-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108762
Комментариев: 6801
Написано: 117233


17 января родились...

Пятница, 17 Января 2020 г. 04:45 + в цитатник
Нилус (541x700, 21Kb)
1858
Андрей Александрович Нилус
русский военный деятель, генерал-лейтенант. Родился в семье потомственных дворян Екатеринославской губернии. Образование получил в Симферопольской классической гимназии, затем — в 1-м Павловском и Михайловском артиллерийском училищах, из которого в 1881 г. выпущен подпоручиком в 13-ю артиллерийскую бригаду. В 1886 г. закончил Михайловскую артиллерийскую академию, в течение 13 лет состоял на главном артиллерийском полигоне для производства артиллерийских опытов, принимая в то же время участие в работах артиллерийского комитета при ГАУ. В 1899 г. — помощник, затем инспектор классов Михайловской артиллерийской академии и училища. В 1902 г. — полковник. В 1905 г. перемещён на ту же должность в Константиновское артиллерийское училище, где в 1908 г. произв. в генерал-майоры. В 1894 г. начал чтение лекций по артиллерии в Константиновском, а с 1897 г. — и в Михайловском артиллерийских училищах, для которых составил ряд учебников: «Орудия и снаряды», «Скорострельные лафеты», «Взрывчатые вещества и порох». В этот период Нилус, работая по разнообразным вопросам, связанным со стрельбой из орудий и с материальной частью артиллерии, напечатал в «Артиллерийском Журнале» ряд статей, наиболее значительные из которых: «Исторический очерк последовательного развития наибольшего калибра в России»; «Полевое орудие будущего»; «О звуковых явлениях, сопровождающих полет снарядов»; «Новый метод определения скоростей полета снарядов при помощи звукопрерывателей»; «Броневые башни и скрывающие лафеты»; «Новая скорострельная полевая артиллерия»; «Исследование горения бездымных и дымных порохов»; «Определение давлений пороховых газов помощью крешера»; «Новая материальная часть немецкой полевой артиллерии» и др. Не ограничиваясь чисто теоретическими и научными разработками, Нилус сделал ряд конструкторских работ, создав дуговой прицел своеобразной конструкции для 11-дм. береговых мортир, приборы для ночной наводки орудий, принятые в береговой артиллерии и которыми были снабжены миноносцы 2-ой и 3-ей эскадр во время русско-японской войны; он также выработал светящий снаряд для полевых мортир, премированный серебряной медалью на Парижской всемирной выставке в 1901 г.
Kuznetsov_005 (568x700, 439Kb)
Поотрет работы художника Н.Д.Кузнецова (1850.1929)
В 1901 г. конференция Михайловской артиллерийской академии, ввиду большого значения научных трудов Нилуса, предоставила ему право преподавания артиллерии в академии, без представления диссертации. В 1902 г. Нилусу поручено составить курс истории артиллерии, который он и читал в академии с этого времени, а в 1905 г. занял кафедру артиллерии, защитив диссертацию на звание профессора на тему «История материальной части артиллерии», составившую обширную и исчерпывающую монографию, снабженную перечнями и разборами источников и литературы предмета. В 1912 г. назначен председателем комиссии по постройке Сергиевского артиллерийского училища в Одессе, в 1913 г. стал его начальником с производством в генерал-лейтенанты. В 1918 в гетманской армии. Участник Белого движения в составе ВСЮР. Оставался в должности начальника, затем преподавателя Сергиевского артиллерийского училища до эвакуации Крыма. Эвакуирован в Катарро (Югославия) на судне «Истерн-Виктор». Награды: Орден Святого Владимира II степени; Орден Святой Анны I степени; Орден Святого Станислава I степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святого Владимира IV степени; Орден Святой Анны II степени; Орден Святого Станислава II степени. Литература: Нилус, Андрей Александрович // Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие.]. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1911—1915.

Douglas_Hyde_-_Project_Gutenberg_eText_19028 (490x700, 73Kb)
1860
Дуглас Хайд (Douglas Hyde; ирландское имя - Dubhghlas de hÍde; псевдоним - An Craoibhín Aoibhinn)
первый президент Ирландии с 25 июня 1938 до 24 июня 1945. Родился в Каслри, Роскоммон (графство), Ирландия. Был одним из первых профессоров ирландского языка в Национальном университете Ирландии и известным поэтом и фольклористом, в 1893 стал одним из основателей и председателем Гэльской лиги, ирл. Conradh na Gaeilge, организации, пропагандировавшей ирландские язык и культуру, членами которой были среди прочих Имон де Валера, Патрик Пирс и Майкл Коллинз, впоследствии организаторы Ирландской войны за независимость. В 1915, недовольный возрастающей военизированностью Гэльской лиги, Хайд сложил с себя президентские полномочия. В войне он не принимал участие и не поддерживал Шин Фейн, в 1922 после получения Ирландией независимости был назначен сенатором, но в 1925 ушёл в отставку из-за критики в его адрес, связанной с исповеданием Хайдом протестантизма. В 1938 после принятия в Ирландии республиканской конституции по соглашению между всеми политическими партиями страны выдвинут на президентство и как единственный кандидат вступил в должность. Из-за ухудшившегося здоровья и несогласия с политикой кабинета Имона де Валеры отказался выдвигаться на второй срок, и его сменил Шон Томас О'Келли. Скончался в Дублине 12 июля 1949 года.

Ганейзер (593x700, 76Kb)
1861
Евгений Адольфович Ганейзер (псевдонимы — Евгений, Журналист, Хома Брут)
российский писатель, драматург и переводчик, педагог, журналист, военный корреспондент, агроном, революционер. Отец детской писательницы Галины Ганейзер, дед поэтессы Лии Владимировой. Родился в городе Бендеры, Российская империя (ныне Молдавия), в польской дворянской семье шведского происхождения, отец был гвардейским офицером. После окончания Уманского училища земледелия и садоводства в 1877 году работал на сахарном заводе и строительстве железной дороги в Екатеринославе. Окончил университет в Лемберге, работал агрономом. Участвовал в деятельности народовольческих и революционных кружков, дважды привлекался к дознанию (1879, 1883). Опубликовал пьесу «Заклята крыныця» на украинском языке (1884, 1886). Член редакции «Санкт-Петербургских ведомостей», секретарь редакции «Южного края». В 1901 году выселен из Санкт-Петербурга с запретом жительства в университетских и фабричных городах, помещён под негласное наблюдение; жил в Париже. По возвращении поселился в Москве (1903). Печатался в «Южном крае», «Заре», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Голосе», «Вестнике Европы», «Днепре», «Северном вестнике», «Русском богатстве», «Русском курьере», «Саратовском листке», «Книжках Недели». С 1904 года член редакции «Сына Отечества», с 1906 года — «Страны». В годы Первой мировой войны работал агрономом в Витебской и Таврической губерниях, был военным корреспондентом. В 1918—1923 годах работал страховым агентом, счетоводом, преподавал в школе в Мисхоре, затем вновь поселился в Москве. Умер в Москве 1 октября 1938 года. Избранное: «Заклята крыныця» (пьеса, Харьков, 1884, 2-е издание, Киев, 1886); Б.Прус «Слимак и немцы» (перевод, Москва, 1893); Б.Прус «Фараон» (перевод, Санкт-Петербург, Типография Скороходова, 1897).

Иван Ильич Вавилов_0 (495x700, 237Kb)
1863
Иван Ильич Вавилов
российский купец 2 гильдии и предприниматель, один из руководителей Прохоровской Трехгорной мануфактуры (организация сбыта), инициатор создания немосковской сети реализации товара фабрики, гласный Московской городской думы (1909—1916); отец Николая и Сергея Вавиловых. Родился в деревне Ивашково, Марковская волость, Волоколамский уезд, Московская губерния. Иван происходил из крестьянской семьи. После смерти отца он приехал в Москву вместе с купцом 2-й гильдии Василием Ивановичем Сапрыкиным, который торговал мануфактурным товаром. В Москве Иван, помимо работы, пел в церковном хоре, занимался самообразованием (он не имел даже начального образования). Вероятно, большое влияние на него оказали труды Ивана Саввича Вавилова. Вскоре он был замечен Н.В.Васильевым, который руководил торговой частью Прохоровской мануфактуры и замещал И.Я.Прохорова, когда тот был в отъезде. Васильев привлёк юношу к организации сбыта мануфактурных товаров. В 1884 году Иван Вавилов женился на племяннице Васильева Александре Постниковой; 6 марта 1886 года он был принят в мещанство. В конце XIX века возникла необходимость реорганизации торговли изделиями Прохоровской мануфактуры: необходимо было увеличить товарооборот, в то же время не отдавая существенную часть прибыли торговцам, не связанным с производством. Вавилов предложил расширить количество иногородних отделений (были открыты новые отделения: в 1889 году — в Баку, в 1892 году — в Варшаве, в 1898 году — в Коканде) и создать торговую фирму по реализации продукции, юридически независимую от Прохоровской мануфактуры. Такая фирма была создана в 1890 году — товарищество «Торговый Дом „Братья Н. и А.Удаловы и И. Вавилов“»; Вавилов был принят в купечество в качестве купца 2-й гильдии. В 1910 году товарищество было реорганизовано в «Удалов и Ипатьев», где Иван Вавилов был председателем правления; после того, как Н.А.Ипатьев оставил старшую дочь Вавилова, название было изменено на «Н.Удалов и И.Вавилов». В издании «Статистика акционерного дела России» оборотный капитал товарищества на 1913 год оценивался в 7 млн рублей. Иван Вавилов надеялся, что его дело продолжат его сыновья. Но сначала в 1906 году Николай, закончивший коммерческое училище, заявил, что станет биологом; затем в 1913 году Сергей (в 1912—1913 годах бывший кандидатом в директора товарищества) опубликовал свою первую научную работу по физике. Иван Вавилов не препятствовал намерениям сыновей; Михаил Михайлович Новиков вспоминал: «Я помню, как отец Иван Ильич Вавилов, бывший вместе со мной гласным Московской городской думы, жаловался, хотя и с оттенком некоторой гордости, что сын его не желает заниматься торговым делом, а стремится получить высшее образование и сделаться учёным. Я утешал своего собеседника, говоря, что и научная карьера сына может прославить его имя в неменьшей степени, чем промышленная. И отец не жалел денег на воспитание сына.» Дважды — в 1908 и 1912 годах — Иван Вавилов избирался гласным Московской городской думы от торгового сословия. Там он выступал против введения новых налогов, против отмены учащимся «льготных билетов на проезд по городским железным дорогам», добивался решения вопросов «об окраинном благоустройстве» Москвы (так, благодаря его усилиям трамвайная линия была построена в первоочередном порядке не в дачные Сокольники, а в рабочее Дорогомилово). По инициативе Вавилова в Думе был поднят вопрос о доходности городских имуществ. Это нашло столь сильную поддержку, что инициатива была включена в «приговор Думы» за 1910 год, и была создана комиссия во главе с Вавиловым (он возглавил эту комиссию и в следующем составе Думы). Среди осуществлённых предложений комиссии — упразднение Тверского и Городского полицейских домов с отведением занимаемых ими участков земли под строительство доходных домов. На выборах 1917 года, проходивших по партийным спискам, Вавилов не баллотировался, так как не состоял ни в одной партии. После Октябрьской революции и национализации фирмы Иван Вавилов эмигрировал и жил в Болгарии. Только благодаря длительным усилиям Николаю Вавилову удалось добиться для отца разрешения возвратиться в СССР. Иван Вавилов вернулся в 1928 году больным, и через несколько дней умер; он был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Жена — Александра Михайловна, урождённая Постникова (1868—1938) — дочь Михаила Аносовича, художника-гравёра и резчика по дереву Прохоровской мануфактуры, и Домны Васильевны, сестры Н.В.Васильева. Дети: Первенцы — Вася и Катя — умерли вскоре после рождения; Александра Ипатьева (1884 или 1886 — 1940) — врач; Николай Вавилов (1887—1943) — ботаник, генетик, академик Академии Наук СССР (1929), организатор и первый президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1929—1935); Сергей Вавилов (1891—1951) — физик, академик (1932) и президент Академии Наук СССР (с 1945); Лидия Вавилова (1893—1914) — микробиолог, умерла от чёрной оспы, которой заразилась во время экспедиции; Илья (1898—1905), умер от аппендицита. В воспоминаниях Сергей Вавилов характеризовал отца так: «Был он человек умный, вполне самоучка, но много читал и писал и, несомненно, был интеллигентным человеком. По-видимому, он был отличный организатор, «дела» его шли всегда в порядке, он был очень смел, не боялся новых начинаний. Общественник, либерал, настоящий патриот, религиозный человек. Его уважали и любили. … человек он, несомненно, был незаурядный по сравнению с окружавшими его.»

david_lloyd_george (536x699, 96Kb)
1863
Дэвид Ллойд Джордж (David Lloyd George)
британский государственный деятель и премьер-министр. Родился в Манчестере, его отец, директор школы в Уэльсе, умер, когда Дэвиду было 3 года, и семье (матери и двум сыновьям) помогал брат матери, баптистский пастор Ричард Ллойд из Северного Уэльса. Дэвид, стремившийся к юридической карьере, стажировался в одной из контор в Портмадоке. Принимая активное участие в местной политической жизни, в 1890 был избран депутатом от либералов в палате общин по графству Карнарвон на северо-западе Уэльса. Ллойд Джордж вскоре стал известен энергичными нападками на консерваторов и выступлениями в защиту уэльских нонконформистов и националистов. В период англо-бурской войны 1899–1902 резко выступил против политики Великобритании, в результате чего одни приписывали ему пробурскую позицию, а другие называли сторонником «малой Англии». В глазах общественного мнения он выглядел приверженцем решительных действий и человеком, способым взять на себя принятие решений. В 1905–1908 Ллойд Джордж был министром торговли в кабинете Г.Кэмпбелл-Баннермана, а в 1908 занял пост министра финансов в правительстве Г.Асквита. В 1909 представил свой знаменитый «народный» бюджет, устанавливавший повышенные налоги на предметы роскоши, доходы и пустующие земли лендлордов. Ллойд Джордж выступил с блестящей речью в защиту бюджета, подвергнутого резкой критике консерваторами, а в речи на Лаймхаусском участке лондонских доков обрушился на консерваторов и зажиточные слои общества. Принятый палатой общин бюджет был провален консервативным большинством в палате лордов. Когда в 1910 правительство либералов получило поддержку на выборах, бюджет был в конце концов принят. За принятием бюджета последовали закон о реформе социальной сферы, билль о гомруле для Ирландии; было значительно ограничено право «вето», которое имела палата лордов (1911). В 1911 Ллойд Джордж провел закон о государственном страховании, дававший право на обеспечение по болезни и нетрудоспособности, а также закон о страховании по безработице. Оба были подвергнуты резкой критике, однако весьма помогли Англии в нелегкие послевоенные годы. Когда разразилась Первая мировая война, Ллойд Джордж еще год оставался министром финансов, однако, когда выявилась недостаточность снабжения армии вооружениями, а в мае 1915 кабинет был реорганизован в первое коалиционное правительство, он стал главой вновь созданного министерства вооружений. Несмотря на успехи на этом посту, Ллойд Джордж не был удовлетворен тем, как велись военные действия. В конце 1915 он стал ярым поборником всеобщей воинской повинности, а в 1916 он провел закон о воинской повинности. В июне, после гибели Китченера, был назначен военным министром. Падение Румынии усилило неудовлетворенность Ллойд Джорджа ходом военных действий и принятой стратегией, что нашло выражение в его предложении реорганизовать кабинет.
17 января 1863 года родился — Ллойд Джорджpost-13108-129521993453 (700x327, 184Kb)
После отставки Асквита 5 декабря 1916 Ллойд Джордж стал премьер-министром коалиционного правительства, хотя многие либералы отказались поддержать кабинет и подали в отставку вместе с бывшим премьером. Образованный Ллойд Джорджем небольшой военный комитет из пяти членов, своеобразный «кабинет в кабинете», добился значительного ускорения процесса принятия оперативных решений. Кроме того, пытаясь повлиять на изменение стратегии, Ллойд Джордж добивался создания единого военного командования вооруженными силами союзников, что было реализовано только в апреле 1918. Единое командование, а также прибытие американских подразделений несколько ранее назначенного срока сыграли существенную роль в успешном завершении войны. Перед Парижской мирной конференцией 1919–1920 Ллойд Джордж усилил свои позиции, одержав победу на т.н. «хаки-выборах» (в которых принимали участие военнослужащие) в декабре 1918 в атмосфере горечи и поклонения героям, характерной для последнего периода войны. Версальский мирный договор был подписан Ллойд Джорджем, Вудро Вильсоном и Жоржем Клемансо в 1919, на переговорах Ллойд Джордж проявил сдержанность и уступчивость. В 1919–1922 популярность правительства стала постепенно уменьшаться: прошел ряд забастовок, в том числе железнодорожников, бюджетные траты вызвали возмущение и критику консерваторов, строгие меры экономии – недовольство радикалов. Плачевным оставалось положение в Ирландии, и в то же время мало кого устраивал договор 1921, предоставлявший большей части Ирландии статус доминиона. Несмотря на все недовольство консерваторов, к поражению Ллойд Джорджа привел правал внешнеполитического курса. Неудачной оказалась прогреческая политика: в 1922 Турция одержала победу в войне, а Чанакский инцидент едва не вовлек Англию в войну. В октябре 1922 Ллойд Джордж вынужден был подать в отставку. Премьер-министром стал Бонар Лоу. Деятельность Ллойд Джорджа как лидера оппозиции (1926–1931) нельзя назвать успешной. Отчасти это объяснялось постепенным отмиранием либеральной партии, отчасти нелюбовью асквитовских либералов к Ллойд Джорджу, отчасти тем, что программа либералов, касавшаяся пособий и реформ, была перехвачена лейбористами. Тем не менее в период экономического кризиса 1930-х годов Ллойд Джордж был единственным политическим лидером, выдвинувшим свежие идеи о мерах борьбы с безработицей. Во внешней политике он поддерживал курс на умиротворение держав Оси. Ллойд Джордж дважды отказывался войти в военный кабинет Черчилля. В 1944 он был удостоен звания первого графа Ллойда Джорджа Двайфорского. Среди его сочинений – Военные мемуары (War Memoirs, 1933–1936); Правда о мирных договорах (The Truth About the Peace Treaties, 1938). Умер в местечке Тайнвид близ Лланстамдай (графство Карнарвон, Северный Уэльс) 26 марта 1945 года. Литература: Виноградов К.Б., Д.Ллойд Джордж, Москва, 1970; Owen ., Tempestuous journey. Lloyd George, his life and times, L., 1954; Beaverbrook . М. A., The decline and fall of Lloyd George, L., 1963.

 (456x699, 52Kb)
1863
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия - Алексеев)
русский актер и режиссер, теоретик сценического искусства. Родился в Москве. Принадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников, был в родстве со всей именитой купеческой и интеллигентной Москвой (с С.И.Мамонтовым, братьями Третьяковыми). В 1881 вышел из Лазаревского института и начал службу в семейной фирме. В семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, в имении Любимовке – театральный флигель. Сценические опыты начал с 1877 в домашнем Алексеевском кружке. Усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актеров Малого театра, среди его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. Играл в опереттах: Графиня де ла Фронтьер Лекока (атаман разбойников), Нитуш Эрве (Флоридор), Микадо Сюлливана (Нанки-Пу). В 1886 Станиславского избирают членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. Вместе с певцом и педагогом Ф.П.Комиссаржевским и художником Ф.Л.Соллогубом Станиславский разрабатывает проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства. Толчком к созданию общества послужила встреча с режиссером А.Ф.Федотовым: в его спектакле Игроки Гоголя Станиславский сыграл Ихарева. Первый спектакль состоялся 20 декабря 1888. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актером, его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, часто в пользу актера-любителя: Анания Яковлева в Горькой судьбине Писемского (1888), Платона Имшина в Самоуправцах Писемского (1889); Паратова в Бесприданнице Островского (1890); Звездинцева в Плодах просвещения Толстого (1891). На сцене общества первый режиссерский опыт – Горящие письма Гнедича (1889). Сильное впечатление произвели на него гастроли «мейнингенцев» (1890), открывшие перспективы режиссерского искусства. С января 1891 Станиславский официально взял на себя в Обществе искусств руководство режиссерской частью. Поставил спектакли Уриэль Акоста Гуцкова (1895), Отелло (1896), Польский еврей Эркмана-Шатриана (1896), Много шума из ничего (1897), Двенадцатая ночь (1897), Потонувший колокол (1898) (сыграл Акосту, Отелло, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха). Ищет, по сформулированному им позже определению, «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения». По примеру мейнингенцев использует подлинные старинные или экзотические предметы, экспериментирует со светом, звуком, ритмом. Впоследствии Станиславский выделит свою постановку Села Степанчикова Достоевского (1891) и роль Фомы («рай для артиста»). Неудовлетворенность состоянием сцены в конце 19 в., желание сценических реформ, отрицание сценической рутины провоцировало поиски А.Антуана и О.Брама, Южина в московском Малом театре и Немировича-Данченко в Филармоническом училище. В 1897 последний пригласил Станиславского встретиться и обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театра. Станиславский сохранил визитную карточку, на обороте которой карандашом написано: «Я буду в час в Славянском базаре – не увидимся ли?»
17 января 1863 года родился — Константин Сергеевич Станиславскийpost-13108-129521999384 (700x350, 170Kb)
На конверте он подписал: «Знаменитое первое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра». В ходе этой ставшей легендарной беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществления. По словам Станиславского, обсуждали «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». В продолжавшемся восемнадцать часов разговоре был обсужден состав труппы, костяк которой составят молодые интеллигентные актеры, и скромно-неброское оформление зала. Разделили обязанности (литературно-художественное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное – Станиславскому) и набросали систему лозунгов, по которым будет жить театр. Обсудили круг авторов (Ибсен, Гауптман, Чехов) и репертуар. Без малого год спустя 26 июня 1898 в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа труппы МХТ, созданной из учеников Немировича по Филармонии и актеров-любителей Общества искусства и литературы. В первые же месяцы репетиций выяснилось, что разделение обязанностей руководителей условно. Репетиции Царя Федора начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику премьеры, а Немирович-Данченко настоял на выборе на роль царя Федора из шести претендентов своего ученика И.В.Москвина и на индивидуальных занятиях с артистом помог ему создать трогательный образ «царя-мужичка», который стал открытием спектакля. Станиславский считал, что с Царя Федора началась историко-бытовая линия в МХТ, к которой он относил постановки Венецианского купца (1898), Антигоны (1899), Смерти Грозного (1899), Власти тьмы (1902), Юлия Цезаря (1903) и др. С Чеховым он связывал другую – важнейшую линию постановок Художественного театра: линию интуиции и чувства, – куда относил Горе от ума (1906), Месяц в деревне (1909), Братья Карамазовы (1910), Николай Ставрогин (1913), Село Степанчиково (1917) и др. Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого, Чайка, Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад А.П.Чехова ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. В следующих постановках Чехова открытия Чайки были продолжены и приведены к гармонии. Принцип непрерывного развития объединял на сцене рассыпавшуюся, разрозненную жизнь. Был развит особый принцип сценического общения («объект вне партнера»), неполного, полузамкнутого. Зрителя на чеховских спектаклях МХТ радовало и томило узнавание жизни, в ее немыслимой прежде подробности. В совместной работе над пьесой Горького На дне (1902) обозначились противоречия двух подходов. Для Станиславского толчком было посещение ночлежек Хитрова рынка. В его режиссерском плане масса остро замеченных подробностей: грязная рубаха Медведева, башмаки, завернутые в верхнюю одежду, на которых спит Сатин. Немирович-Данченко искал на сцене «бодрую легкость» как ключ пьесы. Станиславский признавал, что именно Немирович-Данченко нашел «настоящую манеру играть пьесы Горького», но сам эту манеру «просто докладывать роль» – не принял. Афиша «На дне» не была подписана ни тем, ни другим режиссером. С начала театра за режиссерским столом сидели оба руководителя. С 1906 «каждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановку», – ибо, поясняет Станиславский, каждый «хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра». Первым спектаклем, где Станиславский работал отдельно, был Брандт. В это время Станиславский вместе с Мейерхольдом создает экспериментальную Студию на Поварской (1905). Опыты поисков новых театральных форм Станиславский затем продолжит в «Жизни Человека» Л.Андреева (1907): на фоне черного бархата появлялись схематически изображенные фрагменты интерьеров, в которых возникали схемы людей: гротесково заостренные линии костюмов, гримы-маски. В Синей птице М.Метерлинка (1908) эффект черного бархата и осветительная техника были использованы для волшебных превращений. При создании МХТ Станиславский поверил Немировичу-Данченко, что роли трагического склада – не его репертуар. На сцене МХТ доигрывал только несколько прежних своих трагических ролей в спектаклях из репертуара Общества искусств и литературы (Генрих из Потонувшего колокола, Имшин). В постановках первого сезона сыграл Тригорина (Чайка) и Левборга (Эдда Габлер). По отзывам критики, его шедеврами на мхатовской сцене стали роли: Астров (Дядя Ваня), Штокман (Доктор Штокман), Вершинин (Три сестры), Сатин (На дне), Гаев (Вишневый сад), Шабельский (Иванов, 1904). Дуэт Вершинина – Станиславского и Маши – Книппер вошел в сокровищницу сценической лирики. Станиславский продолжает ставить перед собой все новые и новые задачи в актерской профессии. Он требует от себя создания системы, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене, возможность, которая открывается гениям в минуты высочайшего вдохновения. Свои искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенес в созданную им Первую студию (публичные показы ее спектаклей – с 1913). Вслед за циклом ролей в современной драме (Чехов, Горький, Л.Толстой, Ибсен, Гауптман, Гамсун) приходит цикл ролей в классике (Ракитин в Месяце в деревне 1909; Крутицкий На всякого мудреца довольно простоты, 1910; Арган в Мнимом больном, 1913; Фамусов в Горе от ума, 1906; граф Любин в Провинциалке; Кавалер в Хозяйке гостиницы Гольдони, 1914). На судьбе Станиславского отозвались две последние его актерские работы: Сальери в трагедии Моцарт и Сальери Пушкина (1915), и Ростанев, которого он должен был вновь играть в готовившейся с 1916 новой постановке Села Степанчикова. Причина неудачи Ростанева, роли, не показанной публике, остается одной из загадок истории театра и психологии творчества. По многим свидетельствам, Станиславский «репетировал прекрасно». После генеральной репетиции 10 апреля 1917 он прекратил работу над ролью. После того как «не разродился» Ростаневым, Станиславский навсегда отказался от новых ролей (нарушил этот отказ лишь в силу необходимости, во время гастролей за рубежом в 1922–1924 согласившись играть воеводу Шуйского в старом спектакле Царь Федор Иоаннович). Первой постановкой Станиславского после революции стал Каин Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в МХТ тем, что значительная часть труппы во главе с Качаловым, выехавшая в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка Ревизора (1921). На роль Хлестакова Станиславский позвал Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТ (театр уже был объявлен академическим) в 1-ю студию. В 1922 МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы. Острейшим становится вопрос смены театральных поколений во МХАТе. После долгих колебаний самостоятельными театрами в 1924 становятся 1-я и 3-я студии Художественного театра, в труппу театра вливаются студийцы 2-й студии: А.К.Тарасова, О.Н.Андровская, К.Н.Еланская, А.П.Зуева, В.Д.Бендина, В.С.Соколова, Н.П.Баталов, Н.П.Хмелев, М.Н.Кедров, Б.Н.Ливанов, В.Я.Станицын, М.И.Прудкин, А.Н.Грибов, М.М.Яншин, В.А.Орлов, И.Я.Судаков, Н.М.Горчаков, И.М.Кудрявцев и др. Станиславский болезненно переживает «измену» учеников, дав студиям МХАТ имена шекспировских дочерей из Короля Лира: Гонерилья и Регана – 1-я и 3-я студии, Корделия – 2-я. Деятельность Станиславского в 1920–1930-е годы определялась, прежде всего, его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В прессе тех лет все настойчивее звучат обвинения в «отсталости», в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже. Деятельность МХАТ протекала в атмосфере неприятия «академического и буржуазного театра» влиятельными пролеткультовцами и лефовцами, адресовавшими Художественному театру социально-политические обвинения. Постановка Горячего сердца (1926) стала ответом тем критикам, которые уверяли, что «Художественный театр – мертв». Стремительная легкость темпа, живописная праздничность отличала Безумный день, или Женитьба Фигаро Бомарше (1927) (декорации А.Я.Головина). После прихода в труппу МХАТ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии Станиславский вел с ними занятия и выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссерами. В числе этих работ, далеко не всегда подписанных Станиславским, – Битва жизни по Диккенсу (1924), Дни Турбиных (1926), Сестры Жерар (пьеса В.Масса по мелодраме Деннери и Кормона Две сиротки) и Бронепоезд 14-69 (1927); Растратчики Катаева и Унтиловск Леонова (1928). После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 (Оперный театр имени К.С.Станиславского). Для постановки Отелло во МХАТе он написал режиссерскую партитуру трагедии, которую акт за актом высылал вместе с письмами из Ниццы, где надеялся закончить лечение. Опубликованная в 1945, партитура осталась неиспользованной, поскольку И.Я.Судаков успел до окончания работы Станиславского выпустить спектакль. В начале 1930-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. В январе 1932 театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 театру присвоено имя Горького, в 1937 он был награжден орденом Ленина, в 1938 – орденом Трудового Красного Знамени. В 1933 МХАТ было передано здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ. При театре организованы музей (в 1923) и экспериментальная сценическая лаборатория (в 1942). Художественный театр был объявлен главными подмостками страны. Опасность превращения МХАТа в рядовой театр, как и опасность его захвата РАППом, была предотвращена, но театр рисковал остаться беззащитным перед другой угрозой – быть задушенным в объятиях власти. Среди работ МХАТ этих лет – Страх Афиногенова (1931), Мертвые души по Гоголю (1932), Таланты и поклонники Островского (1933), Мольер Булгакова (1936), Тартюф Мольера (1939) (экспериментальная работа, подготовленная для сцены после смерти Станиславского М.Н.Кедровым). В 1935 открылась последняя – Оперно-драматическая – студия Станиславского (среди работ – Гамлет). Практически не покидая своей квартиры в Леонтьевском переулке, Станиславский встречался с актерами у себя дома, превратив репетиции в актерскую школу по разрабатываемому им методу психо-физических действий. Продолжая разработку «системы», вслед за Моей жизнью в искусстве (американское издание – 1924, русское – 1926) Станиславский успел отправить в печать первый том Работы актера над собой (1938, посмертно). Умер в Москве 7 августа 1938 года. В Москве в доме, где жил К.С.Станиславский, в 1948 организован музей. Сочинения: Собрание сочинений, тома 1—8, Москва, 1954—1961. Литература: Эфрос Н.Е., К.С.Станиславский, Петроград, 1918; Гуревич Л., Девять ролей К.С.Станиславского, "Театр", 1938, №9; О Станиславском. Сборник воспоминаний. 1863—1938, Москва, 1948; Прокофьев В., На последних репетициях К.С.Станиславского, "Театр", 1948, № 1; его же, К.С.Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, № 3; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, Москва, 1952; Наследие Станиславского и практика советского театра. Сборник статей, Москва, 1953; Крыжицкий Г., Великий реформатор сцены, Москва, 1962; Марков П., О Станиславском, "Театр", 1962, №1; Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра, Москва, 1963; Луначарский А.В., Собрание сочинений, том 3, Москва, 1964; Полякова Е., Станиславский — актер, Москва, 1972; Виноградская И., Жизнь и творчество К.С.Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863—1938, тома 1—3, Москва, 1971—1973; Строева М.Н., Режиссерские искания Станиславского. 1898—1917, Москва, 1973; Сибиряков Н.Н., Мировое значение Станиславского, Москва, 1974.

Евфимий Семёнович Такаишвили (506x700, 147Kb)
1863
Эквтиме Семёнович Такаишвили (грузинское имя - ექვთიმე თაყაიშვილი)
грузинский историк, археолог и общественный деятель. Родился в селе Лихаури в западной части Гурии, в семье дворянина Симона Такаишвили. Окончил Кутаисскую гимназию с серебряной медалью в 1883 году. В 1887 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет. С 1887 года по 1917 год читал лекции по истории Грузии в различных престижных школах Тбилиси, в том числе и в Тбилисской гимназии для дворянства. В эти годы принимал активное участие в научной и просветительской деятельности. С 1907 по 1921 года был главой общества истории и этнографии Грузии. Между 1907 и 1910 году организовал серию археологических экспедиций в историческую грузинскую область Тао-Кларджети (ныне часть Турция). После Февральской революции занялся политикой. Принимал активное участие в создании Национально-демократической партии Грузии и был избран на должность заместителя председателя в Учредительном собрании Грузинской Демократической Республики, занимал должность с 1919 по 1921 год. В 1918 году был одним из основателей и преподавателей Тбилисского государственного университета. Потерял свои посты и в Университете, и в парламенте после ввода частей красной армии на территорию Грузии. Уехал в эмиграцию во Францию вместе с правительством Ноя Жордания. С собой правительство Грузинской Демократической Республики забрало казну и все экспонаты грузинской материальной культуры. Матеральные ценности, хранившиеся в 39 огромных ящиках, были доставлены в Марсель и помещены в хранилище банка. В дальнейшем драгоценный груз был перевезён в один из банков в Париже. Несмотря на то, что официально владельцем казны было правительство в изгнании, фактически владел всем Эквтиме Такаишвили. В начале 1930-х годов Такаишвили выиграл иск, поданный княгиней Саломе Оболенской (1878—1961), дочерью последнего мегрельского владетельного князя Николая Дадиани, которая также претендовала на часть казны, взятую из бывшего дворца Дадиани в Зугдиди. Несмотря на многочисленные попытки различных европейских музеев приобрести части грузинских сокровищ и крайние экономические трудности, Эквтиме никогда не продавал ничего из экспонатов своей коллекции. Эквтиме Такаишвили охранял коллекцию до 1933 года, когда Лига Наций признала Советский Союз и посольство правительства Грузии в Париже было упразднено и преобразовано в «Грузинский офис». Казна перешла во владение французского государства. Печатал статьи, читал лекции по вопросам грузинской культуры и истории, издавал материалы дореволюционных археологических экспедиций. . В ноябре 1944 года, смог он привлечь внимание посла СССР в Париже, А.Богомолова. В конце 1944 обратился к директору Музея искусств Грузии Ш.Амиранашвили с просьбой спасти национальные сокровища Грузии, которые оказались под угрозой конфискации французскими властями, если не будет погашен долг - плата за их хранение в Версальской публичной библиотеке. Делу возвращения коллекции грузинских сокровищ на родину помогли также хорошие отношения между Иосифом Сталиным и генералом Шарлем де Голлем. В декабре 1944 И.В.Сталин на переговорах с Ш. де Голлем лично просил его о возвращении ценностей в Грузию. В апреле 1945 Такаишвили, сопровождая коллекцию, вылетел на родину. Сразу по прибытии назначен профессором Тбилисского университета. 20 декабря 1946 избран действительным членом Академии Грузинской ССР. Вскоре у его дома была установлена охрана, посещать его могли лишь академики по особым разрешениям. Приемная дочь, ухаживавшая за престарелым больным ученым, была арестована. До конца своей жизни Такаишвили оставался под домашним арестом. За 1946-1953 успел напечатать 16 научных трудов. Умер в Тбилиси 21 февраля 1953 года. Был автором многочисленных научных трудов по истории и археологии Грузии и Кавказа, которые имеют особое значение и сегодня. Вторая гимназия Тбилиси названа в его честь. Он был канонизирован Грузинской православной церковью. Похоронен в пантеоне на Мтацминда. Был первым издателем многих древнегрузинских сочинений. «Обращение Грузии» относится к их числу (Перевёл на русский язык).
Ekwtime_Taqaischwili_Tbilissi (500x700, 98Kb)
Памятник в Тбилиси (парк Вере).
Сочинения: Еще один из источников "Истории Грузии" царевича Вахушта. Санкт-Петербург, 1893; Материалы для истории Грузии. Тифлис, 1895; Разбор армазской надписи по фотографическому снимку // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1896. Выпуск 22. Страницы 1-10; Сон Пресвятой Богородицы // Там же. 1897. Выпуск 24. Страницы 2-13; Рукописание Адама и происхождение честного древа // Там же. Страницы 14-17; Заметки о двух рукописях апокрифического характера // Там же. Страницы 18-30; Хроника Эриставского Акафиста // Там же. 1901. Выпуск 29. Страницы 1-20; Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Выпуск 1-5. Тифлис, 1905-1915; МАК. Выпуск 10: Христианские памятники. Москва, 1909; Заметка о церкви в Зарзма и ее древностях // Известия Тифлисского государственного университета. 1919. Выпуск 1. Страницы 105-124; Каталог выставки древнегрузинской архитектуры. Тифлис, 1920 (на грузинском языке); Древности Гулекарской церкви // ХВ. 1922. Том 6, Выпуск 3. Страницы 299-302; Альбом грузинской архитектуры. Тифлис, 1924; Церкви и церковные древности Мегрелии // Известия Кавказского историко-археологического института. 1927. Том 2. Страницы 69-85; Церковь в Ване, в Имерии, и ее древности // Там же. Страницы 86-110; Археологическая экспедиция в Легхуми и Сванетию в 1910 г. Париж, 1937 (на грузинском языке); Археологическая экспедиция в Кола-Олтиси и Чангли. 1907 г. Париж, 1938; Предалтарный крест Горис-Джвари // Труды Тбилисского государственного университета. 1948. Том 34 (А-В). Страницы 383-389; Древности Чхарской церкви // ВГМГ. 1948. 15-В. Страницы 169-179 (на грузинском языке); Еще об одной работе золотых дел мастера Мамне // Сообщения Академии Наук Грузинской ССР. 1949. Том 10. № 6. Страницы 381-384; К чтению одной надписи Давида Строителя // Там же. № 8. Страницы 505-507; Древности Чхарской церкви. Часть 2 // ВГМГ. 16-В. 1950. Страницы 203-210 (на грузинском языке); Древний храм в Перевиси // Труды Тбилисского государственного университета. 1950. Том 41. Страницы 69-70 (на грузинском языке); Археологическая экспедиция 1917 года в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952; Georgian Chronology and the Beginning of Bagratid Rule in Georgia // Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies. 1936. Vol. 1, N 1. Р. 9-27; The Icon of the Crucifiction in the Dsalenjikha Church in Megrelia // Ibid. N 2/3. P. 14-23; Four Basilean Churchеs of the Qvirila Valley // Ibid. P. 154-173; Antiquities of Georgia // Ibid. 1937. N 4/5 (Rustavely Volume). P. 96-116. Литература: Труды [Е.С.Такайшвили] // Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864-1914 гг.) / Под редакцией гр. П.С.Уваровой и И.Н.Бороздина. Москва, 1915. Том 2. Страницы 194-196; Кавказский историко-археологический институт за 1917 год. Петроград, 1918. Страницы 1-2, 8-9; Метревели Р.В., Бадридзе Ш.А. Е.С.Такаишвили. Тбилиси, 1962 (на грузинском языке); Библиография трудов академика Е.С.Такаишвили / Подготовка к изданию и биографический очерк Е.Л.Келенджиеридзе. Тбилиси, 1963; Академик Е.С.Такаишвили: Жизнь и деятельность: Сборник статей Тбилиси, 1966 (на грузинском языке); Архив академика Е.С.Такаишвили: Описание / Составление и подготовка к изданию Е.Л.Келенджиеридзе. Тбилиси,1972 (на грузинском языке); Сургуладзе А.Н. Е.С.Такаишвили: (Жизнь и деятельность). Тбилиси, 1977 (на грузинском языке); Из архива Ильи Зданевича / Публикации и примечания Р.Гейро // Минувшее. Выпуск 5. Страницы 124, 140; РВост. № 5. Страница 102; Мегрелидзе И.В. Еквтиме Такайшвили: (Жизнь и деятельность). Тбилиси, 1989 (на грузинском языке); Ломтатидзе Г.А. Летописец грузинской культуры: Э.Такаишвили. Тбилиси, 1990 (на грузинском языке); Переписка Н.Я.Марра и Е.С.Такаишвили / Подготовка к изданию, исследованние и комментарии Р.Я.Кавиладзе, М.Г.Мамацашвили. Тбилиси, 1991 (на грузинском языке); Благовещенский, 1992. С. 459-462, 469-471. Архив: ИР Академии Наук Грузии. Фонд 27.

Doroshevich_VM (509x700, 331Kb)
1865
Влас Михайлович Дорошевич
русский журналист, публицист, театральный критик, один из известных фельетонистов конца XIX — начала XX века. Родился в Москве. Отец — журналист Сергей Соколов — рано умер. Мать, писательница Александра Ивановна Соколова, происходила из дворянского рода Денисьевых, получила образование в Смольном институте и печаталась в московской периодике. Фамилию получил от приемного отца, домовладельца Михаила Ивановича Дорошевича, усыновившего 6-месячного ребенка, оставленного матерью в дешевом номере гостиницы. Спустя 10 лет А.И.Соколова через суд сумела вытребовать сына к себе, однако при этом самому Власу была нанесена тяжелая душевная травма, и впоследствии он не раз обращался к теме «О незаконных и о законных, но несчастных детях». Учился в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался за плохое поведение и неуважение к начальству. Гимназический курс завершил экстерном. Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические заметки в «Будильнике». В начале творческой деятельности тяготел к народной жизни, сблизившись на этой почве с известным книгоиздателем И.Д.Сытиным. Настоящая известность пришла к нему со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах. В 1897 году Дорошевич предпринял путешествие на Восток. Издал книгу очерков о Сахалине и о Сахалинской каторге. С 1902 по 1917 годы редактировал газету И.Д.Сытина «Русское слово». В этот период издание стало самым читаемым и тиражным в Российской империи. Первая жена — актриса Клавдия Кручинина, работала в провинциальных театрах. Дочь от этого брака, Наталия Власовна Дорошевич (1905—1955) воспитывалась в Керченском девичьем институте, оставила «Воспоминания». Отец навещал дочь в Керчи. С августа 1918 по май 1921 года жил в Севастополе, отказавшись от сотрудничества в контрреволюционных газетах. По окончании Гражданской войны в Крыму уже тяжело больным сделал заявление о «полном присоединении» к советской власти. В мае 1921 года возвратился в Петроград, где умер от туберкулеза 22 февраля 1922 года.
Надгробие_В._М._Дорошевича (525x700, 503Kb)
Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Библиография: Дорошевич В.М. Рассказы и очерки. Московский рабочий, 1966.Составление, послесловие и примечание С.В.Иванова; Дорошевич В. Восточныя сказки, книгоиздательство «Литература», Берлин, 1921; Сказки и легенды, изд. «Петроград», Москва — Петроград, 1923; Дорошевич В.М. Сказки и легенды. Минск, Наука и техника, 1983. Вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии С.В.Букчина; Дорошевич В. Каторга-1. Москва: «Захаров», 2001, информация об издании; Дорошевич В. Каторга-2. Москва: «Захаров», 2001, информация об издании; Дорошевич В. Каторга-3. Москва: «Захаров», 2001, информация об издании; Театральная критика Власа Дорошевича / Составление, вступительная статья и комментарии С.В.Букчина. Минск: Харвест, 2004. 863 страницы; Дорошевич В.М. Сахалин. В 2-х томах. Южно-Сахалинск, 2005. Вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии С.В.Букчина; Дорошевич В.М. Воспоминания. Москва, Новое литературное обозрение, 2008. Вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии С.В.Букчина; Семён Букчин.«Смейтесь, чтобы не плакать». Корней Чуковский и Влас Дорошевич: история отношений; Владиславлев И.В. Русские писатели, издание 4-е, Гиз, Москва — Ленинград, 1924; Владиславлев И.В. Литература великого десятилетия, том I, Москва, 1928; Шафир Я. От остроты к памфлету, Гиз, Москва — Ленинград, 1925; Букчин С.В. Судьба фельетониста. Жизнь и творчество В.М.Дорошевича. Минск: «Наука и техника», 1975. Экранизации: «Женщина-вампир» — не сохранившийся двухсерийный фильм 1917 года (по роману «Убийство», товарищество «И.Н.Ермольев»). Литература: Дорошевич, Власий Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Premier Ghounaris [i (602x700, 115Kb)
1866
Димитриос Гунарис (греческое имя — Δημήτριος Γούναρης)
премьер-министр Греции с 10 марта 1915 по 23 августа 1915 года и с 8 апреля 1921 по 16 мая 1922 года. Лидер Народной партии, он был основным правым противником современного ему Элефтериоса Венизелоса. Родился в городе Патры, Греция. Он изучал право в Афинском университете и продолжил учёбу в Германии, Франции и Англии, прежде чем вернуться в родной город Патры. Он был избран депутатом от Ахайи в 1902 году и проявил себя как оратор и член так называемой «японской группы», которая выступала против правительства Георгиоса Феотокиса в 1906—1908 годах. Гунарис, однако, вошёл в правительство в 1908 году в качестве министра финансов в надежде реализовать реформистские программы, тем самым вызывая распад группы, но вскоре был вынужден уйти в отставку. Несмотря на свои прогрессивные взгляды (он был поклонником германских социальных законов Бисмарка), его консервативное политическое мышление превратило его в ведущего противника Элефтериоса Венизелоса. Он был назначен премьер-министром после первой отставки Венизелоса в 1915 году королём Константином I. Из-за свой роли в кампании против Венизелоса он был изгнан с другими известными «антивенизеловцами» на Корсику в 1917 году после возвращения Венизелоса к власти в Афинах. Ему удалось бежать в Италию в 1918 году, но он смог вернуться в Грецию только в 1920 году, для того чтобы принять участие в решающих ноябрьских выборах, де-факто в качестве лидера «Объединённой оппозиции» на фоне продолжающейся кампании в Малой Азии.После поражения Венизелоса он контролировал большинство депутатов в парламенте и был главной движущей силой следующей правительства роялистов, но сам вступил в должность премьер-министра только в апреле 1921 года. Несмотря на свои предвыборные обещания по выводу войск из Малой Азии, не имея возможности найти путь к «почётному» выводу, он продолжил войну против Турции. Хотя он был готов идти на компромисс с турками, как он показал на переговорах в Лондоне в начале 1921 года, чтобы усилить давление на кемалистов, он согласился на начало греческого наступления в марте 1921 года. Греческая армия не была готова, и атака была отбита в ходе Второй битвы при Инёню, в результате чего произошло первое греческое поражение в Малоазиатской кампании. После успешного продвижения греческих войск к Эскишехиру и Афьону в июле, он призвал продолжать наступление в направлении Анкары, которое, однако, остановилось в битве при Сакарье. После того как греки отступили, чтобы сформировать новый фронт, он обратился к союзникам, в особенности к Великобритании, за помощью и посредничеством. Несмотря на то, что он угрожал британцам односторонним прекращением войны, его правительство сохранило позиции греческой армии, не будучи в состоянии взять на себя политические последствия отказа от Малой Азии и многих греков, живших там под турецким гнётом. Углубление политического кризиса, вызванного падением правительства Гунариса в мае 1922 года после победившего незначительным числом голосов вотума доверия, но с преобладанием его последователей в Национальном Собрании, означало, что он только сменил пост премьер-министра на министра юстиции в правительстве Петроса Протопападакиса. После катастрофы в августе 1922 года и разгрома греков войсками Мустафы Кемалем остатки греческой армии восстали в сентябре, и правительство было свергнуто. Повстанцы-венизелосовцы под руководством полковника Николаоса Пластираса образовали военный трибунал для суда над теми, кого они считали ответственными за катастрофу. Так называемый «Процесс шести», начатый в ноябре 1922 года, признал подсудимых, Гунариса среди них, виновными в государственной измене. Он был казнён вместе с другими в Гуди (Афины, Греция) сразу в день приговора, 28 ноября. Хотя он, несомненно, нёс определённую долю ответственности за военные и дипломатические действия, которые привели к катастрофе в Малой Азии, его суд и казнь часто воспринимаются как расправа над козлом отпущения, чтобы излить гнев народа, а также являются следствием главным образом мотивированной ненависти фракции Венизелоса к нему.

 (672x699, 57Kb)
1866
Карел Тракслер (Karel Traxler; псевдонимы - Vis Maior; Karel Kaplan; Anonymus z Tabora; Karel Zbonek)
чехословацкий шахматный композитор, известный также своей контратакой в дебюте двух коней. Первую задачу опубликовал в 1883 г. В 1910 г. издал сборник задач. Его задачи отличались гармоничным сочетанием красивых матов с интересной, острой игрой, с яркой пуантой. Умер 15 мая 1936 года.

laemmle-carl1 (542x700, 264Kb)
1867
Карл Лэммле (Carl Laemmle)
американский киномагнат, основатель старейшей (из существующих) американской киностудии Universal, который курировал создание более чем 400 немых фильмов. Уроженец еврейского квартала городка Лаупхайм в Вюртемберге, Леммле эмигрировал в Америку в 17-летнем возрасте. На протяжении последующих 20 лет работал в провинциальном Ошкоше курьером в аптеке, бухгалтером, управляющим магазином одежды. Женившись на дочери босса и скопив достаточное состояние, взялся в 1906 г. за скупку дешёвых кинотеатров, но довольно скоро столкнулся с неэффективностью существующей системы дистрибуции фильмов под эгидой монополиста «Motion Picture Patents Company» (MPPC). В 1907 г. Леммле основал собственную фирму «Laemmle Film Service» и вступил в жёсткую конкуренцию с MPPC за главенство в американской киноиндустрии. В этой борьбе его козырем стало именование исполнителей главных ролей в начальных титрах фильма, что в те времена анонимных киноактёров представлялось смелым маркетинговым ходом. В 1910 г. ему удалось переманить к себе первую в истории кинозвезду, Флоренс Лоуренс. На другой день американские газеты вышли с заголовками об её трагической гибели. Вскоре, правда, выяснилось, что слухи о смерти звезды были преувеличены; эффектные рекламные трюки такого рода станут «коньком» Леммле. Леммле считается основоположником «конвейера звёзд» (star system), на котором строился классический Голливуд. Он придумывал своим актёрам и актрисам новые имена и гламурные биографии, щедро приплачивая газетчикам за упоминание о каждом шаге «звезды». Одним из первых «продуктов» этого конвейера была Мэри Пикфорд.
Carl_Laemmle_Denkmal_Detailaufnahme (525x700, 386Kb)
Памятник К.Леммле в Лаупхайме
В 1912 г. Леммле зарегистрировал компанию «Universal». Через три года в долине Сан-Фернандо в присутствии 20 000 фанатов состоялось открытие «Вселенского города» (Universal City) — площадки в 235 акров, где проходили конвейерные съёмки немых фильмов. Свою студию Леммле сразу открыл для доступа всех желающих поглазеть на то, как снимаются фильмы. Несмотря на успех этой площадки (в то время крупнейшей в мире кино) и постоянный рост оборотов, Леммле продолжал рассматривать Universal как семейный бизнес. Под его руководством в студии работало не менее 70 родственников, многие из которых занимали ключевые посты. Кино не стало для «дядюшки Карла» (Uncle Carl) единственным делом жизни: он не забывал о своих истоках и не раз навещал оставшихся в Европе родственников. Он открыл в Центральной Европе филиал своей компании, а после прихода к власти в Германии нацистов финансировал эмиграцию лаупхаймских евреев в Америку. Во время пребывания Леммле в Европе делами студии занимался молодой Ирвинг Тальберг. В качестве подарка к дню совершеннолетия в 1928 г. Леммле сдал управление студией своему 21-летнему сыну Карлу-младшему. В условиях Великой депрессии младший Леммле оказался неважным руководителем. Вдохновлённый успехом «Призрака Оперы» (1925), он запустил в производство серию классических «ужастиков», но основную ставку сделал на дорогостоящие постановки вроде экранизации романа «На западном фронте без перемен» (1930) и мюзикла «Плавучий театр» (1929). Хотя отец и сын Леммле долгое время гордились полным отсутствием долгов, провал мюзикла в прокате в сложных условиях перехода Голливуда к звуку вынудил их компенсировать убыток крупным займом. Была развёрнута программа тотальной оптимизации расходов, бюджеты новых постановок сокращены в разы; наиболее высокооплачиваемые звёзды ушли к конкурентам. К середине 1930-х «Universal» перешёл в разряд производителей малобюджетных фильмов. Заложив свои права на студию, Леммле вынуждены были с ними расстаться в 1936 г. всего лишь за $5 млн. Умер в Беверли-Хиллз 24 сентября 1939 года. Вскоре после смерти киномагната Гарольд Роббинс опубликовал роман «Торговцы грёзами», основанный на собственных впечатлениях от работы у Леммле.

Couturat (500x700, 130Kb)
1868
Луи Кутюра (французское имя - Louis Couturat)
французский философ, логик и математик. Основной областью научных интересов Кутюра была методология наук, особенно физики и математики, а также математическая логика, в филосовском истолковании которой Кутюра следовал Расселу. Филосовские взгляды Кутюра оформились под влиянием Канта, вслед за которым Кутюра считал, что философия "в сущности есть теория познания и ее истинное имя – Критика" ("De l'infini mathématique", P., 1896, p. VI). Принимая априоризм Канта, но критикуя его учение о "вещи в себе", Кутюра утверждал, что "...реальность не может быть чем-то иррациональным или интеллигибельным, так как реальным для нас является то, что мы мыслим как истинное, а истина – то, что разум познаёт и утверждает как существование" (там же, р. XIII). Математика, с точуи зрения Кутюра, – наука рациональная и априорная, физика же основана на опыте и пользуется апостериорными методами; связующим звеном между этими науками является прикладная математика; приложение математики к физике порождает математическую физику; математичнские методы применимы ко всем наукам, а язык математики – это "универсальный язык наук". Поэтому и логика должна быть математизирована. С этой точуи зрения Кутюра высоко оценивал тот подход к математике и логике, который развивали Декарт и Лейбниц. Труды Лейбница по логике Кутюра подверг тщательному изучению. Отмечая узость классической (т.е. традиционной) логики, Кутюра указывал вместе с тем на то, что и алгебра логики не обнимает всей логики; это – "... м а т е м а т и ч е с к а я логика по своей форме и по своему методу; но не следует принимать ее за логику м а т е м а т и к и" ("Алгебра логики", русский перевод, О., 1909, страница 102); подлинной логикой математики является логика отношений, которую "...предвидел Лейбниц, основание которой положили Пирс... и Шрёдер, и которую Пеано и Рэссель..., как кажется, установили окончательно на прочном основании" (там же). В сочинении "Принципы математики" ("Les principes des mathématiques", P., 1905) Кутюра изложил одноименную работу Рассела, отметив, что этот труд является "...необходимым завершением... всех критических исканий математиков за последние полвека" (указатель сочинений; русский перевод "Филосовские принципы математики", Санкт-Петербург, 1913, страница 1). В трактовке оснований математики Кутюра следует логицизму Рассела; математика, утверждает Кутюра, с точуи зрения формы совпадает с (дедуктивной) логикой, а с точуи зрения содержания является "...лишь одной специальной областью в поле приложения логики" (там же, с. 186); "...математика "абстрактная" наука... потому, что она уже ни в какой степени более не является наукой о предметах, но – формальной и ч и с т о й наукой, которая рассматривает только форму и отношения предметов" (там же, страница 177). Это не исключает определения отношения математики к миру опыта; так, из всех логически мыслимых геометрий, которые можно теоретически построить, лишь опыт, утверждает Кутюра, позволяет нам выбрать ту, которую мы будем прилагать к действительности. Кутюра – талантливый пропагандист логических знаний. Его "Алгебра логики", в которой широко освещаются результаты П.С.Порецкого, до сих пор остается хорошим популярным введением в алгебраической теории логики. Умер 3 августа 1914 года. Сочинения: La logique de Leibnitz, P., 1901; В защиту логистики, в сборнике: Новые идеи в математике, No 10, Петроград, 1915. Литература: Эренфест П., Л.Кутюра. Алгебра логики, (рецензия), "Журнал русского физико-химического общества", 1910, том 42, отдел 2, выпуск 10; Πуанкаре Α., Математика и логика, [перевод с французского], в сборнике: Новые идеи в математике, No 10, Петроград, 1915; Серрюс Ш., Опыт исследования значения логики, перевод с французского, Москва, 1948; Кутюра Л. Философские принципы математики. Санкт-Петербург, Издательство Карабасникова, 1913.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку