-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108762
Комментариев: 6801
Написано: 117233


17 января родились...

Пятница, 17 Января 2020 г. 04:44 + в цитатник
Бергенгейм_Эдуард_Эдуардович (700x636, 148Kb)
1844
Эдуард Эдуардович Бергенгейм, барон (Эдуард Фердинанд Бернергейм; шведское имя - Bergenheim )
харьковский промышленник. Создатель Харьковского завода по производству терракотовых и керамических изделий, первого на юге Российской империи. С 1879 года — барон Великого княжества Финляндского. Родился Эдуард Эдуардович в городе Або (Великое герцогство Финляндское) в семье архиепископа. В июне 1863 года окончил с отличием Финляндский кадетский корпус в Фридрихсгаме. В 1869 году окончил полный курс, с дополнительным отделением, инженерной академии. В 1870 году вступил в Товарищество Курско-Харьково-Азовской железной дороги. В 1876 году основывает в Харькове Завод барона Бергенгейма, производящий керамические плитки и изразцы, а также огнеупорный кирпич. 17 марта 1878 года женился на Эмилии Экестуб. В 1887—1891 году Эдуард Бергенгейм был гласным Харьковской городской думы. Эдуард Эдуардович Бергенгейм скончался в Харькове 16 марта 1893 года. Был похоронен в Харькове, на лютеранском кладбище. Работая на строительстве железной дороги на территории Харьковской губернии, Бергенгейм, имел возможность, ознакомится с богатыми залежами глины. В 1876 году Э.Бергенгейм начал строительство в Харькове завода по производству терракотовых и других глиняных изделий, это предприятие было первым таким производством на юге Российской империи. С 1887 года, было освоено производство керамических канализационных труб. 16 января 1891 году образовано «Товарищество по производству огнеупорного кирпича, гончарных изделий» барона Э.Э.Бергенгейма. С уставным капиталом 500 тысяч рублей. С 1892 года, на заводе налажено производство огне- и кислотоупорных плиток для полов и тротуаров. С 1893 года прекращено производство печных изразцов и черепицы. В Харькове продукция завода использовалась при строительстве ряда корпусов завода имени Малышева, паровозоремонтного и вагоноремонтного предприятий. Полы Благовещенского Собора, Казанской церкви (Лысая Гора) выложены плиткой Бергенгейма. Так же изделия завода барона Бергенгейма, использовались при строительстве многих частных домов в городе Харькове. 16-го июня 1903 года на заводе произошел сильный пожар.
Из Газеты Русские Ведомости. Вторник 17 июня 1903 год № 165:
«16-го июня на заводе товарищества Бергенгейм произошел огромный пожар: сгорел старый завод, в котором изготовлялись гончарные трубы. Новый, занятый изготовлением плиток, не тронут, и завод продолжает работать. Здания машины и товар застрахованы в Обществах «Россия» и «Якорь». Убыток 300.000 рублей»
Изделия Бергенгейма кроме Харькова были знамениты по всей империи, они применялись при строительстве таких зданий как Ливадийский дворец, дом «с химерами» в Киеве, железнодорожные вокзалы в Москве. Так же множество особняков по всей территории империи облицованы плиткой со штампами «барон Бергенгейм». В Харькове в 2003 году создан Музей керамической плитки и сантехники в котором представлена большая экспозиция продукции завода Бергенгейма, в том числе коврово-узорчатых покрытий для пола, плит для мощения тротуаров, огнеупорного кирпича. Каждый желающий может бесплатно посетить музей, оценить красоту и уникальность экспонатов. Именным Высочайшим указом, от 1/ 13 апреля 1879 года, сын архиепископа Абоского — инженер-капитан Эдуард-Фердинанд Эдуардович Бергенгейм возведен, с нисходящим его потомством, в баронское достоинство Великого Княжества Финляндского. Род его внесен, в 1888 году, в матрикул Рыцарского Дома Великого Княжества Финляндского, в число родов баронских, под N54. Профессор Харьковского университета Г.И.Лагермар, который близко знал Э.Бергенгейма вспоминал: «В частной своей жизни Э.Бергенгейм был человеком в высшей степени простым, обходительным и мягким. Но это ему нисколько не мешало быть твердым, даже упорным в том, что он считал долгом или вопросом чести. Его мягкость и справедливость сделали его искренне любимым всеми работниками на заводе, а его неутомимое внимание к делу и замечательное трудолюбие вызывали всеобщее удивление…» В 1887 году к Бергенгейму, в Харьков, приехал его племянник Карл Густав Маннергейм Будущий, русский генерал, маршал и президент Финляндии. В связи с поступлением в Гельсингфорсский университет, ему требовалось хорошее знание русского языка. Бергенгейм подыскал ему учителя. Русский кавалерийский капитан Сухин, учил юного Карла Густава русскому языку, а за одно и показал жизнь армейского офицера в Российской армии. Этот период четко отображен в мемуарах Маннергейма, а также освещен его биографами. Родился Эдуард Фердинанд Бергенгейм, в городе Або (современный город Турку, в Финляндии) Великого герцогства Финляндия, в семье архиепископа Эдуарда и Александрины Бергенгейм. 17 марта 1878 года женился на Эмилии Экестуб. В семье было двое детей Алекс и Дороти. Именным Высочайшим указом, от 1/ 13 апреля 1879 года, сын архиепископа Абоского — инженер-капитан Эдуард-Фердинанд Эдуардович Бергенгейм возведен, с нисходящим его потомством, в баронское достоинство Великого Княжества Финляндского. Род его внесен, в 1888 году, в матрикул Рыцарского Дома Великого Княжества Финляндского, в число родов баронских, под № 54. Родители: Эдуард Бергенгейм (1798—1884); Александрина Бергенгейм (Брюн) (1814—1889). Жена: Эмилия Бергенгейм (Экестуб) (1854—1899) В русском написании Эмилия Алексеевна. Дети:Аксель Эдуард Эммануэль Бергенгейм (1885—1920) В русском написании Алексей Эдуардович; Дороти Санднблом (1893—1975) В русском написании Доротея Эдуардовна. Внуки: Хильдегард Сванбэк; Брита Петерсон; Марта Фирвал; Дан Санднблом.

 (557x699, 164Kb)
1845
Мануэль Лисандро Барильес (Lisandro Barillas Manuel)
гватемальский государственный и политический деятель, президент Гватемалы (6 апреля 1885-15 марта 1886). Умер в Мехико-Сити 15 марта 1907 года.

 (540x699, 277Kb)
1845
Джон Эймс Митчелл (John Ames Mitchell)
американский писатель-фантаст. Родился в Нью-Йорке. Основал и издавал журнал "Лайф" ("Life") (1883-1918). Первая НФ публикация - роман "Последний американец: фрагмент из журнала Хан-Ли, принца Димф-Ю-Чура и адмирала персидского флота" ("The Last American: A Fragment from the Journal of Khan-Li, Prince of Dimph-Yoo-Chur and Admiral in the Persian Navy", 1889). Идея романа явна навеяна рассказо Э.По "Mellona Tauta". Произведения Митчелла переведены на болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, румынский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский. Умер 19 июня 1918 года.

Erika_Nissen (520x700, 281Kb)
1845
Эрика Ниссен (норвежское имя - Erika Nissen; имя при рождении - Эрика Ли, Erika Lie)
норвежская пианистка. Эрика Ниссен родилась в Конгсвингере (Хедмарк, Эстланд, Норвегия), в семье юриста Микаэля Штрёма Ли и его супруги Ингеборг Бригитты Рёринг Мёйнихен. Изучала музыку под руководством Хальфдана Кьерульфа и в Берлине — у Теодора Куллака (в 1863—1866). Её концертный дебют прошёл в Берлине в 1866 году, ему следовали выступления в Скандинавии, Германии, Нидерландах, Швейцарии и в Париже (в Копенгагене (1867), в Париже (1868), затем в Лондоне). Начиная с 1870-го года она - член Музыкальной академии Стокгольма. В 1870—1871 годах преподаёт в копенгагенской консерватории. В 1876—1877 годах Эрика Ниссен совершает большое концертное турне по Германии, Швейцарии, Дании и Нидерландам. После возвращения на родину служила органистом в Якобскирке (церкви Святого Якова) в Осло. Умерла в Осло 27 октября 1903 года. В 1894 году она была удостоена художественной премии Норвегии. Эрика Ли-Ниссен была супругой норвежского политика Оскара Ниссена (поженились в 1874 году). В 1892—1894 она находилась в любовных отношениях с писателем Б.Бьёрнсоном. Эрика Ниссен была особо известна своим виртуозным исполнением произведений Баха и Бетховена. Сын Эрики, Карл Ниссен, был также известным пианистом и дирижёром.

Гезехус_Николай_Александрович_1893 (513x700, 229Kb)
1845
Николай Александрович Гезехус
русский физик, ординарный профессор и первый ректор Императорского Томского университета (1888—1889). Действительный статский советник (1896). Николай Гезехус родился в Санкт-Петербурге, в семье корабельного инженера, Александра Яковлевича Гезехуса и его жены Александры Густавовны — был первым ребёнком. Окончил математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета в 1869 году. Стажировался у Г.Гельмгольца (1872—1873). С 1873 года работал лаборантом при физическом кабинете Санкт-Петербургского университета. Одновременно, в 1875—1878 годах он преподавал физику в Петербургском технологическом институте. В 1876 году получил степень магистра физики за работу «Применение электрического тока к исследованию сфероидального состояния жидкостей»; в 1882 году за диссертацию «Упругое последействие и другие сходные с ним физические явления» получил степень доктора. В период 1877—1888 годов состоял приват-доцентом при Санкт-Петербургском университете; также преподавал физику в Технологическом институте, Инженерном училище, Институте путей сообщения, на Высших женских курсах и др. С 1885 года Н.Гезехус успешно занимался вопросами акустики; до него систематических исследований звукопроводимости тел не проводилось. В 1887—1888 годах Н.А.Гезехус был секретарем физического отделения Русского физико-химического общества. В свободное время Гезехус играл на скрипке, в том числе в составе домашнего квартета М.П.Беляева. В 1888 году был назначен ординарным профессором в Томский университет. Как самый опытный из профессоров, прошедший стажировку в Западной Европе и имевший уже многолетнюю практику преподавания в лучшем отечественном университете с 6 сентября 1888 года по 3 сентября 1889 года исполнял обязанности ректора Томского университета. Занимался административной и организационной деятельностью, вел преподавательскую работу, читал лекции, проводил практические занятия. Создал большой физический кабинет, располагавшийся в центральной части главного корпуса (приборы были закуплены в Санкт-Петербурге и Томске). Создал ряд измерительных приборов для лекционных демонстраций: воздушный калориметр, геофизический глобус для демонстрации распределения магнитного поля на земной поверхности, динамометр — о них были сделаны сообщения на съезде русских естествоиспытателей и врачей; а также амперметр, гигрометр и др. «Климат не может быть помехою в преуспеянии Сибири. Для быстрейшего развития этой обширной, но мало заселенной страны нужно, прежде всего знание, нужно дружное изучение её, нужны знающие и честные люди». В 1889 году Н.А.Гезехус покинул Томск, предположительно, из-за сложных отношений с попечителем Западно-Сибирского учебного округа В.М.Флоринским; вернулся в Санкт-Петербург на должность профессора физики в Технологическом институте[11], где с 1891 года назначен помощником директора; продолжил преподавание в других высших учебных заведениях. Н.А.Гезехус принимал участие в I Международном конгрессе физиков, который состоялся в 1900 году в Париже. Научные работы посвящены вопросам молекулярной физики (в частности, сфероидального состояния жидкости), электричества, оптики, акустики и метеорологии. В 1900 году им был написан учебник электричества и магнетизма. Делал много переводов: «Мировая картина физических и химических явлений» и «Жизнь природы» В. Мейера; «Теория звука в приложении к музыке» Пьетро Блазерны; «Очерки из естествознания» (1876), «Свет» (1877), «Лекции об электричестве» Дж. Тиндаля (1878). Написал ряд статей для Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. С 1911 по 1918 годы являлся редактором периодических физических изданий физического отделения Русского физико-химического общества: «Вопросы физики» и «Журнал РФХО». Умер от истощения в Петрограде 2 сентября 1918 года. Награды и премии: Орден Святой Анны II степени. Принадлежавший Н.А.Гезехусу письменный стол представлен в экспозиции музея ТГУ. Литература: Гезехус, Николай Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Николай Александрович Гезехус // Санкт-Петербургский технологический институт императора Николая I // Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1917 год. — Петроград: Сенатская типография, 1917. — Страница 390; Храмов Ю.А. Гезехус Николай Александрович // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва : Наука, 1983. — Страница 77. — 400 страниц — 200 000 экземпляров (в переплёте); Гезехус, Николай Александрович // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. / Под редакцией доктора исторических наук Н.М.Дмитриенко. — 1-е издание — Томск: Издательство НТЛ, 2004. — Страницы 71-72. — 440 страниц — 3 000 экземпляров — ISBN 5-89503-211-7; Захаров-Гезехус И.А. Моя генетика / Институт общей генетики имени Н.И.Вавилова Российской Академии Наук; Рецензенты: Е.Б.Музрукова, А.А.Прозоров. — Москва: Наука, 2014. — 136 страниц — Дополнительный тираж 220 экземпляров — ISBN 978-5-02-038505-4.

Жуковский3 (511x698, 95Kb)
1847
Николай Егорович Жуковский
русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Родился в селе Орехово, ныне Владимирской области, в семье инженера-путейца. В 1868 окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика. С 1870 преподаватель физики 2-й Московской женской гимназии, с 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент по кафедре аналитической механики Московского высшего технического училища (МВТУ). В 1876 защитил магистерскую диссертацию "Кинематика жидкого тела". За исследование "О прочности движения" Жуковскому была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете Жуковский работал до конца жизни. В 1894 Жуковский был избран член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук; в 1900 выдвинут кандидатом в действительные члены Санкт-Петербургской Академии Наук, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и МВТУ, т. к. избрание означало бы переезд в Санкт-Петербург. В 1905 избран президентом Московского математического общества. В 1902 под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 под его руководством в посёлке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Жуковского в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910-1912 Жуковский прочитал в МВТУ курс лекций "Теоретические основы воздухоплавания", в котором были систематизированы теоретические работы самого Жуковского, его ученика С.А.Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, МВТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 Жуковский преподавал на курсах офицеров-лётчиков при МВТУ, там же было создано авиационное расчётно-испытательное бюро, в котором под руководством Жуковского разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчёта самолётных конструкций. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 Жуковский разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курс по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики. После Октябрьской революции Жуковский и руководимый им коллектив учёных сразу включились в дело создания советской авиации. В декабре 1918 Советское правительством по предложению Жуковского был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Жуковским теоретические курсы для военных лётчиков были реорганизованы в Московский авиационных техникум, на базе которого в 1920 был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 - Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е.Жуковского). Жуковский создал единую научную дисциплину - экспериментальную и теоретическую аэродинамику, развитие которой неразрывно связано с прогрессом самолётостроения. Первые исследования Жуковского по теории полёта относятся к 1890. Работа "О парении птиц" (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты, впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе "мёртвая петля" (петля Нестерова), и работа "О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов" (1897) послужили основанием для создания аэродинамического расчёта самолёта. В статьях "К теории летания" (1890), "О крылатых пропеллерах" (1898), "О полезном грузе, поднимаемом геликоптером" (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах "О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси" (1906) и "О присоединённых вихрях" (1907) Жуковский изложил открытый им в 1904 принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять её величину. Теорема Жуковского, устанавливающая связь подъёмной силы крыла с циркуляцией, является основой аэродинамики.
17 января 1847 года родился — Николай Егорович Жуковскийpost-13108-12952213636 (700x357, 206Kb)
В цикле работ Жуковского 1910-1912 "О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов" (1910), "Геометрические исследования о течении Кутта" (1911-12) и др. и в ряде работ С.А.Чаплыгина предложена гипотеза о сходе струй потока с задней кромки, давшая способ определения циркуляции и утвердившая фундаментальное значение теоремы Жуковского для авиации. В этих работах развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических "профилей Жуковского". В 1912-1918 Жуковский опубликовал 4 статьи под общим названием "Вихревая теория гребного винта", в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов. В работах "Динамика аэропланов в элементарном изложении" (1913-1916), "Аэродинамический расчёт аэропланов" (1917), "Исследование устойчивости конструкций аэропланов" (1918), "К задаче о прочности аэропланов" (1918), "Элементарная теория устойчивости аэропланов" (1920) Жуковский создаёт основы аэродинамического расчёта самолёта, расчёта динамической продольной устойчивости и прочности самолётов. Жуковский является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов. Скончался в Москве 17 марта 1921 года. В ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как "отца русской авиации" в 1920 был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В.И.Ленина об учреждении премии имени Н.Е.Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Ж., а также о ряде льгот для самого ученого. В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе 1947 Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии имени Н.Е.Жуковского, стипендии имени Н.Е.Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ имени Н.Э.Баумана; в Москве и городе Жуковском Московской области сооружены памятники ученому, создан научно-мемориальный музей Жуковского в Москве, реставрирован музей на родине Жуковского.
800px-Zhukovskiy_monument (700x525, 141Kb)
Монумент Жуковскому недалеко от станции метро Динамо в Москве.
800px-Студентский_городок_ХАИ (700x465, 84Kb)
Монумент Жуковскому около одноимённого Харьковского авиационного института.
Bust_of_a_scientist,_N.E._Zhukovsky (525x700, 77Kb)
Бюст А.Е. Жуковского на Воробьёвых горах рядом с МГУ.
Stamp_of_USSR_0795 (499x700, 276Kb)
Почтовая марка СССР, 1941 год.
Stamp_of_USSR_1947 (700x476, 140Kb)
Почтовая марка СССР, 1947 год.
В его честь названы хребет в Западном Шпицбергене (открыл и назвал в 1901 А.С.Васильев), гора на Юге Шпицбергена, и город на юго-востоке от Москвы (основан в 1935 как дачный посёлок Отдых, с 1938 - Стаханово, с 1947 - Жуковский). Сочинения: Полное собрание сочинений, тома 1-9, Москва - Ленинград, 1935-1937; Полное собрание сочинений, Лекции, выпуски 1- 7, Москва - Ленинград, 1938-1939; Собрание сочинений, тома 1-7, Москва - Ленинград, 1948-50; Теоретическая механика, 2-е издание, Москва - Ленинград, 1952. Литература: Келдыш М.В., Научное наследство Н.Е.Жуковского, "Техника воздушного флота", 1947, № 1 (226); Лейбензон Л.С., Н.Е.Жуковский, Москва - Ленинград, 1947; Голубев В.В., Н.Е.Жуковский, Москва, 1947; Христианович С.А., Научное наследие Н.Е.Жуковского, Москва, 1951; Космодемьянский А.А., Н.Е.Жуковский, Москва, 1969.

Jameshhawley (473x700, 134Kb)
1847
Джеймс Генри Хоули (James Henry Hawley)
9-й губернатор штата Айдахо. Джеймс Генри Хоули родился в городе Дубьюк, штат Айова, США. В 1861 году он переехал к родственникам в Калифорнию, откуда впоследствии отправился добывать золото в Айдахо. В 1864 году Хоули вернулся в Калифорнию. Там он поступил в городской колледж Сан-Франциско и изучал право. На следующий год президент Кливленд назначил его окружным прокурором Айдахо. В 1868 году он вновь переехал в Айдахо, где занимался юридической практикой. В 1890 году Хоули поселился в столице штата Бойсе, а через несколько лет стал мэром города. В 1906 году Хоули выступал главным обвинителем по делу об убийстве бывшего губернатора Стюненберга. В 1910 году Хоули от демократической партии участвовал в выборах губернатора Айдахо, в которых одержал победу. За время его пребывания во главе штата был принят акт об окружных автодорогах, было образовано четыре новых округа, день пионеров-первопроходцев (24 июля) был сделан выходным. Кроме того, в конституцию штата были внесены право законодательной инициативы и положения о референдуме и об отзыве должностных лиц. оули не удалось переизбраться на второй срок. Он отошёл от политики и вновь занялся юридической практикой. В 1920 году Хоули написал книгу об истории Айдахо: The History of Idaho, Gem of the Mountains. Джеймс Хоули был женат на Мэри Буллок, от которой имел шестеро детей. Он скончался в Бойсе (штат Айова, США) 3 августа 1929 года. Литература: Nancy Capace. Encyclopedia of Idaho. — North American Book Dist LLC, 2001. — Страницы 124-125. — 415 страниц. — ISBN 0403096065.

 (542x699, 159Kb)
1849
Эжен Каррьер (французское имя - Eugène Carrière)
французский живописец и график. Родился в Гурнэ, департамент Сены и Марны, Франция. Учился в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже у А.Кабанеля. В 1871 г., благодаря поездке в Дрезден, открывает для себя Рембрандта. В 1877 г. женится на Софи Демуко (имел семеро детей) и едет в Лондон, где неизгладимое впечатление производит на него живопись Тернера, чье влияние ощутимо в приглушенной атмосфере некоторых произведений Карьера. Вернувшись в Париж, впервые выставляет в Салоне 1879 г. картину «Материнство» — к этой теме он не раз будет возвращаться. Художник помещает своих персонажей в обстановку полного покоя, свободную от посторонних деталей, и концентрируется на их внутреннем мире. Жан Долан в 1885 г. усматривает в его искусстве «реальность волшебного сна».
Woman_Leaning_on_a_Table,_by_Eugene_Carriere (572x700, 267Kb)
Женщина, облокотившаяся на стол
В 1890 г. вместе с Пюви де Шаванном он становится основателем Национального общества изящных искусств, где регулярно выставляется. Постоянный посетитель «вторников» Малларме, он примыкает к движению символистов и утверждает, что «зрение подчинено духу». Пишет портреты многих современных поэтов и прозаиков, в том числе Верлена, Доде, Малларме, братьев Гонкур, Анатоля Франса; пишет и Гогена, а тот в свою очередь создает портрет Карьера. Писал наполненные чувством жанровые картины, особенно удачно передавал тему материнства, автор ряда религиозных полотен и психологических портретов. Камерные семейные сцены Карьера утопают в полумраке, растворены в смутной легкой дымке, придающей изображению эфемерность, почти нереальность, — это объясняется и тем, что зрение художника, уже не улавливая всех подробностей предметного мира, позволяет лишь охватить картину в целом. Так, одна из наиболее известных его картин «Поцелуй матери» выдержана в монохромной гамме с доминированием коричневатых и тускло-серых тонов, благодаря чему изображенные художником персонажи, словно воспоминания, выплывают из полумрака. Озаряющий лица мягкий цвет размывает очертания фигур и погружает зрителя в их душевное состояние. Часто моделями для картин Каррьер избирал жену и детей, отчего в его произведениях ощущается особая нежность в трактовке персонажей. Чтобы создать художественный образ, ему надо было знать свою модель в совершенстве, проникнуться ее внутренним миром, слиться с нею. «Я вижу других людей в себе и нахожу себя в них; то, что волнует, маня, дорого и им»,— сказал он однажды. «Сила чувства делает его равным самым великим поэтам» — сказал об Эжене Карьере художник и критик Морис Дени.
Carrière,_Portrait_d'Elsa_Koeberlé_(_Musée_d'art_moderne_et_contemporain_de_Strasbourg_) (548x700, 320Kb)
«Портрет Elsa Koeberlé»
Особенностью стиля является преднамеренная бедность палитры, которую художник сократил до нескольких тонов серого цвета. На портретах Карьера лица как бы выступают из тумана — художник избегает четких контуров, резких теней, объем передан лишь градацией серебристых тонов. Резкое разделение картины на планы, также является отличительной чертой живописи Эжена Каррьера. Владимир Маяковский в стихотворении «Театры» посвятил следующие строчки своеобразной манере Каррьера:

Автомобиль подкрасил губы
у блеклой женщины Карьера,
а с прилетавших рвали шубы
два огневые фокстерьера.

Каррьер также занимался литографией и сценографией. В 1898 году создал фрески для Сорбонны и парижской ратуши. Представительное собрание картин художника находится в парижском музее Орсэ и страсбургском Музее изящных искусств. Эжен Карьер начинает заниматься преподаванием с конца 1880-х годов. С этого времени и до 1905 года (когда был вынужден отойти ото всех дел по болезни) он ведет мастерскую в частной Академии Палет на бульваре Клиши, с 1898 по 1902 год совмещает эту деятельность с преподаванием в Академии Камилло на улице Вье Коломбье, где подхватывает класс умершего Гюстава Моро. Эти две студии со временем начинают называть Академией Карьера (французское название - Acadèmie Carrière), хотя юридически организации с таким названием никогда не существовало (академия Карьера – это неформальное объединение художников, которым отказали в других студиях и которые мечтали только о том, чтобы иметь возможность работать и выставляться). Умер Эжен Карьер в Париже 27 марта 1906 года. Среди учеников Эжена Карьера числятся художники из Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Финляндии, Норвегии, России, Америки, Бразилии, Мексики и других стран (среди прочих, некоторое время учились Анри Матисс и Андре Дерен, Жан Пюи). Литература: Gabriel Séailles: Paris 1922 — J. R. Carriére: Toulouse 1966; Valérie Bajou, Eugène Carrière, portrait intimiste, éditions Acatos, 1998; Маковский С. Портреты Карьера // Искусство. 1905. № 7. Страницы 75-82; Кассу Жан К. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Москва : Республика. 1999; Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия 1870-1900. Москва, 1994; Петрова Ю.В. - Эжен Карьер и Огюст Роден: Проблема Художественного Влияния. Известия высших учебных заведений. Серия Гуманитарные науки - 2014г. №3 Том 5.

Arcoverde (425x594, 264Kb)
1850
Жоаким Арковерде де Албукерке Кавалканти (португальско-бразильское имя - Joaquim Arcoverde de Albuquerque Cavalcanti)
первый бразильский кардинал и первый кардинал из Латинской Америки. Родился в городе Симбреш, Бразилия. Епископ Гояса с 26 июня 1890 по 27 октября 1891. Титулярный епископ Аргоса и коадъютор Сан-Паулу, с правом наследования, с 26 августа 1892 по 19 августа 1894. Епископ Сан-Паулу с 19 августа 1894 по 31 августа 1897. Архиепископ Сан-Себастьян-до-Рио-де-Жанейро с 31 августа 1897 по 18 апреля 1930. Кардинал-священник с 11 декабря 1905, с титулом церкви Святых Вонифатия и Алексия с 14 декабря 1905.
Умер в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 18 апреля 1930 года.

Nikodim_(Bokov) (597x700, 184Kb)
1850
Никодим (в миру - Николай Павлович Боков)
епископ Русской православной церкви, епископ Астраханский и Енотаевский. Богослов. Родился в селе Купли, Шацкий уезд, Тамбовская губерния, в семье священника Тамбовской епархии. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1872 году и определен псаломщиком и учителем школы в селе Копыла. 8 ноября 1873 года рукоположен в сан священника церкви села Кулаева Казанской епархии, затем служил в Казанском кафедральном соборе и был председателем управления епархиального свечного завода. В 1887 году овдовел и поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1891 году со степенью кандидата богословия. 15 августа 1891 года назначен инспектором Тульской духовной семинарии, а 6 октября — пострижен в монашество. 28 февраля 1893 года возведён в сан архимандрита и 1 марта назначен ректором Симбирской духовной семинарии. 25 июля 1895 года хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев), архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский), архиепископ Херсонский Иустин (Охотин), епископ Нарвский Никандр (Молчанов) и епископ Гдовский Назарий (Кириллов). С 17 декабря 1900 года — епископ Приамурский и Благовещенский. С 3 ноября 1906 года — епископ Рязанский и Зарайский. С 25 июля 1911 года — епископ Полоцкий и Витебский. С 8 марта 1913 года — епископ Астраханский и Енотаевский. Много заботился о духовно-учебных заведениях, на воспитанников семинарии, окончивших курс, всегда смотрел как на первых кандидатов в священство, предоставляя им сразу по окончании курса священнические места. Во всех заведениях он улучшил содержание учащихся пищей, и ввиду недостатка в епархии средств на переустройство мужского духовного училища обещал дать им временно из сумм архиерейского дома, тем самым подвигнул вперёд долго длящееся дело переустройства училища. Заботился епископ Никодим и об улучшении миссионерского дела в епархии, привлекая к участию в нем не только миссионеров, а всё духовенство. По благословению владыки 2 февраля 1914 года в Епархиальной библиотеке состоялся публичный диспут с баптистами по вопросу о крещении младенцев. Событие привлекло к себе массу участников. Зал библиотеки не мог вместить всех желающих, полиция еле сдерживала толпу у входа, которая напирала своим натиском, выбив стекла у входной двери. После долгих споров баптисты, не выдержав, с шумом покинули зал Епархиальной библиотеки. Было это уже в первом часу ночи. Скончался в Астрахани 13 марта 1914 года. 15 марта в Троицком соборе произошло отпевание почившего. Гроб с телом владыки был перенесён в нижний Владимирский храм кафедрального собора, где уже была приготовлена могила. Епископ Никодим стал последним из астраханских архиереев, нашедших пристанище в усыпальнице Успенского собора. Труды: История нашего спасения во Иисусе Христе. (Брошюра). «Самарские Епархиальные Ведомости» 1910, № 17, страница 347; Слово в неделю пятую по Пасхе о жене Самарянине. «Известия по Казанской Епархии» 1887, № 9, страницы 212—221.

Kolmachevskiy_LZ (484x700, 196Kb)
1850
Леонард Зенонович Колмачевский
профессор истории западноевропейской литературы. После окончания курса в Пензенской гимназии в 1870 году поступил в Казанский университет по историко-филологическому факультету, который он окончил в 1874 году со степенью кандидата. Избранный 27 мая 1874 года лектором немецкого языка, 1878—1879 годы провел в заграничной командировке с ученой целью. Почти все время своей командировки провел в Лейпциге, где слушал лекции и работал над книгой: «Животный эпос на Западе и у славян», а также собирал редкую по выбору книг и полноте специальную библиотеку. Уже его отчеты о заграничных его работах (печатавшиеся в «Казанских Университетских Известиях») показали в нём серьезного и осторожного ученого (важнейший из них: «Заметки о Гильфагинниге», Казань, 1881), а книга его, вышедшая в 1882 г. (Казань) и принятая Санкт-Петербургским университетом в качестве диссертации (обширную рецензию о ней профессора Дашкевича см. в «Киевских Университетских Известиях»), составляет крупный вклад в науку, особенно выдающийся по строгости метода, богатству материала и тщательности отделки. Удостоенный в декабре 1882 года Санкт-Петербургским университетом степени магистра 30 декабря 1882 года избран доцентом по кафедре всеобщей литературы, продолжая в том же учебном году преподавание и немецкого языка. 1 октября 1884 года получил звание экстраординарного профессора по кафедре западно-европейской литературы. 1 мая 1886 года перемещен с тем же званием и по той же кафедре в Харьковский университет. В последние годы своей жизни Колмачевский усиленно работал над вопросом о подлинности песен Оссиана. Скончался в Брянске от чахотки 24 декабря 1889 года. Свою библиотеку он завещал Харьковскому университету. Как лектор, Колмачевский отличался редкой ясностью изложения; как человек — добротой и скромностью: товарищи и слушатели одинаково любили его. Литература: Колмачевский, Леонард Зенонович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907. Источники: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета : За сто лет (1804-1904) : В 2 частях / Под редакцией заслуженного ординарного профессора Н.П.Загоскина. Часть 1- страницы 103-104.

1851
Флавио Андо
итальянский актёр.

96308283_large_Henry_William_Lloyd_Tannert (509x700, 51Kb)
1851
Генри Уильям Ллойд Таннер (Henry William Lloyd Tanner)
английский математик. Отец его был земледелец. В 1868 г. Таннер слушал лекции в Лондонской горной школе, а затем был в Оксфордском университете, где получил степень магистра искусств. Учено-преподавательская деятельность Таннера началась с 1875 г. занятием должности профессора математики и физики в сельскохозяйственной коллегии в Чиренчестере и помещением в "Proceedings of the Royal Society of London" статьи "On the solution of certain partial differential equations of the second order having more than two independent variable s " (VII, страницы 43—60). В этом же году он сделался членом Лондонского математического общества. В 1880—1882 гг. Таннер был преподавателем Бристольской школы, а с 1883 г. профессор математики и астрономии в университетском колледже в Кардиффе. Учено-литературная деятельность Таннера, главная часть которой всегда посвящалась учению о дифференциальных уравнениях, не может не быть признана очень плодовитою. Учеными журналами, помещавшими на своих страницах труды Таннера, были: "Proceedings of the London Mathematical Society"; "The Messenger of mathematics"; "The Quarterly Journal of pure and applied mathematics"; "Educational Times". Умер 6 марта 1915 года.

Hermann_Schalow_1852-1925 (629x700, 212Kb)
1852
Герман Шалов (немецкое имя — Herman Schalow)
немецкий банкир и орнитолог-любитель. Родился в Берлине. Он учился у Жана Луи Кабаниса (1816-1906) и работал с Антоном Райхеновым (1847-1941). С 1894 по 1907 годы он был вице-президентом, а с 1907 по 1921 — президентом «Немецкого общества орнитологов». Он более известен как автор трудов «Musophagidae» (1886) и «Beiträge zur Vogelfauna der Mark Brandenburg» (1919). Шалов написал также монографию об авифауне Арктики «Die Vögel der Arktis» (1905) и описал 270 видов. Он опубликовал отчёт о поездке Рихарда Бёма (1854-1884) в Восточную Африку, Занзибар и Танганьику «Von Sansibar zum Tanganjika, Briefe aus Ostafrika von Dr. Richard Böhm» (J. A. Brockhaus, Leipzig 1888). В Музее естествознания Берлина библиотека, которую он подарил «Обществу немецких орнитологов», носит его имя. Антон Райхенов назвал в честь Шалова один из видов турако — Tauraco schalowi.Умер в родном городе 9 декабря 1925 года. Литература: Bo Beolens, Michael Watkins (2003): Whose Bird? Common Bird Names and the People They Commemorate. Yale University Press (New Haven, London); Maurice Boubier (1925): L´Évolution de l´ornithologie. Librairie Félix Alcan (Paris), Nouvelle collection scientifique: ii + 308 S; Ludwig Gebhardt (2006): Die Ornithologen Mitteleuropas. Aula-Verlag, Wiebelsheim; Wolfgang Mädlow: Anmerkungen zur Neuauflage. In. Herman Schalow: Beiträge zur Vogelfauna der Mark Brandenburg. Reprint, herausgegeben von der Arbeitsgemeinschaft Berlin - Brandenburgischer Ornithologen (ABBO), Rangsdorf, 2004. ISBN 3-9807627-9-3.

1853
Фридрих Регель (Christian Friedrich Leopold Regel)
немецкий географ и путешественник. Внук немецкого богослова Фридриха Людвига Регеля (1770—1826) и племянник немецкого и российского ботаника Эдуарда Регеля (1815—1892). Родился в замке Теннеберг, рядом с Вальтерсхаузеном. В 1892 году занял кафедру географии в Йене, с 1899 года — в Вюрцбурге. В 1896—1897 гг. Регель путешествовал для научных исследований по Центральной и Северной Америке. Умер в Вюрцбурге 2 декабря 1915 года. Ему принадлежит ряд статистическо-географических трудов о Тюрингии, из которых главнейшие: «Beiträge zur Landes und Volkskunde des Thüringer Waldes» (1884—1887) и «Thüringen. Ein landeskundlicher Grundriss» (1897). Другие труды Регеля: «Der Harz», «Kolumbien» (1899). В 1882—1899 гг. был соредактором «Mitteilungen der Geographischen Gesellschaft zu Jena» (тома 1—17). Литература: Регель, Фридрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Alexander_Harrison_1914 (546x700, 266Kb)
1853
Александр (Томас) Харрисон (Thomas Alexander Harrison)
американский художник-маринист, проведший большую часть своей жизни во Франции. Родился а в Филадельфии, штат Пенсильвания, США. Брат художника Бирджа Харрисона. Учился в Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии в 1871—1872 годах. После этого в течение шести лет работал в качестве чертежника в правительственной разведочной экспедиции на территории Тихоокеанского побережья США. Позже некоторое время учился в школе дизайна San Francisco School of Design. В 1879 году Харрисон приехал в Париж и учился в Национальной школе изящных искусств под руководством Жана-Леона Жерома и Жюля Бастьен-Лепажа. Затем отправился в Бретань и занимался пейзажной и морской живописью в Понт-Авене и Конкарно. Интересно, что в Бретани Харрисон познакомился с композитором Рейнальдо Аном и писателем Марселем Прустом, став прообразом одного из героев его новеллы Jean Santeuil и персонажа романов «В поисках утраченного времени» — художника Elstir.[2]. Был близко знаком с английским художником Уильямом Стоттом. Умер в Париже 13 октября 1930 года. Александр Харрисон имел много наград, первой медали был удостоен на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Также был отмечен золотой медалью Академии изобразительных искусств Пенсильвании, а также медалями в Мюнхене, Брюсселе, Генте, Вене и других местах. Был награждён орденом Почетного легиона и другими общественными наградами Франции. Был членом обществ Société Nationale des Beaux-Arts (Париж), Royal Institute of Painters in Oil Colours (Лондон), Secession societies (Мюнхен, Берлин, Вена), National Academy of Design и Society of American Artists (Нью-Йорк), а также других организаций.
Галерея
Alexander_Harrison01 (700x462, 372Kb)
В Аркадии (1885), Музей Орсе, Париж.
Alexander_Harrison02 (700x350, 297Kb)
Замки в Испании (Замкк в небе) (1882), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Alexander_Harrison03 (700x440, 365Kb)
Любители (1882-1883), Художественный музей Брауэра, Вальпараисо, Индиана.

Alpár_Ignác_c_1905 (481x700, 125Kb)
1855
Игнац Альпар (венгерское имя - Ignác Alpár; при рождении Игнац Шокль, Ignác Schöckl)
венгерский архитектор. Родился в Будапеште. Начинал свою карьеру как каменщик, затем работал помощником архитектора Алайоша Хаусманна. После завершения учёбы в Берлине вернулся в Будапешт, где работал вместе с Алайошем Хаусманном и Имре Штейндлем. С 1890 года работает самостоятельно, его проекты отличаются большим количеством элементов историзма и эклектики. Широкую славу ему принёс проект замка Вайдахуняд, выстроенного в эклектическом стиле в Будапеште сначала из дерева, а затем перестроенного в камне.
Budapešť_0138 (525x700, 456Kb)
Перед замком в настоящее время установлен памятник Игнацу Альпару.
Кроме замка Вайдахуняд к числу лучших работ Альпара принадлежат здания радиотелевизионной компании (бывшая старая Биржа) и Национального банка на будапештской площади Свободы и здания ратуш в ряде городов бывшей Австро-Венгрии. Скончался во время отдыха в Цюрихе 27 апреля 1928 года, похоронен на кладбище Керепеши. Игнац Алпар сыграл огромную роль в формировании архитектурного облика современного Будапешта. Как и многие другие венгерские художники и архитекторы, Алпар учился за границей, особенно в Германии. Собственно, именно в Берлине Алпар познакомился со множеством различных архитектурных стилей прошлых эпох (от греко-римского до барокко), а также с образцами историзма и эклектики. Первые работы венгерского архитектора выполнены как раз в этих двух последних стилях. На начальном этапе карьеры Алпар работал под руководством известных венгерских архитекторов, а затем, с 1890 года, начал разрабатывать проекты самостоятельно. Игнац Алпар считал, что «архитектурный стиль должен давать зрителю возможность почувствовать красоту и получить удовольствие; в то же время архитектура здания должна содержать элементы, относящиеся к венгерской национальной истории и характерные для типичных венгерских архитектурных стилей».
17 января 1855 года родился — Игнац Алпар.post-13108-129521991124 (700x357, 148Kb)
Алпар изучал национальные архитектурные стили от средних веков до позднего барокко, поскольку его главным стремлением было сохранить особый национальный характер даже в современной архитектуре. Аналогичным образом, Алпар уделял большое внимание пространственному расположению своих зданий, стремясь к тому, чтобы они хорошо вписывались в окружающий ландшафт, не «дрались» с ним. Идея этой гармонии, этого симбиоза между зданием и окружающим его городским пейзажем, была для архитектора одним из важнейших принципов работы, хотя он и признавал, насколько трудно порой его придерживаться. Уделяя повышенное внимание деталям (например, декоративным элементам окон и дверей), Алпар заботился о том, чтобы они соответствовали общему духу постройки. Всего за свою карьеру архитектор построил 124 здания, в основном в стиле историзма и эклектики. Ему, в частности, принадлежит здание нынешней Будапештской фондовой биржи на углу улиц Váci utca и Deák Ferenc utca, а также здания Венгерского телевидения (MTV Székház/Magyar Televízió) и Венгерского национального банка (Magyar Nemzeti Bank) на площади Свободы и, конечно, шедевральный замок Вайдахуняд. Главные работы: Замок Вайдахуняд; Здание Биржи (ныне радиотелевизионной компании), Будапешт; Здание Национального банка, Будапешт; Ратуши в городах Сигишоара, Клуж-Напока, Дева, Ньиредьхаза; Колледж в город Бая; Протестантские церкви в Сигишоаре и Брашове; Здание купальни в Бэиле-Еркулане; Здание городского театра в Кошице.

1855
Ганс Вильгельм Александр Рихард фон Янушкевич (немецкое имя — Hans von Januszkiewicz)
германский писатель, драматург, журналист и театральный критик. Родился в городе Штеттин, Германская империя (ныне Щецин, Польша). По национальности был поляком. Большую часть своих произведений написал под псевдонимом «Ганс фон Рейнфилс». Написал много комедий и других произведений: «Die Schattenkönigin» (1880); «Marotten» (1880); «Dramatisches Allerlei» (1880), «Kombinationen. Lust. Theaterklatsch. Marotten» (1881), «Fromme Lügen» (1892), «Der neue Herr» (1894), «Eifersucht» (1894), «Kampf» (1903) и так далее; среди известных поздних произведений — роман «Der Dorf-Daniel» (1911; переиздаётся до сих пор); историко-романтическая новелла «Die Rose von Gravelotte (Rose-Marie) : historisch-romantisches Schauspiel in zwei Abteilungen und vier Aufzügen» (1918). Его пьеса в пяти действиях «Die Sitte» ставится на сценах немецких театров до сих пор. В 1896 году был главным редактором издания «Deutche Drama». В 1897—1898 годах совместно с Рихардом Верде опубликовал энциклопедию интеллектуальной жизни Берлина «Das Geistige Berlin; eine Encyklopaedie des geistigen Lebens Berlins»; также они совместно издали ещё ряд биографических произведений, в частности, «Leben und Wirken der Architekten, Bildhauer, Bühnenkünstler, Journalisten, Maler, Musiker, Schriftsteller, Zeichner». Умер в городе Францбург, Третий рейх, 3 марта 1937 года. Литература: Янушкевич, Ганс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Wilhelm_Kienzl (700x665, 246Kb)
1857
Вильгельм Кинцль (немекцое имя — Wilhelm Kienzl)
австрийский композитор, дирижёр и музыковед. Родился в коммуне Вайценкирхене, Австрия. Вырос в Граце, где сделал первые шаги в игре на фортепиано в школе Иоганна Бувы, однако за отсутствием успехов перешёл к занятиям скрипкой под руководством концертмейстера городского оркестра Игнаца Уля, затем занимался композицией у Вильгельма Майера, брал также уроки фортепиано у Мортье-де-Фонтена, работавшего в этот период преимущественно в Мюнхене. Далее учился музыке в консерваториях Праги и Лейпцига, защитил диссертацию по музыковедению в Венском университете. Учителями Кинцля были в разное время Эдвард Ганслик, Ференц Лист и Йозеф Крейчи; последнему Кинцль обязан ранним знакомством с музыкой Вагнера: Крейчи взял его с собой в Байройт на премьеру «Кольца Нибелунгов», и вагнеровское понимание оперного жанра сильно повлияло на Кинцля. Умер в Вене 19 октября 1941 года.
Wilhelm_Kienzl_Grab (525x700, 473Kb)
Похоронен на Центральном кладбище в Вене.
По преимуществу Кинцль был оперным композитором, и наибольшую известность принесла ему опера «Евангелист» (немецкое название — Der Evangelimann; 1895). Другие его оперы: «Urvasi» (1886), «Heilmar der Narr» (1892), «Дон Кихот» (1898), «Der Kuhreigen» (1911). Кинцль считается также, наряду с Гуго Вольфом, важнейшим песенным композитором со времён Шуберта. Среди его обработок — и песни из собрания «Волшебный рог мальчика» (например, «An einen Boten»). В числе прочих малых вокальных произведений Кинцля был и первый государственный гимн Австрии (до 1929 г.). Музыковедческие труды Кинцля включают биографию Вагнера (1904), книгу «Музыкальная декламация» (немецкое название — «Die musikalische Declamation») и множество статей.
WilhelmKienzlgedenktafel (700x525, 267Kb)
В Вене на доме, где жил композитор, установлена мемориальная доска.
Кинцль изображён на австрийской почтовой марке 2007 года.

 (516x698, 60Kb)
1858
Габриель Кенигс (французское имя - Gabriel Xavier Paul Koenigs)
французский математик и механик, член Парижской Академии Наук (с 1918). Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1881). В 1883-1884 гг. преподавал на Безансонском, в 1885 г. — на Тулузском факультетах наук, с 1886 г. — в Сорбонне (с 1897 г. — профессор), в 1886-1895 гг. — в Консерватории искусств и ремесел и в Высшей нормальной школе в Париже. Основные работы относятся к математическому анализу, геометрии, рациональной механике, чистой и прикладной кинематике. Развивал теорию итерации. Занимался теорией поверхностей, комплексов и конгруэнтностей прямых. В механике нашел важные применения теории интегральных инвариантов Пуанкаре. Его «Трактат по кинематике» (1897) оказал значительное влияние на дальнейшее развитие теоретической кинематики и учения о механизмах. В ряде теорем изучил механическое воспроизведение математических зависимостей. Доказал, что каждая алгебраическая поверхность может быть описана с помощью шарнирной системы. Ему принадлежит исследование кривизны профилей, сочетающихся в кинематические пары. Работал в области экспериментальных методов исследования (1914), объединил теоретическое обучение с экспериментальным исследованием и практическим применением; в лаборатории при Сорбонне производил эксперименты в области термодинамики и материаловедения двигателей внутреннего сгорания.

Васютинский (488x700, 173Kb)
1858
Антон Фёдорович (Антоний Афоциевич) Васютинский (украинское имя — Васютинський Антон Федорович)
художник, скульптор-медальер, резчик, академик Императорской Академии художеств. Автор множества штемпелей наградных и памятных медалей и монет Российской империи и Советского Союза. Родился в городе Каменце Подольской губернии, в семье потомственных художников. Начальное художественное образование получил в Киевской рисовальной школе, где он обучался в 1879—1881 годах. С 1882 по 1888 год он учился в Императорской Академии художеств: с 1882 по 1884 годы в натурном классе исторической живописи. Затем в медальерном классе у академика Василия Владимировича Алексеева. В 1884 году он вынужден был прервать обучение на несколько месяцев, ввиду тяжелого материального положения и подорванного здоровья. Однако, это не повлияло на его дальнейшие успехи — в 1887 году А.Ф.Васютинский за резьбу на стали изображения Ахилла получил серебряную медаль, а в 1888 году за конкурсную медальную программу «Геркулес, убивающий трехглавую гидру» — золотую медаль, звание классного художника I степени и стал единственным за всю историю Императорской Академии художеств выпускником медальерного класса, получившим пенсионерскую поездку заграницу. С 1889 по 1893 год А.Ф.Васютинский провел в стажировках в европейских столицах: Вена, Мюнхен, Лондон и Париж, посещал монетные дворы и медальные заведения. В Вене он обучался у известного придворного медальера Антона Шарффа. При этом наиболее длительный период он находился во французской столице, где его наставниками были знаменитые скульпторы Поль Дюбуа и Жюль-Клеман Шаплен. В 90-е годы XIX столетия Франция переживала взлёт искусства модерна, объединившего и творчески переработавшего орнаментальные и изобразительные начала разных видов искусства. Несомненно, столь яркое явление в искусстве не могло не привлечь Васютинского, и не сказаться на его творчестве. В этот период он создал ряд женских портретов в медальонах и плакетах: «Elisabeth Bureau» (1890), «Lydie» (1890), «Mignon» (1890), «Женский профильный портрет» (1892), «Victorine Coquelin» (1893). В 1892 году двенадцатью своими работами русский художник принял участие в выставке парижского салона. А в 1893 году — пятнадцатью. После возвращения, 17 декабря 1893 года А.Ф.Васютинский был назначен старшим медальером Санкт-Петербургского монетного двора. С 1910 года научный сотрудник Академии Художеств. В дореволюционный период А.Ф.Васютинским было создано свыше 120 штемпелей наградных и памятных медалей и плакет: «За спасение погибавших» (1894), «За храбрость» (1894), коронационных медалей Николая II (1896), «В память 50-летия Императорского Русского Археологического общества» (1896), «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года» (1912) и многих других. А.Ф.Васютинский был автором штемпеля лицевой стороны памятных медалей и монет с портретом императора Николая II: империала, полуимпериала, рублевой монеты, 50 и 25 копеек 1895—1915 годов. А так же он разработал проект юбилейной медали «В память 300-летия царствования дома Романовых». В 1918—1920 годах работал на дому, проживал по адресу улица Куйбышева, дом 22. В 1920 году назначен помощником управляющего, а в 1922 году — управляющим Медальной и вспомогательными частями Петроградского монетного двора. С 1926 года — главный медальер, с 1935 года — художник-консультант Ленинградского монетного двора. В годы советской власти А.Ф.Васютинским были созданы штемпеля для: серебряного рубля (1921), золотого червонца (1923), медно-никелевых 10, 15 и 20 копеечных монет, медали «50 лет научной деятельности И.П.Павлова» (1925), медали и жетона «III Международный конгресс по иранскому искусству и археологии» (1935). Медальер изготовил штемпеля Ордена Ленина II типа (1934) и знака «Будь готов к труду и обороне СССР» (1934). В 1922 году за большой вклад в восстановление деятельности Петроградского монетного двора и чеканку монет А.Ф.Васютинский награжден грамотой и званием Героя Труда. В 1925 году по его инициативе при Академии художеств открыто медальерное отделение. Скончался на рабочем месте 2 декабря 1935 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге. Звания и награды: Академик Академии художеств (1908), Герой Труда (1922), профессор. Работы: штемпели лицевой стороны золотых и серебряных общегосударственных портретных монет массового выпуска 1895—1915; Штемпель лицевой стороны мемориального рубля 1913 года в память 300-летия дома Романовых; Штемпель медалей «За бой „Варяга“ и „Корейца“ 27 января 1904 года при Чемульпо», «В память 200-летия Полтавской битвы», «В память 300-летия царствования дома Романовых» и других; Штемпель последнего серебряного рубля Российской империи 1916 года; Штемпель первого серебряного рубля РСФСР 1921—1922 года; Штемпель золотого червонца «Сеятель» 1923; Штемпель ордена Ленина II типа; Штемпели никелевых монет 1931—1934 годов; Знак ГТО.
Некоторые работы
Васютинский01 (700x700, 438Kb)
Золотые 5 рублей 1899 года.
Васютинский02 (700x347, 177Kb)
Рубль 1922 года.
Васютинский03 (700x700, 222Kb)
Червонец 1923 года.
Васютинский04 (608x700, 231Kb)
Медаль «За бой „Варяга“ и „Корейца“ 27 января 1904 года при Чемульпо» (1904), реверс.
Васютинский05 (610x700, 266Kb)
Медаль «В память 200-летия Полтавской битвы», аверс.
Васютинский06 (590x700, 252Kb)
Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых».
Литература: Глейзер М.М. Советские монеты 1921—1991. Санкт-Петербург, 2011, страница 61; Гдалин А., Робинсон Д. Первый медальер Советской России // Советский коллекционер. — 1982. — Выпуск 20. — Страницы 94—105.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку