-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109023
Комментариев: 6801
Написано: 117495


14 июня родились...

Пятница, 14 Июня 2019 г. 03:47 + в цитатник
Groth (483x700, 200Kb)
1733
Ефим Христианович Грот (собственно Иоахим Христиан Грот, немецкое имя - Joachim Christian Grot)
российский лютеранский священник немецкого происхождения. Родоначальник семьи, давшей в России ряд заметных деятелей, в том числе академика Я.К.Грота (его внука). Родился в Плёне, Шлезвиг-Гольштейн, Германия. Изучал богословие в Иенском университете, после чего работал домашним учителем в Кёнигсберге. В 1758 г. был принят на службу секретарём к российскому губернатору Кёнигсберга, занятого в ходе Семилетней войны, Н.А.Корфу, и после его отставки в 1760 г. последовал за ним в Санкт-Петербург. Здесь некоторое время также служил учителем, затем пастором в голштинском полку, а с 1764 г. — пастором церкви святой Екатерины на Васильевском острове. Грот основал в Санкт-Петербурге «Общество для смертных случаев» — по предположению Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, первый в России проект по страхованию жизни: наследникам каждого умершего члена этого общества выдавалось некоторое количество денег в зависимости от величины внесённого вклада. По этому поводу Грот напечатал по-русски и по-немецки доклад «Учреждение основанного в Санкт-Петербурге на смертные случаи общества» (1775, переиздания 1780 и 1794, был и французский перевод). Важное значение имеют труды Грота, касающиеся истории иноверческих церквей в России: «К истории евангельско-лютеранской церкви в России» (немецкое название - Beytrag zur Geschichte der evangelisch-lutherischen Kirchen in Russland; Митава, 1772) и «Заметы о свободе вероисповедания для инородцев в российском государстве» (немецкое название - Bemerkungen über die Religionsfreiheit der Ausländer im Russischen Reich; Санкт-Петербург — Лейпциг, 1798). Кроме того, на протяжении многих лет Грот занимался собиранием и сочинением религиозных гимнов; сборник их (немецкое название - St. Petersburgische Sammlung gottesdienstlicher Lieder für die öffentliche und häusliche Andacht evangelischer Gemeinden) был выпущен в 1783 году и включал, среди прочего, 57 песен его собственного сочинения. Умер в Санкт-Петербурге 2 января 1800 года. Работы: (1772): Beitrag zur Geschichte der evangelisch-lutherischen Kirchen in Russland, Mitau; (1775): Ucreždenije osnovannogo v Sankt-Petersburge na smertnyje slucai obšcestva, St. Petersburg; (1797 u. 1798): Bemerkungen über die Religionsfreiheit der Ausländer im Russischen Reiche in Rücksicht auf ihre verschiedenen Gemeinden, ihre kirchlichen Einrichtungen, ihre Gebräuche und ihre Rechte dargestellt, 3. Bd. St. Petersburg und Leipzig; (1757): Die dankbare Treue, ein Schäferspiel, Hamburg; (1760): Zeloide, ein Trauerspiel (nach Sainfoy), Königsberg; (1772-1774): Gedichte, in: Kielische gelehrte Zeitung; (1803): Petersburgische Sammlung gottesdienstlicher Lieder für die öffentliche und häusliche Andacht evangelischer Gemeinden, St. Petersburg; (1776-1779): Gedichte, in: Petersburgischen Journal. Источник: Carl Bertheau. Grot, Joachim Christian // Allgemeine Deutsche Biographie, Bd. 9 (1879), S. 756—757. Литература: Грот Я.К. Заметка о пасторе Гроте // Сборник отделения русского языка и словесности. — 1868. — Том V.

 (515x699, 64Kb)
1736
Шарль Огюстен Кулон (французское имя - Charles-Augustin de Coulomb)
французский военный инженер и учёный-физик, исследователь электромагнитных и механических явлений; член Парижской Академии наук. Его именем названы единица электрического заряда и закон взаимодействия электрических зарядов. Родился в Ангулеме, в семье правительственного чиновника. Учился в одной из лучших школ для молодых людей дворянского происхождения «Коллеже четырёх наций» (Коллеж Мазарини). После окончания этого заведения сдал экзамены и в феврале 1760 г. поступил в Военно-инженерную школу в Мезьере, одно из лучших высших технических учебных заведений XVIII века. Окончил Школу в 1761 г., получил чин лейтенанта и был направлен в Брест, где чуть больше года занимался картографическими работами. Затем в течение нескольких лет Кулон служил в инженерных войсках на принадлежавшем Франции острове Мартиника в Форте Бурбон. Много раз тяжело болел. По состоянию здоровья был вынужден вернуться во Францию, служил в Ла-Рошели и Шербуре. В 1781 г. обосновался в Париже, служил интендантом вод и фонтанов. После начала революции в 1789 г. ушёл в отставку и перебрался в своё поместье в Блуа.
Bcoulomb (544x700, 135Kb)
Крутильные весы Кулона.
Ещё в начале 1770-х, вернувшись с Мартиники, Кулон активно занялся научными исследованиями. Публиковал работы по технической механике (статика сооружений, теория ветряных мельниц, механические аспекты кручения нитей и т. п. Кулон сформулировал законы кручения; изобрёл крутильные весы, которые сам же применил для измерения электрических и магнитных сил взаимодействия. В 1781 г. описал опыты по трению скольжения и качения и сформулировал законы сухого трения. В том же году стал членом Парижской Академии наук. С 1785 по 1789 г. опубликовал семь мемуаров, где сформулировал закон взаимодействия электрических зарядов и магнитных полюсов (закон Кулона), а также закономерность распределения электрических зарядов на поверхности проводника. Ввёл понятия магнитного момента и поляризации зарядов. В 1789 г. у него вышел труд по теории трения скольжения (Théorie des machines simples, en ayant égard au frottement de leurs parties et à la roideur des cordages). Уже после революции Академия наук неоднократно вызывала учёного в Париж для участия в определении мер и весов (инициатива революционного правительства). Кулон стал одним из первых членов Национального института, заменившего академию. В 1802 г. был назначен инспектором общественных сооружений, но здоровье, подорванное на службе, не позволило учёному существенно проявить себя на этой должности. Кулон скончался в Париже 23 августа 1806 года. Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни. Сочинения: Mémoires, P., 1884. (Collection de mémoires relatifs a la physique…, том 1). Литература: Лежнева О.А. Труды Ш.О.Кулона в области электричества и магнетизма (к 150-летию со дня смерти), «Электричество», 1956, № 11, страницы 79-81; Филонович С.Р. Шарль Кулон. Москва: Просвещение, 1988; Р.Н.Щербаков Шарль Огюстен Кулон // Физика в школе. — 2011. — Выпуск 4. — Страницы 5-9.

Elisabeth_Christina_von_Linné (407x700, 231Kb)
1743
Элизабет Кристина фон Линней (до получения её отцом дворянства — Элизабет Кристина Линнея; шведское имя - Elisabeth Christina von Linné, Elisabeth Christina Linnaea)
первая в Швеции женщина-ботаник в современном понимании этого термина. Дочь выдающегося шведского естествоиспытателя и медика Карла Линнея. В литературе её имя нередко записывается как Лиза Стина (Lisa Stina). Элизабет Кристина родилась 14 июня 1743 года. Она была вторым ребёнком в семье Карла Линнея (1707—1778) и его жены Сары Элизабет Мореи (1716—1806) — её старшим братом был Карл Линней-младший (1741—1783). Получила домашнее образование, ни в каких учебных заведениях не училась. Элизабет Кристина была первой, кто описал оптический феномен, при котором наблюдателю кажется, будто яркие цветки растения излучают свет и даже производят небольшие световые вспышки. Свои размышления на эту тему она опубликовала в 1762 году (в возрасте 19 лет) в статье, изданной Шведской королевской академией наук; в статью были также включены комментарии, написанные самим Карлом Линнеем[2]. Элизабет предположила, что этот феномен, который она наблюдала у цветков настурции большой (Tropaeolum majus), имеет электрическую природу. На эту статью обратил внимание знаменитый английский естествоиспытатель и поэт Эразм Дарвин (дед Чарльза Дарвина): он сослался на неё в своей работе 1789 года The botanic garden, part II, containing the loves of the plants. Дарвин в статье также сообщил, что феномен был подтверждён публикациями других учёных и свойственен многим растениям с ярко окрашенными венчиками, при этом в наибольшей степени проявляется в сумерках. Работу Дарвина в молодости читали ставшие позже знаменитыми английские поэты Уильям Вордсворт и Сэмюэл Кольридж — в их творчестве можно найти поэтическое описание феномена, при котором растения будто подмигивают человеку. Современной наукой феномен объясняется свойственными человеческому глазу так называемыми цветовыми последовательными образами (послеобразами), связанными с возбуждением, которое, возникнув в сетчатке глаза, исчезает не мгновенно, а постепенно. Явление в литературе нередко называют «Явлением (феноменом) Элизабет (Елизаветы) Линней». Скончалась в Хаммарбю 15 апреля 1782 года. Элизабет Линней вышла замуж за майора Карла Фредрика Бергенкранца (шведское имя - Carl Fredrik Bergencrantz, 1726—1792), который был внуком одного из учителей Карла Линнея, Улофа Рудбека младшего. Дети: Карл Фредрик Бергенкранц (шведское имя - Carl Fredrik Bergencrantz, 1765—1765). Сара Лиза Бергенкранц (шведское имя - Sara Lisa Bergencrantz, 1766—1846). Вышла замуж за подполковника Пера Мартина (шведское имя - Per Martin, 1760—1827), коменданта Ваксхольма; у них было 14 детей. Судьбе Элизабет Линней посвящён опубликованный в 2013 году роман «Den som jag trodde skulle göra mig lycklig» шведской писательницы Кристины Вальден. В нём рассказывается о её несчастной любви к Даниэлю Соландеру (1733—1782), одному из апостолов Линнея, а также о том, как «её жажда знаний тонет в бытовых заботах». Литература: Миннарт М. Явление Елизаветы Линней // Свет и цвет в природе = De natuurkunde van't vrije veld. — Москва : Наука, 1969. — Страеницы 143—144. — 360 страниц — 40 000 экземпляров.

Ludwik_I,_Wielki_Książę_Hesji-Darmstadt (577x700, 374Kb)
1753
Людвиг I Гессенский (немецкое имя - Ludwig I. von Hessen-Darmstadt)
ландграф Гессен-Дармштадтский (под именем Людвиг X), впоследствии первый великий герцог Гессенский. Родился в Пренцлау. Людвиг был старшим сыном и наследником Людвига IX, ландграфа Гессен-Дармштадтского. После свадьбы сестры Вильгельмины и российского цесаревича Павла в 1773 году на некоторое время остался в России и принял участие в кампании 1774 года русско-турецкой войны в чине генерала. В 1790 году он стал правителем Гессен-Дармштадта. Он претендовал на значительное увеличение территории Гессен-Дармштадта в имперской реорганизаций 1801—1803 годов, прежде всего за счет княжества Вестфалии, до того времени принадлежавшего архиепископу Кельна. Став союзником Наполеона, Людвиг в 1806 году был возведен в звание великого герцога Гессена и вступил в Рейнский союз, что привело к распаду империи. На Венском конгрессе в 1814—1815 годов Людвигу пришлось отказаться от его вестфальских территорий, однако это компенсировалось районом Рейна, со своей столицей Майнцем на левом берегу Рейна. В связи с этим, он изменил свой титул на «великий герцог Гессенский и Прирейнский» (нем. Großherzog von Hessen und bei Rhein). В 1776 году он был помолвлен с Софией Доротеей Вюртембергской, старшей дочерью Фридриха II Евгения, герцога Вюртембергского. Помолвка была расторгнута, для того чтобы София Доротея могла вступить в брак с недавно овдовевшем шурином Людвига, цесаревичем Павлом Петровичем, сыном и наследником императрицы России Екатерины II «Великой». Людвиг получил денежную компенсацию, когда соглашение было нарушено. Умер в Дармштадте 6 апреля 1830 года. 19 февраля 1777 года, Людвиг женился на своей двоюродной сестре Луизе Гессен-Дармштадтской (15 февраля 1761 — 24 октября 1829), дочери принца Георга Вильгельма Гессен-Дармштадтского. Потомки: Людвиг (26 декабря 1777 — 16 июня 1848), великий герцог, женат на принцессе Вильгельмине Баденской; Луиза (16 января 1779 — 18 апреля 1811), замужем за принцем Людвигом Ангальт-Кётенским, имели детей; Георг (31 августа 1780 — 17 апреля 1856), морганатический брак с Каролиной Тёрёк Сендрё; Фридрих (14 мая 1788 — 16 марта 1867); Эмиль (3 сентября 1790 — 30 апреля 1856); Густав (18 декабря 1791 — 30 января 1806).

Georg Karl von Hessen-Darmstad (609x700, 328Kb)
1754
Георг Карл, принц Гессен-Дармштадтский (немецкое имя - Georg Karl von Hessen-Darmstad)
был третьим сыном принца Георга Вильгельма Гессен-Дармштадтского и его жены принцессы Марии Луизы Альбертины Лейнинген-Дагсбург-Фалькенбургской. Родился в Дармштадте. Он был с позором уволен из армии (вероятно, из-за убийства под влиянием аффекта) и должен был отправиться в изгнание в Верхнюю Венгрию, где он остановился в немецком административном анклаве Schüttrisberg — Schemnitz (ныне Банки — Банска-Штьявница). Здесь он с помощью немецкой лютеранской церкви продолжал получать своё пособие. Он заключил неподобающий брак, поэтому его потомки были исключены из родословной Гессенского дома. Он умер в Шюттрисберге (Хемниц) от последствий ограбления 28 января 1830 года и был похоронен в Шюттрисберге. Его сын Георг Hesz (1780—1856) посвятил себя механизации ручного труда по добыче серебре в регионе. Гессен-Дармштадтский дом все документы о Георге Карле (о его браке и потомках) скупил и уничтожил. В родословной истории европейских государств, Марбург 1953 Том I Таблица 104, он указан не состоящим в браке и без потомков.

1756
Ян Баптиста Клечиньский (польское имя - Jan Baptysta Kleczyński; немецкое имя - Johann Baptist Kletzinsky)
австрийский скрипач и композитор польского происхождения. Родился в Карвине, ныне Чехия. О раннем этапе жизни Клечиньского известно мало. Учился он, по-видимому, в Кракове или во Львове. Известно, что в 1786—1792 гг. он играл в частном оркестре в Венеции, затем два года работал в Прессбурге. С 1795 г. Клечиньский обосновался в Вене. С 1801 г. играл в оркестре Венской придворной оперы, с 1804 г. выступал как дирижёр в Кернтнертор-театре. Одновременно с 1803 г. Клечиньский был среди активных деятелей Венского музыкального общества, с 1811 г. руководил его концертами. Клечиньский считается, наряду с Феликсом Яневичем, одним из основоположников жанра инструментального концерта (прежде всего, скрипичного) в польской музыке. Умер в Вене 6 августа 1828 года.

Thomas_Rowlandson_portrait (586x700, 365Kb)
1756
Томас Роулендсон (Thomas Rowlandson)
английский художник, карикатурист, книжный иллюстратор. Томас Роулендсон родился в Лондонском районе Old Jewry. По окончании школы стал студентом Королевской академии художеств. Учился в Париже, часто бывал в Европе. В 1775 году им была написана картина «Посещение Самсона в тюрьме Далилой» (Delilah visiting Samson in Prison), в последующие годы рисовал портреты и пейзажи. О нём начали говорить как о перспективном художнике. Однако в творчество Роулендсона неожиданно вмешалось наследство в 7000 ₤ полученное от умершей тёти. Роулендсон перестал творить, просто проживая состояние, однако вскоре, увлёкшись азартными играми, обнищал вконец. Он вновь начал писать с целью пополнения своего бюджета — рисовал карикатуры. Поэмы Уильяма Комба про Доктора Синтакса с иллюстрациями Роулендсона были крайне популярны. Умер в Лондоне 22 апреля 1827 года.

Johann_Simon_Mayr (560x700, 262Kb)
1763
Иоганн Симон Майр (немецкое имя - Johann Simon Mayr)
итальянский композитор. Родился в Мендорфе, близ Регенсбурга. По национальности немец. Первоначальное образование получил у отца - Йозефа Майра, органиста в Мендорфе. Учился в иезуитской школе, с 1781 изучал теологию в университете в Ингольштадте; стал священником. С 1789 жил в Бергамо и учился у капельмейстера К.Ленци, затем в Венеции, где брал уроки у капельмейстера собора святого Марка Ф.Бертони. В 1791 начал композиторскую деятельность, написав несколько ораторий. В 1794 в театре "Фениче" (Венеция) была поставлена его первая опера "Сафо".
Luigi_Deleidi_-_Donizetti_e_amici (700x509, 467Kb)
Бергамо, 1840 год. Слева направо: Мишель Беттинелли, Гаэтано Доницетти, А.Дольчи, Симон Майр, Луиджи Делейди.
В дальнейшем Майр сочинил свыше 70 опер, пользовавшихся известностью в Италии, а также в Германии, в том числе: "Лодоиска" (1796, Венеция), "Аделаида" (1799, там же), "Женевьева Шотландская" (по поэме "Неистовый Роланд", 1801, Триест), "Алонсо и Кора" (1803, Милан), "Элиза" (1804, Венеция), "Медея в Коринфе" (1813, Неаполь), "Ифигения в Тавриде" (1817, Флоренция), "Федра" (1820, Милан). Оперы Майра отмечены богатством мелодики, мастерством блестящей инструментовки, для его увертюр характерно широкое использование crescendo. Майр использовал новые музыкальные средства, вводил новые звучания (эпизоды с концертирующей трубой, валторной, английским рожком и др.). Партии в операх Майра пели выдающиеся певцы 19 в. Дж.Давид, Н.П.Левассёр, Л.Л.Маркези и др. С 1805 преподавал композицию в музыкальной школе в Бергамо. У Майра учился Г.Доницетти. Майр писал также кантаты, мессы и др.; ему принадлежит ряд литературных сочинений, в том числе о творчестве Й.Гайдна. Умер в Бергамо 2 декабря 1845 года.
Monumento_funebre_Johann_Simon_Mayr (554x700, 355Kb)
Погребён в Базилике Санта-Мария-Маджоре в Бергамо
Оперы: Saffo (1794); La Lodoiska (1796); Un pazzo ne fa cento (1796); Telemaco nell’isola di Calipso (1797); L’intrigo della lettera (1797); Il segreto (1797); Avviso ai maritati (1798); Lauso e Lidia (1798); Adriano in Siria (1798); Che originali (1798); Amor ingegnoso (1798); L’ubbidienza per astuzia (1798); Adelaide di Guesclino (1799); L’accademia di musica (1799); Labino e Carlotta (1799); L’avaro (1799); La locandiera (1800);Il caretto del venditore d’aceto (1800); L’inconvenienze teatrali (1800); L’equivoco, ovvero Le bizzarie dell’amore (1800); Gli sciti (1800); Ginevra di Scozia (1801); Le due giornate (1801); I virtuosi (1801); Argene (1801); I misteri eleusini (1802); Ercole in Lidia (1803); Le finte rivali (1803); Alonso e Cora (1803); Amor non ha ritegno (1804); Elisa (ossia Il monte San Bernardo) (1804); Zamori, ossia L’eroe dell’Indie (1804); Eraldo ed Emma (1805); Di locanda in locanda e sempre in sala (1805); L’amor coniugale (1805); La roccia di Frauenstein (1805); Gli americani (1805); Palmira, ossia Il trionfo della virtù e dell’amore (1806); Il piccolo compositore di musica (1806); Adelasia e Aleramo (1806); Ne l’un, ne l’altro (1807); Belle ciarle e tristi fatti (1807); I cherusci (1808); Il vero originale (1808); Il matrimonio per concorso (1809); Il ritorno di Ulisse (1809); Amore non soffre opposizione (1810); Raul di Crequi (1810); Il sacrifizio d’Ifigenia (1811); L’amor filiale (1811); Tamerlano (1812); La rosa bianca e la rosa rossa (1813); Medea in Corinto (1813); Elena (1814); Atar, ossia Il serraglio d’Ormus (1814); Le due duchesse (ossia La caccia dei lupi) (1814); Cora (1815); Mennone e Zemira (1817); Amor avvocato (1817); Alfredo il grande, re degli Anglo Sassoni (1819); Le danaide (1819); Fedra (1820); Demetrio (1824). Сочинения: Brevi notizie istoriche della vita e delle opere di G. Haydn, Bergamo, 1809; Cenni biografici di A.Capuzzi, Bergamo, 1819; Regolamento delle lezioni caritatevoli di musica, Bergamo, 1822; Osservazioni di un veechio suonatore di viola, Bergamo, 1835. Литература: Кречмар Г., История оперы, (перевод с немецкого), Ленинград, 1925; Schiedermair L., Simon Маyr, Bd 1-2, Lpz., 1907-10, Gazzaniga A., Il fondo musicale Маyr della biblioteca civica di Bergamo, Bergamo, 1963; Майр, Симон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (535x698, 124Kb)
1771
Карл Асмунд Рудольфи Рудольфи (немецкое имя - Karl Asmud Rudolphi)
немецкий естествоиспытатель, зоолог и ботаник, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук (1803). Родился в Стокгольме от немецких родителей. Начиная с 1790 года К.А.Рудольфи изучает медицину в Грейфсвальде, Йене и Берлине. С 1797 года он — профессор в Грейфсвальде. В этом городе он женится — на дочери бургомистра Зигфрида Майера. В 1810 году Рудольфи переезжает в Берлин, принимая там место профессора анатомии. Ещё во время своей работы в Грейфсвальде К.А.Рудольфи проводит исследования, сделавшие его имя известным — по изучению кишечных червей и по анатомии растений. Автор первой в мировой литературе сводки по гельминтам - "Еntоzооrum sуnорsis..." (1822), в которой дал характеристику 981 вида паразитов, распределив их в 30 родов, объединённых 5 классами. Этот труд явился основой для развития фауны, систематики и морфологии гельминтов. Позднее занимался анатомией позвоночных. В Берлине учёный внёс большой вклад в развитие сравнительной анатомии. К.А.Рудольфи — основатель берлинского Зоотомического музея (ныне — Музей естествознания). Умер в Берлине 29 ноября 1832 года. Сочинения: Beobachtungen über die Eingeweidewürmer в: Archiv für Zoologie und Zootomie, 2, 1801, S. 1-65, также http://edocs.ub.uni-frankfurt.de/volltexte/2008/9950; Neue Beobachtungen über die Eingeweidewürmer в: Archiv für Zoologie und Zootomie, 3, 1803, S. 1-32, также http://edocs.ub.uni-frankfurt.de/volltexte/2008/9946; Entozoorum sive vermium intestinalium historia naturalis (Amsterdam 1808-10, 3 Bde.), частью чего является Synopsis entozoorum (Berlin 1819); Grundriß der Physiologie (Berlin 1821—1828, 3 Bände; незаконченно); Anatomie der Pflanzen (Berlin 1807); Beiträge zur Anthropologie und allgemeinen Naturgeschichte (Berlin 1812).

Бильберг_Густаф_Юхан (529x700, 244Kb)
1772
Густаф Юхан Бильберг (шведское имя - Gustaf Johan Billberg)
шведский ботаник, зоолог, натуралист (естествоиспытатель), юрист, рыцарь Ордена Полярной Звезды, член-корреспондент Петербургской академии наук (1820). Густаф Юхан Бильберг родился в городе Карлскруна, Швеция. В 1806—1809 годах была опубликована его работа Svensk zoologie. В 1815—1816 годах была опубликована его работа Ekonomisk botanik. Густаф Юхан Бильберг умер в Стокгольме 26 ноября 1844 года. Густаф Юхан Бильберг специализировался на семенных растениях. Научные работы: Svensk zoologie (1806—1809); Ekonomisk botanik (1815—1816); Enumeratio insectorum in museo; Synopsis Faunae Scandinaviae. Род растений Billbergia был назван в его честь: «Имя дано в честь известнейшего ботаника, мудрейшего автора изящной «Флоры Швеции» господина Густава Иоганна Бильберга, достойнейшего собрата по Судебной палате и рыцаря ордена Полярной Звезды.» Из книги Карла Тунберга Plantarum Brasiliensium… («Растения Бразилии») 3: 30. 23 мая 1821.

1773
Антон Антонович (Отто Яков) Дельвиг
русский военный, генерал-майор. Отец русского поэта А.А.Дельвига. Родом из прибалтийских немцев. Начал военную службу в ноябре 1788 года в звании сержанта Эстляндского егерского батальона. Участвовал в боевых действиях в ходе русско-шведской войны 1788—1790 годов и русско-польской 1792—1793 годов. Некоторое время служил майором Астраханского полка. Был помощником коменданта Московского Кремля. Генерал-майор (1816). Умер в своем харьковском имении 8 июля 1828 года. На момент смерти Антон Антонович Дельвиг был окружным генералом 1-го округа Отдельного корпуса внутренней стражи. Жена — Любовь Матвеевна Красильникова (умерла в 1859), была внучкой русского ученого-астронома А.Д.Красильникова. Награждён орденом Святого Георгия 4-й степени (№ 3442; 26 ноября 1819). Также был награждён за боевые заслуги орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», орденом Святой Анны 3-й степени с бантом и орденом Святой Анны 2-й степени с алмазами.

Дмитрий Иванович Вельяшев-Волынцев  (650x700, 187Kb)
1774
Дмитрий Иванович Вельяшев-Волынцев
русский поэт, драматург и переводчик. Родился в Москве, в дворянской семье военного — генерал-майора И.А.Вельяшева-Волынцева, преподавателя военных и математических наук. Обучался в Благородном пансионе при Московском университете, был членом Дружеского общества любителей словесности. В годы учёбы писал первые свои стихи, которые были опубликованы. После учёбы находился на военной службе — в 1785 году был записан в Преображенский полк, но служил, в артиллерии, преимущественно в инженерных частях (понтонные роты). В 1800 году вышел в отставку в чине полковника и посвятил себя литературной работе. В 1805—1807 годах был предводителем дворянства Угличского уезда Ярославской губернии. Вельяшев-Волынцев был одним учредителей (в 1811 году) и членов Общества любителей российской словесности при Московском университете. В последние годы жизни он увлекся историей, с 1816 года был членом Московское общество истории и древностей при Московском университете. Умер в Москве 7 июня 1818 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Дмитрий Иванович составил и издал в Москве «Словарь математических и военных наук» (1808, 2 тома); перевел на русский с французского и немецкого языков много пьес; также перевел мемуары известного немецкого драматурга и актера А.В.Иффланда — «Мое театральное поприще» (1816). Писал стихи, басни и пьесы. В 1810—1812 годах издавал журнал «Талия» для любителей театра, в котором печатались его переводные пьесы.

1778
Елисей Петрович Бобров
артист драматической труппы Императорских театров. Елисей Бобров происходил из солдатских детей и сначала состоял в числе учеников Императорской шпалерной мануфактуры, а потом был принят в императорский театр. Когда и как произошло это счастливое событие, различные источники освещают по разному: Энциклопедия «Кругосвет» и другие уверяют: 1 декабря 1799 г. был принят в труппу с жалованьем 250 руб. в год, при казённой квартире с дровами. Другие источники настаивают: был принят на Петербургскую сцену 21 декабря 1799 г. на амплуа благородных отцов, с жалованьем 1800 р. и ежегодным бенефисом. «Большая биографическая энциклопедия» на всякий случай выдаёт оба варианта. Все сходятся в одном: в самом конце 1799 Елисей Петрович Бобров был принят на казённую работу в императорскую драматическую труппу. Поначалу исполнял в трагедиях и комедиях роли тиранов и наперсников. Но в связи со смертью В.Ф.Рыкалова, случившейся 9 января 1813 г., князь Шаховской распорядился перевести Боброва в комики и передать ему комические роли В.Ф.Рыкалова. Существует легенда о произошедшем между ними таком разговоре: «Шаховской обратился к Б.: «Ну, Елисей Петрович, теперь, по всем правам, следует тебе занять Рыкалова место»; — «Помилуйте, князь, да я буду смешон в этих ролях», — ответил Б. — «Этого-то мне и надо!» — возразил князь; таким образом, в простой речи Б. Шаховской угадал комический талант его.» Шаховской разглядел в Боброве врождённый комический талант. Даже его неуклюжая, толстая фигура и простоватое лицо с оттенком наивного добродушия как нельзя лучше подходили к комедийным ролям. Действительно, превосходным исполнением комических сцен Бобров создал себе славу первого русского комика первой четверти 19 столетия, величину таланта которого сравнивали с великим московским артистом Щепкиным. Современники утверждали: когда в 1825 г. в Санкт-Петербург приезжал М.С.Щепкин, в кружке театральном сопоставляли игру обоих комиков, как равных по силе дарования, не отдавая решительного предпочтения Щепкину перед Бобровым. Тем не менее историческая несправедливость привела к тому, что имя Михаила Семеновича Щепкина навсегда осталось в истории русского театра неоднократно запечатленное, а имя Елисея Петровича Боброва время безжалостно стерло из памяти следующих поколений. «Личности мольеровских простаков подходили к его простоватой фигуре и добродушной физиономии», — вспоминал П.А.Каратыгин. Никогда не прибегая к фарсу, Бобров вникал в характер своего персонажа. Наследуя роли В.Ф.Рыкалова, он никогда не прибегал к эксцентрике, фарсовым приемам, которыми изобиловали приемы его предшественника, а искал свои естественные формы выражения. В общей сложности Елисей Петрович Бобров проработал на сценах Санкт-Петербурга и время от времени приезжая с выступлениями в Москву 30 лет, играя в пьесах Мольера, Загоскина, Шаховского, Капниста, Бомарше и других авторов времени. Умер в Санкт-Петербурге 9 марта 1830 года. Похоронен Е.П.Бобров на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Среди ролей в пьесах: «Мещанин во дворянстве» Мольера; «Чванство Транжирина» А.Шаховского; «Богатонов, или Провинциала в столице» Загоскина — Богатонов; «Ссоры, или Два соседа» В.В.Капниста; «Ябеда» В.В.Капниста; «Вечеринки учёных» Загоскина — Волгин; «Добрый малый» Загоскина — Ладов; «Недоросль» Д.И.Фонвизина — Скотинин; «Бригадир» Д.И.Фонвизина; «Школа злословия» Р.Б.Шеридана. Литература: Уманский А. М. Бобров, Елисей Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Бобров, Елисей Петрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург, 1908. — Том 3: Бетанкур — Бякстер. — Страницы 123-124.

1778
Франческо Каффи (итальянское имя - Francesco Caffi)
итальянский музыковед. Родился в Венеции. Юрист по профессии, Каффи с 1827 г. работал в апелляционном суде Милана, с 1840 г. возглавлял провинциальный суд в Ровиго. Выйдя на пенсию в 1851 году, он поселился в Падуе и целиком посвятил себя музыкальным исследованиям. Тем не менее, основные труды Каффи в области музыки связаны с историей музыки в Венеции и с венецианскими музыкантами. Он опубликовал, в частности, биографические очерки о Джозеффо Царлино, Бенедетто Марчелло, Антонио Лотти, первую биографию Доменико Драгонетти. Умер в Падуе 24 января 1874 года. Важнейший труд Каффи — «История церковной музыки в капелле Святого Марка в Венеции» (итальянское название - Storia della musica sacra nella già Cappella Ducale di S. Marco in Venezia; 1854).

Henry_Salt_by_John_James_Halls (666x700, 229Kb)
1780
Генри Сальт (Henry Salt)
английский путешественник и художник. Родился в Личфилде, Стаффордшир, Западный Мидленд, Англия, Королевство Великобритания. Несколько раз посетил Абиссинию, был генеральным консулом в Каире. Открыл и издал знаменитую аксумскую надпись. Умер в Александрии (Египет) 30 октября 1827 года. Труды: Account of a voyage to Abessinia (Лондон, 1814); Egypt, a descriptive poem (Александрия, 1824); Essay on Young’s and Champollion’s phonetic System ot hieroglyphics (Лондон, 1824). Биография и корреспонденция Сальта изданы в 1854 году в Лондоне. Литература: Сальт, Генри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

beretti_portr (431x700, 146Kb)
1781
Викентий Иванович Беретти
русский и украинский архитектор, профессор архитектуры. Родился в Санкт-Петербурге. Сын бриллиантовых дел мастера, поселившегося в Санкт-Петербурге, Беретти обучался в Академии художеств с 1798 г. по архитектурному классу. 1 октября 1804 г. он окончил курс и получил аттестат первой степени. Через некоторое время Беретти занял место городского архитектора в Санкт-Петербурге и обнаружил кипучую деятельность. В 1809 г., за проект сухопутного корпуса, он избран был в почетные члены Академии, и ему задана программа сделать план и фасад кадетского корпуса, со всеми подробностями. За исполнение ее Беретти получил звание академика. С 1830 г. он также состоял членом комитета по постройке Исаакиевского собора. В 1830 г. за свою архитекторскую деятельность, которая, действительно, поражает обширностью и разнообразием, Беретти получил благодарность от комитета городских строений. В 1831 г, он просился в профессоры архитектуры при Академии (на место умершего профессора Гомзина), ставя на вид, что он уже 23 года носит звание академика и произвел многие весьма значительные постройки. Совет Академии назначил Беретти исправляющим должность профессора архитектуры, с жалованьем по 2500 руб., а в качестве программы для возведения его в звание профессора 2-й степени, потребовали у него проект казармы для целого полка, с церковью и другими принадлежностями, или же проект ветеринарного училища на 300 человек, незадолго перед тем сочиненный им по поручению министерства внутренних дел. Беретти представил в Академию проект казармы, 30 сентября 1831 г. был баллотирован в профессора 2-й степени, а через месяц приступил к исполнению профессорских обязанностей, которые он нес до 1837 г. В 1833 г. Беретти определен членом комитета о строениях и гидравлических работах. В 1834 г., когда открылся конкурс на сочинение проекта для сооружения киевского университета, Беретти, одновременно с профессорами Мельниковым и Брюлловым (архитектором), принялся за составление проекта и занят был им зиму 1834—1835 г. В январе 1835 г. проект университета был готов, представлен на рассмотрение и получил Высочайшее одобрение. Император Николай I назначил Беретти архитектором-строителем университета. В апреле 1835 г. Беретти уехал в Киев на 4 месяца, взяв с собою ученика своего, академиста Спарро, а профессорские обязанности поручил профессору Мейеру. С этого времени Беретти несколько раз получал командировки и жил то в Киеве, то в Санкт-Петербурге, отчего страдали как академическое преподавание, так и строящийся университет; поэтому в марте 1837 г. Император повелел назначить Беретти, как главному архитектору-строителю, постоянное местопребывание в Киеве, уволив его от профессорства в Академии художеств. С этого года он поселился в Киеве окончательно и не покидал его до смерти 30 августа 1842 года.
Могила_В._І._Беретті,_архітектора (463x700, 380Kb)
Похоронен на на Байковом кладбище в Киеве.
Беретти составил много проектов и произвел много построек; наиболее замечательны из них: сельдяной буян, со всеми принадлежащими строениями и бойни на нем; перестройка дома, занимаемого Санкт-Петербургским военным генерал-губернатором; ряд сооружений в съезжих домах Адмиралтейской, Литейной, Рождественской, Васильевской, Санкт-Петербургской, Выборгской частях и в доме, занимаемом обер-полицмейстером; каменный манеж при жандармской казарме; около 10 мостов в разных частях города; в Чекушах каменный водочный и сыропный завод (для купца Перца); в Коломне небольшую каменную оранжерею, обращенную потом в католическую церковь; на Охте небольшую каменную церковь (купцу Никонову); каменную суконную фабрику с принадлежащими строениями (Никонову); в Шлиссельбурге и в мызе Пелле небольшие каменные церкви; по Шпалерной улице каменные торговые бани; в Екатерингофе сахарный и уксусный завод (купцу Лодеру); университет святого Владимира в Киеве. Из проектов Беретти заслуживают упоминания: ветеринарное училище; пепиньер или школа на 200 малолетних; фармацевтическая школа на 100 воспитанников; проекты на перестройку медико-хирургической академии и учебных театров; 10 разных церквей и монастырей; несколько монументов (например, святому Владимиру) и богоугодных заведений; казармы для пехотного полка в Выборгской части; киевского института благородных девиц (1835 г.); университет святого Владимира в Киеве. Беретти был кавалером орденов Святой Анны 3-й степени, Святого Владимира 4-й степени и Святого Станислава 3-й степени, а также имел знак отличия «За XXX лет беспорочной службы». Имел восемь детей. Старший сын Беретти, Александр Викентьевич (1816—1895) также был известным архитектором. Режиссёр Валентин Соколовский в 1994 году снял телевизионный фильм «Беретти. Отец и сын». Литература: Беретти, Викентий Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург, 1900. — Том 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — Страницы 738-739; Список гражданским чинам пятого и шестого классов по старшинству на 1842 год. — Санкт-Петербург, 1842. — Страница 170; Альошiн П. Ф. Батько і син Беретті (з архітектурної спадщини) // Архітектура Радянської України. — 1938. — № 3; Бутник-Сиверский Б.С. Архітектор В.І. Беретті в Києві. — Киев, 1947; Рапорт Строительного комитета для возведения зданий Императорского Киевского университета Святого Владимира Киевскому военному, Подольскому и Волынскому генерал-губернатору о передаче в капитул орденов, медалей и орденских знаков умершего архитектора В.И.Беретти. 10 сентября 1842 года // ЦГИАК Украины. Фонд 442. Опись 1. Дело 5124. Листы 1—1об; Формулярный список В.И.Беретти. За 1837 год // ЦГИАК Украины. Фонд 442. Опись 787а. Дело 73. Листы 2—9.

Anton_Alojzij_Wolf (514x700, 236Kb)
1782
Антон Алоизий Вольф (словенское имя - Anton Alojzij Wolf)
епископ Любляны с 12 июля 1824 года по 7 февраля 1859 год. После изучения теологии в Любляне Антон Алоизий Вольф был рукоположён 2 сентября 1804 года в диакона. 15 декабря 1804 года был рукоположён в священника. В 1807 году стал канцлером епархии и в 1814 году — каноником кафедрального собора святого Николая. 27 февраля 1824 года австрийские власти выбрали Антона Алоизия Вольфа на кафедру епархии Любляны. 12 июля 1824 года Римский папа Лев XII утвердил назначение Антна Алоизия Вольфа. 2 октября 1824 года состоялось рукоположение Антона Алоизия Вольфа в епископа, которое совершил архиепископ Гориции и Градиски Йозеф Волланд. Во время своего управления Антон Алоизий Вольф занимался реорганизацией люблянской епархии. Инициировал и финансировал издание нового перевода Библии на словенский язык (1863 г.), грамматики немецкого языка (1860 г.) и словенско-немецкого словаря. Скончался в Любляне 7 февраля 1859 года. Именем Антона Вольфа названа улица в Любляне. Литература: Enciklopedija Slovenije. (2001). Knjiga 15. Ljubljana: Mladinska knjiga; Anton Alojzij Wolf. Slovenski biografski leksikon 1925—1991. Elektronska izdaja. Ljubljana: SAZU, 2009.

1784
Иван Григорьевич Гомзин
русский архитектор; профессор Императорской Академии художеств. Иван Гомзин родился в Новгороде, в семье новгородского священника. Был принят в воспитанники Императорской Академии художеств в 1795 году и, пройдя в ней полный курс по разряду архитектуры, был выпущен из неё в 1807 году с большой золотой медалью, полученной Гомзиным за исполнение конкурсной программы «Проект судебных мест для столичного города». Вскоре после окончания учёбы И.Г.Гомзин поступил на службу архитектором при Адмиралтействе. В 1811 году он был удостоен звания академика Императорской Академии Художеств, а три года спустя Гомзин занял в академии должность адъюнкт-профессора. В 1831 году Иван Григорьевич Гомзин был произведён в звание профессора 2-й степени, но 21 июня того же года скоропостижно скончался в Санкт-Петербурге. И.Гомзин был известен в Санкт-Петербурге как опытный зодчий, на счету которого в столице Российской империи было несколько значительных казенных и частных построек. Также он участвовал в перестройке прежней адмиралтейской крепости в новое здание Адмиралтейства. Среди его многочисленных учеников был, в частности, Николай Леонтьевич Бенуа.

 (505x699, 148Kb)
1784
Франческо Морлакки (итальянское имя - Francesco Morlacchi; или Франческо Джузеппе Бальдассарре Морлакки, Francesco Giuseppe Baldassarre Morlacchi)
итальянский композитор. Франческо Джузеппе Бальдассаре Морлакки родился в Перудже, в Папской области, в семье скрипача Алессандро Морлакки и Вирджинии Теренци. Начальное музыкальное образование получил у отца и у двоюродного деда по материнской линии, Джованни Маццетти, органиста кафедрального собора. Продолжил обучение музыки у Луиджи Карузо, капельмейстера кафедрального собора, основателя и директора общественной музыкальной школы в Перудже. В это время будущим композитором были написаны первые сочинения — в 1802 году «Крестный путь» (итальянское название - Via crucis) на стихи Франческо Марии Сарторелли для церкви Сан Анджело, в 1803 году кантата «Ангелы у Гроба Господня» (итальянское название - Gli angeli al divino sepolcro) и «12 сонатин для фортепиано или клавесина» (итальянское название - 12 Sonatine per pianoforte o cembalo). Между 1803 и 1804 годами учился в Лоретто у Николы Цингарелли, но в 1804 году, недовольный методами преподавания, перешёл в Болонью к Станислао Маттеи. 16 июля 1805 года был принят в местную Академию Филармоника. Между 1805 и 1806 годами написал несколько духовных и инструментальных сочинений — «Quoniam для двух басов и оркестра» (итальянское название - Quoniam per due bassi e banda) и «Tantum ergo для тенора, валторны и фагота с оркестром» (итальянское название - Tantum ergo per tenore, fagotto e corno obbligati e orchestra), оба сочинения для церкви Святой Троицы в Болонье, кантаты «В похвалу музыке» (итальянское название - In lode della musica) для сопрано, хора и оркестра, «В похвалу Наполеона» (итальянское название - In lode di Napoleone) для голоса с оркестром, «Кантата на свадьбу Изольды Эрколани и Раньеро Симонетти» для голоса с оркестром, «Кантата графу Уголино» для сопрано и струнного квартета на XXXIII Песнь «Ада» из «Божественной комедии» Данте Алигьери, «Сонаты для органа» (итальянское название - Sonate per organo) с посвящением графу Просперо Рануцци. В 1806 году композитор поставил ряд опер других композиторов, для некоторых из которых написал несколько арий. В 1805 году Франческо Морлакки женился на Анне Фабрици, от которой у него в 1809 году родился сын Пьетро Мария, умерший в 1828 году. Супруга сопровождала композитора во время гастролей по Италии и Германии. Он не был верен жене и имел любовницу Августу Бауэр, от которой у него родились четверо детей — Эмилия, Алессандро, Теодоро и Франческа. В сентябре 1807 года композитор получил место капельмейстера кафедрального собора Урбино, но отказался от него, начав карьеру оперного композитора. В 1807 году во Флоренции состоялась премьера его первой оперы «Отчаянный поэт» (итальянское название - Il poeta disperato), и следом в Вероне была поставлена его другая опера-буфф «Портрет» (итальянское название - Il ritratto). В 1808 году в Парме с успехом прошла премьера его оперы «Конрадин» (итальянское название - Corradino), поставленной затем в театрах Рима и Милана. В Риме весной 1809 года композитор представил публике оперу-сериа «Принцесса про запас» (итальянское название - La principessa per ripiego) и оперу-буфф «Симончино» (итальянское название - Il Simoncino), а в 1810 году оперу-сериа «Данаиды» (итальянское название - Le Danaidi). Успех оперы «Гиперместра» (итальянское название - Ipermestra) по либретто Пьетро Метастазио в сентябре того же года принёс ему назначение на место капельмейстера Итальянской оперы в Дрездене, сначала в качестве ассистента Йозефа Шустера, а с 1811 года в качестве пожизненного капельмейстера. В 1809 году в Милане на сцене театра Ла Скала были поставлены его опера-буфф «Приключения за день» (итальянское название - Le avventure di una giornata) и кантата «Сафо на Лефкасе» (итальянское название - Saffo in Leucade) для контральто Марии Марколини, родственницы графа Камилло Марколини, министра при дворе курфюрста Саксонии, оказывавшего покровительство Франческо Морлакки в Дрездене. Во время работы капельмейстером композитор, наряду с духовными сочинениями, продолжил писать для сцены. Первой оперой, написанной им в Дрездене в 1811 году, была опера «Рауль де Креки» (итальянское название - Raoul di Créquy). Далее последовали в 1816 году оперы «Причудливое сожаление» (итальянское название - La capricciosa pentita) и «Севильский цирюльник» (итальянское название - Il barbiere di Siviglia), в 1817 году опера «Простушка из Пирны» (итальянское название - La semplicetta di Pirna). С 1817 по 1826 год, дирижёром Немецкой оперы в Дрездене был Карл Мария фон Вебер, с которым у Франческо Морлакки порой случались противоречия. В это время оперы композитора ставились, главным образом, в Италии — в 1818 году опера «Боудикка» (итальянское название - Boadicea) в театре Сан Карло в Неаполе, в 1818 и 1821 годах оперы «Жан Парижский» (итальянское название - Gianni di Parigi) и «Донна Аврора» (итальянское название - Donna Aurora) в театре Ла Скала в Милане, в 1822, 1824 и 1828 годах оперы «Тибальд и Изолина» (итальянское название - Tebaldo e Isolina), «Хильда д’Авенель» (итальянское название - Ilda d’Avenel) и «Сарацины на Сицилии» (итальянское название - I Saraceni in Sicilia) в театре Ла Фениче в Венеции, в 1828 году опера «Колумб» (итальянское название - Colombo) в театре Карло Феличе в Генуе. Самой лучшей постановкой критики признали оперу «Тибальд и Изолина» на либретто Гаэтано Росси с кастратом-сопранистом Джованни Баттистой Веллути в главной роли. В это же время композитор активно сотрудничал с либреттистом Феличе Романи. В 1823 году в Дрездене была поставлена опера Франческо Морлакки «Юность Генриха V» (итальянское название - La gioventù di Enrico V). Его последняя опера «Франческа да Римини» (итальянское название - Francesca da Rimini) осталась неоконченной. В 1826 году он основал благотворительное общество по оказанию материальной помощи вдовам музыкантов капеллы при дворе курфюрстов Саксонии. Франческо Морлакки был членом Академии изобразительных искусств и литературы в Перудже (принят 1 августа 1802 года), Академии Филармоника в Болонье (принят 16 июля 1805 года), Филармонического оркестра Августа в Перудже (принят 25 апреля 1809 года), Академии изобразительного искусства во Флоренции (принят 21 июня 1816 года), Союза Филармонических оркестров в Бергамо (принят 15 марта 1824 года), Академии изобразительного искусства в Перудже (принят 27 июля 1834 года), Филармонического оркестра служителей Святого Гроба Господня (принят 7 апреля 1835 года) и Академии Святой Цецилии в Риме (принят 15 января 1839 года). В память о последнем событии им было написано духовное сочинение «Diffusa est gratia для четырёх голосов, органа и оркестра» (итальянское название - Diffusa est gratia), впервые прозвучавшее в Дрездене на день святой Цецилии в 1840 году. Во время последней поездки в Италию в октябре 1841 года композитор был уже серьёзно болен и захотел встретиться со своей женой в Перудже, но умер по пути в Инсбруке в 28 октября 1841 года. 14 января 1842 года в кафедральном соборе Перуджи состоялась торжественная панихида по умершему с исполнением «Реквиема», который был написан Франческо Морлакки для Фридриха Августа Саксонского. В 1874 году его имя было присвоено крупнейшему театру в Перудже, который был основан в 1781 году и до переименования назывался театр Вердзаро. В 1951 году останки композитора были перенесены из Инсбрука в кафедральный собор Перуджи. Творческое наследие композитора включает 25 опер (2 не окончены), 3 оратории, 10 больших месс с оркестром, 2 реквиема, кантаты, многочисленные духовные, инструментальные и вокальные сочинения. Оперы: «Отчаянный поэт», она же «Сельский поэт, или Поэт без гроша в кармане» (1807); «Портрет, или Сила абстракции» (1807); «Конрадин» (1808); «Орест» (1808); «Разочарованный опекун, или Ринальдо д’Асти» (1809); «Принцесса про запас» (1809); «Симончино» (1809); «Приключения за день» (1809); «Данаиды» (1810); «Гиперместра» (1810); «Рауль де Креки» (1811) • «Причудливое сожаление» (1816) «Новый севильский цирюльник» (1816); «Простушка из Пирны» (1817); «Боудикка» (1818); «Жан Парижский» (1818); «Донна Аврора, или Случайный роман» (1821); «Тибальд и Изолина» (1822); «Юность Генриха V» (1823); «Хильда д’Авенель» (1824); «Сарацины на Сицилии, или Эуфемия из Мессины», она же «Предатель»(1828); «Колумб» (1828); «Дон Дезидерио, или Отчаянно нуждающийся в чрезмерно добром сердце» (1829); «Франческа да Римини» (1836, не окончена); «Лаурина при дворе» (1836, не окончена); «Ангелы у Гроба Господня» (1803); «Страсти Христовы» (1812); «Исаак, прообраз Спасителя» (1817); «Смерть Авеля» (1821); «Реквием для Фридриха Августа Саксонского» (1827). Литература: Giovanni Battista Rossi-Scotti. Della vita e delle opere del Cav. Francesco Morlacchi di Perugia: primo maestro nella Real Capella di Dresda .... — Perugia: V. Bartelli, 1860. — 140 страниц; Renato Sabatini. Francesco Morlacchi (1784-1841). — Perugia: Tip. editrice Guerra, 1977. — 322 страницы; Biancamaria Brumana, Galliano Ciliberti. Francesco Morlacchi e la musica del suo tempo. — Firenze: L.S. Olschki, 1986. — 412 страниц— ISBN 8822234332.

1791
Тобиас Готфрид Шреер (немецкое имя - Tobias Gottfried Schröer)
австрийский историк литературы, педагог, драматург. Родился Прессбурге (ныне Братислава, Словакия), в протестантской семье, изучал богословие, классическую филологию и гебраистику в Университете Галле, после чего вернулся в родной город и с 1817 по 1850 год преподавал в местном протестантском лицее историю, археологию и эстетику. В марте 1850 года был назначен школьным инспектором округа Братиславы, однако скончался в Братиславе 2 мая 1850 года, спустя два месяца после назначения. Интересовался историей немецких поселений в Венгрии, пытался распространять в венгерских землях протестантское вероучение. Кроме драмы «Leben und Thaten Emerich Tököly», вызвавшей крайне негативную реакцию со стороны австрийских церковных кругов, ряда учебников по истории и истории литературы, написал сочинение «Briefe über die Hauptgegenstände der Aesthetik» (1838; в 1898 году — 25-е издание). Сын — лингвист Карл Юлий Шреер.

Wilhelm Georg August Heinrich Belgicus zu Nassau (548x700, 200Kb)
1792
Вильгельм Георг Август Генрих Бельгикус Нассауский (немецкое имя - Wilhelm Georg August Heinrich Belgicus zu Nassau)
герцог Нассау с 1816 года. Вильгельм родился в Кирхгаймболандене. Он был старшим из четырёх детей Фридриха Вильгельма Нассау-Вейльбургского и его супруги Луизы Сайн-Гахенбургской. В январе 1816 года наследовал отцу как соправитель герцогства. Спустя несколько недель после смерти герцога Фридриха Августа стал единоличным правителем. Государственными министрами в правление Вильгельма были Эрнст Франц фон Биберштайн (с 1806 года и до своей смерти в 1834 году) и Карл фон Вальдердорф (с 1834 до 1842 года). 29 февраля 1832 года был награждён орденом Святого Андрея Первозванного. 1 января 1836 года герцогство Нассау вошло в Германский таможенный союз. Резиденцией герцога служил дворец Бибрих. В 1837 году в Висбадене началось строительство нового замка, однако до его завершения Вильгельм не дожил, уйдя из жизни в Киссингене от инсульта 20 августа 1839 года. В возрасте 21 года Вильгельм женился на 19-летней дочери герцога Фридриха Саксен-Гильдбурггаузенского Луизе. Свадьба состоялась 24 июня 1813 года. У супругов родилось восемь детей: Августа (13 апреля — 3 октября 1814) — умерла младенцем; Тереза (1815—1871) — супруга принца Петра Георгиевича Ольденбургского, имела восемь детей; Адольф (1817—1905) — следующий герцог Нассау (1839—1866), великий герцог Люксембурга (1890—1905), был дважды женат, имел шестерых детей; Вильгельм Карл Генрих (1819—1823) — умер в детском возрасте; Мориц (1820—1850) — женат не был, детей не имел; Мария Вильгельмина (1822—1824) — умерла в детском возрасте; Вильгельм Карл Август (1823—1828) — умер в детском возрасте; Мария (1825—1902) — супруга принца Германа фон Вида, их дочь Елизавета стала королевой Румынии. Через два с половиной месяца после рождения младшей дочери Луиза умерла. Через четыре года после этого Вильгельм женился на Паулине Вюртембергской, племяннице своей покойной жены. Свадьба состоялась 23 апреля 1829 года в Штутгарте. Невесте было 19 лет, жениху — 36. Вильгельм был вдовцом и имел четырёх детей от первого брака. От этого брака имел трёх детей, достигших взрослого возраста: Елена (1831—1888) — жена князя Вальдек-Пирмонтского Георга Виктора, имела шестерых дочерей и сына; Николай Вильгельм (1832—1905) — принц Нассауский, вступил в морганатический брак с Натальей Пушкиной, которая получила титул графини фон Меренберг, имел с ней в браке двух дочерей и сына; София (1836—1913) — жена короля Швеции и Норвегии Оскара II, имела четверых сыновей.

Josiah_Tattnall (635x700, 280Kb)
1794
Джосайя Тэттнэлл (Josiah Tattnall)
американский военно-морской деятель и чиновник. Родился в Саванне, в семье сенатора США от штата Джорджия. Получил образование в Англии. На службу в военно-морской флот Соединённых Штатов поступил 1 января 1812 года в звании мичмана, до 1 августа того же года учился в Военно-морской академии в Вашингтоне. 25 февраля 1836 года был повышен до коммодора, затем служил на Бостонской верфи, в Средиземноморской и Африканской эскадрах, участвовал в Американо-мексиканской войне, во время которой был ранен в руку. Во время службы в конце 1850-х годов на Дальнем Востоке нарушил американский нейтралитет, оказав со своим флагманом помощь британским и французским войскам, сражавшимся против китайских крепостей Дагу, произнеся тогда ставшую знаменитой фразу «Кровь гуще воды», и находился на реке Хайхэ во время неудачной атаки 25 июня 1859 года. В 1860 году находился в составе американского посольства в Японию. После начала Гражданской войны встал на сторону Конфедерации и возглавил военно-морские силы КША, когда Франклин Бьюкенен ушел в отставку после ранения в сражении с федеральными силами при Хэмптон-Роудс. Конфедерации, однако, так и не удалось создать собственного полноценного флота, ввиду чего Тэттнэллу пришлось руководить в основном незначительными операциями на речных водах в условиях ограниченности ресурсов. Остаток жизни провёл в родном городе, где и умер 14 июня 1871 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку