-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108599
Комментариев: 6801
Написано: 117070


8 января родились...

Понедельник, 08 Января 2024 г. 04:36 + в цитатник
00imam-husain-big2 (653x700, 66Kb)
626
Аль-Хусейн ибн Али аль-Кураши (арабское имя — الحسين بن علي)
второй сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы; третий шиитский имам. Родился в Мединею День его гибели во время сражения близ Кербелы с войском омейядского халифа Язида I отмечается шиитами как траур ашура. Хусейн почти не принимал активного участия в общественно-политической жизни Халифата вплоть до смерти Омейядского халифа Муавии I (680) После назначения Муавией своего сына Язида халифом, Халифат превратился в монархию. Этот процесс был встречен в обществе весьма неоднозначно. Против монархии Омейядов в Медине выступили несколько влиятельных сподвижников пророка Мухаммеда, в числе которых был и Хусейн. В это же время, жители Куфы подняли восстание против халифа Язида и пригласили Хусейна к себе. Хусейн откликнулся на эту просьбу и, вместе со своей семьей и приближенными, выехал в направлении Куфы для того, чтобы возглавить жителей этого города. Для изучения обстановки в городе, Хусейн послал туда своего представителя Муслима ибн Акиля, который приехал в Куфу и отправил Хусейну послание, в котором сообщал, что около 18 тысяч куфийцев уже присягнули на верность Хусейну и ждут его приезда. Халиф Язид сместил наместника Куфы и назначил туда Убайдуллаха ибн Зияда, отличавшегося суровым характером и жестокостью. Приехав в Куфу Убайдуллах публично объявил о том, что будет убивать всех, кто выступит против Омейядов. Привлекая на свою сторону основной части населения и местных лидеров, Убайдуллах смог подавить это восстание. Когда Муслим ибн Акиль попытался выступить против него, то оказалось, что все бывшие сторонники Хусейна разбежались и он остался один. Муслима выдали властям и казнили. Перед смертью Муслим ибн Акиль успел отправить послание Хусейну, где он не рекомендовал ему въезжать в Куфу, но Хусейн продолжил движение в сторону города и подошел к местечку Кербела. Возле Кербелы с ним встретились халифские войска, которые были укомплектованы, в том числе, и из числа куфийцев, которые совсем недавно сами приглашали его в город. Во время переговоров Хусейн попросил отпустить его и его приближенных, но его противники выдвинули для его освобождения такие условия, которые он не мог принять. Тогда войска халифа двинулись против небольшого отряда Хусейна и полностью разгромили его. Хусейн и ещё 72 человека, из которых 23 были его родственниками, погибли в битве. Хусейну отрубили голову в Кербеле 10 октября 680 года, и отправили вначале к Убайдуллаху ибн Зияду, а затем в Дамаск к халифу Язиду. Смерть внука пророка Мухаммада вызвала возмущение народа и привела к новому восстанию в Мекке. Восстание возглавил Абдуллах ибн аз-Зубайр, которому удалось на короткое время захватить власть (с 684 по 692 гг.). Это восстание было последней попыткой ветеранов исламского движения не допустить превращения Халифата в абсолютную монархию и возродить модель правления Праведных халифов. Все эти события привели к падению суфьянитской ветви Омейядов и вхождению на престол побочной, марванитской ветвью. Гибель Хусейна ещё больше сплотила сторонников семьи пророка Мухаммеда и повлияла на дальнейшие политические события. Многие политические движения в Арабском халифате против тирании властей проходили под лозунгами отмщения за кровь Хусейна. Гробница Хусейна в Кербеле стала объектом паломничества шиитов. Трагической судьбе Хусейна и событиям в Кербале посвящено религиозное сочинение азербайджанского писателя Аббас-Кули-аги Бакиханова «Рийаз ал-Кудс». В Иране о гибели имама Хусейна в Кербеле был снят телесериал «Повесть о любви» («روایت شق»). Событиям, прозошедшим с членами семьи Хусейна после битвы, посвящён художественный фильм «Караван пленников». Обзор всех событий, приведших к гибели Хусейна, запечатлён в иранском телесериале Мохтарнаме. Сам фильм посвящён Мухтару аль-Сакафи, поднявшего восстания с целью наказания убийц и виновников смерти внука пророка. Сирийским режиссёром Абд аль-Бари Абу аль-Хаиром был снят сериал «Муавия, Хасан и Хусейн», где впервые были показаны лица двух шиитских имамов (в исполнении арабских актёров). Это вызвало огонь критики как со стороны шиитских улемов, так и суннитских духовных авторитетов. Египетская духовная академия-университет «Аль-Азхар» постановила запретить показ сериала, а три шиитских великих аятоллы (Насер Макарем Ширази, Хусейн Нури Хамедани и Али Сафи Голпайегани) постановили просмотр фильма как «харам». В шиитской среде фильм также был расценен как оскорбительный и искажающий исторические факты. Именем имама Хусейна названы: Центральная площадь в бакинском посёлке Нардаран (Азербайджан); Мост в Багдаде (Ирак); Университет, площадь и станция метро в Тегеране (Иран). Литература: Али-заде, А.А. Хусейн ибн Али // Исламский энциклопедический словарь. — Москва : Ансар, 2007.

 (427x699, 127Kb)
1081
Генрих V (немецкое имя — Heinrich V)
император Священной Римской империи в 1111—1125, последний представитель Салической династии, сын Генриха IV. Когда его старший брат Конрад возмутился против отца, Генрих был назначен наследником, но в декабре 1104 Генрих в свою очередь восстал против отца и покорностью папе привлек на свою сторону духовную партию. Смирив строптивых вассалов и победив богемских князей, он поднял после вступления на престол упавшее значение королевской власти. В 1109 году польский князь Збигнев, изгнанный младшим братом Болеславом Кривоустым, обратился к Генриху с просьбой о военной поддержке в борьбе за верховную власть в Польше. Генрих согласился, предварительно потребовав от Болеслава отдать половину королевства брату, установить двоевластие в Польше и выплатить германскому императору 300 гривен. Отказ Болеслава привел к военному вторжению Генриха на территорию Силезии. Однако решающая битва под Глогувым окончилась поражением Генриха, который отказал в поддержке Збигневу и перестал вмешиваться во внутренние дела польского королевства. Вскоре ему пришлось вступить в борьбу с папой Пасхалием II из-за права инвеституры. В 1110 Генрих с тридцатитысячным войском вступил в Италию, и папа вынужден был заключить с ним договор, по которому епископы должны были возвратить все имперские лены. Объявление договора перед коронацией в церкви Святого Петра вызвало противодействие со стороны епископов; папа отказался от коронования, но Генрих взял его в плен вместе со всеми кардиналами и вынудил у него признание за короной права инвеституры, точно так же как и обещание никогда не отлучать его от церкви; после чего он был коронован (13 февраля 1111). Едва он вернулся в Германию, как Пасхалий объявил договор вынужденным и разрешил своему легату, архиепископу Гвидо вьенскому, отлучить императора от церкви. На отлучение это Генрих обратил мало внимания, тем более, что был занят войной против германских князей. В то время как восстание саксонских князей было, по-видимому, подавлено победой, одержанной полководцем Генриха, Гойером Мансфельдским, при Варенштедте, вспыхнуло вновь восстание рейнских и вестфальских князей; Генрих был побежден в битве у Вельфского леса на реке Виппер (11 февраля 1115). Затруднительным положением, в котором он теперь находился, воспользовались его враги, архиепископы кельнский и майнцский, чтобы вторично отлучить его от церкви. Это обстоятельство и смерть маркграфини Матильды, землями и имениями которой он желал завладеть, побудили его поручить защиту Германии оставшимся ещё верными князьям Швабии, а самому опять отправиться в Италию. Завладев наследством Матильды, он изгнал из Рима Пасхалия II и после смерти его добился избрания Григория VIII, которому, однако, духовная партия выставила соперника в лице Геласия II. Этот последний вновь отлучил императора от церкви, но должен был бежать во Францию. После смерти Геласия папой сделался архиепископ вьенский Гвидо под именем Каликста II. Поспешив в Германию, где продолжались междоусобицы, Генрих умиротворил князей установлением земского мира и обещанием возвратить каждому отнятое у него. После продолжавшихся ещё два года междоусобиц он подтвердил эти обещания на Вормсском сейме 1121. Здесь князья соединились с ним, так что Каликст, ещё раз отлучивший Генриха от церкви, должен был согласиться на то, чтобы впредь в Германии епископы избирались в присутствии императора или его послов и чтобы только после вручения им королем скипетра вступали во владение церковными ленами. Этот договор известен под названием Вормсского конкордата (1122). Генриху приходилось ещё несколько раз вступать в борьбу с непокорными князьями, причём большей частью ему не везло в этой борьбе. Он умер в Утрехте 23 мая 1125 года. Похоронен в Кафедральном соборе Шпайера, в фамильном склепе. Генрих V был женат на Матильде, дочери короля Англии Генриха I, но детей не оставил. С ним прекратился Салический, или Франконский, императорский дом. Его преемником был Лотарь Саксонский.

Myou-e (656x700, 315Kb)
1173
Мёэ (японское имя — 明恵)
японский монах школ Кэгон и Сингон. Наряду с такими своими современниками, как Хонэн, Синран, Догэн и Нитирэн, относится к числу выдающихся буддийских деятелей начала периода Камакура. Посмертное имя — Кобэн (яп. 高弁 Ко:бэн?). Также известен под именами Святой Мёэ (японское имя — 明恵上人?) и Святой Тоганоо (японское имя — 栂尾上人?). Потеряв родителей в возрасте семи лет, в 1180 году Мёэ принял монашество в киотоском храме Дзинго-дзи (расположен на горе Такао), где начал изучать буддизм школы Сингон под руководством монаха Дзёгаку, приходившегося ему дядей. Благодаря Дзёгаку, а также другим семейным связям, молодой Мёэ также получил возможность стать послушником в храме Тодай-дзи (расположен в Нара), являющимся оплотом школы Кэгон. Заложенную с самого начала двойственность принадлежности одновременно к Кэгон и Сингон Мёэ сохранял на протяжении всей своей жизни, объединив космологию и схоластику первой с ритуальной практикой второй. Как и многие современники, считая своё время эпохой «конца закона» (маппо), Мёэ критически оценивал состояние сангхи и общества в целом, находя их пребывающими в состоянии упадка. Отчаявшись найти себе достойного учителя среди живущих, Мёэ обратился за руководством к сутрам, избрав в наставники будду Шакьямуни и бодхисаттв. Буддийское творчество Мёэ оказалось необыкновенно плодотворным. Его кисти принадлежит более 50 работ, написанных в самых разнообразных жанрах: философские трактаты, руководства по медитации, путевые записки, пророчества, кодексы поведения, письма, полемические произведения, дневник снов и др. Характерной особенностью Мёэ было единство проповедуемого и практикуемого в повседневной жизни. Достижения Мёэ, особенно широта его взглядов на практику Пути и высокие моральные стандарты, были высоко оценены в японском буддийском мире того времени. Мёэ снискал уважение не только таких выдающихся монахов, как Дзёкэй (из храма Кофуку-дзи) и Гёэн (из храма Тодай-дзи), но даже и нетерпимого к инакомыслию Нитирэна. Японская аристократия также благоволила к Мёэ: Ходзё Ясутоки (правитель Киото), а также Кудзё Канэдзанэ и Фудзивара Митииэ, бывшие ведущими фигурами на политической сцене, почитали Мёэ как своего близкого друга и советника. Получив всеобщее признание, Мёэ стал настоятелем основанного им в 1206 году храма Кодзан-дзи школы Кэгон, регулярно выступал с проповедями в Тодай-дзи, а также основал женский монастырь Дзэнмё-дзи. Большое число его последователей включало мужчин и женщин, молодых и старых, мирян и монахов, многие из которых приходили к Мёэ в храм после уничтожения их семей в кровопролитных феодальных войнах. Оставаясь достаточно либеральным и прагматичным в отношении включения в практику Пути разнородных элементов, используемых различными буддийскими школами (особенно Дзэн), Мёэ тем не менее прослыл непримиримым оппонентом школы Дзёдо, посвятив этому вопросу два своих трактата. Амидаистскому ритуалу нэмбуцу Мёэ пытался противопоставить практику чтения «Мантры света». В целом, Мёэ широко известен своими инициативами возрождения жёсткой дисциплины и высоких моральных устоев в монашеских кругах. Это послужило одной из основных причин его самовольного удаления из Киото. Также известен случай, когда Мёэ отрезал себе ухо в знак протеста против деградации современного ему духовенства. Получив необходимую свободу действий в Кодзан-дзи, Мёэ приложил все усилия для строгого регламентирования монашеской повседневности, от медитации и чтения сутр и мантр (в их число входили Сутра Сердца, шестисложная Мантра бодхисаттвы Каннон и Мантра света) вплоть до процедуры умывания, что роднит его с практикой, введённой в том же веке Догэном в Эйхэйдзи. Вклад Мёэ в буддийскую ритуальную практику также включает предложенные и подробно описанные им новые форм мандал, использующих только японскую каллиграфию и санскритское письмо (аналогичные мандалы применялись Синраном и Нитирэном). Умер 19 января 1232 года. Мёэ оставил большое поэтическое наследие в жанре вака. Как автор вака он был удостоен высочайшей оценки Фудзивара Тэйка, непререкаемого авторитета в мире поэтического искусства классической Японии. Вака Мёэ также цитирует Кавабата Ясунари в своей Нобелевской лекции «Красотой Японии рождённый», где Мёэ назван «певцом луны». «Дневник снов» (японское название —- 夢記), который Мёэ вёл начиная с 19-летнего возраста в течение почти 40 лет, также получил широкую известность. Интерес к нему в Японии и за рубежом существенно возрос в последние годы после публикации в 1995 году монографии «Жизнь и сны Мёэ» (японское название —- 明恵 夢を生きる) (автор Кавай Хаяо), где представлено фундаментальное исследование и юнгианское толкование снов Мёэ. Существуют переводы как самого дневника, так и этой работы на английский язык. Литература: 河合隼雄. 明恵 夢を生きる. — 東京: 講談社, 2006. — ISBN 4-06-256118-2; Unno, Mark T. Recommending Faith in the Sand of the Mantra of Light: Myōe Kōben's Kōmyō Shingon Dosha Kanjinki // Re-Visioning Kamakura Buddhism / Ed. Richard K.Payne. — Honolulu: University of Hawai'i Press, 1998. — P. 167 — 217. — 280 p. — (Studies in East Asian Buddhism 11). — ISBN 0-8248-2024-X.

1345
Гази Ахмед (второе имя — Бурханеддин Сиваси, Burhaneddin Sivasi)
турецкий поэт, ученый, государственный деятель. Родился в Кайсери. Писал на азербайджанском, персидском и турецком языках. Учился в Египте и Ираке. В 1365-1380 гг. был кадием (религиозным судьей), затем правителем Сиваса (Турция). Имел титул султана. Диван его стихов хранится в единственном экземпляре в Британском музее (Лондон; факсимиле - Стамбул, 1943), содержит 1500 газелей, 20 четверостиший (рубай), 119 туюгов - коротких мистико-эротических стихотворений. Влияние мистицизма не заслоняет главного в его стихах - живых человеческих чувств и мыслей. В них ощущается суровый дух поэта-воина, искренность его переживаний. Стихи написаны преимущественно по правилам аруза. Автор трудов по мусульманской юриспруденции. Умер в 1398 году. Литература: Крымский А., История Турции и её литературы, том 1, Москва, 1916.

John_from_Lithuanian_Dukes (662x700, 376Kb)
1499
Ян
княжич литовский, внебрачный сын королевича Сигизмунда I (1467—1548) и Екатерины Охстат-Тельничанки. Родился в Кракове. Ян (Януш) воспитывался в Кракове и Глогове. Сигизмунд, став в 1506 году королём, неизменно покровительствовал Яну. Около 1510 года в 11 лет Ян получил сан краковского каноника. В 1512—1516 годах обучался в Италии, изучал право в Болонском университете, где, по-видимому, познакомился с Франциском Скориной, ставшим (по непроверенным источникам) в середине 1520-х годов его лекарем и секретарём. Познанский каноник с 1516 года. В 1519 году папой Львом X в 20 лет назначен виленским епископом, уступив настоятельным просьбам Сигизмунда I. Ян приехал в Вильно вместе с матерью, которая стала вмешиваться в дела епархии, что вызвало возмущение, причем в ноябре 1520 года Ян временно был отстранен от власти. С магнатами Великого княжества Литовского ему не удалось наладить отношений. В ноябре 1522 года его чуть не убил в драке Станислав Радзивилл. В 1526 году Ян пытался провести на варшавском сейме решение о придании Великому княжеству Литовскому статуса королевства. Но польские магнаты не допустили этого. Ян, получив от короля Шавли, Житомир, Каменец со многими сёлами, стал крупным феодалом. По войсковой записи 1528 года он по числу коней (236) был на девятом месте среди магнатов княжества. В мае 1536 года из-за разногласий с магнатами он отказался от виленского епископства и был назначен познанским епископом, но выехал в Познань лишь зимой, а 18 февраля 1538 года умер в возрасте 39 лет. Литература: Антонович В.Б. Очерки истории Великого княжества Литовского до половины XV столетия. — Киев, 1878; Акты, относящиеся к истории Западной Руси, собранные и изданные Археологической комиссией. Том 1. — Санкт-Петербург, 1846; Белоруссия в эпоху феодализма: Сб. документов и материалов. В 3 томах — Минск, 1959; Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. — 1990; Przyałgowski W. Żywoty Biskupów wileńskich. — S.-Peterburg, 1860; Polski Słownik biograficzny. T. 1-32. — Poznań, 1935—1992; Нарбут А.Н. Епископы ВЛК из княжеских и магнатских родов /Наш радавод. Книга 4, часть 2. — Гродна, 1992; Dunin-Borkowski J. S. Genealogie żyjących utytułowanych rodów Polskich, Lwów, 1895; Wolff J. Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Księstwa Litewskiego. 1386—1795, Kraków, 1885.

Johann_Frederick_II_of_Saxony (577x700, 306Kb)
1529
Иоганн Фридрих II Средний (немецкое имя — Johann Friedrich II. der Mittlere)
герцог Саксонии. Родился в Торгау. Старший сын Иоганна Фридриха Великодушного и Сибиллы Клевской. Вместе со своим младшим братом Иоганном Вильгельмом он получил хорошее и разностороннее образование, в том числе у Базилиуса Моннера (нем.)русск.. Уже в юности братья принимали участие в заседаниях Надворного совета (Hofrat). После битвы при Мюльберге, в которой были взяты в плен его отец и брат Иоганн Вильгельм, Иоганн Фридрих принял управление землями эрнестинов. Предприняв несколько попыток организовывать борьбу против императора Карла V, Иоганн Фридрих в конце концов подчинился ему. Император назначил сыновьям Иоганна Фридриха I годовую сумму в размере 50000 гульденов. Не будучи в состоянии выплатить её, Иоганн Фридрих заложил несколько учреждений, являвшихся ядром эрнестинских владений. После смерти отца, который установил в завещании неделимость страны и совместное правление сыновей, в 1554 году Иоганн Фридрих II стал во взаимном согласии с братьями единственным правителем эрнестинских владений. Свою резиденцию он определил в Готе, а брату Иоганну-Вильгельму отдал Кобург.
JohannFriedrichBrueder (458x700, 302Kb)
Три брата — Иоанн Фридрих II, Иоанн Вильгельм и Иоанн Фридрих III (слева направо). 1550 год
Новое императорское наделение леном с эрнестинскими владениями произошло 23 марта 1555 года. Иоганн Фридрих поступил на службу к французскому королю Генриху II, которого он поддерживал в походах во Франции, и получал за это ежегодный платеж в размере 30 000 франков. Он был ревностным лютеранином и принимал участие в споре Флация с вюртембергскими богословами. Так как во время грумбахской ссоры Иоганн Фридрих занял сторону подвергнутого в 1563 году имперской опале Вильгельма Грумбахского, он также был подвергнут имперской опале императором Максимилианом II в 1566 году. После взятия Гримменштайна около Готы 13 апреля 1567 года Иоганн Фридрих был приведён курфюрстом Саксонии Августом в Дрезден. 22 июня 1567 года он прибыл в Вену, где последовал императорский плен с собственным двором в Винер-Нойштадте. В 1595 году из-за турецкой опасности он был переведён из Винер-Нойштадта в замок Ламсберг в Штайре (Верхняя Австрия). Там он умер 9 мая 1595 года в результате падения с лестницы после 28-летнего заключения.
8 января 1529 года родился — Иоганн-Фридрих II Среднийpost-13108-129446133745 (700x347, 271Kb)
Вместе со своей супругой похоронен в церкви святого Морица (Кобург). Сначала господство над всеми эрнестинскими владениями принял брат Иоганн Вильгельм. По Эрфуртскому делению 1572 года сыновьям Иоганна Фридриха Среднего под опекунством императора и рейхстага возвращались отцовские владения (Кобург и владения вокруг Эйзенаха и Готы), которые они распределили между собой после достижения совершеннолетия и вступления в наследство после смерти отца в 1596 году (Иоганн-Казимир получил Кобург, Иоганн-Эрнст — Эйзенах и Готу). С этого начались многочисленные эрнестинские деления, вследствие которых в Тюрингии возникло множество малых территорий. Иоганн Фридрих сочетался браком 26 мая 1555 года в Веймаре с Агнесой (1527—1555), дочерью ландграфа Гессенского Филиппа I и вдовой Морица, курфюрста Саксонии, чем выполнил желание своего отца. Агнеса умерла в ноябре того же года от лихорадки. Свой второй брак он заключил 12 июня 1558 года в Веймаре с Елизаветой (1540—1594), дочерью курфюрста Пфальца Фридриха III. В этом браке родились: Иоганн Фридрих (1559—1560); Фридрих Генрих (1563—1572); Иоганн Казимир (1564—1633), герцог Саксен-Кобурга; женился в 1586 году на Анне (1567—1613), принцессе Саксонской (развод в 1593 году), в 1599 году — на Маргарите (1573—1643), принцессе Брауншвейг-Люнебургской; Иоганн Эрнст (1566—1638), герцог Саксен-Айзенаха; женился в 1591 году на Елизавете (1565—1596), графине Мансфельд, в 1598 году — на Кристине (1578—1658), принцессе Гессен-Кассельской. В церкви Святого Морица (Кобург) герцог Иоганн Казимир поставил в 1598 году своим родителям Иоганну Фридриху II и Елизавете алебастровый надгробный памятник высотой 12 м (скульптор Николаус Бергнер), который причисляется к самым красивым эпитафиям эпохи Возрождения в Германии.

Иосиф_из_Леонессы_(1556-1612) (513x700, 311Kb)
1556
Иосиф из Леонессы (итальянское имя — Giuseppe da Leonessa; в миру - Эуфранио Дезидери, Eufranio Desideri)
священник, член Ордена братьев меньших капуцинов (O.F.M.Cap.), святой Римско-католической церкви, проповедник. На миссии в тюрьмах Стамбула заботился о пленниках-христианах. За появление во дворце без разрешения и просьбу к султану позволить проповедь Евангелия на территории Османской империи был подвергнут казни, но чудом выжил. Проповедовал в Папской области, произнося по восемь-десять проповедей в день. Выступал за социальную справедливость. Содействовал оказанию помощи бедным крестьянам и горожанам. Обладал даром чудотворения. После смерти был канонизирован. Мощи его покоятся в санктуарии в Леонессе. Литургическая память ему отмечается 4 февраля. Эуфранио Дезидери родился в Леонессе. Он был третьим ребёнком из восьми детей в семье богатого торговца шерстью Джованни Дезидери и Франчески, урождённой Паолини. На тринадцатом году жизни потерял обеих родителей. Попечение об осиротевших детях взял на себя Джованбаттиста Дезидери — дядя по линии отца, живший в Витербо. Джованбаттиста Дезидери был профессиональным учителем. Под его руководством Эуфранио продолжил образование, начатое в Леонессе. В 1571 году они переехали в Сполето. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, дядя посватал за него девушку из благородной семьи, но Эуфранио чувствовал в себе призвание к жизни посвящённой Богу. Вскоре он заболел, и его отправили в Леонессу поправить здоровье. Здесь он познакомился с монахами из Ордена братьев меньших капуцинов, которые строили в городе монастырь. Эуфранио был впечатлён их образом жизни. Не найдя понимания у родственников, настаивавших на его пребывании в миру, он тайно покинул дом. 3 января 1572 года стал послушником и надел облачение капуцинов в монастыре «Малая темница» (итальянское название —- Carcerelle) в Ассизи. Спустя год, 8 января 1573 года Эуфранио принял монашеский постриг и взял новое имя Иосиф. Он продолжил богословское образование в учебных заведениях Сполето и Перуджи. Иосиф строго соблюдал монашеский устав и верность данным обетам. Он носил старую монашескую рясу, держал строгий пост, спал на досках и усердствовал в келейной дисциплине. Ежедневно исповедовал помыслы своему духовнику и причащался каждый раз, когда получал на это благословение. Нередко всю ночь Иосиф проводил в покаянии перед распятием, созерцая тайны Страстей Христа. 24 сентября 1580 года в Амелии он был рукоположен в сан священника. 21 мая 1581 года Иосиф получил официальное благословение проповедовать и начал проповедь среди бедных крестьян в центральной Италии. Он проповедовал в Умбрии, Абруццо и Лацио в Папской области. «Тот, кто любит жизнь созерцательную обязан выйти в мир, чтобы проповедовать, особенно когда мысли людей сбиты с толку и беззаконие изобилует на земле.» — Иосиф из Леонессы. В 1587 году, вместо умерших от чумы иезуитов, Папа Григорий XIII отправил в Стамбул капуцинов. Иосиф присоединился к группе миссионеров вместо заболевшего собрата. Получив индульгенцию в Ассизи, он пришёл в Венецию, откуда в составе группы отбыл в столицу Османской империи. Путешествие длилось почти месяц и закончилось в конце августа. На капуцинов были возложены заботы о многочисленных христианах, находившихся в плену у мусульман. В Стамбуле они разместились в монастыре в районе Галата. Ежедневно капуцины оказывали помощь 4 000 христианам, заключённым в тюрьмах, большинство из которых были похищены мусульманами во время разбойничьих нападений на мирное население сопредельных государств. Они использовали христиан в качестве рабов на галерах. Иосиф с особым усердием заботился не только об их физическом состоянии, но и о душевном равновесии. Однажды он не смог вернуться в район Галата до закрытия ворот. Его обнаружили спящим у стены и арестовали, обвинив в шпионаже. Месяц он провёл в тюрьме и был отпущен под залог, который внесли за него венецианский бальи Джованни Франческо Морозини и французский посол Жак Савари. В 1588 году, по просьбе последнего, правительство Османской империи разрешило капуцинам свободно передвигаться по территории государства. К 1589 году эпидемия чумы уничтожила всех членов миссии, кроме Иосифа, который хоть и заразился, но выздоровел, и его собрата-капуцина Григория из Леонессы. В том же году Иосиф, не имея на то разрешения, вошёл во дворец султана, но был остановлен охранниками. Оказался ли он там, понимая последствия своего поступка, или неверно понял разрешение о свободе передвижения, неизвестно. Оставленные им письменные свидетельства, говорят о трезвости мышления и отсутствии экзальтированности. Его отношения с мусульманами всегда носили благоразумный характер. Он даже начал изучать их обычаи и турецкий язык. Сам Иосиф не рассказывал о случившемся подробностей. По преданию, перед султаном он исповедовал себя христианином и обратился с просьбой разрешить в империи проповедь Евангелия. Мурад III посчитал его сумасшедшим и приговорил к смертной казни через подвешивание на крюках. Три дня Иосиф висел над слабым огнём, подвешенный на крюки за правую руку и пятку и задыхаясь от дыма. Легенда повествует, что он был избавлен от казни и исцелён от ран ангелом. По другой версии, смертный приговор ему был заменен высылкой из страны по просьбе Сафийе-султан, фаворитки Мурада III, имевшей христианское происхождение. Осенью 1589 года Иосиф вернулся в Италию. После аудиенции у Папы Сикста V прибыл в монастырь в Ассизи. В декабре он возобновил проповедническую деятельность в центральной Италии. Проповедовал по шесть-восемь, иногда десять, раз в день, в том числе в бедных горных селениях. Его «Практика сорока часов» представляла собой народную миссию, когда после каждого часа адорации следовала проповедь. После последней проповеди, Иосиф поднимался на возвышенность близ деревни, где в память о миссии устанавливал принесённый им крест. Он выступал за социальную справедливость. Критиковал жестоких землевладельцев, ростовщиков и спекулянтов. Содействовал строительству домов зерна и сострадания, выдававших беспроцентные малые кредиты зерном и деньгами неимущим крестьянам и горожанам. По его инициативе возводились небольшие больницы для бедняков и странноприимные дома для паломников. Иосиф оказывал духовную поддержку приговорённым к смерти и с риском для жизни пресекал кровную месть и драки. В 1591 году, во время эпидемии чумы, в Треви по его молитве исцелился местный горожанин. Несколько чудес по его молитве произошли также в Риме. Вскоре в народе его стали почитать как чудотворца. В 1600 юбилейном году он проповедовал в Отриколи в течение всего Великого поста многочисленным паломникам, направлявшимся в Рим. Иосиф не только проповедовал, но и кормил их, чистил одежду, стриг волосы. В 1596 году у него проявились первые симптомы болезни, которую 28 июня 1611 года врачи диагностировали как опухоль в паху. Иосиф не оставил служения. Несмотря на все запреты, продолжал носить на теле верёвки из конского волоса и железные цепи. Последнюю проповедь он произнёс 18 октября в Кампотосто, опираясь на трость. Затем в Леонессе попрощался с родственниками и местными жителями. Уходя, Иосиф благословил город. Последнюю мессу он отслужил 28 декабря. Состояние его здоровья резко ухудшилось. Он ежедневно причащался. 2 февраля 1612 года Иосиф был неудачно прооперирован без анестезии. На следующий день врач повторил операцию, но снова безрезультатно. Иосиф постоянно молился Богоматери. Он умер в монастыре в Аматриче 4 февраля 1612 года. Перед погребением Иосифа в монастыре капуцинов в Аматриче, по поручению городского совета, художник Паскуале Риго из Монтереале написал его посмертный портрет. Этот единственный портрет с натуры ныне находится в капелле при госпитале в Аматриче. Могила Иосифа вскоре после его смерти стала местом паломничества. Воспользовавшись землетрясением, 18 октября 1639 года жители Леонессы похитили его останки из монастыря в Аматриче и положили их в своём городе в санктуарии, построенном в его честь на месте дома, в котором он родился. Здесь же хранятся некоторые, написанные им, проповеди. В 1636 году Фердинанд II, император Священной Римской империи, внёс его имя в список небесных покровителей дома Габсбургов, а Папа Урбан VIII провозгласил покровителем и защитником католического мира и единства. 22 июня 1737 года Папа Климент XII беатифицировал Иосифа из Леонессы. 29 июня 1746 года в базилике святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме в Риме Папа Бенедикт XIV канонизировал его. Литургическая память ему отмечается 4 февраля. Папа Пий XII в апостольском послании от 12 января 1952 года провозгласил святого Иосифа из Леонессы покровителем миссий капуцинов на территории Турции. В другом апостольском послании от 2 марта 1967 года Папа Павел VI провозгласил его покровителем города Леонесса. В 2011 году мощи святого Иосифа из Леонессы были исследованы, в ходе чего было установлено, что он был высоким (170 – 175 см) крепко сложенным мужчиной, совершавшим в течение жизни многочисленные пешие путешествия. Также было обнаружено, что гортань его осталась совершенно нетленной, хрящевая ткань окаменела, также как у других известных проповедников — святых Антония из Падуи и Леонарда из Порто-Маурицио. Литература: Armerigo, Antonio Maria. De Rossi, Angelo Maria. Feliciano, Antonio. Vita del ven. servo di Dio p. Giuseppe da Leonessa predicatore cappuccino della Provincia di San Francesco : Genova : Gio. Battista Scionico, 1695. — 408 p; Butler, Alban. Burns, Paul. Butler's Lives of the Saints: February : Tunbridge Wells : Burns & Oates, 1998. — Vol. II. — P. 50. — 288 p. — (Butler’s Lives of the Saints). — ISBN 978-0-86-012251-7.

Uesugi_Kagekatsu (658x700, 264Kb)
1556
Уэсуги Кагэкацу (японское имя — 上杉 景勝)
японский даймё периодов Сэнгоку и Эдо, 1-й тодзама-даймё княжества Ёнэдзава (1601—1623). Родился в провинции Этиго. Сын Нагао Масакагэ (1526—1564), который был главой ветви Уэда рода Нагао. Мать Кагэкацу Ая-Годзэн (1524—1609) была старшей сестрой могущественного даймё Уэсуги Кэнсина. После смерти отца Кагэкацу был усыновлен своим дядей Уэсуги Кэнсином. Был женат на дочери знаменитого Такэды Сингэна и сестре Такэды Кацуёри. В 1578 году после смерти Уэсуги Кэнсина началась борьба за власть между его приёмными сыновьями Кагэторой и Кагэкацу. Первоначально Уэсуги Кагэтора унаследовал отцовские владения в провинции Этиго. Но Уэсуги Кагэкацу оспорил наследственные права, и началась междоусобная война, из которой Кагэкацу вышел победителем. В 1579 году Кагэтора был разбит, осажден в замке и вынужден был совершить ритуальное самоубийство. Уэсуги Кагэкацу стал единоличным правителем провинции Этиго с доходом в 550000 коку риса. При Тоётоми Хидэёси Уэсуги Кагэкацу принимал участие в похода против рода Го-Ходзё и военной кампании в Корее. В 1598 году Уэсуги Кагэкацу получил от Тоётоми Хидэёси феодальное владение Айдзу на севере Хонсю, доход от которого оценивался в 1200000 коку риса. В том же 1598 году после смерти Тоётоми Хидэёси Уэсуги Кагэкацу вошел в состав опекунского совета («готайро»), который должен был управлять государством до совершеннолетия Тоётоми Хидэёри. В 1600 году Уэсуги Кагэкацу вступил в союз с Исидой Мицунари и выступил против даймё Токугавы Иэясу. Он первый планировал начать военные действия против клана Токугава. Уэсуги Кагэкацу построил новый замок в Айдзу и привлек внимание Иэясу, который приказал ему прибыть в Осаку, чтобы объяснить своё поведение. Кагэкацу отказался, и Токугава во главе 50-тысячной армии стал готовиться к походу на Айдзу. Уэсуги Кагэкацу должен был занять Токугаву военными действиями на севере, чтобы отвлечь его от Исиды Мицунари и Осаки. Однако Иэясу разгадал вражеский план и остался в Осаке. Военачальники Могами Ёсиаки и Датэ Масамунэ, вассалы Иэясу, начали военные действия против Кагэкацу в Тохоку (на севере Хонсю). Кагэкацу со своей армией планировал ударить на Токугаву с северо-востока в то время как Исида Мицунари будет наступать против него с запада. Однако в самом начале кампании Уэсуги Кагэкацу потерпел поражение при замке Сироиси. После победы Токугавы Иэясу над Исидой Мицунари в битве при Сэкигахаре Уэсуги Кагэкацу поспешно выразил ему верноподданнические чувства. Токугава Иэясу конфисковал у него княжество Айдзу и передал взамен княжество Ёнэдзава (провинция Дэва) с доходом 300000 коку риса. В 1614-1615 годах Уэсуги Кагэкацу на стороне сёгуната Токугава участвовал в Осакской кампании против Тоётоми Хидэёри. Уэсуги Кагэкацу скончался в Ёнэдзаве 19 апреля 1623 года, ему наследовал сын Уэсуги Садакацу (1604—1645), ставший 2-м даймё княжества Ёнэдзава (1623—1645). Литература: Тёрнбулл С. «Самураи», Москва, «АСТ», 2008 г. ISBN 978-5-17-040815-3.

00Jan_Pieterszoon_Coen_by_Jacob_Waben (518x700, 78Kb)
1587
Ян Питерсзоон Кун (нидерландское имя — Jan Pieterszoon Coen)
4-й и 6-й губернатор Голландской Ост-Индии, который сумел значительно расширить голландские колониальные владения в Индонезийском архипелаге, воспользовавшись ослаблением Португальской империи после объединения португальской короны с испанской в 1580 году. Родился в Хорне, Республика Соединённых провинций. Кун происходил из семьи с крайне строгими кальвинистскими воззрениями. Он обучился купеческому ремеслу в римском филиале одной из фламандских торговых компаний. В 1607 году Кун в качестве торгового представителя сопровождал Питера Верхуффа в его плавании к берегам Индонезии. Вылазка на острова Банда закончилась для торговцев трагически: в столкновении с туземцами погиб сам Верхуфф и полсотни его спутников. По возвращении в Голландию Кун подготовил для руководства Ост-Индской компании развёрнутый рапорт о состоянии торгового мореходства в восточных морях. В 1612 году ему было поручено обследовать Острова пряностей на предмет их возможного отторжения у португальцев. В 1613 году он был назначен руководителем торговой фактории в Бантаме на Яве, а в ноябре 1614 году — директором компании по азиатской торговле. Благодаря энергичной деятельности Куна голландцам удалось поставить под свой контроль торговлю пряностями Индонезийского архипелага. За 4 года ему удалось добиться от местных правителей предоставления монополии на экспорт гвоздики с Молуккских островов и муската с островов Банда. Бантамский султан пытался торговать перцем в обход голландцев, однако Кун положил этому конец, перенеся свою штаб-квартиру прямо в центр владений его непокорного вассала — в поселение Джаякарта. В октябре 1617 года Кун получил назначение генерал-губернатором Голландской Ост-Индии. Кун продолжал сталкивать местных князьков друг с другом, предлагая военную и финансовую помощь в их завоевательных и оборонительных мероприятиях, когда в дело колонизации Ост-Индии вмешалась новая сила — Англия. В 1618 году английские корабли под командованием Томаса Дейла подступили к Джаякарте с тем, чтобы заложить там британскую крепость. Кун вяло оборонялся, осознавая недостаток людей и орудий, а также опасность потопления судов с драгоценным грузом пряностей. Когда Кун вернулся в Джаякарту с подкреплением с острова Амбон, он обнаружил голландский форт осаждённым бантамским султаном, который в его отсутствие вытеснил англичан с острова. 30 мая Кун разбил войска султана, сжёг Джаякарту и направил свои корабли вдогонку за англичанами. На руинах Джаякарты был основан форпост голландского колониализма на Востоке — крепость Батавия.
00Jan_Pietersz._Coen (510x700, 82Kb)
Памятник Куну в его родном Хоорне.
Между тем в марте 1620 года в Батавию пришло известие о том, что Голландская и Британская Ост-Индские компании достигли соглашения о совместном освоении южных земель и борьбе с врагами. Не желая уступать завоёванные с таким трудом земли англичанам, Кун объявил владением голландской компании практически всю территорию острова Ява. В январе 1621 года он высадился на островах Банда, где по его приказу туземцы были вырезаны либо порабощены. Весть о зверствах голландцев на островах достигла Европу и вызвала шок даже у руководства Ост-Индской компании. В 1622 году, установив голландское владычество в Индонезии, Кун обратил свой взгляд на север. Он намеревался устроить торговые фактории на юге Китая, но, убедившись во враждебности и многочисленности тамошнего народонаселения, удовлетворился основанием поселения на Тайване. О его дальнейшей истории см. Голландская Формоза. Отсюда, по мысли Куна, можно было вести торговлю не только с Китаем, но и с Японией (через Дэдзиму). Теперь под его управлением оказалась огромная торговая сеть, простиравшаяся от японской границы до Сурата на западе Индии. В феврале 1623 года Кун отправился в Нидерланды для переговоров с руководством компании относительно будущего колонии и для привлечения в Батавию новых поселенцев. Однако одновременно с Куном в метрополию пришли новости об Амбонской резне — устроенном его подчинёнными на острове Амбон избиении конкурирующих английских купцов. Английский король винил в смерти своих подданных самого Куна, и во избежание конфронтации с северным соседом ему было запрещено возвращаться в Ост-Индию до 1627 года. Последнее путешествие Куна в Ост-Индию трудно назвать удачным. Он приехал инкогнито в сопровождении супруги и нескольких других дам, намереваясь продемонстрировать им свои успехи и привлечь на острова новых колонистов. Вместо этого он оказался в центре боевых действий, которые вёл против яванских колонистов султан Матарама. В августе 1628 и августе 1629 годов. Батавия находилась на осадном положении; во время второй осады Кун умер, предположительно, от дизентерии 21 сентября 1629 года. Созданная им Голландская морская империя, однако, пережила его, по крайней мере, в Индонезии, почти на 350 лет. Литература: Foskelien van Goor. Prelude to Colonialism: The Dutch in Asia. — ISBN 90-6550-806-6; Oskar Hermann Khristian Spate. Monopolists and Freebooters. — ISBN 0-7099-2371-6; Paul H. Kratoska. South East Asia, Colonial History. — ISBN 0-415-21540-4.

1587
Йоханнес Фабрициус (немецкое имя — Johannes Fabricius)
голландско-немецкий астроном. Родился в Рестерхаве, Фрисландия. Сын Давида Фабрициуса. Одним из первых применил телескоп к астрономическим наблюдениям. Первый (или, по крайней мере, одновременно и вполне независимо от Галилея и Шейнера) открыл солнечные пятна (1610/1611), их перемещение по диску солнца и вращение солнца. Его наблюдения изложены в сочинении «De Maculis in Sole observatis, et apparente earum cum Sole conversione, Narratio etc.» («Описание наблюдаемых на Солнце пятен, передвигающихся вместе с Солнцем», 1611). Умер около 1615 года.

Jan_Jury_Radzivił._Ян_Юры_Радзівіл (563x700, 503Kb)
1588
Ян Ежи Радзивилл (польское имя — Jan Jerzy Radziwiłł,)
государственный деятель Великого княжества Литовского, каштелян трокский (1613—1625), 2-й ординат Несвижский (1616—1625). Родился в городке Чернавчицы, Берестейский повет. Представитель богатейшего магнатского рода Радзивиллов герба «Трубы», старший сын воеводы трокского и виленского князя Николая Кшиштофа Радзивилла «Сиротки» (1549—1616) от брака с Эльжбетой Ефимией Вишневецкой (1569—1596). Младшие братья — каштелян виленский Альбрехт Владислав Радзивилл и воевода новогрудский Жигимонт Кароль Радзивилл, маршалок великий литовский и воевода полоцкий Александр Людвик Радзивилл. Учился в иезуитских коллегиумах Несвижа, Бранево и Аугсбурга, затем путешествовал по Германии и Италии. В 1611 году Ян Ежи Радзивилл был избран послом на сейм, в 1616 году был избран маршалком Трибунала Великого княжества Литовского. Поддерживал политику польского короля Сигизмунда III Вазы, неоднократно был сенатором-резидентов при короле. В 1613 году Ян Ежи Радзивилл получил должность каштеляна трокского. В 1616 году после смерти своего отца Николая Кшиштофа Радзивилла «Сиротки» унаследовал Несвижскую ординацию, владел имениями на Украине. В 1619 году совершил большое заграничное путешествие, во время которого посетил Германию, Бельгию, Англию, Францию, Испанию и Италию. В 1621 году поступил в Падуанский университет, а в 1625 году — в Болонский университет. В последний год жизни Яна Ежи Радзивилла (1625) на территории современной Белоруссии вспыхнула эпидемия чумы («моровое поветрие»), от которого он, скорее всего, и скончался в Кобрине 18 декабря 1625 года. В 1609 году Ян Ежи Радзивилл женился на княжне Элеоноре Острожской (1582—1618), дочери крупного украинского князя-магната и каштеляна краковского Януша Константиновича Острожского (1554—1620) и Сюзанны Середи (1566—1596), вдове Иеронима Язловецкого (умерла в 1607), от брака с которой детей не имел. В 1625 году после смерти бездетного Яна Ежи Радзивилла Несвижская ординация перешла к его младшему брату Альбрехту Владиславу. Литература: Шышыгіна-Патоцкая К. Нясвіж і Радзівілы. Минск: «Беларусь», 2007. — 240 страниц: іл. ІSBN 978-985-01-0740-4.

 (527x699, 159Kb)
1589
Иван Гундулич (сербское имя — Иван Гундулић; сербохорватское имя — Ivan Gundulić; итальянское имя — Giovanni Gondola)
хорватский поэт. Один из крупнейших представителей дубровницкой литературы. Родился в Дубровнике. Происходил из аристократического рода. Начал писать в юности. Популярностью пользовалась драма-пастораль «Дубравка» (пост. 1628). Написал религиозно-дидактическое сочинение «О величии божьем» (1621), «Покаянные псалмы царя Давида» (1621), «Слёзы блудного сына» (1622), а также поэму светского содержания «Стыдливый любовник». Венцом поэтической деятельности Г. является эпическая поэма «Осман» (изд. 1826). Поэма, посвященная победе польского войска над турками в Хотинской битве 1621, проникнута идеями свободы, мира, славянского единства. Наряду с красочным описанием исторических событий она содержит элементы фантастики, народные предания, картины быта южнославянских народов, образы античной мифологии.
 (313x699, 85Kb)
Памятник Ивану Гундуличу в Дубровнике.
Умер в Дубровнике 8 декабря 1638 года. Сочинения: Djela, 3 izd., Zagreb, 1938; Osman s dopunoni lvana Mazuranica, Zagreb, 1955; в русском переводе: Осман, Минск, 1969. Литература: Брандт Р., Историко-литературный разбор поэмы И.Гундулича «Осман», К., 1879; Зайцев В.К., Между Львом и Драконом (Дубровницкое Возрождение и эпическая поэма Ивана Гупдулича «Осман»), Минск, 1969.

 (495x699, 109Kb)
1601
Бальтасар Грасиан-и-Моралес (испанское имя — Baltasar Gracián y Morales)
испанский писатель, философ и теоретик литературы, иезуит. Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда, в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена. В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия). Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе. Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана. В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием. «Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).
Baltasar_Gracián_restaurado_2 (545x700, 528Kb)
В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий. Скончался в Тарасоне 6 декабря 1658 года. Сочинения: «Герой» (1637); «Политик» (1640); «Остроумие, или Искусство Изощренного Ума» (1642); «Благоразумный» (1646); «Карманный оракул, или Наука благоразумия» (французское имя — «Homme de cour» (Придворный); русское название —- «Придворный человек») (1647); «Критикон»: Часть I — 1651; Часть II — 1653; Часть III — 1657; «Размышления о причастии» (1655) — единственное произведение, подписанное настоящим именем; Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960; Правила Бальтасара Грасиана Как управлять судьбой. Русский перевод: Придворной человек. Перевод С.С.Волчкова. Санкт-Петербург, 1741; второе издание — 1760; Карманный оракул. Критикон. Перевод и комментарии Е.М.Лысенко и Л.Е.Пинского. Москва, «Наука», 1981 (серия «Литературные памятники»). Литература: Сергиевская Г.Е.Консептизм как основа схождения двух философских языков: Грасиан и Кеведо //Когнитивные стили коммуникации.Теория и прикладные модели. Симферополь, 2004.Cтраницы 154-156.

 (373x483, 155Kb)
1618
Мадлен Бежар (французское имя — Madeleine Béjart)
французская актриса, сестра Арманды и Жозефа Бежаров. Родилась в Париже, в семье Жозефа Бежара-старшего и Мари Эрвев 1618 г., была крещена в приходе Сен-Жерве. Она получила довольно хорошее воспитание, имела талант к литературе. В 1636 г. был издан «Умирающий Геракл» с четверостишием Мадлены. Её братья и сёстры (Жозеф, Луи и Женевьева) занимались театральным делом, Мадлена тоже становится актрисой и некоторое время играет в парижском Театре на болотах (Марэ). 3 июля 1638 г. от внебрачной связи с состоявшим при дворе Гастона Орлеанского шевалье де Моден (1608—1673) Мадлена родила девочку, названную Франсуазой (крёстным отцом девочки стал Тристан Отшельник). 30 июня 1643 г. совместно с Жозефом Бежаром и 21-летним Мольером Мадлена создаёт театральную труппу под названием «Блистательный театр» (французскле название —- l'Illustre Théâtre), где, согласно уставу, она играет «роли, какие её нравятся». В ноябре они гастролируют в Руане, а в январе 1644 г. дебютируют в Париже. В 1645 г. театр терпит финансовый крах, и Мадлена примыкает к труппе Шарля Дюфрена. В 1648 г. к ним присоединяются её братья и Мольер. В течение нескольких лет эта труппа, носящее теперь имя Бежаров, странствует по западным и юго-западным провинциям Франции. В 1653 г. в труппе появляется младшая сестра Арманда, которая, по существовавшим тогда слухам, была, в действительности, дочерью Мадлены и, предположительно, Мольера. Официально эти слухи опровергались. В 1658 г. труппа возвращается в Париж, где получает покровительство Месье, Единственного брата Короля. В 1659 г. она играет одну из самых знаменитых своих ролей, Мадлон в комедии «Смешные жеманницы». Но несмотря на высокое мастерство в актёрском искусстве, постепенно Мадлена уступает главные роли более молодым актрисам Терезе Дюпарк, госпоже Дебри и Арманде Бежар, играя теперь, в основном, возрастные роли. В 1670 г. Мадлена оставляет сцену, а 17 февраля 1672 года умирает после тяжёлой болезни, оставив по завещанию своей главной наследницей Арманду Бежар. Творчество: Эпихарис, «Семейные бедствия Александра Великого» Тристана Отшельника; Маринетта, «Любовная досада» Мольера; Мадлон, «Смешные жеманнцы» Мольера; Служанка, «Сганарель» Мольера; Луна, «Любовь Дианы и Эндимиона» Жильбера; Элиза, «Дон Гарсия Наваррский» Мольера; Лизетта, «Школа мужей» Мольера; Наяда, «Докучные» Мольера; Жоржетта, «Школа жён» Мольера; Госпожа Бежар, недотрога, «Версальский экспромт» Мольера; Цыганка, «Брак поневоле» Мольера; Иокаста, «Тебаид» Расина; Филида, «Принцесса Элидская» Мольера; Коринна, «Мелисерта» Мольера; Дорина, «Тартюф» Мольера; Фрозина, «Скупой» Мольера; Нерина, «Господин де Пурсоньяк» Мольера; Клеониса, «Великолепные любовники» Мольера. Источники: Henry Lyonnet, «Dictionnaire des comédiens français» Vol. 2, Genève : Bibliothèque de la Revue universelle internationale illustrée, [19??], страницы 125—129; Михаил Булгаков, «Мольер», Москва- "Молодая Гвардия" (серия ЖЗЛ), 1962.

 (647x699, 121Kb)
1626
Жан Талон (французское имя — Jean Talon)
интендант Новой Франции – французской колонии в Северной Америке (вторая по значению должность после губернатора). Родился в Шалон-сюр-Марне (Франция). В качестве «интенданта закона, общественного порядка и финансов в Канаде, Акадии и Новой Франции» проявил себя в 1665–1672 как верный слуга короля и королевского министра Ж.Б.Кольбера, превратив незначительное отдаленное поселение в приносившую доход и способную защищать себя провинцию. Первыми шагами Талона стали оценка природных ресурсов края и занятий его жителей. Интендант организовал пивоварение, поддержал кустарные ремесла, судостроение, рыбный промысел, начал торговать с Французской Вест-Индией. Была начата разработка залежей железной руды на р.Сен-Морис, северном притоке р.Святого Лаврентия. В провинцию были завезены 2000 иммигрантов и бывших солдат, которые, должны были, по плану Талона, вступая в брак с крещеными индейцами, послужить делу увеличения населения Новой Франции. Однако план этот провалился, поскольку индейцы не желали вступать в брак с французами, и Талон вынужден был установить штрафные санкции для холостяков (которым запрещалось охотиться и ловить рыбу до тех пор, пока они не женятся) и поощрительные вспомоществования для молодоженов и многодетных семей. В результате население колонии к 1676 выросло до 10 тыс. человек. Первоначально Талон намеревался осуществить грандиозный план французской экспансии на североамериканском континенте, о чем докладывал Кольберу: «Ничто не может помешать нам водрузить знамя Его величества во Флориде, Новой Швеции, Новой Голландии и Новой Англии, а через первую из них проникнуть в Мексику». Однако, подчиняясь указаниям Кольбера, стремившегося к сокращению расходов на колонию, Талон сосредоточил усилия на заселении долины р.Святого Лаврентия, где основал три новых поселения. В 1671 Талон обратился с прошением к королю о переводе его во Францию «ввиду его послушания при отъезде из Европы и многочисленных опасностей и трудов на земле столь суровой». При дворе Талон получил пост королевского секретаря и титул графа Д'Орсенвиля. После отъезда Талона дела в Новой Франции пришли в упадок, колонисты главным образом стали заниматься сельским хозяйством и торговлей пушниной. Умер во Франции 24 ноября 1694 года.

Marshal_luxembourg (554x700, 314Kb)
1628
Франсуа-Анри де Монморанси-Бутвиль (французское имя — François-Henri de Montmorency-Bouteville; известный также как маршал Люксембург, maréchal de Luxembourg)
один из самых успешных французских полководцев старого режима, маршал Франции (1675), носивший с 1661 года титул герцога Пине-Люксембурга. Посмертный сын графа Бутвиля, казнённого при Ришелье на Гревской площади за бретёрство. Как один из последних представителей рода Монморанси взят на воспитание дальней родственницей, Шарлоттой, сестрой казнённого маршала Монморанси и матерью великого Конде. Дети росли в Шантийи вместе, и Монморанси стал верным товарищем Конде во всех его военных подвигах, включая дело при Рокруа. Вместе с Конде он участвовал во Фронде, а после её поражения — служил испанскому королю. Во время Голландской войны маршал Люксембур наконец вышел из тени великого Конде и заслужил себе славу искусным отступлением из Утрехта в виду втрое сильнейшего неприятеля (хотя ему и не удалось удержать Филипсбург от сдачи герцогу Лотарингскому). Уже после подписания мира Монморанси во главе рейнской армии сразился при Сен-Дени с Вильгельмом Оранским, ставшим с тех пор его извечным соперником на полях сражений. Боевые успехи Монморанси нажили ему завистников при версальском дворе, которые не преминули отметить, что победа при Сен-Дени была одержана уже после подписания Нимвегенского мира. Как и многие другие придворные, Монморанси подпал под подозрение в связи с делом о ядах, по которому проходили противники военного министра Лувуа. На несколько месяцев он был заключён в Бастилию, а потом — выслан в своё имение. С началом войны за английское наследство Монморанси вернулся в армию, на этот раз уже главнокомандующим. Он расстроил планы принца Вальдекского по вторжению во Францию, одержав важную победу при Флёрюсе (1690). В 1691 и 1692 годах он постоянно обыгрывал на полях сражений Вильгельма Оранского, в Испанских Нидерландах взял Монс и Намюр. После побед при Стенкеркене и Нервиндене прислал в парижский Нотр-Дам столько захваченных у врага штандартов, что народ прозвал его драпировщиком. Пока Конде раздумывал над браком с сестрой Монморанси, вдовствующей герцогиней Шатийон (и будущей герцогиней Мекленбургской), его мать устроила брак графа Бутвиля со своей родственницей, дед которой был последним герцогом Пине-Люксембуром. Родители невесты отказывались от прав на герцогский титул в пользу жениха при условии, что он и его потомки соединят с фамилией и гербом Монморанси фамилию и герб суверенного дома Люксембургов. Старшие брат и сестра невесты (от брака её матери с братом покойного герцога Люиня) при этом также отказывались от прав на наследие Люксембургов и переходили из дворянского сословия в духовное. Умер в Версале 4 января 1695 года. Литература: Bertrand Fonck, François-Henri de Montmorency-Bouteville, maréchal de Luxembourg (1628—1695). Commander les armées pour Louis XIV, thèse de l'École des Chartes, 2003; Henri Pigaillem, Le Tapissier de Notre-Dame : Vie du maréchal de Luxembourg., Éditions du Rocher, 2002 ISBN 2268042367.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку