-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108811
Комментариев: 6801
Написано: 117283


2 августа родились...

Пятница, 02 Августа 2019 г. 07:37 + в цитатник
Adolf_F_G_v_Schack (520x700, 220Kb)
1815
Адольф Фридрих фон Шак (немецкое имя - Adolf Friedrich von Schack)
граф, немецкий поэт, писатель и историк литературы и искусства, меценат, основатель галереи Шака. Родился в коммуне Брюзевиц, Померания, королевство Пруссия. Адольф Фридрих фон Шак в 1834—1838 годах обучался в университетах Бонна, Гейдельберга и Берлина. Получив образование, поступил на прусскую государственную службу, работал в берлинской Судебной палате. Вскоре, однако, вышел в отставку и посвятил своё время путешествиям — посетил Италию, Египет и Испанию. Вернувшись в Германию, поступил на службу к великому герцогу Ольденбургскому, назначившему фон Шака в 1849 году своим посланником в Берлине. В 1852 Шак ушёл и с этой службы, уехал в своё поместье в Мекленбурге, а затем в Испанию, где изучал историю реконкисты. В 1855 году приехал в Мюнхен. В 1856 избран почётным членом Баварской академии наук. В Мюнхене создал картинную галерею (галерея Шака), содержащую ценные произведения искусства. В 1881 году фон Шаку было присвоено звание почётного гражданина Мюнхена. Галерея Шака, несмотря на то, что коллекционер завещал её императору Вильгельму II, осталась в Мюнхене. Наиболее ценным с научной точки зрения является сочинение фон Шака «Поэзия и искусство арабов в Испании и на Сицилии» (немецкое название - Poesie and Kunst der Araber in Spanien und Sicilien), вышедшее в свет в 1865 году. В 1887 издал автобиографию «Полстолетия, воспоминания и заметки» (немецкое название - Ein halbes Jahrhundert, Erinnerungen and Aufzeichnungen). Умер в Риме 14 апреля 1894 года. Сочинения: Проза и поэзия: Стихотворения (Gedichte) (1867); Сквозь непогоду (Durch alle Wetter) (1870); Пизанец (Die Pisaner) (1872); Императорский посол (Der Kaiserbote); Канкан (Cancan) (1873); Равноправный (Ebenbürtig) (1876); Хелидор (Helidor) (1878); Листья лотоса, новые стихотворения (Lotosblätter, Neue Gedichte) (1883); Вальпурга и иоаннит (Walpurga und der Johanniter) (1887). История искусства и литературы: История драматической литературы и искусства в Испании (Geschichte der dramatischen Literatur und Kunst in Spanien) (3 тома, 1845—1846); Поэзия и искусство арабов в Испании и на Сицилии (Poesie and Kunst der Araber in Spanien und Sicilien) (1865). Переводы: Испанский театр (Spanisches Theater) (1845); Героические предания Фирдоуси (Heldensagen des Firdusi) (1851); Голоса с Ганга (Stimmen vom Ganges) (1857). Прочее: Моё собрание живописи (Meine Gemäldesammlung) (1894); Собрание сочинений (Gesammelte Werke) (6 томов, 1883); Неопубликованные при жизни ститхотворения (1896, издал Г.Винклер). Литература: Шак, Адольф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Christian Lenz (издатель): Adolf Friedrich Graf von Schack, Kunstsammler, Literat und Reisender. Heidelberg 1994, ISBN 3-89466-116-X.

WaldemarPr1 (526x700, 158Kb)
1817
Фридрих Вильгельм Вальдемар Прусский (немецкое имя - Friedrich Wilhelm Waldemar von Preußen)
прусский принц, генерал-майор. Родился в Берлине. Родители Вальдемара — принц Вильгельм Прусский, младший брат короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, и принцесса Мария Анна Амалия Гессен-Гомбургская. По традициям прусской знати молодой принц получил образование в кадетском корпусе и стал военным. 7 апреля 1835 года он был командирован во 2-й гвардейский полк. 26 июня 1836 года получил звание премьер-лейтенанта, а 29 марта 1838 года — капитана. 4 декабря 1838 года Вальдемар Прусский был повышен в звании до майора и переведён в гвардейский драгунский полк, одновременно возглавив 3-й гвардейский ландверский полк. 3 ноября 1842 года принц Вальдемар был переведён на службу в гвардейскую артиллерийскую бригаду, а 30 марта 1844 года получил звание полковника. В том же 1844 году принц вместе с капитаном генштаба графом Эдуардом фон Ориолой, лейтенантом графом Альбрехтом Вильгельмом фон дер Грёбеном и другом юности врачом Вернером Хофмайстером предприняли длительную поездку в Индию, которая привела их в Гималаи и на границу с Тибетом. Странствующая компания наблюдала военные действия во время Первой Сикхской войны. Вальдемар стал очевидцем сражений при Мудки 18 декабря 1845 года, при Фирозшахе 21—22 декабря 1845 года и при Собраоне 10 февраля 1846 года. Во время битвы при Фирозшахе был убит Вернер Хофмайстер. В 1846 году принц Вальдемар вернулся в Берлин, где он и Ориола были награждены орденами Pour le Mérite. В последующие годы принц Вальдемар публиковал свои путевые заметки и мемуары, выходившие в ценных иллюстрированных изданиях. 3 июля 1846 года принц Вальдемар Прусский получил звание генерал-майора и 15 августа 1846 года был назначен командиром гвардейского драгунского полка. В 1848 году Вальдемар был назначен командиром 13-1 кавалерийской бригады в Мюнстере, где вскоре умер 17 февраля 1849 года. Похоронен в Берлинском кафедральном соборе. Литература: W. Hoffmeister, Arzt des Waldemar v. Preußen: Briefe aus Indien, in: Mitglieder der bayerischen Akademie der Wissenschaften (Hrsg.): Gelehrte Anzeigen. Jahrgang 1847 (Bände 24 und 25). Franz, München 1847; [Eduard von Oriola, laut Vorwort von Alexander von Humboldt in Bd. 1]: Zur Erinnerung an die Reise des Prinzen Waldemar von Preußen nach Indien in den Jahren 1844—1846. Die Illustrationen ausgeführt nach Reiseskizzen des Prinzen von Ferdinand Bellermann und Hermann Kretzschmer, Verlag der Königlichen Geheimen Ober-Hofbuchdruckerei (R. Decker), Berlin 1853 [2 Bände, das «Prachtwerk»]; E. von Sydow: Reise des Prinzen Waldemar von Preussen nach Indien in den Jahren 1844—1846 und das im Jahre 1855 erschienene Prachtwerk zur Erinnerung an dieselbe, in: A. Petermann (Hrsg.): Mittheilungen aus Justus Perthes' Geographischer Anstalt über wichtige neue Erforschungen auf dem Gesammtgebiete der Geographie. Jahrgang 1855, Heft XII., Gotha 1855; J.[Johann] G.[Gottlieb] Kutzner: Die Reise Seiner Königlichen Hoheit des Prinzen Waldemar von Preußen nach Indien in den Jahren 1844 bis 1846. Aus dem darüber erschienenen Prachtwerke im Auszuge mitgetheilt. Verlag der Königlichen Geheimen Ober-Hofbuchdruckerei (R. Decker), Berlin 1857; Johann Friedrich Klotzsch und Christian August Friedrich Garcke: Die botanischen Ergebnisse der Reise seiner Königl. Hoheit des Prinzen Waldemar von Preussen in den Jahren 1845 und 1846. Durch Dr. Werner Hoffmeister (…) auf Ceylon, dem Himalaya und an den Grenzen von Tibet gesammelte Pflanzen. Königliche Geheime Ober-Hofbuchdruckerei (R. Decker), Berlin 1862, [2 Bände]; Georg von Helldorf: Die Errichtung des Garde-Dragoner-Regiments im Jahre 1815. Berlin 1865; Rolf Weber: Porträts und historische Darstellungen in der Miniaturensammlung des Museums für Indische Kunst Berlin (=Veröffentlichungen des Museums für Indische Kunst Bd. 6). Museum für Indische Kunst, Berlin 1982, ISBN 3-88609-025-6.

Pierre_Nord_Alexis,_1905 (464x700, 170Kb)
1820
Пьер Нор Алексис (французское имя - Pierre Nord Alexis)
президент Гаити с 1902 до 1908 года. Родился в Кап-Аитьен, Северный департамент Гаити, Республика Гаити. Был сыном Нор Алексиса, чиновника при режиме Анри Кристофа, и Блезин Жоржес, незаконнорождённого дочери Кристофа. Алексис вступил в ряды вооруженных сил в 1830-х, во времена управления президента Жана-Луи Пьеро. В дальнейшем его карьера складывалась очень бурно: в 1874 году он был выслан из страны, однако было разрешено вернуться на родину через несколько лет, когда к власти пришел Пьер Теома Буарон-Каналь. Во времена президентства Луи Саломона он стал активным лидером оппозиции, несколько раз ему грозило заключение, пока Саломон не был отстранен от власти в результате восстания. Новый президент, Луи Ипполит, предоставил ему важную военную должность на севере, однако после выхода в отставку президента Огюста Симон Сана присоединился к Антенора Фирмини в попытке последнего путём беспорядков в Порт-о-Пренсе захватить контроль над правительством. Новым президентом стал его старый союзник Пьер Буарон-Каналь. Последний снял напряженность, назначив Алексиса на пост военного министра. Это привело к вражде между бывшими единомышленниками: Фирмини и Алексисом. Последний воспользовался ситуацией и провел переговоры с США и выступил в поддержку американских интересов в Карибском море. В результате этого Соединенные Штаты заблокировали с моря два центра, где ещё оставались войска, лояльные Фирмину. Это открыло путь для получения власти Алексисом. В возрасте 82 лет Пьер Нор Алексис возглавил страну, принеся присягу 21 декабря 1902 года. Он сумел продержаться у власти в течение следующих шести лет, хотя его режим и качался из-за восстания и беспорядки, а его правительство часто обвинялся в коррупции. В январе 1908 Алексис провозгласил себя пожизненным президентом. Это привело к воссоединению последователей Фермина, которые организовали новый мятеж против президента. Хотя восстание и было подавлено, оно углубило экономические проблемы страны. Голод на юге страны того же года привел к новому кровопролитному восстанию под предводительством генерала Франсуа Антуана Симона. После отстранения от власти 2 декабря 1908 года Алексис уехал в изгнание на Ямайку, а затем переехал вместе со своей семьей в Новый Орлеан, где и умер 1 мая 1910 года.

 (553x699, 50Kb)
1820
Джон Тиндаль (John Tyndall)
английский физик, член Лондонского королевского общества (1852). Джон Тиндаль родился в Лайлин-Бридже, Ирландия. По окончании средней школы (1839) работал топографом-геодезистом в военных организациях (1840-1843) и на строительстве железных дорог (1844-1847). Одновременно окончил (1844) механический институт в Престоне.
В 1847-1848 и 1851-1853 гг. преподавал в Куинвуд-колледже (Хэмпшир). В 1848-1851 гг. слушал лекции в Марбургском и Берлинском университетах. В 1853 году учёный был награждён Королевской медалью Лондонского королевского общества и с того же года занял место профессора Королевского института в Лондоне (с 1867 — директор). В 1887 он покинул пост по состоянию здоровья. Джон Тиндаль умер в Хайнд-Хеде, Суррей 4 декабря 1893 года. Основные труды по магнетизму, акустике, поглощению теплового излучения газами и парами, рассеянию света в мутных средах (эффект Тиндаля). Изучал строение и движение ледников в Альпах.
00Physiker (484x700, 75Kb)
Слева направо: Майкл Фарадей (Michael Faraday), Томас Генри Гексли (Thomas Henry Huxley), Чарльз Уитстон (Charles Wheatstone), Дейвид Брюстер (David Brewster), Джон Тиндаль (John Tyndall)
Автор научно-популярных книг, переведённых на многие языки. Тиндаль был сотрудником Фарадея, которому он посвятил книгу «Фарадей как исследователь» (1868). Предложил способ стерилизации методом дробной пастеризации, в последствии названный тиндализация. В 1970 г. Международный астрономический союз присвоил имя Тиндаля кратеру на обратной стороне Луны. В его честь назван ледник Тиндаль в национальном парке Торрес-дель-Пайне в Чили, ледник Тиндалл в Колорадо, а также гора Тиндалл в Калифорнии и гора Тиндалл в Тасмании. Сочинения: Теплота, рассматриваемая, как род движения = Heat, a mode of motion / Перевод с английского под редакцией и с примечаниями А.П.Шимкова. — 1-е издание — Санкт-Петербург.: Е.С.Баллина, 1864. (2-е издание. — Москва — 1888.); Альпийские ледники (Glaciers of the Alps) / Перевод С.Рачинского. Москва: А.И. Глазунов, 1866; Фарадей и его открытия. Санкт-Петербург, 1871; Формы воды в виде облаков, рек, льда и ледников. Санкт-Петербург, 1876; Свет. Шесть лекций. Санкт-Петербург, 1877; Лекции об электричестве. Санкт-Петербург, 3-е издание, 1885; Популярные лекции, 2-е издание, Санкт-Петербург, 1885. Литература: Eve A.S., Creasey С.Н., Life and work of John Tyndall, L., 1945; Храмов Ю.А. Тиндаль Джон (Tyndall John) // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Наука, 1983. — Страница 261. — 400 страниц — 200 000 экземпляров (в переплёте).

Бухарев (579x700, 221Kb)
1822
Александр Матвеевич Бухарев (в монашестве - Феодор)
русский духовный писатель, богослов, ординарный профессор Московской духовной академии. Родился, согласно метрическим книгам, в день пророка Илии в селе Фёдоровское, Корчевской уезд, Тверская губерния, в семье диакона Матвея Лукича Бухарева и его жены Марфы. Обучался в Тверском духовном училище (1832—1837), Тверской духовной семинарии (1837—1842), где обратил на себя внимание своею даровитостью. Здесь он сблизился с Владимиром и Евграфом Ивановичами Ловягиными. Затем учился в Московской духовной академии. С первого курса у него завязалась дружба с В.Ф.Владиславлевым. В конце обучения, летом 1846 года, он принял монашество с именем Феодор и был посвящён в сан иеромонаха. По окончании академического курса 3-м магистром, он был оставлен при академии бакалавром по кафедре священного писания; назначен академическим библиотекарем. Когда сборник «Выбранные места из переписки с друзьями» поставил Гоголя в нравственно тяжелое положение, иеромонах Феодор решил прийти ему на помощь. Он хотел напечатать «Три письма к Н.В.Гоголю, писанные в 1848 году» и представил это сочинение в рукописи митрополиту Филарету, но письма вызвали неудовольствие митрополита. Тогда Бухарев вступил в переписку с Гоголем и впоследствии лично сблизился с ним. В 1850 году был поставлен соборным иеромонахом московского Донского монастыря. В 1852 году назначен экстраординарным профессором кафедры Священного Писания Московской духовной академии. В 1853 году был возведён в сан архимандрита. В 1854 году он был переведен в Казанскую духовную академию на кафедру догматического богословия, где был также инспектором академии. Он сделался душой местного проповедничества, стал вращаться с проповедью в светском кругу, так что завелись даже особые «вечера с о. Феодором»; 29 апреля 1857 года он был награждён орденом Святой Анны 2-й степени. В январе 1858 года Бухарев был назначен членом Санкт-Петербургского Комитета духовной цензуры. Здесь разыгралась драма его жизни. По обязанности цензора ему пришлось читать «Домашнюю беседу». Мрачное изуверство пресловутого редактора «Беседы» Аскоченског, с каким-то беспощадным злорадством клеймившего все мирское, не могло не встретить отпора в лице Феодора с его идеально-христианскими воззрениями на жизнь. Сначала он поправлял статьи «Домашней беседы», но получив за это выговор от своего начальства, перестал это делать, или пропуская статьи без поправок, или совсем запрещая их. Эти запрещения вооружили против него редактора «Беседы». Он подал в конференцию Петербургской духовной академии неприличный и оскорбительный протест на своего цензора. Академия послала Феодору копию с него, предоставляя ему вчинить иск за оскорбление чести, но Бухарев не прибегнул к этому. Года через два в «Домашней беседе» появились критические статьи, подобные протесту, по поводу сочинения Феодора: «О православии в отношении к современности». Хотя статьи эти должны были пройти цензуру Феодора, он не решился наложить на них запрещение, а ограничился только тем, что напечатал в «Сыне Отечества» ответ на них, надеясь, этим путём уяснить свой взгляд на отношение христианства к современной жизни и привлечь внимание благомыслящих людей. Редактор «Домашней беседы» объявил в своем журнале, что архимандрит Феодор печатает своё толкование на Апокалипсис. После этого рукопись сочинения Бухарева, по требованию начальства, была взята из типографии и отдана для просмотра, сам же он в 1862 году был переведен в число братии Переяславльского Никитского монастыря (за несколько лет до того времени Бухарев сам просил об этом переводе). Труд над «Апокалипсисом» Бухарев считал главной задачей своей жизни и занимался им с молодости и до самой смерти. Запрещение страшно на него повлияло и побудило летом 1863 года снять с себя монашество; по собственным словам Бухарева, он не хотел «фальшивить в монашестве, когда внутри всеми силами протестовал против тех, кого должен был, по монашеству, слушаться»… Снятие сана повлекло за собою для Бухарева лишение всех прав, приобретенных академическим образованием и службой. Вскоре после этого Бухарев женился и в бедственном положении прожил в Твери, Ростове и Переславле-Залесском почти 8 лет. Единственным средством к существованию являлся для него незначительный гонорар за сочинения, над которыми он неустанно работал, а также скромная поддержка друзей. В числе лиц, оказывавших ему поддержку, был и митрополит Филарет. Истомленный трудами, лишениями и болезнями Александр умер в городе Переславль-Залесский 14 апреля 1871 года, в сравнительно молодом возрасте. Сочинения: О втором псалме («Прибавление к изданию Творений Святых отцев», книга 8) — вышло анонимно в 1849 году; О принципах или началах в делах житейских и гражданских. Санкт-Петербург, 1858; О картине Иванова «Явление Христа народу». Санкт-Петербург, 1859; О православии в отношении к современности, в разных статьях архимандрита Феодора. — Москва : Странник, 1860. — 334 страницы; Несколько статей о святом апостоле Павле. Санкт-Петербург, 1860; Три письма Н.В.Гоголю. Санкт-Петербург, 1860; О Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа. Санкт-Петербург, 1861; Изъяснение первой главы Книги Бытия о миротворении. Санкт-Петербург, 1862; Исследования о достоинстве, целости и происхождении 3-й Книги Ездры. Москва, 1864; Письма о благодати св. таинств церкви православно-кафолической. Москва, 1864; О подлинности и целости священных книг пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. — Москва : А.И.Манухин, 1864. — 174 страницы; Святой пророк Даниил: Очерк его века, пророч. служения и свящ. кн. — Москва : А.И.Манухин, 1864. — 190 страниц; Св. пророк Иезекииль. Очерк его времени, жизни и пророческой книги. Москва, 1864; Святой пророк Иеремия. Очерк его времени, жизни и пророческой книги. Москва, 1864; Святой пророк Исайя. Очерк его времени, пророческого служения и книги. Москва, 1864; Печаль и радость, по слову Божию. — Москва : А.И.Манухин, 1865. — 281 страница; О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской. — Москва : А.И.Манухин, 1865. — 635 страниц; О подлинности апостольских посланий. — Москва : А.И.Манухин, 1866. — 87 страниц; Моя апология. По поводу критических отзывов о книге: «О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской». Москва, 1866; Об успокоении усопших и о духовном здравии живых. Москва, 1866; Книга для обучения русскому чтению и письму. Москва, 1867; О романе Достоевского «Преступление и наказание» по отношению к делу мысли и науки в России. Москва, 1884; Исследования Апокалипсиса. Сергиев Посад, 1916; Письма архимандрита Феодора (А.М.Бухарева) к казанским друзьям. Сергиев Посад, 1917. Источники: Бухарев, Александр Матвеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Бухарев, Александр Матвеевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург— Москва, 1896—1918; Бухарев Александр Матвеевич // Мень А.В. Библиологический словарь: в 3 томах — Москва: Фонд имени Александра Меня, 2002; Фатеев В.А. Бухарев // Православная энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Том VI. — Страницы 398-401. — 752 страницы — 39 000 экземпляров — ISBN 5-89572-010-2.

Auguste_Dozon_1 (476x700, 141Kb)
1822
Огюст Дозон (французское имя - Auguste Dozon)
французский дипломат, лингвист, фольклорист и переводчик. Родился в городе Шалон-сюр-Марн, департамент Марна, Франция. Окончил парижский коллеж Сен-Барб, где изучал древние и новые литературы, затем также учился праву. Служил в Министерстве внутренних дел, затем занимался вопросами охраны исторических памятников в Управлении по делам искусств и наконец поступил на дипломатическую службу, на протяжении более чем 30 лет занимая должность консула Франции в различных балканских городах: Белграде (1854—1863), Мостаре (1863—1865 и 1875—1878), Пловдиве (1865—1869), Янине (1869—1875), на Кипре (1878—1881) и в Салониках (1881—1885). Во время службы изучал сербский, болгарский и албанский языки и фольклор этих народов. Составил, перевёл и опубликовал сборники сербских (1859) и болгарских (1875) народных песен и сборник албанских легенд (1881). Важным событием в изучении албанского языка стал выпущенный Дозоном «Учебник албанского языка» (французское название - Manuel de la langue chkipe ou albanaise; 1879); особое значение для лингвистики имело введение в этой книге Дозоном понятия адмиратива, ставшее, как отмечает В.А.Плунгян, отправной точкой для исследований как собственно миратива, так и эвиденциальности. Умер в Версале 31 декабря 1890 года. Награды и премии: кавалер ордена Почётного легиона; командор ордена Святого Саввы.

Edward_Augustus_Freeman (513x700, 141Kb)
1823
Эдуард Фримен (Edward Augustus Freeman)
английский историк. Родился в Харборне, графство Стаффордшир. Профессор Оксфордского университета (с 1884). По политическим воззрениям либерал, сторонник Гладстона. Главное внимание в своих исследованиях уделял политич. истории. История для Фримена - это политика прошлого, а политика - история настоящего. Фримен был одним из ревностных сторонников сравнительно-исторического метода, свое понимание которого он изложил в работах "Сравнительная политика и единство истории" (L., 1874; русский перевод, Санкт-Петербург, 1880) и "Методы изучения истории" (L., 1886, русский перевод, 1893). Рассматривая сравнительный метод как универсальный метод исторического познания, Фримен зачастую ограничивался констатацией поверхностного сходства разнородных исторических явлений (отсюда лишенные историзма аналогии между деятельностью Клисфена и Симона де Монфора, между Ахейским союзом и Конституцией США и др.). Фримен считал обязательным для историка привлечение абсолютно всех известных документов, относящихся к исследуемой проблеме, полагая, что в противном случае ист. сочинение лишено какой бы то ни было ценности. Поэтому работы Фримена сохраняют значение как собрание обширного фактического материала (хотя и недостаточно выверенного). Круг конкретно-исторических интересов Фримена необычайно широк. Однако наибольшую известность получили его исследования, посвященные средневековой истории Англии. Будучи последователем германистского направления в английской историографии, Фримен в обширной монографии "История нормандского завоевания Англии" ("A history of the Norman conquest of England", v. 1-6, Oxf., 1867-1879) пытался доказать, что все т. н. свободные учреждения Англии, включая парламент, органы суда и местного самоуправления, существовали уже в англосаксонскую эпоху и имеют, таким образом, германское происхождение. Вторжение же норманнов, которые, по мнению Фримена, к 11 в. утратили германские черты и "офранцузились", не имело никакого значения для судеб страны. В работе "Историческая география Европы" (v. 1-2, L., 1881 - 1882; русский перевод, тома 1-2, Москва, 1892) Фримен по существу впервые дал обзор основных территориальных изменений в Европе начиная с древности и кончая 19 в. Умер в Аликанте, Испания, 16 марта 1892 года. Сочинения: History and conquests of Saracens, 2 ed., L., 1876; Growth of English constitution, 3 ed., L., 1890; The Ottoman power in Europe, L., 1877; Greater Greace and Greater Britain, L., 1886; History of Sicily, v. 1 - 4, Oxf., 1891-94; History of Federal Government in Greece and Italy, 2 ed., L., 1893; A history of the Norman conquest of England, v. 1—6, Oxf., 1867—1879; The reign of William Rufus, v. 1—2, Oxf., 1882: в русском переводе — Развитие английской конституции с древнейших времен, Москва, 1905. Литература: Гутнова Е.В., Историография истории средних веков, Москва, 1974 (Указатель имен).

Francois_Princess_of_Joinville_1844 (559x700, 332Kb)
1824
Франсишка де Браганса (португальское имя - Francisca de Bragança; имя при рождении - Франсишка Каролина Жоана Карлота Леопольдина Романа Ксавьера де Паула Микаэла Габриэла Рафаэла Гонзага де Браганса, Francisca Carolina Joana Carlota Leopoldina Romana Xavier de Paula Micaela Gabriela Rafaela Gonzaga de Bragança)
бразильская принцесса и португальская инфанта, дочь императора Педру I и его первой супруги Марии Леопольдины Австрийской. Супруга Франсуа Орлеанского, принца Жуанвиль. Принцесса Франсишка родилась в императорском дворце Сан-Кристован, Рио-де-Жанейро. Своё имя новорождённая получила по названию реки Сан-Франсиску в Бразилии. Отец — император Бразилии Педру I, мать — Мария Леопольдина, эрцгерцогиня Австрийская. По отцу внучка португальского короля Жуана VI, и Карлоты Жоакины Испанской, по матери — Франца II, императора Священной Римской империи, и Марии Терезы Бурбон-Неаполитанской. По отцу принадлежала к Бразильской ветви королевской династии Браганса, правившей Португалией много веков. Через мать приходилась племянницей императору Франции Наполеону I, а также двоюродной сестрой Наполеону II, императору Австро-Венгрии Францу-Иосифу и императору Мексики Максимилиану I. Помимо титула принцессы Бразилии, Франсишка имела титул инфанты Португалии. Всего в семье было семеро детей, включая будущего императора Педру II. 11 декабря 1826 года императрица Мария Леопольдина скончалась от последствий выкидыша. Император сильно тосковал по супруге, и через три года после её смерти заключил второй брак с внучкой императрицы Франции Жозефины де Богарне, герцогиней Амелией Лейхтенбергской. Свадьба состоялась 17 октября 1829 года. Амелия стала матерью пятерым детям императора от первого брака. В новом браке родилась единственная дочь, принцесса Мария Амелия.
Pedro_II_of_Brazil_and_his_sisters (700x535, 463Kb)
Принцессы Франсишка и Жануария с императором Педру II в трауре по отцу. Феликс Таунай, около 1835, Императорский музей Бразилии
Педру I отрекся от бразильского престола 7 апреля 1831 года для того, чтобы поддержать свою дочь в борьбе за португальскую корону, когда власть в королевстве захватил брат Педру Мигель. Император принял титул «герцога Браганса» и вместе со второй супругой, которая была тогда беременна, старшей дочерью и сестрой, инфантой Аной де Хесус отправился в Португалию. Больше дети с отцом не виделись. Перед отъездом, бывший император оставил в качестве опекуна Жозе Бонифасиу де Андрада и Силва, бразильского дипломата, учёного, философа и поэта. Дети императора любили проводить время вместе, были послушными, а сёстры всячески помогали своему брату Педру II, который после отречения отца получил титул бразильского императора. Детей регулярно водили в церковь, учили, они занимались на музыкальных инструментах вместе с преподавателями. 9 апреля 1831 года Педру II был официально провозглашён императором. По этому случаю, он показался вместе с сёстрами на балконе императорского дворца. Принцесса Франсишка вышла замуж за французского принца Франсуа Орлеанского, третьего сына короля Франции Луи Филиппа I, и Марии Амалии, принцессы Неаполитанской и Сицилийской. После брака получила титул «Её Королевское Высочество Франсишка, принцесса де Жуанвиль». Баронесса де Лангсдорф, компаньонка Франсишки, отвечала за свадебные приготовления. Свадьба состоялась в Рио-де-Жанейро, 1 мая 1843 года. Невесте было 19 лет, жениху — 25. По брачному договору, приданое невесты оценивалось в один миллион франков и временный доход в размере 6 % от национального бюджета, а также 25 квадратных миль земли в штате Санта-Катарина в Бразилии. Личное состояние невесты, которое не включалось в приданое, составляло 25 000 франков, а также бриллиантовое наследство на общую сумму в 200 000 франков. Принцесса на всех производила хорошее впечатление. Её будущий муж писал королю: «Принцесса Франсишка высокая и очень элегантная; она добра, в ней есть та прекрасная живость натуры: светлые волосы, очень тёмные глаза и приятный свежий взгляд. Лоб у неё слегла велик, но нижняя часть лица имеет, что ни на есть, соблазнительный вид».
Francisca_Joinville (391x700, 259Kb)
Принцесса Франсишка. Франсуа Рене Моро (около 1844), Императорский музей Бразилии
Супруги поселились в Париже, где принцессу считали одной из самых красивых аристократок, а весь столичный свет восхищался её весёлой непосредственностью. В Париже её называли «Прекрасная Франсишка» (французское название - La Belle Françoise). Ночью, в отличие от других членов королевской семьи, молодожёны любили бывать в кафе, ресторанах и театрах, а под утро предпочитали скакать на лошадях по Булонскому лесу. Принц Франсуа был хорошим акварелистом, изображая свою жену на лошадях. Супруги были восприемниками принцессы Леопольдины Бразильской, младшей дочери императора Педру II. Франсишка была близкой подругой Луизы де Баррос, графини Барраль, которая позже заняла должность, по рекомендациям принцессы де Жуанвиль, гувернантки дочерей императора Педру II, принцесс Изабеллы и Леопольдины. Когда король Луи Филипп был свергнут с престола, супруги были вынуждены покинуть Францию. Новым домом для них стала Англия, где они осели в Клермонт-хаусе. Во время Второй империи Бонапартов Франсишка вместе с мужем и детьми вернулась в Париж. Принцесса поддерживала связи со своими бразильскими родственниками, которых призывала бороться против республиканцев, вплоть до смерти в Париже 27 марта 1898 года. Её супруг умер через два года. Оба похоронены в Королевской капелле в Дрё. От брака с принцем Франсуа Орлеанским у Франсишки Бразильской родилось трое детей: принцесса Франсуа́за Мари́я Аме́лия (14 августа 1844—28 октября 1925) — вышла замуж за своего двоюродного брата принца Роберта, герцога Шартрского, сына наследника французской короны Фердинанда Филиппа, герцога Орлеанского, и принцессы Елены Мекленбург-Шверинской, имели пятерых детей; принц Пьер Фили́пп Жан Мари́я (4 ноября 1845—17 августа 1919) — герцог Пантьевр, женат не был, имел двух незаконнорождённых детей; принц N (родился и умер 1849) — мертворождённый сын. Литература: Barman, Roderick J. Citizen Emperor: Pedro II and the Making of Brazil, 1825–1891 : Stanford, California : Stanford University Press, 1999. — P. 26, 41. — 548 p. — ISBN 978-0-8047-3510-0; Bragança, Carlos Tasso de Saxe-Coburgo. «A Princesa Leopoldina». Revista do Instituto Historico e Geografico Brasileiro : 1959. — P. 73—78. — 243 p; Carvalho, José Murilo de. D. Pedro II: ser ou não ser : São Paulo : Companhia das Letras, 2007. — P. 22. — 276 p. — ISBN 978-85-359-0969-2; Longo, James McMurtry. Isabel Orleans-Bragança: The Brazilian Princess Who Freed the Slaves : Jefferson, North Carolina : McFarland & Company, 2008. — P. 70. — ISBN 978-0-7864-3201-1; Lyra, Heitor. História de Dom Pedro II (1825–1891): Ascenção (1825–1870) : Belo Horizonte, 1977. — P. 17—19; Macaulay, Neill. Dom Pedro: The Struggle for Liberty in Brazil and Portugal, 1798–1834. : Durham, North Carolina : Duke University Press, 1986. — P. 235, 252—259. — 365 p. — ISBN 978-0-8223-0681-8; Schwarcz, Lilia Moritz. As barbas do Imperador: D. Pedro II, um monarca nos trópicos : São Paulo : Companhia das Letras, 1998. — P. 50—52. — 623 p. — ISBN 978-85-7164-837-1.

Peter_Chigirin_1825 (553x700, 428Kb)
1825
Пётр Петрович Чигирин
полковник Российской Императорской армии, герой обороны Севастополя, командир 212-го Бахчисарайского полка, городской голова Ковеля, Волынской губернии. Пётр Петрович Чигирин родился в 1825 году в семье надворного советника Подольской палаты государственных имуществ Петра Ивановича Чигирина. Внук Ивана Петровича Чигирина, участника Швейцарского и Итальянского похода А.В.Суворова. Воспитывался в частном учебном заведении. Внесен в родословную дворянскую книгу Волынской губернии. Вступил в службу в 1844 году. 1844—1847 — 3-й саперный батальон; 1847—1871 — 47-й Украинский полк; 1855 году поручик, начальник военно-походной типографии штаба военно-сухопутных войск и морских сил в Крыму. 1871—1881 — 10-й Новоингерманландский полк; 1879 — За отличия в Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. произведен в полковники . 1881 — командир 212-го пехотного Бахчисарайского полка. В сентябре 1881 года подал в отставку. Участник компаний: Венгерской в 1849 году; Турецкой в 1853—1854 году (участник обороны Севастополя, участвовал в сражении на Черной речке 4 августа); Польской в 1863 году; Турецкой в 1877—1878 году. После отставки в 1881 году около 10 лет занимал пост городского головы Ковеля Волынской губернии (по подтвержденным данным: с 1887 по 1895 годы). Награды: Орден Святого Владимира (Приказ 22 сентября 1874 года); Орден Святой Анны; Святого Станислава; Серебряная медаль «За защиту Севастополя 1854—1855»; Серебряная медаль «За усмирение Венгрии и Трансильвании»; Бронзовая медаль «В память войны 1853—1856 гг.»; Бронзовая медаль «За усмирение польского мятежа 1863—1864 гг.»; Бронзовая медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878». Литература: Волынские губернские ведомости, № 11 от 8 февраля 1889 (Извлечения из журналов Ковельской городской думы); Адрес-календарь Волынской губернии на 1892 год, Житомир, 1892; Пирожников А.И. История 10-го пехотного Новоингерманландского полка. Тула, 1913 на сайте Руниверс; Севастопольцы. Сборник портретов участников обороны Севастополя в 1854—1855 годах. Издал П.Ф.Рерберг, 1901.

Julius_Schulhoff (452x700, 99Kb)
1825
Юлиус Шульгоф (немецкое имя - Julius Schulhoff; чешское имя - Julius Šulhov)
франко-германский пианист и композитор чешского происхождения. Родился в Праге. Учился в Праге у Игнаца Тедеско (фортепиано) и Вацлава Я.Томашека (музыкальная теория). В 1842 г. дебютировал в Дрездене как пианист, затем дал несколько концертов с Лейпцигским Гевандхаузом. Отправившись в Париж, удостоился покровительства и поддержки Фридерика Шопена, которому посвящено Блестящее Allegro (1845) — одно из первых опубликованных сочинений Шульгофа. После продолжительного турне по Франции гастролировал также в Англии, Испании и России (1853). По возвращении в Париж отказался от активной исполнительской деятельности, сосредоточившись на композиции и педагогике (среди его учеников этого периода, в частности, Эдуар Лало). В 1870 г. перебрался в Дрезден, продолжив преподавать; в последний год своей жизни был профессором в Берлине. Шульгофу принадлежит более полусотни эффектных салонных сочинений для фортепиано: две сонаты, этюды, каприсы, вальсы, мазурки, альбом «Воспоминания о Варшаве и Киеве», транскрипции чешских народных песен и др. Внучатым племянником Шульгофа был композитор Эрвин Шульгоф. Умер в Берлине 13 марта 1898 года. Литература: Шульгоф, Юлий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Pavía,_en_La_Ilustración_Española_y_Americana (536x700, 167Kb)
1828
Мануэль Павия и Родригес де Альбукерке (испанское имя - Manuel Pavía y Rodríguez de Alburquerque)
испанский генерал. Родился в городе Кадис, Андалусия, Испания. Мануэль Павия был сыном адмирала Павии, достаточно известного испанского офицера начала XIX века. Он поступил в Королевский артиллерийский колледж в Сеговии в 1841 году, стал лейтенантом в 1846 году, капитаном в 1855 году и генералом в 1862 году. Три года спустя он вошёл в окружение генерала Хуана Прима и принял участие в двух неудачных революционных выступлениях, организованных Примом в 1866 году, а затем, после двух лет изгнания, — в успешной революции 1868 года. Павия приложил значительные усилия в борьбе против республиканского восстания в южных провинциях. Правительства короля Амадея Савойского с 1871 по 1873 годы также отмечали значительную принесённую им пользу. После отречения короля генерал Павия подавил карлистские и кантональные восстания в главных городах на юге страны. В трёх случаях в течение насыщенного 1873 года в качестве капитана-генерала Мадрида он предлагал свои услуги, для того чтобы положить конец анархии, которая бушевала в провинциях и к дезорганизовывала Кортесы. Во всех случаях он использовал одни и те же аргументы, а именно — что они должны были выбирать между восстановлением монархии или диктаторской, военной и политической республикой, которая должна возникнуть путём сплочения вокруг её основ всех самых консервативных групп, которые совершили революцию 1868 года. Он надеялся осуществить свой замысел с Эмилио Кастеларом, но план был прерван приказом военных о роспуске Кортесов 1873 года. Как только федеральные Кортесы победили Кастелара, Павия совершил переворот 3 января 1874 года и после роспуска Кортесов стал абсолютным хозяином положения. Но, не имея личных амбиций, он обратился к генералу Серрано, предложив ему сформировать правительство с Сагастой, Мартосом, Улоа и другими консерваторами и радикалами революции. Павия был членом возрождённых Кортесов несколько раз и умело защищался от Эмилио Кастелара, который упрекал его за ту роль, которую он сыграл в событиях 3 января 1874 года. Он скоропостижно скончался в Мадриде 4 января 1895 года. Литература: Encyclopædia Britannica (11th ed.). Cambridge University Press.

Kanitz_Fülöp (488x700, 164Kb)
1829
Феликс Филипп Каниц (немецкое имя - Felix Philipp Kanitz)
австрийский географ и этнограф, прозванный «Балканским Колумбом». Еврей, принявший христианство. Родился в Пеште, Австрийская империя. Учился изобразительному искусству в Венском университете. С 1858 по 1889 год совершил множество путешествий по Балканскому полуострову, первоначально — в качестве художника газеты «Illustrierte Zeitung»: Каниц был превосходным рисовальщиком. Он бывал в Боснии, Герцеговине, Черногории, Сербии, в населённых болгарами местностях Турции (ещё до обретения Болгарией независимости), подробно и с большой симпатией описывая жизнь и быт южнославянских народов, выражая недовольство турецким владычеством — настолько, что экземпляры его книги «Дунайская Болгария и Балканы» (немецкое название - «Donau-Bulgarien und der Balkan»; 1860, русский перевод 1876) были преданы в Стамбуле сожжению. По мысли Каница в Вене был основан Восточный музей (1874), где молодые болгары готовились к учительской должности. Живо интересуясь Русско-Турецкой войной 1877—78, Каниц протестовал против некоторых статей Берлинского конгресса и всегда стоял за автономию Восточной Румелии. Каниц пользовался огромным уважением на Балканах. В 1902 году он стал одним из первых почётных граждан города Ловеч. Умер в Вене 5 января 1904 года. Награды: Орден Святой Анны; Орден Святого Саввы. Село в Болгарии, недалеко от Видина, до сих пор носит его имя. Источники: Каниц, Феликс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

0051811021 (455x700, 51Kb)
1829
Афанасий Николаевич Обручев
полковник Русской императорской армии. Афанасий Обручев родился в дворянской семье полковника Николая Афанасьевича Обручева (1802—1837), командира Самогитского полка и Марии Лукиничны (урожденная Колотова; 1807—1880). Вместе с братом избрал военную карьеру. По окончании Первого кадетского корпуса и Главного инженерного училища был выпущен порутчиком в военные инженеры российской армии. В 1857 году он был направлен в Приморскую область, где на него легла задача по созданию обороны устья реки Амур. Здесь, вблизи Николаевска, Обручев искусно выбрал места для строительства укреплений и возвел так называемые Унырахские батареи. Фортификационные сооружения воздвигнутые А.Н.Обручевым долгое время не теряли своего стратегического значения и постепенно развились в крепость, а затем и в город Николаевск-на-Амуре. На Дальнем Востоке Обручев прослужил до 1868 года. Деятельность Обручева в этих местах была запечатлена наименованием в его честь мыса при входе в бухту Святого Успения. Афанасий Николаевич Обручев умер 20 апреля 1871 года. Был женат на Софье Владимировне (урожденная Геблер; 1844—1881). В честь А.Н.Обручева названы мыс и река на юге Приморья, в заливе Успенья. Мыс назвал В.Бабкин в 1860 г., река названа по мысу в 1972 г. Источники: Волков С.В. Генералитет Российской Империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. В 2 томах – Москва : «Центрополиграф», 2009.

Wilhelm_Christ_-_Imagines_philologorum (699x700, 243Kb)
1831
Вильгельм Крист (немецкое имя - Wilhelm von Christ)
немецкий филолог. Родился в Гайзенхайме, Райнгау-Таунус, Дармштадт, Гессен, Германия. Сын булочника. Учился в хадамарской гимназии и мюнхенском университете. Среди его наставников были А. Трентеленбург, Ф.А.Бёк, Ф.Бопп. В 1853 г. в Берлине защитил докторскую диссертацию, посвящённую Аристотелю, и начал преподавать в мюнхенской гимназии, а в 1860 г. - в Мюнхенском университете. В 1891-92 гг. был его ректором. Крист был экстраординарным (с 1858 г.) и действительным (с 1863 г.) членом Баварской академии наук, членом школьных советов Баварии (с 1872 г.) и Германии (с 1890 г.) В 1876 г. получил личное дворянство. Издал: «Grundzüge der griechischen Lautlehre» (Лейпциг, 1859); критические издания «Илиады» Гомера (1884); «Aristotelis metaphysica» (1886); «Geschichte der griechischen Literatur bis auf die Zeit Justinians» (Мюнхен, 2-е издание, 1890) и др. Умер в Мюнхене, Германская империя, 8 февраля 1906 года. Источники: Крист, Вильгельм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Shishonko_V_N (507x700, 106Kb)
1831
Василий Никифорович Шишонко
пермский медик, педагог и краевед, действительный статский советник. Известен как составитель «Пермской летописи» в семи томах.

Что не ясны соколички
Слетелись,
Собирались добры молодцы —
Бродяги
Беспарточные.
Они думали — гадали
Заедино все:
— Кому-то из нас
Атаманом быть?
Атаманом быть
Ермоли Тимофеевичу.
Есаулом быть ему
Ермоли Тимофеевичу.
Атаман возговорил,
Как ровно в трубу вострубил.
Есаул возговорил,
Ровно свирью свирель.
— Нам, не полно ли,
Ребятушки,
На морях стоять,
На морях стоять,
Разбой держать.

Родился в селе Баклан Мглинского уезда Черниговской губернии. Окончил Петербургскую медико-хирургическую академию. С 1863 года жил в Перми. Работал по специальности до 1868 года, затем служил секретарём Губернского статистического комитета. В 1879—1889 гг занимал пост инспектора народных училищ Пермской губернии, успешно проявив себя в качестве организатора народного образования. Скончался в Перми 17 ноября 1889 года. Похоронен в Перми на Егошихинском кладбище. В 2007 году там был установлен памятник и проложена благоустроенная дорожка — «тропа Шишонко».
Труды
Сделал весомый вклад в изучение истории Урала, составив «Пермскую летопись» в 7-ми томах. Труд остался незаконченным — вместо запланированного периода летописи до 1881 г., автор успел охватить только период до 1715 г. За этот далеко не научный труд на научно-промышленной выставке в Екатеринбурге в 1887 году он был удостоен Большой серебряной медали. В то же время этот труд вызывал и вызывает по сей день серьезную критику со стороны профессиональных историков за дилетантский подход Шишонко к исторической тематике. Также написал книгу по истории народных училищ Соликамска и Соликамского уезда и ряд практически полезных изданий, например: «Приготовление кумыса из кобыльего и коровьего молока». Кроме того, Шишонко собирал фольклор: песни, былины и легенды, бытующие в Прикамье. Его рукопись «Народное творчество Пермской губернии» осталась неизданной, но часть собранного материала вошла в книгу «Отрывки из народного творчества Пермской губернии» (Пермь, 1882 г).

Olcott (465x700, 191Kb)
1832
Генри Стил Олкотт (иногда Олькотт; Henry Steel Olcott)
один из основателей и первый президент Теософского Общества, участник Гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель. Считается ведущей фигурой в современной истории ланкийского буддизма. Его деятельность в качестве главы Теософского общества помогла возрождению буддизма, и за это его почитают в Шри-Ланке. Генри Стил Олкотт родился в Ориндже, штат Нью-Джерси в пресвитерианской семье. Его отец — Генри Вайскофф Олкотт, предприниматель; мать — Эмилия Олкотт (урождённая Стил).
Генри рос на ферме своего отца в штате Нью-Джерси. Через некоторое время семья перебралась в Нью-Йорк, где Генри после школы поступил в университет. В Колумбийском университете изучал агрономию. Его первая книга по агрономии сахарного тростника «Sorghum and Imphee» (1857) принесла ему международную известность. Афинский университет (Греция) предложил Олкотту должность профессора по агрономии, но он отказался. В 1858—1860 годах был редактором газеты «Нью-Йорк трибьюн» по сельскохозяйственной тематике. Олкотт участвовал в гражданской войне с 1861 года. В 1860 году Олкотт женился на Мэри Морган, дочери священника из города Нью-Рошелл. У них родились четыре ребёнка, из которых два умерли в младенчестве. Олкотт служил в армии северян во время гражданской войны и участвовал в успешной кампании генерала Бернсайда в Северной Каролине. Во время войны он был назначен на должность специального уполномоченного военного министерства (уже в звании полковника) для расследования коррупции в компаниях, поставляющих боеприпасы. Морское министерство «нуждалось в аналогичных услугах» Олкотта. По окончании войны три года изучал юриспруденцию и в 1868 году стал членом коллегии адвокатов в Нью-Йорке. Ему удалось упорядочить практику страхования и стать специалистом по таможенным пошлинам, налогообложению и страхованию.
Спиритизм и теософия
Олкотт утверждал, что его первое знакомство со спиритизмом состоялось в 1844 году, когда он стал свидетелем месмерических феноменов Э.Дэвиса. С 1853 по 1856 год он опубликовал несколько статей в «Spiritual Telegraph» под псевдонимом "Amherst". А.Н.Сенкевич писал, что в 1874 году Олкотт прочёл статью о «совершенно невероятных феноменах», происходящих в штате Вермонт на ферме, принадлежащей медиумам братьям Эдди, и решил, что ему нужно поехать туда и во всём убедиться самому. Всё оказалось правдой. Олкотт поселился в «этом таинственном доме и в течение двенадцати недель ежедневно наблюдал сверхъестественные вещи». Дважды в неделю газета «Daily Graphic» печатала его корреспонденции. Они привлекли к себе внимание Е.П.Блаватской, и она поехала на ферму. Здесь произошла первая встреча будущих основателей Теософского Общества. Артур Конан Дойль, прочитав статьи Олкотта, был уверен, что он не упустил ни малейшей возможности уличить братьев Эдди в обмане. Конан Дойль писал: «Некоторые опыты Олкотта столь скрупулёзны и так досконально описаны, что предвосхитили многие современные исследования и заслуживают тщательного рассмотрения. Например, он привёз из Нью-Йорка весы, тщательно проверенные и снабжённые сертификатом точности. Он потребовал, чтобы одна из материализованных форм — скво Хонто — встала на эти весы, а показания считывал третий человек — мистер Притчард, уважаемый гражданин и незаинтересованное лицо. Олкотт приводит результаты взвешивания, а также справку, заверенную Притчардом под присягой в городском собрании». В начале 1875 года видные спиритуалисты пригласили Олкотта провести расследование по поводу обвинения в обмане, которое предъявлялось медиумам Дженни и Нельсону Холмсам, которые, как утверждалось, проводили сеансы вызова духа Кэти Кинг. Говард Мёрфет писал, что Олкотт не случайно оказался соратником Блаватской и первым президентом Теософского Общества: «Годы, проведённые в преподавании научных основ сельского хозяйства, раскрыли присущую ему инициативу и выявили дарование лектора, да и в своей юридической деятельности он много раз показал себя дельным организатором и надёжным администратором». Элвин Кун писал, что 17 ноября 1875 года Теософское Общество было, наконец, создано. Его президентом стал полковник Генри Олкотт; вице-президентами — доктор Сэт Пэнкост и Дж.Г.Фелт; секретарём-корреспондентом — Е.П.Блаватская; секретарём по протоколу — Джон С.Кобб; казначеем — Генри Дж.Ньютон; библиотекарем — Ч.Содеран; членами совета — преподобный Г.Уигджин, Р.П.Уестбрук, госпожа Э.Хардинг-Бриттен, С.Э.Симмонс и Герберт Д.Моначези; адвокатом Общества — У.К.Джадж. Теософское Общество провозгласило своими главными задачами следующее: Формирование ядра всеобщего человеческого братства без различия по признакам расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи; Содействие сравнительному изучению религии, философии и науки; Исследование неизвестных законов природы и скрытых способностей человека.
Индия и буддизм
В декабре 1878 года Олкотт и Блаватская покинули Нью-Йорк и отправились в Индию, чтобы перенести туда место расположения штаб-квартиры Теософского Общества. Перед отъездом он получил от президента США подписанное письмо с рекомендацией всем официальным лицам и консулам США, а от госдепартамента — специальный дипломатический паспорт и полномочия информировать госдепартамент о перспективах продвижения коммерческих интересов США в Азии. Они прибыли в Бомбей 16 февраля 1879 года, впоследствии местоположением Общества стал город Адьяр. Во время их визита в 1880 году на Цейлон (Шри-Ланка) Блаватская и Олкотт прошли через ритуал принятия буддийской веры. Как президент Теософского Общества Олкотт положил начало возрождению буддизма на Шри-Ланке (Теософское Общество основало здесь более двухсот буддийских школ и несколько колледжей, наиболее известные из них — Махинда Колледж (англ.)русск., Ананда Колледж, Дхармараджа Колледж, Малиядэва Колледж; также способствовал религиозному возрождению в Индии, Японии и других странах Востока. Стимулировал рост интереса к изучению санскрита. Объединил разные секты Шри-Ланки в буддийскую секцию Теософского Общества (1880); 12 сект Японии — в объединённый комитет по распространению буддизма (1889); буддистов Бирмы, Таиланда и Шри-Ланки — в Собрание Южных Буддистов (1891); и в заключение, северный и южный буддизм были воссоединены через подписание Четырнадцати Положений Буддизма (1891). С делегацией буддистов в индусском храме в Тинневелли посадил «дерево дружбы» (1882), что было первой демонстрацией братства между буддистами и индуистами за несколько сотен лет. В 1886 году Олкотт основал Адьярскую библиотеку, где впервые в истории религиозные учителя индуизма, буддизма, зороастризма и ислама собрались, чтобы благословить общее дело. Макс Мюллер писал, что Олкотт был инициатором публикации подлинных брахманских и буддийских текстов. Он попытался вдохновить и буддистов, и индуистов с уважением относиться к их древним религиям, помог им обнаружить в их священных писаниях слова о том, что «через тёмные стороны жизни их могут вести несколько лучей истины. Он показал им, что, несмотря на многие различия, их веками разделённые секты имеют много общего, что они должны отказаться от того, что не является существенным и придерживаться того, что является наиболее важным для создания истинных уз великого братства религий». «Буддийский катехизис» Олкотта выдержал 44 издания (к 1938), был переведён на 20 языков и стал всемирно используемым учебником. Олкотт получил благословение буддийских первосвященников Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда и Японии за свои труды для буддизма. За заслуги перед индуизмом был принят в касту брахманов. Умер 17 февраля 1907 года в Адьяре, выразив желание видеть своей преемницей Анни Безант. Махатма Кут Хуми написал о полковнике Олкотте в 1880 году: «Он — тот, кто никогда не расспрашивает, но повинуется; кто может совершать бесчисленные ошибки из-за чрезмерного усердия, но никогда не откажется их исправить, хотя бы и ценою величайшего самоуничижения; кто рассматривает жертвование удобствами и даже жизнью, как то, чем можно радостно рискнуть, когда в этом появится необходимость; кто будет есть любую пищу или даже обойдётся без неё; будет спать на любой кровати, работать в любом месте, брататься с любым отверженным, переносить по этой причине любые лишения». В Коломбо в честь Олкотта названа одна из улиц в районе Петта — Олкотт-маватха (Olcott Mawatha).
В Коломбо напротив железнодорожного вокзала установлен памятник Олкотту. В 2011 году была установлена статуя Олкотта на территории буддийского монастыря возле Принстона, штат Нью-Джерси. Олкотт практиковал месмерическое лечение. Библиография: Sorgho and Imphee, the Chinese and African sugar canes; A.O.Moore, New York (1857); Outlines of the first course of Yale agricultural lectures; C.M.Saxton, Barker & Co., New York (1860); Descendents of Thomas Olcott (1872); Human Spirits and Elementaries (1875); People from the Other World American Publishing Co., Hartford (1875); A Buddhist catechism; Madras (1881); Theosophy, Religion, and Occult Science; New York (1885); Old Diary Leaves (6 volumes); The Hindu Dwaita Catechism (1886); The Golden Rules of Buddhism (1887); The kinship between Hinduism and Buddhism; The Maha-Bodhi society, Calcutta (1893); The Poor Pariah; Addison & Co., Madras (1902); The Life of the Buddha and its Lessons (1912); Old diary leaves, Inside the occult, the true story of Madame H. P. Blavatsky; Running Press, Philadelphia (1975, reprint). Публикации на русском языке: Олькотт Г.С. Практическая теософия: Сборник. — Москва: Сфера, 2002. — 272 страницы. — (Фонд духовной культуры мира). — 3 000 экземпляров — ISBN 5-93975-051-6. (в переплёте); Олкотт Г.С. «Аскетизм»; Олкотт Г.С. «Буддийский катехизис»; Олкотт Г.С. «Граф Сен-Жермен и Е.П.Б. — два вестника Белой Ложи»; Олкотт Г.С. «Жизнь Будды и её уроки»; Олкотт Г.С. «Индия: прошлое, настоящее, будущее»; Олкотт Г.С. «Исцеления в Калькутте» (другая редакция); Олкотт Г.С. «Листы старого дневника, том 1»; Олкотт Г.С. «Общее основание всех религий»; Олкотт Г.С. «Прикладная теософия»; Олкотт Г.С. «Свидетельства о встречах с махатмами»; Олкотт Г.С. «Инаугурационная речь президента Теософического Общества». Научные публикации: Henry Steel Olcott. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc. (21 February 2014); Olcott, Henry Steel. The Columbia Electronic Encyclopedia. Columbia University Press; Bowden H. W. Dictionary of American Religious Biography. — Second edition. — Westport, Ct: Greenwood Press, 1993. — P. 404—405. — 686 p. — ISBN 0313278253; Burgan M. Buddhist Faith in America / Под ред. Melton J. G. — New York: Infobase Publishing, 2009. — 112 p. — (Faith in America). — ISBN 9781438102511; Buswell R. E.[en], Lopez D. S. The Princeton Dictionary of Buddhism. — Princeton: Princeton University Press, 2013. — P. 602. — 1304 p. — ISBN 9781400848058; Kuhn A. B. Theosophy: A Modern Revival of Ancient Wisdom. — Whitefish, MT: Kessinger Publishing, 1992. — 381 p. — (American religion series: Studies in religion and culture). — ISBN 978-1-56459-175-3; Lavoie J. D. The Theosophical Society: The History of a Spiritualist Movement. — Universal-Publishers, 2012. — 371 p. — ISBN 9781612335537; Melton J. G. Encyclopedic Handbook of Cults in America. — First published in 1992. — New York: Routledge, 2014. — 424 p. — ISBN 9781135539986; Müller M.. Esoteric Buddhism // The Nineteenth Century: a monthly review (англ.)русск. : журнал. — 1893. — Vol. 33, no. 5. — P. 767—788. — ISSN 2043-5290; Obeyesekera G. Colonel Olcott’s reforms of the 19th Century and their Cultural Significance (англ.) // aryasangha.org : сайт. — Colombo, 1992; Prothero S. Henry Steel Olcott (1832—1907) and the Construction of "Protestant Buddhism". — Harvard University, 1990. — 644 p; Prothero S. The White Buddhist: Henry Steel Olcott and the Sinhalese Buddhist Revival // The white Buddhist: the Asian odyssey of Henry Steel Olcott. — Bloomington: Indiana University Press[en], 1996. — 242 p. — (Religion in North America). — ISBN 9780585109503; Tillett G. J. Charles Webster Leadbeater (1854—1934), a biographical study. — Sydney: University of Sydney, 1986. — 1169 p; Уланов М.С. К вопросу о начале распространения буддизма на Западе // Современные научные исследования и инновации : журнал. — 2013. — № 11. — ISSN 2223-4888. Публикации сторонников и последователей: Barker A. T. The Mahatma Letters to A. P. Sinnett from the Mahatmas M. & K.H. / Под редакцией A.T. Barker. — New York: Frederick A. Stokes Company Publishers, 1924. — 492 p; Doyle A. C. The History of Spiritualism. — ReadHowYouWant.com, 2008. — Vol. 1. — ISBN 9781442945562; Murphet H. Hammer on the Mountain: Life of Henry Steel Olcott (1832—1907). — Theosophical Publishing House, 1972. — 339 p. — ISBN 0835602109; Мэрфи Г. Когда приходит рассвет: жизнь и труды Елены Петровны Блаватской = When daylight comes: a biography of Helena Petrovna Blavatsky / Перевод с английского Ю.Окуня. — Урал LTD, 1999. — 437 страниц; Henry Steel Olcott. TS People. The Theosophical Society, Adyar; Col. Henry Steel Olcott: the great name in Buddhist History (англ.), Daily News, Colombo: The Associated Newspapers of Ceylon (17 February 2009); Wimalawansa S. Revival of Buddhism in Asia: Legacy of Colonel Henry Steel Olcott. — Karunaratne & Sons, 2011. — 84 p. — ISBN 9789559098911. Прочие публикации: Сенкевич А.Н. Елена Блаватская. Между светом и тьмой. — Москва: Алгоритм, 2012. — 480 страниц. — (Носители тайных знаний). — 3000 экземпляров — ISBN 978-5-4438-0237-4; Uditha Devapriya. Colonel Olcott: Under Eastern Eyes. colombotelegraph.com. Colombo Telegraph (20 February 2015).

Валера_Осокин   обратиться по имени Пятница, 02 Августа 2019 г. 11:00 (ссылка)
Афанасий Николаевич Обручев - но он родился в 1829 г, а не в 1839! Я проверил это, раз назван мыс и река в его честь!
Ответить С цитатой В цитатник
kakula   обратиться по имени Пятница, 02 Августа 2019 г. 11:08 (ссылка)
Валерий, спасибо! Механическая ошибка, исправил.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку