 257; Hans Gert Roloff (hrsg.): Chloe — Beihefte zum Daphnis Bd. 25 Editiondesiderate der frühen Neuzeit Editions Rodopi B. V., Amsterdam.

 (588x699, 79Kb)
1668
Жан Жиль (Max Jean-Gilles)
французский композитор. Родился в Тулузе. Он был maître де Musique в Экс-ан-Провансе собора с 1693, в Агде в 1695 году и в Тулузе с 1697. Он в основном сочинял в стиле Версаль гран мотет, показывая необычную выразительность, граничащую с пафосом. Две из этих работ оставались популярными на протяжении большей части 18-го века. Его Messe от Morts была очень высоко оценена и исполнена на похоронах Рамо (1764) и Людовика XV (1774). Умер 5 февраля 1705 года.

Sebastian_Conca_Litho (593x700, 223Kb)
1680
Себастьяно Конча (итальянское имя — Sebastiano Conca; известный также как Кавалер, «Il Cavaliere»)
итальянский художник эпохи позднего барокко. Родился в Гаэта. С.Конча был старшим из 10 детей торговца Эразмо Конча и его супруги Катерины де Лорио. В юношеские годы был отдан на обучение в мастерскую неаполитанского художника Франческо Солимена. В 1702 году вместе со своим учителем уехал в Монте-Кассино. В 1706 Себастьяно со своим братом Джованни приехал в Рим и открыл собственную мастерскую, специализируясь на фресковой и монументальной живописи. Художественный стиль его был выработан под влиянием контрастной живописи Ф.Солимена и являлся типичным для позднего барокко (римский классицизм), резко отличаясь от модного тогда фривольного рококо. В 1710 году открыл художественную «Accademia del Nudo», в которой обучались многочисленные студенты со всей Европы, и которая, в свою очередь, способствовала распространению классицизма в живописи по всему континенту. В 1719 году стал членом римской Академии святого Луки и дважды избирался её руководителем. Среди покровителей и ценителей творчества С.Конча были князь делла Торрелла и кардинал Пьетро Оттобони, верховный настоятель базилики Святого Иоанна Латеранского (Сан-Джованни). Благодаря его влиянию С.Конча получил от папы Климента XI заказ на фресковые работы в базиликах Сан-Джованни и Сан-Клементе. В награду Конча получил от папы усыпанный бриллиантами крест и был возведён в рыцарское звание. Мастерская художника отныне располагалась в большом зале дворца Фарнезе, предоставленном ему герцогом Пармским. В этот ранний период своего творчества С.Конча работал совместно с Карло Маратта в церкви Санта-Цецилия-Травествере. В 1718 году выполнил росписи в генуэзском дворце Ломеллини-Дориа. В 1721—1725 годах работал в Турине, расписывая церкви и королевский дворец. Выполнял также заказы испанского короля Филиппа V, а также королей Польши, Португалии, Сардинии, архиепископа Кёльнского. В 1731 году приехал в Сиену, где работал над украшением церкви Сантиссима Аннунциата. В 1739 написал книгу «Ammonimenti» (Предостережения), являвшуюся своего рода напутствием для начинающих художников. В 1751 году вернулся в Неаполь, в его картинах этого периода ощутимо влияние живописи Луки Джордано. Среди учеников С.Кончи следует назвать Помпео Батони, Пьетро Паоло Васта, Феделе Тиррито, Гаспаре Серенарио, Коррадо Джаквинто, Оливио Соцци. Умер в Неаполе 1 сентября 1764 года. Фрески: в Оратории Сан-Филиппо и Санта-Тереза (1721—1725), Венария; Коронация Святой Цецилии (1725), Санта-Цецилия, Рим; в базилике делла Суперга, (1726), Турин; Купание Вирсавии, (1732), в церкви делла Сантиссима Аннунциата, Сиена; в Королевском дворце Турина (1733); Аллегорические сцены (1738—1740), дворец Ломеллини-Дориа, Генуя; в Санта-Чиара (1752—1754), Неаполь. Литература: Jane Turner (a cura di). The Dictionary of Art. — 7. — New York: Grove, 1996. — P. 681—684. ISBN 1-884446-00-0;AA.VV. Sebastiano Conca (1680—1764): Ausstellungskatalog. — Gaeta: Centro Storico Culturale «Gaeta», 1981. Галерея: Богородица, Национальная картинная галерея Армении; Снятие с креста (1746); Музы Урания и Эрато; Женский портрет; Святое семейство; Аллегория Науки; СвятаяЦецилия во славе; Ринальдо и Армида (1725); Александр Македонский в Иерусалимском храме (1735-1737); Аллегория Мира; Христос в Гефсиманском саду.

Tiberius_Hemsterhuis_LB (514x700, 275Kb)
1685
Тибериус Гемстергейс (латинское имя — Tiberius Hemsterhuis)
выдающийся голландский филолог и гуманист, профессор греческого языка в университете города Лейдена. Родился в Гронингене. Главные сочинения: «„Onomastico“ Полукса» («Pollucis Onomasticon»; 1706); диалоги Лукиана («Luciani colloquia etc.»; 1708); «„Plutus“ Аристофана» («Aristophanis Plutus»; 1744); «Anecdota Hemsterhusiana» (издание, 1825) и др. Его сын Франц Гемстергейс (Frans Hemsterhuis; 1721—1790) известен как один из талантливых популяризаторов философии британца Локка. Его «Oeuvres philosophiques» изданы в 1792 и 1850 годах. Умер в Лейдене 7 апреля 1766 года. Источники: Гемстергейс, Тибериус // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

WilliamFrederickBrandenburgAnsbach (558x700, 308Kb)
1686
Вильгельм Фридрих Бранденбург-Ансбахский (немецкое имя — Wilhelm Friedrich von Brandenburg-Ansbach)
маркграф Ансбахского княжества в 1703—1723 годах. Родился в Ансбахе. Младший брат королевы-консорт Великобритании Каролины Бранденбург-Ансбахской. Вильгельм Фридрих — четвёртый сын маркграфа Иоганна Фридриха Бранденбург-Ансбахского, родившийся в его втором браке с Элеонорой Саксен-Эйзенахской. Вильгельм Фридрих наследовал в Ансбахе своему старшему сводному бездетному брату Георгу Фридриху II, павшему в 1703 году в Войне за испанское наследство. Вильгельм Фридрих на тот момент ещё не достиг совершеннолетия и, как и четыре его предшественника, находился под опекой регента. Умер в Швабахе 7 января 1723 года. Вильгельм Фридрих женился 28 августа 1709 года на принцессе Кристиане Шарлотте Вюртемберг-Виннентальской (1694—1729), дочери Фридриха Карла. Дети: Карл Вильгельм Фридрих (1712—1757), маркграф Бранденбург-Ансбаха, женат на Фридерике Луизе Прусской; Элеонора (1713—1714); Фридрих Карл (1715—1716); Кроме того, у Вильгельма Фридриха родилось двое внебрачных детей от Каролины фон Рейстендорф: Фридрих Вильгельм фон Рейстендорф (1718—1742); Фридрих Карл фон Рейстендорф (1718—1779). Литература: Max Spindler, Andreas Kraus: Handbuch der bayerischen Geschichte. Band 3: Franken, Schwaben, Oberpfalz bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts. Teilband 1: Geschichte Frankens bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts. 3. neu bearbeitete Auflage. Beck, München 1997, ISBN 3-406-39451-5.

Louis_de_bourbon_(1707-1712) (548x700, 458Kb)
1707
Людовик II Французский (французское имя — Louis de France)
герцог Бретонский, Дофин Франции, правнук короля Людовика XIV, сын Людовика Бургундского и Марии Аделаиды Савойской. Получил титул герцога Бретонского при рождении от своего прадеда. До него этот титул носил старший брат Людовик I Французский (1704—1705), проживший всего 9 месяцев. Затем, после смерти своего отца, Людовика Бургундского (1682—1712) от кори, стал дофином Франции, но спустя 18 дней и сам умер от той же болезни в возрасте 5-ти лет 8 марта 1712 года. После него дофином Франции стал его младший брат Людовик, герцог Анжуйский, будущий король Франции Людовик XV, единственный выживший из законных наследников Людовика XIV.

 (400x674, 56Kb)
1720
Джеймс Харгривс (James Hargreaves)
английский изобретатель. Родился предположительно в Блэкберне (графство Ланкашир); с 1740 по 1750 работал в Стэндхилле плотником и ткачом на ручном станке. В 1760 сконструировал усовершенствованную кардочесальную машину, а примерно в 1765 изобрел прядильную машину периодического действия, названную в честь дочери «Дженни-пряха». На этой машине один работник мог ткать полотно сразу из нескольких разных нитей – шерстяных, хлопковых и льняных. Когда Харгривс продал несколько своих машин, ткачи разгромили его дом и сломали «Дженни». Тогда он переехал в Ноттингем, где открыл небольшую ткацкую фабрику, а в 1770 получил патент на свое изобретение. Умер Харгривс в Ноттингеме 22 апреля 1778 года. Многие годы считалось, что английский предприниматель Р.Аркрайт несправедливо объявил себя изобретателем чесальной машины, которая в действительности была детищем Харгривса, но недавно обнаруженные свидетельства говорят о том, что Харгривс только усовершенствовал изобретение Аркрайта. Согласно другим источникам, на самом деле чесальную машину изобрел английский механик Т.Хайс.

Johann_Friedrich_von_Schwarzburg-Rudolstadt (481x700, 370Kb)
1721
Иоганн Фридрих Шварцбург-Рудольштадтский (немецкое имя — Johann Friedrich von Schwarzburg-Rudolstadt)
правящий князь Шварцбург-Рудольштадта в 1744—1767 годах из Шварцбургского дома. Родился в Рудольштадте. Иоганн Фридрих — единственный сын князя Фридриха Антона Шварцбург-Рудольштадтского и его первой супруги Софии Вильгельмины Саксен-Кобург-Заальфельдской. Получил домашнее образование. В 9 лет получил офицерский патент саксонской армии. В 1737—1741 годах Иоганн Фридрих путешествовал по Европе с образовательными целями. В Страсбургском университете он слушал лекции по теологии, а в Утрехтском университете — по математике и физике. В Утрехте Иоганн Фридрих побывал на приёме у короля Великобритании Георга II. В 1742 году наследный принц Иоганн Фридрих присутствовал на коронации императора Карла VII во Франкфурте-на-Майне. Путешествуя по Франции, Иоганн Фридрих, владевший французским языком, приобщился к идеям Просвещения. В 1744 году 23-летний принц вступил на престол княжества. Умер в Рудольштадте 10 июля 1767 года. В отсутствие наследника мужского пола власть в Шварцбург-Рудольштадте после смерти Иоганна Фридриха перешла к его дяде Людвигу Гюнтеру II. 19 ноября 1744 года в Эйзенахе Иоганн Фридрих женился на принцессе Бернардине Кристиане Софии Саксен-Веймар-Эйзенахской, дочери Эрнста Августа I Саксен-Веймарского. В этом браке родились: Фридерика София Августа (1745—1778), замужем за князем Фридрихом Карлом Шварцбург-Рудольштадтским (1736—1793); дочь (1746); сын (1747); София Эрнестина (1749—1754); Вильгельмина (1751—1780), замужем за князем Людвигом I Нассау-Саарбрюккенским (1745—1794); Генриетта Шарлотта (1752—1756). Литература: Bernhard Anemüller: Johann Friedrich Fürst zu Schwarzburg-Rudolstadt 1721 bis 1767, 1864; Heinrich Friedrich Theodor Apfelstedt: Das Haus Kevernburg-Schwarzburg von seinem Ursprunge bis auf unsere Zeit: dargestellt in den Stammtafeln seiner Haupt- und Nebenlinien und mit biographischen Notizen über die wichtigsten Glieder derselben, Bertram, Sondershausen 1890, ISBN 3-910132-29-4; Jens Henkel, Lutz Unbehaun: Die Fürsten von Schwarzburg-Rudolstadt. Thüringer Landesmuseum Heidecksburg, Rudolstadt 1997 (3. Auflage 2001), ISBN 3-910013-27-9; Johann Christian August Junghans: Geschichte der schwarzburgischen Regenten. Leipzig 1821; Heinrich Schöppl: Die Regenten des Fürstentums Schwarzburg-Rudolstadt, Rudolstadt 1915.

1727
Николай Михайлович Голицын
русский придворный из рода Голицыных, обер-гофмаршал и тайный советник. Семнадцатый ребёнок генерал-фельдмаршала Михаила Михайловича Голицына Старшего, по матери — внук князя Бориса Ивановича Куракина, одного из руководителей внешней политики петровского царствования. Среди старших братьев — фельдмаршал А.М.Голицын и крупный дипломат Д.М.Голицын. Камер-юнкер с 22 декабря 1761 года, капитан Измайловского полка, с 1763 камергер и гофмаршал. На коронации Екатерины II расставлял кушания. В дневнике Порошина упоминается как частый гость покоев наследника, с которым вёл разговоры о тригонометрии, венгерских винах и других предметах. В 1768 императрица пожаловала Голицына в обер-гофмаршалы, т.е. сделала главным распорядителем придворной жизни. При дворе он был известен под прозвищем «толстяк» (Mr le Gros). Кавалер ордена Святой Анны, в 1773 году был награждён орденом Александра Невского. Уволен по прошению от всех должностей 12 августа 1775 года. В своём памфлете князь Щербатов утверждает, что Голицын потерял позиции при дворе из-за конфликта с Потёмкиным: «Неосторожность приготовить ему какого-то любимого блюда подвергла его подлому ругательству от Потёмкина и принудила идти в отставку». Князь Голицын был крупным землевладельцем, имел поместья в Подмосковье, в Мещовском и Козельском уездах (20 тысяч крепостных крестьян). Скончался в санкт-Петербурге 2 января 1787 года и был похоронен рядом с женой на Лазаревском кладбище. С 1753 года был женат на Екатерине Александровне Головиной (1728—9 сентября 1769), дочери и наследнице адмирала А.И.Головина. Дети: Варвара Николаевна (25 июля 1762—4 января 1802), замечательная красавица, замужем за гофмейстером князем Сергеем Сергеевичем Гагариным (1745—1798), их сыновья Николай и Сергей; Екатерина Николаевна (14 ноября 1764—7 ноября 1832), замужем за светлейшим князем С.А.Меншиковым (1746—1815). По свидетельству современников, была одной из самых красивых женщин своего времени и отличалась свободным образом жизни; Анна Николаевна (15 ноября 1767—18?), была замужем за графом А.А.Мусиным-Пушкиным (1760—1806), но потомства не оставила. Будучи разорена управляющими, скончалась в бедности; Александр Николаевич (6 сентября 1769—12 апреля 1817), камергер и богач, известный своей безумной расточительностью, за что был прозван в Москве именем оперы, бывшей в большой моде, «Cosa-rara». Был женат на княжне Марии Григорьевне Вяземской (1772—1865), после развода с ним, в 1802 году она вышла замуж за графа Л.К.Разумовского. В 1800-е года разорился и под конец жизни получал пенсию от своего троюродного брата князя С.М.Голицына. Источники: Императорская Россия: энциклопедия биографий. Валерий Федорченко. Издательские проекты, 2004 — Всего страниц: 588; Екатерина II и еë окружение. Александр Исаевич Юхт. Издательство «Пресса», 1996 -Всего страниц: 460

Von-Maron-Autoportrait-Fesch,Ajaccio (568x700, 294Kb)
1731
Антон фон Марон (немецкое имя — Anton von Maron)
австрийский художник. Родился в Вене, в семье художника. В 1741—1744 учился в Венской художественной академии. В 1755 уехал в Рим, где жил у своего учителя Антона Менгса. В 1765 женился на сестре Менгса, художнице Терезии. С 1766 состоит в римской художественной Академии Святого Луки. В силу ряда обстоятельств, в первую очередь благодаря знакомству (как художник-портретист) с видными представителями политического и культурного высшего общества, Марон оказался важным связующим звеном между культурными мирами Вены и Рима второй половины XVIII века. В 1772 участвовал в преобразовании Венской художественной академии. По его предложению были введены ежегодные стипендии для обучения в Италии наиболее одарённых студентов. В том же году получил дворянское звание. Впоследствии занимал ряд крупных должностей в художественных академиях Вены и Рима, был директором римской Академии Святого Луки, читал лекции по теории живописи. В 1757 и в 1760—1761 совместно с А.Менгсом работал над фресками для римской церкви Сан-Эвсебио и на Вилле Альбани. После отъезда Менгса в Испанию Марон сумел утвердиться как не уступающий ему по мастерству художник-портретист. Одним из первых его шедевров был портрет историка искусств Иоганна Винкельмана. Начиная с 1770, написал ряд портретов членов австрийской императорской семьи. Один из виднейших представителей раннего классицизма в австрийской живописи. Умер в Риме 3 марта 1808 года. Галерея: Императрица Мария-Терезия во вдовьих одеждах (1773); Портрет Иоахима Винкельмана (1768); Портрет маркизы Элизабет, урождённой Дэверс; Портрет Микеланджело Комбиазо, дожа Генуи (1792); Портрет монсиньора Франческо Карафа; Портрет королевы Марии-Луизы Испанской; Портрет неизвестной; Братья Франтишек и Казимир Ржевуские на фоне Колизея; Портрет императора Иосифа II у статуи Марса (1775).

 (580x698, 77Kb)
1735
Джон Кэрролл (John Carroll)
американский священник, первый епископ и архиепископ в США. Родился в штате Мэриленд. Учился богословию в Европе, во Фландрии. Вступил в орден иезуитов в 1753 г., рукоположен в священники в 1761 г., преподавал в католических университетах Сент-Омера и Льежа. В 1773 году вернулся в Америку. Во время войны за независимость принял сторону восставших. Вошёл (вместе с Бенджаменом Франклином) в состав делегации, пытавшейся убедить население Квебека примкнуть к движению за независимость североамериканских колоний (1776). С 1789 был первым католическим епископом Соединённых Штатов, с титулом епископа (позже архиепископа) Балтиморского. Умер 3 декабря 1815 года.

 (466x698, 144Kb)
1742
Филипп Эстли (Philip Astley)
английский кавалерист, основатель современного цирка. В 1769 году отставной старший сержант королевских драгун Филипп Эстли (Астлей) организовал в Лондоне первое в Европе театрализованное представление в здании с круглой ареной и крышей в форме купола. Ранее, вернувшись с военной службы, Эстли основал в Лондоне школу верховой езды. Там он стал демонстрировать мастерство наездников. Ставились конные представления. Вскоре для этих спортивно-акробатических зрелищ было построено специальное здание, получившее название —"Амфитеатр Эстли". Здание имело архитектурные признаки современного цирка - куполообразная крыша, круглая форма зрительного зала, расположение манежа, и оркестра. Первоначально круглый манеж в цирке существовал исключительно для лошадей, другие номера могли исполняться на любой площадке. В цирке Эстли преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, "живые пирамиды из наездников", которые строились на полном скаку. Эстли первым показал вольтижировку - комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу. Ему также принадлежит заслуга определения диаметра цирковой арены - 42 фута (13 метров), которая была выбрана таким образом, чтобы для наездника скачущей лошадью создавалась оптимальная центробежная сила. При езде по кругу наезднику легче удержать равновесие, стоя на спине лошади. Диаметр манежа в 13 метров и сегодня принят во всем мире. Конные представления Эстли становились все более сложными и сочетались с другими жанрами цирка. Ставились целые сюжетные музыкальные спектакли, феерии и мелодрамы на исторические темы, включавшие фехтование и конные батальные сцены. В программе появились дрессировщики собак, канатные плясуны, акробаты, клоуны, жонглеры и пантомима. Филипп Эстли стал основателем первой цирковой династии. Он строил и организовывал аналогичные предприятия в других городах. В 1782 году открылся филиал его театра в Париже. Переходя от одного антрепренера к другому, меняя свое название, "Амфитеатр Эстли" просуществовал до 1895 года и был одним из самых популярных увеселительных заведений Лондона первой половины XIX века. Умер 27 января 1814 года.

Umdat_ul-Umara (368x700, 317Kb)
1748
Гулам Хусейн Али Хан или Умдат уль-Умара (Ghulam Husain Ali Khan)
наваб индийской княжества Аркот с 1795 по 1801 годы. Его дед, Анвар-уд-дин, дал ему имя Абдул Вали. Но позже он был переименован в Умдата уль-Умара, в честь Импетатора Моголов Шах Алама II. Умдат уль-Умара родился 8 января 1748 года в Ченнаи, Индия. Его отец Мухаммеда Али Хан Валахьяхи - наваб индийского княжества Аркот. Мухаммеда Али Хан Валахьяхи был убежденным союзником Ост-Индской компании Великобритании. Был назначен Наиб Субахом княжества Насарнагара (1759—1760 гг) и Субахом княжества Аркот (1760 год), а затем повышен императором Шах Аламом II до титула Умдата уль-Умары, благодаря ходатайству Роберта Клайва, 12 августа 1765. Он унаследовал престол сразу после смерти его отца Мухаммеда Али Хан Валахьяхи 13 октября, и был возведён на трон 16 октября 1795 года. Умдат уль-Умара правил на протяжении шести лет - с 1795 по 1801 год. Во время его правления британская Ост-Индская компания требовала земли в качестве даров. Многие участники британской Ост-Индской компании полагали, что Умдат уль-Умара, как Наваб Карнатика, тайно оказывал помощь Типу Султану во время четвёртой англо-майсурской войны. После поражения Типу Султана в 1799 году, британцы сразу же обвинили наваба в сотрудничестве с ним и потребовали всю администрацию королевства в качестве компенсации. Умдат уль-Умара яростно сопротивлялся требованиям британской Ост-Индской компании. Вскоре после этого Умдат уль-Умара умер 15 июля 1801 года, возможно был отравлен компанией. Погребён в Тируччираппалли. После смерти уль-Умара управление княжеством перешло к его племяннику Азим-уд-Дауле. Во время правления Азим-уд-Дауле произошел захват владений Умдат уль-Умара, земель княжества Аркот, Британской империей. Как только Азим-уд-Даула взошел на престол 31 июля 1801 года, под давлением Ост-Индской компании он был вынужден подписать договор передачи гражданского и муниципального управления Карнатика британской Ост-Индской компании. Этот документ означал, что Азим-уд-Даула уступил все свои земли британскому правлению, в том числе и территории Полигарс. После 1801 года династия Мухаммеда Али Хан Валахьяхи, великого наваба княжества Аркот прекращается. Все земли перешли под управление Британской империей и Ост-Индской компании.

 (558x699, 560Kb)
1757
Лев Кириллович Разумовский
генерал-майор из рода Разумовских, владелец усадьбы Петровское-Разумовское и дворца в Москве на Тверской (позднее Английский клуб). Сын фельдмаршала Кирилла Разумовского, брат Алексея Разумовского. Лев Кириллович Разумовский родился в Санкт-Петербурге, в семье гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского и Екатерины Ивановны (в девичестве Нарышкиной). Получил с братьями образование в Петербурге, после чего был отправлен за границу. Вернулся в Россию в 1774 году и был зачислен в посольство князя И.В.Репнина. Вместе с ним посетил Константинополь после Кучук-Кайнарджийского мира. Вернувшись в Петербург он поступил на действительную службу в лейб-гвардии Семеновский полк, в который был записан с раннего детства. Он сделался одним из петербургских щеголей и ловеласов и тратил много денег. Отец сам спешил удалить его из столицы. «Он первой руки мот, — писал старик своему сыну Андрею, — и часто мне своими беспутными и неуместными издержками немалую скуку наводит». В 1782 году граф Лев Кириллович Разумовский получил чин полковника и был переведен генеральс-адъютантом к князю Потемкину. Вместе с ним принимал участие в военных действиях против турок. Л.К.Разумовский командовал егерскими полками под начальством А.В.Суворова и был дежурным при князе Репнине. Он отличился в битве при Исакче, затем 3 сентября 1789 года преследовал турок до Измаила и бомбардировал эту крепость. 2 ноября того же года участвовал во взятии Бендер. В 1789 году Лев Кириллович был произведен в бригадиры, а в следующем году в генерал-майоры. 28 июля 1791 года Л.К.Разумовский принимал участие в победе при Мачине и за свои военные подвиги был награжден орденом Святого Владимира II класса. При императоре Павле I, Лев Кириллович Разумовский, числясь в Малороссийском гренадерском полку, подал просьбу об увольнении со службы по болезни, после чего отправился за границу. Через несколько лет, он возвратился и поселился в Москве. От отца ему досталось огромное малороссийское имение «Карловка», можайские вотчины, а также Петровско-Разумовское. Он долго жил в Москве, устраивая балы и спектакли. Лев Кириллович влюбился в Марию Григорьевну Голицыну — жену князя Александра Николаевича Голицына, с которой познакомился на одном из балов. Князь не жалел денег на её платья и вывозил на все балы, стремясь похвалиться перед людьми. Но в семейной жизни для юной женщины установились неприятные отношения. Ходили слухи, что князь Голицын бил свою жену и принуждал её к исполнению супружеского долга. Лев Кириллович Разумовский хотел вызвать князя Голицына на дуэль, но, зная об азартности Александра Николаевича, решил сойтись с ним за карточным столом. Дата этой игры неизвестна — между 1799 и 1802 годом. Игра длилась всю ночь. Выигрывая вновь и вновь, граф Л.К.Разумовский довел князя А.Н.Голицына до умоисступления. И тогда Лев Кириллович предложил ему поставить на кон жену в обмен на всё, что он в ту ночь выиграл у Голицына. Александр Николаевич сначала отказывался, но Разумовский вынудил его принять своё предложение и… князь А.Н.Голицын вновь проиграл. Лев Кириллович действительно забрал с собой только Марию Григорьевну, оставив весь остальной свой выигрыш Голицыну. Он увёз красавицу к себе и с того момента жил с ней, как с женой. Несмотря на счастье освобождения, Мария Григорьевна была глубоко оскорблена тем, что её, урожденную княжну Вяземскую, поставили на карту, как какую-нибудь крепостную девку. Об этой скандальной истории говорили во всех домах Москвы и Санкт-Петербурга. Однако, именно благодаря широкой огласке церковь посчитала недопустимым такое поругание священных уз брака со стороны мужа и без колебаний дала согласие на расторжение брака с А.Н.Голицыным. Мария Григорьевна и Лев Кириллович обвенчались, но она оказалась в положении отверженной обществом. При всей симпатии к Льву Кирилловичу Разумовскому и к его любовной истории, в большом свете принимать его жену не могли. Спас положение император Александр I. Мария Григорьевна не могла появляться на больших великосветских балах, Разумовские посещали только маленькие семейные праздники с танцами. На один из таких праздников в доме Кочубеев неожиданно прибыл государь и, демонстративно пройдя через весь зал, пригласил Марию Григорьевну на танец. И поскольку сам император признал графиню Разумовскую достойной своего общества, у его подданных никакого другого выбора не оставалось, кроме как последовать высочайшему примеру и отныне принимать её как равную. Предполагали, что это дядя Льва Кирилловича, фельдмаршал граф Иван Васильевич Гудович, который был в ту пору московским генерал-губернатором, просил государя о милости к Разумовским. Считается, что эта история легла в основу поэмы Лермонтова «Тамбовская казначейша» (1837—1838). Супруги Разумовские прожили шестнадцать лет. Общих детей у них не было, но они взяли в семью воспитанника Ипполита Ивановича Подчасского, который впоследствии стал сенатором и действительным тайным советником, а также двух воспитанниц. Есть предположения, что это были незаконные дети Льва Кирилловича. Так Ипполит Иванович был сыном от связи с Прасковьей Михайловной Соболевской (в замужестве Ландер). Война 1812 года заставила Разумовских покинуть Петровское и уехать в Тамбов. По возвращении они увидели картину полнейшей разрухи. Их дом на Тверской улице был так же разорен, а в центральной гостиной французские солдаты забивали скот, чем безнадежно испортили наборный паркет и шпалеры. Но граф Лев Кириллович стойко перенес это бедствие и восстановил разрушенное. Позднее в Петровском он принимал короля Прусского, его наследного принца и принца Мекленбургского. Граф Лев Кириллович умер в Москве 21 ноября 1818 года. Он похоронен близ Большого собора Донского монастыря. Его супруга Мария Григорьевна долго скорбила по мужу, и даже была вынуждена уехать для лечения за границу. Она пережила супруга на 47 лет и скончалась 9 августа 1865 года. Похоронена в Донском монастыре (рядом с мужем; над их могилой один надгробный памятник с утраченными надписями). В наше время сохранился дом графа Л.К.Разумовского на Тверской улице в Москве. Ныне там располагается Государственный центральный музей современной истории России. В имении Петровско-Разумовское в 1865 году было основана Петровская земледельческая и лесная академия (ныне РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева). От усадебного ансамбля Болычево сохранилось хозяйственное здание, остатки парка с копаным прудом и кирпичная оштукатуренная с белокаменными деталями церковь с двумя приделами, построенная в 1812 году в стиле классицизма. Церковь закрыта в 1930-х годах. Здание сильно пострадало и остается бесхозным. Главный дом, построенный в 1790-х годах, утрачен в 1990-х годах. В Петербурге сохранился дом графини Разумовской по адресу Большая Морская улица, дом 29. Он перестраивался, надстраивался, в 1970-х годах был разобран по причине плохого состояния, а затем восстановлен.

1759
Антуан Луи Франсуа де Безиад (или Безьяд; французское имя — Antoine Louis François de Bésiade)
граф, затем герцог, французский аристократ, военный и придворный; доверенное лицо графа Прованского (брата Людовика XVI); организатор его удачного бегства из страны в 1791 году и товарищ по ссылке. Родился в Париже. Из аристократической семьи, старший сын Клода де Безиад (Claude Antoine de Bésiade, 1740—1829) и Софи де Майи (Sophie de Mailly). Был полковником Булонского полка (Régiment de Boulonnais) и гардеробмейстером Людовика, графа Прованского. Оставался ему приверженным, как до правления того королём, когда Людовик носил титулы графа Прованского и Месьё, так и впоследствии, когда Людовик, по смерти неправившего Людовика XVII, принял тутул французского короля, но переезжал из страны в страну, не имея возможности вернуться в революционную Францию. Аваре́ был его вечным спутником: вместе с ним бежал из Франции 21 июня 1791 года; участвовал с ним в военной кампании 1792 года; присутствовал в Хамме, где Людовик, после казни Людовика XVI, принял титул регента; сопровождал в Верону, на Рейн, в Россию в Митаву, где готовил своему королю убежище, ходатайствуя как посол перед императором Павлом I. В конце 1800 года Людовик XVIII, по распоряжению русского правительства, должен был оставить Митаву, со всем семейством уехать из России и искать убежище в Лондоне. Там Аваре́ был вынужден покинуть своего царственного компаньона из-за мучавшей его чахотки и уехать на остров Мадейру, где он умер 5 июня 1811 года. Людовик называл его своим другом; по восшествии на престол осыпал милостями всё семейство д’Аваре и приказал поместить в их герб следующие слова Вергилия: Durum facit pietas iter. Литература:Аваре́ // Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. Санкт-Петербург, 1861.

General_Bernard_Frère (503x700, 355Kb)
1762
Бернар Жорж Франсуа Фрер (французское имя — Bernard Georges François Frère)
французский военный деятель, дивизионный генерал (1808 год), граф (1809 год), участник революционных и наполеоновских войн. Родился в Монреале, провинция Лангедок (ныне департамент Од), королевство Франция. В 1791 году вступил на военную службу, быстро дослужился до звания командира батальона. Воевал в Итальянской армии Бонапарта, возглавил 4-ю линейную полубригаду. Затем воевал в Вандее. После 18 брюмера сперва возглавил пехоту в гвардии консулов, а затем полк пеших гренадер. В 1802 году произведён в бригадные генералы, в 1803 году возглавил бригаду в Ганноверской армии. С 1805 года сражался в рядах Великой армии. В 1808 году — дивизионный генерал. В 1808-09-х годах воевал в Испании, в апреле переведён в состав Армии Германии. Тяжело ранен при Ваграме. С 1811 году вновь сражается на Пиренеях. В 1813 году вернулся во Францию. В 1818 году вышел в отставку. Умер в Париже 16 февраля 1826 года. Воинские звания: Капитан (28 сентября 1792 года); Командир батальона (9 мая 1793 года); Полковник (8 сентября 1796 года); Бригадный генерал (13 сентября 1802 года); Дивизионный генерал (6 марта 1808 года). Титулы: Граф Фрер и Империи (французское название —- comte Frère et de l'Empire; декрет от 19 марта 1808 года, патент подтверждён 18 марта 1809 года). Награды: Легионер ордена Почётного легиона (11 декабря 1803 года); Коммандан ордена Почётного легиона (14 июня 1804 года); Кавалер военного ордена Святого Людовика (8 июля 1814 года).

Шварц (483x700, 366Kb)
1762
Франсуа Ксавье де Шварц (французское имя — François Xavier de Schwarz; 1762 — 1826)
французский военный деятель, бригадный генерал (1806 год), барон (1809 год), участник революционных и наполеоновских войн. Родился в Херренвисе, маркграфство Баден, в семье барона Священной Римской империи, служившего офицером в баварской армии. 20 августа 1769 года в 7-летнем возрасте вступил на французскую службу в королевский гусарский полк волонтёров Нассау. 12 июля 1776 года перевёлся кадетом в гусарский полк Шамборана, 12 марта 1782 года произведён в младшие лейтенанты, 25 января 1792 года – в лейтенанты 2-го гусарского полка (бывший полк Шамборана). В кампанию 1792 года сражался в составе Центральной и Северной армий, 13 июня 1792 года получает патент капитана, в 1793 году переведён в Арденнскую, затем Самбро-Маасскую армию, 21 марта 1795 года – командир эскадрона, отличился в сражениях при Швальбахе и Кройцнахе, в 1797-1798 годах служил в Рейнской, затем в Армии Берегов Океана. Осенью 1798 года принял участие в провальной экспедиции генерала Арди, направленной для поддержки действий корпуса генерала Юмбера в Ирландии и 12 октября попал в плен к англичанам. 30 декабря 1798 года Шварц был освобождён «под слово» и возвратился во Францию, 3 сентября 1799 года получил звание командира бригады (полковник), и возглавил 5-й гусарский полк в составе Рейнской армии, в кампанию 1800 года сражался при Мёсскирхе, Биберахе, Кирхберге и Гогенлиндене. 3 мая 1803 года его полк вошёл в состав Ганноверской армии генерала Мортье, 29 августа 1805 года ставшая 1-м армейским корпусом Великой Армии. Участвовал в Австрийской кампании 1805 года, отличился при Аустерлице. 20 сентября 1806 года 5-й гусарский стал частью бригады лёгкой кавалерии генерала Ласалля. Вскоре данное подразделение стало легендарным, и получило прозвище «Адская бригада». В ходе Прусской кампании Франсуа-Ксавье сражался при Кревице, Любеке, Тыкоцине и Голымине, участвовал во взятии Штеттина, 30 декабря 1806 года произведён в бригадные генералы. С 14 по 18 января 1807 года исполнял обязанности коменданта кавалерийского депо в Лещицах, 18 января 1807 года – командир кавалерийского обоза в Сен-Ло. 24 июля 1807 года продолжил службу в 24-м военном округе. 19 марта 1808 года возглавил кавалерийскую бригаду в составе Наблюдательного корпуса Восточных Пиренеев, 14 июня 1808 года потерпел поражение от испанских войск генерала Виллафранка при Брухе неподалёку от Барселоны, 7 сентября 1808 года переведён в 7-й армейский корпус Армии Испании, 4 сентября 1810 года после храброй обороны капитулировал в Бисбале, после чего был доставлен в Таррагону, а оттуда в Англию. Вернулся из плена только 17 мая 1814 года и при первой реставрации Бурбонов оставался без служебного назначения, во время «Ста дней» присоединился к Императору и 13 мая 1815 года занял пост коменданта ремонтного депо кавалерии в Амьене, после второй реставрации 4 сентября 1815 года вышел в отставку. Умер в Сент-Рюффине (департамент Мозель, королевство Франция) 9 октября 1826 года. Воинские звания: Младший лейтенант (12 марта 1782 года); Лейтенант (25 января 1792 года); Капитан (13 июня 1792 года); Командир эскадрона (21 марта 1795 года); Полковник (3 сентября 1799 года); Бригадный генерал (30 декабря 1806 года). Титулы: Барон Шварц и Империи (французское имя — baron Schwarz et de l'Empire; декрет от 19 марта 1808 года, патент подтверждён 15 января 1809 года). Награды: Легионер ордена Почётного легиона (11 декабря 1803 года); Офицер ордена Почётного легиона (14 июня 1804 года); Коммандан ордена Почётного легиона (25 декабря 1805 года); Коммандор баварского военного ордена Максимилиана Иосифа (15 апреля 1808 года); Кавалер военного ордена Святого Людовика (19 августа 1818 года). Литература: SIX (Georges), Dictionnaire biographique des généraux et amiraux de la Révolution et de l'Empire (1792-1814), Paris, Librairie Saffroy, 1934, 2 tomes; A. Lievyns, Jean Maurice Verdot, Pierre Bégat, Fastes de la Légion-d'honneur, biographie de tous les décorés accompagnée de l'histoire législative et réglementaire de l'ordre, Bureau de l’administration, Tome 3,‎ 1844, 529 p.

Drouet_(J.B.,_1763-1824) (525x700, 220Kb)
1763
Жан-Батист Друэ (французское имя — Jean-Baptiste Drouet)
сын торговца дровами и французский революционер. Родился в Сент-Менеу. Был почтмейстером в Сент-Менеу, узнал и указал на бежавшего из Парижа Людовика XVI. В 1792—1793 гг. — член конвента, якобинец; в 1793—1795 гг. — в плену у австрийцев, затем член совета пятисот. Умер в Маконе 10 апреля 1824 года.

Roemer (500x700, 246Kb)
1763
Иоганн Якоб Рёмер (немецкое имя — Johann Jacob Römer или Johann Jakob Roemer)
швейцарский биолог, ботаники врач. Иоганн Якоб Рёмер родился в городе Цюрих на северо-востоке Швейцарии 8 января 1763 года. Рёмер был профессором ботаники. В 1793 году Иоганн Якоб Рёмер был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук. Он внёс значительный вклад в ботанику, описав множество видов растений. Иоганн Якоб Рёмер умер в Цюрихе 15 января 1819 года. Иоганн Якоб Рёмер специализировался на папоротниковидных и на семенных растениях. Научные работы: Magazin für die Botanik Bände 1—4; 1787—1791. Fortgesetzt als Neues Magazin für die Botanik; Genera insectorum Linnaei et Fabricii iconibus illustrata. Vitoduri Helvetorum (Winterthur), apud Henric. Steiner, 1789; Flora Europaea inchoata, Norimbergae [Nürnberg], 14 fasc. 1797—1811; Collecteana ad Omnem rem Botanicam Spectantia Partim e Propriis, Partim ex Amicorum Schedis Manuscriptis Concinnavit et Edidit J. J. Roemer, M.D. Turici [Zurich] (1806—1810); Versuch eines möglichst vollständigen Wäörterbuchs der botanischen Terminologie. 1816; Systema vegetabilium (ed. 16) 7 vols. 1817—1830. Род растений Roemeria Medik. семейства Маковые был назван в его честь. Литература: Ernst Wunschmann: Römer, Johann Jacob. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 29, Duncker & Humblot, Leipzig 1889, S. 122—124.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку