-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109023
Комментариев: 6801
Написано: 117495


13 июня родились...

Четверг, 13 Июня 2019 г. 04:03 + в цитатник
Adolphe_Pégoud (700x593, 193Kb)
1889
Адольф Селестен Пегу (французское имя - Célestin Adolphe Pégoud)
французский пионер авиации, сразу после Петра Нестерова выполнивший мёртвую петлю, первый в истории лётчик-ас, хотя в этом значении слово «туз» (французское название - as) стало фигурировать позднее. Родился Адольф в июне (В различных документах указана разная дата его рождения — 8 или 13 июня.) 1889 года на юге Франции в городке Монферра в департаменте Изер. Адольф был третьим ребёнком в семье фермеров. Бесстрашного и изобретательного мальчика больше увлекали мечты о приключениях, чем работа на земле, и в возрасте 14 лет он поехал искать счастья в Париже. В возрасте 18-ти лет Адольф пошёл добровольцем в армию, подписав 5-летний контракт и был зачислен в 5-й полк африканской лёгкой кавалерии (французское название - Régiment de Chasseurs d’Afrique. Вместе со своей частью участвовал в нескольких кампаниях по усмирению мятежных племён Северной Африки, которые находились под управлением Французской республики. В мае 1908 года Адольф заболел болотной лихорадкой и был эвакуирован во Францию. Болезнь протекала тяжело, и лишь в следующем году его признали годным к продолжению службы. По собственному желанию Пегу получил назначение в 12-й гусарский полк (французское название - Régiment de Hussards, расквартированный в метрополии, а 29 января 1910 года его перевели в 3-й колониальный артиллерийский полк (французское название - Régiment d’Artillerie Coloniale, защищавший базу флота в Тулоне. В 1911 г. в Тулоне Пегу познакомился с военным лётчиком капитаном Луи Карленом, энтузиастом авиации. Они подружились, вскоре оба были переведены в лагерь Сатори (французское название - Satory), недалеко от Версаля. Там в октябре 1911 Карлен взял его в полёт в качестве пассажира, что стало для юноши настоящим откровением. Пегу охватило страстное желание стать авиатором. В 1912 г. он добился перевода в авиацию, став в помощником-механиком Карлена. Вместе они приняли участие в сентябрьских маневрах французской армии. Демобилизовавшись, Пегу сразу же поступил в лётную школу. 1 марта,через несколько дней после поступления, Адольф Пегу успешно сдал экзамен и получил "бреве" - пилотское удостоверение Аэроклуба Франции № 1243. После этого Пегу стал работать испытателем новых самолётов у авиаконструктора Луи Блерио, а в дополнение к этому инструктором. 13 мая 1913 г. Пегу совершил полёт с испанским королём Альфонсо XIII в качестве пассажира.
Adolphe_Pégoud_Looping1913 (700x442, 186Kb)
Пегу на открытке (1913).
Летом 1913 г. состоялась демонстрация работы парашюта системы Бонне, когда Пегу совершил первый во Франции прыжок с парашютом из самолёта. Во время прыжка лётчику пришла в голову идея совершения на самолёте мёртвой петли. 21 сентября 1913 г. на аэроплане «Блерио-XI» через 12 дней после Петра Нестерова Пегу выполнил мёртвую петлю. «К сожалению, — писал он, — мои дальнейшие фигурные полёты были запрещены французским правительством. Тогда я отправился в Англию, где и приступил к совершению "мёртвых петель". Так началась моя карьера петлиста». В 1913-14 гг. Пегу с демонстрационными полётами побывал в Англии, Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Норвегии, России и Румынии. В мае 1914 года Пегу посетил Москву, где на Ходынском аэродроме произвёл публичную демонстрацию петли, а также дал урок пилотирования будущему авиаконструктору Александру Архангельскому. Французский лётчик лично встретился с Петром Нестеровым и признал приоритет россиянина, а 18 мая Нестеров, Пегу и Н.Е.Жуковский совместно выступили в Политехническом музее. Из Иллюстрированного журнала «Искры Воскресенье» от 25 мая 1914 года: «Король воздуха» в Москве. Известный французский авиатор Пегу, сделавший в прошлом году в августе безумный прыжок с аэроплана на парашюте и вслед за тем «мертвую петлю», после петербургских «гастролей» появился на московском аэродроме. Выступление «короля воздуха», как называют Пегу, так заинтересовало Москву, что на его полетах присутствовало до 300 тысяч человек. Пегу, действительно, показал ряд воздушных «трюков», которым приходится удивляться. Кувыркание в воздухе для него — забава, а «мертвая петля» — пустячное дело. Он их делает подряд десятками. Мало того, он вылезает из гондолы и летит, стоя. Это уже совершенно невероятный трюк, сделанный только Пегу, и то в первый раз в Москве. За два дня полетов Пегу Москва принесла свою дань в 24.000 рублей, из коих московскому воздухоплавательному обществу осталось лишь 2 тыс. с небольшим. Остальные деньги пошли в карман Пегу и его антрепренёров. Рядовой-резервист Адольф Пегу был приписан к артиллерии, но его, как и всех остальных гражданских пилотов, с началом Первой мировой войны, определили в авиацию. 14 августа 1914 года Пегу становится пилотом эскадрильи «HF 7». С этого времени его персональным и бессменным механиком стал рядовой Леон Лерандю (французское имя - Soldat Leon Lerendu). В конце августа Пегу на «Блерио-11» был отправлен в распоряжение штаба 3-й армии и начал выполнять разведывательные полеты. 2 сентября 1914 года он впервые оказался под огнём противника, но все обошлось только пробоинами в крыльях. В конце сентября экипаж Пегу-Лерандю в дополнение к разведке стал также проводить стрелометание. 1 октября 1914 года они сбили германский привязной аэростат, сбросив на него две тысячи стрел. 9 октября 1914 года за первые успешные боевые вылеты Пегу удостоился упоминания в приказе по армии: «...С начала кампании продемонстрировал исключительные качества. Смел и хладнокровен, особенно при выполнении заданий. Его самолет был трижды изрешечён снарядами.» 27 октября 1914 года Пегу присвоили звание капрала. 7 ноября 1914 года становится сержантом. С конца осени 1914 г. на французских аэропланах появились пулемёты. Один такой аппарат получил Пегу. 25 ноября экипажу выдался шанс применить новое оружие в реальном бою, но пулемёт «Гочкис» заело. Тем не менее, Пегу продолжил бой. Его демонстративные атаки заставили противника обратиться в бегство, но преследование пришлось прекратить из-за неполадок в работе двигателя. 27 декабря совершил бомбардировочный рейд. Невзирая на сильный зенитный огонь, Пегу точно сбросил восемь бомб. Этот эпизод можно считать своего рода воздушным боем, поскольку налёт имел целью уничтожение привязного аэростата. С 21 января 1915 года Пегу - пилот специализированной бомбардировочной эскадрильи «MF 25». 5 февраля Пегу и Лерандю совершили очередной боевой вылет, имея задачей разведку и, в случае встречи с вражескими самолетами, расчистку воздуха. Следуя по маршруту, они заметили и сбили германский аэроплан типа «Таубе». Затем появилась пара «Авиатиков». Пегу сблизился с новым противником, стрелок открыл огонь, и после нескольких попаданий немец вышел из боя пикированием. После этого Пегу снова набрал высоту и атаковали второго германского разведчика, вынудив его совершить посадку. За этот бой Пегу вновь был упомянут в приказе и представлен к Военной Медали. Из приказа от 17 февраля 1915 года о награждении Военной медалью: «... несколько раз преследовал самолеты противника. 5 февраля 1915 года атаковал и сбил моноплан. Почти сразу после этого настиг два биплана, последовательно сбил первый и вынудил приземлиться второй.» 6 февраля 1915 года Пегу был переведен в эскадрилью «MS37», которая воевала на парасолях «Моран Солнье» тип L. На новом самолете Пегу провел свой второй успешный воздушный бой. В первых числах апреля (по одним данным 1, по другим — 3) он встретил два немецких самолета, проводивших разведку в ближнем тылу союзных войск. Первый самолёт противника со снижением ушел на свою территорию, другой был сбит. За этот бой Пегу получил звание аса. 22 апреля 1915 года Пегу назначается пилотом в только что сформированную эскадрилью «MS 49». 28 апреля, отправившись на разведку, он встретил над линией фронта немецкого разведчика. Пегу спикировал на противника, но тот, не приняв боя, ушёл под защиту своих зениток. Позже был замечен ещё один разведчик. На этот раз атака оказалась более успешной: хотя пулемет отказал после первого же выстрела, немецкий лётчик пошёл на посадку. Летом 1915 г. на фронте появились разведывательные аэропланы «Ньюпор-10», призванные заменить «Мораны». Пегу получил один из самых ранних «Ньюпоров». Это был самолет модификации AR, в котором наблюдатель располагался перед лётчиком. Подразумевалось, что стрелок будет вести огонь поверх крыла, стоя в кабине. Вместо этого Пегу решил оставить напарника на земле и вооружиться пулемётом «Льюис», установленным в вырезе крыла. 11 июля 1915 года Адольф Пегу записал в своем дневнике: «Был замечен «Авиатик»... Вылетел на перехват и вскоре нашёл его. Попытался ложными атаками загнать его на нашу сторону фронта, но безуспешно, он продолжил полёт вдоль траншей. Тогда я спикировал и зашёл под него, стрелок открыл огонь, но неудачно, ему мешал собственный фюзеляж. Пытался держаться непосредственно под противником, следуя за всеми его манёврами. Задрал нос и с 50 метров открыл огонь, целясь по точке чуть сзади мотора... После 10-го выстрела «бош» опустил нос, пламя пошло по фюзеляжу...» Сбив «Авиатик-С» из 48-го немецкого авиаотряда, Пегу одержал первую победу в новом качестве — летчика-истребителя. 18 июля этот эпизод был упомянут в приказе по 7-й армии: «...Прапорщик, пилот эскадрильи «MS 49». В одиночку на своем аппарате вступил в бой против бронированного "Авиатика" с экипажем из двух человек. Сбил его над нашими позициями после очень острой схватки, в которой продемонстрировал смелость и мастерство выше всех похвал.» 28 августа во время очередного полета Пегу заметил неприятельский разведчик и атаковал его. Однако немецкий стрелок встретил нападавшего метким огнём. С пробитым бензобаком Пегу вынужден был выйти из боя пикированием в сторону траншей, которые пересёк на высоте 400 метров под интенсивным огнём немецкой зенитной артиллерии и пулеметов. На этот раз лётчик благополучно посадил свой поврежденный «Ньюпор». Посвящение в Рыцари Почётного Легиона от 28 августа 1915 года: «...Су-лейтенант эскадрильи «MS 49», дух и отвага которого выше всяческих похвал, также проявил себя скромным и опытным пилотом. С самого начала кампании все свои замечательные навыки он поставил на службу стране. Ежедневно демонстрируя мужество и смелость, он в одиночку проводил бои против мощно бронированных самолетов. 28 августа, во время воздушной дуэли, его самолет был изрешечён пулями. Вынужденный приземлиться, он сразу принял все меры для спасения своего аппарата, несмотря на интенсивный огонь немецких батарей.» — Официальный Журнал, 26 Сентября 1915 года. 31 августа 1915 года, в 08:30 утра, получив сообщение о немецком разведчике, кружившим над линией фронта, Пегу взлетел по тревоге. Он атаковал противника, выпустив несколько длинных очередей, затем отошёл в сторону, вероятно, для перезарядки пулемёта. Затем последовала повторная атака. Внезапно французский самолет перешел в отвесное пике и разбился рядом с расположением одного из пехотных полков. При осмотре тела пилота выяснилось, что Адольф Пегу был убит ещё в воздухе: пуля перебила аорту. Самолёт Пегу был сбит немецким капралом. Им оказался его ученик польского происхождения Отто Кандульски (немецкое имя - Kandulski). 6 сентября, узнав о гибели героя, лётчик Кандульски и его наблюдатель лейтенант фон Билиц (немецкое имя - von Bilitz) вернулись на место боя и сбросили над французскими позициями траурный лавровый венок с надписью на ленте: "Пегу, геройски погибшему за свою Родину, от противника".
Pégoud_14 (474x700, 205Kb)
Место последнего упокоения героя на кладбище Бросс-де-Бельфор.
Похороны Пегу состоялись 3 сентября на кладбище Бросс-де-Бельфор (французское название - Brosse-de-Belfort). Друзья предали земле лётчика в саване из полотна от его самолёта, вместе с ним положили талисман Адольфа - плюшевого пингвина, сопровождавшего его во всех полётах. Вместе с другими венками на могилу был возложен и немецкий. В октябре 1920 его останки был перенесены на кладбище Монпарнас в Париже после церемонии в Нотр-Дам. 18 мая 1916 года французский пилот Роже Ронсерай (французское имя - Ronserail) сбил во время воздушного боя самолёт Отто Кандульски к северо-западу от Mulhausen, отомстив за смерть Адольфа Пегу. Подвиг Роже Ронсерая получил название «мститель за Пегу». Но есть сведения, что Кандульски не погиб, а пережил войну. 23 сентября 1917 на месте гибели Пегу в городке Пети-Круа установлен памятник. 15 мая 1982 года перенесен в центр деревни. В его родном городке Монферра также воздвигнут памятник со стелой. Су-лейтенант Адольф Пегу одержал шесть "достоверных" побед и три "предположительные", был награжден Военной Медалью, Военным Крестом с несколькими пальмами (французское название - Croix de Guerre avec palmes) и Памятной Марокканской Медалью (французское название - Médaille Commémorative du Maroc). 28 августа он стал Рыцарем Ордена Почетного Легиона (французское название - Chevalier de la Legion d'Honneur), но так и не успел получить этот орден. Кроме французских наград, Пегу также удостоился Ордена Румынской Короны (румынское название - Ordinul Coroana României).
Monument-celestin-auguste-pegoud (700x438, 347Kb)
Могила Пегу в Пти-Круа.
Tombe_de_Adolphe_Pegoud (525x700, 401Kb)
Могила Пегу на кладбище Монпарнас.
Memoire-d-adolphe-pegoud (700x468, 241Kb)
Стела в честь Пегу на его родине в Монферра.
Литература Бодрихин Н.Г. Великие летчики мира. 100 историй о покорителях неба.. — Москва: Центрполиграф, 2011. — 256 страниц — ISBN 5-227-03074-0; Лазарев (Лифшиц) Л.Л. Первая встреча // Коснувшись неба. — Москва: Профиздат, 1984; Маркуша А.М. Собрание сочинений. В 3-х томах. Том 3: Перелётные птицы. Самолёты нашей судьбы. Умру лейтенантом. Последний парад. От винта! Завещание грустного клоуна.. — Москва, 2002. — 607 страниц — ISBN 5-901808-04-5; Franks, Norman. Frank W. Bailey. Over the Front: A Complete Record of the Fighter Aces and Units of the United States and French Air Services, 1914-1918. — Grub Street, 1992. — ISBN 0-948817-54-2; Frank W. Bailey, Christophe Cony. The French Air Service War Chronology, 1914-1918: Day-To-Day Claims and Losses by French Fighter, Bomber, and Two-Seat Pilots on the Western Front. — Grub Street, 2002. — 320 с. — ISBN 1902304349; Frank W. Bailey, R.Duiven amp; N.L.R.Franks. Casualties of the German Air Service 1914–1920. — Grub Street, 1999.

1889
Дьёзё Хаберфельд (венгерское имя - Győző Haberfeld)
венгерский гимнаст, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1912 года. В годы Второй мировой войны деятель Движения Сопротивления, в 1944 году арестован и отправлен в концлагерь Маутхаузен, где умер спустя год.

1891
Борис Николаевич Вишневский
видный антрополог, географ, этнограф, доктор географических наук. С детских лет он жил в Перми, окончил Пермскую гимназию. В 1911-1916 годах учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета. Был оставлен при кафедре географии университета для подготовки к профессорскому званию. С 1918 г. Б.Н.Вишневский на научно-педагогической работе в высших учебных заведениях Костромы, Казани, с 1923 по 1937 годы - учёный хранитель музея антропологии и этнографии Академии Наук СССР. Профессор Ленинградского университета. В 1937 г. был репрессирован, в 1953 г. реабилитирован. В 1954-1955 гг. профессор Пермского педагогического института, в 1955 - 1961 гг. - профессор Пермского госуниверситета. В 1961 - 1964 гг. заведующий кафедрой экономической географии в Черновицком университете. Б.Н.Вишневский - автор более 150 научных трудов, в том числе 10 монографий и брошюр. Внёс значительный вклад в изучение истории Прикамья. Много сделал для изучения творческого наследия замечательных русских деятелей - Кирилла Тимофеевича Хлебникова и И.Я.Кривощёкова. Умер в городе Черновцы на Украине 26 января 1965 года.

В.А._Владиславский (500x700, 52Kb)
1891
Владимир Александрович Владиславский (настоящая фамилия — Ельник)
русский советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1967). Лауреат Сталинской премии первой степени (1948). Член ВКП(б) с 1951 года. В.А.Ельник родился в Киеве. Театральный дебют актёра состоялся в 1912 году в Одессе, в частной антрепризе. Затем играл в различных театрах на юге России — во Владикавказе, Житомире, Ростове-на-Дону, Киеве и Харькове. В 1925 году переехал в Москву, с успехом выступал в бывшем театре Корша и в театре Мейерхольда. C 1933 года Владимир Владиславский присоединился к труппе Малого театра. Первую кинороль актёр получил в 1926 году в комедии «Медвежья свадьба». Одними из его лучших работ в кинематографе считаются роль Модеста Алексеевича в фильме «Анна на шее» (1954), снятом режиссёром И.М.Анненским по одноименному рассказу А.П.Чехова, а также роль директора базы в комедии Л.И.Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965). В.А.Владиславский умер 5 октября 1970 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2) вместе с женой, актрисой Малого театра и театральным педагогом П.З.Богатыренко. Звания и награды: Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли академика Абуладзе в спектакле «Великая сила» Б.С.Ромашова; народный артист СССР (1967); народный артист РСФСР (1949); орден Ленина; орден Трудового Красного Знамени (1949); орден «Знак Почёта» (1937); Роли в театре; Малый театр; 1938 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова режиссёр: Пров Садовский) — Загорецкий; «Волки и овцы» А.Н.Островского — Чугунов; «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Мамаев; «Лес» А.Н.Островского — Карп; «Доходное место» — Юсов; «Ревизор» Н.В.Гоголя — Земляника; «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина — Расплюев; «Любовь Яровая» К.А.Тренёва— генерал Кутов; «На берегу Невы» К.А.Тренёва — Обольяшев; «Бойцы» Б.С.Ромашова — профессор Ленчицкий; «Великая сила» Б.С.Ромашова — академик Абуладзе. Фильмография: 1926 — Медвежья свадьба; 1937 — Ленин в Октябре — Карнаухов; 1940 — Яков Свердлов — Казимир Петрович; 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Судья; 1941 — Боевой киносборник № 7; 1944 — Человек № 217 — Иоганн Краусс; 1944 — Свадьба — Доктор; 1946 — Глинка — Виельгорский; 1946 — Адмирал Нахимов — капитан Лавров; 1949 — Встреча на Эльбе — Мак-Дермот; 1950 — Далеко от Москвы — Либерман; 1951 — Спортивная честь; 1952 — Волки и овцы (Телеспектакль); 1957 — Ночной патруль — Волабуев; 1957 — Пигмалион (Телеспектакль) — Дулитл; 1958 — Жених с того света; 1954 — Анна на шее — Модест Алексеевич; 1960 — Евгения Гранде — Аббат; 1964 — Товарищ Арсений — Профессор университета; 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — Директор базы.

1891
Алексей Алексеевич Сидоров
советский историк искусства, книговед и библиофил, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Родился в селе Николаевка Курской губернии, ныне Сумская область Украины. Учился в Московском университете (1909—1913). Преподавал в МГУ (в 1916—1931 и 1942—1950; профессор с 1925), Московском полиграфическом институте (1938—64). Работал в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (1916—1921 и 1927—1936). Труды Сидорова охватывают широкий круг проблем культуры и искусства. Основные исследования Сидорова посвящены рисунку, искусству книги и книговедению. Принес в дар государству собранную им большую коллекцию графики русских и иностранных художников. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Сочинения: Русская графика за годы революции. 1917—1922, Москва, 1923; Рисунки старых мастеров. Техника. Теория. История, Москва — Ленинград, 1940; История оформления русской книги, Москва — Ленинград, 1946; 2-е издание, Москва, 1964; Рисунок старых русских мастеров, Москва, 1956; Рисунок русских мастеров (2-я половина XIX в.), Москва, 1960; Русская графика начала XX в., Москва, 1969; Книга и жизнь. Сборник книговедческих работ, Москва, 1972. Литература: А.А.Сидоров, 2-е издание, Москва, 1974. (Материалы к библиографии ученых СССР. Серия искусства, выпуск 3).

 (535x699, 70Kb)
1892
Валерия Владимировна Барсова (псевдоним; настоящая фамилия - Владимирова)
русская певица (лирико-колоратурное сопрано). Родилась в Астрахани в семье типографского служащего. Окончила музыкальное училище в Астрахани. Пению обучалась у сестры – М.В.Владимировой. Окончила Московскую консерваторию по классам фортепиано (занималась у А.А.Ярошевского, затем у А.П.Островской) и сольного пения (класс У.А.Мазетти, 1919). С 1917 пела в Опере С.И.Зимина. В 1919 выступала на сценах Театра художественно-просветительского союза рабочих организаций (ХПСРО), московского сада «Эрмитаж» (где ее партнером в опере Севильский цирюльник Дж. Россини был Ф.И.Шаляпин). В 1920–1948 солистка Большого театра. Одновременно в 1920–1924 пела в Оперной студии Большого театра и Музыкальной студии МХТ. С 1929 гастролировала за рубежом. Одна из крупнейших отечественных певиц советского периода, Барсова обладала легким подвижным красивым голосом, филигранной вокальной техникой. Среди лучших партий: Антонида, Людмила (Иван Сусанин, Руслан и Людмила М.И.Глинки), Шемаханская царица, Волхова, Снегурочка, Царевна Лебедь (Золотой петушок, Садко, Снегурочка, Сказка о царе Салтане Н.А.Римского-Корсакова), Розина (Севильский цирюльник), Джильда, Виолетта (Риголетто, Травиата Дж.Верди). Прославилась и как камерная певица. В 1937 ей было присуждено звание «Народная артистка СССР». В 1941 получила Сталинскую премию. В 1950–1953 преподавала в Московской консерватории (с 1952 профессор). Умерла Барсова в Сочи 13 декабря 1967 года.

Basil_Rathbone_Sherlock_Holmes (463x700, 93Kb)
1892
Филип Сент-Джон Бэзил Рэтбоун (Philip St. John Basil Rathbone)
английский актёр. Филлип Сент Джон Бэзил Рэтбоун был рождён в Йоханнесбурге, тогда находившемся в республике Трансвааль. Его отец, Эдгар Филлип Рэтбоун, был горнохимическим инженером, уроженец Ливерпуля, а мать, Анна Барбара, была скрипачкой. Кроме Бэзила, в семье было ещё два ребёнка — Беатриса и Джон. Когда Бэзилу было три года, его семья перебралась обратно в Англию из-за того что бурское правительство обвинило его отца в шпионаже. Бэзил получил образование в Рептонской школе. По образованию был страховым агентом. В 1916 году он был зачислен в Лондоне в шотландский полк и отправился на Первую мировую войну. Служил бок о бок с будущими коллегами Клодом Рейнсом, Рональдом Колманом и Гербертом Маршаллом. Дослужился до звания капитана. Рэтбоун очень проявил себя во время одного из заданий: он должен был возглавить очень важную шпионскую вылазку утром, но, ослушавшись командира, Бэзил провёл её ночью, объясняя это банальным: «ночью хуже видно». Операция прошла успешно. В сентябре 1918 года, за участия в боях, он был награждён Военным Крестом. 22 апреля 1911 года состоялся его дебют на сцене в театре Роял в Ипсуиче. Он играл Гортензио в пьесе Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». В октября 1912 года, Бэзил, вместе с труппой театра Роял, гастролировал в Америке, играя в спектаклях «Ромео и Джульетта» (Парис), «Виндзорские насмешницы» (Фентон), «Как вам это нравится?» (Сильвий). Вернувшись в Лондон, Рэтбоун регулярно играл в известнейших театрах Англии во многих постановках. В 1920-х годах Бэзил регулярно играет шекспировские и другие роли на английской сцене. Так же, много путешествует. В 1923 году играет на сцене Cort Theatre в Нью-Йорке, в 1925 году появляется на сценах театров в Сан-Франциско, Нью-Йорка. Он появляется в США опять в 1927 и 1931 годах на одной сцене с Этель Берримор. Он покидает Англию и переезжает в США в 1934 году. Регулярно появляется на бродвейских сценах. Карьеру в кино Рэтбоун начал в 1925 году («The Masked Bride»), появляется в нескольких немых фильмах, играет детектива Фило Вэнса в 1930 фильме «The Bishop Murder Case». Бэзил становится одним из популярнейших актёров 1930-х годов, играя злодеев-аристократов в костюмированных драмах и боевиках. Он появлялся в таких фильмах как: «Дэвид Копперфильд» в роли сурового отчима мистера Мардстоуна; «Анна Каренина» в роли холодного Каренина; «Гибель Помпеи» в роли Понтия Пилата; «Одиссея Капитана Блада»; «Повесть о двух городах»; «Приключения Робин Гуда», где он сыграл одного из лучших своих злодеев — Сэра Гая Гизборна; «Приключения Марко Поло»; «Знак Зорро» в роли подлого капитана Эстебана Паскуале. Он также появился в ранних фильмах ужасов. В таких как: «Башня смерти» в роли Ричарда III и «Сын Франкенштейна» в роли Барона Вульфа Франкенштейна — сына создателя чудовища. Бэзил Рэтбоун был лучшим фехтовальщиком Голливуда. Но был вынужден проигрывать поединки намного более слабому Эрролу Флинну в фильмах «Приключения Робин Гуда», «Одиссея Капитана Блада», так как всегда играл отрицательным персонажем (а отрицательные персонажи обычно проигрывают). Бэзил проигрывал сражения в фильмах «Башня смерти», «Знак Зорро», «Придворный шут» (1956 года). За всю свою карьеру в кино, Бэзил Рэтбоун победил лишь раз: в фильме «Ромео и Джульетта», играя Тибальта, он убил Меркуцио. Бэзил Рэтбоун был дважды номинирован на премию Оскар за лучшую мужскую роль второго плана: в 1937 году за роль Тибальта в «Ромео и Джульетта», а в 1939 за роль короля Людовика XI в фильме «Если бы я был королем». В фильме «Утренний патруль» (1938 года) Бэзил сыграл одну из немногих своих положительных ролей. Он предстаёт зрителям в образе майора Брэнда — начальника королевского лётного эскадрона, который переживает за солдат, которых послал на верную смерть. Эррол Флинн, вечный враг Рэтбоуна, играет на сей раз его преемника, который стал командиром, после продвижения майора по службе. Именно Бэзила Рэтбоуна писательница Маргарет Митчелл видела в роли Ретта Батлера. Но продюсеры фильма посчитали, что у Бэзила слишком много ролей злодеев и зритель может просто не воспринять его в этой роли. Поэтому фильм Унесённые ветром 1939 года, обошелся без Рэтбоуна. Во всех своих интервью, Бэзил всегда говорил, что в первую очередь хочет, чтобы его помнили по работам в театре. Своей же лучшей ролью в театре он считал Ромео. Любимая же роль в кино — Шерлок Холмс. Однако наибольшее признание пришло к Рэтбоуну за роль Шерлока Холмса в серии фильмов снятых между 1939 и 1946 годами. Его партнером по сериалу был Найджел Брюс, сыгравший доктора Ватсона. Их первые два фильма «Приключения Шерлока Холмса» и «Собака Баскервилей» стали кассовыми гигантами того времени и положили начало целой серии фильмов (а их было четырнадцать) о великом сыщике. Рэтбун и Брюс также играли эти роли на радио. Имя Бэзила стало прочно ассоциироваться с Холмсом и после последнего фильма, а именно «Прелюдия к убийству», Бэзил появлялся в этом образе во многих ТВ-постановках 50- 60-х годов. Он также сыграл Холмса в пьесе, написаной его женой Уидой. Найджел Брюс был очень болен и не смог сыграть доктора Ватсона. А после его смерти 8 октября 1953 года, Бэзил отказался ставить эту пьесу. В итоге, пьеса была показана всего лишь три раза. В 1950-е годы Бэзил играет злодеев в двух комедиях, ирониях на свои ранние фильмы: «Большая ночь Казановы» вместе с комиком Бобом Хоупом и «Придворный шут» с комиком Дэнни Кеем. Участвует во многих телевизионных программах и снимается в кассовых фильмах, таких как: «Мы не ангелы» (1955 год) и политической драме «Последний салют» (1958 года).Также активно играет в театре. В 1948 году, Бэзил получает главную театральную премию Америки — Тони, за роль доктора Остина Слопера в пьесе «The Heiress». В 1950—1960-е годы он продолжает работать на радио, телевидении, в кино. Чтобы утолять расточительность своей жены, Бэзил играл главные роли (в основном злодеев) в фильмах низкого уровня, но за эти роли ему давали большие гонорары. Например: «Призрак в невидимом бикини» (1966 год), «Плохой сон» (1956 год), «Кровавая королева» (1966 год), «Деревенщины в доме с призраками» (1967 год) и его последний фильм — мексиканский низкобюджетный хоррор «Autopsy of a Ghost». Бэзил Рэтбоун ещё славился как сильный декламатор. Поэтому выходило много пластинок с записями стихотворений в его исполнении, такими как «The Night Before Christmas». Он также читал рассказы и стихотворения Эдгара Аллана По. И вместе с Винсентом Прайсом выпустил пластинку «The Edgar Allan Poe Audio Collection». Рэтбоун читал произведения многих авторов, поэтому дисков выходило много. В 1956 году, Бэзил сыграл Эбенезера Скруджа в музыкальной ТВ-постановке «The Stingiest Man In Town» по мотивам рассказа Чарльза Диккенса. В 1962 году Бэзил Рэтбоун выпустил автобиографическую книгу «In and Out of Character», с которой объездил всю Америку. Это были выступления, где он общался со зрителями, зачитывал разные главы своей книги, декламировал Шекспира и другие свои любимые стихотворения. В том же 1962 году, Бэзил появляется в триллере по мотивам рассказов Эдгара По — «Истории ужаса». Фильм состоит из трёх новелл, созданных по мотивам произведений Эдгара По: «Морелла», «Чёрный кот», «Правда о случившемся с мистером Вальдемаром». Все три новеллы объединяет своим появлением Винсент Прайс. Рэтбоун же играет зловещего гипнотизёра Кармайкла, в третьей новелле «Правда о случившемся с мистером Вальдемаром». В 1964 году выходит чёрная комедия «Комедия ужасов», где впервые вместе встречаются такие гиганты жанра триллер/ужасы как Винсент Прайс, Петер Лорре, Борис Карлофф и Бэзил Рэтбоун. В 1962 году Рэтбоун играет роль злого волшебника Лодака в масштабном по тем временам фильме «Волшебный меч». У Бэзила Рэтбоуна есть три звезды на Аллее звёзд. За работу в кино, на радио и на телевидении. Рэтбоун женился на актрисе Этель Марион Форман в 1914 году. В 1915 году у них появился сын Родион. Пара рассталась в 1926 году. Предположительная причина — роман Рэтбоуна на стороне. В 1927 году, Бэзил женится во второй раз на писательнице Уиде Бержер. Собственных детей у них не было, но они в 1940-м удочерили девочку по имени Синтия. Бэзил и Уида устраивали самые дорогие вечеринки в Голливуде. Туда приглашались лишь известнейшие в те годы актёры, режиссёры и продюсеры. В отличие от многих других актёров, Бэзил, получив американское гражданство, никогда не отказывался от британского. Бэзил Рэтбоун умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 21 июля 1967 года. Его тело было помещено в склеп, ставший потом семейным. Последние его слова были сказаны его жене: «Знаешь, я не боюсь смерти, я просто хочу, чтобы этого не случилось». Фильмография: 1926 — «Большой обман» / The Great Deception — Риццио; 1935 — «Повесть о двух городах» / A Tale of Two Cities; 1935 — «Гибель Помпеи» / The Last Days of Pompeii — Понтий Пилат; 1935 — «Анна Каренина» / Anna Karenina — Алексей Каренин; 1935 — «Одиссея капитана Блада» / Captain Blood — Капитан Левассер; 1935 — «Дэвид Копперфильд» / David Copperfield; 1936 — «Частный номер» / Private Number (Secret Interlude); 1936 — «Ромео и Джульетта» / Romeo and Juliet — Тибальт; 1937 — «Исповедь» / Confession — Михаил Михайлов; 1937 — «Товарищ» / Tovarich — Комиссар Дмитрий Городченко; 1938 — «Приключения Марко Поло» / The Adventures of Marco Polo — Ахмед; 1938 — «Приключения Робин Гуда» / The Adventures of Robin Hood — Гай Гисборн; 1938 — «Утренний патруль»/ The Dawn Patrol — Майор Брэнд; 1939 — «Сын Франкенштейна» / Son of Frankenstein — Барон Вольф фон Франкенштейн; 1939 — «Рио-де-Жанейро» / Rio — Пауль Рейнальд; 1939 — «Если бы я был королём»; 1940 — «Знак Зорро» / The Mark of Zorro — Капитан Эстебан Паскуале; 1941 — «Чёрная Кошка» / The Black Cat — Хартли; 1941 — «Безумный доктор» / The Mad Doctor (A Date with Destiny) — доктор Джордж Себастьян; 1941 — «Париж зовет» / Paris Calling — Бенуа; 1942 — «Перекресток» / Crossroads — Анри Сарру; 1943 — «Вне подозрений» / Above Suspicion — Зиг фон Ашенхаузен; 1943 — «Сумасшедший дом» / Crazy House — Гость; 1954 — «Большая ночь Казановы» / Casanova’s Big Night — Лучио; 1955 — «Мы не ангелы» / We’re No Angels — Андре Трошар; 1956 — «Чёрный сон» / The Black Sleep — Джоэл Кадман; 1962 — «Волшебный меч» / The Magic Sword — Лодак; 1962 — «Понтий Пилат» / Ponzio Pilato — Каиафа; 1965 — «Путешествие на доисторическую планету» / Voyage to the Prehistoric Planet — Профессор Хартман; 1966 — «Призрак в невидимом бикини» / The Ghost in the Invisible Bikini — Реджинальд Риппер; 1966 — «Королева крови» / Queen of Blood — Доктор Фаррадей. Приключения Шерлока Холмса: 1939 — «Собака Баскервилей» / The Hound of the Baskervilles — Шерлок Холмс; 1939 — «Приключения Шерлока Холмса» / Adventures of Sherlock Holmes (Шерлок Холмс) — Шерлок Холмс; 1942 — «Шерлок Холмс и голос ужаса» / Sherlock Holmes and the Voice of Terror (Sherlock Holmes Saves London) — Шерлок Холмс; 1943 — «Шерлок Холмс и секретное оружие» / Sherlock Holmes and the Secret Weapon (Secret Weapon) — Шерлок Холмс; 1943 — «Шерлок Холмс перед лицом смерти» / Sherlock Holmes Faces Death — Шерлок Холмс; 1943 — «Шерлок Холмс в Вашингтоне» / Sherlock Holmes in Washington — Шерлок Холмс; 1944 — «Жемчужина смерти» / The Pearl of Death — Шерлок Холмс; 1944 — «Багровый коготь» / The Scarlet Claw (Sherlock Holmes and the Scarlet Claw) — Шерлок Холмс; 1944 — «Паучиха» / Spider Woman (Sherlock Holmes and the Spider Woman) — Шерлок Холмс; 1945 — «Замок ужаса»/ The House of Fear — Шерлок Холмс; 1945 — «Бегство в Алжир» / Pursuit to Algiers — Шерлок Холмс; 1945 — «Женщина в зелёном» / The Woman in Green — Шерлок Холмс; 1946 — «Ночной террор» / Terror by Night — Шерлок Холмс; 1946 — «Прелюдия к убийству» / Dressed to Kill (Sherlock Holmes and the Secret Code) — Шерлок Холмс.

1893
Иван Федорович Мамаев
якутский народный мастер-косторез, чеканщик, ювелир, на-родный художник Якутии. Член Союза художников СССР. С 1951 г. преподавал в Якутском музыкально-художественном училище. Умер в 1954 году.

1893
Клавдия Ивановна Николаева
советский партийный и профсоюзный деятель. Член Коммунистической партии с 1909. Родилась в Санкт-Петербурге, в семье рабочего. Была работницей переплетной мастерской. Участвовала в Революции 1905—1907. С 1910 работала в правлении профсоюза печатников в Санкт-Петербурге, сотрудничала в журнале "Работница". В 1915 выслана в Енисейскую губернию. После Февральской революции 1917 редактор журнала "Работница", участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, затем работала в Петроградском губкоме партии; один из руководителей 1-го Всероссийского съезда работниц и крестьянок (1918). В 1924—1926 заведующий отделом работниц ЦК ВКП (б). В 1928—1930 заведующий агитпропом Северо-Кавказского крайкома ВКП (б). В 1930—1933 заведующий агитмассовым отделом ЦК партии. В 1934—1936 2-й секретарь Ивановского обкома ВКП (б). С 1936 секретарь ВЦСПС. Делегат 13—18-го съездов партии; на 14—16-м съездах избиралась кандидатом в член ЦК, на 13, 17, 18-м — член ЦК ВКП (б). Была член ЦИК СССР. С 1937 депутат и член Президиума Верховного Совета СССР. Награждена орденом Ленина и медалями. Умерла в Москве 28 декабря 1944 года.Похоронена на Красной площади у Кремлевской стены. Литература: Карасева Л., К.И.Николаева, в сборнике: Славные большевички, Москва, 1958; Корнеева-Глебова Н.С., Славная дочь рабочего Питера, в сборнике: Ленинградки, Ленинград, 1968.

 (495x699, 85Kb)
1893
Дороти Ли Сейерс (Dorothy Leigh Sayers)
английская писательница, филолог, драматург и переводчик. В России наиболее известна благодаря детективным романам. Являлась одним из основателей британского Детективного клуба. Родилась в Оксфорде в семье англиканского священника, ректора соборной певческой школы при церкви Христа (англ. Christ Church) преподобного Генри Сэйерса (ум. 1928). Получила начальное образование в частной школе Годольфин, в Солсбери, (графство Уилтшир), затем в Самервилл Колледже в Оксфорде. В 1915 году она закончила колледж со степенью бакалавра французского языка, а в 1920 получила степень магистра, став таким образом одной из первых женщин, удостоенных ученой степени в Оксфорде. По окончании Колледжа Дороти Сэйерс некоторое время работала корректором в университетском издательстве Блэквелл, затем преподавала в Эколь де Рош в Нормандии. В 1922 по 1929 она работала в лондонском рекламном агентстве Бенсонс в качестве автора рекламных текстов. Литературная карьера Дороти Сэйерс началась в 1916 публикацией сборника стихов под названием «Op I». В 1923 она опубликовала свой первый детективный роман под названием «Чье тело?» (Whose Body?), в котором впервые появляется главный герой её одиннадцати детективных романов и множества рассказов, аристократ и сыщик-любитель, лорд Питер Уимзи. Роман принёс ей успех, и в двадцатые годы за ним последовали «Тучи свидетелей» (Clouds of Witness, 1926), «Неестественная смерть» (The Unnatural Death, 1927), «Неприятность в Беллона-клубе» (The Unpleasantness at the Bellona Club, 1928). В плане личной жизни двадцатые годы были для Дороти Сэйерс периодом бурным, о котором впоследствии она вспоминала с неохотой. В 1922 она увлеклась неким Биллом Уайтом, продавцом машин, от которого в 1924 у неё родился внебрачный сын, Джон Энтони (ум. 1984). Учитывая нравы эпохи, рождение ребёнка держалось в тайне, кроме того, Дороти не желала омрачать старость родителей, которых, вероятно, поведение дочери бы разочаровало. Джон Энтони был вверен попечению кузины Дороти, Айви Шримптон. Дороти Сэйерс долгое время поддерживала сына материально, чему служила её работа у Бенсонс и растущий финансовый успех её книг. В 1926 Дороти Сэйерс вышла замуж за Освальда Артура Флеминга —журналиста, бывшего офицера и разведенного отца двоих детей. Позже они усыновили Джона Энтони, которому, однако, не довелось жить под одной крышей с приёмными родителями. Известно также, что Дороти Сэйерс отказывалась признать своё биологическое материнство всю жизнь. К 1929 её материальное положение упрочилось настолько, что она смогла оставить работу у Бенсонс и посвятить все своё время литературному творчеству. Тогда же, объединившись с такими писателями, как Агата Кристи, Гилберт Кит Честертон и Рональд Нокс, Дороти Сэйерс стала одной из основательниц Детективного клуба, члены которого регулярно собирались для обсуждения тем, связанных с детективной прозой. Детективные романы 1930-х гг. отражают многие черты личного опыта Дороти Сэйерс. В 1930 вышел «Сильный яд» (Strong Poison), в котором впервые появляется главный женский персонаж, надолго поселившийся в романах Сэйерс — писательница детективных романов Гарриет Вэйн, чьи непростые отношения с лордом Питером Уимзи составляют эмоциональный фон нескольких более поздних романов: «Разыскивается труп» (Have His Carcase, 1932), «Вечер выпускников» (Gaudy Night, 1935), и «Испорченный медовый месяц» (Busman’s Honeymoon, 1937). Многие критики считали мисс Вэйн alter ego автора, а лорда Питера — воплощением «идеального мужчины», каким представляла его себе Дороти Сэйерс. Романы «Уимзи-Вэйн» отличаются не только продуманной интригой, но и более пристальным вниманием к контексту происходящих событий и к внутреннему миру персонажей. То же можно сказать о романах тридцатых годов, в которых Гарриет Вэйн не фигурирует: «Убийству нужна реклама» (Murder Must Advertise, 1933), «Отпуск палача» (Hangman’s Holiday, 1933), «Девять портных» (The Nine Tailors, 1934), и др. Один из романов с лордом Питером Уимзи, «Престолы и господства» (Thrones and Dominations) был отложен Сэйерс в 1938 г. и завершён только в 1998 г. писательницей Джилл Пэтон Нэш. Другой детективный цикл, созданный Дороти Сэйерс в тридцатые годы, состоит из одиннадцати рассказов, в которых в качестве главного героя фигурирует коммивояжер и сыщик-любитель Монтэгю Эгг. В соавторстве с Робертом Юстэсом Сэйерс также написала единственный роман без лорда Питера Уимзи — «Следственные документы» (The Documents in the Case, 1930). В тридцатые годы Дороти Сэйерс обратилась также к драматургии. «Испорченный медовый месяц» изначально представлял собой пьесу, чья премьера состоялась в декабре 1936. Это единственная детективная пьеса Сэйерс; подзаголовок к ней гласил: «Лирическая драма с детективными отступлениями», так как главная тема пьесы — отношения между лордом Питером Уимси и Гарриет Вэйн, и этой теме очевидным образом подчинена детективная интрига. Лишь впоследствии телекомпания Би-Би-Си поставила фильмы по большей части детективных романов Сэйерс. Драматургия Дороти Сэйерс во многом основана на её религиозных взглядах. Хорошо знакомая с кругом инклингов, и связанная личной дружбой со многими из его членов, она была активной прихожанкой и принадлежала к Англиканской Церкви. В 1937 в ходе Кентерберийского фестиваля была поставлена первая религиозная пьеса Сэйерс («Ревность по доме Твоем», The Zeal of Thy House). За ней последовали ещё шесть пьес, последняя из которых называется «Император Константин», The Emperor Constantine (1951). Особую известность Дороти Сэйерс принёс цикл из двенадцати радиопьес под названием «Человек, рождённый на царство» (The Man Born to be King). Цикл был заказан и поставлен Би-Би-Си в 1941—1942, несмотря на шквал критики[источник не указан 375 дней], обрушившийся на автора со всех сторон: атеисты считали пьесу христианской пропагандой, тогда как христиане заявляли, что вверить роль Христа актёру — богохульство. Кроме того, многих беспокоил и сбивал с толку тот факт, что герои этих пьес, включая Христа, говорили на общеупотребимом английском языке, тогда как большая часть публики привыкла слушать и читать Евангелия в переводе Библии Короля Иакова, на языке возвышенном и литературном. Это было сделано Сэйерс сознательно, так как она считала, что сегодня восприятие Евангелий затрудняется обманчивой «знакомостью» речей, событий и персонажей, и что задача христианской пьесы на евангельские темы — максимально приблизить их к зрителю или слушателю. Несмотря на критику, или благодаря ей, цикл оказался успехом. Архиепископ Кентерберийский, Уильям Темпл считал пьесы Сэйерс «одним из мощнейших инструментов, когда-либо вложенных в руки Церкви». Как и многие инклинги, Дороти Сэйерс считала, что проповедовать Евангелие — долг писателя-христианина в современном мире. В апреле 1938 главный редактор «Санди Таймс» предоставил ей такую возможность, предложив написать статью для выпуска, который должен был выйти в Вербное воскресенье. Так появилась статья под названием «Величайшая драма: Символ веры христианского мира» (The Greatest Drama Ever Staged is the Official Creed of Christendom). Другая статья, «Догмат есть драма» (The Dogma is the Drama) вышла в том же месяце в «Записках Святого Мартина» (St. Martin’s Review). Таким образом было положено начало многолетней деятельности Дороти Сэйерс в области христианской апологетики и популяризации богословия. В 1940 издатель Сэйерс, Виктор Голанц предложил ей написать эссе на военную тему. Писательница откликнулась 152-страничной книгой под названием «Начни здесь» (Begin Here). Эта и последовавшие за ней в послевоенный период книги дают представление о христианском мировоззрении Сэйерс. Одна из самых известных — «Дух творчества» (The Mind of the Maker, 1941), где проводится аналогия между человеческим и божественным творческим процессом. Сэйерс также много писала на темы образования, так как именно образование, по её мнению, является краеугольным камнем критического отношения к действительности. Среди других её апологетических работ — «Благодарю тебя, Господи» (Lord, I Thank Thee, 1943), «Непопулярные мнения» (Unpopular Opinions, 1946), «Символ или хаос, и другие эссе на темы популярного богословия» (Creed or Chaos? And Other Essays in Popular Theology, 1947). В сороковые и пятидесятые годы Дороти Сэйерс также много путешествовала, читая лекции в университетских аудиториях, и активно участвовала в жизни её лондонского прихода, Святого Фомы-Святой Анны, церковным старостой которого она стала в 1952. В этот период центром её интересов стала академическая и переводческая деятельность. В 1950 Сэйерс получила степень доктора филологических наук (Litt.D) в университете Дарема. В числе её переводов — «Тристан в Бретани» (Tristan in Brittany, Being Fragments of the Romance of Tristan, Written in the Twelfth Century by Thomas the Anglo-Norman, 1929) и «Песнь о Роланде» (1957). Главной же её переводческой работой несомненно был перевод «Божественной комедии» Данте. В 1949 был опубликован перевод «Ада», в 1955 вышло в свет «Чистилище». Работа вызвала самые разнообразные, порой диаметрально противоположные оценки. Многие считали этот перевод слишком свободным, недостаточно близким к оригинальному тексту. Другие отмечали литературные качества перевода, приближающие текст к восприятию современного читателя. Так или иначе, текст вышел в издательстве «Пингвин» и неоднократно перепечатывался. Число его читателей оценивается в два миллиона. 17 декабря 1957 года внезапная смерть от сердечной недостаточности прервала работу Сэйерс над переводом «Рая». Позже этот перевод был завершён её коллегой и подругой Барбарой Рейнольдс. Библиография: Barbara Reynolds, Dorothy L. Sayers: Her life and soul (St. Martin’s Press, New York, 1995); Mary Brian Durkin, Dorothy L. Sayers (Twayne Publishers, Boston, 1980); Catherine Kenney, The Remarkable Case of Dorothy L. Sayers (The Kent State University Press, 1990); Auden, W. H., 1962. The Dyer’s Hand, and Other Essays; Gilbert, Colleen B., 1978. A Bibliography of the Works of Dorothy L.Sayers.

1893
Владимир Иванович Спицын
российский химик, радиолог. Родился в Москве. Брат В.И.Спицына. После окончания (1916) Московского университета преподавал там же и в других вузах. Один из основателей и руководителей созданного при ВСНХ в 1922 г. Бюро по исследованию и промышленному применению редких элементов (БЮРЭЛ), выполнившего работы по химии W, Мo, Та, Ве, V, Рo, Тh, Се и др. Разработав оригинальный метод, основанный на использовании бета-излучения изотопа 234Ра, он применил его для определения растворимости ТhО2 и других соединений Тh. Изучал радиоактивность К и Rb; предложил основанные на измерении радиоактивности быстрые методы количественного определения U и Тh в их минералах. Умер в Москве 16 февраля 1923 года. Литература: Новоселова А.В., Спицын В.И., Работы кафедры неорганической химии в области химии редких элементов, "Учёные записки МГУ", 1955, выпуск 174; Ламан Н.К., Кречетникова Ю.И., История завода "Электропровод", Москва, 1967.

 (468x699, 57Kb)
1894
Исаак Эммануилович Бабель
русский советский писатель. Родился в Одессе в семье торговца-еврея. Первые рассказы опубликовал в журнале "Летопись". Затем, по совету М.Горького, "ушёл в люди" и переменил несколько профессий. В 1920 был бойцом и политработником Конной армии. В 1924 опубликовал ряд рассказов, позднее составивших циклы "Конармия" и "Одесские рассказы". Повествуя о бойцах и командирах Конной армии, Бабель рисует, рядом с подлинными защитниками революции, анархически настроенную казачью вольницу, где чужеродным выглядит терой-рассказчик - интеллигентный юноша, для которого гражданская война была школой мужества и революционного самосознания. Критика тех лет, отдавая должное таланту и значению творчества Бабеля, упрекала его в натурализме и апологии стихийного начала. В "Одесских рассказах" Бабель рисует жизнь дореволюционной еврейской бедноты, находя в обиходе мастеровых и мелких торговцев экзотические черты и сильные характеры. В 1928 Бабель опубликовал пьесу "Закат" (поставлена во 2-м МХАТ), в 1935 - пьесу "Мария". Бабелю принадлежат также несколько сценариев. Мастер короткого рассказа, Бабель стремится к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием. Цветистый, перегруженный метафорами язык его ранних рассказов в дальнейшем сменяется строгой и сдержанной повествовательной манерой. Творчество Бабеля получило широкое признание, книги его переведены на многие иностранные языки. 15 мая 1939 Бабель был арестован и, обвиненный в антисоветской заговорщической террористической деятельности, расстрелян 27 января 1940 года. В его честь в 1964 г. назвали пик в Таджикистане, юго-восточнее Горного Бадахшана, к северу от Вранга.

1894
Тэй Гарнетт
американский режиссер.

1894
Жак Анри Шарль Огюст Лартиг
французский фотограф и художник. Многие из лучших своих снимков Лартиг сделал еще в детском возрасте. Он описывал свое детство как «сказочное время», особенно увлекательное благодаря появлению автомобилей и самолетов. И те, и другие часто запечатлены на фотографиях Лартига как часть веселой и комфортабельной жизни его семьи и друзей. Любимым сюжетом фотографа были виды парижских бульваров, особенно с «хорошенькими женщинами, эксцентричными, элегантными, в экипажах, запряженных лошадьми, или в прекрасных сияющих автомобилях». Лартиг родился в Курбевуа близ Парижа. В 1901 отец подарил ему громоздкий фотоаппарат на деревянном треножнике. Позже он получил ручную фотокамеру, которой можно было делать непостановочные, практически репортажные снимки. Кроме черно-белых, Лартиг делал и первые цветные снимки, которые сейчас признаны одними из лучших «автохромных» фотографий своего времени. Лартиг официально нигде не учился; в 1915 он поступил в класс художника Ж.П.Лорана в Академии Жюлиана в Париже. Начиная с тридцатых годов он стал выставлять свои живописные работы в галереях Парижа и Нью-Йорка. В этот период Лартиг продолжал заниматься фотографией, однако его снимки не привлекали внимания публики до 1963, когда Музей современного искусства в Нью-Йорке выставил подборку фотографий из многочисленных альбомов Лартига разных лет. В 1970 вышел Дневник столетия – красочное описание жизни и творчества Лартига. Умер в Ницце 12 сентября 1986 года.

1895
Теодор Пиштек
чешский артист

1896
Екатерина Павловна Поддубняк
мастер цеха Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени электролампового завода. Родилась в городе Москва. Русская. В течение многих лет работала сменным мастером сборочной мастерской и мастером цеха на Московском электрозаводе (с 1939 года – Московский электроламповый завод, МЭЛЗ, он же завод № 631) – старейшем предприятии в советской, а затем и российской электронной промышленности. В годы Великой Отечественной войны на заводе № 631 в 1941 году был создан цех боеприпасов, а в 1942 году создаётся цех радиоламп и начинается выпуск электронно-лучевых трубок для радиолокаторов. Динамично и уверенно МЭЛЗ развивался и в послевоенные годы. В 1948 году заводом выпускается первый телевизионный кинескоп, начинается промышленное производство первых в стране люминесцентных ламп типа ДС и БС. В 1956 году на МЭЛЗ начинается производство ртутных ламп типа ДРЛ. В 1957 году в связи с 50-летием предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени, а многие его работники были удостоены высоких государственных наград. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1957 года за выдающиеся производственные достижения и внесенный большой вклад в выполнение заданий по освоению и внедрению на заводе новой электровакуумной техники Поддубняк Екатерине Павловне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В дальнейшем вышла на заслуженный отдых. Жила в Москве. Дата смерти не установлена. Награждена орденом Ленина (10 сентября 1957), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (21 апреля 1939).

1896
Андрес Хенриксон
шведский актер и режиссер. В 1916 г. окончил школу при Драматическом театре (Стокгольм), в труппу которого входил в 1921-1965 гг. С 1913 г. снимался в кино. Первая значительная работа – роль Оле в фильме режиссера А.Шеберга «Сильнейший» (1929). Его актерская индивидуальность особенно ярко раскрылась в фильмах А. еберга «Ставка – жизнь» (1940, Макс), «Домой из Вавилона» (1941, Набоков), «Игра о небе» (1942, Бог-отец), «Фрекен Юлия» (1951, Граф), «Варавва» (1953, Прокурор). Создал образы интеллигентных, несколько чудаковатых людей в фильмах: «Вальпургиева ночь» (1935), «Тюрьма» (1949), «Деньги господина Арне» (1954), «Ночной кошмар» (1965). Его первая режиссерская работа – психологическая драма «Девушка из универмага» (1933). В этом же жанре поставлен один из лучших фильмов режиссера «Преступление» (1940). В большинстве своих фильмов он играл главные роли.

 (698x352, 71Kb)
1897
Пааво Йоханнес Нурми (Paavo Johannes Nurmi)
один из самых известных легкоатлетов мирового спорта, стайер, 9-кратный олимпийский чемпион, национальный герой Финляндии, заработавший у журналистов прозвище «Летающий финн». Родился в Турку. Серьезно начал заниматься бегом в 1914 году, когда присоединился к Спортивной ассоциации Турку. В этом же году выиграл свои первые соревнования. На Олимпийских играх выиграл 9 золотых и 3 серебряных медали - 3 золотые (10000 м, индивидуальный и командный зачет 8-километрового кросса) и серебрянную (5000 м) на Олимпийских играх в Антверпене (1920), 5 золотых (1500 м, 5000 м, индивидуальный и командный зачет 10-километрового кросса, 3000 м) на Играх в Париже (1924), золотую (10000 м) и 2 серебрянные (5000 м, 3000 м с препятствиями) медали на Играх в Амстердаме (1928). Установил за карьеру 25 мировых рекордов на 15 различных дистанциях. После окончания выступлений был тренером финской сборной на Олимпиаде в Берлине (1936), где финны выиграли дистанции 5000, 10000 метров и 3000 метров с препятствиями. В 1952 году на Олимпиаде в Хельсинки участвовал в эстафете олимпийского огня и внес факел на Олимпийский стадион Хельсинки. Скончался 2 октября 1973 года.
 (462x699, 205Kb)
Но в 1973-м Нурми страшно разочаровал весь финский народ, когда на закате своих дней и, естественно, через много десятилетий после ухода из большого спорта признался, что регулярно употреблял допинг. Впрочем на официальной статистике международных соревнований это не сказалось — было сочтено, что «закон обратной силы не имеет».

1899
Ян Лехонь (псевдоним; настоящее польское имя - Лешек Серафинович, Leszek Serafinowicz)
польский поэт. Родился в Варшаве. В 1916—1920 учился на философском факультете Варшавского университета. В 1920-е - член поэтический группы "Скамандр". Известность Лехоню принес сборник стихов "Пурпурная поэма" (1920), прославлявший борьбу за независимость Польши. В сборнике "Серебряное и черное" (1924) отразилось разочарование действительностью. Для поэзии Лехоня характерна приподнятость стиля, строгость поэтической формы. Со времени 2-й мировой войны 1939—1945 Лехонь жил в США. Вел враждебную народной Польше деятельность. Покончил жизнь самоубийством в Нью-Йорке 8 июня 1956 года. Сочинения: Poezje, Warsz., 1963; (Wierszej), Warsz., 1966. Литература: История польской литературы, том 2, Москва, 1969, страница 180.

Carlos_Chavez (547x700, 74Kb)
1899
Карлос Чавес (испанское имя - Carlos Chávez; полное имя - Карлос Антонио-де-Падуа Чавес-и-Рамирес, Carlos Antonio de Padua Chávez y Ramírez)
мексиканский композитор, дирижёр и музыкальный педагог. Дед Чавеса Хосе Мария Чавес был губернатором мексиканского штата Агуаскальентес, в котором значительную часть населения составляют индейцы. В местностях с большой долей индейского населения прошло и детство композитора. Отец Чавеса умер, когда ему было три года, мать, наполовину индеанка, была директором местной школы для девочек и сама воспитывала шестерых детей. Первые уроки музыки он получил у одного из своих старших братьев, в дальнейшем Чавес изучал фортепиано под руководством Асунсьон Парра, пианиста и композитора Мануэля Понсе и, наконец, в 1910—1915 гг. учился у Педро Луиса Огасона, известного как первый в Мексике исполнитель музыки Клода Дебюсси. Систематического образования в области композиции Чавес, таким образом, не получил. В 1916 г. Чавес и его друзья основали посвящённый вопросам культуры журнал «Гладиос» (испанское название - Gladios), с 1924 г. журналистская карьера Чавеса продолжилась в газете «Эль Универсаль». Одновременно он начал сочинять фортепианные пьесы и аранжировки народных песен, а уже к 1918 году закончил работу над симфонией. В 1921 г. Секстет для струнных и фортепиано Чавеса был исполнен и хорошо принят критикой, благодаря чему композитор получил государственный заказ на сочинение балета из истории ацтеков. Балет под названием «Новое пламя» (испанское название - El Fuego Nuevo) был написан, но так и не поставлен, и лишь в 1928 г. его музыка была исполнена в концерте оркестром под управлением автора. В 1922 г. Чавес женился на своей соученице, пианистке Отилии Ортис, и отправился в свадебное путешествие в Европу, проведя в Берлине, Вене и Париже период с октября 1922 по апрель 1923 года. Его Соната № 2 для фортепиано была принята для публикации в Берлине, а в Париже работу Чавеса одобрил и поддержал Поль Дюка. Вернувшись в Мексику, Чавес выступил пропагандистом и популяризатором новейшей музыки, организовав исполнение в своей стране произведений таких авторов, как Артюр Онеггер, Дариус Мийо, Франсис Пуленк, Эрик Сати, Игорь Стравинский. Затем в 1926—1928 гг. Чавес жил в Нью-Йорке, представляя вместе с художником Руфино Тамайо новое мексиканское искусство; в этот период отношения тесного сотрудничества установились между Чавесом и Эдгаром Варезом. В 1928 г. Чавес, Варез и Генри Коуэлл основали Панамериканскую ассоциацию композиторов. Вернувшись в Мексику, Чавес возглавил Национальную консерваторию Мексики (ректор до 1934 года), где среди его учеников в классе композиции оказались в дальнейшем Блас Галиндо, Сильвестре Ревуэльтас, Сальвадор Контрерас, Хосе Монкайо и другие ведущие фигуры мексиканской композиторской школы. Одновременно Чавес стал руководителем Мексиканского симфонического оркестра (после реорганизации переименован в Симфонический оркестр Мексики), во главе которого стоял в течение двух десятилетий (до 1948 г.). Во главе оркестра Чавес впервые в Мексике исполнил более 250 новых и классических сочинений, в том числе и русских авторов (Мусоргского, Римского-Корсакова, Глазунова, Рахманинова, Скрябина, Мосолова, Прокофьева, Шостаковича. Середина 1930-х гг. стала для Чавеса переломным моментом: в силу своих левых политических симпатий он стал смещаться от чистого авангарда, нашедшего выражение в таких сочинениях, как «Энергия» для девяти инструментов (1925) и балет «Лошадиные силы» (H.P.; 1926—1931), в сторону музыки, в наибольшей степени основанной на фольклорном материале. Наиболее известны и характерны Индейская симфония (испанское название - Sinfonía india; 1935) и пьеса «Хочипилли» (испанское название - Xochipilli, по имени ацтекского бога цветов, песен и танцев) для духовых и перкуссии, в которой используются ударные инструменты доколумбовой Америки; эта пьеса была написана для концертной программы выставки мексиканского искусства в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1940 году. Здесь же Чавес дирижировал Симфоническим оркестром NBC. С 1943 года Чавес вёл интенсивную лекторскую деятельность, а затем вплоть до 1952 г. возглавлял Национальный институт искусств (испанское название - Instituto Nacional de Bellas Artes). Последующие полтора десятилетия он посвятил преимущественно творчеству, создав, в частности, три последние симфонии — Четвёртую (по заказу Луисвиллского оркестра), Пятую (по заказу Фонда Сергея Кусевицкого) и Шестую (по заказу нью-йоркского Линкольн-центра); в 1958—1959 гг. преподавал в Гарвардском университете. В конце 1960-х гг. Чавес ненадолго вернулся к административной и педагогической работе: он занимался составлением национальной программы музыкального образования, короткое время руководил Национальным симфоническим оркестром Мексики. Затем, однако, трения с коллегами привели к его отставке, и последнее десятилетие жизни Чавеса прошло в значительной степени в США. Последнее выступление Чавеса состоялось 8 мая 1978 года, когда он дирижировал премьерой своего Концерта для тромбона с оркестром в Вашингтоне. Умер в Мехико 2 августа 1978 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку