-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109023
Комментариев: 6801
Написано: 117495


13 июня родились...

Четверг, 13 Июня 2019 г. 04:01 + в цитатник
Марко_Черемшина (595x700, 101Kb)
1874
Марко Черемшина (настоящее имя - Иван Юрьевич Семанюк; псевдонимы - Василий Заренко, Марко Легит)
украинский писатель и общественный деятель, адвокат, доктор права. Родился в селе Кобаки Косовского уезда Галиция. Окончил Венский университет (1906) и работал адвокатским помощником в Делятине, а с 1912 адвокатом в Снятине, где активно занимался общественно-политической, литературной и культурно-просветительской работой. Учась в Коломыйской гимназии, юноша заинтересовался тогдашней жизнью в Галиции и на Буковине, выписывал почти все тогдашние журналы. На это время приходятся и его первые литературные опыты, которые он подписывает псевдонимами Василий Заренко, Марко Легит. Впоследствии Марко Черемшина написал свое первое произведение — драму «Неистовые» и послал ее на конкурс, объявленный львовским журналом «Заря». Хотя драма была оценена рецензентами положительно, она ни в печать, ни на сцену не попала, текст ее затерялся, сохранилось только два отрывка чернового автографа. Попытка сил в драматургии не прошла даром для Черемшины: не став драматургом в полном смысле, он стал впоследствии выдающимся мастером психологических новелл, характерной приметой которых является глубокий драматизм. Первый рассказ «Кормчий» напечатал 1896 в газете «Буковина». За 1900—1901 годы в львовском «Литературно-научном вестнике» и черновицкой «Буковине» был напечатан ряд рассказов, которые составили первую книгу писателя — «Вехи. Новеллы из гуцульской жизни»: «Святой Николай в закалке», «Разве дарим воду», «Раз мать родила», «Зведениця», «Бельмо» и другие (всего 15). Они посвящены изображению жизни темного и обнищавшего гуцульского крестьянства Австро-Венгрии. Именно эта книга сразу поставила Марко Черемшину на одно из ведущих мест среди украинских новеллистов начала ХХ века. После «Зарубин» в творчестве Черемшины наступил длительный перерыв, после которого с 1919 года начали появляться его рассказы, посвященные руинам галицкого села, опустошенного событиями Первой мировой войны: «Село выгибает», «Село страдает», «Чтоб им путь пропал», «Первые стрелы» и другие.
13 июня 1874 года родился Марко Черемшина (700x350, 262Kb)
Третий тематический цикл составляют рассказы Черемшины, написанные о жизни крестьянства под гнетом польской власти: «Верховина», «Ласка», «Коляда», «На Купалу на Ивана» и др. Современная ему критика отмечала высокое мастерство писателя и богатство народного, часто ритмизованного языка. Учитывая общее их крестьянское происхождение, тематику творчества и дружеские личные связи, историки литературы Черемшину, Василия Стефаника и Леся Мартовича часто объединяют под названием «Покутская тройка». Во Львове отдельным изданием после «Зарубин» вышли сборник рассказов Черемшины: «Избранные произведения» (1929), «Сочинения. Полное издание», тома I—III (1937), «Избранные произведения»(1938). Первое издание в СССР «Село выгибает» со вступительной статьей Николая Зерова вышло в 1925 году. После того избранные произведения Черемшины издавались много раз. Умер в селе Снятин 25 апреля 1927 года. Сейчас в Кобаках в родном доме писателя создан музей. Есть музей Марко Черемшины и в Снятине, где ему поставлен бюст. По его рассказу «Слеза» создана мультипликационная лента «Рождественская сказка» (1993, «Укранимафильм»). О нем снят фильм «Марко Черемшина» (1975). Литература: Енциклопедія українознавства. В 10-ти томах / Гол. ред. В. Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989; Грушевский М. Новости нашей литературы. Иван Семанюк. ЛНВ, IX. Ленинград, 1902; Зеров М. Марко Черемшина и галицкая проза. Предисловие к сборнику М.Черемшины «Село выгибает». Xарьков, 1925; Музычка А. Марко Черемшина. «Красный Путь», часть 6. Xарьков. 1927; Его же Марко Черемшина. Xарьков. 1928; Крушельницкий А. О жизни и творчестве Ивана Семанюка — Марка Черемшины. Предисловие к сборнику М.Черемшины «Избранные произведения». Ленинград, 1929; Гуменюк М., Кравченко Е. Марко Черемшина. 1874—1927. Краткий библиографический указатель. Ленинград, 1955. Источники: Жизненный и творческий путь Марко Черемшина (1874—1927 гг. Лилия Шологон / / Восток (журнал), 2008.

Paul Neumann (439x700, 168Kb)
1875
Пауль Нойман (немецкое имя - Paul Neumann)
австрийский пловец, чемпион летних Олимпийских игр 1896 в плавании на 500 вольным стилем и первый победитель Игр от Австрии. Родился в Вене, в еврейской семье. Нойман участвовал в двух заплывах: на 500 и 1200 м вольным стилем. В первой гонке, в которой участвовало только три спортсмена, Нойманн выиграл с результатом 8:12,6. В следующей гонке он не смог финишировать. Все заплывы проходили 11 апреля. После игр Нойман эмигрировал в США, в Чикаго. Там он поступил в Чикагский университет и получил степень доктора. Однако он продолжал заниматься плаванием и установил мировые рекорды в заплывах на 2, 3, 4 и 5 миль. Также он выигрывал несколько чемпионатов США и Канады. Пауль Нойман входит в Международный плавательный зал славы и Международный еврейский спортивный зал славы (по национальности Нойман был евреем). Умер в Вене 9 февраля 1932 года.

William_Sealy_Gosset (523x700, 234Kb)
1876
Стьюдент (псевдоним; настоящее имя - Уильям Сили Госсет, William Sealy Gosset)
известный английский учёный-статистик, более известный под своим псевдонимом Стьюдент благодаря своим работам по исследованию т. н. распределения Стьюдента. Родился в Кентербери, у Агнес Сили Видал и полковника Фредерика Госсета. Госсет посещал колледж Винчестер (англ.), а затем прослушал курсы химии и математики в Новом колледже Оксфорда. По окончании университета в 1899 году он поступил на работу на пивоваренный завод Arthur Guinness Son & Co в Дублине. Гиннесс был передовым предприятием пищевой промышленности, и Госсет мог применить свои знания в области статистики как при варке пива, так и на полях — для выведения самого урожайного сорта ячменя. Госсет приобретал эти знания путём изучения, методом проб и ошибок, проведя два года (1906—1907 гг.) в биометрической лаборатории Карла Пирсона. Госсет и Пирсон были в хороших отношениях, и Пирсон помогал Госсету в математической части его исследований. Так, Пирсон был причастен к публикациям 1908 года (принёсших славу Стьюденту), но придавал мало значения этому открытию. Исследования были обращены к нуждам пивоваренной компании и проводились на малом количестве наблюдений. Биометристы же обычно имели дело с сотнями наблюдений и не испытывали необходимости в развитии методов, основанных на малом их количестве. Ранее другой исследователь, работавший на Гиннесс, опубликовал в своих материалах сведения, составлявшие коммерческую тайну этой пивоваренной компании. Чтобы предотвратить дальнейшее раскрытие конфиденциальной информации, Гиннесс запретил своим работникам публикацию любых материалов, независимо от содержавшейся в них информации. Это означало, что Госсет не мог опубликовать свои работы под своим именем. Поэтому он избрал себе псевдоним Стьюдент, чтобы скрыть себя от работодателя. Поэтому его самое важное открытие получило название Распределение Стьюдента, иначе бы оно могло называться теперь распределением Госсета. Госсет практически все свои работы, включая работу «Вероятная ошибка среднего» (The probable error of a mean) опубликовал в журнале Пирсона «Биометрика» под псевдонимом Стьюдент. Первым, кто понял значение работ Госсета по оценке параметров малой выборки, был биолог Рональд Фишер. Госсет написал ему: «Я посылаю вам копию таблиц Стьюдента, поскольку вы, похоже, единственный человек, который когда-либо станет пользоваться ими!» Фишер считал, что Госсет совершил «логическую революцию». По иронии судьбы, t-статистика, благодаря которой знаменит Госсет, была фактически изобретением Фишера. Госсет считал статистику для z = t/√(n−1). Фишер предложил вычислять статистику для t, потому что такое представление укладывалось в его теорию степеней свободы. Фишер также применил распределение Стьюдента в регрессионном анализе. Стьюдентизированные остатки также названы в честь Стьюдента, хотя их предложили другие учёные. Подобно проблемам, которые привели к распределению Стьюдента, в их основе лежит та же идея — исправление (adjusting) выборочного стандартного отклонения. Интерес Госсета к выращиванию ячменя привёл его к мысли, что опыт надо планировать с той целью, чтобы не просто повысить среднюю урожайность, но чтобы вывести такие сорта ячменя, чья урожайность была бы устойчива к колебаниям состава почвы или климата. Этот принцип встречается только позднее у Фишера и затем в 1950-х в работе Гэнъити Тагути. В 1935 году он покинул Дублин, чтобы занять должность главного пивовара, ответственного за научную сторону производственного процесса, в новой пивоварне Гиннесса в Парк Ройял, в северо-западной части Лондона. Он скончался от сердечного приступа в городе Беконсфильд в Англии 16 октября 1937 года. Госсет был другом Пирсона и Фишера и был достаточно скромным человеком. Известен случай, когда он оборвал речь своего почитателя словами «Фишер всё равно бы сумел открыть всё это сам».

Елена Маврикиевна Грановская  (633x700, 231Kb)
1877
Елена Маврикиевна Грановская
русская и советская актриса. Народная артистка РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Елена Грановская родилась в Твери; окончила в Санкт-Петербурге немецкую школу с дипломом домашней учительницы; участвовала в любительских и полупрофессиональных спектаклях. На профессиональной сцене дебютировала в 1898 году — в Васильевском театре, в комедии «Медовый месяц». В 1899—1902 годах выступала на сцене Панаевского театра в Санкт-Петербурге, затем один сезон провела в Театре Корша в Москве. С 1903 года Елена Грановская выступала в различных антрепризах С.Ф.Сабурова, в том числе в Санкт-Петербургском театре «Пассаж». В 1921 году «Пассаж» хотели национализировать и превратить в один из филиалов бывшего Александринского театра: труппа, возглавляемая такими актёрами, как Грановская и С.Н.Надеждин, писала «Ленинградская правда» в июне 1921 года, «представляет во время всеобщей халтуры неоспоримую художественную ценность». Национализация по каким-то причинам не состоялась, и «Пассаж», руководимый Степаном Надеждиным, продолжал существовать как самостоятельный коллектив, при этом на его сцене периодически выступали ведущие актёры александринской труппы, которых привлекала репертуарная независимость театра, и в 1921—1923 годах одним из партнёров Грановской в ряде спектаклей был Владимир Давыдов. По поводу спектакля «Дама с камелими», в котором Армана Дюваля в качестве гастролёра играл Владимир Максимов, критик Э.Старк в газете «Последние новости» писал: «Максимов составил достойнейшую пару с Грановской, у которой простота её искусства составляет высшее достоинство. Посмотреть только, как она играет Маргариту Готье! Будучи по преимуществу всё-таки чисто комедийной актрисой, ибо в ней — неисчерпаемый запас тончайшего юмора, Грановская играет „Даму с камелиями“ в таких простых и удивительно мягких, сплошь музыкальных тонах, что весь образ получает совершенно особенное освещение, становясь на своё законное место среди образов Маргариты, созданных другими знаменитейшими актрисами». В 1925 году «Пассаж» преобразовали в театр «Комедия». Весь репертуар «Комедии» был ориентирован на индивидуальность Грановской, в то время актрисы прежде всего лирико-комедийной. В 1931 году «Комедия» была объединёна с Театром Сатиры Давида Гутмана в Ленинградский театр сатиры и комедии (с 1935 года — Ленинградский театр Комедии). В объединённом театре, как и прежде в «Комедии», Елена Грановская была ведущей актрисой; репертуар также был унаследован от «Комедии»: водевили, популярные в те годы эстрадные обозрения, первые советские комедии — В.П.Катаева, В.В.Шкваркина, В.М.Киршона. В труппе были блистательные актёры: Л.О.Утесов, Н.К.Смирнов-Сокольский, Н.К.Черкасов, — тем не менее к середине 1930-х годов Театр сатиры и комедии утратил популярность и оказался на грани закрытия. Не сработавшись с Николаем Акимовым, пришедшим в 1935 году спасать театр, Елена Грановская в 1939-м перешла в Большой драматический театр имени Горького, который в то время возглавлял Борис Бабочкин. Здесь по-новому раскрылось дарование актрисы — в ролях Раневской («Вишневый сад»), Полины Бардиной («Враги» М.Горького), Полежаевой («Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова), Софьи Петровны («Разлом» Б.Лавренёва), Кэт («Все мои сыновья» А.Миллера) и др. Ушла из жизни в Ленинграде 15 июня 1968 года. Похоронена в Ленинграде на Богословском кладбище. Роли в театре: «Пассаж»: «Когда заговорит сердце» Франсиса де Круассе — Эллен (маркиза де Шарвилль играл В. Давыдов, Робера — Надеждин); «Любовь к искусству» («Вечная любовь») Германа Фабера — Клара Шпор (Фридриха Фиринга играл В.Давыдов); «Дама с камелиями» А.Дюма-сына — Маргерит Готье (в роли Жоржа Дюваля — В.Давыдов). Большой драматический театр имени Горького: 1940 — «Стакан воды» Э.Скриба; режиссёр А.Н.Арди — Королева; 1940 — «Вишневый сад» А.П.Чехова; режиссёр П.П.Гайдебуров — Раневская; 1942 — «Дорога в Нью-Йорк» Л.А.Малюгина (по сценарию Р.Рискина); режиссёр Л.С.Рудник — Дайк; 1943 — «Беспокойная старость» Л.Рахманова; режиссёр A.M.Жуков — Полежаева; 1944 — «На дне» М.Горького; режиссёр Л.С.Рудник — Анна; 1948 — «У нас на земле» О.Берггольц, Г.Макогоненко; режиссёр Н.С.Рашевская — Клавдия Ивановна Сазонова; 1948 — «Враги» М.Горького; режиссёр Н.С.Рашевская — Полина Бардина; 1948 — «Джо Келлер и сыновья» («Все мои сыновья») А. Миллера; режиссёр Г.М.Раппопорт — Кэт; 1948 — «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина; режиссёр О.М.Бойцов — Анна Антоновна Атуева; 1950 — «Тайная война» В.Михайлов, Л.Самойлов; режиссер P.P.Суслович — Вера Аркадьевна Туманова; 1950 — «Разлом» Б.А.Лавренёва; режиссёры А.В.Соколов и И.С.Зонне — Софья Петровна; 1951 — «Любовь Яровая» К.А.Тренёва; режиссёр И.С.Ефремов — Горностаева; 1952 — «Достигаев и другие» М.Горького; режиссёр Н.С.Рашевская — Ксения Булычова; 1956 — «Шестой этаж» А.Жери; режиссёр Г.А.Товстоногов — госпожа Марэ; 1959 — «Варвары» М.Горького; режиссёр Г.А.Товстоногов — Богаевская. Роли в кино: 1935 — Граница — Фейга, жена Новика; 1954 — Герои Шипки (СССР, Болгария) — Дама при дворе; 1956 — Девочка и крокодил — Бабушка Кати; 1960 — Ночная сказка (короткометражный) — Бабушка. Награды и звания: народная артистка РСФСР (1944); Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Софьи Петровны Берсеневой в спектакле «Разлом» Б.А.Лавренева; орден Трудового Красного Знамени. Литература: Золотницкий Д.И. Театр внутренней эмиграции («Комедия» в «Пассаже»).

Slavjanov (525x700, 171Kb)
1878
Николай Николаевич Славянов
советский гидрогеолог, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946). Родился в местечке Боткинский завод, ныне Удмуртской АР. Сын Н.Г.Славянова. Его отец, Николай Гаврилович, изобрел метод электросварки, на который в 1890-1891 году получил патент в России и других странах. По окончании Горного института в Санкт-Петербурге (1908) работал в Геологическом комитете (до 1933), затем в институте геологических наук Академии Наук СССР (1933—1946), ВНИИ гидрогеологии и инженерной геологии (1941-1942), Хабаровском институте железнодорожного транспорта (1942-1943), Центральном институте курортологии (1944- 1945), Лаборатории гидрогеологических проблем Академии Наук CCCP имени Ф.П.Саваренского (1946-1956; с 1947 директор). Профессор ряда высших учебных заведений Москвы, Ленинграда и Хабаровска. В 1909-1915 участвовал в работах по составлению геологической карты Донбасса. В 1933-1935 руководил мерзлотными исследованиями вдоль трассы БАМ. Работы Славянова заложили основы современной гидрогеологии и геохимии минеральных вод. Исследования Славянова посвящены генезису и природе источников Кавказских Минеральных Вод (особенно Железноводской группы), изучением которых он занимался в 1912-1955. Исследования Славянова (1930-1931) способствовали развитию бальнеологических курортов Алтая (Белокуриха), Прииссык-Кулья (Джеты-Огуз), Урала (Нижние Серги). Впервые Н.Н.Славянов приехал на КМВ в 1907 г. Он вел топографическую съемку Тамбуканского озера, наблюдал за реконструкцией одного из источников в Кисловодске, в 1912 г. открыл в Железноводске самый горячий источник Кавказских минеральных вод. На Восточном склоне горы Железной он на личные деньги организовал работу буровой скважины, и в 1914 г. был открыт бювет нового источника, которому Славянов дал имя покойного директора Геологического комитета академика Ф.Н.Чернышева, много сделавшего для проведения геологоразведочных работ в Железноводске. Впервые на курортах при каптаже этой скважины (1916) применили трубы на резьбе. Работы Славянова сыграли важную роль в создании современных курортов в Карелии, на Северном Кавказе, в Грузии. Славянов предложил ряд оригинальных решений в области методики и техники разведочных работ на минеральные воды (применение толстостенных чугунных каптажных труб для углекислых высокоагрессивных вод, асбоцементных труб для сероводородных вод и др.). Широкое применение получила колонка-батометр Славянова для послойного изучения донных илов. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в Москве 16 октября 1958 года. Именем Славянова назван один из разведанных им минеральных источников Железноводской группы. В советское время, учитывая заслуги Славянова перед курортом, источнику присвоили имя первооткрывателя и директора (1947-1956) Лаборатории гидрогеологических проблем имени Ф.П.Саваренского Академии наук СССР. Исследования Н.Н.Славянова способствовали возникновению новой науки - гидрохимии. Н.Н.Славянов отдал развитию Кавказских курортов 33 года. На его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве установлен памятник в форме павильона Славяновского источника. Литература: Гордеев Д.И., Николай Николаевич Славянов. Жизнь и деятельность, Москва, 1962 (Труды Лаборатории гидрогеологических проблем Академии Наук СССР, том 43).

Шацкий,_Станислав_Теофилович (700x700, 131Kb)
1878
Станислав Теофилович Шацкий
русский и советский педагог, член коллегии Наркомпроса РСФСР (1929-1934). Станислав Теофилович Шацкий родился в селе Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленской области, происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католицизм). Потом он заметит: «для занятия педагогикой нужен определённый склад души…». В 1885 году он принят в 6-ю Московскую гимназию, считавшуюся на то время одной из лучших в Москве. Воспоминания об учёбе в ней сохранились в книге С.Т.Шацкого «Годы исканий» (Часть 1. «Старая школа»), где он описывает, как в ней шла постоянная война учителей и учеников, ненадолго прерывавшаяся лишь во время экзаменов, когда интересы тех и других сближались. Характерный отрывок: «после учебного года ученики группами идут и жгут или топят учебники». Возможно, поэтому Шацкий потом всю жизнь проводил педагогику сотрудничества, что для того времени было весьма необычно (едва ли не единственным исключением тех лет была школа Л.Толстого). «Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали» напишет Станислав Теофилович позднее. Через восемь лет, в 1893 году, С.Шацкий поступил в Московский университет (сначала на Мехмат, затем переводится на медицинский факультет, но и там долго не задерживается), затем — в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную Академию. Последний переход объяснялся просто: Шацкий уже решил стать педагогом, при этом за образец для себя считал в то время школу Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, где учащиеся много внимания уделяли труду, особенно на земле, в поле. Поскольку Шацкий считал для себя необходимым всё делать профессионально, то он переходит в с/х академию на специальность агронома именно для того, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников на земле. Однако как только он посчитал, что получил необходимые знания, то оставляет академию, в 1905 году, не окончив её (несмотря на очевидные успехи и приглашения заняться научной работой по данному направлению). В 1899—1901 годах занимался в Московской Консерватории по классу вокала в классе У.Мазетти. Занятия были настолько успешными, что, хотя он и не окончил Консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра. В Консерватории он знакомится со своей будущей супругой, В.Н.Демьяновой, окончившей её с красным дипломом по классу фортепиано. Но его привлекало иное — педагогика. Свою педагогическую деятельность С.Т.Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы он вместе c архитектором А.У.3еленко и другими педагогами создаёт первые в России детские клубы. В 1906 году он организовал общество «Сетлемент» («Поселение»), которое в 1908 году было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1909 года руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году организовал колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 год по предложению А.В.Луначарского руководит работой первой опытной станции по народному образованию. В 1932—1934 годах руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и, одновременно, с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти был директором Московской консерватории. Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано c именами С.Т.Шацкого и А.У.3еленко. Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов — поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сетлемент», созданное С.Т.Шацким, А.У.Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начaльную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Прaктическая работа c детьми основывaлась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоционaльной и умственной жизнью. B обучении упор был сделaн на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педaгогами и детьми понимaлись как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавaлось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была оргaнизация детского самоупрaвления. B 1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей. B следующем году С.Т.Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». Была продолжена работа детского сада, клуба, начальной школы. Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей. B 1911 году общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (на территории современного города Обнинска). B создании колонии большую роль сыграла Валентина Николаевна Шацкая (1882—1978), жена С.Т.Шацкого, впоследствии ставшая крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей. В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, С.Т.Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых навыков. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию — занятия в этих учреждениях восполняли отсутствие y детей школьного образования. Вместе c тем они помогали устроить досуг детей, способствовали обогащению их общения. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новыми педагогическими взглядами на вопросы воспитания детей. B мае 1919 года С.Т.Шацкий устраивает на основе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Задачи методического центра отделения выполняла колония «Бодрая жизнь». Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция вела работу c детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года. Известно, что С.Т.Шацкий пытался создать детское производство (кирпичный завод), но получил отказ. Также неудачно закончилась и попытка стать депутатом местного совета. С.Т.Шацкий организовал научную школу, которую представляли А.А.Фортунатов, М.Н.Скаткин, Л.К.Шлегер, В.Н.Шацкая и др. Примечательно, что ставший известным и уважаемым академиком Академии Педагогических Наук СССР М.Н.Скаткин, также как и сам Шацкий, не имел диплома о высшем образовании. С.Т.Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С.Т.Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. В августе 1932 года в Московской консерватории, по инициативе её директора С.Т.Шацкого и профессора А.Б.Гольденвейзера было создано Детское отделение для подготовки способных учеников к поступлению в музыкальный вуз — будущая центральная музыкальная школа. Умер С.Т.Шацкий в Москве 30 октября 1934 года.
Официальная_вывеска_школы_№_1_(Обнинск) (700x525, 359Kb)
Средняя школа № 1 города Обнинска с 1961 года носит имя С.Т.Шацкого.
Бюст_Станислава_Теофиловича_Шацкого (700x525, 362Kb)
Перед первым зданием школы (сейчас это здание занимает «Лингвоцентр» и вечерняя школа города) установлен бюст выдающегося педагога.
Произведения С.Т.Шацкого: Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 томах. Том 1. — Москва: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР,1962; Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 томах. Том 2. — Москва: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР,1964. — включает в том числе «Система русского детского сада» (Страницы 55—58); Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 томах. Том 3. — Москва: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР,1964; Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 томах. Том 4. — Москва: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР,1965; Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 томах. Москва, 1980; Материал для бесед с маленьким детьми. Выпуск I. Пособие для детских садов. Времена года. Фрукты. Овощи. Гиацинт. Приготовление игрушек / Составлено сотрудниками общества "Детский труд и отдых" под редакцией Л.К.Шлегер и С.Т.Шацкого. — Москва: Грамотей, 1913. — 32 страницы; Материал для бесед с маленьким детьми. Выпуск III. Пособие для детских садов. Растения / Составлено сотрудниками общества "Детский труд и отдых" под редакцией Л.К.Шлегер и С.Т.Шацкого. — Москва: Грамотей, 1914. — 32 страницы; «Бодрая жизнь». Впервые опубликовано: «Народное образование» («Известия Московской городской думы», 1914, № 5 — 12). Отдельной книгой с незначительными изменениями и дополнениями («День в колонии» и выводы) вышла в 1915 г. (Москва, «Грамотей»); Этапы новой школы. Сборник статей и докладов / Под редакцией С.Т.Шацкого. — Москва: Работник просвещения, 1923. — 144 страницы; Шацкая В.Н., Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии. — Москва: Госиздат, 1924. — 180 страниц. — (Педагогическая библиотека. Серия 2. № 1.); Шацкий С.Т. Годы исканий. — Москва: Учпедгиз, 1935. — 152 страницы. — 10 000 экземпляров. (Впервые опубликовано: Москва, «Мир», 1924.); Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. — Москва: Учпедгиз, 1958. — 432 страницы — 5 000 экземпляров; Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — Москва: Педагогика, 1980. — Том 1. — 304 страницы. — (Педагогическая библиотека). — 30 000 экземпляров; Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — Москва: Педагогика, 1980. — Том 2. — 416 страниц. — (Педагогическая библиотека). — 30 000 экземпляров; Шацкий С.Т. Работа для будущего / Составители В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. — Москва: Просвещение, 1989. — 224 страницы. — 80 000 экземпляров. О С.Т.Шацком: Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т.Шацкого. — Москва: МНЭПУ, 1999; Бершадская Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого. — Москва: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1960; Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией О.Е.Лебедевой.— Москва, 2003; Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. Москва, 1993; Шацкий С.Т. Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя. / Составители: В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. Москва, 1989; Скаткин М.Н. С.Т.Шацкий о всестороннем развитии детей. — Москва: Знание, 1977. — 64 страницы; Революция - искусство - дети. Материалы и документы. Часть 1. 1917-1923 / Составитель Н.П.Старосельцева. — 2-е, доработанное — Москва: Просвещение, 1987. — 240 страниц; Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. — Москва: Прометей, 1993. — 176 страниц; Опыт С.Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения). Сборник статей. — Обнинск, 2003. — 124 страницы; Уильям Партлетт. Культурная война в сельской школе. Калужский школьный комплекс С.Т.Шацкого в 1919-1927 гг. // Русский сборник. Исследования по истории России. — Москва: Модест Колеров, 2006. — Том III. — 368 страниц. — 500 экземпляров. — ISBN 5-91150-005-1

gay (455x700, 103Kb)
1879
Мария Гай (испанское имя - Maria Gay)
испанская певица (меццо-сопрано). Крупнейшая представительница испанского вокального искусства. В 16 лет была арестована за пение на улицах революционных антимонархических песен и заключена в тюрьму. После освобождения стала обучаться пению у А.Адини в Париже. Впервые выступила на оперной сцене в театре "Дела Монне" в Брюсселе в 1902. С 1906 Гай гастролировала в театрах Лондона (в том числе в "Ковент-Гардене"), Флоренции, Милана (театр "Ла Скала"), Буэнос-Айреса (Театр "Колон"), Санкт-Петербурга и других городов. С 1908 Г. жила в США. Была солисткой оперных тевтров в Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке ("Метрополитен-опера", до 1927), одновременно гастролировала во многих городах (в том числе в Москве в 1925). Исполняла лирические и драматические партии: Кармен; Амнерис, Азучена, Квикли ("Аида", "Трубадур", "Фальстаф" Верди), Шарлотта ("Вертер" Массне), Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Луиза ("Луиза" Шарпантье), Ортруда, Брангена ("Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" Вагнера), Сантуцца и Лола ("Сельская честь" Масканьи) и др. Исполняла также главные партии в операх испанских композиторов (Мореро, Лапарраса и др.). Оставив сцену в 1927, жила в Нью-Йорке, руководила школой пения. Умерла 29 июля 1943 года. Литература: Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955.

Николай Иванович Сус1 (525x700, 295Kb)
1880
Николай Иванович Сус
советский учёный, специалист в области агролесомелиорации, заслуженный деятель науки РСФСР (1947), почётный член Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (с 1956). Родился в селе Огиевцы, ныне Волынской области, в семье приходского учителя. Окончил Умайское училище земледелия и садоводства, в 1901 г. поступил в Санкт-Петербургский лесной институт, который окончил с отличием в 1907 г. В 1908-1916 гг. Н.И.Сус работал в песчано-овражной организации Лесного департамента (город Камышин Саратовской губернии), организовав за эти годы в Нижнем Поволжье сеть лесомелиоративных питомников с плодовыми и лесными отделениями. В 1918-1931 гг. Н.И.Сус, став инициатором устройства снегозащитных насаждений вдоль железных дорог, был консультантом по вопросам лесоразведения вдоль железных дорог и разработал специальный курс лекций по этим вопросам, который вошел в учебник по агролесомелиорации. Работая с 1920 по 1965 г. в Саратовском СХИ, Н.И.Сус организовал лесомелиоративный факультет (1922) и кафедру лесомелиорации, которой руководил в течение 40 лет. В 1931 г. Н.И.Сус был одним из инициаторов организации ВНИАЛМИ и стал его первым директором (1931-1938). Занимался исследованиями в области полезащитного лесоразведения, борьбы с дефляцией и эрозией почв, освоения и закрепления песков, выращивания посадочного материала, интересовался историческим аспектом степного и защитного лесоразведения. Им опубликовано около 120 научных работ, среди них: «К 100-летию русского степного лесоразведения» (1947), «Защитное лесоразведение» (1948), «Эрозия почв и борьба с ней» (1949), «Агролесомелиорация» (1956, 1959, 1966) и мн. др. Свыше 40 лет Н.И.Сус, читая лекции, руководил дипломным и курсовым проектированием в Саратовском государственном университете, сельскохозяйственном и гидромелиоративном институтах. Его лекции затратагивали очень широкий круг вопросов: степное и полезащитное лесоразведение, борьба с эрозией почв, закрепление и хозяйственное освоение песков, лесные питомники, декоративное садоводство и др. Под руководством Н.И.Суса выполнено 20 кандидатских диссертаций, он был экспертом ВАК по докторским диссертациям, членом многих ученых советов. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Золотой и Серебряной медалями ВДНХ, грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Умер в Саратове 26 августа 1967 года. Сочинения: Агролесомелиоративное дело. Справочник, Москва— Ленинград, 1933; Защитное лесоразведение, Москва— Ленинград, 1948; Эрозия почвы и борьба с нею (Лесомелиоративные мероприятия), Москва, 1949; Агролесомелиорация, под редакцией профессора Н.И.Суса, Москва, 1956. Литература: Почетный член Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина Н.И.Сус, "Лесное хозяйство", 1956, № 8.

dneprov (458x700, 152Kb)
1881
Митрофан Иванович Днепров
знаменитый русский певец, артист оперы (баритон), оперетты и режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1947). Родился в городе Усмани, ныне Липецкой области, в бедной и многодетной семье. И родители, и дети в семье Днепровых отличались хорошими голосами. Мать и отец были глубоко религиозны, соответственно, и детей воспитывали в православном духе. По вечерам семья пела религиозные песни. Усманский регент Трубячевский, услышав, как поет дискантом семилетний Митроша, пригласил его петь в церковный хор в качестве солиста. Позже юного певца услышал тамбовский архиерей и предложил его родителям, чтобы мальчик пел в Тамбове в архиерейском хоре. Тамбовский архиерейский хор считался одним из лучших. Четырех хористов из него перевели в Санкт-Петербургский митрополитский хор, в том числе — дисканта Днепрова. В столице мальчик пел в Александро-Невской лавре и учился в школе-интернате. Потом его определили на регентские курсы. Но Митрофана всегда тяготила монастырская жизнь. Поэтому, как только подвернулся случай, он без сожаления расстался с участью послушника, а судьба открыла перед ним иной, удивительный мир. На панихиде по композитору П.И.Чайковскому Митрофан управлял хором. Здесь и обратил на него внимание директор оперных курсов Осип Бестрих. Обладая баритоном, поставленным, по словам Бестриха, самой природой, Днепров выдвинулся как оперный певец, но подлинный расцвет таланта артиста проявился в оперетте. В 1900—1906 обучался на оперных курсах О.О.Бестриха, здесь же выступал в студенческих спектаклях. В 1907 пел в Екатеринбурге. С 1907 г. выступал в различных опереточных антрепризах. В июне того же года гастролировал в Самаре в составе Санкт-Петербургского Оперного товарищества под руководством М.Ф.Шигаевой, здесь выступил в партии Князя Елецкого ("Пиковая дама" П.Чайковского). В 1907 дебютировал в партии Маркиза ("Корневильские колокола" Р.Планкета) в опереточной труппе А.Тонни. С этого времени выступал только в оперетте — в Одессе, Москве (театр оперетты, 1927—1932, 1939—1951). Гастролировал во Франции, Польше и Германии (1921—1923). В 1939-1951 гг. артист Московского театра оперетты. Оперные партии: Демон (одноимённая опера А.Рубинштейна), Мазепа (одноимённая опера П.Чайковского), Евгений Онегин (одноимённая опера П.Чайковского); Валентин ("Фауст" Ш.Гуно), Риголетто (одноимённая опера Дж.Верди). Создал ряд ярких лирико-драматических и характерных образов. Лучшие роли в опереттах: Парис ("Прекрасная Елена" Ж.Оффенбаха), Данило ("Весёлая вдова" Ф.Легара), Мистер Икс ("Принцесса цирка" И.Кальмана), Ферфакс ("Гейша" С.Джонса), Маркёр ("Женихи" И.Дунаевского), Корецкий ("Год спустя" Б.Александрова), Игонин ("Беспокойное счастье" Г.Милютина), Муромский ("Акулина" И.Ковнера). Партнёры: П.З.Андреев, Л.Андреева-Дельмас, И.С.Василевич, Е.И.Гремина, Тимашева. В 1946—1947 работал в Пятигорске, где был постановщиком ряда оперетт — "Свадьба в Малиновке" Б.Александрова, "Сильва" и "Баядера" И. Кальмана. Записывался на грампластинки ("Сирена"). В 1951 году, когда Днепрову было 70 лет, он еще играл на сцене. Юбиляра поздравляли И.С.Козловский, А.А.Яблочкина, Л.О.Утесов. Доводилось петь Днепрову в концертах с участием Ф.И.Шаляпина и А.В.Неждановой в Москве в 1921 году. Умер в Москве 11 января 1966 года. Сочинения: Полвека в оперетте. — Москва, 1961.

otakar-spaniel_10816 (525x700, 173Kb)
1881
Отакар Шпаниель (чешское имя - Otakar Španiel)
чешский скульптор и резчик по дереву, медальер. Заслуженный художник (1954). Родился в городе Яромерж, ныне Чехия. Художественное образование получил в профессиональной школе резьбы в Яблонце над Нисой. В 1901 году завершает обучение у профессора Йозефа Таутенхайна по классу медалей в венской Академии искусств. С 1902 по 1904 год О.Шпаниель продолжает обучение под руководством Й.В.Мысльбека в Академии изящных искусств в Праге. Закончил своё образование в Париже, у Александра Шарпентье. Во время обучения во Франции скульптор познакомился и подружился с Антуаном Бурделем. Пребывание в Париже наложило свой отпечаток на всё последующее творчество мастера. В 1917 году он становится профессором пражской Высшей школы прикладного искусства, а с 1919 года — профессором пражской Академии изящных искусств, руководил медальерской мастерской при Академии художеств в Праге.
Battle_of_Bachmac_memorial_plaque (443x700, 340Kb)
Памятник воинам Чехословацких легионов, павших в сражении при Бахмаче на Украине в 1918 году.
Во время Второй мировой войны О.Шпаниель был отправлен немцами в концентрационный лагерь. Братом скульптора был чехословацкий генерал Олдржих Шпаниель, эмигрировавший из Чехословакии после захвата её Германией в 1938 году и в 1944—1946 годах возглавлявший военную канцелярию президента Чехословакии Эдуарда Бенеша.
9.13 июня 1881  Шпаниель, Отакар (700x350, 273Kb)
Произведения О.Шпаниеля созданы в стиле модерн и укзывают следы влияния на скульптора его учителя Й.Мысльбека. В начальный свой творческий период Шпаниель создаёт работы в классическом стиле, в основном женское ню и скульптуры спортивной тематики. После возвращения из Парижа в его произведених ощущается влияние Бурделя. После Первой мировой войны работает в стиле неоклассицизма, став одним из ведущих представителей этого течения в Чехословакии. О.Шпаниель занимался также созданием монет для чехословацкого казначейства, медалей, плакатов и рельефов. Он является автором монет достоинством в 10-, 20-, 50 хеллеров и 1 крону выпуска 1921 года, памятных монет в честь годовщины Карлова университета и памяти Святого Вацлава.
13 июня 1881 Шпаниель, Отакар (700x354, 226Kb)
Работал также как монументалист. Автор бюстов известных чешских деятелей науки и культуры: Я.Э.Пуркине, Я.Вхрлицкому, М.Швабинскому, Й.Манесу, А.Йирасеку, М.Алешу, Й.Суку и другим. Широко известен памятник Томашу Масарику работы О.Шпаниеля. Умер в Праге 15 февраля 1955 года.
Španiel_Jaroměř (439x700, 245Kb)
Памятная доска в честь О.Шпаниеля городе Яромерж.

Gilson1 (456x700, 372Kb)
1884
Этьен Анри Жильсон (французское имя - Étienne Gilson)
французский религиозный философ, неотомист, медиевист, директор Папского института средневековых исследований. в Торонто. Доказал влияние схоластики на философию Декарта. Утверждал близость христианского духа философии экзистенциализма. Родился в Париже. Учился в католическом колледже, затем в лицее Генриха IV. В 1907 году окончил отделение словесности Сорбонны. После защиты диссертации в 1913 году преподавал в университете Лилля. В начале Первой мировой войны был призван в армию, в 1916 году попал в германский плен, где читал лекции по философии военнопленным. После окончания войны вернулся в Лилль, в 1919 году назначен профессором Страсбургского университета. В 1926—1932 преподавал в Сорбонне, где с 1926 году возглавлял кафедру средневековой философии. Читал лекции в США вплоть до 1971 года. В 1929 году основал и возглавил Папский институт средневековых исследований (Pontifical Institute of Mediaeval Studies (PIMS)) в Торонто (Канада). В 1947 году был избран членом Французской Академии. Активно выражал свою политическую позицию (близкую к голлизму) на страницах газеты Монд. В 1947—1948 сенатор Французской Республики (французское название - Conseil de la République). Умер в городе Осер (Франция) 19 сентября 1978 года. Написал более 60 книг и 600 статей, причём более 100 из них — после 74 лет. При работе над диссертацией «Свобода у Декарта и богословие» в 1913 году Жильсон открыл для себя философию Фомы Аквинского и пришёл к выводу, что картезианская мысль гораздо сильнее зависит от своих схоластических истоков (схоластика), чем это думал Декарт. Жильсону принадлежит открытие оригинальности философии бытия у Фомы Аквинского по сравнению со всей предшествующей философией, включая аристотелевскую. Согласно Жильсону, эта оригинальность состоит в различении сущности и существования и в признании онтологического (онтология) примата существования, которое относится к сущности, как акт к потенции. В то время как Платон и Аристотель, а также многие философы Нового времени (например, Гегель) рассматривают лишь сущности, а представители современного экзистенциализма сосредотачиваются на существовании, оставляя без внимания сущность, подход Фомы Аквинского предоставляет возможность осмыслить и сущность, и существование, и их несводимость друг к другу. По мнению Жильсона, эта оригинальность не была замечена даже томистами Нового времени. Сам Жильсон впервые заявил об этом лишь в 4-м издании своей книги «Le thomisme» («Томизм»), вышедшей в 1941 году. Жильсон учил, что любое понятие касается лишь сущности, поэтому не может существовать понятия бытия: бытие познаётся, когда мы переходим от понятия какой-либо вещи к суждению о существовании этой вещи. Поэтому не существует непосредственного познания бытия. В этом Жильсон расходился с Маритеном, который считал, что бытие мы познаем с помощью особой интеллектуальной интуиции. Жильсон полемизировал с так называемым критическим реализмом, который разрабатывали томисты из Лувенского католического университета, которые пытались обосновать томистскую метафизику, исходя из гносеологического анализа. С точки зрения Жильсона, не гносеология должна обосновывать метафизику, а наоборот, так как попытки гносеологического обоснования метафизики не могут выйти за пределы понятия, то есть сущности, к реальному существованию. По мнению Жильсона, содержание христианской философии, в отличие от богословия, — не revelata (истины, постижение которых невозможно без Откровения), а revelabilia (истины, которые, будучи основаны на естественном разуме, исторически были углублены и сохранены благодаря Откровению). Согласно Жильсону, такими истинами христианской философии являются, например, существование Бога, свобода божественного и человеческого действия. Этьен Жильсон упоминается в романе «Имя розы» Умберто Эко. Сочинения: Le Thomisme, P., 1942; Théologie et histoire de la spiritualité, P., [1943]; Saint Thomas d'Aciuin, P., 1925; La philosophie au moyen âge, 2 éd., P., 1944; Existentialisme chrétien, P., [1948]; L'être et l'essence, P., 1948; Christianisme et philosophie, P., 1949; Peinture et réalité..., P., 1958: Introduction à la philosophie chrétienne. P., 1960; La philosophie et la théologie, P., 1960; La société de masse et sa culture, P., 1967; Linguisti-que et philosophie, P., 1969. Литература: Кузнецов В.Н., Французская буржуазная философия XX века, Москва, 1970, с. 202-211; Maritain J. [а. о.], Е. Gilson, philosophe de la chrétienité, [P., 1949]; Mélanges offerts à Etienne Gilson, [P. — Toronto, 1959]. Библиография: Бытие и сущность (1948); Избранное. Христианская философия; Избранное. Том 1. Томизм. Введение в философию святого Фомы Аквинского.

Leon Chwistek  (554x700, 382Kb)
1884
Леон Хвистек (польское имя - Leon Chwistek)
польский философ, математик, логик, писатель, художник, литературный и художественный критик, яркая фигура межвоенного авангарда. Родился в Кракове, тогда Австро-Венгрия, ныне Польша. Сын известного врача, мать — художница и пианистка, ученица Яна Матейко. Детство провел в Закопане, подружился там с Виткевичем (позднее всю жизнь находился с ним в жестокой полемике, выводил его в различных обличьях в разных своих произведениях), Шимановским, Брониславом Малиновским. В 1903—1904 — вольный слушатель в краковской Академии изящных искусств, учился у Юзефа Мехоффера. Закончил Ягеллонский университет, где изучал философию и математику, продолжил обучение в Геттингене и Вене (1908—1910). В 1913—1914 учился живописи в Париже, познакомился с творчеством кубистов. В 1914—1916 был на фронте. С 1917 принадлежал к краковской группе Экспрессионисты Польши (Виткевич, Титус Чижевский и др., с 1918 — формизм), был её главным теоретиком, в 1919—1921 выпускал журнал Формисты (вышло 6 номеров). С 1922 преподавал математику в Ягеллонском университете, в 1928 защитил там диссертацию по математической логике. С 1930 преподавал во Львовском университете. Один из видных представителей Львовской математической школы. С началом Второй мировой войны остался во Львове, занятом советской армией, сотрудничал с просоветской газетой «Czerwony Sztandar», опубликовал несколько текстов, славящих советскую власть и Сталина. 17 сентября 1940 вступил в Союз писателей Украины. В июне 1941, перед наступлением гитлеровцев, эвакуировался из Львова вместе с советскими войсками. В 1941—1943 преподавал математику в Тбилиси, затем в Москве. Принимал участие в работе Союза польских патриотов. Умер в Барвихе (Московская область) 20 августа 1944 года. Похоронен в общей могиле на Донском кладбище в Москве (на Донском кладбище есть только три общие могилы, предназначенные для захоронения невостребованных прахов; они же ныне считаются могилами прахов репрессированных. Поэтому место захоронения Л.Хвистека можно считать неизвестным). Жена — Ольга Штейнгауз, сестра Гуго Штейнгауза. Как логик развивал идеи львовско-варшавской школы (Казимеж Твардовский и др.), Б.Рассела, с которым вел переписку, А.Пуанкаре. В философии, в искусстве и в художественной критике отстаивал идею множества миров (реальность здравого смысла, чувственного восприятия, точных наук, сновидений и галлюцинаций и др.), соответственно выстраивая типологию и даже историю искусств — от примитивизма к футуризму. Полемизировал с Владиславом Стржеминским и его унизмом. Персональные выставки его живописных работ прошли в Кракове (1927) и Львове (1934). Автор романов Kardynał Poniflet (1906, рукопись уничтожена автором в 1917), Pałace Boga (1932—1933, при жизни автора были опубликованы лишь несколько фрагментов, пробная реконструкция романа опубл. 1968). Книги: Wielość rzeczy (1921); The theory of constructive types (principles of logic and mathematics): Part 1—general principles of logic. Theory of classes and relations (Краков, 1923); The theory of constructive types: (principles of logic and mathematics). P. 2, Cardinal arithmetic (Краков, 1925); Zagadnienia kultury duchowej w Polsce (1933); Granice nauki: Zarys logiki i metodologji nauk ścisłych (1935); Kilka uwag o podstawowych prawach rozchodzenia się-światła (1937); Krytyka pojęcia zmiennej w systemie semantyki racjonalnej (1938); La méthode générale des sciences positives; l’esprit de la sémantique (Париж, 1946); The limits of science: outline of logic and of the methodology of the exact sciences (Лондон, 1948); Wielość rzeczywistości w sztuce, i inne szkice literackie (1960); Pisma filozoficzne i logiczne (2 тома, 1961—1963); Wybór pism estetycznych (2004). Литература: Pasenkiewicz K. Pierwsze systemy semantyki Leona Chwistka. Kraków: Nakł. Uniwersytetu Jagiellońskiego, 1961; Estreicher K. Leon Chwistek — biografia artysty (1884—1944). Kraków: Państw. Wyd. Nauk., 1971; Jakimowicz I. Witkacy, Chwistek, Strzemiński: myśli i obrazy. Warszawa: Arkady, 1978; Baranowicz Z. Polska awangarda artystyczna 1918—1939. Warszawa: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe, 1979; Pollakówna J. Malarstwo polskie między wojnami 1918—1939. Warszawa: Wydawnictwo Artystyczne i Filmowe Auriga, 1982; Kostyrko T. Leona Chwistka filozofia sztuki. Warszawa: Instytut Kultury, 1995; Chrobak K. Niejedna rzeczywistość: racjonalizm krytyczny Leona Chwistka. Kraków: «Inter Esse», 2004; Piotrowski K. Antyunizm Leona Chwistka: o defensywnej fazie awangardy lat trzydziestych. Poznań: Wydawnictwo Naukowe, 2004; Zofia Jeżewska. Leon Chwistek. Krótki zarys życia i twórczości. Публикации на русском языке: Отрывок из книги «Границы науки» // Васильев Н.А. Избранные труды. Москва: Наука, 1989.

 (572x699, 60Kb)
1885
Элизабет Шуман (немецкое имя - Elisabeth Schumann)
немецкая певица (лирическое сопрано). Родилась в Мерзебурге, Тюрингия. К её предкам принадлежала знаменитая певица Генриетта Зонтаг. С детства брала уроки пения. Став членом труппы Гамбургской оперы в 1909 г., уже через год участвовала в гамбургской премьере оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы» (в роли Софи, ставшей её визитной карточкой). В 1914—1915 гг. выступала в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, куда в те времена приглашали только певцов мирового уровня. Рихард Штраус очень ценил творчество певицы и в 1919 г. содействовал её приглашению в Венскую оперу, где она выступала до 1937 г., став любимицей Вены. Большую часть её репертуара составляли роли в операх Вольфганга Амадея Моцарта. В 1920 г. Шуман дебютировала в качестве исполнительницы песенного репертуара. Многие из своих песен Штраус написал именно для неё. Он часто аккомпанировал ей в концертах. Она исполняла песни Вольфа, Шуберта, Брамса, Шумана, Штрауса, Малера и др. композиторов. В 1923 г. певица с успехом выступила в Лондоне в «Кавалере розы» под управлением Бруно Вальтера. Этот успех положил начало её многократным выступлениям в Англии. В 1922—1936 гг. участвовала в Зальцбургском фестивале. Элизабет Шуман не была притесняема нацистским режимом, но предпочла эмигрировать в США, где выступала в концертах и время от времени занималась преподавательской деятельностью. Умерла в Нью-Йорке 23 апреля 1952 года.

Аникст Ольга Григорьевна (528x700, 131Kb)
1886
Ольга Григорьевна Аникст (урождённая - Элька Гершевна Браверман)
российский педагог, организатор профобразования в РСФСР, основатель и первый ректор Московского института новых (иностранных) языков (нынешний Московский государственный лингвистический университет). Ольга Аникст (Элька Гершевна Браверман) родилась в Кишинёве, в многодетной семье рабочего табачной фабрики Герш-Лейба Лейзеровича Бравермана и его жены Эстер-Цывьи Мордко-Йосевны — тринадцатой из восемнадцати детей. Училась в частной гимназии Скоморовской, в 1905 году с отличием окончила Кишинёвское еврейское профессиональное училище для девочек (Еврейского колонизационного общества) с обучением на идише, по картонажно-галантерейному отделению. Арифметику в училище вела Полина Осиповна Эфруси. В 1903 году была избрана делегатом Южнорусского союза учащихся. В 1905 году принимала участие в революционных событиях в Одессе, в 1906 году устроилась на картонажную фабрику в Екатеринославе, была арестована и отбыла год в заключении. После освобождения в 1907 году вернулась в Кишинёв, откуда нелегально переправилась в Черновицы, где уже жила семья её будущего мужа Абрама Гитермана. В 1908 году — в эмиграции в Германии (во Франкфурте-на-Майне работала на кожевенной фабрике), затем — во Франции (в Париже вышла замуж за Абрама Гитермана), с конца 1909 года — в Швейцарии (в Цюрихе и Лозанне, с 1913 года в Женеве), с 1915 года по рекомендации В.И.Ленина и Н.К.Крупской работала секретарём Общества помощи ссыльным и политкаторжанам. В мае 1917 года вместе с мужем и двумя детьми в «пломбированном вагоне» вернулась в Россию, поселилась у матери в Павлограде и устроилась делопроизводителем в Продовольственную Управу. В следующем году переехала в Москву и посвятила себя организации профессионального образования. Работала заведующей учебным отделом Наркомата торговли и промышленности. Была одним из инициаторов создания Государственного комитета по профессиональному образованию при Наркомпросе РСФСР и входила в его состав (декабрь 1918 — март 1919). Затем была заместителем председателя Секции профессионально-технического образования, созданной на его основе (апрель 1919 — январь 1920). С декабря 1920 года входила в состав комиссии СНК РСФСР по преодолению кризиса рабочей силы («комиссия Троцкого»), предложившей создать Главпрофобр. Входила в состав коллегии и была заместителем председателя Главпрофобра, до 1928 года заведовала отделом рабочего образования и низших профшкол. Руководила организацией профессиональных учебных заведений, школ ФЗУ, перестройкой системы ученичества, подготовкой рабочих на производстве. С 1923 года была редактором журнала «Жизнь рабочей школы», организатором 1-го Всероссийского съезда по образованию рабочих-подростков (1922) и Всесоюзного съезда по рабочему образованию (1924). С 1927 года была учёным секретарём научно-педагогической секции Государственного учёного совета (ГУСа) Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса). В середине 1920-х годов участвовала в известной дискуссии с А.К.Гастевым, директором Центрального института труда, по вопросу о том, является ли профессиональная школа средним профессиональным или ремесленным учебным заведением. Выступала в печати против узкопрофессиональной направленности подготовки рабочих. После командировки для изучения опыта преподавания иностранных языков в Германии в 1930 году создала в Москве и возглавила в качестве первого ректора Московский институт новых (иностранных) языков (нынешний Московский государственный лингвистический университет). С 1932 года работала в ВЦСПС (курировала вопросы повышения квалификации на производстве, распространения технических знаний), в обществе «Техника массам», с декабря 1935 года начальником Управления учебных заведений в Наркомате местной промышленности РСФСР. После ареста мужа — исключена из партии и переведена на работу в Музпрокат. 29 марта 1938 года (на следующий день после расстрела мужа) арестована, осуждена на 8 лет исправительно-трудовых лагерей как член семьи изменника Родины и переправлена в Темниковские лагеря Мордовской ССР (Темлаг УМОР 3-й), где работала на швейном производстве. После освобождения в декабре 1945 года — на поселении в Свердловской области (в Сысерти, затем в Свердловске). Была реабилитирована в 1955 году. Умерла в Свердловске 9 сентября 1959 года. Автор многочисленных печатных работ в журналах «Народное просвещение», «За педагогические кадры», «Вестник профтехобразования» и других, методических рекомендаций и разработок в области образования, книг «Рабочее образование в РСФСР» (Москва: Новая Москва, 1925) и «Подготовка квалифицированных рабочих» (Москва: Госиздат, 1928). Оставила воспоминания о собственной жизни, а также о встречах с В.И.Лениным (опубликованы в сборнике «Ближе всех. Ленин и юные интернационалисты», 1968), Н.К.Крупской (опубликованы в сборнике «Воспоминания о Н.К.Крупской», 1966), А.В.Луначарским, В.В.Маяковским, Д.А.Фурмановым, Кларой Цеткин и Шолом-Алейхемом. Брат — Семён Григорьевич Сибиряков (настоящая фамилия Броверман; 1888—1938) — писатель, редактор и киносценарист. Муж (с 1908 года) — Абрам Моисеевич Аникст (1887—1938) — видный советский теоретик в области научной организации труда (НОТ). Сын — Александр Абрамович Аникст (1910—1988) — русский советский литературовед, театровед, доктор искусствоведения. Автор многочисленных трудов по истории английской литературы, редактор и составитель многотомных собраний сочинений Шекспира и Бернарда Шоу, автор пятитомной «Истории учений о драме» (1967—1988). Внук — Михаил Александрович Аникст (pодился в Москве 20 ноября 1938) — российский и британский (с 1990 года) книжный дизайнер и график, академик Академии графического дизайна. Сын — Дмитрий Абрамович Аникст (1927—2008) — советский геодезист, изобретатель в области геодезии и картографии, разработчик серии высокоточных советских теодолитов (в том числе астрономического теодолита ТА-05 для прицеливания космических аппаратов), ведущий конструктор московского ЦНИИ геодезии, аэрофотосъёмки и картографии, автор 5 монографий, в том числе «Высокоточные теодолиты» (1978), «Оптические системы геодезических приборов» (1981), «Высокоточные угловые измерения» (1987). Дочь — Ада Абрамовна Аникст (1915—2002) — инженер, директор лаборатории физико-механических испытаний свердловского завода пластмасс. Книги: Профессиональное образование в России (статьи и доклады). Главный комитет профессионально-технического образования. Москва: 7-я Государственная типография, бывшая Мамонтова, 1920; История возникновения Главрофобра. Москва: Главный комитет профессионально-технического образования, 1921; Профессионально-техническое образование в России за 1917—1921 гг. Юбилейный сборник под редакцией О.Г.Аникст. Государственное издательство, 1922; Рабочее образование в РСФСР. Москва: Новая Москва, 1925; Подготовка квалифицированной рабочей силы. Москва: Вопросы труда, 1926; Подготовка квалифицированных рабочих. Народный комиссариат просвещения РСФСР. Москва: Государственное издательство, 1928; Что такое технический минимум. Москва: Госиздат, 1932.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку