-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108811
Комментариев: 6801
Написано: 117283


14 октября родились...

Понедельник, 14 Октября 2019 г. 03:36 + в цитатник
Geoffrey_II (294x700, 119Kb)
1006
Жоффруа II Анжуйский или Жоффруа II Мартел (французское имя - Geoffroy II d’Anjou, dit Martel)
граф Вандома с 1032 года, граф Анжуйский с 1040 года, граф Тура с 1044 года из династии Ингельгерингов, сын графа Анжуйского Фулька III Чёрного и Хильдегарды. Жоффруа II Мартел родился в замке Лош, который был построен его отцом Фульком III Чёрным. В 1032 году Жоффруа сочетался браком с Аньес Бургундской, вдовой герцога Аквитании и графа Пуатье Гильома V Великого. Этот брак позволил Жоффруа II вплотную заняться делами Пуату и Аквитании. В том же году возник раскол между его сестрой Аделью де Вандом-Анжу и её сыном — графом Вандома Фульком Неверским по прозвищу Гусёнок. Причиной семейной распри стало то, что Адель после смерти её старшего сына Бушара II разделила графство пополам между собой и младшим сыном. Фульк был этим недоволен и предпринял попытку вытеснить мать. Однако Адель, чтобы защитить свои права, передала свою половину графства в управление брату - Жоффруа II Анжуйскому, а тот, воспользовавшись этим, захватил земли Фулька и объединил графство под своей короной. В течение того же 1032 года Жоффруа Мартел захватил Сентонж у Гильома VI Аквитанского. Подстрекаемый своей женой Аньес и поддерживаемый сюзереном Нижнего Пуату виконтом Жоффруа II де Туар, он продолжил атаковать герцога Аквитании. Выиграв в 1033 году битву при Монконтуре, Жоффруа Мартел захватил Гильома Аквитанского в плен и держал его в заключении больше трёх лет, поскольку тот не давал согласия на передачу Сентонжа. Графу Анжуйскому вообще везло с пленными. После смерти Гильома 15 декабря 1038 года его брат Эд II, герцог Гаскони продолжил борьбу за Пуату, но не слишком успешно. В конце концов Эд Гасконский погиб во время осады Моза в 1039 году. С этого времени граф Анжуйский господствовал над Пуату до момента смерти своей супруги графини Аньес в 1052 году. В 1040 году смерть Фулька III Чёрного позволила Жоффруа стать полновластным сюзереном огромного региона, укрепленного множеством крепостей, который включал в себя: Анжу, восточную часть Турени, Вандом, Сентонж, Лудэн и часть Берри. Анжуйский дом получил в лице Жоффруа II достойного главу, который за 20 лет добился очень многого. Будучи довольно грубым, беспринципным, жестоким и физически очень сильным человеком, он оставался в то же время одним из самых культурных и образованных людей своего времени. Жоффруа плохо умел скрывать свои амбиции и был не слишком хорошим дипломатом. Зато он полностью соответствовал своему прозвищу «Молот» и крушил на своем пути всё, что мешало ему добиться желаемого. Жоффруа Мартел в союзе с королём Франции Генрихом I, который официально передал ему господство над всей Туренью, продолжил в отношении соседей — графов Блуа — политику своего отца, направленную на сокращение их влияния и вытеснению из Турени. В 1044 году в сражении под Нуи около Сен-Мартен-ле-Бо Жоффруа Мартел одержал свою решающую победу над домом Блуа. Во время битвы опять везение — был захвачен граф Блуа Тибо III, который и передал графу Анжуйскому все права на Турень. Многочисленные сторонники графов Блуа были удалены не только из Турени, но и из соседних областей. Отныне дом Блуа больше никогда не вмешивался в жизнь этого региона. Однако с этого момента Генрих I был очень обеспокоен подъёмом и укреплением графа Анжуйского и запретил ему самостоятельно предпринимать какие-либо политические действия и военные походы.
00Map_France (615x700, 504Kb)
Владения графов анжуйских на карте Франции 1030 г.
Тем не менее Жоффруа Мартел уже начал присматриваться к графству Мэн. В это время, где-то между 1045 и 1047 годами, граф Мэна Гуго IV женился на Берте, дочери графа Эда II де Блуа. А Жоффруа II совсем не желал, чтобы Мэн попал под влияние дома Блуа. Кроме того, Мэн был важным транзитным регионом, через который шли важные транспортные пути. В тот период времени графы Мэн были не слишком сильны, и Гуго IV постоянно вел локальные войны со своими вассалами, многие из которых — семьи Майенн, Шато-Гонтье, Краон, Лаваль и Витре — имели свои хорошо укреплённые замки. Среди самых влиятельных фамилий графства была семья Беллем, которая контролировала один из самых важных регионов на границе графства Мэн и Нормандии. К тому же три епископа Ле-Мана, последовательно возглавлявшие епархию с 992 по 1055 год — Сигфруа, Авегод и Жерве — являлись выходцами из семейства Беллем. И епископ Жерве, чьей резиденцией была крепость Шато-дю-Луар, совсем не разделял взглядов Жоффруа Мартела на будущее Мэна. Жоффруа II Анжуйский начал с нападения в 1047 году на Шато-дю-Луар. Он сжег часть замка, но захватить его так и не смог. Тем не менее ему опять повезло: он захватил в плен епископа Жерве и приказал бросить его в тюрьму, где продержал 7 лет, пока тот в обмен на свободу не передал Жоффруа права на Шато-дю-Луар. С этого момента у Жоффруа портятся отношения не только с королём Франции, но и со Святым престолом. В 1048 году он все-таки захватил Шато-дю-Луар, а в течение 1049 года был сам осаждён Генрихом I в крепости Сент-Мор. В том же году папа Лев IX объявил об отлучении от церкви графа Анжуйского, продолжавшего удерживать в тюрьме епископа Мена. Затем Жоффруа опять повезло — 26 марта 1051 года неожиданно умер Гуго IV, и жители Ле-Мана сдали город Жоффруа Мартелу. Это укрепило его тылы, он продолжил наступление в северо-восточном направлении и захватил крепости Домфрон и Алансон. Любое дальнейшее продвижение графа Анжуйского угрожало уже непосредственно Нормандии, и поэтому герцог Нормандии Вильгельм, будущий завоеватель Англии, был вынужден реагировать. К тому же этого от него требовала церковь, а также изгнанная из Мэна и приехавшая к нему с сыном Гербертом и дочерью Маргарет вдова Гуго IV — Берта. Да и своему сюзерену королю Франции, осадившему анжуйскую крепость Мульерн, он был обязан оказывать помощь. Вильгельм выступил против Жоффруа, и к концу 1051 года его войска захватили Алансон и Домфрон. Тем временем, после такого усиления влияния Вильгельма Нормандского, Генрих I разорвал свой союз с ним и возобновил дружбу с графом Анжу. Жоффруа, теперь уже вместе с королём Франции, ещё долго воевал против герцога Нормандского. В 1057 году он захватил Нант и вместе с войсками Генриха I вторгся в Нормандию, где в 1058 году потерпел поражение. Жоффруа Мартел умер 14 ноября 1060 года в монашеской обители Святого Николая в Анже. После развода в 1052 году со своей первой женой Агнес Бургундской Жоффруа II Мартел в том же году женился на Грейс, вдове владельца Монтрёй-Белле, с которой также развёлся, а затем, в 1060 году, — на немецкой принцессе Адельгейде. Однако он так и остался бездетным, несмотря на три брака. Ему наследовал его племянник Жоффруа III Бородатый, с которым сразу начал воевать и в 1068 году добился успеха, став графом Анжуйским, его брат Фульк IV Решен. Литература: Тейс Л. Наследие Каролингов. IX — X века / Перевод с французского Т.А.Чесноковой. — Москва: «Скарабей», 1993. — Том 2. — 272 страницы — (Новая история средневековой Франции). — 50 000 экземпляров — ISBN 5-86507-043-6; Duby G. Le monde au Moyen Age. — Paris: Quarto Gallimard, 1996. — 1523 p. — ISBN 978-2070737581; Marchegay P., Salmon A. Chroniques d’Anjou. — Cambridge: Cambridge University Press, 2010. — P. LIII—LIX. — 168 p. — ISBN 978-1108018302.

Eleonor_Vermandois (506x700, 225Kb)
1148
Элеонора де Вермандуа (французское имя - Éléonore de Vermandois)
последняя суверенная французская графиня Вермандуа и Валуа. Отец Элеоноры, сенешаль Франции Рауль I де Вермандуа был представителем боковой ветви Капетингов, внуком Генриха I и Анны Ярославны. Матерью её была Петронилла (Аликс), сестра королевы Алиеноры Аквитанской. Графиня Элеонора была замужем по меньшей мере четыре раза: около 1160 года была обвенчана с Годфри Геннегауским, графом ван Остревант (умер в 1163); до 1167 года вступает в брак с Гильомом IV, графом Неверским (умер в 1168); около 1170 года выходит замуж за Матье Эльзасского, графа Булонского (умер в 1173); около 1177 года — в браке с Матье III, графом Бомона (умер в 1208), разведены 1192. Предположительно, была также в 5-й раз замужем, за Этьеном II де Сансерр, сеньором Шатийона (умер около 1252). Несмотря на свои многочисленные браки, Элеонора де Вермандуа была бездетной. Её старшая сестра, Елизавета, была замужем за графом Фландрии Филиппом Эльзасским. После её смерти Элеонора пожелала получить причитающуюся ей часть сестринского наследства, однако граф Филипп отказал ей в этом. Тогда на стороне Элеоноры выступил молодой французский король Филипп II Август, рассчитывавший после смерти бездетной графини унаследовать все её владения. Вследствие многолетней ожесточённой борьбы победа досталась королю Франции, и согласно миру в Бове (заключён в июле 1185) Фландрия потеряла часть спорных территорий. Элеонора получила во владение нижнее Валуа и Вермандуа — правда, без кастелянств Сен-Кантен, Перонн и Гам, отошедших к графу Фландрии. После смерти графа Филиппа I (1 июня 1191 года), король Франции, согласно статьям Бовеского договора, берёт под свою опеку (фактически — во владение) Артуа. Тогда же он передаёт Элеоноре Сен-Кантен и Перонн, в оставшейся же части наследства отказывает. Согласно позднейшим урегулированиям и обменам территориями Элеонора передала королевскому домену Перонн и Амьенуа, получив взамен несколько кастелянств — Ориньи, Лассиньи и др. Будучи глубоко верующей и благочестивой правительницей, Элеонора основывает аббатство Парк-о-Дам в Крепи. Она была почитательницей поэтического искусства и была вдохновительницей клирика Рено на авторство духовного «Романа о Святой Женевьеве» (Roman de Sainte-Geneviève). Графиня Элеонора скончалась 19 июня 1213 года, не оставив наследников. Похоронена а Лонпонском аббатстве в Пикардии. В том же году король Филипп II Август окончательно присоединяет к своим владениям графства Вермандуа и Валуа. Литература: M. Prevost: Beaumont 14). В: Dictionnaire de Biographie française. Band 5 (1951), Sp. 1140; E. Lalou: Eleonore 7) . В: Lexikon des Mittelalters. Band 3 (1986), Sp. 1808f.

przemysl (548x700, 83Kb)
1257
Пшемысл II Польский (польское имя - Przemysl II, Przemyslaw II)
князь великопольский и краковский (1290—1295), король польский с 1295. Пшемысл II родился уже после смерти отца. Опеку над юным княжичем взял его дядя Болеслав Благочестивый, постепенно привлекая его к государственным делам. Так в 1272 г. шестнадцатилетний Пшемысл был назначен формальным командующим армией во время не очень удачного похода на Бранденбург. В поисках союзников для продолжения борьбы с Бранденбургом Болеслав организовал брак Пшемысла с внучкой западнопоморского князя Лудгардой. Вероятно, со временем Пшемысл стал тяготиться дядиной опекой. Сведений об открытом восстании Пшемысла против Болеслава нет, но в 1273 г. Пшемысл получил собственный удел — Познань. Будучи познанским князем, он поддерживал Генриха Честного и Владислава Опольского в борьбе против Болеслава Лысого. Пшемысл участвовал в позорной дя союзников Столецкой битве в 1277 г. В апреле 1279 г. в Калише скончался Болеслав Благочестивый, не оставивший наследников мужского пола. Он завещал Пшемыслу все свои владения, а также заботу о супруге и двух несовершеннолетних дочерях. Так в руках Пшемысла оказалась вся Великая Польша. В 1281 г. Пшемысл прибыл в Сандовель на съезд силезских князей, организованный Генрихом Честным. Тот неожиданно объявил гостей — Пшемысла, Генриха Глогувского и Генриха Легницкого — своими пленниками и потребовал выкуп. Менее чем через месяц Пшемысл получил свободу в обмен на уступку стратегически важной Велюньской земли. 15 февраля 1282 г. в Кемпно состоялась историческая встреча Пшемысла и поморского князя Мсцивоя II. Два князя признали друг друга наследниками в своих землях. Это решение было вызвано стремлением славян защититься от агрессивной политики Бранденбургской марки и Тевтонского ордена. В декабре 1283 г. в возрасте 22 или 23 лет скоропостижно скончалась первая жена Пшемысла, Лудгарда Мекленбургская. Отношения между супругами были не самыми лучшими, возможно, вследствие бесплодия Лудгарды, а потому сплетники обвиняли в ее смерти мужа. Не очень долго пробыв в трауре, Пшемысл вторично женился на шведской принцессе Рикиссе. 20 февраля 1284 г. на съезде в Серадзе Пшемысл заключил союз с краковским князем Лешеком Черным. Позже он выступал посредником в переговорах Лешека с крестоносцами. Осенью того же года вспыхнуло восстание в Калише, жители которого решили предаться Генриху Вроцлавскому. Пшемысл отстоял Калиш, но был вынужден отдать Генриху недавно построенный замок Олобок. Летом 1287 г. группа великопольских рыцарей, якобы без ведома Пшемысла, захватила Олобок.
14 октября 1257 года родился — Пшемысл II post-13108-130871453103 (700x356, 263Kb)
Но если учесть, что в это же время Генрих Вроцлавский вернул Пшемыслу Велюнь, можно предположить, что все это было платой за поддержку претензий Генриха на краковский стол. 23 ноября 1287 г. на съезде в Слупске Пшемысл, Мсцивой II Гданьский и Богуслав IV Западнопоморский заключили союз, направленный против Бранденбургской марки. Богуслав также был включен в соглашение о наследовании, заключенное между Пшемыслом и Мсцивоем в 1282 г. в Кемпно на случай отсутствия наследников у них обоих. Этот союз был подтвержден на съезде в Накло в 1291 г. В том же 1287 г. состоялся большой съезд Пястов, в котором участвовали Пшемысл, Генрих Вроцлавский, Генрих Глогувский и Лешек Черный. Долгое время считалось, что на съезде был заключен договор о взаимном наследовании владений, но более поздние исследования опровергли это предположение, хотя какие-то более частные соглашения (например между Пшемыслом и Генрихом Вроцлавским) вполне могли быть. 30 сентября 1288 г. умер бездетный князь краковский, сандомирский и серадзский Лешек Черный, после чего между Пястами вновь разгорелась борьба за сеньорат. Несмотря на то, что большие шансы на его получение были на стороне куявско-мазовецких князей, горожане Кракова остановили свой выбор на Генрихе Вроцлавском. Пшемысл неожиданно порвал договоренности с Генрихом и присоединился к куявско-мазовецкой коалиции. В результате короткой войны Краковом овладел Генрих, но вскоре он скончался, завещав сеньорат Пшемыслу. Пшемысл принял сеньорат в конце мая — начале июня 1290 г., но под его властью находился фактически лишь Краков и его окрестности. Да и там он пробыл недолго. Осенью того же года Пшемысл покинул Краков, захватив с собой регалии Болеслава Щедрого, хранившиеся в Вавеле. Вероятно уже тогда он начал подготовку к королевской коронации. В это же время претензии на Краков выдвинул Вацлав II Чешский. Понимая, что тягаться с Вацлавом в военной мощи бесполезно, Пшемысл предпочел отказаться от Малой Польши, сосредоточившись на получении королевской короны. 25 декабря 1294 г. умер Мсцивой Поморский, и Пшемысл, согласно ранее достигнутым договоренностям, унаследовал его владения в Поморье, сделав большой шаг вперед для объединения Польши и значительно укрепив свой авторитет среди Пястов. 26 июня 1295 г. в Гнезненском соборе в присутствии нескольких епископов состоялась церемония коронация Пшемысла королевской короной. Точно неизвестно, имелось ли согласие папы римского на коронацию, но все современники считали ее легитимной. Даже в чешских хрониках Пшемысл именовался "королем Калиша", несмотря на протесты, посланные Вацлавом II в папскую курию. Между тем спорным остается вопрос, насколько корректно именовать Пшемысла "королем Польши", поскольку в его руках находилась только Великая Польша и часть Поморья. Впрочем, наслаждался титулом Пшемысл недолго. Зиму 1295/1296 гг. он проводил у западных границ своих владений. Рано утром 8 февраля 1296 года на дороге близ Рогозьно на отряд короля напали неизвестные. Воспользовавшись тем, что охрана крепко спала, им удалось похитить Пшемысла. Тот, вероятно, сопротивлялся и был тяжело ранен. Понимая, что довезти короля живым до места назначения не удастся, а труп будет только мешаться в случае погони, злоумышленники бросили бездыханное тело у дороги, где его вскоре обнаружили охотившиеся рыцари. Убийцы не были пойманы, а потому их личности, а равно личности заказчиков преступления остаются предметом спора историков. Наиболее вероятной представляется версия, что инициатором убийства был Отто Бранденбургский; ему помогали представители польских дворянских семей Наленч и Заремба, имевшие личные претензии к королю. Пшемысл не имел наследников мужского пола. Великопольская ветвь Пястов на нем пресеклась, а его владения стали предметом раздора между силезской и мазовецко-куявской ветвями Пястов, а также бранденбурсгкими маркграфами.

MarieAnjou_BNF (528x700, 298Kb)
1404
Мария Анжуйская (французское имя - Marie d'Anjou)
королева Франции, жена короля Франции Карла VII (с 18 декабря 1422 года). Дочь короля Неаполя Людовика II и Иоланды Арагонской. Она родила Карлу VII четырнадцать детей: Людовик (3 июля 1423 — 30 августа 1483), будущий король Людовик XI; Радегунда (ок. 1425 — 19 марта 1444), была помолвлена с Сигизмундом Габсбургом; Жан (родился и умер 19 сентября 1426 года); Екатерина (около 1428 — 30 июля 1446), замужем за Карлом Смелым; Жак (1432— 2 марта 1437); Иоланда (23 сентября 1434 — 28 августа 1478), замужем за Амадеем Савойским; Жанна (1435 — 1482), замужем за Жаном II Добрым; Филипп (4 февраля 1436 — 11 июня 1436); Маргарита (май 1437 — 24 июля 1438); Жанна (7 сентября 1438 — 26 декабря 1446), сестра-близнец Марии; Мария (7 сентября 1438 — 14 февраля 1439), сестра-близнец Жанны; Мария (род. 1441), умерла в юности; Мадлен (1 января 1443 — 21 января 1495); Карл (28 декабря 1446 — 24 мая 1472), герцог Беррийский в 1461—1465, герцог Нормандский в 1465 — 1469, герцог Гиеньский с 1469. Умерла Мария Анжуйская в Ле-Шателье (Фомперрон) 29 ноября 1463 года. Погребена в аббатстве Сен-Дени.

Charles IV du Maine (548x700, 470Kb)
1414
Карл IV Мэнский (французское имя - Charles IV du Maine)
французский принц крови, граф Мэна (1434—1472), граф де Гиз (1444—1472), фаворит короля Карла VII. Родился в Плесси-ле-Тур. Младший сын герцога Анжуйского Людовика II и Иоланды Арагонской, дочери короля Арагона Хуана I. В 1433 году участвовал в заговоре, приведшем к падению всесильного фаворита Карла VII Жоржа де Ла Тремуйль. После этого вошёл в состав королевского совета, где долгое время играл ведущую роль. Став новым фаворитом короля, вместе с матерью и братом герцогом Рене во многом стал определять политику королевства. Важные должности получили люди, близкие к анжуйскому клану: Жан де Бёй, Артур де Ришмон, Пьер де Брезе, Жан де Дюнуа. С 1437 года участвовал в походах Карла VII против англичан. В 1440 году король назначил его губернатором Лангедока. Недовольство засильем анжуйцев вылилось в так называемую Прагерию. Крупные феодалы во главе с дофином Людовиком требовали от короля отстранения Карла Мэнского и Артура де Ришмона. Восстание потерпело неудачу, его участники были помилованы. В 1443 году женился на Изабелле Люксембургской, дочери Пьера I, графа де Сен-Поль. После этого король передал Карлу графство Гиз, отобранное им у брата Изабеллы Людовика Люксембургского. Однако вскоре Карл начал терять своё влияние. В 1445 году под влиянием фаворитки Агнессы Сорель король приблизил к себе Пьера де Брезе, а Карл Мэнский и его брат Рене Анжуйский оказались в опале. Только спустя десять лет граф Мэнский вернулся в королевский совет. Определённое влияние имел в первые годы правления Людовика XI. Однако в 1464—1465 годах во время восстания Лиги общественного блага повёл себе довольно двусмысленно. Во время битвы при Монлери оставил короля и бежал с поля боя. Несмотря на это, король доверил ему вести переговоры с восставшими феодалами. Но после того как к Лиге присоединился Жан Лотарингский, племянник Карла, тот окончательно впал в немилость. Король отобрал у него губернаторство в Лангедоке и повелел удалиться в свои земли. В Карл умер в Нёви-ле-Руа 10 апреля 1472 года.
Tombeau_de_Charles_IV_d'anjou,_comte_du_Maine (700x525, 413Kb)
Гробница Карла IV Мэнского в соборе Ле-Мана.
В 1433 году женился на Кобелле Руффо, дочери Карло Руффо, графа де Монтальдо. В браке родился сын: Жан Луи, умер в детстве. В 1443 году женился на Изабелле Люксембургской, дочери Пьера I, графа де Сен-Поль и Маргариты де Бо. Дети: Луиза (1445—1477), супруга Жака д’Арманьяк, герцога Немурского; Карл IV Анжуйский (1446—1481), граф Мэна, граф де Гиз, герцог Анжуйский и граф Прованса. Внебрачные дети: Луи де Мезье (умер в 1489); Жан, мэр Бордо; Мария.

Torquemada (604x700, 332Kb)
1420
Томас де Торквемада (испанское имя - Tomás de Torquemada, или Торкемáда)
основатель испанской инквизиции, первый великий инквизитор Испании. Отличался особой жестокостью. Был инициатором преследования мавров и евреев в Испании. Томас де Торквемада родился в городе Вальядолид, Испания. Приходился племянником кардиналу Хуану де Торквемаде, который был потомком крещённых евреев. Историк той эпохи Эрнандо дель Пульгар пишет о его дяде кардинале Хуане де Торквемада, что «его дед и бабка были из рода обращенных в нашу святую католическую веру». Отец Томaca Торквемады — также носивший имя Хуан, был служителем доминиканского ордена, принимал участие в Констанцском соборе. Получив богословское образование и отличаясь аскетическими наклонностями, Торквемада поступил в доминиканский орден, в 1459 году стал приором монастыря Санта-Крус ла Реал, одного из основных монастырей в Сеговии, а потом — духовником кастильской инфанты Изабеллы. Он способствовал её возведению на трон и заключению брака с Фердинандом Арагонским, на которого также оказывал огромное влияние. Благодаря суровому и непреклонному характеру, религиозному энтузиазму и богословской начитанности, подчинил своему влиянию даже папу. В 1478 году, по прошению Фердинанда и Изабеллы, Сикст IV основал в Испании Трибунал священной канцелярии инквизиции, а в 1483 году назначил Торквемаду великим инквизитором. Главной задачей Торквемады было религиозное и политическое объединение Испании. Для достижения этой цели он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции. В 1483 году Торквемада был назначен великим инквизитором Кастилии и Арагона, а в 1486 году — Валенсии и Каталонии. Хронист той эпохи Себастьян де Ольмедо называет его «молотом еретиков, светом Испании, спасителем своей страны, честью своего ордена». Имя Торквемады, как часть «чёрной легенды» Испании, стало нарицательным для обозначения жестокого религиозного фанатика. Изгнание евреев (1492) и мавров (1502, произошло уже после его смерти) из Испании, конфискация имущества осуждённых инквизицией. Общее количество аутодафе во время Торквемады оценивается в 2200, половина из этого числа — соломенные чучела лиц, которые умерли до ареста или были вне досягаемости для инквизиции. Чтобы предотвратить пропаганду «ереси», Торквемада, как вся Европа в то время, дал ход сожжению на кострах некатолической литературы, в основном еврейских и арабских библиотек. Хуан Антонио Льоренте, первый историк Инквизиции, утверждает, что за все время, что Торквемада возглавлял Священную Канцелярию, светскими властями на территории современной Испании были сожжены заживо 8800 человек, 6500 сожгли фигурально после их бегства или смерти и подвергнуты пыткам 27000, хотя многие историки считают эти цифры завышенными (сам Лорьенте считал эти цифры заниженными). Благодаря же деятельности Торквемады как политика стало возможным объединение королевств Кастилия и Арагон в единое королевство Испания. Впоследствии Испания стала одним из самых могущественных государств Европы, положила начало колонизации Нового Света и явилась «культурной матрицей» всей Латинской Америки. По сей день в латиноамериканских странах есть идиома, которую можно перевести как «мать-отечество». Этим словом обозначают Испанию. По словам профессора РГГУ медиевиста Н.И.Басовской: «Торквемада, великий инквизитор, видимо, он верил, что он очищает людей от грехов. Спорят, он подписал 18 тысяч приговоров или 20. Но в конце своей жизни он завёл охрану в 250 человек и плохо спал по ночам, жертвы ему грезились». Умер в Авиле 16 сентября 1498 года. В литературе: «Торквемада» — пьеса Виктора Гюго; «Торквемада» — роман американского писателя Говарда Фаста; Торквемада является прообразом Великого инквизитора в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»; Торквемада является прообразом дьякона Ворбиса из книги «Мелкие боги» Терри Пратчетта; Торквемадой называли Федора Ивановича Дежкина в романе «Белые одежды» Дудинцева В.Д.; Торквемада является прообразом Великого инквизитора в книге «Демоны в Ватикане» Александра Рудазова (используется итальянская транскрипция имени — Томмазо); «Торквемада и испанская инквизиция» — историческая хроника Рафаэля Сабатини; Торквемада — персонаж графической новеллы «Реквием рыцарь-вампир», представлен там в виде оборотня; Торквемада упоминается в книге Фрэнка Герберта «Бог-Император Дюны». Бог-Император рассказывает, что стёр всякое упоминание в истории о нём; Торквемада упоминается как один из фантомов — неприкаянных душ, в повести Бернара Вербера «Империя Ангелов»; Торквемада упоминается в повести Габриэля Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» (2004) в отношении главного корректора издательства. «…он вымарал её своим карандашом Торквемады.»; Торквемада упоминается в романе украинского писателя Романа Иванычука «Манускрипт з вулиці Руської» (1978) как автор «Кодекса инквизиции». В кино: Роль Торквемады в мини-мюзикле «Инквизиция» в комедии 1981 года «Всемирная история, часть первая» исполнил Мел Брукс; Роль Торквемады в фильме 1992 года «Христофор Колумб: Завоевание Америки» исполнил Марлон Брандо;. Торквемада — главный герой фильма «Колодец и Маятник» (Инквизитор), 1990; Имя Торквемады упоминается в сериале Хранилище 13, во 2 сезоне 9 серии, когда один человек убил другого при помощи цепи, впитавшей жестокость инквизиции и боль погибших. Эта цепь была частью одной пытательной машины, используемой для дробления костей. Торквемада является одним из персонажей 2-го сезона испанского исторического телесериала «Изабелла»; Сериал «Министерство времени», 4 серия 1 сезона; Фильм «Разрытые могилы» 2009 год; Томас де Торквемада — один из главных злодеев предстоящего фильма «Кредо убийцы», где его сыграет известный испанский актер Хавьер Гутьеррес. В музыке: Песня Tomas de Torquemada английской маткор-группы Down I Go; Песня Torquemado чешской готик-рок группы XIII. Století; Песня Torquemada 71 британской стоунер-метал группы «Electric Wizard»; Песня Witchhammer Российской рок-группы «Carlsband»; Песня «Будь что будет» коллектива «Проект увечье». Литература: Будда. Конфуций. Савонарола. Торквемада. Санкт-Петербург, 1993; История инквизиции, том 3. Москва, 1994; Ян Гус; Мартин Лютер; Жан Кальвин; Торквемада; Лойола: Биографические очерки. Москва, 1995; Сабатини Р. Торквемада и испанская инквизиция. Москва, 1999; Льоренте Х.А. История испанской инквизиции. Москва, 1999.

Alesso_Baldovinetti_selfportrait (688x700, 398Kb)
1425
Алессио (Алессо) Бальдовинетти (итальянское имя - Alessio Baldovinetti)
итальянский художник флорентийской школы, мозаист и создатель витражей эпохи раннего Возрождения. Бальдовинетти родился во Флоренции, в семье богатого купца. В 1448 году он был записан как член гильдии Святого Луки: "Алессо Бальдовинетти, художник". Алессо был последователем группы научных реалистов и натуралистов в искусстве, в которой состояли Андреа дель Кастаньо, Паоло Учелло и Доменико Венециано. Предание гласит, что он принимал участие в украшении церкви Святого Эгидия, однако никаких письменных подтверждений этому не сохранилось. Данные работы проводились в период с 1441 по 1451 годы под руководством Доменико Венециано вместе с Андреа дель Кастаньо. Однако то, что закончить серии фресок в более позднее время (1460) было поручено именно Бальдовинетти, не вызывает сомнения. В 1462 году Алессо создал большую фреску "Благовещение" в церкви Аннунциата. Сегодняшние остатки этой работы свидетельствуют о способностях художника: заметны высокая точность прорисовки деталей и успешное размещение фигур в пространстве. Всё это вполне достаточно подтверждают два отдельных утверждения Вазари о нём: что "он восторгает точностью изображения ландшафта, это можно заметить, взглянув на нарисованные им реки, мосты, скалы, растения, фрукты, дороги, поля, города и множество других вещей" и "что он был заядлым экпериментатором в технических вопросах". В 1463 году он набросал этюд для фрески «Рождество», которая была выполнена Джулиано да Майано в виде интарсии в ризнице собора Санта-Мария-дель-Фьоре и сохранилась до наших дней. 1466 годом датируется работа «Четыре евангелиста и четыре Отца Церкви» вместе с «Благовещением» на продолговатой панели, до сих пор украшающая Португальскую капеллу в базилике Сан-Миниато-аль-Монте (Вазари ошибочно приписывает её Пьеро дель Поллайоло). Фреска, изображающая распятого Христа между ангелами, находится в часовне Ручеллаи и относится к 1467 году. В 1471 году Бальдовинетти взялся за серьёзную работу в церкви Санта-Тринита, порученную ему Бонджанни Джанфильяцци: во-первых, это был запрестольный образ с изображением Мадонны и Младенца с шестью святыми, законченный им в 1472 году; затем последовала серия фресок на тему Ветхового Завета, которую, согласно договорённостям, мастер должен был завершить в течение пяти лет, однако это произошло лишь через шестнадцать лет. В 1497 году готовые серии фресок, где были изображены многие видные граждане Флоренции, были оценены в тысячу золотых флоринов комиссией, состоявшей из Козимо Росселли, Беноццо Гоццоли, Перуджино и Филиппино Липпи; ныне во фресках недостаёт лишь некоторых повреждённых фрагментов. Между тем, Алессо был больше занят другими техническими стремлениями и исследованиями, не связанными с живописью. Современники считали его единственным, кто смог заново открыть и полностью осмыслить надолго забытое мозаичное искусство; с 1481 по 1483 годы Бальдовинетти занимался восстановлением мозаики над дверью церкви Сан-Миниато, а также некоторых мозаик снаружи и внутри баптистерия и собора. Он умер во Флоренции в госпитале Святого Павла 29 августа 1499 года, и был похоронен в базилике Сан-Лоренцо. Учитель Бальдовинетти не известен. Его стиль похож на школу Доменико Венециано и Фра Анджелико. Одним из его учеников стал Доменико Гирландайо. Лучшие работы: фреска «Рождество» 1460—1462, церковь Сантиссима-Аннунциата, Флоренция; Мадонна с ребёнком, приблизительно 1470, Лувр, Париж; Благовещение, приблизительно 1470, галерея Уффици, Флоренция. Галерея: Благовещение. Около 1470. Уффици. Флоренция; Мадонна с ребёнком. Около 1470. Лувр. Париж; Портрет дамы в жёлтом. Около 1470. Национальная Галерея. Лондон; Рождество. 1460-1462. Церковь Сантиссима Аннунциата. Флоренция.

Conrad.Peutinger (521x700, 375Kb)
1465
Конрад Пейтингер (Пойтингер; немецкое имя - Konrad Peutinger)
немецкий гуманист, историограф. Родился в Аугсбурге, Бавария. Был патрицием, принадлежал к лидерам интенсивной культурной жизни этого большого имперского города. Пейтингер разделял патриотические планы Цельтиса по освещению истории Германии и выступал за сильную центральную власть в империи, за её опору на города с олигархическими республиканскими режимами. Славился как собиратель богатейшей коллекции рукописей, монет, медалей, ваз, статуй и других памятников древности. Он опубликовал ценный для её изучения эпиграфический материал и издал важный топографический источник — римскую карту дорог, найденную Конрадом Цельтисом. Он интересовался жизнью древних германцев и их судьбами, опубликовал также «Историю готов» Иордана и «Историю лангобардов» Павла Диакона. Его собственный основной исторический труд освещал развитие императорской власти от Цезаря до византийцев, а во второй, «немецкой» части — от Карла Великого до современности. Пейтингер внёс важный вклад в развитие немецкого гуманизма не только как историк. Видный юрист, выпускник Буржского университета, возглавлявший канцелярию магистрата Аугсбурга, систематически выполнявший также поручения императора, он был хорошо знаком с проблемами экономики своего времени и стал крупнейшим в Германии выразителем новых идей о свободе торговли, о связанных с ней новых принципах хозяйственной этики. Умер в родном городе 28 декабря 1547 Литература: Вайнштейн О.Л., Западноевропейская средневековая историография, Москва— Ленинград, 1964; Thoneick А. С., Peutinger..., Münster, 1971.года. Библиография: История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / под редакцией Л.М.Брагиной. Москва: Высшая школа, 2001.

MarieBrandKulmPfalz (666x700, 266Kb)
1519
Мария Бранденбург-Кульмбахская (немецкое имя - Marie von Brandenburg-Kulmbach)
принцесса Бранденбург-Кульмбахская, в замужестве курфюрстина Пфальцская. Родилась в Ансбахе. Мария — старший ребёнок в семье маркграфа Казимира Бранденбург-Кульмбахского и его супруги Сусанны Баварской, дочери герцога Альбрехта IV. После смерти отца Мария воспитывалась дядей Георгом в лютеранской вере. 21 октября 1537 года Мария вышла замуж в Кройцнахе за будущего курфюрста Фридриха III Пфальцского. Брак был счастливым, Марию описывали как умную и благочестивую женщину, которая повлияла на религиозные взгляды своего мужа-католика. В 1546 году Фридрих перешёл в лютеранство и управлял франконскими землями за шурина Альбрехта Алкивиада. Семья испытывала финансовые трудности, и Мария несколько раз обращалась за помощью к дяде Альбрехту Прусскому. После смерти отчима Марии бездетного курфюрста Отто Генриха в 1559 году её муж пришёл к власти в Пфальце и получил титул курфюрста. Как курфюрстина, Мария вникала в государственные дела, хотя Фридрих и не терпел такого вмешательства. Её влияние на мужа ограничивалось вопросами религии, как верная лютеранка Мария являлась решительной противницей цвинглианцев. Последние годы жизни страдавшая подагрой Мария Бранденбург-Кульмбахская была прикована к постели. Умерла в Гейдельберге 31 октября 1567 года. Похоронена в церкви Святого Духа в Гейдельберге. В браке с Фридрихом III Пфальцским родились: Альберта (1538—1553); Людвиг VI (1539—1583), курфюрст Пфальца; женат с 1560 на Елизавете Гессенской (1539—1582), затем — на Анне Кирксена; Елизавета (1540—1594), замужем за Иоганном Фридрихом II Саксонским; Герман Людвиг (1541—1556); Иоганн Казимир (1543—1592), женат на Елизавете Саксонской (1552—1590); Доротея Сусанна (1544—1592), замужем за Иоганном Вильгельмом (1530—1573), герцогом Саксен-Веймарским; Альбрехт (1546—1547); Анна Елизавета (1549—1609), замужем за Филиппом II (1541—1583), ландграфом Гессен-Рейнфельса, затем за Иоганном Августом (нем.)русск. (1575—1611), пфальцграфом Лютцельштейна; Кристоф (1551—1574), погиб в битве при Моке; Карл (1552—1555); Кунигунда Якобея (1556—1586), с 1580 замужем за Иоганном VI (1536—1606), графом Нассау-Дилленбурга. Литература: August Kluckhohn (Hrsg.): Briefe Friedrich des Frommen, Kurfürsten von der Pfalz, C.A. Schwetschke und Sohn, 1868, S. 38 ff; August Kluckhohn: Wie ist Kurfürst Friedrich III von der Pfalz Calvinist geworden?, F. Straub, 1866, S. 427 f.

 (488x699, 110Kb)
1533
Анна Мекленбург-Гюстровская (немецкое имя - Anna von Mecklenburg-Güstrow)
жена Готхарда фон Кетлера, герцога Курляндии, мать правителей Курляндии, герцогов Фридриха и Вильгельма Кетлеров. Родилась в Висмаре. Родителями Анны были герцог Альбрехт VII Мекленбургский Красивый (1488—1547) и маркграфиня Анна Бранденбургская (1507—1567). В 33 года 12 марта 1566 года вышла замуж в Кенигсберге за герцога Курляндии Готтгарда фон Кеттлера. Умерла в Шверине 14 июля 1602, а похоронена была в Митаве. Родители Анны нисколько не благоприятствовали её браку с Готхардом фон Кеттлером, зато браку способствовали польский король и прусский герцог. Анна стала первой в истории Ливонии женщиной, происхождение и судьба которой достоверно известны.

Akbar1 (525x700, 312Kb)
1542
Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар (более известный как Акбар Великий; имя на урду - جلال الدین اکبر; арабское имя - جلال الدين أبو الفتح محمد أكبر‎, имя на хинди - जलालुद्दीन मुहम्मद अकबर)
третий падишах Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии. Акбар Великий родился в раджпутской крепости Умеркот, в Синде (ныне провинция Пакистана). Его отцом был падишах Хумаюн, а матерью — Хамида Бану Бегум, дочь шиитского шейха Али Акбара Джами. После взятия Кабула Хумаюном Акбару дали новое имя Джалалуддин Мухаммад Хумаюн. После поражений от Шер-шаха при Чауса (1539) и под Канауджем (1540) Хумаюн оставил Дели и бежал ко двору сефевидского шаха. В ноябре 1551 г. в Джаландхаре Акбар женился на своей двоюродной сестре Рукийа Султан-бегум. Принцесса Рукийа была единственной дочерью его дяди Мухаммада Хиндал-мирзы и стала его первой и главной женой. После смерти сына Шер-шаха, Ислам-шаха, Хумаюну удалось отвоевать в 1555 году Дели. Несколько месяцев спустя, Хумаюн умер и опекуну Акбара, Байрам-хану пришлось скрывать смерть падишаха для того, чтобы подготовиться к возведению на трон Акбара. 14 февраля 1556 г. 13-летний Акбар был провозглашен шахиншахом (персидское название - «Царь царей»). До достижения Акбаром совершеннолетия страной правил регент Байрам-хан. Взойдя в 1556 году на трон, через четыре года Акбар изгнал Байрам-хана и подавил ряд мятежей (в частности Баз Бахадура в Мальве), в том числе с участием своего брата Хакима в 1579 году. В ноябре 1556 года он нанёс поражение индуистскому падишаху Хему во второй битве при Панипате. Акбару потребовалось почти два десятилетия для того, чтобы укрепить свою власть и подчинить непокорных правителей Северной и Центральной Индии (Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия и Кашмир). Для укрепления своего положения Акбар женился на принцессе раджпутов. Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур, способствовал развитию торговли. В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ. Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов (мансабов), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме)[12]. Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.
AbulFazlPresentingAkbarnama (396x700, 431Kb)
Абу-л Фазл преподносит падишаху Акбару книгу «Акбарнаме». Миниатюра. «Акбарнаме» 1596—1597 гг. Библиотека Честер Битти, Дублин
Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры. Исходя из принципа веротерпимости, он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников, придерживавшихся разных вероисповеданий. В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри — «города Победы». Ближайшими сподвижниками Акбара были способные и образованные визири: мусульманин Абу-л Фазл (1551—1602), говоривший на многих языках и оставивший исторические записки о правлении падишаха «Акбарнаме», а также индус-брахман Бирбал (1528—1586), мудрые поступки и афоризмы которого запечатлелись в сборниках народных анекдотов, ставших неотъемлемой частью индийского фольклора. Сам Акбар перевёл несколько произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский. В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали Родольфо Аквавива, Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры. Акбар выделял земли и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов в Северной и Центральной Индии, а также христианских церквей в Гоа. С 1582 года он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), разработанное вместе с Абу-л Фазлом и представлявшее собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум» и «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор». В 1580—1582 годах вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Как итог борьбы звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами». Последние годы его жизни были омрачены придворными интригами и заговорщической деятельностью сына Салима. Умер Акбар в 1605 году, престол унаследовал Салим под именем Джахангира. Акбар ввёл так называемую эру Фазли — одну из последних исторических эр в Индии. Она использовалась только в официальных документах. Началом эры является 10 сентября 1550 года. Акбар был очень искусным полководцем, за что его сравнивали с Александром Македонским. За его непобедимость на полях сражений ему был присвоен эпитет «Великий». Система рангов (мансабов), введённая Акбаром, усилила контроль за армией и сохранялась с некоторыми изменениями до конца существования империи. В армии моголов появились пушки, фортификационные сооружения и боевые слоны. Акбар проявлял интерес к мушкетам и использовал их во время различных конфликтов. Для приобретения огнестрельного оружия и артиллерии он обращался за помощью к османским султанам и европейцам, особенно португальцам и итальянцам. По количеству огнестрельного оружия армия Акбара превосходила армии соседних государств, в результате чего термин «империя огнестрельного оружия» часто используется учеными и историками в отношении империи Великих Моголов в Индии. В первые же годы своего правления Акбар провел налоговую реформу, установил для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков. Теперь крестьяне отдавали налог прямо государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. В центральной части страны Акбар перевел крестьян с натурального налога на денежный, но от этого их положение лишь ухудшилось, так как цены на продовольствие были низкие и крестьянам всё равно пришлось бы обращаться к ростовщикам.
Silver_Rupee_Akbar (700x356, 226Kb)
Серебряная монета Акбара с шахадой
К началу царствования Акбара владения Великих Моголов включали лишь область вокруг Агры и Дели, восточную часть Пенджаба и район Кабула в Афганистане. К началу XVII века они охватывали всю Северную Индию и некоторые другие области. Большая часть завоеваний была произведена в первую половину царствования Акбара. Были завоеваны султанаты в Мальве и Гуджарате, мусульманские государства в Бенгалии, Синде и Кашмире. Были присоединены и раджпутские княжества, вассальную зависимость которых Акбар упрочил, пригласив их правителей и знать на свою службу. У персов был отвоеван Кандагар, и, таким образом, весь Восточный Афганистан оказался под властью Моголов. Акбар отнял у деканского султаната Ахмаднагар северную часть владений и положил конец независимому государству в Ориссе, существовавшему почти непрерывно в течение более полутора тысяч лет благодаря относительной географической изоляции. Особенно большое значение имело присоединение Гуджаратского султаната в Бенгалии, богатых, отличавшихся развитым ремесленным производством областей, ведших оживленную морскую торговлю. К началу правлени Акбара португальцы создали несколько крепостей и заводов на западном побережье Индийского субконтинента. Они контролировали в этом регионе морскую навигацию и торговлю. В результате торговля стала зависеть от Португалии, что вызывало возмущение правителей и торговцев. В 1572 году империя Великих Моголов нашла выход к морю. Акбар чувствуя угрозу, исходящую от португальцев, остался доволен получением картаза (разрешения) для плавания в Персидском заливе. Во время осады Сурата в 1572 году, португальцы, видя силу армии Великих Моголов, решили принять дипломатические меры. По просьбе Акбара они отправили его посла для установления дружеских отношений. Из-за неудачной попытки Акбара приобрести у португальцев артиллерийские орудия он не смог качественно вооружить свой флот. Акбар признал власть португальцев в Индийском океане и вынужден был просить у них разрешения перед любым выходом корабля из порта, в том числе и для совершения паломничества в Мекку. В 1555 году, когда Акбар был ещё ребёнком, османский адмирал Сейди Али-реис посетил империю Великих Моголов. Позже в 1569 году другой османской адмирал Куртоглу Хизир-реис прибыл на берега Империи Великих Моголов. Эти адмиралы стремились положить конец гегемонии Португальской империи в Индийском океане. Во время правления Акбара он направил шесть писем султану Сулейману Великолепному. В 1576 году Акбар послал большую группу паломников во главе с Яхьёй Салехом с 600 000 золотыми и серебряными монетами, 12 000 кафтанами и крупной партией риса. В октябре 1576 года Акбар направил в Мекку делегацию, в числе которой были члены его семьи. Два корабля с паломниками из Сурат достигли порта Джидда в 1577 году. В период с 1577 по 1580, год было отправлено ещё четыре каравана с изысканными подарками для властей Мекки и Медины. Моголы оставались в Хиджазе в течение почти четырёх лет, и четырежды приняли участие в хадже. Помими этого, Акбар финансировал хадж бедных мусульман-дервишей суфийского тариката Кадырия. Возвратиться обратно в Сурат Моголам помогал османский паша в Джидде. В результате попыток Акбара установить присутствие Моголов в Хиджазе, местные шерифы могли быть уверены в финансовой поддержке со стороны Империи Великих Моголов и меньше зависеть от Османской империи.
Abbas_II_of_Persia_and_the_Mughal_ambassador (700x516, 601Kb)
Аббас II принимает послов Империи Великих Моголов
Сефевиды и Моголы имели долгую историю дипломатических отношений. Сефевидский правитель Тахмасп I дал убежище Хумаюну, когда тот был вынужден был бежать из Индии под натиском Шер-шаха. В XVI и XVII веках Сефевиды и Османы вели борьбу за власть в Азии. Сефевиды отличались от Моголов и Османов тем, что они следовали шиитскому течению ислама, а Моголы и Османы — суннитскому. Сефевиды и Моголы боролись за контроль над городом Кандагар в Гиндукуше. Гиндукуш находился на границе между двумя империями и играл важную стратегическую роль. В течение первых двух десятилетий правления Акбара отношения между двумя империями были тёплыми, однако после смерти Тахмаспа в 1576 году в империи Сефивидов началась гражданская война и дипломатические отношения между двумя империями прекратились. Отношения были восстановлены через десять лет, когда на престол взошёл шах Аббас. После этого Акбар завершил захват Кабула и для укрепления северо-западных границ империи направил войска на Кандагар. 18 апреля 1595 года Кандагар сдался без сопротивления, а его правитель Музаффар Хусейн переехал в дворец Акбара. Кандагар продолжал оставаться под властью Великих Моголов на протяжении нескольких десятилетий, пока в 1646 году его не захватил Шах-Джахан. Дипломатические отношения между Сефевидами и Моголами продолжались до конца правления Акбара.
Jodhbai (525x700, 278Kb)
Мариам уз-Замани-бегум Сахиба — одна из жён Акбара, мать падишаха Джахангира.
От 30 жён и множества наложниц у падишаха Акбара родилось шесть сыновей и шесть дочерей, половина из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве: (с 1552) Шахзади Рукийа Султан-бегум Сахиба (1542—1626), главная жена падишаха, дочь шахзаде Мухаммада Хиндал-мирзы; наложница Биби Арам Бахш; шахзаде Хасан-мирза (1564—1564); шахзаде Хусайн-мирза (1564—1564); (с 1562) Мариам уз-Замани-бегум Сахиба (ум. 1623), урождённая Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай), дочь раджи Дхундхара Бхармала, главная жена падишаха; падишах Нурад-дин Мухаммад Джахангир (1569—1627); шахзаде Султан Даниал-мирза (1572—1604), субадар Берара (1599—1604) и Хандеша (1601—1604), умер от белой горячки; жена Биби Салима Султан (умерла в 1599); шахзаде Султан Мурад-мирза (1570—1599), субадар Берара (1596—1599), умер от пьянства; шахзаде Султан Хушру-мирза. 3 октября 1605 года Акбар заболел дизентерией, от которой он не смог излечиться. 26 октября 1605 года Акбар умер в Фатехпур-Сикри. Его тело было погребено в мавзолее в местечке Сикандра (город Агра). Через 70 лет после смерти Акбара Великого, в 1691 году, восставшие против Великих Моголов джаты ограбили могилу и разрушили мавзолей, построенный над ней. Останки самого Акбара были сожжены.
Akbars_Tomb (700x466, 357Kb)
Мавзолей Акбара в Сикандре (Агра).
Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство. В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Он также представил несколько дальновидных социальных реформ, в том числе запрет сати, легализацию повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак. Журнал «Time» включил его имя в свой список «Топ 25 мировых лидеров». Акбар в культуре: В литературе: Салман Рушди «Флорентийская чародейка» / «The Enchantress of Florence» (2008, рус. перевод 2009ISBN 978-5-367-01063-3); Алекс Ратфорд «Владыка мира»/ «Ruler of the World» (2011); Денис Гербер «Ангел, стоящий на солнце» (ISBN 978-5-4483-3385-9); Шри Чинмой «Могольские императоры»/ Sri Chinmoy «The Moghul Emperors», (2000), ISBN 978-966-427-044-8) (русский перевод). В кинематографе: Великий Могол (1960); Джодха и Акбар (2008); Джодха и Акбар: История Великой любви (сериал) (2013). В компьютерных играх: В Age of Empires III: The Asian Dynasties Акбар представлен как лидер играбельной цивилизации Индии; В Sid Meier’s Civilization V представлен как один из Великих Генералов. Литература: Алаев, Л.Б. Средневековая Индия. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. — 304 страницы — («Востоковедение: учебные пособия и материалы»). — ISBN 5-89329-590-0; Антонова К.А., Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времён Акбара (1556—1605), Москва, 1952; Б. Гаскойн. Великие моголы. Москва, 2003; Smith V. А., Akbar, the Great Mogul, Oxford, 1917; Athar Ali, M. Mughal India: Studies in Polity, Ideas, Society and Culture. — Oxford University Press, 2006. — 406 p. — ISBN 978-0-19-569661-5; Chandra,Satish. History of Medieval India: 800-1700. — New Delhi: Orient Longman, 2007. — 418 p. — ISBN 978-81-250-3226-7; Habib, Irfan. Akbar and His India. — Oxford University Press, 1997. — 315 p. — ISBN 978-0-19-563791-5; Majumdar, Ramesh Chandra. The History and Culture of the Indian People. — Bharatiya Vidya Bhavan, 1984. — Vol. Volume 7: The Mughal Empire; Moosvi, Shireen. People, Taxation and Trade in Mughal India. — Oxford University Press, 2008. — 304 p. — ISBN 9780195693157. Smith, Vincent A. The Oxford History of India. — Oxford University Press, 2002. — 964 p. — ISBN 978-0195612974.

Jodocus_Hondius (584x700, 518Kb)
1563
Йодокус Хондиус (латинское имя - Jodocus Hondius, Judocus Hondius; или Йоссе де Хондт; нидерландское имя - Josse de Hondt)
фламандский картограф и издатель атласов и карт. Хондиус родился в семье Оливье де Хондта и Петронеллы д’Хавертун в местечке Ваккен во Фландрии. Его семья переехала в Гент, и в возрасте восьми лет Йодокус был отдан в ученики граверу. В 1584 г. он бежал в Лондон, спасаясь от бушевавшей в Нидерландах восьмидесятилетней войны. В Лондоне он учился у Ричарда Хаклюйта и Эдварда Райта. В 1593 году перебрался в Амстердам, где стал специализироваться на производстве карт и глобусов. Два глобуса Хондиуса увековечены на полотнах Яна Вермеера «Астроном» и «Географ». В 1600 году Хондиус изготовил небесный глобус с двенадцатью новыми созвездиями южного полушария, открытыми голландским штурманом Питером Дирксзуном Кейзером. В 1604 году Хондиус купил печатные формы всемирного атласа Меркатора, популярность которого падала по сравнению с Theatrum Orbis Terrarum Абрахама Ортелия. Хондиус добавил к атласу около сорока собственных карт и опубликовал расширенное издание в 1606 году под авторством Меркатора, а себя указал в качестве издателя. Это атлас неоднократно переиздавался и сегодня известен как «Атлас Меркатора-Хондиуса».
Leo_Belgicus (700x538, 465Kb)
Leo Belgicus, карта Нидерландов Хондиуса, 1611.
Умер в Амстердаме 12 февраля 1612 года. Незадолго до смерти Хондиуса, голландский издатель Ян Янссон женился на его дочери Элизабет. В 1612 году после его смерти руководство издательством перешло к его вдове и сыновьям. С 1633 года Янссон стал выступатъ в качестве делового партнера и издателя дальнейших публикаций атласа. Атлас переиздавался около пятидесяти раз и был переведён на многие европейские языки. В исламском мире атлас был частично переведён турецким ученым Кятибом Челеби. В 1629 году печатные формы Йодокуса Хондиуса были куплены Виллемом Блау и составили основу его атласа. В фильме «Морской ястреб» роль Йодокуса Хондиуса играет Алекс Крэйг.


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку