-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108786
Комментариев: 6801
Написано: 117258


14 октября родились...

Понедельник, 14 Октября 2019 г. 03:41 + в цитатник
 (576x698, 301Kb)
1903
Семен Ариевич Косберг
видный советский конструктор, создатель авиационных и ракетных двигателей, Главный конструктор ОКБ-154 (КБ химической автоматики). Родился в городе Слуцке ныне Минской области (Белоруссия) в семье кузнеца-кустаря. Еврей. В 1917-1919 годах учился в Слуцком коммерческом училище, в 1919-1925 годах работал кузнецом и слесарем в кузнице отца. Одновременно в 1922-1924 годах учился на вечерних общеобразовательных курсах, где получил среднее образование. В 1925-1926 годах проходил срочную службу в армии. После демобилизации работал слесарем на фабрике имени С.Халтурина в Ленинграде. В 1927-1929 годах учился в Ленинградском политехническом институте, а затем в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 году. В 1931 году С.А.Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошел путь от инженера-конструктора до начальника научно-исследовательского отдела. Занимался вопросами создания систем непосредственного впрыска топлива в головки цилиндров авиадвигателей вместо недостаточно эффективных карбюраторных систем впрыска. С группой инженеров С.А.Косберг изучал зарубежный опыт, разрабатывал и испытывал систему непосредственного впрыска для авиационного двигателя «М-34». До 1940 года были спроектированы, изготовлены и испытаны несколько агрегатов непосредственного впрыска различной конструкции. В 1936-1939 годах в печати издании появляются первые статьи С.А.Косберга о впрыскивающей системе для бензиновых двигателей. К 1940 году были решены вопросы создания систем автоматики и регулирования агрегатов непосредственного впрыска, а также технологии их изготовления. Применение этих систем при работе авиационных двигателей давало возможность достичь увеличения их мощности, повышения экономичности, улучшения эксплуатационных качеств (возможности запуска при низкой температуре, приемистости, устойчивости функционирования при малых оборотах и на больших высотах), надежной работы при боевых эволюциях самолета. Эти преимущества перед известными системами послужили основанием для их разработки и внедрения в авиационную промышленность. Как талантливый инженер и энергичный организатор С.А.Косберг в 1940 году назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода №33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска на этом заводе. В 1941 году в связи с возросшей необходимостью коренного улучшения боевой авиационной техники ОКБ завода №33 при эвакуации было разделено на два самостоятельных предприятия, одно из которых - будущее КБ химавтоматики (КБХА) было эвакуировано в город Бердск Новосибирской области на завод №296 имени Дзержинского. С 13 октября 1941 года предприятие стало самостоятельным и получило наименование ОКБ-296. Главным конструктором был назначен С.А.Косберг. В суровых сибирских условиях, по существу на голом месте, группа специалистов, руководимая С.А.Косбергом, в короткие сроки создала и внедрила в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного двигателя «АШ-82ФН» генерального конструктора А.Д.Швецова. Использование мотора «АШ-82ФН» на самолетах-истребителях Ла-5 существенно улучшило их летно-тактические данные (скороподъемность, маневренность, скорость, дальность полета), что обеспечило преимущество отечественным истребителям в воздушных боях над лучшими немецкими машинами «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-109». Несомненные достоинства системы НВ, подтвержденные эксплуатацией в боевых условиях мотора «АШ-82ФН» с агрегатом «НВ-ЗУ», обусловили полное вытеснение в 1943-1944 годах системы карбюрации со всех вновь разрабатываемых поршневых двигателей. Моторы «АШ-82ФН» с агрегатом «НВ-ЗУ» устанавливались во время Великой Отечественной войны на самолетах-истребителях «Ла-5» и «Ла-7» генерального конструктора С.А.Лавочкина, бомбардировщиках «Ту-2» и торпедоносцах «Ту-2Д» генерального конструктора А.Н.Туполева, а после войны—на самолетах-истребителях «Ла-9», «Ла-11» С.А.Лавочкина, пассажирских самолетах «Ил-12» и «Ил-14» генерального конструктора С.В.Ильюшина. В 1942-1949 годах серийными заводами было сдано в эксплуатацию более 30 000 агрегатов НВ-ЗУ и НВ-3ФА. В 1941-1952 годах ОКБ разработало 11 вариантов агрегатов НВ и 40 их модификаций для авиационных моторов конструкторов А.Д.Швецова, А.А.Микулина, В.Я.Климова, В.А.Добрынина. За большой личный вклад в дело создания боевой авиационной техники С.А.Косберг был награжден орденами «Знак Почета», Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени. Награждены были боевыми орденами, медалями и ряд работников ОКБ. Следующим этапом работ было исследование и внедрение впрыска водно-спиртовых смесей в цилиндры авиационных моторов. Это позволяло значительно увеличить давление при всасывании топлива и форсировать моторы по мощности без появления детонации при их работе на топливе исходного сорта, а также перевести моторы на топливо с пониженным октановым числом. Схема совместного впрыска топлива и водно-спиртовой смеси с помощью агрегатов НВ обеспечивала более равномерное распределение смеси по отдельным цилиндрам мотора по сравнению со схемами впрыска перед нагнетателем и во всасывающие патрубки цилиндров, а также исключение дополнительных агрегатов для подачи смеси: помп, фильтров, форсунок, трубопроводов. Особое место в деятельности С.А.Косберга и руководимого им ОКБ занимали исследования по проектированию и отработке форсунок, технологичных в изготовлении и надежных в эксплуатации, так как от этих важных узлов в значительной мере зависел основной параметр поршневых, турбореактивных и жидкостных ракетных двигателей—экономичность. Впервые в отечественной практике были внедрены проливочные испытания форсунок при их комплектовании, обеспечивающие единообразие гидравлических характеристик указанных узлов. В 1941-1954 годах под руководством С.А.Косберга помимо агрегатов НВ было разработано и передано в производство 10 типов серийных и 17 типов опытно-экспериментальных форсунок для авиационных моторов, 31 тип рабочих и 4 типа пусковых форсунок для реактивных двигателей 18 наименований. По окончании войны в 1946 году ОКБ было перебазировано в Воронеж и стало именоваться ОКБ-154. К этому времени на смену поршневым двигателям пришли реактивные. ОКБ, продолжая работы над агрегатами НВ, начало разработку агрегатов топливной аппаратуры для турбореактивных и турбовинтовых двигателей генеральных конструкторов В.Я.Климова, А.М.Люльки, А.А.Микулина, П.А.Соловьева, А.Г.Ивченко, Н.Д.Кузнецова. Создавались и внедрялись в серийное производство топливные форсунки, регуляторы подачи топлива в форсажную камеру, системы управления и регулирования двигателей, топливные фильтры, масляные флюгерные насосы и многие другие системы и агрегаты. С.А.Косберг проявил инициативу в разработке ряда пусковых стартеров на твердом топливе (порохе), а затем и на жидком (унитарном) для мощных авиационных турбореактивных двигателей. В связи с тем, что в стране бурными темпами начало развиваться ракетостроение, С.А.Косберг решил, что руководимому им ОКБ необходимо осваивать новую тематику. К этому времени ОКБ располагало квалифицированными инженерно-конструкторскими кадрами и опытным производством, что позволяло браться за создание более сложных задач. Полученный опыт разработки пусковых стартеров на жидком топливе, включавших в себя значительную часть агрегатов, применяемых в жидкостных ракетных двигателях - ЖРД (газогенератор, турбина, насосы, органы регулирования и управления), был использован для перехода к более высокой ступени развития двигателестроения - к созданию авиационных ЖРД. Такие двигатели должны были многократно включаться в полете и иметь большой ресурс работы. Решение этой задачи в комплексе представляло значительную трудность. Усилиями коллектива ОКБ под руководством С.А.Косберга подобные ЖРД («Д-154» тягой в 4 тонны и «СК-1» регулируемой тяги в 2-4 тонны) были разработаны в 1954-1958 годах. При создании двигателя «СК-1», работавшего на жидком кислороде и этиловом спирте, была использована камера сгорания, разработанная в ОКБ С.П.Королёва и предоставленная в распоряжение ОКБ-154 как результат первых творческих контактов. Оба двигателя предназначались для самолета-истребителя «Е-50А» Генерального конструктора А.И.Микояна. Третий ЖРД («СК-1К») с регулируемой тягой от 4 до 1,5 тонн для самолета-истребителя «Як-27В» генерального конструктора А.С.Яковлева был первым в стране двигателем такого типа многоразового использования, работающим на жидком кислороде и керосине, с ресурсом до 3 часов. Впервые в схему ЖРД был включен газогенератор, работающий на основных компонентах топлива. В августе 1957 года ОКБ было реорганизовано в самостоятельное уставное Государственное союзное опытно-конструкторское бюро №154. Его специалистам были поручены работы по созданию новых авиационных ЖРД. Приобретенный опыт, уверенность в силах коллектива, творческая инициатива С.А.Косберга позволили ОКБ приступить к разработке жидкостных реактивных двигателей ракет класса «земля—воздух» для противовоздушной обороны страны. В 1957-1960 годах был создан ЖРД РД-0200 с регулируемой тягой от 6 до 0,6 тонн, работающий на самовоспламеняющихся компонентах топлива (окислителе «АК-27И» и горючем «ТГ-02») для второй ступени ракеты генерального конструктора С.А.Лавочкина. Разработка велась совместно с ОКБ-2 ГКОТ (Государственного комитета оборонной техники) главного конструктора А.М.Исаева, что положило начало тесному творческому сотрудничеству обоих коллективов и их главных конструкторов. Отработка двигателя была завершена силами коллектива ОКБ-154. Впервые в стране был создан ЖРД с десятикратным регулированием тяги. Он успешно прошел летные испытания и был передан в серийное производство. В 1959-1960 годах был разработан ЖРД РД-0201 с регулируемой тягой от 6 до 3 тонн, работающий на самовоспламеняющихся компонентах топлива (окислителе «АК-27И» и горючем «ТГ-02») для зенитной ракеты генерального конструктора П.Д.Грушина. Успешные работы по созданию ЖРД укрепили авторитет ОКБ в этой области. Главному конструктору ракетно-космических систем С.П.Королёву хорошо были известны созданные С.А.Косбергом образцы авиационных ракетных двигателей, знал Сергей Павлович и о его творческом содружестве с главным конструктором ЖРД А.М.Исаевым. 10 февраля 1958 года произошла встреча С.А.Косберга и его соратника А.Д.Конопатова с С.П.Королёвым, положившая начало их сотрудничеству. Сблизили и подружили этих людей одинаковые свойства ума и характера — одержимость и беззаветная преданность науке. Двухступенчатая ракета-носитель С.П.Королёва успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли. Однако дальнейшее изучение космического пространства было невозможно без третьей ступени, которая обеспечила бы разгон корабля до второй космической скорости. Кислородно-керосиновый ЖРД «РД-0105» тягой 5,04 тонн для третьей ступени (блок «Е») «РН 8К-72» был разработан ОКБ С.А.Косберга в 1959-1960 годах совместно с ОКБ-1 С.П.Королёва за рекордно короткий срок - 9 месяцев. Это был первый отечественный ЖРД, запускаемый в условиях, близких к состоянию невесомости и глубокого вакуума. Применение третьей ступени с двигателем РД-0105 дало возможность увеличить массу искусственных спутников Земли с 1400 до 4500 кг и достичь второй космической скорости, что позволило осуществить полеты космических объектов в район Луны и на Луну, облет Луны и фотографирование её обратной стороны. За творческий вклад в эти полеты С.А.Косбергу была присуждена ученая степень доктора технических наук, он был удостоен Ленинской премии. Новой самостоятельной разработкой ОКБ стал кислородно-керосиновый ЖРД «РД-0109» тягой 5,56 тонн для третьей ступени (блок «Е») более совершенной и надежной ракеты - носителя «Восток», применявшейся при запуске ориентированных спутников Земли с возвратом их на Землю. С помощью этой ракеты были выполнены задачи мирового значения, и прежде всего - запуск в космическое пространство первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина. Коллективный подвиг первопроходцев советской науки и техники 12 апреля 1961 года навсегда вписал имя С.А.Косберга в историю космонавтики. За выдающиеся заслуги в обеспечении первого в мире полёта человека в космическое пространство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Косбергу Семёну Ариевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».Очередными разработками ОКБ стали более мощные кислородно-керосиновые ЖРД: «РД-0107» для третьей ступени ракеты-носителя «Восход»; «РД-0108» и на его базе существенно модернизированный двигатель «РД-0110» для третьей ступени (блок «И») ракеты-носителя «Союз». По своим техническим и эксплуатационным характеристикам каждый из этих двигателей обеспечивал достижение качественно нового уровня развития отечественной ракетной техники. С помощью ракеты-носителя «Восход» осуществлены первые запуски автоматических межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», а с помощью РН «Союз» выполняются все задачи выведения на орбиту космических кораблей типа «Союз» с космонавтами на борту и грузовых кораблей типа «Союз Т» для обеспечения эксплуатации долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир». Много сил и энергии отдал С.А.Косберг созданию новых ЖРД, работающих по схеме с дожиганием генераторного газа (их разработка начата ОКБ в 1961 году). В ходе работ был решен ряд фундаментальных проблем, что позволило не только разработать надежную конструкцию двигателя, но и открыть дальнейшую широкую перспективу создания мощных и эффективных средств выведения космических объектов на орбиту. Большой заслугой С.А.Косберга было создание в ОКБ за короткий срок современной испытательной базы с хорошо оснащенными экспериментальными лабораториями. Стало возможным вести разработку более мощных ЖРД, работающих как на криогенном топливе, так и на топливе длительного хранения. Первыми из таких ЖРД, работающими по схеме с дожиганием на топливе из азотного тетроксида и несимметричного диметилгидразина, стали «РД-0202» и «РД-0205» соответственно для первой и второй ступеней ракеты-носителя «Протон» генерального конструктора В.Н.Челомея. На их основе были разработаны ЖРД «РД-0210» и «РД-0211» для второй ступени и «РД-0212» для третьей ступени ракеты - носителя. Создание двигателей для РН «Протон», как и появление самой ракеты подобного класса - крупное достижение ракетно-космической техники. С помощью этой ракеты решены такие выдающиеся задачи, как вывод на околоземные орбиты тяжелых автоматических станций «Протон», запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облета Луны, доставка на Луну луноходов, запуск межпланетных космических аппаратов, взявших пробы лунного грунта, совершивших посадки на Марс и Венеру, вывод долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир» в космос и спутников на стационарную орбиту. Отработка и сдача в эксплуатацию упомянутых двигателей закончена без С.А.Косберга. 3 января 1965 года он погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награжден орденами Ленина, «Знак Почета», Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Лауреат Ленинской премии (1960). Именем С.А.Косберга назван кратер на обратной стороне Луны.

Kulibaev Sadyk (498x700, 197Kb)
1903
Садык Кульбаев (Кольбаев)
бригадир колхоза «Казахстан» Георгиевского района Южно-Казахстанской области Казахской ССР. Родился в селе Георгиевка Туркестанского края, ныне аул Коксаяк Толебийского района Южно-Казахстанской области Казахстана, в крестьянской семье. Казах. До коллективизации сельского хозяйства работал по найму (батрачил). В 1929 году вступил в местную сельхозартель «Казахстан», ставшую ядром будущего одноимённого колхоза. В 1946 году возглавил бригаду полеводов по выращиванию зерновых культур, получившую в 1947 году урожай пшеницы 30,17 центнеров с гектара на площади 25 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи, хлопка и сахарной свеклы бригадиру Кульбаеву Садыку присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы Садык Кульбаев продолжал руководить полеводческой бригадой, собиравшей высокие урожаи, до выхода на пенсию в 1965 году. Награждён орденом Ленина (28 марта 1948) и медалями.

Makoyedov_Nazar_Aleksandrovich (459x700, 102Kb)
1903
Назар Александрович Макоедов
управляющий отделением совхоза «Индустриальный» Министерства пищевой промышленности СССР, Шевченковский район Харьковской области Украинской ССР. Родился в селе Демьяновка Марчихино-Будской волости Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Ямпольского района Сумской области, Украина). Украинец. С 15 лет работал в сельском хозяйстве. В 1931 году переехал на постоянное место жительства в село Огурцовка Купянского (с 1935 года – Шевченковского) района Харьковской области УССР. Работал бригадиром совхоза «Индустриальный». Во время Великой Отечественной войны находился в действующей армии. Принимал участие в боях под городом Смоленск, где был тяжело ранен. После выздоровления демобилизован из армии. Вернулся в село Огурцовка. Работал бригадиром, с 1947 года – управляющим отделением совхоза «Индустриальный» Министерства пищевой промышленности СССР (Шевченковский район Харьковской области Украинской ССР). Отделение Н.А.Макоедова в 1947 году вырастило высокий урожай озимой пшеницы, собрав на площади 105 гектаров по 32,8 центнера зерна с гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи и сахарной свёклы при выполнении совхозами плана сдачи государству сельскохозяйственных продуктов в 1947 году и обеспеченности семенами зерновых культур для весеннего сева 1948 года, Макоедову Назару Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последние годы жизни проживал в посёлке городского типа Шевченково Харьковской области (Украина). Умер 10 октября 1972 года. Похоронен на кладбище посёлка Шевченково. Награждён орденом Ленина (30 апреля 1948), медалями.

Byzov_A_P (550x700, 373Kb)
1904
Алексей Петрович Бызов
начальник 1-го Главного управления МГБ СССР, генерал-майор (1945). Родился в селе Петровка Симбирского уезда, Симбирская губерния (по другим данным в Мелекесском уезде Самарской губернии), Российская империя, в русской семье землемера-таксатора. С сентября 1919 агент Симбирского городского жилищного отдела. С марта 1920 в органах военной цензуры. Одновременно учился, в 1920 окончил гимназию, в 1921 школу 2-й ступени. Член РКП(б) с мая 1923, депутат ВС СССР III—V созывов. В 1921—1923 уполномоченный Контрразведывательного, Секретного отдела Самарской губернской ЧК — губернского отдела ГПУ. В 1923—1928 уполномоченный Секретного отдела Саратовского губернского отдела ГПУ. Окончил 2 курса Саратовского государственного университета в 1928. В 1928—1932 уполномоченный, начальник Информационного отдела Астраханского окротдела ГПУ, начальник Отделения, помощник начальника Секретно-политического отдела Полномочного представительства ОГПУ по Нижне-Волжскому краю. В 1934—1937 помощник, заместитель начальника Секретно-политического отдела УГБ Управления НКВД по Сталинградскому краю, начальник Секретно-политического отдела УГБ Управления НКВД по Крымской АССР. С 1938 заместитель начальника Управления милиции НКВД Татарской АССР. 20 января 1939 был арестован по постановлению следственной части НКВД, обвинён по статьям 58-2 и 58-11 УК РСФСР, но 21 июля 1939 дело было прекращено. Затем с сентября 1939 в Дорожном отделе НКВД железной дороги имени В.В.Куйбышева. В 1942—1943 заместитель начальника Управления НКВД по Куйбышевской области. В 1943—1946 заместитель начальника Управления НКГБ по Куйбышевской области, начальник Управления НКГБ по Брянской области. В 1946—1951 министр государственной безопасности Казахской ССР. В 1951 начальник 1-го главного управления МГБ СССР. В 1951—1952 начальник 5-го управления МГБ СССР. В 1952—1953 начальник Управления МГБ по Ростовской области. В 1953—1954 министр внутренних дел Узбекской ССР. В 1954—1960 председатель КГБ при Совете министров Узбекской ССР. С 11 февраля 1960 в распоряжении Управления кадров КГБ. С ноября 1960 до февраля 1963 работал заведующим отделом по изучению структуры и работы госаппарата Комиссии советского контроля Совета министров Узбекской ССР, с апреля 1963 начальник секретариата Президиума Верховного совета Узбекской ССР. С августа 1966 на пенсии. Умер в Ульяновске 31 августа 1982 года. Звания: 22 марта 1936, капитан государственной безопасности; 10 мая 1940, майор милиции; 5 августа 1942, майор государственной безопасности; 14 февраля 1943, полковник государственной безопасности; 18 марта 1944, комиссар государственной безопасности; 9 июля 1945, генерал-майор. Награды: Орден Ленина (12 мая 1945); 2 ордена Красного Знамени (3 ноября 1944, 24 ноября 1950); 2 ордена Трудового Красного Знамени (29 октября 1949); орден Красной Звезды (2 июля 1942); нагрудные знаки «Почётный работник ВЧК-ГПУ (XV)» (8 апреля 1934); «Почётный сотрудник госбезопасности» (23 декабря 1957); «50 лет пребывания в КПСС»; Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; медали. Литература: Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД 1934—1941. Москва, 1999; XIX съезд ВКП(б) — КПСС (5 — 14 октября 1952 г.). Документы и материалы.

 (533x699, 89Kb)
1904
Андрей Павлович Ермаков
командир 2-го батальона 149-го Краснознамённого Белорецкого мотострелкового полка 36-й мотострелковой дивизии 1-й армейской группы, капитан. Родился в селе Успенское ныне Мокшанского района Пензенской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б) с 1931 года. Окончил 4-классную сельскую церковноприходскую школу. Трудился в хозяйстве отца. В Красной Армии с 1926 года. Служил в 3-м Пензенском стрелковом полку. По окончании полковой школы командовал отделением, а по окончании действительной военной службы остался на сверхсрочную. В июле 1930 года окончил Иркутские командные пехотные курсы, после чего служил в 108-м стрелковом полку 36-й стрелковой дивизии Забайкальского военного округа командиром стрелкового и пулемётного взводов. С 1932 года командовал пулемётной ротой в этой же воинской части, был адъютантом старшим стрелкового батальона. С мая 1938 года - помощник начальника штаба 149-го мотострелкового полка, а с 1939 года - командир 2-го батальона этого полка. 17 мая 1939 года А.П.Ермакову присвоено воинское звание "капитан". Батальон 149-го мотострелкового полка (36-я мотострелковая дивизия, 1-я арм. группа) под командованием капитана Ермакова А.П., участвуя с 11 мая 1939 года в боях на реке Халхин-Гол (Монголия), отразил несколько атак японских милитаристов, многократно сам атаковал врага, нанёс ему большой урон в живой силе и технике. Отважный комбат пал смертью храбрых в бою 23 августа 1939 года. Похоронен в районе боевых действий. За умелое и мужественное командование батальоном и героизм, проявленный в майских боях, капитану Ермакову Андрею Павловичу 17 ноября 1939 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. На родине Героя в средней школе села Успенское Пензенской области о жизни и подвиге славного земляка собраны и бережно хранятся многочисленные материалы.

Kārlis Irbītis (473x700, 140Kb)
1904
Карлис Ирбитис (латышское имя - Kārlis Irbītis)
латвийский авиаконструктор. Родился в Лоде, близ Руйиены, Российская империя (ныне Латвия). Окончил Рижский государственный техникум в 1925 году. В том же году сконструировал свой первый самолёт. С 1930 года работал на фабрике «ВЭФ» (латыш. VEF). Разработал лёгкий истребитель VEF I-16 с неубирающимся шасси (1939 год), спортивный самолёт VEF I-12 (1935 год). По первой букве фамилии конструктора Карлиса Ирбитиса латвийские самолёты имели литеру «I». Автор эмблемы VEF и дизайна радиоприёмников радиосезона 1933/1934 годов. С 1942 по 1948 год работал на фирме «Мессершмитт». После Второй мировой войны жил в Канаде, работал инженером-конструктором в компании «Канадэр». В 1992 году Латвийская академия наук присвоила Ирбитису звание почётного доктора. Умер в Сен-Лоран (ныне в составе Монреаля, Канада) 13 октября 1997 года. Столетие Ирбитиса было торжественно отмечено в Латвии. Авторство: VEF I-16; VEF I-12; Дизайн эмблемы ВЭФа (VEF); Радиоприёмник радиосезона 1933/34 годов; Мотоцикл Pandera (в соавторстве с Арнольдом Пандерсом); 1925—1935 годы — проекты самолётов для спортивных пилотов; 1935—1943 годы — спортивные самолёты VEF I-11 и VEF I-12; Военно-учебный самолёт I-14, I-15; 1940 год — лёгкий истребитель VEF I-16; 1941 год — лёгкий истребитель I-17; 1957 год — разработал самолёт вертикального взлёта CL-84. Патенты: K.Irbitis. Control System for Aircraft. Patent of Canada Nr.822575, 1963; K.Irbitis. Pneumatic propeller drive system. Patent of Canada Nr.683336, 1964; K.Irbitis. Pneumatic propeller drives. Patent of Canada Nr.683335, 1964; Patent of USA Nr.312027, 1964. Литература: Irbītis, Kārlis, Of Struggle and Flight, Canada’s Wings Inc., Stittsville, Ontario 1986, ISBN 0-920002-36-6.

Liliana_Lubinska 1933 portret (616x700, 118Kb)
1904
Лилиана Любинская (польское имя - Liliana Lubińska)
польская учёная, невролог, известна благодаря своим исследованиям периферической нервной системы и открытию двунаправленного аксонного транспорта. Любинская и ее муж Ежи Конорский основали отдел нейрофизиологии в Институте экспериментальной биологии им. М. Ненцкого в 1946 году.Любинская родилась в Лодзи в 1904 году. Вышла замуж за Ежи Конорского, своего коллегу-невролога. Поступила в Варшавский университет, чтобы изучать биологию в 1923 году, однако спустя год перевелась в Парижский университет, чтобы продолжить свои исследования в области той же самой биологии. В 1927 году Любинская получила степень бакалавра по биохимии и физиологии, а также докторскую степень в 1932 году. Во время работы над докторской диссертацией Любинская работала вместе с Луи и Марселем Лапиком в их лаборатории физиологии, исследуя хронаксию и рефлексы. Её докторская диссертация была посвящена неитерационным рефлексам, и в итоге за неё она получила награду от Академии Парижа. После написания диссертации в Париже, Любинская начала свои независимые исследования в области влияния различных агентов на возбудимость нервно-мышечного препарата. Принимала участие в экспериментах Ежи Конорского и Стефан Миллера над условными рефлексами в Институте экспериментальной биологии им. Ненцкого в Варшаве. Когда в 1939 году началась Мировая война, она была вынуждена бежать, поскольку институт был разрушен после бомбардировок.
Liliana_Lubińska (567x700, 197Kb)
Любинская и Конорский отчаянно пытались пересечь северную границу, чтобы в конечном итоге соединиться с братом Конорского, который находился в Англии. Однако строгий пограничный контроль заставил их остаться в Белостоке. Скоро державы Оси оккупировали всю восточную часть Польши, в том числе и Белосток, заставив семейную пару бежать на Кавказ. Там они работали над регенерацией периферических нервов в грузинском Институте экспериментальной медицины Сухума в 1940-1945-х годах. После войны Любинская продолжила исследования в области периферической нервной системы. С 1945 года до ее выхода на пенсию в 1982 году, она изучала нейронную структуру и физиология, и в частности аксонный транспорт, и показала, что он может быть двунаправленным. За свою карьеру она опубликовала около 80 научных статей и была одним из передовых исследователей в своей области. Умерла в Лодзи (Лодзинский уезд, Петроковская губерния, Российская империя) 19 ноября 1990 года. Награды и премии: Иностранный член общества Леопольдины; Почётный член Международной организации исследования мозга; Премия Solange Coemme, Парижская медицинская академия; Иностранный член Германской академии естествоиспытателей; Почётный член Польского физиологического общества.

Ашот Павлович Нерсесян  (544x700, 136Kb)
1904
Ашот Павлович Нерсесян (армянское имя - Աշոտ Ներսիսյան)
армянский актер. Заслуженный артист Армянской ССР (1954). Родился в городе Александрополь (ныне Гюмри, Армения). В 1925 г. окончил Армянскую драматическую студию в Москве. С 1926 г. актер Ленинаканского драматического театра, затем Бакинского армянского театра, с 1946 г. – театра имени Сундукяна. Мастер характерных ролей, которые исполнял в мягкой комедийной манере. К его лучшим работам относятся роли: Нерсес («Когда рядом друзья»), Асатур («Кому улыбается жизнь»), Вартан («Сердце матери») – все три в 1958 г., Маркос («Дорога», 1962) и др. Умер в Ереване 21 мая 1984 года.

 (476x699, 41Kb)
1904
Михаил Георгиевич Первухин
министр химической промышленности Союза Советских Социалистических Республик, член Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), председатель Государственной комиссии на испытаниях «РДС-1» (первого отечественного ядерного заряда), генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Родился в посёлке Юрюзанский Завод Уфимской губернии Златоустовского уезда, ныне - город Юрюзань Челябинской области, в семье кузнеца. Русский. В августе-октябре 1919 года являлся членом Комиссии по национализации имущества буржуазии в городе Златоусте. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1919 года. С октября 1919 года по февраль 1920 года работал экспедитором газеты «Борьба», издававшейся в Златоусте, затем по май 1920 года обучался на курсах внешкольных инструкторов в Златоусте. По окончании курсов, до октября 1920 года - внешкольный инструктор Юрюзанского районного отдела народного образования. Участник Гражданской войны на Южном Урале, в октябре-ноябре 1920 года – боец коммунистического отряда, участвовавшего в подавлении антибольшевистского восстания в районе Златоуста. С января 1921 года до середины осени того же года - ответственный секретарь редакции газеты «Пролетарская мысль», член бюро Златоустовского уездного комитета комсомола, а в последующем до апреля 1922 года – заведующий отделом политического просвещения, заместитель секретаря Златоустовского уездного комитета РКП(б). В апреле-августе 1922 года работал техническим секретарём Златоустовского уездного комитета РКП(б). В конце лета 1922 года по направлению Златоустовского районного комитета Союза металлистов Михаил Первухин направлен на учёбу в Москву. В октябре 1929 году окончил электропромышленный факультет Московского института народного хозяйства имени Г.В.Плеханова, получив специальность «инженер-электрик». С 1929 года молодой инженер трудится в «Мосэнерго»; с мая 1930 года по февраль 1933 года - на заводе «Баррикады» (Москва): начальник электроцеха, главный механик завода; с февраля 1933 года - на Каширской районной электростанции: старший инженер, начальник, а с мая 1936 года - директор. В июне-сентябре 1937 года Первухин – главный инженер и исполняющий обязанности начальника «Мосэнерго», с сентября 1937 года – начальник Главэнерго Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР. В начале 1938 года Михаил Первухин выдвинут на должность заместителя Народного комиссара тяжелой промышленности, а в июне того же года назначен первым заместителем Наркома тяжелой промышленности, где плодотворно проработал до разделения Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР. В январе 1939 года М.Г.Первухин назначается Народным комиссаром электростанций и электропромышленности. С мая 1940 года по май 1944 года он работает заместителем председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР, председателем Совета по топливу и электрохозяйству при СНК СССР. В суровые годы Великой Отечественной войны инженеру-энергетику М.Г.Первухину пришлось стать химиком. Ночью 26 февраля 1942 года у него состоялся телефонный разговор с И.В.Сталиным, который сообщил, что Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение назначить его по совместительству с работой в СНК СССР Народным комиссаром химической промышленности. В ту же ночь Михаил Первухин выехал в Наркомат, собрал членов коллегии и начальников главных управлений и объявил им о решении ЦК партии. Он прекрасно знал о тяжёлом положении, которое сложилось в химической промышленности в первые месяцы войны. Будучи заместителем председателя СНК, а также со 2 августа 1941 года – уполномоченным Государственного комитета обороны (ГКО) по Управлению военно-химической обороны Красной Армии, он уже занимался этой отраслью промышленности. Михаилу Николаевичу Первухину пришлось руководить отраслью в тяжелейших военных условиях, непрерывно наращивая производство необходимой для фронта продукции. С его приходом улучшилась работа Наркомата, возросла оперативность. Нарком Первухин всегда самостоятельно детально разбирался с возникающими трудностями, лично выезжая на предприятия. В первые дни Великой Отечественной войны в ранге заместителя председателя Совета по эвакуации Первухину приходится повседневно осуществлять руководство эвакуацией и расширением базы военной промышленности на востоке страны. В 1944 году постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР Первухину М.Н. присвоено воинское звание «генерал-лейтенант инженерно-технической службы». После окончания Великой Отечественной войны М.Г.Первухин занимая посты заместителя Председателя Совета Министров СССР и министра химической промышленности СССР проводит титаническую работу по восстановлению и развитию разрушенных войной важнейших отраслей народного хозяйства Советского Союза. В феврале 1943 года ГКО СССР рассмотрел и утвердил программу научных и технических исследований по практическому использованию «внутриатомной» энергии. Эта программа и положила начало созданию советского ядерного оружия. Впервые к атомной проблеме М.Г.Первухин был подключен еще в 1942 году, когда В.М.Молотов поручил ему, как заместителю председателя СНК СССР (1940-1946 годы), разобраться в докладах разведывательных органов о проектах уран-графитовых реакторов и способах выделения изотопа «урана-235». В 1943-1945 годах Первухин – куратор атомного проекта со стороны СНК СССР. В августе 1945 года генерал-лейтенант инженерно-технической службы Первухин М.Н. включён в состав Специального комитета, а 31 ноября 1945 года он становится председателем Инженерно-технического совета при Специальном комитете и одновременно председателем секции № 1 по проектированию и сооружению заводов № 817 (Производственное объединение «Маяк») и № 813 («Уральский электрохимический комбинат»). В апреле 1946 года, после преобразования Технического и Инженерно-технического советов при Специальном комитете в Научно-технический совет Первого главного управления (ПГУ) при Совете Министров СССР, М.Н.Первухин назначается заместителем председателя НТС (с 1949 по 1953 годы - член НТС). В атомном проекте М.Г.Первухин отвечал за обеспечение работы первых предприятий по получению тяжелой воды, гексафторида урана и многих химических реагентов. В связи с тяжёлым заболеванием Б.Л.Ванникова, 1 декабря 1947 года Первухин назначен первым заместителем начальника ПГУ и занимал эту должность до 1 декабря 1949 года. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне (Казахская ССР) Советский Союз провёл успешные испытания первого отечественного ядерного заряда («РДС-1»). Это был ответ на агрессивные действия США, владевших к тому времени ядерным оружием, которое они уже неоднократно испытали, как в экспериментальных, так и в военных целях, взорвав 16 июля 1945 года плутониевую бомбу, а затем применив это смертоносное оружие в конце 2-й мировой войны, сбросив на японские города: Хиросиму 6 августа 1945 года урановую бомбу и на Нагасаки 9 августа 1945 года плутониевую бомбу. Теперь весь мир узнал, что и СССР обладает этим, хотя и «адским», оружием, но способным сдерживать любого агрессора. Председателем Государственной комиссии на испытаниях «РДС-1» был М.Г.Первухин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «О присвоении звания Героя Социалистического Труда научным, инженерно-техническим и руководящим работникам научно-исследовательских, конструкторских организаций и промышленных предприятий» (с грифом: «Не подлежит опубликованию») «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания» генерал-лейтенанту инженерно-технической службы Первухину Михаилу Георгиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В январе 1950 года М.Г.Первухин был назначен заместителем председателя Совета Министров СССР с освобождением от обязанностей министра химической промышленности. Кроме этого, он возглавил бюро по химии и электростанциям при Совете Министров СССР. После смерти 5 марта 1953 года И.В.Сталина, М.Г.Первухин назначается министром объединённого Министерства электростанций и электропромышленности. В декабре 1953 года - феврале 1955 года он – заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель бюро по энергетике, химической и лесной промышленности при Совете Министров СССР. В феврале 1955 года - июле 1957 года - первый заместитель председателя Совета Министров СССР, и одновременно в декабре 1956 года - мае 1957 года - председатель Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства. 30 апреля 1957 года М.Г.Первухин назначен министром среднего машиностроения СССР - руководителем крупнейшего министерства Советского Союза, возглавив ведущую отрасль военно-промышленного комплекса СССР. В 1956-1957 годах М.Г.Первухин сблизился с так называемой «антипартийной группой» Г.М.Маленкова, Л.М.Кагановича, В.М.Молотова, стремившихся к отказу от принятой первым секретарём ЦК КПСС Н.С.Хрущёвым – одним из организаторов массовых политических репрессий на Украине в 1930-е годы, - политики по «десталинизации» страны. Первухин поддержал их на заседании Президиума ЦК КПСС, когда большинство его членов выступили против Хрущёва. За участие в «антипартийной группе», после пленума ЦК КПСС, прошедшего с 22 по 29 июня 1957 года и принявшего резолюцию «Об антипартийной группе Маленкова, Кагановича и Молотова» М.Г.Первухин переведён из членов в кандидаты в члены Президиума ЦК КПСС, а в июле 1957 года понижен в должности до председателя Государственного комитета по внешним экономическим связям. В феврале 1958 года он отправлен послом в Германскую Демократическую Республику, а в октябре 1961 года выведен из состава ЦК КПСС. В 1963-1965 годах – начальник управления энергетики и электрификации Совета народного хозяйства СССР, а с 1965 года занимал должность начальника отдела территориального планирования и размещения производства, был членом коллегии Госплана СССР. Одним из важнейших направлений работ для М.Г.Первухина было развитие энергетики, особенно атомной, строительство атомных электростанций. Он не раз участвовал в комиссиях по приёмке новых АЭС. До конца своей жизни он был тесно связан с Министерством среднего машиностроения СССР, Институтом атомной энергии имени И.В.Курчатова и его директором академиком А.П.Александровым. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II-IV созывов (1946-62 годы). Михаил Георгиевич Первухин жил в Москве, где и скончался 22 июля 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён пятью орденами Ленина (1939, 1944, 1949, 1954, 1974 годы), орденами Октябрьской Революции (1971 год), Трудового Красного Знамени (1935 год), медалями. Сочинение: В августе 49-го. Москва, 1967.

1904
Кристиан Пино
премьер-министр Франции (1955-1955).

Kuznesov Nik (386x700, 79Kb)
1905
Николай Александрович Кузнецов
председатель колхоза «Крестьянин» Богородского района Горьковской (ныне Нижегородской) области. Родился в деревне Солонское Богородского района Горьковской области в семье крестьянина. Окончив начальную школу, он три года работал у кулаков в деревне Болдырево Павловского района, последующие пять лет трудился шлифовщиком в поселке Ворсма, затем возвратился в Богородский район и был избран председателем правления Пантелеевского сельпо. В 1936 году Н.А.Кузнецова избрали руководителем Солонской сельскохозяйственной артели. В июле 1941 года Николай Александрович добровольцем ушёл на фронт и участвуя в боях под Москвой, был тяжело ранен. После длительного лечения в госпитале в 1942 году он вернулся домой и вновь возглавил Солонскую сельхозартель, а в 1950 – был избран председателем укрупнённого колхоза «Крестьянин» Богородского района. Много сил приложил Николай Александрович для правильной организации хозяйства, что позволило колхозу завоевать право участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1954 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1958 года за выдающиеся успехи, достигнутые в работе по увеличению производства и сдачи государству сельскохозяйственных продуктов Кузнецову Николаю Александровичу присвоено званиея Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Н.А.Кузнецов избирался депутатом Горьковского областного Совета народных депутатов, был членом обкома КПСС, с 1948 по 1971 годы являлся членом Богородского горкома партии. В 1972 году Николай Александрович вышел на пенсию и скончался 30 июля 1986 года, похоронен в селе Солонское Богородского района Нижегородской области. Награждён орденами Ленина (12 марта 1958), Трудового Красного Знамени (22 марта 1966), «Знак Почёта», медалями, в том числе «За трудовую доблесть» и «За оборону Москвы».

StrelnikovEfimSemen_GSS (514x700, 157Kb)
1905
Ефим Семёнович Стрельников
командир 9-й стрелковой роты 524-го стрелкового полка (112-я Рыльско-Коростеньская Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия, 27-й стрелковый корпус, 13-я армия, 1-й Украинский фронт), старший лейтенант. Родился в селе Берека ныне Первомайского района Харьковской области в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. Работал на железной дороге в Харькове, на строительстве ДнепроГЭСа. В 1934 году направлен на сооружение Чирчикского электрохимического комбината в Узбекистане. Затем работал в городе Семипалатинск Казахской ССР. В Красной Армии – с июля 1941 года. Окончил курсы младших лейтенантов. В действующей армии – с 26 сентября 1944 года. Воевал на 1-м Украинском фронте. С началом Висло-Одерской операции рота старшего лейтенанта Е.С.Стрельникова 12 января 1945 года захватила первые траншеи долговременной обороны противника в районе населенного пункта Нова-Осувка (ныне Сандомирский повят Свентокшиского воеводства, Польша). Воины уничтожили до 30 солдат противника, захватили минометную батарею и 18 пленных. Командир роты приказом командира дивизии был награжден орденом Красной Звезды. Продвигаясь с боями вперед, 112-я стрелковая дивизия в третьей декаде января вышла к Одеру, форсировала его и захватила плацдарм на западном берегу. 9-я рота 524-го стрелкового полка за это время уничтожила до 100 солдат противника, захватила 7 пулеметов и другие трофеи. 26 января 1945 года в бою за расширение плацдарма у населенного пункта Ламперсдорф (ныне Заборув, Любинский повят, Нижнесилезское воеводство, Польша) рота Е.С.Стрельникова решительным броском захватила населенный пункт, уничтожив до 20 солдат противника. В этом бою старший лейтенант Е.С.Стрельников погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Стрельникову Ефиму Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Похоронен в городе Олава (Нижнесилезское воеводство, Польша). Награжден орденами Ленина (10 апреля 1945) и Красной Звезды (19 января 1945).
StrelnikovEfimSemen_bust_Bereka (525x700, 351Kb)
В родном селе установлен бюст Героя.

1905
Пентти Хаанпяя (Haanpää)
финский писатель. Родился в городе Пиппола. Автор сборников рассказов о трудящихся "По шоссейной дороге" (1925), "Ветер веет над ними" (1927). В сборник рассказов "Плац и казарма" (1928) выразил протест против армейской муштры. Романы "Заколдованный круг" (1931, русский перевод, 1961), "Хозяева и тени хозяев" (1935, русский перевод, 1956), исторический роман "Мука" (1949, русский перевод, 1956) ставят острые социальные проблемы. Антимилитаристский роман "Случай с фельдфебелем Сато" написан в 1935 г. (издание в 1956). Антифашистской идеей пронизана повесть "Сапоги девяти солдат" (1945, русский перевод, 1970). Умер в городе Пиппола 30 сентября 1955 года. Сочинения: Kootut teokset, t. 1—10, Hels., 1956—1958: в русском переводе — Повести и рассказы, Москва, 1956; (Рассказы), в сборнике: Мечта о доме, Москва, 1962. Литература: Kauppinen Е., Pentti Haanpää, t. 1, Hels., 1966.

 (699x489, 39Kb)
1906
Ханна Арендт (немецкое имя - Hannah Arendt)
известный философ и историк. Родилась в еврейской семье в Ганновере (Германия), выросла в Кёнигсберге. Получила образование в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском университетах, училась у М.Хайдеггера и К.Ясперса. Перед приходом к власти нацистов бежала во Францию, а затем из оккупированной Франции в 1941 – в Нью-Йорк. Преподавала во многих университетах США, постепенно завоевав репутацию одного из ведущих политических мыслителей страны. Среди ее фундаментальных исследований – Истоки тоталитаризма (The Origins of Totalitarianism, 1951, русский перевод – М., 1995); Ситуация человека (The Human Condition, 1958) и О революции (On Revolution, 1963). Широко известна книга Эйхман в Иерусалиме (Eichmann in Jerusalem, 1963), вызвавшая многочисленные споры о природе и смысле Холокоста. Сочинения Арендт всегда отличала независимостью суждений, ее нельзя было причислить ни к консерваторам, ни к прогрессистам; теории, которые она выдвигала, нельзя было назвать оптимистическими или же пессимистическими. Оценки современников и текущих событий всегда отличались свежестью взгляда и нестандартностью, а исторические реконструкции – оригинальностью содержания и стиля. Портрет Адольфа Эйхмана – не безумца и не демона, а всего лишь бюрократа, бездумно выполняющего свои административные функции, связанные с массовым убийством («банальность зла»), – перевернул общепринятые представления о нацизме, включая собственные ранние размышления Арендт о «радикальном зле». В целом Арендт полагала, что любая политика должна быть свободной, подобно тому, как свободным должно быть мышление. В Истоках тоталитаризма она прослеживает тенденции 19 и 20 вв., которые привели к подрыву политической и философской свободы, а в Ситуации человека расширяет исследование, анализируя, каким образом были устроены человеческая деятельность и человеческая ситуация прежде, каковы они сегодня и какими должны быть в будущем. Арендт оставила незавершенным чисто философский труд Жизнь разума, посвященный исследованию ментальной деятельности (мышления, воли, оценок). Умерла в Нью-Йорке 4 декабря 1975 года. Труды, кроме указанных: Vita activa, или О деятельной жизни. Санкт-Петербург, 2000 Between Past and Future: Eidght Exercises in Political Thoudht. N.Y., 1963

1906
Петр Сергеевич Белинник
украинский певец (лирический тенор), народный артист СССР (1954). В 1933-1936 гг. учился в Харьковской консерватории (класс пения Р. С. Вайн). В 1936-1940 гг. — солист Большого театра СССР (Москва), в 1941-1942 гг. — солист Харьковского, с 1942 г. — Киевского театра оперы и балета. Партии: Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Юродивый («Борис Годунов» Мусоргского), Торопка («Аскольдова могила» Верстовского), Альфред («Травиата» Верди), Петро («Наталка-Полтавка» Лысенко), Анатоль («Война и мир» Прокофьева) и др. Известен также как исполнитель украинских и русских народных песен. В собрании Гостелерадиофонда около 50-ти записей П.Белинника. Это арии из опер "Галька" С.Монюшко, "Дубровский" Э.Направника, "Майская ночь" и "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова; романсы М.Глинки и А.Гурилева; песни А.Александрова, Н.Дремлюги, А.Копосова, Н.Лысенко, К.Мяскова; украинские и русские народные песни. Обратить особое внимание хотелось бы на арию Ленского из оперы П.Чайковского "Евгений Онегин" (запись 1954 г.), и каватину Князя из оперы А.Даргомыжского "Русалка" (запись 1952 г.) с оркестром Киевского государственного академического театра оперы и балета имени Т.Шевченко, дирижер В.Пирадов.

 (503x699, 48Kb)
1906
Анатолий Маркович Скоробогатов
старший механик-водитель танка 26-го гвардейского отдельного тяжелого танкового полка 21-й армии Ленинградского фронта, гвардии техник-лейтенант. Родился в посёлке Чижа Первая ныне Каменского района Западно-Казахстанской области Республики Казахстан в крестьянской семье. Русский. Образование среднетехническое. Работал шофёром. В Красной Армии в 1922-28 годах и с 1941 года, призван Ташкентским горвоенкоматом Узбекской ССР. На фронте в Великую Отечественную войну с ноября 1941 года. В 1943 году окончил Челябинское танкотехническое училище. Старший механик-водитель танка 26-го гвардейского отдельного тяжелого танкового полка (21-я армия, Ленинградский фронт) гвардии техник-лейтенант Анатолий Скоробогатов особо отличился 21 июня 1944 года в бою за железнодорожную станцию «Таммисуо» (ныне - «Таммисто» под городом Выборгом Ленинградской области). При прорыве сильно укреплённой обороны противника умело механик-водитель Скоробогатов, умело маневрируя танком, уничтожил две противотанковые пушки и миномёт. Когда в ходе боя его боевая машина была подбита, гвардии техник-лейтенант Скоробогатов пулемётным огнём уничтожил до трёх десятков солдат и офицеров противника. Затем в составе экипажа он в течение семи часов сражался в окружении. Израсходовав весь боекомплект, танкисты не покинули подожженный врагами танк.
SkorobogatovViborg_bratsk-mogila-nadgrobie (700x656, 208Kb)
Похоронен в братской могиле (№ 36) в городе Выборге Ленинградской области. Братская могила № 36 расположена в микрорайоне "Южный" города Выборга Ленинградкой области на Ленинградском шоссе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии технику-лейтенанту Скоробогатову Анатолию Марковичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красной Звезды.
В Выборге в районе подвига танкистов установлена мемориальная доска.
СкоробогатовMD (700x585, 533Kb)
Установлена на Смирновском шоссе в городе Выборг Ленинградской области, рядом с улицами, носящими имена Героев.
 (699x465, 164Kb)
Общий вид надгробия на братской могиле Героев в городе Выборге. Перед памятником - надгробие на могиле шести Героев Советского Союза: Авдеева Т.П, Видяшева Н.Т., Харлова А.Г., Скоробогатова А.М., Миронова Ф.А., Вагина В.А.

Shvydka Fekla (450x700, 188Kb)
1906
Фёкла Александровна Швыдка
веньевая колхоза имени Куйбышева Сквирского района Киевской области Украинской ССР. Родилась в селе Кривошеинцы ныне Сквирского района Киевской области, украинка. С началом коллективизации в 1929 году вступила в местный колхоз «Плугатар», с 1935 года до оккупации в 1941 году трудилась звеньевой. После снятия оккупации в 1944 году продолжила работать звеньевой в родном колхозе, переименованном в имени Куйбышева. В 1951 году её звеном получен урожай семян кок-сагыза 156 килограммов с гектара на площади 2 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1952 года за получение высокого урожая семян кок-сагыза в 1951 году при выполнении колхозом плана контрактации корней и семян кок-сагыза звеньевая Швыдка Фёкла Александровна удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1979 году Ф.А.Швыдка вышла на пенсию. Избиралась депутатом Верховного Совета Украинской ССР 3-7-го созывов и делегатом XXIII съезда Компартии Украины (член КПСС с 1955 года). Награждена 2 орденами Ленина (14 августа 1952, 3 декабря 1965) и орденом Октябрьской Революции (8 апреля 1971), медалями.

Anoshkin1 (553x700, 141Kb)
1907
Михаил Прокофьевич Аношкин
директор Приднепровского химического завода Министерства среднего машиностроения СССР, город Днепродзержинск Днепропетровской области Украинской ССР. Родился в селе Матвеевка ныне Акмолинской области (Казахстан). Трудовой путь начал в 12-летнем возрасте на Экибастузском свинцовом заводе. В 1925-1929 годах работал лаборантом Центральной заводской лаборатории свинцовоплавильного завода в городе Лениногорске Восточно-Казахстанской области, затем на заводе «Электроцинк» в городе Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР. В 1929-1935 годах учился во Владикавказском индустриальном политехникуме и Московском институте цветных металлов и золота имени М.И. Калинина, где получил специальность инженера-металлурга. В 1930 году вступил в ВКП(б)/КПСС. С 1935 года работал на Сихотэ-Алинском полиметаллическом комбинате «Сихали» мастером, начальником отделения, начальником цеха, директором завода, главным инженером комбината. В 1941-1945 годах – главный инженер – заместитель директора комбината «Сиханчаолово» (бухта Тетюхе, Приморский край). В 1945-1948 годах – заместитель секретаря Приморского крайкома ВКП(б) по цветной металлургии (город Владивосток). В 1948-1975 годах – директор Приднепровского химического завода – Производственного объединения «Приднепровский химический завод», город Днепродзержинск (Днепропетровская область), Украинская ССР. На посту директора завода проявил большие организаторские способности. Под его руководством и при его непосредственном участии на заводе была освоена переработка нового сырья, увеличены проектные мощности по комплексному использованию этого сырья, выпуску минеральных удобрений (нитрофоса) и редкоземельных концентратов. Была проведена большая работа по увеличению производства ионообменных смол и организации выпуска новых видов сорбентов, в частности для извлечения золота. Являлся автором 18 изобретений, 8 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 1,5 миллиона рублей в ценах соответствующих лет. Как один из первых «урановых директоров», оставил значительный след в истории создания самого грозного оружия ХХ века и развития крупного промышленного города на Днепре. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за большие заслуги в выполнении 5-летнего плана по выпуску специальной продукции, внедрение новой техники и передовой технологии Аношкину Михаилу Прокофьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 24 ноября 1975 года – на пенсии, персональный пенсионер союзного значения. Жил в Днепродзержинске Днепропетровской области (ныне Украина). Скончался 3 октября 1995 года. Похоронен в Днепродзержинске. Неоднократно избирался членом бюро Днепродзержинского горкома КПСС и депутатом горсовета. Лауреат Сталинской премии I степени (1951) – за внедрение и освоение схемы переработки доменного шлака. Почетный гражданин Днепродзержинска. Отличник здравоохранения. Отличник физической культуры. Отличник народного образования. Награжден 3 орденами Ленина (1951, 1954, 26 апреля 1971), орденом Октябрьской революции (1974), 3 орденами Трудового Красного Знамени (1953, 1954, 1966), медалями, а также 2 серебряными медалями ВДНХ СССР (1967, 1969).
Anoshkin_mem (700x525, 285Kb)
Именем М.П.Аношкина названа одна из центральных магистралей города Днепродзержинска, а на одном из зданий открыта мемориальная доска в его честь.

 (540x698, 74Kb)
1907
Николай Григорьевич Волков
корпусной инженер 7-го гвардейского механизированного корпуса 2-й танковой армии Центрального фронта, гвардии подполковник. Родился в селе Никольское ныне Малоархангельского района Орловской области в крестьянской семье. Русский. Учился в горном училище, техникуме. В Красной Армии с 1925 года. В 1930 году экстерном окончил военно-инженерное училище. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Корпусной инженер 7-го гвардейского механизированного корпуса (2-я танковая армия, Центральный фронт) гвардии подполковник Николай Волков особо отличился при форсировании рек Десна и Днепр севернее Киева в конце сентября 1943 года. Несмотря на шквальный артиллерийский огонь и непрерывные налёты вражеской авиации, гвардии подполковник Волков Н.Г. умело организовал переправу 7-го гвардейского механизированного корпуса.
Николай Григорьевич Волков  (483x700, 174Kb)
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии подполковнику Волкову Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1222). После войны полковник Волков Н.Г. - в отставке. Жил в городе Сочи Краснодарского края. Скончался 6 января 1972 года. Похоронен на Старом городском кладбище в Сочи. Награждён 2-я орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2-я орденами Красной Звезды, медалями.

1907
Жан Микелевич Катлап
латышский советский актёр и режиссёр. Народный артист Латвийской ССР (1959). Учился на драматических курсах Э.Фельдмана. . С 1928 - актёр Национального театра (ныне Театр драмы Латвийской ССР). Сценическим образам Катлапа свойственна внутренняя насыщенность, изящество внешнего рисунка, романтич. устремлённость. С 1948 выступает как режиссёр.

1907
Леонид Сергеевич Кауфман
украинский композитор и музыковед. Среди сочинений: детский балет «Сказка о веселом мотыльке» (постановка 1965); для оркестра – «Украинские танцы» (1951); хоры, романсы, музыка для театра и кино.

KuznetsovGrigoriyIlya_GSS (447x700, 124Kb)
1907
Григорий Ильич Кузнецов
командир отделения 1106-го стрелкового полка (331-я Смоленская Краснознаменная стрелковая дивизия, 71-й стрелковый корпус, 31-я армия, 3-й Белорусский фронт), сержант. Родился в селе Туарма ныне Шенталинского района Самарской области в крестьянской семье. Чуваш. Окончил школу, работал в селе кузнецом. С 1941 года – в Красной Армии. С 12 июля 1941 года – в действующей армии. Воевал на Западном (с 24 апреля 1944 года – 3-й Белорусский) фронте. Принимал участие в обороне Москвы, Ржевско-Сычёвской, Ржевско-Вяземской 1943 года, Смоленской и Белорусской операциях. В боях трижды был ранен. Особо отличился при освобождении Белоруссии. На подступах к городу Орша, действуя смело и решительно, уничтожил огневую точку противника и обеспечил успешное продвижение батальона. 1 июля 1944 года при форсировании реки Березина в районе города Борисов (ныне Минская область, Беларусь) уничтожил немецкого пулеметчика и, ведя огонь из его пулемета, способствовал успешному выполнению боевой задачи подразделения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство сержанту Кузнецову Григорию Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1944 году демобилизован по ранению. Вернулся в родное село, работал кузнецом. Умер 28 января 1974 года. Награжден орденом Ленина (24 марта 1945), медалями. В селе Шентала Самарской области установлен бюст Героя.


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку