-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108786
Комментариев: 6801
Написано: 117258


2 августа родились...

Пятница, 02 Августа 2019 г. 07:45 + в цитатник
Rómulo_Gallegos_1940s (580x700, 441Kb)
1884
Ромуло Анхель дель Монте Кармело Гальегос Фрейре (испанское имя - Rómulo Ángel del Monte Carmelo Gallegos Freire)
президент Венесуэлы в 1948 году, писатель, журналист. Родился в Каракасе, в небогатой семье. В 1903 г. начал трудовую деятельность, работу учителем совмещал с творчеством писателя и журналиста. Один из основателей политической партии «Демократическое действие». При Висенте Гомесе в 1929 занимал пост сенатора. После опубликования романа «Донья Барбара» (1929), содержавшего критику диктаторы Гомеса, был вынужден покинуть страну и отправился в добровольное изгнание в Испанию, где прожил до смерти диктатора в 1935. В 1935 году вернулся на родину, в 1936 г. непродолжительное время занимал пост министра образования. В 1937 г. был избран в Национальный конгресс, в 1940—1941 гг. занимал пост мэра Каракаса. В 1947 г. на первых демократических всеобщих выборах в Венесуэле (февраль 1948) был избран на пост президента страны. Однако его либеральная политика не устраивала консервативные круги, и в ноябре того же года в результате бескровного государственного переворота он был смещен с поста министром обороны Дельгадо Чальбо. Гальегос удалился в изгнание на Кубу, а затем в Мексику и вернулся на родину только через десять лет. В 1960—1963 гг. являлся комиссаром Межамериканской комиссии по правам человека и ее первым президентом (1960). Литературную деятельность Гальегос начал с рассказов, которые публиковал с 1909. В 1920 выпустил первый роман «Рейнальдо Соляр» (Reinaldo Solar); за ним последовали романы «Вьюнок» (La Trepadora, 1925), «Донья Барбара» (Doñ La Barbara, 1929), «Кантакларо» (Cantaclaro, 1934), «Канайма» (Canaima, 1935), «Бедный негр» (Pobre negro, 1937), «На той же земле» (Sobre la misma tierra, 1943), «Земля под ногами» (La tierra bajo los pies, опубликован в 1971). Действие самого известного романа писателя, Донья Барбара, происходит на фоне дикой венесуэльской природы и строится на конфликте варварства и цивилизации. Символические герои романа нежизненны, поскольку напрямую отражают авторские идеи. В полной мере художественный талант Гальегоса проявился в романе Кантакларо. Роман повествует об эпических странствиях и приключениях главного героя, бродячего певца. Умер Гальегос в Каракасе 4 апреля 1969 года. В 1964 учреждена Премия Ромуло Гальегоса за роман, ставшая впоследствии одной из наиболее авторитетных литературных наград в испаноязычном мире.

Claire_Dux_03 (514x700, 287Kb)
1885
Клер Дукс (Claire Dux)
польская артистка оперы (лирическое сопрано). Родилась в городе Виткович. Пению обучалась в Берлине у А.Депре и в Милане у Т.Аркель. Дебютировала в 1906 на оперной сцене в Кельне, где пела до 1911. В 1911-1918 выступала в Берлинской государственной опере. В 1913 гастролировала в Лондоне, в 1918-1923- в Стокгольме, в 1921-1923- в Чикаго. С 1923 Дукс выступала как концертная певица. Обладала голосом красивого тембра, отточенной вокальной техникой. Считалась одной из лучших исполнительниц ведущих партий в операх Моцарта и Вагнера. Партии: Софи ("Кавалер роз" Р.Штрауса), Недда ("Паяцы"), Марта (оперная постановка Флотова) и др. Умерла в Чикаго 8 октября 1967 года.

Саенко (458x700, 303Kb)
1886
Степан Афанасьевич Саенко
чекист, комендант концлагеря Харьковской ЧК по адресу улица Чайковская, 16 (1919 год). Активный проводник «Красного террора». С 1924 года до пенсии — директор предприятий в Харькове. Родился в Полтаве, в рабочей семье. Его основной профессией было столярное дело, которым он начал заниматься с 1898 года. С 12 лет работал на железной дороге в Харькове. По некоторой информации отбывал срок на каторге за уголовные дела. Весной 1915 года был арестован по обвинению в дезертирстве и отправлен на фронт, откуда в феврале 1917 бежал в Харьков. 27 марта 1917 года вступает в РСДРП. По заданию горкома партии формирует отряд Красной гвардии в Ивановском районе, которым командует в октябрьские дни 1917 года. Весной 1918 года Саенко с мандатом особоуполномоченного ВЧК прибыл в Беленихино во главе 3 Тверского отряда особого назначения. Станция Беленихино в то время была пограничной и прифронтовой, через неё проходила демаркационная линия между Россией и Украиной. На Саенко возлагалась обязанность обеспечивать работу пограничного кордона. В июле 1918 года он становится и комендантом станции. В декабре 1918 приказом наркомвнудела Украинской ССР Е.Бош был назначен военным комендантом Белгорода, — начальником местной милиции в это время был его брат Владимир, летом 1919 повешенный белогвардейцами. Затем был заместителем коменданта Харькова П.Кина. В 1919 году занимает пост командира комендантского взвода Харьковской ЧК, затем Отряда особого назначения, помощника начальника уголовного розыска Харьковского губисполкома. Именно в это время он совершает большинство приписываемых ему злодеяний, в том числе расстрел Епископа Никодима. Как писал Велимир Хлебников «Специальность харьковского ЧК, где действовал Саенко, было, например, скальпирование и снимание перчатки с кистей рук» или «Тот город славился именем Саенки. Про него рассказывали, что он говорил, что из всех яблок он любит только глазные…». После отступления красных из Харькова, Саенко был назначен 5 августа помощником коменданта города Сумы. Его брат — В.А.Саенко был начальником Белгородской уездной милиции, летом 1919 года повешен белыми. С 1920 года Степан Саенко — верховный следователь наркомата юстиции, спустя ещё год работал заместителем начальника Харьковского уголовного розыска. С бандитами и ворами он разбирался без суда и следствия, поэтому воровской мир его очень боялся. Бывший сотрудник угрозыска Харькова вспоминал: «…Собрали сход и решили Саенко убрать. Четверо вооружённых бандитов поджидали его летним вечером на Клочковской, где в доме № 81 Саенко прожил большую часть жизни. Когда из темноты на Саенко двинулись грозные фигуры, то он, не раздумывая долго, начал стрелять. Четыре трупа оставил Саенко на улице, а сам вышел из передряги невредимым». В 1924 году Саенко покидает силовые структуры и становится сперва директором завода «Красный октябрь» (Харьковский машиностроительный завод), а затем фабрики «Красная нить». Он так же является членом бюро Дзержинского райкома. В 1927 году коллегией Украинского ГПУ был награждён грамотой и именным оружием. В начале 1930-х годов, после окончания краткосрочных юридических курсов его назначают государственным, а после и главным государственным арбитром при Харьковском облисполкоме. В 1938 году в Дзержинский райком партии поступает донос на Саенко, но на заседании райкома анонимку расценили как провокацию и клевету и Саенко «вышел сухим из воды», — версия, что его все таки пытались арестовать, изложена ниже. По утверждениям В.Батшева, с 1942 по 1943 год во время немецкой оккупации успешно руководил подпольем Харькова. Численность группировки колебалась от 50 до 400 человек. Однако, по документальным данным Э.Зуба, Саенко в период войны был в эвакуации. Выходит на пенсию в 1948 году, тогда же за особые заслуги перед Советской властью награждён орденом Ленина. На пенсии Саенко выращивает цветы и воспитывает молодёжь, являясь персональным пенсионером союзного значения. Неоднократно избирается членом Харьковского горкома КПУ, Харьковского горсовета. Степан Саенко скончался в Харькове 17 августа 1973 года. «Группа товарищей» составила некролог: «Саенко — борец за установление Советской власти, отдавал работе всю свою кипучую энергию и организаторские способности. Светлая память о нем навсегда останется в сердцах всех, кто знал его и работал вместе с ним». Похоронен С.А.Саенко на 2-м городском кладбище Харькова, могила № 54. Надпись на могиле: «Спи спокойно, дорогой Стёпочка»" Существует легендарная версия успешного сопротивления Саенко аресту в 1938 году. Бывший заведующий советским отделом Харьковского исторического музея рассказывает: «В 1938 г., когда подавляющая часть старых чекистов уже была репрессирована, подошла очередь и Степана Саенко. Пришли за ним, как водится, ночью. „Воронок“, обогнув новое здание Госпрома, нырнул вниз по спуску Пассионарии к Клочковской, при выезде на улицу — поворот налево, за трёхэтажным доходным домом во дворе жил Саенко. Они ехали уверенно и привычно, зная, что неожиданность и страх сделают своё дело, что жертва сопротивляться не станет. Но в данном случае ошиблись: Саенко ждал их прихода и встретил на пороге с гранатой в руке. „Вы меня знаете, — тихо сказал с угрозой, — всех подорву“. И дрогнули соколы-энкаведисты, отступили, оправдывая трусость тем, что завтра возьмут старика днём. Однако днём ситуация изменилась. Все исполнители и организаторы ареста Саенко сами были арестованы». Александр Солженицын с горечью отмечал, что только «…редкие умницы и смельчаки соображают мгновенно» («Архипелаг ГУЛАГ») и успевают подготовиться к аресту, и совсем редчайшие случаи, когда жертва даёт отпор. Видимо, к таким смельчакам придётся отнести и Степана Саенко. Постоянная готовность к отпору была его характерной чертой. И ещё один момент. В считанные часы Саенко сумел найти такие связи, такие рычаги, которые, начав действовать, коренным образом изменили ситуацию. Имеется предположение, которое со временем может стать фактом, что существовала группа людей, занимавших значительные посты в руководстве страны, партии, карательных органах, армии, которые были объединены некоей общностью вне рамок устава Коммунистической партии или ведомственных интересов. Условно их можно назвать внутренней ЧК, фактически это братство, почти масонского толка. Отдельные его звенья прочно смыкались в единую цепь, опутавшую всю страну. Одно из звеньев было и в Харькове. К нему принадлежал и Саенко. Конечно, это не нашло отражения в фактах его биографии.
Велимир Хлебников писал о Саенко в «Председателе чеки»:
Тот город славился именем Саенки
Про него рассказывали, что он говорил,
Что из всех яблок он любит только глазные.
«И заказные», — добавлял, улыбаясь в усы.
Дом чеки стоял на высоком утесе из глины,
На берегу глубокого оврага,
И задними окнами повернут к обрыву.
Оттуда не доносилось стонов.
Мертвых выбрасывали из окон в обрыв.
Китайцы у готовых могил хоронили их.
Действительно, здание Чрезвычайной комиссии находилось на улице Сумской, а концлагерь, коллективные захоронения убитых проходили на улице Чайковской, берущей начало от Пушкинской.
Также Саенко упоминается во второй книге «Хождение по мукам» Алексея Толстого: «Несомненно, что приезд Махно произвел впечатление на тосковавших в московских кофейнях анархистов. Махно был человек дела, и притом решительный. Было надумано — ехать Нестору Ивановичу в Киев и перестрелять гетмана Скоропадского и его генералов. Вдвоем с подручным анархистом Махно перешел в Беленихине украинскую границу, обманув бдительность сидевшего там на путях страшного комиссара Саенко. Переоделся офицером, но в Киев ехать раздумал: в нос ему ударил вольный ветер степей, и не по вкусу показалась конспиративная работа. Он махнул прямо в Гуляй-Поле. В родном селе он собрал пятерку надежных ребят. С топорами, ножами и обрезами засел в овраге близ экономии помещика Резникова, ночью пробрался в дом и вырезал без особого шума помещика с тремя братьями, служившими в державной варте. Дом поджег. На этом деле он добыл семь винтовок, револьвер, лошадей, седла и несколько полицейских мундиров.»
Также Саенко упоминается у Аркадия Аверченко в рассказе «Перед лицом смерти»: «Сегодня расстрелял 85 человек. Как жить приятно и легко!» Такими внутренними эмоциями своими делился с очередной партией обреченных жертв знаменитый садист Саенко.
Также Саенко упоминается в дневнике поэтессы Ирины Кнорринг «Повесть из собственной жизни» (в 1919 году её семья жила в Харькове по адресу Чайковская, 16):
«29 апреля 1919 года
Новость № 1: нас выселяют из дома. Будет в нашем доме карательный отряд. Может быть, в наших комнатах будут пытки! Фу! Саенко (товарищ Куна, комендант города) говорил, что людей расстреливать он не будет: пули нужны на войне, а он просто – ножом.
24 июня 1919 года
Сижу на балконе и слушаю выстрелы. Добровольцы в Мерефе. (Слышны мелкие выстрелы). Большевикам (залп) все пути отрезаны. За последнее время Саенко (залп) особенно (залп) жесток. Он расстрелял 197 (залп) человек. Их расстреливали (залп) у стены нашего дома (залпы сильнее), так что на стене (залпы) осталась запекшаяся кровь и на ней волосы. На днях этот Саенко у себя в (залп и выстрелы) кабинете (выстрелы) на глазах жен (пулемет) зарезал двух офицеров и окровавленные руки вытер о портьеры. Ему некуда бежать. Он говорит: меня все равно повесят, так я хоть сейчас буду наслаждаться убийствами (мелкие залпы). И наслаждается. Я не видела человека более злого.»

Cesare Sodero (539x700, 335Kb)
1886
Чезаре Содеро (итальянское имя - Cesare Sodero)
американский дирижёр и композитор итальянского происхождения. Родился в Неаполе. Окончил Неаполитанскую консерваторию в 14-летнем возрасте, ученик Джузеппе Мартуччи. Некоторое время концертировал в Европе как виолончелист, с 1906 года обосновался в США. Работал с различными оперными труппами, пытался пропагандировать итальянскую симфоническую музыку. В 1914 г. занял ответственный пост главного дирижёра нью-йоркского отделения звукозаписывающей компании Томаса Эдисона: на протяжении 11 лет он оказывал значительное влияние на репертуар записываемой музыки. В 1925—1934 гг. Содеро работал на радио, дирижируя симфоническими концертами по трансляции для NBC; продолжал он сотрудничать с этой корпорацией и в дальнейшем — в общей сложности под управлением Содеро в эфире прозвучали 53 оперные постановки. Лишь в 1942 г. Содеро впервые занял заметное место на видимой музыкальной сцене, поступив в Метрополитен-опера в качестве шефа итальянского репертуара; его дебют с «Аидой» Джузеппе Верди 28 ноября встретил одобрение критики, и Содеро остался в Метрополитен-опера до конца жизни. Умер в Нью-Йорке 16 декабря 1947 года. Его постановки «Риголетто» Верди, «Тоски» Джакомо Пуччини и «Паяцев» Руджеро Леонкавалло остались в записи. Содеро написал ряд собственных сочинений, в том числе оперу «Русская тень» (итальянское название - Ombre Russe; 1929), которая, согласно исследователю Марку Шубину, стала первой оперой, премьера которой состоялась по радио (NBC) — и лишь 19 июня 1930 года она была впервые поставлена в венецианском театре «Ла Фениче». Кроме того, Содеро принадлежат балет, две оркестровые сюиты, три симфонические поэмы, струнный квартет и другая камерная музыка, песни, а также музыка к фильму Дэвида Гриффита «Разве жизнь не чудесна?» (1924).

Oskar_Anderson (466x700, 204Kb)
1887
Оскар (Оскар-Иоганн-Виктор) Николаевич Андерсон (немецкое имя - Oskar Anderson)
русско-немецкий математик и экономист. Один из основателей и член Эконометрического общества (1933), член Американской статистической ассоциации (1952), почетный член Королевского статистического общества Великобритании (1956), почетный доктор университетов Вены и Мангейма. Родился в Минске, в немецкой семье. Его отец — Николай Андерсон, был профессором финно-угорских языков в Казанском университете. Старшие братья: Вильгельм (1880—1940) — астрофизик и Вальтер (1885—1962) — этнолог и фольклорист. В 1906 году окончил гимназию в Казани и продолжил обучение в Казанском университете. Затем перевелся в Санкт-Петербургский политехнический институт и окончил его в 1912 году (по другим данным в 1910 году). Ученик А.А.Чупрова. В 1915—1917 годах находился на государственной службе, был в командировке в Туркестане. С 1917 года работал в Киевском коммерческом институте и демографическом институте Украинской академии наук. В 1920 году покинул Советскую Россию. С 1924 года работал за рубежом: был экстраординарным профессором, а в 1929—1933 годах — профессором Коммерческого института в Варне (Болгария). С 1935 года — директор Статистического института экономических исследований Софийского университета. С 1942 года работал в Германии — профессор Кильского университета, с 1947 года — заведующий кафедрой статистики Мюнхенского университета, где работал по 1956 год. Умер в Мюнхене 12 февраля 1960 года.

joede (685x700, 253Kb)
1887
Фриц Йёде (немецкое имя - Fritz Jöde)
немецкий музыковед и педагог. Родился в Гамбурге. Сын сапожника, преимущественно самоучка. В 1902-1908 годах учился в педагогическом училище. До 1914 года был активным членом «Молодёжного движения» и «Гамбургского Вендекрайза». Несколько лет руководил журналом «Лютня» («Die Laute») в Вольфенбюттеле (1919-1923). В 1920-21 годах учился по классу музыковедения у Германа Аберта в Лейпцигском университете. В 1923 начал преподавать в Государственной академии церковной и школьной музыки в Берлине. В 1923 основал в Берлине первую в Германии государственную детскую музыкальную школу (музыкальные школы имели место в Германии и раньше — фактически первой была муз. школа, которую основал курфюрст Карл Теодор фон Дальберг в 1810 в Ашаффенбурге). Член Национал-социалистической немецкой рабочей партии c 1 января 1940. Преподавал в Моцартеуме (Зальцбург, 1939-1945) и Гамбургской высшей школе музыки (1947-1952), возглавлял Международный институт молодёжной и народной музыки в Троссингене (с 1953 года). Издал несколько антологий школьных и молодёжных песен. Умер в Гамбурге 19 октября 1970 года. Похоронен на Нинштедтенском кладбище в Гамбурге. Сборники песен: Ringel-Rangel-Rosen (1913); 1813 im Liede (1913); Der Rosengarten (1917); Der Musikant (1923); Der Kanon (1925; переиздано 1997); Das Chorbuch (1925); Die Singstunde (1929); Frau Musica (1929); Der Pott (1936). Теория музыки: Musik und Erziehung (1920); Die Lebensfrage der neuen Schule (1921); Musikschulen für Jugend und Volk (1924); Handbücher für Musikerziehung (1926); Das schaffende Kind in der Musik (1928); Kind und Musik (1930); Die Kunst Bach’s dargestellt an seinen Inventionen (1957); Bausteine für Musikerziehung und Musikpflege (1951-1957).

SEVEROV_Nikolai_Pavlovich1 (520x700, 289Kb)
1887
Николай Павлович Северов
советский архитектор, председатель Союза архитекторов Грузинской ССР (1935—1948), почетный член Академии строительства и архитектуры СССР (с 1939 года), действительный член Академии строительства и архитектуры Украинской ССР (1948 — 1955 год). Член КПСС с 1954. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). В 1915 году окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. С 1918 по 1948 гг. работал в городе Тбилиси (в 1935-1948 гг. – председатель Союза архитекторов Грузинской ССР). Преподавал в Тбилисской Академии художеств (профессор, 1922-1948). В 1948 году переехал в Киев. Умер в Киеве 21 февраля 1957 года. Работы: реконструкция здания Музея Грузии имени С.Джанашиа (1927-1929), здание ЦК Коммунистической партии Грузии (1929-1930), мост имени Челюскинцев (1935), кинотеатр имени Руставели (1939) в Тбилиси, дом отдыха Совета Министров Грузинской ССР в Гаграх (1935).
Cinema_Rustaveli (700x450, 415Kb)
Кинотеатр «Руставели».
Публикации: Н.П.Северов Пути грузинской архитектуры, Тбилиси, 1936; Мцхета, Москва, 1946; Н.П.Северов, Г.Н.Чубинашвили Кумурдо и Никорцминда, Москва, 1947; Н.П.Северов Памятники грузинского зодчества, Москва, 1947. Награды: Орден Трудового Красного Знамени; Избранные реализованные проекты: Мост имени Челюскинцев в Тбилиси (1935, с К.Завриевым, Н.Словинским); Дом отдыха Совета Министров Грузинской ССР в Гаграх (1935); Дом отдыха в Бетани (1936); Кинотеатр «Руставели» в Тбилиси (1938); Стоквартирный дом на Площади Героев в Тбилиси (совместно с М.Калашниковым, 1936—1938). Литература: Пантеон зодчих Лукьяновского некрополя. Биографический справочник. — Киев: «С Медиа», 2008. — Страница 104. ISBN 96696-254-2-4; «Популярная художественная энциклопедия» Под редакцией Полевого В.М.; — Москва : Издательство «Советская энциклопедия», 1986.

1888
Карло Аарни (финское имя - Kaarlo Aarni)
финский актёр и режиссёр. Ученик известных финских актёров З.Томпури, А.Алберга, А.Орьятсало. Дебютировал в 1907 в "Рабочем театре" (Тампере), где работал до 1910. В 1910 - 1916 гастролировал по стране, в 1916 - 1917 работал в "Новом театре" (Хельсинки), в 1925 - 1927 - в театре "Народная сцена" (Хельсинки), в 1918 - 1925, 1940 - 1948 - в "Таммерфорсском театре". Умер 25 августа 1954 года. Среди ролей Аарни: Эско, Ээнокки, Сакеус ("Сельские сапожники", "Обручение", "Леа" Киви), Уолеви ("Смерть Элины" Нюмерса), Мальволио ("Двенадцатая ночь") и др. С 1918 занимался режиссёрской деятельностью. Аарни поставил пьесы нац. драматургии: "Сельские сапожники", "Куллерво", "Обручение", "Леа" Киви, "Даниель Хьюрт" Векселля, "Женщины Нискавуори" ("Каменное гнездо") Вуолийоки. Среди других работ: "Гамлет", "Двенадцатая ночь"; "Воскресение" (по Л.Толстому), "Ревизор" и др. Аарни воспитал мн. актёров и режиссёров финского театра, уделял большое внимание работе сельских театральных кружков. В 1929 - 1950 принимал участие в работе театров небольших городов: Тампере, Котка, Раума и др. Источники: Театральная энциклопедия. Том 1/Главный редактор С.С.Мокульский - Москва: Советская энциклопедия, 1961.- 1214 столбцов с иллюстрациями, 12 листов иллюстраций.

Cecil_Cunningham_-_Dec_1916_Variety (599x700, 192Kb)
1888
Сесил Каннингем (Cecil Cunningham)
американская актриса. Родилась в Сент-Луисе, США. В юности работала оператором в банке, после чего которое время участвовала в фотосессиях в качестве модели. В 1913 году Каннингем дебютировала на Бродвее, где последующие годы часто играла в мюзиклах, водевилях и ревю. В 1929 году актриса впервые появилась в Голливуде в мелодраме «Их собственное желание». Каннингем продолжала свою кинокарьеру до конца 1940-х, появившись за это время в фильмах «Взлёты и падения» (1937), «Этот замечательный мир» (1939), «Китти Фойл» (1940), «Вне подозрений» (1943), «В старой Оклахоме» (1943) и многих других. С 1915 по 1917 год она была замужем за сценаристом Джином С. Хейвзом, брак с которым закончился разводом. Сесил Каннингем умерла от атеросклероза 17 апреля 1959 года.

Констенчик_А.М (400x700, 190Kb)
1889
Авенир Маркович Констенчик
российский военный летчик, георгиевский кавалер. Родился в Гродно, в семье служащего. Окончил 4 класса Литовской духовной семинарии (1908 г.), Виленское военное училище (6 августа 1910 года выпуска), Военную авиационную школу в Гатчине (1914 г.). По выпуску из училища подпоручиком с 20 августа 1910 года служил в 33-м пехотном Елецком полку. В 1914 году был командирован в Офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине. По её окончании назначен младшим офицером Брест-Литовского крепостного авиационного отряда. 22 сентября 1914 года переведен в Эскадру воздушных кораблей. С 13 декабря 1914 года — и.д. командира воздушного корабля «Илья Муромец-Х». На ноябрь 1915 года — помощник командира воздушного корабля «Илья Муромец-V». 13 апреля 1916 года тяжело ранен пулей в грудь навылет. После ранения служил в наземной службе Эскадры воздушных кораблей. Чины и звания: подпоручик (6 августа 1910), поручик (15 ноября 1913), штабс-капитан (6 августа 1917).
Отправка_ЭСК_на_фронт (700x437, 221Kb)
Офицеры ЭВК в Санкт-Петербурге перед отправкой на фронт. Под № 5 — А.М.Констенчик
Служил в Добровольческой армии, затем во ВСЮР. После эвакуации из Крыма эмигрировал в Югославию. Затем переехал в Польшу. Проживал в местечке Молодечно (Западная Белоруссия), работая псаломщиком при церкви. 29 декабря 1935 года умер от сыпного тифа «в заразном бараке». Похоронен в городе Столбцы (Белоруссия).
Могила_Констенчика_А.М (497x700, 353Kb)
Памятник на могиле Констенчика (фото из «Некрополя летчиков»).
Награды: Орден Святого Станислава 3-й степени — Высочайший Приказ от 2 апреля 1915 г. за окончание авиационной школы; Орден Святой Анны 3-й степени — Высочайший Приказ от 10 июня 1915 г.; Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами — Высочайший Приказ от 28 ноября 1915 г.; Орден Святой Анны 2-й степени с мечами — Высочайший Приказ от 5 мая 1916 г.; Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом — Высочайший Приказ от 15 мая 1916 г.; Орден Святого Георгия 4-й степени — Приказ по Армии и Флоту от 11 апреля 1917 г. (Приказом по 12-й армии № 770 от 5 октбяря 1916) «за то, что, состоя в эскадре воздушных кораблей, 10-го и 13-го апреля 1916 г. совершил по заданию штаба 12-й армии, под ураганным огнём неприятельской артиллерии, два боевых полета на воздушном корабле „Илья Муромец-Х“ на станции Даудзевас. Сброшенными с корабля 33 бомбами произведены значительные разрушения на станции и в подвижном составе, а также повреждены пути. Кроме того, во время этих полетов добыты важные сведения о противнике. Во время боевого полета 13-го апреля поручик Констенчик был тяжело ранен в грудь на вылет, подбиты три мотора и корабль получил более 70 серьёзных пробоин»; Мечи и бант к имеющемуся ордену Святой Анны 3-й степени — Высочайший Приказ от 20 июля 1915 г.,; Мечи и бант к имеющемуся ордену Святого Станислава 3-й степени — Высочайший Приказ от 28 ноября 1915 г. «Налеты «Муромца» на эту станцию делались и в предыдущие дни. Немцы успели сконцентрировать здесь большое количество своих зениток. Тем не менее, несмотря на ураганный обстрел, Констенчик смело снизился, чтобы иметь более точный прицел, и, сделав правильный круг над станцией, сбросил 13 бомб. Попадания их, как показали потом фотоснимки, были отличными. При замыкании первого полетного круга один из вражеских снарядов взорвался под самым корпусом корабля. Другой - впереди аппарата. Тяжелораненый и контуженный, истекающий кровью, Констенчик нашел силы, чтобы сделать над станцией ещё один круг и сбросить остальные семь бомб. В это время новый вражеский снаряд повредил три мотора бомбардировщика. Силы покидали командира. Он начал терять сознание. Самолет стал резко снижаться и крениться на одно крыло. На помощь командиру поспешил его помощник. С большим трудом новому пилоту удалось довести корабль до своего аэродрома. Уже на земле механики насчитали в самолете 64 пробоины».» Кино и Фото: Век полета: виражи и судьбы. Взгляд через облака. Документальный цикл. Россия. 2002. студия «Крылья России». Судьба первой эскадрильи тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Штрихи к портрету выдающегося русского авиаконструктора Игоря Сикорского; Рисунок «Ильи Муромца». Библиография: Архив РГВИА. Фонд 400. Опись 12. Дело 27368. Листы 120—145; Фонд 408. Опись 1. Дело 6206. Лист 94 обложка; Фонд 409.Опись 1.П/с. 1830 (1911 г.); Подвиг «Ильи Муромца». Газета «Русское слово». 13 апреля 1916. Минск; К.Н.Финне. «Русские воздушные богатыри И.И.Сикорского». Белград. 1930; Царский вестник. Белград. № 487. 9 февраля 1936; В.И.Шайдицкий. На службе Отечества. Сан-Франциско. 1963. страница 303; Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Книга 2-я. Минск, 1987. Страницы 232; В.Н.Чувакова (редактор). Незабытые могилы. Русское зарубежье: некрологи 1917—1999.// В 6 томах, Москва. «Пашков Дом». 1999. том 3. «И-К». страница 437; С.Никольской. На воздушном корабле. Из дневника войны 1914—1917 гг. Москва. 2001; М.Л.Дольников, М.Л.Дольникова. Икары российского неба. Ногинск. 2005; М.С.Нешкин, В.М.Шабанов (составитель). Авиаторы — кавалеры ордена Святого Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914—1918 годов: Биографический справочник / Москва. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2006; С. и М. Никольские. Бомбардировщики «Илья Муромец» в бою. Воздушные линкоры Российской империи. Яуза, Эксмо. 2008. ISBN 978-5-699-26597-8

herbert_dingle_british_astronomer-spl (538x700, 114Kb)
1890
Герберт Дингл (Herbert Dingle)
английский астрофизик, президент Британского Королевского астрономического общества в 1951—1953 гг. Родился в Лондоне. Дингл выпустил две книги по специальной теории относительности Альберта Эйнштейна (СТО) и получил мировую известность как авторитет в этой области. Однако после ухода на пенсию в конце 1950-х гг. он пересмотрел свои взгляды и выступил с опровержениями этой теории. Опровержения Дингла (изменявшиеся с течением времени) были основаны на парадоксе близнецов в теории относительности, который якобы содержит в себе противоречие: «[Специальная] теория [относительности] неизбежно требует, чтобы A старел медленнее, чем B, а B — медленнее, чем A; не нужно быть гением, чтобы понять, что это невозможно.» Ряд учёных неоднократно отвечали на заявления Дингла, показывая несостоятельность его опровержений СТО. Преобразование Лоренца Herbert DingleBez názvu1 (241x28, 6Kb) и его алгебраическое обращение Herbert DingleBez názvu2 (251x23, 6Kb) где Herbert DingleBez názvu3 (149x25, 4Kb)предполагают, что Herbert DingleBez názvu4 (319x22, 6Kb) Herbert DingleBez názvu5 (234x18, 6Kb) Однако, согласно объяснению Г.Дж.Уитроу, эти отношения применимы к двум различным условиям, а именно, Herbert DingleBez názvu6 (110x20, 3Kb) соответственно. Таким образом, вопреки утверждению Дингла, нет никакого противоречия, равно как и эти отношения не являются просто «кажущимися». Они являются действительными отношениями временных координат в инерциальных системах отсчёта вдоль двух различных направлений в пространстве-времени. Большинство современных физиков придерживаются мнения об ошибочности опровержения Герберта Дингла, так как в любой формулировке парадокса близнецов симметричность между братьями отсутствует (детальный разбор различных формулировок парадокса в статье Парадокс близнецов). Умер в Кингстон-апон-Халле 4 сентября 1978 года. Публикации: Герберт Дингл «Наука на перепутье» (Science at the Crossroads), 1972.

Paulinehall (511x700, 190Kb)
1890
Паулина Халл (норвежское имя - Pauline Hall)
норвежский композитор и музыкальный критик. Родилась в Хамаре. В 1909—1914 гг. изучала композицию в Осло с перерывом в 1912—1913 гг. на пребывание в Париже. Влияние французской музыки (прежде всего, Дебюсси и Равеля) и вообще французской культуры стало для Халл определяющим: так, одно из важнейших её сочинений — «Верленовская сюита» для оркестра (1929). На протяжении многих лет выступала также как музыкальный обозреватель «Dagbladet» — одной из крупнейших газет Норвегии. В 1938 г. основала и возглавила норвежское Общество новой музыки (норв. Ny Musikk) — национальную секцию Международного общества современной музыки, — и руководила им до 1961 г. В 1952—1953 гг. президент Международного общества современной музыки. Умерла в Осло 24 января 1969 года.

 (663x699, 71Kb)
1891
Артур Блисс (Arthur Edward Drummond Bliss)
английский композитор и дирижер. Учился в Кембриджском университете у Ч.Вуда; занимался также у Стэнфорда, Воан-Уильямса, Холста. В годы первой мировой войны служил в армии на территории Франции. Непосредственно после войны заявил о себе как художник иронического склада, духовный собрат композиторов французской Шестерки («Пирушка» [Rout], 1920). В последующих оркестровых сочинениях — таких, как «Симфония красок» (A Colour Symphony, 1922), Интродукция и Allegro (1926), Музыка для струнных (1935), — выступил наследником английской позднеромантической традиции. Среди других произведений Блисса: симфония «Герои утра» (Morning Heroes) для чтеца, хора и оркестра (1930), балеты «Шах и мат» ("Шахматы"; Checkmate, 1937), «Чудо в Горбалсе» (Miracle in the Gorbals, 1944), «Адам Зеро» (Adam Zero, 1946), опера «Олимпийцы» (The Olympians, 1949), концерты для фортепиано (1938 ), скрипки (1955), виолончели (1970) с оркестром, песни, камерно-инструментальные ансамбли, пьесы для фортепиано. В 1953 был удостоен титула Королевского магистра музыки". В своих сценических произведениях Блисс опирается на традиции классической музыки, стремясь к доступности, простоте мелодического рисунка, ясности и четкости музыкальных характеристик. В 1956 Блисс выступал в качестве дирижера в СССР". Артур Блисс посвятил М.Ростроповичу концерт для виолончели с оркестром. Умер 27 марта 1975 года.

1891
Алексей Михайлович Ватуля
украинский советский актёр. Народный артист УССР (1940). Родился на хуторе Новониколаевка Полтавской области. В 1913-1916 учился в музыкально-драматической школе имени Н.Лысенко в Киеве. Не окончив школы, в 1916 поступил в киевский "Молодой театр", где дебютировал в роли Креона ("Царь Эдип" Софокла). Ватуля был одним из основоположников Театра имени И.Франко (Киев), в котором работал со дня его основания (Винница, 1920). Ушел из жизни в Киеве 20 мая 1955 года.

 (700x695, 73Kb)
1891
Виктор Максимович Жирмунский
русский литературовед, лингвист. Академик Академии Наук СССР (1966), член-корреспондент Баварской, Британской, Датской, Немецкой академий наук, почетный доктор наук многих европейских университетов. Родился в Санкт-Петербурге, в семье врача, статского советника. По окончании Тенишевского училища (1908) поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, вскоре перешел на романо-германское отделение историко-филологического факультета. В Тенишевском училище на Жирмунского оказал большое влияние его учитель литературы В.В.Гиппиус. Как писал впоследствии Жирмунский, «увлечение литературой, в особенности поэзией, и искусством было общей чертой молодежи моего поколения». Начал печатать стихи в гимназических журналах, а затем в «Новом журнале для всех» (1909) и альманахе «Смерть» (1910). В университетские годы Жирмунский познакомился с будущими литературоведами Б.М.Эйхенбаумом и К.В.Мочульским, посещал Пушкинский семинарий профессора С.А.Венгерова. В 1912 окончил университет и был направлен в Германию, где совершенствовался в германистике в 1912–1913. Одним из научных результатов этой поездки стала статья Гейне и романтизм (1914), которая получила, в частности, высокую оценку А.А.Блока. В 1913 вышла книга Жирмунского Немецкий романтизм и современная мистика, в которой проблемы йенских романтиков рассматривались в связи с художественными исканиями современного русского символизма. О книге доброжелательно отозвались многие филологи, в числе которых были Ф. де ла Барт, Эйхенбаум, Ф.Степун. В 1915 приват-доцент Жирмунский читал в Санкт-Петербургском университете лекции по английской литературе. Его доклад О новой поэзии, прочитанный в 1916 в «Неофилологическом обществе», вызвал широкий отклик в литературных кругах России и был впоследствии опубликован в виде статьи Преодолевшие символизм. Доклад и статья были посвящены акмеизму и его лучшим представителям – А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилеву, О.Э.Мандельштаму. Гумилев назвал Жирмунского «Сент-Бевом русского акмеизма». Современной поэзии посвящены также статьи следующего десятилетия Два направления современной лирики (1920), О поэзии классической и романтической (1920), Поэзия Кузмина (1920), Поэзия А.Блока (1921) и др. В 1915 Жирмунский служил в действующей армии санитаром, был награжден Георгиевской медалью. Свои наблюдения и впечатления изложил в очерке По Восточной Галиции с санитарным отрядом (1916). По возвращении в Санкт-Петербург выступал со статьями и рецензиями в периодической печати, сотрудничал с журналом «Любовь к трем апельсинам» (издатель Вс.Э.Мейерхольд), принимал участие в работе «Союза деятелей искусств», читал доклады на заседаниях «Общества изучения современной поэзии» при журнале «Аполлон» и Пушкинского общества при Петроградском университете. В 1917 Жирмунский стал профессором, заведующим кафедрой романо-германской филологии Саратовского университета. Поле его научных интересов было чрезвычайно широко. В 1920-е годы он был одним из активных участников ОПОЯЗа. Работу в Ленинградском университете совмещал с заведованием отделом словесного искусства в Институте истории искусств. Под его редакцией выходила серия Вопросы поэтики и сборники Поэтика. Жирмунский опубликовал также собственные книги о поэтике Композиция лирических стихотворений (1921), Рифма. Ее история и теория (1923), Введение в метрику. Теория стиха (1925) и многочисленные статьи по проблемам поэтики, часть из которых вошла в книгу Вопросы теории литературы (1928). Обладая широкой эрудицией, Жирмунский стал одним из основателей отечественной школы сравнительно-исторического исследования мировой культуры. В 1924 была опубликована его докторская диссертация Байрон и Пушкин, за которой последовали другие фундаментальные исследования в области компаративистики (Гете в русской литературе, 1937, и др.). Необходимость комплексного изучения процесса развития культуры определила интерес Жирмунского к исторической поэтике. В 1940 он издал труды А.Н.Веселовского, тогда же появились в печати его собственные статьи по исторической поэтике. В 1930-е годы Жирмунский издал ряд языковедческих работ по общему языкознанию, сравнительной грамматике германских языков, диалектологии, по истории немецкого языка. Занимался также изучением восточных литератур, исследовал эпос тюркских народов. В 1921–1935 Жирмунский был действительным членом Научно-исследовательского института сравнительного изучения литератур Запада и Востока, старшим научным сотрудником Института языка и мышления, в 1935–1950 – заведующим Западным отделом Института литературы (Пушкинский дом), в 1957–1971 – заведующим сектором индоевропейских языков ленинградского отделения Института языкознания. В 1949, во время кампании «по борьбе с космополитизмом», Жирмунский вместе с другими выдающимися учеными (Эйхенбаум, М.Азадовский, Г.Гуковский) был обвинен в пропаганде буржуазно-либеральных воззрений и изгнан из Ленинградского университета. Вернулся в университет только в 1956. Умер Жирмунский в Ленинграде 31 января 1971 года. Сочинения: История немецкого языка, 5-е издание, Москва, 1965; Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков, Ленинград, 1964. Литература: В.М.Жирмунский, Москва, 1965.

1891
Иван Петрович Лобанов
народный артист РСФСР, актер Калининского драматического театра. Умер в 1969 году.

1892
Анатолий Константинович Буцкой
российский музыковед. Профессор Ленинградской консерватории, доктор искусствоведения.

1892
Илья Александрович Груздев
критик, литературовед, кинодраматург. Автор книг «Жизнь и приключения М. Горького» (1926) и «Горький» (1958). Умер 11 декабря 1960 года.

1892
Николай Петрович Кренке
российский ботаник. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). В 1921 г. окончил сельскохозяйственный факультет Тбилисского политехнического института. С 1924 г. — в Московском биологическом институте имени К.А.Тимирязева (с 1931 г. — заведующий отделением фитоморфогенеза). С 1936 г. — заведующий Лабораторией морфологии развития растений Академии Наук СССР. Основные труды — по экспериментальной морфологии (явления трансплантации и регенерации у растений, природа растительных химер). Предложил методику изучения возрастной изменчивости растений, а также теорию их циклического старения и омоложения. Умер в Москве 25 ноября 1939 года. Сочинения: Теория циклического старения и омоложения растений и практическое ее применение, Москва, 1940; Химеры растений, Москва— Ленинград, 1947; Регенерация растении, Москва— Ленинград, 1950; Трансплантация растений, Москва, 1966. Литература: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, составитель С.Ю.Липшиц, том 4, Москва, 1952 (библиография); Чернов Г.Н., Н.П.Кренке и его теория старения и омоложения, Москва, 1963.

1892
Борис Иннокентьевич Лаврентьев
российский нейрогистолог, член-корреспондент Академии Наук СССР (с 1939). Окончил Казанский университет (1914). Специализировался по гистологии под руководством Д.А.Тимофеева и Н.А.Миславского. С 1920 г. работал на кафедре гистологии Казанского университета, с 1926 г. — профессор кафедры гистологии Московского ветеринарного института. Заведовал кафедрой гистологии 1-го Московского медицинского института (1929-1933), с 1933 г. возглавлял отдел микроморфологии Всесоюзного института экспериментальной медицины. Основные научные исследования посвящены изучению периферической вегетативной (автономной) нервной системы. Установил, что эта система состоит из нейронов, образующих синаптические связи. Доказал двойную иннервацию внутренних органов и детально изучил их рецепторы. Разработал методику прижизненного изучения структуры и функций межнейронных связей. Основоположник гистофизиологического и экспериментального направлений в нейрогистологии

1892
Джек Уорнер
младший из четырех братьев, создателей американской кинокомпании Warner Brothers Pictures, руководивший ее студией в Голливуде. В 1956 стал президентом компании.

1893
Николай Павлович Ивановский (Иванов)
заслуженный деятель искусств Башкирии и России, балетный танцовщик и педагог.

1894
Шалва Николаевич Абхаидзе
грузинский советский писатель.

1894
Гаральд Иванович Крумин (Круминьш)
советский экономист, публицист. Член Коммунистической партии с 1909. Родился близ Риги в семье сельского учителя. В 1916 окончил историко-филологический факультет Петроградского университета. В 1918 редактор журнала "Народное хозяйство"; в 1919-28 - газеты "Экономическая жизнь", 1928-30 - газеты "Правда". В 1931-35 на партийной и советской работе в Свердловске, Челябинске. В 1935-37 заместитель главного редактора 1-го издания БСЭ и ответственный редактор журнала "Проблемы экономики". Делегат 14-17-го съездов ВКП (б). На 16-м съезде избран членом Центральной ревизионной комиссии. В 1937 его арестовали и он погиб в лагере 17 мая 1943 года. Сочинения: Организация и управление производством, (Москва, 1920); Новая экономическая политика в промышленности, Москва, 1922; Пути хозяйственной политики, Москва, 1924; В борьбе за социализм, Москва, 1926; Основные вопросы хозяйства и оппозиция, Москва, 1927; Итоги и проблемы социалистического строительства, Москва-Ленинград, 1927; О НЭПе, Москва-Ленинград, 1929; Борьба за индустриализацию и задачи партии, Москва-Ленинград, 1929.

1894
Хэл Мор
американский оператор.

 (518x698, 53Kb)
1896
Николай Иванович Кирюхин
командир 24-го стрелкового корпуса 60-й армии Центрального фронта, генерал-майор. Родился в Москве в семье дворника. Русский. Окончил 3 класса городского училища. Работал в типографии наборщиком. Член РСДРП(б)/КПСС с 1913 года. Участник революционного движения. В ноябре 1913 года был арестован и после месячного заключения выслан в Тулу, где также поступил на работу наборщиком типографии. В ноябре 1914 года арестован вторично, отправлен в ссылку в Енисейскую губернию. В августе 1916 года призван в российскую армию. Участник Февральской революции 1917 года в Петрограде. С августа 1917 года - на Румынском фронте Первой мировой войны: фельдфебель в пулемётной команде. В феврале 1918 года был демобилизован. Вернулся в Москву, работал складским рабочим. В Красной Армии с июня 1918 года. Участник Гражданской войны на Восточном фронте. С 1918 года был пулемётчиком, заместителем комиссара и комиссаром полка, помощником комиссара стрелковой бригады. С 1920 года - командир стрелковой роты и батальона. Участвовал в боях за Симбирск и Самару. Был трижды ранен и один раз контужен. После Гражданской войны оставлен в кадрах РККА. Командовал стрелковой ротой, был помощником командира и командиром батальона. В 1927 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе, назначен помощником командира стрелкового полка по строевой части. В 1930 году окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава. Затем командовал стрелковым полком, был начальником 4-го отдела Артиллерийского управления РККА. В 1935 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии моторизации и механизации РККА имени И.В.Сталина. Был командиром стрелкового полка, затем командовал дивизией и корпусом. В октябре 1940 года назначен Инспектором пехоты РККА, затем - начальником отдела боевой подготовки Московского военного округа. С началом Великой Отечественной войны генерал-майор Н.И.Кирюхин обратился с просьбой направить его в действующую армию. В июле 1941 года он был назначен командиром 324-й стрелковой дивизии, которую сам же и формировал в городе Чебоксары. В начале декабря 1941 года дивизия прибыла на Западный фронт в составе 10-й армии и участвовала в Тульской наступательной операции. Дивизия отличилась высокими темпами наступления, последовательно освободив города Михайлов, Епифань, Богородицк и Козельск. В январе 1942 года была передана в 16-ю армию Западного фронта, где в ходе Ржевско-Вяземской операции советских войск освободила город Сухиничи Калужской области (29 января 1942 года). После ранения командующего 16-й армией К.К.Рокоссовского в марте 1942 года генерал-майор Н.И.Кирюхин был назначен заместителем командующего войсками этой армии и одновременно - исполняющим обязанности командарма. С июня 1942 года - командир 9-го гвардейского стрелкового корпуса 61-й армии Западного фронта, участвовал в локальных наступательных и оборонительных операциях лета-осени 1942 года на белевско-тульском направлении. Действия Н.И.Кирюхина на посту командира корпуса были оценены высоко. В октябре 1942 года он был назначен командующим 20-й армией Западного фронта. В ноябре-декабре 1942 года армия принимала участие в операции «Марс» на сычевском направлении, не смогла прорвать немецкой обороны и в тяжелых безуспешных боях понесла значительные потери. По требованию командующего фронтом Г.К.Жукова Н.И.Кирюхин был снят с должности командарма и через несколько дней назначен заместителем командующего войсками 29-й армии. С февраля 1943 года - командир 24-го стрелкового корпуса. Участник Курской битвы. Отличился в ходе первого этапа битвы за Днепр - Черниговско-Припятской наступательной операции. В составе войск 60-й армии Центрального фронта корпус за три недели с боями прошёл почти 300 километров. 25 сентября 1943 года подразделения корпуса с ходу стремительно форсировали на подручных средствах реку Днепр севернее столицы Украинской ССР города Киева и более двух недель удерживали захваченный плацдарм, отразив десятки контратак противника. В этих боях командир корпуса проявил личный героизм и умелое командование в трудной обстановке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за умелое командование корпусом и проявленные при этом мужество и отвагу, генерал-майору Кирюхину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1815). С января по март 1944 года 24-й стрелковый корпус генерал-лейтенанта Н.И.Кирюхина, в составе 13-й армии Центрального и 1-го Украинского фронтов успешно участвовал в Житомирско-Бердичевской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской наступательных операциях 1-го Украинского фронта. На боевом счету воинов корпуса - освобождение городов Новгород-Волынский (22 января), Ровно (3 февраля), Кременец (19 марта). С сентября 1944 года до конца войны генерал-лейтенант Н.И.Кирюхин был заместителем командующего войсками 38-й армии на 1-м и 4-м Украинском фронтах. Участвовал в Карпатско-Дуклинской, Западно-Карпатской, Моравско-Остравской и Пражской наступательной операциях. В январе 1945 года в ходе Западно-Карпатской операции генерал-лейтенант Н.И.Кирюхин командовал подвижной группой 38-й армии, которая 20 января 1945 года освободила от гитлеровских захватчиков польский город Новы-Сонч. После войны Н.И.Кирюхин - заместитель командующего войсками 38-й и 13-й армий, начальник военной кафедры Московского инженерно-экономического института. С 1953 года генерал-лейтенант Н.И.Кирюхин – в отставке. Жил в Москве. Умер 13 декабря 1953 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Комбриг (13 февраля 1938); комдив (9 февраля 1939); генерал-майор (4 июня 1940); генерал-лейтенант (17 января 1944). Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными наградами - орденами «Военный крест 1939-1945» (Чехословакия), Белого Льва 2-й степени (Чехословакия).

1897
Фёдор Матвеевич Лыткин
активный участник борьбы за Советскую власть в Сибири, большевик, обладавший редким революционным энтузиазмом, член Центросибири, редактор фронтовой газеты "Красноармеец", поэт. Член Коммунистической партии с 1917. Родился в семье крестьянина в Иркутской губернии. Студентом Томского университета вступил в РСДРП, работал пропагандистом. После установления Советской власти в Томске (начало декабря 1917) комиссар по делам печати Совета, член его Исполкома. На 2-м Всесибирском съезде Советов (Иркутск, февраль 1918) избран член Президиума ЦИК Советов Сибири (Центросибири) и назначен наркомом Советского управления Сибири. В мае — июне 1918 один из руководителей борьбы с контрреволюционным мятежом чехословацкого корпуса. После временного падения Советской власти в Иркутске вместе с другими членами Центросибири ушел в тайгу. Схвачен белобандитами и расстрелян в районе Олекминска (Якутия) в ноябре 1918 года. Литература: Сальников Ю.В., В неумирающих мечтах. Документальная повесть, Новосибирск, 1970.

MaximenkoIlyaArhip_GSS (490x700, 246Kb)
1897
Илья Архипович Максименко
орудийный номер батареи 771-го артиллерийского полка (248-я Одесская стрелковая дивизия, 9-й Краснознаменный стрелковый корпус, 5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт), ефрейтор. Родился в селе Кагальники (ныне не существует, Черниговский район Черниговской области, Украина) в крестьянской семье. Украинец. Образование начальное. Участник Гражданской войны. С 1930-х годов жил в селе Гулькевичи (ныне город Краснодарского края), работал председателем колхоза. В Красной Армии и действующей армии – с февраля 1942 года. Воевал на Южном (с 20 октября 1943 года – 4-й Украинский), 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в битве за Кавказ, Ростовской, Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигиревской, Одесской, Ясско-Кишиневской и Висло-Одерской наступательных операциях. В ходе боев за расширение плацдарма в районе населенного пункта Гросс-Нойендорф (ныне район Меркиш-Одерланд, земля Бранденбург, Германия) 13 февраля 1945 года И.А.Максименко, заменив выбывшего из строя командира орудия, вместе с расчетом участвовал в отражении четырех контратак пехоты противника, поддержанных танками. Артиллеристы уничтожили бронетранспортер, 2 артиллерийских орудия, 4 пулемета и до 200 вражеских солдат. Будучи раненым, И.А.Максименко продолжал управлять огнем орудия. Погиб в этом бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство ефрейтору Максименко Илье Архиповичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Первоначально был похоронен в населенном пункте Гросс-Нойендорф, затем перезахоронен на воинском кладбище в городе Дембно (ныне Мыслибуржский повят Западно-Поморского воеводства, Польша). Награжден орденом Ленина (31 мая 1945), 2 медалями «За боевые заслуги» (23 сентября 1943, 5 ноября 1944).
MaximenkoIlyaArhip_bust_Gulkevichi (525x700, 356Kb)
В городе Гулькевичи Краснодарского края установлен бюст И.А.Максименко, его именем названа улица.

 (576x699, 70Kb)
1897
Михаил Леонидович Слонимский
русский советский писатель. Родился в Санкт-Петербурге (по другим данным – в Павловске). Дед, отец и тетка были литераторами, дядя – филолог С.А.Венгеров. Учился в 8-й классической мужской гимназии (1904–1905), мужской гимназии Л.Д.Лентовской (1905–1909), 4-й классической Ларинской гимназии (1909–1914), которую, «окончил с серебряной медалью... ускоренным выпуском, желая идти добровольцем на фронт» (Автобиография). На фронт ушел в январе 1915. За бой под Единорожцем получил Георгиевскую медаль, был ранен и контужен. Вернувшись в полк в марте 1916, был снова ранен и эвакуирован в петроградский госпиталь. Был писарем в Первом пехотном запасном полку, впоследствии служил в Шестом саперном батальоне и в роте кандидатом в школу прапорщиков. К 1917 относятся регулярные выступления Слонимского в печати (первая публикация, рассказ Экзаменационные работы, подписанный псевдонимом «Мими», увидела свет в журнале «Новый сатирикон» еще в 1914). После демобилизации служил в архиве Наркомпроса (1918), в секретариате издательства «Всемирная литература» (1919), занимался в переводческом семинаре К.И.Чуковского. Для издательства Гржебина, где он некоторое время работал, Слонимский в том же году начинает писать книгу о М.Горьком, основанную на неизвестных материалах. Книга не была закончена: по признанию автора, он оказался непригоден к историко-литературному труду и отдал все собранные материалы другому «серапиону», критику И.Груздеву, впоследствии автору многочисленных работ о жизни и творчестве Горького, редактору трех его собраний сочинений. С 1920 Слонимский поселился в «ДИСКЕ» («Дом искусства»), где в скором времени стал секретарем журнала «Дом Искусств» и Комитета «Дома Искусств». Посещал литературную студию Е.И.Замятина, читал лекции на Городских курсах комсомола и милиции. Именно у Слонимского начали собираться члены литературной группы «Серапионовы братья» (в некоторых ранних источниках он указывал, что ему принадлежит также и название группы). К этому времени относятся наиболее удачные произведения Слонимского. Как правило, это рассказы о войне, образность которых чуть фантасмагорична, тональность повышена, а фамилии многих героев причудливы (Есаульченко, Груда, Благодатный). Образы иногда вырастают до эмблемы или символа: так, офицерская забава – колесо, к которому прикреплено бревно, а к нему, в свою очередь, сани, скользящие по ледяному полю, – может прочитываться и как эмблема всей мировой войны: колесо медленно и с усилием вертит солдат, а сани, в которых катаются офицеры, приобретают огромное ускорение, и веселящиеся офицеры гибнут, смятые санями. Ранние рассказы вошли в первый сборник Слонимского Шестой стрелковый (1922). Скоро Слонимский отказывается от своей повествовательной манеры. В письме А.К.Воронскому (август 1923) писатель говорит, что ушел от прежних тем, стиль его новых рассказов упростился, теперь для него важны темы «сегодняшней России». Перемена в некотором смысле связана с летней поездкой в Бахмут (позднее Артемовск), где вместе с Е.Л.Шварцем он участвовал в организации журнала «Забой», приложения к газете «Всероссийская кочегарка». В конце 1923, когда работа журнала наладилась и сотрудники редакции определились, Слонимский вернулся в Петроград. В 1920-х годах Слонимский работал в издательствах «Атеней» и «Прибой», в альманахе «Ковш», журналах «Ленинград», «Резец» и «Стройка», в ленинградском отделении Госиздата, был одним из организаторов «Издательства писателей в Ленинграде». Избирался в правление Всероссийского союза писателей (1925), был председателем Ленинградского отделения Союза писателей (1929–1932). Среди произведений этого периода роман Лавровы (1926, вторая редакция 1953), повести Средний проспект (1927) и Западники (1927), написанная после поездки в Берлин и Париж. При помощи Горького летом 1932 Слонимский посетил Германию, где собирал материалы для Повести о Левинэ (1935) – об одном из организаторов Баварской республики, и очерков и рассказов Берлин, Фашисты в Мюнхене, Блуждания, Католический бог. О смене тематики и тональности произведений свидетельствует и сборник повестей и рассказов Пограничники (1939). После эвакуации в 1941 из блокадного Ленинграда писатель сотрудничал в журнале «Пограничник». После войны, чувствуя непрочность своего положения, по совету друзей Слонимский вновь оставил Ленинград, куда вернулся лишь весной 1953, в основном живя и работая в Москве. Произведения послевоенных лет – романная трилогия Инженеры (1950), Друзья (1954) и Ровесники века (1959), а также роман Семь лет спустя (1963). Основные силы Слонимский уделял работе с начинающими литераторами и мемуарным очеркам, объединенным впоследствии в Книгу воспоминаний, куда вошли литературные портреты Шварца, Вс.Иванова, О.Форш, «серапионов». В 1934–1954 писатель был членом правления СП СССР, в 1928 и 1940 избирался депутатом Ленсовета. Награжден 3 орденами, а также медалями. Умер в Ленинграде 8 октября 1972 года. Сочинения: Собрание сочинений, тома 1—4. (Предисловие Д.Гранина), Москва, 1969—1970. Литература; Луговцов Н., Михаил С. Критико-биографнческпй очерк, Ленинград, 1966; Филиппов Г., Ровесник века, "Звезда", 1973, № 8; Русские советские писатели-прозаики. Бпобиблпографический указатель, том 4, Москва, 1966.

1897
Филипп Супо
французский поэт-сюрреалист. Сборник галлюцинаторных стихотворений в прозе «Магнитные поля» (1920, в соавторстве с А.Бретоном). Лирика 1917-1973 гг. собрана в книге «Стихи и стихотворения» (1977). Эссе о У.Блейке (1928), Лотреамоне (1929), Ч.Чаплине (1930). Мемуарная книга «Воспоминания о забвении» (1981).

1898
Караджа Бурунов
туркменский писатель, переводчик. Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР (1943). Учился на восточном факультете Ленинградского университета (1927-1930). Автор пьес «Дакылма» (1927), «Хлопок», «Винты»; поэмы «Тирьяккеш» (1927), пьесы «18 потопленных» (1929). Писал лирические стихи, поэмы для детей. Перевел более 40 произведений русской классической и советской, а также мировой драматургии. Написал либретто опер и балетов «Шасенем и Гариб» (музыка А.Шапошникова и Д.Овезова, 1944), «Лейли и Меджнун» (музыка Д.Овезова и Ю.Мейтуса, 1946) и др.

Zubareva_Mariya_Mitrofanovna (433x700, 119Kb)
1898
Мария Митрофановна Зубарева
звеньевая колхоза «Сила» Верхне-Хавского района Воронежской области. Родилась в селе Большая Приваловка Воронежского уезда Воронежской губернии, ныне Верхнехавский район Воронежской области в крестьянской семье. Русская. С 1929 года трудилась в Госсортучастке, позже реорганизованном в колхоз «Сила» Верхнехавского района. После неурожайного из-за засушливости 1946 года в следующем году труженики колхоза «Сила» получили высокий урожай зерновых и сахарной свёклы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи и сахарной свёклы в 1947 году Зубаревой Марии Митрофановне, получившей урожай ржи 33,88 центнера с гектара на площади 9,5 гектара, присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После выхода на пенсию в 1958 году проживала в селе Вишнёвка Верхнехавского района. Скончалась 8 августа 1972 года. Награждена орденами Ленина (7 мая 1948), «Материнская слава» 3-й степени, медалями.

1899
Чарльз Беннет
англо-американский сценарист, актер и режиссер.

1899
Валентина Семеновна Брумберг
российский режиссер, художник и сценарист. Заслуженная артистка РСФСР (1968). Работала совместно с сестрой З.С.Брумберг. По окончании в 1925 г. ВХУТЕМАСа участвовали в создании первых советских мультфильмов «Межпланетная революция» и «Китай в огне» (оба в 1925). Затем работали в режиссуре. В творческом содружестве с Н.П. и О.П.Ходатаевыми поставили фильм «Самоедский мальчик» (1928), с И.П.Ивановым-Вано – фильмы «Сказка о царе Дурандае» (1934), «Стрекоза и Муравей» (1935). С 1937 г. на киностудии «Союзмультфильм». Сняли фильмы-сказки для детей: «Красная Шапочка» (1937), «Кот в сапогах» (1938), «Сказка о царе Салтане» (1943), «Синдбад-мореход» (1944), «Пропавшая грамота» (1945), «Ночь перед рождеством» (1951), «Храбрый портняжка» (1964), «Капризная принцесса» (1969), «Кентервильское привидение» (1970). По произведениям Ю.К.Олеши поставили: «Девочка в цирке» (1950), «Три толстяка» (1963), «Огонь» (1971). Особой удачей сестер стал фильм-сказка из школьной жизни «Федя Зайцев» (1948), новый вариант которой – «Человечка нарисовал я» поставлен в 1960 г. Также им принадлежат фильмы: «Большие неприятности» (1961), «Новые большие неприятности» (1973), «С бору по сосенке» (1974).

1899
Майя Леопольдовна Мельтцер
народная артистка РСФСР, оперная певица и режиссер. Спела свои лучшие партии на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Обладала высочайшей сценической и певческой культурой. С 1950 преподавала в Музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова и Институте имени Гнесиных.

1899
Бенце Сабольчи
основоположник современного венгерского музыковедения. Ученик З.Кодая, Г.Аберта. Основал Архив Б.Бартока (1961; реорганизован им в Институт музыковедения). Профессор Высшей музыкальной школы в Будапеште (с 1946). Автор работ о Б.Бартоке (1958), Ф.Листе (1959), А.Вивальди (1961).

1899
Эдвин Максвелл Фрай
английский архитектор. Был первым в области современного строительства для тропического климата и в градостроительстве. Один из ранних английских сторонников современного движения в архитектуре. Получил образование в Архитектурной школе Ливерпульского университета. В 1924 г. поступил на работу в градостроительную компанию «Адаме и Томпсон» в Лондоне. В его ранних работах видно сильное Влияние Миса ван дер Рое – ведущего сторонника интернационального стиля в архитектуре. С 1934 по 1936 гг. он сотрудничал с Вальтером Гропиусом. С 1944 по 1946 гг. был главным консультантом по градостроительству у дипломатического представителя Британских колоний в Западной Африке. Значительными работами являются его книги: «Бохос и современное движение» (1968) и «Искусство в техническом веке» (1969).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку